Главная страница

имя существительное. 102 Имя существительное в художественном текст. Информационная функция


Скачать 20.68 Kb.
НазваниеИнформационная функция
Анкоримя существительное
Дата22.01.2021
Размер20.68 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла102 Имя существительное в художественном текст.docx
ТипРассказ
#170467

102 Имя существительное в художественном текст

Информационная функция


Это основная функция имени существительного, которую оно выполняет в любом стиле. Собственно, именно за предметность и информативность так любят эту часть речи учёные и канцелярские э-э-э… деятели.

В художественном тексте предметность тоже важна, ведь существительное несёт информацию о самом важном – о мире, о герое, о вещах и явлениях. Конечно, есть даже небольшие рассказики, составленные из одних глаголов. Но это так, развлечения ради. А нормально никакую информацию без существительного не передашь.

Эстетическая функция


Вот это уже имеет отношение только к художественному тексту. Украшательство ни в канцелярских бумагах, ни в научных трактатах не приветствуется.

Казалось бы, за «красивости» в тексте отвечают прилагательные. Но это только на первый взгляд. А на самом деле никакая метафора невозможна без участия имени существительного. Это же сравнение! Оно предполагает какой-то предмет, с которым сравнивают. И самые яркие, сочные, элегантные метафоры никогда не обходятся без имени существительного. «Яркий, как солнце ранним утром, как пламя свечи в темноте осенней ночи, как взрыв сверхновой, как сияние капельки росы на листе клевера, как глаза кошки во мраке прихожей» и т. д. Как тут обойтись без имени существительного?!

Эмоциональная функция


Глаголы тоже неплохо передают эмоции, но делают это путём прямого сообщения о переживаниях персонажей. А вот с существительными всё значительно интереснее. За счёт множества синонимов и большого количества разнообразных форм существительные могут передать самые тонкие оттенки чувств и отношений. И не просто сообщают информацию, а заставляют читателя самого почувствовать, ощутить, пережить эмоциональные состояния, связанные с описываемой ситуацией или с героем. «Рассвет пропах гарью и пылью, дымом пожарищ и ветром стылой тревоги. Безнадёжность, страх и отчаяние. И лишь где-то вдали едва тлеет огонёк надежды».

Особенно хорошо удаётся имени существительному, точнее, его разнообразным формам, передавать эмоциональную окраску одушевлённых объектов: кот, котик, котишка, котяра, котище, котофей, котёнок, катёночек, котейка, котёнчишка, котька и т. д.

Эмоциональность выражается и через синонимы, которыми богато имя существительное, а также через слова с ярко выраженной экспрессией: гад, изверг, паразит, мерзавец, дармоед, зараза, стервец, урод, обалдуй, каналья и т. д. И это только цензурные слова. Причём каждое из этих оскорбительных существительных имеет свой оттенок.

Функция передачи глубинных смыслов


Среди разнообразия имён существительных есть один очень интересный вид – это отвлечённые существительные. Они обозначают объекты и явления, которых в реальности не существует. Нет, имеется в виду не «эльф», «дракон», «орк» и т. д. Речь идёт об абстрактных понятиях.

В художественном тексте они играют важную роль, передавая самые сложные смыслы, раскрывая сущность бытия и бездны эмоций героев. Ну, посудите сами, разве может художественный текст обойтись без таких слов как «любовь», «ненависть», «дружба», «вражда», «совесть», «вера», «предчувствие», «свобода», «искренность», «ложь», «предательство» и многих других понятий. Они являются абстрактными, но способны поведать нам об очень важных и вполне конкретных вещах, раскрыть замысел автора, создать образ героя. А уж рефлексия точно без них никак не обойдётся.

Короче, всё что существует, описывает существительное. И что не существует, кстати, тоже. Проще придумать название какого-то фантастического животного, чем глагол, обозначающий его необычное передвижение.


Имя существительное занимает центральное место в системе морфологических ресурсов РЯ. Это обусловлено прежде всего его семантикой: существительные имеют предметное значение, без которого невозможно выражение мысли. Использование существительных – обязательное условие речевой деятельности. Существительные количественно преобладают над другими частями речи и имеют широкие экспрессивными возможностями. Но их употребительность зависит от содержания текста, его стиля, типа речи, замысла автора и пр.

Наиболее употребительны существительные в книжных стилях, где постоянно возникает необходимость наименования предметов, явлений, действий (отглагольные существительные) – научный, офиц.-деловой, публицистический стиль. Лишь в отдельных жанрах публицистики глагол может сравниться по употребительности с существительным.

В наибольшей степени именной характер присущ официально-деловому стилю(ОДС). Здесь преобладает констатация (сообщение), повествование и рассуждение распространены мало. Содержание текстов поэтому требует наименования множества деталей, при этом действия также обозначаются отглагольными существительными:

о избежание нарушений норм корпоративной этики сотрудникам всех подразделений концерна рекомендовано отказаться от ношения в рабочее время джинсовой и спортивной одежды, а также одежды, предназначенной для развлекательных мероприятий.

Наличие рубрикации в официально-деловом стиле позволяет при одном глаголе дать целый ряд именных сочетаний.

В научном стиле (НС) имена существительные выполняют информативную функцию, в том числе и в роли терминов. Как и в ОДС, в НС существительные употребляются только в прямом значении.

В публицистическом стиле (ПС) конкуренция именного и глагольного типов речи отражает его существенный признак – сочетание стандарта и экспрессии. Для стандартизованной формы передачи информации характерны именные конструкции. При разговорной форме изложения и в жанрах, близких к художественным, преобладают глагольные формы. Замена глагольных форм отглагольными существительными в публицистике может придать речи канцелярский оттенок.

В художественной речи существительные выполняют не только информативную, но и эстетическую функцию. Их употребление может быть. вызвано экстралингвистическими факторами, когда тема обращает авторов к определенным лексико-грамматическим разрядам. Глагольный или именной тип речи преобладает в зависимости от писательской целеустановки и типа речи. Стилистически нейтральные существительные могут вовлекаться в систему выразительных средств языка и обретать соответствующую экспрессивную окраску.


написать администратору сайта