Главная страница
Навигация по странице:

  • Теоретический раздел. Жанровое своеобразие притчи и ее использование в обучении.

  • 2.Практический раздел 2.1. Особенности работы с притчами на уроках литературы и русского языка.

  • Исследовательский метод

  • Проектирование

  • Драматизация

  • 2.2. Работа с притчами на уроках русского языка как средство подготовки к ОГЭ

  • Использованная литература и Интернет-источники.

  • Притчи на уроках русского языка и литературы. притчи на уроках РЯ. Использование притчи на уроках русского языка и литературы


    Скачать 79 Kb.
    НазваниеИспользование притчи на уроках русского языка и литературы
    АнкорПритчи на уроках русского языка и литературы
    Дата15.04.2022
    Размер79 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлапритчи на уроках РЯ.doc
    ТипУрок
    #477126


    «Использование притчи на уроках русского языка и литературы»

    Выполнила

    Солохова Ольга Михайловна,

    учитель русского языка и литературы

    филиала МАОУ ОШ д.Федорково в д. Сергеево

    Парфинского района

    Новгородской области

    Введение

    1.Теоретический раздел.

      1. Жанровое своеобразие притчи и ее использование в обучении.

    2.Практический раздел.

    2.1. Особенности работы с притчами на уроках литературы и русского языка.

    2.2. Работа с притчами на уроках литературы и русского языка как средство подготовки к ОГЭ.

    Использованная литература и Интернет-источники.

    Введение

    Актуальность. Обучение русскому языку и литературе в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Эти изменения в том числе связаны с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса. Современный мир заставляет нас идти в ногу со временем, учителя внедряют новые образовательные технологии, которые подчас сводят изучение гуманитарных предметов к схемам, таблицам, значкам и т.п. Конечно, все должно быть в меру. Но нельзя забывать и о том, что одним из требований к достижению личностных результатов является «формирование основ коммуникативной компетентности в общении» и «совершенствование духовно-нравственных качеств личности». На мой взгляд, реализовать данные требования можно через тексты малой формы, например, притчи.

    Одной из тенденций в преподавании является стремление учителя опереться на текст в организации учебного процесса. Для реализации задач обучения вполне подходят малые тексты. Преимущество малых текстов состоит в том, что они могут быть использованы оперативно и в соответствии с поставленными на уроке целями.

    Цель данной работы состоит в том, чтобы обобщить и проанализировать имеющиеся наработки по этой теме, а также поделиться опытом работы в применении методов и приемов «технологии деятельностного метода обучения».

    1. Теоретический раздел.

      1. Жанровое своеобразие притчи и ее использование в обучении.


    Притча как текст малого объема позволяет решить множество задач: рассмотреть языковые явления, проиллюстрировать эстетическую функцию языка, в то же время притча информативна, коммуникативно ориентирована. Притча может стать фрагментом урока со своим особенным информационным, лингвистическим и эстетическим содержанием.

    Абуль-Фарадж (арабский писатель, ученый) называл притчи рассказами, освежающими разум и удаляющими из сердца горе и печаль. «Пусть они послужат утешением для страждущих, целительным бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного», — писал он.

    По определению Д.Н.Ушакова, «притча – это рассказ, в иносказательной форме содержащий нравоучение».

    По мнению Василия Великого, термин происходит от корня -течь- (идти) или -ткнуть- (встретиться). В обоих случаях он означает припутное изречение — такое, которое служит указателем пути, руководствует человека на путях жизни, давая ему средства к благополучному течению по этим путям.

    Притча близка к басне, но отличается от неё широтой обобщения, значимостью заключённой в притче идеи. В притче нет обрисовки характеров, указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них.

    Притча как жанр возникла на Востоке в далекой древности, где традиционно любили тайны, загадки, иносказания. Это еще один жанр как в духовной, так и в светской литературе, основанный на аллегории. Само слово «аллегория» состоит из двух корней – allos и agoreuo – «иное говорю» - это когда за конкретным, простым и понятным всем словом скрывается глубокое философское значение, в обычном, житейском случае угадывается всеобщий смысл, урок для всех людей. Притча – небольшой нравоучительный рассказ, но без морали, без прямого наставления. Мораль каждый слушатель или читатель сам извлекает или не извлекает, следует поучению или не следует – это его дело, а автор его не учит.

    В притче как бы два смысла: первый - текстовой – строится на смысле фраз, образующих текст; второй строится на символических значениях отдельных слов. Например, «Притча о блудном сыне» из Евангелия. Всем ясен сюжетный смысл этой притчи, рассказанной Христом, об отце, который простил своего непутевого сына, вернувшегося нищим в отчий дом и раскаявшегося в своих неблаговидных поступках. А какие слова имеют второе, символическое значение? Отец – символ Бога, сын – символ каждого из нас, покаяние – символ осознания греха, раскаяния.

    В древнерусской литературе понятие «притча» было более широким: это и загадки, и поучения, и диалоги, и басни, и непосредственно притчи.

    В 18 веке с утверждением классицизма, его четких правил, и расцвета басни с ее однозначной моралью притча померкла, ушла в сторону. В 19 веке литература в целом прониклась духом пророчества. Писатели воспринимали поэта как мессию, духовного поводыря, поэтому притча вновь оживает, но не как самостоятельный жанр, а как притчевое начало больших произведений, как составная часть романов, повестей, стихотворений и т.д.

    Притча жива и в 20,21 веке, правда, ее поучительность ослабла, она стала обобщенным философским размышлением, к которому читатель приглашается как соавтор.

    Таким образом, отметим еще одну черту жанрового своеобразия притчи: она как небольшой рассказ может входить в ткань большого литературного произведения. Притча не бывает самостоятельной, возникшей сама по себе, она рассказывается «по поводу», в подходящем случае.

    Знакомство с притчей как жанром литературы учащиеся начинают при изучении Духовной литературы. Однако, на мой взгляд, можно включать небольшие по объему притчи в содержание многих уроков не только литературы, но и русского языка, а также при проведении классных часов и родительских собраний.
    2.Практический раздел
    2.1. Особенности работы с притчами на уроках литературы и русского языка.
    Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предполагает, что одной из целей изучения литературы должно стать формирование «потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире» (ФГОС). Для того, чтобы сформировать потребность в чтении, использую на своих уроках притчи. И надо признать, что произведения в жанре притчи вызывают у учеников большой интерес, так как в этих простых и занимательных историях обобщён философский опыт, как отдельных авторов, так и всего народа.

    При обращении к причте можно выделить четыре основных этапа:

    1. Актуализация восприятия (например, с помощью вопросов о проблематике причти, просмотра иллюстраций к данной притче, анализа заголовка и т.п.)

    2. Знакомство с содержанием (через прочтение учителем, подготовленным учеником, видеопросмотр)

    3. Осознание собственной позиции по отношению к данной проблеме

    4. Творческая работа (если запланирована)

    Рассмотрим ряд примеров, связанных с применением притчи на уроках русского языка и литературы.

    Для вводных уроков о значении языка в жизни человека можно использовать следующую причту:

    «Когда Ксанф попросил приготовить для гостей самое лучшее, его хромоногий раб Эзоп приготовил блюдо из языков. Он объяснил это так: «Ты велел купить самое лучшее, что на свете может быть языка? При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания. Благодаря языку, люди могут объясниться друг с другом, просить, приветствовать. Мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Следовательно, нужно думать, что нет ничего лучше языка».

    В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее. Как же все удивились, когда на столе опять увидели языки! Эзоп объяснил это так: «…».

    На этапе актуализации предлагаю ребятам словарную работу со словом язык, определяем многозначность слова. Далее читаем 1 часть текста (2 часть скрыта). Прошу записать предложение, в котором раскрывается роль языка, при этом ведем орфографическую работу. Читаем 2 часть, прошу ребят закончить мысль Эзопа в 2-3 предложениях (обращаем внимание на знаки препинания при прямой речи). Заслушав несколько получившихся вариантов, предлагаю для сравнения авторский вариант: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга; посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами; он может вызвать войну; он приказывает разрушить города и даже целые государства; он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»

    Можно использовать притчу и при изучении различных тем курса. Например, при изучении темы «Диалог». Для закрепления пунктуационных навыков возможно поработать со следующей притчей:

    -Отдай мне самое дорогое, и я вылечу тебя, - сказала добрая волшебница маленькой птичке, которая лежала на пустынном морском берегу и умирала. Кровь быстро капала из раны на ее грудке и окрашивала белый песок, унося жизнь из маленького тела.

    «Самое дорогое – это, конечно, жизнь, - подумала птичка. – Но стоит ли доброй волшебнице брать у меня жизнь, которую она сама дает мне? Добрая волшебница, верно, шутит…»

    И, взглянув на нее потухающими глазами, птичка прошептала:

    -Хорошо, вылечи! Отдам тебе самое дорогое.

    Волшебница дотронулась своим жезлом до ее ранки – ранка зажила, и птичка радостно встрепенулась, ожившая и здоровая.

    -А теперь отдай мне свои крылья! – сказала волшебниц.

    -Нет! – отвечала птичка, вздрогнув. – Нет! Ни за что!

    -Разве они не самое дорогое для тебя?

    -Потому-то я не могу отдать тебе их! – тихо прошептала птичка.- Сделай лучше так, чтобы я умерла: лучше не жить совсем, чем жить и не летать.

    -Лети, - улыбнулась волшебница, - я не хочу твоей смерти. Но помни, что_________________________ (самое дорогое всегда дороже жизни).

    Перед прочтением притчи провожу работу с ассоциациями к слову жизнь (здоровье, родители, дети, мир, природа и др.). После прочтения прошу закончить фразу волшебницы и записать диалог, составив его схему.

    На уроках при работе над притчей использую разные методы.

    Метод дискуссий - создание доступной для понимания проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни. На основе анализа правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

    Исследовательский метод — организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя, самостоятельно выдвигают гипотезу, подтверждают или опровергают её, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают и открывают знания, а не получают их в готовом виде.

    Актуальное значение приобретает работа над проектом. Проектирование - особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповым занятиями, в результате которого обучающиеся создают конечный продукт из собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

    Например, урок по теме « Жизнь преподобного Сергия Радонежского. Доброта». В качестве домашнего задания можно предложить ученикам подумать над проектом социального плаката по теме «Спешите делать добро!». Этот плакат можно разместить на двери подъезда дома, в школе, в автобусе.

    Сочинение. Письменная творческая работ позволяет достаточно объективно раскрыть степень освоения материала, уровень развития когнитивных навыков, а также дает возможность учащимся сформулировать собственную позицию по изучаемой проблеме и выразить точку зрения, которую учащийся, по тем или иным причинам, не решался высказать публично на уроке или в рамках групповой работы

    Драматизация (театрализация) привлекательна для младших школьников тем, что по своей сути она близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Она может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации домашнего задания.

    Диапазон приемов, связанных с использованием притчи на уроках как литературы, так и русского языка, достаточно широк:

    -обсуждение основной идеи и смысла притчи;

    -сформулировать вопросы или ответить на поставленные;

    -придумать название притчи;

    -притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться);

    -выделить ключевые слова (с последующим комментированием);

    -инсценирование притчи;

    -рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, профессии, социальной роли и др.);

    -найти или предложить вставить пропущенные слова;

    -определение ценностей, которые отражает притча.

    Используя тексты притч на уроках русского языка и литературы, мы не только проводим работу по развитию речи учащихся, но и расширяем кругозор ребенка, развиваем чувства милосердия, любви, сострадания, учим прощать, уважать старших, говорить правду.

    2.2. Работа с притчами на уроках русского языка как средство подготовки к ОГЭ

    Обращение к жанру притчи поможет учащимся справиться с ОГЭ по русскому языку. Выпускникам 9 класса на экзамене предстоит выполнить 3 разных вида работы: написать сжатое изложение по прослушанному тексту, выполнить тестовые задания и написать сочинение на одну из предложенных тем. Работа с притчей позволяет не только тренировать память, но и научиться сжимать текст. Притча сама по себе лаконична, и исключить из нее можно лишь немногое, зато дети точно понимают, без чего нельзя обойтись, чтобы не потерять смысл истории.

    Пример отработки приемов сжатия текста:

    Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

    Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.

    Слепи мне счастье, — попросил человек.

    Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

    Задание: Сжато перескажите данную притчу (1-2 предложения), включив собственный вывод о ее значении (Человек попросил Бога слепить ему счастье из глины. Но Бог отдал человеку глину в руки, тем самым показал, что человек только сам может сделать себя счастливым.).

    В задании 15.3 ученики должны высказать своё мнение и аргументировать его, приведя один аргумент из предложенного текста, а второй – из жизненного опыта. Так вот найти пример из жизненного опыта для них представляется сложным, ведь жизненный опыт девятиклассников невелик, и это естественно в их возрасте. Если мы будем работать с жанром притчи постоянно и ориентировать учеников на создание некоторой тематической базы, то даже слабые ученики смогут подобрать подходящий пример, подведя к нему, например, такой фразой: «Размышления автора о дружбе (например) напомнили мне одну притчу, которую однажды рассказал нам учитель…». И в этом не будет неправды.

    Итак, можно с уверенностью сказать, что притча на уроках русского языка и литературы даёт возможность прикоснуться к народной мудрости, осваивать вековой жизненный опыт, а также предоставляет возможность отработать с учениками разные базовые навыки и умения: дети учатся устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

    Использованная литература и Интернет-источники.


    1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1999.

    2. Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.

    3. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Режим доступа:[http://omczo.org/publ/393-1-0-2468]

    4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. –М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

    5. Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС. Режим доступа: [http://school1884.ru/]

    6. А.Д.Дейкина, Ф.А.Новожилова – Тексты-миниатюры на уроках русского языка// М.: Флинта, Наука, 1998.

    7. Д.Н.Ушаков. Большой толковый словарь русского языка// М.: ООО «Дом славянской книги», 2008

    8. Е.Н.Орлик – Занимательные диктанты и изложения, развивающие интерес к языку и умение мыслить //ООО «Грамотей», 2006.

    9. Т.С.Петрова – Анализ художественного текста и творческие работы в школе // М.: Московский Лицей, 2002.


    написать администратору сайта