Главная страница
Навигация по странице:

  • Список использованной литературы

  • Жизнь корреных народов Севера. Алеуты.. алеуты. Исчезающий народ Севера. Алеуты


    Скачать 1.07 Mb.
    НазваниеИсчезающий народ Севера. Алеуты
    АнкорЖизнь корреных народов Севера. Алеуты
    Дата02.05.2022
    Размер1.07 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаалеуты.docx
    ТипРассказ
    #507544

    Исчезающий народ Севера. Алеуты.

    Россия - это многонациональная страна со своей самобытностью, огромным количеством народностей и редких этносов, которых нет больше нигде в мире. Движение прогресса неуклонно влечет за собой изменения, как в климате, так и в образе жизни. Когда-то скрытые от глаз остального мира народности, показывают себя, рассказывают об обычаях и традициях своего народа. Однако в этом есть и обратная сторона. Племя покидают, уезжают в большие города, и так далее. Все это влечет неизменное понижение численности народа или этноса. Язык, письменность, традиции предков забываются. Если раньше они передавались в кругу семьи, то теперь, некому передавать будущим поколениям образ жизни своего народа. Этнос постепенно вырождается и пропадает вовсе. А письменность, язык и прочие традиционные ценности навсегда забываются.

    В России на Севере страны, проживает большое количество редких и малых этносов, которые продолжают жить по заветам своих предков. Один из таких народов – алеуты.

    Данная народность малочисленна, имеет удивительную историю, загадочные обычаи и традиции, и полностью отвечает характеристике малой этнической группы.

    Так как проводить исследование данной этнографической малой группы весьма затруднительно из-за удалённости, есть другие способы проведения наблюдения. В частности это могут быть сайты, которые содержат необходимый видеоматериал Как живут алеуты. Традиции и обычаи. Камчатка. Аляска | Факты - YouTube.

    Слово «алеут» русского происхождения. Оно было дано местным жителям, когда были открыты Алеутские острова и впервые его можно встретить в документах в 1747 году, позже началось изучение местных аборигенов. По одной из догадок алеуты пришли с северо-восточного азиатского побережья, сообразно другой — с Аляски. Когда Алеутские острова вместе с Аляской были проданы США, часть народонаселения перекочевала на Командоровы острова. С 1970-х годов они осели в селе Никольском Камчатской области, количество их по переписи 2010 года 482 человека. Специфики жизни командорских алеутов складывались обособленностью островов.

    Алеутский диалект ориентировочно обособился 3–4 тысячи лет назад и считался одним из древнейших эскимосских диалектов. Первая грамматика была составлена в начале 19 столетия на основе кириллицы. По оценкам лингвистов, сейчас только около двух десятков человек пожилого возраста представляются носителями родного языка. Ключевые традиционные занятия алеутов — охота на морского зверя (котика, сивуча, калана) и ловля рыбы. Значительной стороной для хозяйства алеутов была китобойная охота (с помощью отравленных копий). Собирательством ягод, кореньев, моллюсков, водорослей и береговым рыболовством занимались женщины и дети, морской охотой — исключительно совершеннолетние мужчины. Для охоты на морских животных алеуты пользовались гарпунами с метательными дощечками. Копья для охоты заполучили название «бобровых стрелок». Иногда, охотники объединялись по 15–20 человек, и каждый выходил в море на своей байдаре. Ее основание был из гибкого деревянного каркаса — решетки. Части решетки скреплялась промеж собой китовым усом. Подобная основа не сгибалась и не ломалась под ударами волн. Как правило, снаружи байдару обтягивали шкурой морского животного, например морских львов. Быстроходные байдары могли развивать скорость до 10 километров в час, и при этом лодка очень тихо передвигалась по воде. Грузоподъемность байдары могла быть до 300 кг.

    Скрываясь от ненастья, алеуты сооружали полуподземные землянки (улягамы) из костей и плавников морских животных. В таких жилищах с легкостью могли жить по 10–40 семей. Попасть в подобное обиталище, возможно, было сквозь дымовое отверстие, или опускаясь по специальному бревну с глубокими зарубками. Вторым жильем была лодка — байдара.

    Внутренности морских зверей не являлись отходами, а являлись самым важным сырьем для производства промысловой одежды, обуви, утвари. Использовали кишки, кожу, кости, и другие материалы. Изделия, которые изготавливались алеутами, по своим качествам зачастую не уступали вещам заводского производства.

    Охотник, который пускался для промысла в море, был скрупулезно экипирован. Его тело берегла от мороза специальная рубаха, которая называлась парка — длинная плотная одежда из меха морского животного, калана и птичьих шкурок. На парку надевали влагонепроницаемую верхнюю одежду - камлею, из кишок морского животного, в швы которой вшивались маленькие пучки алых птичьих перьев — талисманов, которые сохраняли охотника во время рыбалки от сил зла и привлекали добычу. Подобную одежду украшали вышитыми полосами, оберегами и бахромой. Ноги защищали сапоги из кожи морских животных.

    Алеутские женщины всегда славились своим превосходным мастерством. С помощью игл, которые были изготовлены из костей птиц, алеутки мастерили одежду, обтяжку для байдар, мастерили кожаные кошельки для продажи, водонепроницаемую одежду из кишок морских животных. Одежду искусно выстегивали толстым оленьим волосом так, что на изнанке не оставалось следов от вышивки. К сожалению, эта технология утрачена, и сберечь её не удалось.

    Алеутки так же весьма виртуозны в плетении циновок и корзин. Еще в начале 19 столетия алеутские женщины мастерили из травы прутиков кустов, и ивовых прутьев корзины, разработанные в технике кругового плетения. В древности подобные корзины носили в качестве сумок вместе с мешочками из шкур морских животных. Они изготавливались из разноцветных волокон травы, предпочтительно желтого и коричневатого оттенков. Используя множество расцветок травяных волокон, мастерицы творили геометрический орнамент, в основании которого покоились особые геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, ромб или зигзаг.

    У мужчин алеутов был довольно своеобразный головной убор, который сначала делали из целого бруса дерева, распаривали, и придавали нужную форму. Затем головной убор раскрашивали, украшали резными пластинами, бисером, шкурами и моржовым клыком. В отверстия с боку вставляли усы сивуча, которые рассказывали о количестве добытых на охоте зверей. Такие головные уборы, были своего рода, оберегами для промысла, и носили их исключительно мужчины.

    Алеуты исповедовали шаманизм и преклонялись перед духами природы в образах всевозможных животных. Одним из подобных животных был кит, которому, очевидно по раскопкам, отводилась особенная роль. В погребениях древних алеутов находили черепа охотников посреди двух китовых ребер. Подобно древним египтянам, алеуты бальзамировали тела скончавшихся, и погребали их в пещерах, или ямах, исключительно в сидячем положении. Родовые захоронения делали в скалах, выдалбливая там специальное углубление. Вместе с покойным было принято класть его личные вещи, такие как амулеты, предметы быта, оружие и одежду. Со знатными алеутами захоранивали их рабов.

    Значительная важность в культурных традициях алеутов отводилась исполненным танцам, которые несли свой особенный смысл. Танцы алеутов были двух видов: стоя или сидя. Танцуя сидя, алеуты обычно делали наклоны туловищем вперед и назад, преобладают резкие повороты с различным расположением рук. В атеистических танцах шаман в специальной маске с помощью особых магических телодвижений обычно вызывал души погибших воинов, охотников, а также добрых и злых духов. Особые обряды алеутов предназначались перевоплощению в различных морских животных, духов. Танцующий шаман легко мог имитировать движение и пластику животного, в образе которого танцевал.

    Во многих племенах алеутов, хранителями знаний и обрядов оставались старшие по возрасту. Песенный фольклор – это особая гордость алеутов. Обычно на праздниках, в песнях прославляли удальство предков, их смелость, а так же пели об отважных охотниках и их большой добыче. Конечно, учитывая образ жизни алеутов, большинство песен, были именно о морском промысле. Имеется целый цикл песен о любви. У алеутов бытуют сказки о богатырях, а так же описательный героический эпос, рассказы об обычаях предков, бытовые рассказы, песни, присказки и загадки.

    В конце 18 столетия алеуты стали попадать под влияние новой культуры русских колонизаторов. В частности это была православная вера. Распространилось школьное обучение, двуязычие. Исходя из культуры, возникли книги на алеутском языке. Хотя алеуты считают себя православным народом, они до сих пор проводят некоторые обряды и ритуалы, которые проводили их предки.

    Православный проповедник И. Вениаминов, жил среди алеутов и преодолел немало препятствий, проводя проповедническую деятельность, Он так пишет о характере и смелости местного населения: «У алеута не вырвут вопль даже самые ужасающие события, которые с ним происходят. Если алеут попадёт в капкан, то он будет терпеливо ждать, пока его не спасут. И даже если острые зубцы больно вопьются в тело, он не издаст и звука. Я видел, как алеута, сплющило огромным камнем. Он очень сильно мучился, но не издал ни единого звука, и не показал, как ему тяжело и больно. Это зрелище поразило и одновременно ужаснуло меня. Алеут бесстрашен даже перед лицом смерти. Он считает, что это крайнее неприлично удивляться чему бы то ни было. Его ничем не обрадуешь, ничем не испугаешь, ничем не вызовешь в нем сильного впечатления». Один из алеутов — Пётр Алеут — почитается Православной Церковью как мученик.

    Пока на остров не привезли христианство, в алеутских племенах преобладали достаточно независимые нравы. В их семейном укладе было распространено иметь много жён или мужей. Имел место коллективный брак. Когда группа мужчин считалась вероятными супругами группы женщин. Причём в этих группах могли быть и родственники друг другу. Это считалось абсолютно нормой и никак не порицалось. Были вероятны союзы между двоюродными братьями и сестрами. Родство велось исключительно по материнской линии. Гостеприимный хозяин по традиции предлагал гостю одну из своих жён. И если она сможет забеременеть от гостя, то это значит, что теперь в доме всегда будет большая удача. С введением православия, к половине 19 столетия из традиционного обряда алеутов пропал калым — плата за супругу и сменяющая его отработка за будущую супругу. Это обряд обязывал будущего мужа трудиться в семье жены и помогать по хозяйству в течении двух лет. Так же пропала и традиция брать в жёны или в мужья несколько человек сразу. Вместе с тем распространились ритуалы сватовства и венчания.

    Российский этнограф Густав-Теодор Паули так писал об алеутах в своем изыскании «Этнографическое представление народов России»: «Алеуты владеют необыкновенным талантом подражания, а их способности столь развиты, что они быстро заимствовали у русских все возможные ремесла. Они крайне проворно повторяют специфические черты и поведение тех людей, которые находятся с ними в постоянном контакте. Алеуты любят читать и кажутся способными принимать образные понятия, как, например, основы математики. Но, невзирая на эти удивительные для них способности, а также великолепную память и активное воображение, алеуты, не могут быть приравнены к более развитым и культурным цивилизациям, которые насчитывают уже не одно поколение».

    По образу жизни нынешних алеутов непросто отметить среди приезжего населения. Многие алеуты трудятся в сельском и коммунальном хозяйстве, а так же в роли подсобных рабочих. Некоторые алеуты остались верны традициям и занимаются традиционными промыслами. Увеличилось число межэтнических браков. Большие надежды возложены на этнокультурный центр на острове в селе Никольском. Внушительную работу по сбору исторических материалов проводит Алеутский краеведческий музей. Алеуты хороший пример того, как при глобальном изменении мира, сумели сохранить свою самобытность, культуру и традиции. Так, например, многие из алеутов всё ещё исповедуют шаманизм, который передавался из поколения в поколение.

    Алеуты воспринимают природу одухотворённой. Наделённой жизнью, которую не постичь мыслями простого человека. По мнению этого народа, даже камни имеют свой дух. А так же любое дерево или животное, обладают духом. Поэтому алеуты относят к природе с почтением и уважением, как к живому существу или божеству.

    До принятия христианства алеуты были сторонниками шаманизма и практиковали охотничью магию. Занимателен подобный традиционный элемент их религиозных верований, как похоронные маски. Они изготовлялись из дерева и украшались резьбой, представляли собой или духов-помощников шамана, или воссоздавали личности настоящих людей. Шаман использовал свою погребальную маску в течение всей жизни. Некоторые из них сделаны для того чтобы их можно было придерживать зубами – подобными часто пользовались во время священного танца.

    Однако не все традиции алеутов были безобидными. А алеутов процветала работорговля. Рабом мог быть, как захватчик, так и алеут из другого племени. Алеуты были очень воинственным народом, и часто нападали на другие племена с целью захвата территории и пополнении запасов, а так же для пополнения рабов своего племени. Рабов обменивали на предметы быта или на добытых в охоте животных. Так, например, за одного раба можно было выменять каменный нож, а на тушу морского льва, можно было поменять семейную пару рабов.

    Первые колонизаторы подвергались нападению со стороны алеутов довольно часто. Могли нападать тайно, по ночам, не гнушались и ударом в спину. Очень интересное интервью представлено здесь По следам Алеутов - поиск Яндекса по видео (yandex.ru).

    Так же стоит отметить, что многие алеуты носили татуировки на лице. Причём как женщины, так и мужчины. Особенно популярный вид женской алеутской татуировки — это полосы на лице, преимущественно на подбородке, которые должны были прельщать мужчин, но одновременно служили специфическим признаком, отличающим женщин, предохраняя их во время агрессивных набегов. Татуировку на теле женщины делали от плеч к кончикам пальцев. Татуировка была не просто предметом украшения, но и носила определённый информационный характер. На таких больших татуировках рассказывалась вся история рода. Татуировки делали до замужества, после того, как девушка входила в определённый возраст.

    Техника алеутской татуировки была заключена в особом продёргивании под кожей нитки. Нитку натирали сажей или другим красящим пигментом. Татуировка делалась, аналогично шитью: иголка проходила под кожей, и окрашивала кожу. Затем в отверстие с ниткой вставлялась щепка. Затем по отверстиям нити щепкой рисовались узоры. В другом варианте, могла использоваться игла, которую сразу покрывали сажей, копотью, графитом или другим пигментом.

    Рисунок татуировки был не замысоловатым. На подбородке были одна, две или три полосы. На скулаз так же рисовались полосы, на лбу многие женищины изображали фигуры обереги.

    Касательно мужчин, татуировка применялась не так часто, как у женщин. Зачастую, рисунок на лице носил характер оберега, на лбу мужчина рисовали фигуру в виде буквы латинского алфавита V. Алеуты называли такую форму татуировки – китовый хвост. Данный мотив встречается в татуировках щек и рук женщин, у углов рта мужчин. Магическое свойство имели, вероятно, вороньи лапки. Алеуты отдавали большое значение киту, и поклонялись ему как могучему хозяину океана. Ворон же был птицей предзнаменования. Иногда, татуировку в виде вороньих лап накалывали шаманы. Так они привлекали на свою сторону силу этой мистической птицы. Во многом техника и рисунки татуировок схожи с народом эскимосов и чукчей. Это может свидетельствовать об общей культуре и общих корнях, которыми обладают эти народности.

    К сожалению, сейчас эта малая этническая группа находится на грани того, что они могут быть выгнаны со своих давно обсиженных мест. Ещё в 2019 году обсуждалось создание Национального парка на юге острова, недалеко от села Никольского, где живут оставшиеся алеуты. Это породило большой бунт среди населения, так как жители уверены, что им запретят охотиться и рыбачить, как это было много поколений назад. Вся культура и быт этого этноса находятся под угрозой.

    Вот что рассказывает народный депутат Елена Солованюк о таком положении дел: «Да, на островах есть свои специфические проблемы. Но мне очень нравится здесь, потому, как народу не грозит природа или иные катаклизмы. Природа здесь благосклонна к нам. А политические новости доходят редко. На острове жил еще мой дедушка, который переселился с Аляски. В селе есть кружок алеутского языка, и я веду его. Я действительно чувствую связь со своей родной культурой, но скорее всего, уехать придётся. Особенно, если на Командорах всё-таки одобрят национальный парк. Алеуты потеряют свою идентичность, когда окажутся в разных уголках России».

    Родившиеся на Командорских островах дети, чтобы получить высшее образование, уезжают на большую землю. Некоторые возвращаются, однако это случается редко. Нам рассказывает Юлия Ткачёва, которая родилась на Командорских островах: «Когда узнают, что я алеутка, сразу думают, что я живу в иглу или вигваме. Это распространённое заблуждение. Мне, конечно, становится весело, от подобных заявлений, но это серьёзное обоснование для того, чтобы расширить изучение этносов, которые населяют нашу планету. Я планирую вернуться на Командоровы острова и заниматься с детьми алеутским языком, распространять знания и традиции нашего народа. Я не хочу, чтобы богатая культура моих людей пропала в течение времени».

    Алеуты, которые занимаются охотой или сбором дикоросов, проходят десятки километров пешком каждый день, в этом есть что-то первобытное — потребность человека просто идти в одиночестве. Да, многие уезжают из-за изоляции, но, в конечном счете, получается, что мы возвращаемся тоже из-за нее».

    «Владыки холодных морей», так называли алеутов в прошлых столетиях путешественники.

    В ходе европейской колонизации мира 15-20 веков большинство коренных, особенно немногочисленных народов планеты, в том числе и алеуты, очутились перед опасностью исчезновения. В «лучшем» случае (если этносу на данный момент не грозит вымирание) автохонным языкам угрожает деформация из-за давления со стороны глобальных мировых языков, а автохонные культуры ощущают течение стихийной глобализации, в результате чего подобная культура мало-помалу растворяется в мировой. Чем меньше носителей языка — тем быстрее теряются национальные нравы и традиции, угасает устное этническое творчество — фольклор.

    Пока есть живые носители языка среди алеутов — делаются попытки его возрождения. Что касается российских алеутов, алеутский диалект преподаётся в школах на острове Уналашка, острове Атка и на острове Сент-Джордж (острова Прибылова). В селе Никольском также работает средняя школа, а кроме этого, детский сад и больница.

    Алеутская интеллигенция, подвижники-старожилы делают все возможное для возрождения и сохранения национальной культуры. В этих целях небольшой народ в райцентре — селе Никольском — основал два танцевально-фольклорных коллектива — «Унанган» и «Чиян».

    Глобализация, ставшая приметой времени, такая же логический и важный элемент нынешнего периода формирования человечества, впрочем, предсказывать ее последствия и предотвратить те, что доставляют неисправимый ущерб всему мировому обществу — обязанность современного человека. Любая культура, каждый этнос — значительные и незаменяемые части мозаики мировой этнической истории. Отрадно, что в случае с алеутами получилось предотвратить исчезновение этноса.

    В заключении хочется сказать, что алеуты, в конечном счёте, остались малой народностью, локальным этносом, который населяет места коренного обоснования. Их численность мала, а если на острове будет устроен национальный заповедник, то алеутам придётся уехать, и конечно, это сильно повлияет на этническую группу. Как говорилось выше, оказавшись в разных частях страны, этнос потеряет свою общность и в конечном итоге, просто перестанет существовать, пополнив ряды исчезнувших народов.

    Список использованной литературы

    1. Ляпунова Р.Г. Алеуты: Очерки этнической истории

    2. Л.: Наука, 1987. — 226 с.

    3. Творения Иннокентия, митрополита Московского/Собр. Иваном Барсуковым. Кн. 1-3. - Москва : Синод. тип., 1886-1888. / Кн. 3.-1888.- 658 с.

    4. Мифология и фольклор алеутов (на материале труда святителя И. Вениаминова «Записки об островах уналашкинского отдела») /2017 г./336 с.

    5. https://24minus.ru/raznoe/aleutskie-ostrova-na-karte-amerikanskij-ostrov-kotoryj-kogda-to-byl-russkim.html

    6. https://snob.ru/entry/181323/

    7. https://travelask.ru/articles/aleuty-muzhestvennyy-narod-alyaski





    написать администратору сайта