Исламский банкинг. Исламский банк. Исламский банк банк ведущий свою банковскую деятельность в рамках дозволенных Шариатом
Скачать 20.09 Kb.
|
Исламский банк - банк ведущий свою банковскую деятельность в рамках дозволенных Шариатом. Что включает в себя понятие «исламский банкинг»? Под этим понятием подразумевается определенный способ ведения банковских дел, согласованных и не идущих в разрез с мусульманскими принципами ведения денежно-расчетных операций. Главным правилом ислама в вопросах финансовых сделок является полный отказ от фьючерсных сделок и запрет взимания банковским учреждением ссудного процента. Исламский банк не участвует в сделках в которых присутствуют следующие условия: производство и продажи алкогольной, наркотической и табачной продукции; выращивание свиней и их продажа, а также производство не халяльной продукции; финансирование сферы развлечений и азартных игр. Принцип работы Инвесторы обратили свое внимание на исламский банкинг в тяжелых условиях кризиса, и все больше людей стремятся разобраться более детально в отличии данной системы от традиционного банкинга и финансовых инструментах ведения дел. Ближе всего к исламскому банкингу является такая банковская форма, как проектное инвестирование, связанное с долевым участием и разделом рисков. Такая методика предполагает, что исламский банк не получает проценты и должен более внимательно изучить клиента, обратившегося за инвестициями, его бизнес-план и проанализировать возможные риски. В исламском банкинге категорически запрещаются операции со свопами, фьючерсами, а также операциями со всеми категориями услуг и товаров, которые еще не произведены – операции проводятся только с материальными ценностями и нематериальными, имеющимися на настоящий момент. Если человек вкладывает деньги в исламский банк, то он дает эти деньги не под проценты, а инвестирует в полезное реальное дело, которое предполагает производство определенных товаров и услуг. Любые финансовые инструменты в исламе построены так, чтобы данное условие выполнялось, но также от данной деятельности была получена прибыль. В этом и состоит отличие исламской банковской системы от капиталистической: традиционным банком покупаются и продаются денежные средства, а выгода финансовой деятельности получается от процента ссуды. Исламский банк для финансового бизнеса меняет кредитную основу на инвестиционную: исламский банк открывает счета и на них аккумулирует средства своих вкладчиков, за счет этих средств финансируются предприниматели, которые делят полученную в результате своей деятельности прибыль с банком, вместо выплат процентов. Для исламского банкинга главным принципом является то, что вознаграждение вкладчика или банка изначально не является гарантированным - это вознаграждение будет производным от той прибыли, которая будет получена в результате бизнеса. Экономический оборот не основывается на ссудном проценте, как это происходит в господствующей банковской системе. Исламский банк строит свою работу на основном принципе, который предполагает, что деньги не могут возрастать при выдаче их в виде ссуды, поскольку они не являются товаром. Поэтому кредитор получит прибыль и может на нее рассчитывать только тогда, когда он будет вкладывать свои деньги в экономику, то есть будет создаваться реальная добавленная стоимость. В исламе вне закона те депозиты и кредиты, которые применяются в обычном банке – то есть те, на которые начисляются проценты. Также является запретным процентные бумаги или облигации. Уникальные финансовые операции в исламском банкинге Мусульманский экономический мир предлагает замену традиционным инвестиционным и банковским продуктам. Есть ряд операций, которые уникальны и существуют только в исламском банкинге. К таким операциям относится иджар или операция, представляющая собой долгосрочную аренду, аналогичную лизинговой операции, салям или финансовая операция, которая представляет собой авансовое финансирование, похожее на договор контрактации – эта операция применяется преимущественно в секторе аграрном. Также к таким операциям относится иджар ва-иктина, представляющая собой соглашение, при котором у клиента появляется право выкупа того оборудования, которое ранее было взято в аренду, либо производственное сооружение, которое также было ранее арендовано. Уникальным и характерным только для исламского банкинга является закат или закят, представляющий собой обязательный налог, который составляет 2,5%. Этот налог взимается в соответствие с заветами Священного Корана и Сунной с имущества состоятельных мусульман, а затем эти средства направляют на обеспечение нуждающихся, неимущих мусульман, бедных членов мусульманской уммы – этими средствами финансируются проекты по улучшению быта, а также общественные работы. Еще одна форма исламского банкинга – это кард аль-хасан. Эта форма представляет собой беспроцентную ссуду, которая предоставляется банком лицам или организациям, а они возвращают ссуду в оговоренный срок. Такая беспроцентная ссуда может быть выделена организации или правительству и потрачена на осуществление разного рода общественных проектов типа строительства фабрик или заводов, жизненно важных объектов или дорог. Бей-би-силаа или форвардная сделка - форма предполагающая со стороны покупателя частичные авансовые выплаты за товары. Одна из самых интересных и уникальных для исламского банкинга форм финансовых операций называется «сукуки» и представляет собой беспроцентные облигации, которые выпускают под определенный материальный актив, при котором эмитента рассматривают как долевого собственника этого актива. Прибыли на базовый актив влияют на доходность сукуков. Эмитентом дается инвестору безотзывное право выкупить по фиксированной стоимости актив. Такой вид облигаций имеет преимущество в том, что у него низкая волатильность, поэтому наблюдается тенденция со стороны инвесторов удерживать такие бумаги до того, как наступит срок погашения. Мушарака – такая форма мусульманской финансовой системы, при которой проект реализуется совместными силами предпринимателя и банка. Данная операция предполагает, что исламский банк кредитует, а точнее инвестирует определенный проект, и эта операция представляет собой специфический вид проектного финансирования. Свое начало подобный вид банковских отношений берет еще во времена караванной торговли, когда товар предоставлялся одним купцом, а его доставку на место назначения и сам факт продажи осуществляли другие купцы. Если применяется форма мушарака, то финансирование банка не связано с тем, чтобы взимался какой-то процент – исламский банк участвует в получении прибыли. Далее эта прибыль распределяется по такому принципу: партнеру выделяется как оплата его труда определенная доля, выделяется оплата его другого участия в проекте или сделке, оплата его управленческого опыта; оставшаяся прибыль будет распределена между банком, который предоставил финансирование, и партнером – она распределяется в соотношении, которое будет пропорционально тому вкладу, который каждый участник имеет в данном деле, то есть в соответствие с той долей расходов, которые понесла каждая сторона. Если же предприятие несет убытки, то и потери также будут распределены в зависимости от той доли, которую имеет в финансировании проекта каждая сторона. МударабаЕще одна форма мусульманской банковской системы – Мудараба, она предполагает заключение договора, по которому деньги передаются клиентом банку с той целью, чтобы исламский банк вложил в последующем эти средства в определенный вид деятельности или проект. Оговариваются пропорции, по которым далее будет распределяться прибыль, которую принесет определенный проект. По своей сути данная форма исламского банкинга ближе всего к пассивной банковской операции по привлечению денег, но в мусульманской форме банковской деятельности есть свои уникальные черты: клиент изначально знает, куда конкретно будут направлены его денежные средства. Это очень важный момент, поскольку по исламу существуют такие формы деятельности, которые запрещены исламской религией и шариатом, и в такие отрасли исламский банк не может вкладывать деньги своих клиентов. К таким видам деятельности относится продажа и производство алкоголя, сигарет, организация публичных и игорных домов. В случае с реализацией такой формы деятельности, как мудараба, получение процентов в чистом виде также запрещено.МурабахаЕще одна форма мусульманской банковской системы – это Мурабаха, суть которой заключается в финансировании коммерческих операций. Мурабаха – это своего рода разновидность договора по купле-продаже: при использовании такой формы исламского банкинга банком приобретается для перепродажи определенный товар. Шариату подобная деятельности не противоречит, так как для осуществления торговли необходимо личное участие человека. Со стороны банка осуществляется организация продажи, а также перевозки и хранения. По заказу своего клиента исламский банк может приобрести за свой счет и от своего имени товар, и возможные риски, которые могут быть связаны с осуществлением данной торговой операции, исламский банк также берет на себя. Далее товар перепродается банком клиенту, а его цена подвергается наценке, которая была оговорена в договоре – в итоге доход банка составляет как раз эта наценка. Исламские банки в современном финансовом миреНа сегодняшний день сукуков вращается в среднем на сумму до девяноста миллиардов долларов США. После того, как в 2008 году была выпущена фетва богословов ислама, которые признали, что 80% сукуков не соответствуют шариатским нормам, наблюдалось общее снижение объемов их эмиссии – от уровня 2007 года объемы снизились с пятидесяти до пятнадцати миллиардов долларов США. У сукуков существует нижняя граница объема заимствования, которая составляет сто миллионов долларов, она определяет целесообразность их эмиссии и одновременно является тем отрицательным фактором, который снижает привлекательность сукуков. Любые предприниматели могут использовать мусульманские финансовые инструменты – вероисповедание их на это не влияет. По мнению аналитиков, рынок исламского финансирования, развивающийся активно в последние несколько десятилетий, является одним из самых перспективных. По всему миру существует более трехсот исламских финансовых институтов. В России исламский банкинг представлен довольно слабо, если учитывать количество мусульман в России и количество заинтересованных в пользовании мусульманскими финансовыми продуктами человек. |