Мифология. Мифология готовая работа. Использование элементов мифологии древних народов в современной культуре
Скачать 63.74 Kb.
|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МИФОЛОГИИ ДРЕВНИХ НАРОДОВ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ Содержание
Введение Современный мир, по отношению ко всему пройденному историческому промежутку времени, максимально открыт и понят человеком. С раннего возраста детям научно объясняется строение окружающего их мира, его закономерности, содержание понятий. Те знания, что еще 100-150 лет были доступны не каждому, в наши дни можно легко получить с помощью книг и интернета. Но ранее, в момент зарождения и развития человечества научной картины мира не существовало, все, что окружало человека, было непонятным, агрессивным, стихийным. Мир человека строился на основе мистики, вере в высшие силы предметов, вещей и событий, одухотворенности природных явлений. Китайское, греко-римское, латиноамериканское, романо-скандинавское древние общества постепенно выстраивали свои системы мира, присваивая всему, что их окружало, свои имена и боготворя. Многие современные исследователи называют данные времена «темными», но так ли это? Следует ли отрицать мысль Михаила Ломоносова о том, что народ, незнающий прошлого, не имеет будущего, и признать, что время, когда вся картина мира была мифологична – пустое, упущенное время человеческой истории? Изучению влияния мифов на общество посвятили свои труды такие исследователи как Лосев А.Ф.(«Диалектика Мифов»), Ионин Л.Г. (« Социология Культуры: Путь в новое тысячелетие»), а так же К. Леви-Стросс и Карл Юнг. Актуальность данной работы обусловлена несколькими предпосылками. Во-первых. все возрастающим объемом различных произведений искусств. Во-вторых, возрождающимся интересом в молодежной сфере к сверхъестественному, к изучению различных древних практик (например, появление неоязычества). Целью данной работы является изучение влияния элементов эпоса древних народов на современность, более узко, на культуру. Из целей работы можно выделить следующие задачи: изучить понятие «миф», а так же раскрыть функции данной системы мировосприятия; выявить и рассмотреть различные методические и теоретические подходы в изучении роли значения мифов; изучить степень и объем влияния мифологии в Древнее время; проанализировать основные направления современной культуры на предмет присутствия элементов древнего эпоса. Объектом исследования является мифология различных обществ, ее герои, а так же отношение людей к мифам. Предметом исследования являются различные направления современной культуры, элементы древней мифологии, встречающиеся в них. В данной работе мы рассмотрим основные подходы изучению мифа, его функции и роль, раскрытые в Главе 1; в Главе 2 будут представлены примеры использования элементов, сюжетов, героев мифов в различных направлениях современной культуры. Глава 1. Основные подходы к изучению понятия миф. Понятие «Миф». Едва ли можно разделить такие понятия, как человек и познание мира. С самых ранних этапов становления человеческого общества люди искали объяснение природным явлениям, закономерностям мира, пытались объяснить взаимосвязь событий, выявляли некоторые закономерности в том, что их окружало, являлось пространством их жизни. За невозможностью научно обосновывать все то, что их окружало, люди находили объяснение многим вещам, придавая им мистический, а иногда и теологический характер. Именно так сознание человеческой расы в начале своего развития получило опору в мифологии, сказаниях, преданиях и поверьях. .Миф древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы.1 Понятие «мифология» появилось благодаря слиянию греческого слова «mythos» - предание, сказание - и «logos» - слово, понятие, учение. Мифология – это способ осмысления мира на ранних стадиях человеческой истории, а так же фантастические повествования о сотворении данного мира, о деяниях богов и героев. Мифологический образ мира синкретичен: в нем отсутствует четкое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, причины и следствия; процедуры логического обобщения и доказательства подменяются метафорическим сопоставлением по аналогии, внешнему сходству, сближением разнородных явлений на основе сходного эмоционально-чувственного восприятия. Тем самым происходит как бы снятие напряженности в отношениях природного хаоса и целенаправленной человеческой деятельности, достигается определенная предсказуемость результатов последней, что закрепляется образованием все более сложных ритуалов, обрядов, стереотипов коллективного поведения. Многие знаменитые этнологи, философы, представители различных социальных наук посвятили свои труды изучению понятия «миф» в различных его проявлениях. Так согласно Б. Малиновскому, мифы обеспечивали легитимацию существующего общественного устройства. Так же Малиновский указывал на то, что даже на самых ранних этапах развития обществ обряды и обычаи всегда связаны с верой в сверхъестественные силы, в магию, или с представлениями о духах, привидениях, умерших предках, богах и сверхъестественных созданиях. «С другой стороны,» - пишет он в своем труде «Магия. Наука. Религия», - «достаточно на секунду задуматься, чтобы понять, что никакое искусство и ремесло, какими бы примитивными они ни были, не могли бы развиться или практиковаться, никакая форма организованной охоты, рыбной ловли, возделывания земли или поиска пищи не была бы возможна без внимательного наблюдения за природными процессами и без твердого убеждения в их регулярности, без способности к логическому суждению и без уверенности в силе разума, то есть без зачатков науки»2. Леви-Брюль, французский антрополог и философ, перенявший идеи своего учителя Эмиля Дюркгейма, в своих работах3 выступил против концепции эволюционистов, согласно которой первобытный человек мыслил так же, как и современные люди, выдвинул положение о том, что разным этапам в развитии общества и культуры соответствуют различные типы мышления. По отношению к мифологичному мышлению первобытного человека он употребляет понятие «коллективные представления». Эти представления, передающиеся из поколения в поколение и навязываемые индивиду социальной средой, по словам философа, зачастую игнорируют элементарные логические законы и заменяют их законом партиципации. Опираясь на ряд этнографических наблюдений, Л. Леви-Брюль не отметил рациональных начал и их значения для познания мира человеком. Миф с данной точки зрения не является средством познания мира, служит лишь для того, чтобы занять пустующую нишу науки. На современные концепции мифа глубокое влияние оказал Клод Леви-Стросс, рассматривавший мифы с точки зрения структурной лингвистики как систему знаков, постепенно формирующихся под действием природных факторов (описание наблюдаемых предметов, явлений), а так же заимствуемых из символьных языков «соседских» групп и общностей. Согласно Леви-Строссу, мифы не являются легитимацией социальных институтов и попытками объяснить существующее общественное устройство. Функция мифа является, в сущности, когнитивной, то есть заключается в объяснении фундаментальных категорий человеческого разума. Эти категории складываются в виде серий противоречащих друг другу бинарных оппозиций: природы и общества, Света и Тьмы, белого и черного. «Приходится признать, что изучение мифов приводит нас к противоречивым заключениям. В мифе все может быть; кажется, что последовательность событий в нем не подчиняется правилам. Структура мифов и логики и нарушает закон причинности. Любой субъект может иметь здесь любой предикат, любые мыслимые связи возможны». По мнению французского социолога и этнографа, коим Клод Леви-Стросс являлся, мифы не имеют того смысла, который стремятся расшифровать антропологи. Следует углубить изучение причин схожести сюжетов, главных действующих лиц, моралей в мифах, принадлежащих различным этническим группам, не имеющим общих точек соприкосновения культур, что можно проследить по некоторым высказываниям Леви-Стросса: «И при этой кажущейся произвольности одни и те же мифы с теми же отличительными чертами и зачастую с теми же подробностями встречаются во многих областях земного шара.»4 А.Ф. Лосев в своей работе «Диалектика мифа» указывает на то, что миф не должен рассматриваться никак более, кроме как с точки зрения самого мифа. «Разумеется, мифология есть выдумка, если применить к ней точку зрения науки, да и то не всякой, но лишь той, которая характерна для узкого круга ученых новоевропейской историй последних двух-трех столетий. С какой-то произвольно взятой, совершенно условной точки зрения миф действительно есть вымысел»5. Лосев указывает на необходимость рассматривать миф «не с точки зрения какого-нибудь научного, религиозного, художественного, общественного и пр. мировоззрения, но исключительно лишь с точки зрения самого же мифа, глазами самого мифа, мифическими глазами». При этом автором в пример приводятся различные племена, проводящие различные обряды задабривания стихий и духов, признаваемые представителями данных племен единственно верными и объективными способами разрешения каких-либо возникших проблем. Как мы можем понять из представленных выше выдержек работ ученных, подход к мифу различен, а иногда и диаметрально противоположен, что ни в коей мере не умаляет то значение, что мифология играла в жизни многих поколений людей. Для данной работы мы будем брать за основу точку зрения, описанную в работе русского философа и филолога Алексея Федоровича Лосева. Следовательно, в рамках данной работы миф является реальной, логичной и рациональной картиной мира, описывающей явления на основе принятия мифа, а не науки, в роли «точки отсчета» для исследований. Основные функции мифов. Прежде чем указывать функции мифа, его значение и роль, следует отметить, что формирование мифовоззрения происходило на индивидуальном и общественном (социальном) уровне восприятия, зависело как от психических особенностей каждого человека, так и от условий его социального воспитания и окружения. Для первобытного человека мифология являлась объективной действительностью, такой же, как для нас, например, знание о том, что в году 365 или 366 суток. Нам и в голову не приходит вопрос о том, так ли это на самом деле; подобные знания кажутся нам как бы свойствами самих вещей, едва ли не природными явлениями. Точно так же и миф для человека в древности был его сознанием, его психическим состоянием, которое для него было и состоянием окружающего мира, это состояние было массовое, коллективное, человек не испытывал его поодиночке, а лишь совместно с другими. Одиночки могли быть разрушителями мифологического сознания; они могли быть, скажем, теми художниками, которые уединялись, чтобы уйти из-под власти коллективного сознания и изобразить в каком-нибудь потаенном месте свое, а не общепринятое, видение мира, свое собственное сознание, но данные примеры являлись единичными, и , несмотря на все, общественное сознание в коей-то мере все же влияло на данную личность. Мифология - это мир первообразов, которые были достоянием рода и передавались из поколения в поколение. Мы можем сказать об образе, что он является копией чего-то, что находится вне сознания. О первообразе мы так сказать не можем. Первообраз - образ самого сознания. От любого образа мы можем отделаться, забыть его. А от первообраза нельзя отделаться хотя можно и не знать о нем, не испытывать его влияния. Первообраз - это "глаз" сознания. Мы видим глазом, а самого глаза не видим. Так и с первообразом: с его помощью мы осознаем или мыслим, но помыслить сам первообраз так же трудно, как увидеть глаз. Разве что с помощью зеркала. В зеркале же мы увидим лишь самих себя. Наш собственный вид и есть один из первообразов. Ниже мы перечислим основные функции мифов, что выделяются В.М.Пивоевым6 : Аксиологическая (ценностная и оценочная) функция. Телеологическая функция. Коммуникативная функция Праксеологическая функция Познавательная и объяснительная функции. Компенсаторная функция. Аксиологическая функция отвечает главным образом потребности ценностного самоопределения. Миф возникает как выражение обнадеживающей ценностной картины мира, доказывающей человеку (субъекту мифологического сознания) и всему миру право на высшую ценность носителя данного мифологического сознания. Миф — средство самовосхваления, чаще всего завуалированного. Так в период национального самоопределения каждому этносу необходим миф об исключительной исторической судьбе, о предначертанном выдающемся пути, по которому должен идти к «светлому будущему» народ-избранник. Древний миф включал в себя все духовные ценности, представлял собой их совокупность. В последующие культурные эпохи произошла специализация: одни мифы обслуживали религиозные надежды, другие — эстетико-художественные их разновидности, третьи — социально-политические. Как справедливо заметил Л. Н. Гумилев, «человеческому роду присуща аттрактивность — влечение к абстрактным ценностям»7, — миф был воплощением первой попытки их выразить. Телеологическая функция мифа связана с определением целей и смыслов истории, деятельности и жизни индивида в связи с социумом, поскольку миф — это «коллективное бессознательное», по определению К. Г. Юнга. Историческое измерение мифа содержит генетическую (происхождение) и прогностическую составляющие. В этом последнем плане миф определяет и формулирует цели, к которым народ должен стремиться в своем историческом развитии. Эти цели должны получить наглядную и убедительную форму, чтобы привлечь к ним народ, превратить служение этим целям в смысл жизни. Праксеологическая функция реализуется в трех планах: прогностическом, магическом и творчески-преобразовательном. Гадание (или мантика) было одной из важнейших функций жрецов, создателей мифологического сознания. На чем только не гадали: на бобах, кофейной гуще, внутренностях жертвенных животных. В восточных традиционных культурах накоплен большой опыт самососредоточения на основе медитации и аутотренинга с целью выхода к «духовному континууму» и «спонтанного» продуцирования образов с целью прозревания будущего, понимания тайн бытия и управления ими. Магия — это также мифологическая практика, возникающая от желания повлиять на настоящее или будущее косвенными методами. Наконец, праксеологическая функция мифа реализуется в творчески-преобразующем влиянии на жизнедеятельность народов в том смысле, о котором писал Н. А. Бердяев. Мифы вдохновляют массы на энтузиазм и жертвенность во имя «великих целей». Коммуникативная функция мифа реализуется в двух планах: синхроническом (единовременном) и диахроническом (историческом). Коммуникативность можно считать одной из сущностных характеристик мифологического сознания, в силу его коллективного характера. Для современников — носителей мифологического сознания — коммуникативная функция реализуется в социально-интегративном аспекте, миф сплачивает людей перед лицом опасностей и общих врагов, вдохновляет их на борьбу за достижение намеченных целей. В диахроническом плане миф является выразителем и транслятором духовных ценностей этноса, через миф молодому поколению внушается, передается система ценностных ориентаций и установок поведения и интересов этноса и его «великой судьбы». Для мифологического сознания характерна доминантность паралингвистических средств общения, эмоциональная заразительность, что особенно заметно в толпе. Познавательная и объяснительная функции имеют исторически близкий друг другу смысл. Познавательный аспект присутствует уже в ориентировочном рефлексе животного, самостоятельная функция и осознанное познавательное отношение следует отнести к позднему этапу формирования мифологического сознания, и даже к началу его разложения, поскольку на основе осознанного познавательного интереса начинается оформление рационально-однозначного и критически-рефлексивного осмысления мира. Однако этиологические, объяснительные мифы достаточно хорошо сохранились, присутствуют практически во всех мифологиях различных народов (что будет указанно нами позднее), что и послужило основанием для многих мифологов считать эту функцию важнейшей. Примером тому может быть религиозная мифология, социально-художественная мифология о чистильщике сапог, ставшем миллионером, политическая мифология о «светлом будущем». Компенсаторную функцию обнаруживал К. Г. Юнг у сновидений, но в такой же мере можно говорить о компенсаторной функции мифа. Через мифологию осуществляется реализация, удовлетворение тех потребностей, которые не получают реального удовлетворения. Здесь они получают воображаемую, или замещенную, реализацию благодаря проекции надежды в миф и отождествление в мифе себя со своей надеждой, желаемого с действительным (по законам мифологической аксиологики). Таким образом, мифологическое сознание является формой и способом эмоционально-ценностной рефлексии (положительной самооценки), которая на грани сознательного и бессознательного организует установки ценностной обусловленности (аксиологики) в освоении мира и выражении результатов этого освоения в мифологических сим- волах (например, именах, позднее в религиозных догматах, художественных образах, политических имиджах, иллюзиях и идеалах). Миф как форма может переходить к другому обществу, которое наполняет древние мифологемы новым содержанием, иными смыслами. Поэтому миф можно считать «куматоидом» (термин М. А. Розова), или «киматоидом» (др. греч. «кима» — волна). В системе культуры мифологическое сознание, выраженное в знаковой форме, осуществляет функции упорядочивания, преодоления энтропии через наделение человека надеждой, через телеологическую организацию его поведения и деятельности в стремлении к идеалам, тем самым обеспечивает более высокую степень адаптации, вписывания в среду. Миф подобен волне, он проходит по культуре, внося разнообразие и жизнь в области покоя, однообразия и скуки, активизирует деятельность человека, тем самым приобретает значимость высшей ценности для человечества. Источником движения мифа в культуре являются духовные потребности, среди которых — потребности в иллюзиях, идеалах, надеждах. Глава 2. Влияние элементов мифологии на современную культуру. Для человека в древности миф, без преувеличения, был всем, ведь он объяснял все, что существовало вокруг. Человек, рождаясь, знал, что он будет жить в мире, который был создан великой, но все же доброй силой: Мрак и Хаос в Древней Греции, Брахма в Индии, Хнум в древнеегипетской мифологии. Восход солнца объяснялся прошествием по небу огромной колесницы, или же жуком-скарабеем, катящим огненный шар по небу, либо прогулкой бога по небесному мосту. Засуха, неурожай, ливни или же ураганы, затопления, землетрясения являлись проявлением гнева высших сил, их недовольства, либо, в пример можно взять разливы Нила, проявлением благодати и любви. Для человека в начале развития цивилизации даже его собственные чувства могли быть объяснены вмешательством внешних сил. Существовали боги, которые отвечали за чувство влюбленности, за злобу, за зависть. Любые действия человека могли быть объяснены с точки зрения, что его боги делают точно так же (пьянство, измены, убийства и инцест). Мифология объясняла происхождение некоторых предметов и явлений, особенно сильно это отразилось в древнегреческих легендах ( Мифы о Кипарисе, Мидасе (золотоносность рек), Нарциссе). Так же допускали мифы и существование волшебных существ, помогающих или мешающих человеку: Домовых, эльфов, лепреконов, Муз. А по смерти, как гласили мифы, человек попадал либо в Аид, Валгаллу, Аменти, Дуат, либо перерождался в новом качестве. Миф заключал в себе всю существующую картину мира, правила поведения, представления о добре и зле, сказания о героях, описания некоторых растений и животных. Мифы объяснили первопричины событий, наставляли человека в его жизненном пути, отвечали на извечные вопросы. С течением времени мифологичное сознание, описание мира и явлений, происходящих в нем, сменилось рамками различных теологических взглядов и мировоззрений. С расширением спектра человеческой деятельности в ее орбиту вовлекался все более разнообразный природный и социальный материал, причем именно социум выходил в разряд главной сферы приложения усилий. Повсеместная одушевленность предметов и явлений трансформировалась в многогранные обобщающие образы определенных областей жизни, эти образы тождественны ей, т. е. сами и являются действительностью, но в восприятие людей они входят индивидуализированными, с конкретными чертами внешности, характера, собственными именами. Олицетворенные и «очеловеченные» персонажи, характерные для мифов, все чаще стали приобретать антропоморфный облик, превращаться в различных второстепенных божеств, которые постепенно утрачивали былое положение вплоть до преобразования их функций и свойств, вытеснялись и заменялись культом главного, верховного бога. Остальные в качества единственного бога. Возникает монотеизм (единобожие). Большинство верований и ритуалов по-прежнему входят в жизнь людей посредством «механизмов» мифосознания. Однако в целом роль мифов, их удельный вес в общественном сознании претерпевают значительные изменения. Меняются социальные отношения в обществе, меняется и сам человек. Овладевая природой, он вырабатывает такие способы удовлетворения своих потребностей, которые не нуждаются в дополнении магической операцией. Но самое принципиальное изменение состоит в том, что люди начинают по-иному воспринимать окружающий мир. Мало-помалу он лишается таинственности и недоступности. Овладевая миром, человек относится к нему уже как внешняя сила. В какой-то степени это стало подтверждением растущих возможностей, могущества и относительной свободы человеческого сообщества от природной стихии. Однако, выделившись из природы и сделав ее объектом своей деятельности, люди утратили прежнюю целостность бытия. На место ощущению единства со всем мирозданием приходит осознание себя как чего-то отличного от природы и противопоставленного ей. Разрыв возникает не только с природой. При новом типе социальной организации (соседская община, раннеклассовые отношения) уходит в прошлое уклад жизни, который культивировался из поколения в поколение и определял содержание первобытного сознания. Обрывается связь с родом. Жизнь индивидуализируется, возникает различение собственного «я» в среде других человеческих существ. То, что архаическим мифосознанием понималось непосредственно и «очеловечено», оказывается уже чем-то внешним для людей. Буквально воспринимать миф как подлинное содержание жизненного процесса становится все труднее. Не случайно зарождается и усиливается аллегорическая традиция – истолкование древнего мифа как оболочки, удобной для передачи знаний о природе, этических, философских и других идей. Сама мифология переходит в новое качество. Она окончательно утрачивает универсальность и перестает быть доминирующей формой общественного сознания. Происходит постепенная дифференциация «духовной» сферы. Идут накопление и обработка естественно-научных знаний, развивается философское и художественное осмысление мира, образуются политические и правовые институты. 8 Постепенно описание мира, его законов, событий, закономерностей становится задачей науки, «божественные» взгляды на мироустройство, ранее сменившие мифовоззрение, отходят на второй план, теряют свою «монополию» в сознании людей. Но несмотря на все это, миф во время эры научного познания мира не исчезает, как пережиток прошлого, а занимает не менее важное место – миф становится неисчерпаемым источником для вдохновения. В начале XV века европейское искусство входит в новую фазу своего развития, названную культурологами, искусствоведами Эпохой Возрождения. Именно в это время творят гении, атланты своего дела, и в работах над многими из них данные мастера искали вдохновение в столь обширном собрании легенд, как мифы Древней Греции, Рима : Кранах Лукас Старший «Юдифь с головою Олоферна», «Суд Париса», «Венера и Амур» ; Тициан «Венера Анадиомена», «Венера и Адонис», «Похищение Европы» ; Сандро Боттичели «Возвращение Юдифи в Ветулию», «Весна», «Рождение Венеры», «Венера и Марс». По прошествии времени, мифологические сюжеты все более и более находят отражение в работах художников: Джон Эверетт Миллес «Офелия», Уильям Тернер «Циклоп Полифем и хитроумный Одиссей», Вильям Бугро «Нимфы и Сатир». Следует отметить, что помимо Библейских сюжетов выпускники российской Академии Художеств выполняли свои дипломные выпускные работы и по сюжетам из различных мифологий: Васнецов Виктор Михайлович, оставивший после себя множество былинно-исторических работ ( «Богатыри», «Аленушка», «Иван-Царевич на Сером Волке»); Михаил Александрович Врубель ( «Принцесса Греза», «Царевна-Лебедь»). Невозможно среди живописцев не упомянуть Константина Васильева9, уроженца Майкопа, посвятившему себя циклам работ «Русь былинная» и «Кольцо Нибелунга» ( «Вотан - верховный бог древних скандинавов», «Валькирия», «Бой со змеем», «Дар Святогора», «Свентовит» и др.) Не обошли стороной тему легенд и мифов и скульпторы. Поражают своей красотой работы Микеланджело «Битва кентавров», «Геркулес», «Бахус», Антонио Канова «Амур и Психея», «Персей с головой Медузы», «Три Грации», Козловского Михаила Ивановича «Амур», «Самсон» (Фигура в Центральном фонтане парка Питергоф), «Аякс защищает тело Патрокла» Сюжеты легенд, их герои и антогоничные персонажи являлись вдохновителями и образами для создания шедевров в мире музыки. В 1848-1874 гг. Рихард Вагнер пишет цикл из четырёх эпических опер, основанных на реконструкциях германской мифологии, на исландских сагах и средневековой поэме «Песнь о Нибелунгах», объединяя оперы «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов» под единым названием – «Кольцо Нибелунга». Игорь Стравинский в 1910 г. пишет музыку для балета в одном действии «Жар-птица», написанному по русским сказаниям, что делает его известным. Существуют некоторые музыкальные группы и исполнители, что пользуются популярностью именно благодаря тому, что, используя определенные акустические мотивы и стихотворные формы, перепевают или же пишут композиции на основе каких-либо преданий, сказаний. К таким можно отнести российскую келтик-фьюжн-группу «Мельница», фолк-исполнительницу под псевдонимом Тэм Гринхилл, а так же певицу, выступающую под именем Канцлер Ги. Несмотря на то, что мы живем в век информатизации и доступности информации, многие виды изобразительного, музыкального искусства остаются недоступны обывателю в силу редкости, дороговизны, недостатку знаний. Но, казалось бы, анализируя данную ситуацию, можно было бы сказать, что миф все же не столь обширно пронизывает современность. Но это не так. Следует отметить, что в наше время миф является так же и вдохновителем многих известных писателей. Не существует, наверное, человека, который бы не был знаком с начальными строками произведения «Руслан и Людмила» великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Вступление, размещенное перед Первой Частью, пестрит такими фольклорными персонажами как русалка, Баба Яга, Ученный Кот, чьим прообразом можно считать Кота Баюна из древнерусских преданий, Леший и многие другие. В то же время, следует признать интересной в плане многочисленности упоминаний богов из различных религий книгу Нила Геймана «Американские боги», где в ходе повествования мы сталкиваемся со скандинавским богом-Всеотцом Одином, богом-напитком индоиранцев и ведийцев Сома, сестры Зори и Чернобог10 - герои славянских мифов, а так же с современными «идолами» - Телевидением, Роскошью, Свободой и многими другими. Мифология подпитывает современно искусство во всех его проявлениях. Следует заметить, что миф занял свое место и в массовой культуре. Несомненный вклад в это внесло столь популярное направление, как комиксы. Два крупнейших издательства – Marvel (1939) и DC (1934) – сделали своими персонажами представителей различных пантеонов, а так же легенд, сказаний, поверий (например, такие боги как Арес, Кронос, а так же Орион, Крысолов и Смерть в различных Вселенных комиксов DC11; Геркулес, Тор, Один, Локи, Тор, Арес, Банши, Кракен, Арлекин и Рагнарек во Вселенных комиксов Marvel12). Некоторые комиксы были экранизированы, например сериал «Флеш» и «Тайны Смолвиля», фильмы «Мстители» и «Тор», в виде фильмов и мультсериалов, что, несомненно, делает их героев более известными, и способствует появлению у молодежи интереса к изучению элементов древней мифологии различных народов. Мировой кинематограф так же черпает свои идеи из древних сказаний. Мировые премьеры таких фильмов13, как «Геракл» (2014), «Гнев Титанов» (2012), «Троя» (2004), цикл фильмов по мотивам книг о Перси Джексоне, сыне Зевса, собирали полные залы восторженных зрителей, ставя рекорды кассовых сборов. А многие современные дети хоть раз видели полнометражный мультфильм «Геркулес», снятый студией Дисней в 1997 году. Но видеть то, как герои сказаний появляются на экранах не только в широкоформатном варианте. В 2012 году «Сбербанк России» запустил серию рекламных роликов, в которых боги Олимпа (Зевс, Афродита, Гермес и Посейдон) предстают нашему взору, как наиболее приближенные к повседневной жизни. Несмотря на всю неоднозначность мнений людей о данных роликах, следует отметить, что доля должного внимания все же была получена. В последние два десятилетия на территории постсоветского пространства получило развитие ролевого движения, а так же клубов реконструкции.14 Молодые люди, отдаваясь своему увлечению, исследуют документы, записи, различные исторические источники, черпают идеи и вдохновение в истории и сказаниях Скандинавии, древней Греции и Востока, в Средневековой Европе. Вполне естественным и, можно даже сказать, что необходимым, является знание героев различных эпосов, ритуалов, умение рассказывать различные предания и притчи, рисовать символы, значащие что-либо (например, руны заклинаний или же футарка). Так же имена-прозвища, используемые во время реконструкций и игр на так называемых «полигонах», зачастую берутся именно из подобных источников; закономерно, что человек, получая подобное имя, отыгрывает определенную, заранее прописанную роль. Так же следует отметить, что в последние два десятка лет набирает популярность такое направление веры как неоязычество; параллельно с этим многие люди начинают увлекаться рунической магией и предсказаниями, соблюдением традиций древних славян, скандинавов, индийцев. Люди верят в различные высшие силы, в «души» предметов, объектов живой природы; все это невозможно без знаний многих поколений древних народов и племен, ведь, несмотря на обилие различной атрибутики: рунические камни, огам (кельтский оракул, мантическая система) и амулеты, камни с различными гравировками и т.п. - все это остается лишь «мишурой», внешней оболочкой. Несмотря на то, что человек может отрицать хоть какое-либо знание элементов мифологий, но все же большим количеством людей используются выражения «канул в Лету», «метать гром и молнии», «яблоко раздора», что берут свое начало в легендах о богах и героях Древней Греции. Следует признать, что наука так же мифологична, ведь крайне редко теория идет за практикой, а не наоборот. Следовательно, ученым-теоретикам необходимо сначала «придумать» некую теорию, иногда не отвечающую уже имеющимся на данный момент знаниям (в пример можно привести теории Альберта Эйнштейна, встречавшие шквал критики и комментариев, но, впоследствии, все же доказанные, хоть и не все). После ученые-практики, используя имеющиеся технологические, вычислительные, энергетические средства, занимаются либо доказательством, либо опровержением различных теорий. Мифология, стала, в некотором смысле, новым направлением жизни некоторых людей, их собственной верой. Так же, как и было доказано на примерах ранее, мифы стали неотъемлемой частью культуры во всех ее проявлениях: кинематограф, изобразительное искусство, музыка, реклама. Заключение В данной работе нами были изучены основные мнения на роль и значение мифа во время этапа становления и раннего развития человеческого общества, представленные работами Б. Малиновского, Л. Леви-Брюля, К. Леви-Стросса, А. Лосева. Благодаря публикации Пивоева В.М. так же нами были разобраны основные функции мифов ( аксиологическая, телеологическая, коммуникативная, праксеологическая, компенсаторная). За основу данной работы нами была взята теория А. Ф. Лосева, утверждающая, что миф может и должен быть рассмотрен с точки зрения самого мифа; в данном случае можно утверждать, что миф, а так же все его элементы, наиболее чем реален, его значение не может быть преуменьшено. Благодаря проведенному исследованию мы можем утверждать, что в современном мире миф утратил свою роль всеобъясняющего источника знаний о мире и человеке. Послужив ранней базой для зарождения первых наук, миф не исчез, полностью сдав свои позиции. Трансформировавшись, благодаря реалиям современного мира, миф занимает прочные позиции в культурной сфере. Миф является некоим рассказом, зачастую более причисляемым к сказаниям и сказкам, описываемым Древнее время, а так же неисчерпаемым источником вдохновения. Миф получает отражение как в элитарной культуре ( музыкальные арии, оперы, произведения изобразительного искусства, скульптура), так и в массовой (киноиндустрия и реклама) и народной(росписи, баллады, частушки) культуре. Особо следует отметить возрастающий интерес молодежи к мифу, как к замене христианства, поисках смыслов в вере предков, наделение мифов религиозной силой. Миф заполняет большую нишу в современной культуре и, видоизменяясь, все более интегрируется в нее. Несомненно, некоторые верования и элементы из мифов утратили актуальность, легко могут быть опровергнуты с точки зрения современных знаний о мире с помощью средств Научно-Технического Прогресса. В то же время миф в современном мире занимает столь же объемную и весомую роль, как и религия, наука, оставаясь основным источником знаний о мире для некоторых народов и племен Африки, Южной Америки, Океании. Благодаря этому мы можем смело заявить, что миф, служа источником вдохновения для культуры, все так же, как и прежде продолжает выполнять свои функции системы мировосприятия. Список литературы Кравченко А. И. Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд. — М.: Академический Проект, Трикста, 2003, — С. 496 Культурология: Учеб. пособие для вузов/Под ред. проф. А.Н.Марковой. – 3-е изд. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – С.319 Леви-Брюль Л. Л 36 Сверхъестественное в первобытном мышлении. — М.: Педагогика-Пресс, 1994. — С.608 Лосев А. Ф. Диалектика мифа. — М.: Правда, 1990 Малиновский Б. Магия. Наука. Религия : Пер.с англ. = Magic, Science, and Religion / Вступ. статьи Р. Редфилда и др. — М.: Рефл-бук, 1998. — С. 288 Пивоев В.М. Функции мифа в культуре ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 7, № 3, ФИЛОСОФИЯ. 1993 Юнг К. Г. Приближаясь к бессознательному//Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. С. 377. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия // http://megabook.ru/article/%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BC%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F (дата обращения 25.03) Гумилев Л.Н., Панченко А.С. Чтобы свеча не погасла: Диалог. – Л. 1990// http://gumilevica.kulichki.net/TNEC/tnec02.htm Куприянов Б., Подобин А. Очерки общественной педагогики: ролевое движение в России // http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/31/2/4 (дата обр. 26.03) Леви-Стросс К. Структурная антропология// https://vk.com/doc8678793_224004015?hash=295295047259a3dc16&dl=a1697ba1f9e04b2c78 (дата обращения 11.03.2015) Новая философская энциклопедия.ред.В.С.Степина. М.: Мысль. 2001 // http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/735 (дата обращения 26.03) Персонажи вселенной DC//http://www.strangearts.ru/dc-heroes (дата обращения 19.03.2015) Персонажи вселенной Marvel//http://www.strangearts.ru/marvel-heroes (дата обращения 19.03.2015) Потапов А. Константин Васильев. Картины // http://slavs.org.ua/konstantin_vasiliev (дата обращения 25.03.2015) С. Ф. Панкин История мировых религий. Конспект лекций// http://www.e-reading.club/chapter.php/99691/9/Pankin_-_Istoriya_mirovyh_religiii__konspekt_lekciii.html (дата обращения 25.03) Список фильмов про Богов // http://www.vokrug.tv/listing/filmy_pro/Filmy_pro_bogov(дата обращения 19.03.2015) Ставицкий А.В. Роль мифа в формировании общественного сознания и его влияние на познавательный процесс // http://magru.net/pubs/3606/Rol_mifa_v_formirovanii_obschestvennogo_soznaniya_i_ego_vliyanie_na_poznavatelnyy_protsess#1 (дата обращения 12.03) Философия: Энциклопедический словарь. ред. А.А. Ивина. - М.: Гардарики 2004// http://dic.academic.ru/searchall.php?SWord=%D0%BC%D0%B8%D1%84&from=xx&to=ru&did=enc_philosophy&stype= 1 Философия: Энциклопедический словарь/ ред. А.А.Ивина М.: Гардарики 2004// http://dic.academic.ru 2 Малиновский Б. Магия. Наука. Религия : Пер.с англ— М.: Рефл-бук, 1998. — С. 288 3 Леви-Брюль Л. Л Сверхъестественное в первобытном мышлении. — М.: Педагогика-Пресс, 1994. — С. 608 4 Леви-Стросс К. Структурная антропология — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 184-207 5 Лосев А. Ф. Диалектика мифа. — М.: Правда, 1990, С. 18-362 6 Пивоев В.М. Функции мифа в культуре ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 7, № 3, ФИЛОСОФИЯ. 1993. 7 Гумилев Л.Н., Панченко А.С. Чтобы свеча не погасла: Диалог. – Л. 1990// http://gumilevica.kulichki.net/TNEC/tnec02.htm 8 С. Ф. Панкин История мировых религий. Конспект лекций//http://www.e-reading.club// 25.03.2015 9 Потапов А. Константин Васильев. Картины // http://slavs.org.ua/konstantin_vasiliev (дата обращения 25.03.2015) 10 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия // http://megabook.ru (дата обращения 25.03.2015) 11 Персонажи вселенной DC//http://www.strangearts.ru/dc-heroes (дата обращения 19.03.2015) 12 Персонажи вселенной Marvel//http://www.strangearts.ru/marvel-heroes (дата обращения 19.03.2015) 13 Список фильмов про Богов//http://www.vokrug.tv/listing/filmy_pro/Filmy_pro_bogov(дата обращения 19.03.2015) 14Куприянов Б., Подобин А. Очерки общественной педагогики: ролевое движение в России // http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/31/2/4 (дата обр. 26.03) |