Главная страница
Навигация по странице:

  • 550

  • ИЛ

  • 504

  • . 5  Катарский, И. М. Диккенс / И.М. Катарский. - Москва: ИЛ

  • ЛИТЕРАТУРА. Исследование творчества этого писателя имеет многолетнюю историю и включает обширный ряд монографий появившихся в Великобритании, сша, России и других странах, и рассматривающих различные аспекты его произведений.


    Скачать 76.26 Kb.
    НазваниеИсследование творчества этого писателя имеет многолетнюю историю и включает обширный ряд монографий появившихся в Великобритании, сша, России и других странах, и рассматривающих различные аспекты его произведений.
    Дата10.03.2023
    Размер76.26 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛИТЕРАТУРА.docx
    ТипИсследование
    #979294

    Содержание

    Введение…………………………………………………………………………...3

    1. Место творчества Диккенса в развитии английской и мировой реалистической литературы……………………………………………………...5

    2. Идейно-художественный анализ «Холодного дома» Ч. Диккенса………...13

    Заключение……………………………………………………………………….28

    Список литературы………………………………………………………………32

    Введение

    Чарльз Диккенс, величайший английский романист 19 века., бесспорно остается одним из самых известных писателей, как в Англии, так и за ее пределами. Уже первые произведения, вышедшие в свет в середине 30-х гг. 19 века, принесли их автору широкую известность. С этого момента интерес к творчеству Диккенса не ослабевал. Его читали и перечитывали современники, представители различных слоев населения Англии. Не забыто имя писателя и в наши дни. Диккенса с полным правом можно назвать мэтром английской литературы 19 в, поскольку ни один писатель не мог сравниться с ним ни по значимости, ни по популярности.

    О степени изученности творческого наследия великого английского реалиста XIX века Чарльза Диккенса в. зарубежной литературе может свидетельствовать целый ряд научных и критических работ, как в России, так и за рубежом. Диккенс принадлежит к тем писателям, мировая слава которых утверждалась непосредственно вслед за появлением их первых произведений. Не только в Великобритании, но и в России, Франции, Германии после выхода в свет первых книг «Боза» заговорили об авторе «Пиквикского клуба», «Оливера Твиста», «Николаса Никльби».

    Исследование творчества этого писателя имеет многолетнюю историю и включает обширный ряд монографий; появившихся в Великобритании, США, России и других странах, и рассматривающих различные аспекты его произведений. Среди них такие известные зарубежные и русские исследователи как Хескет Пирсон, Энгус Уилсон, Г.К. Честертон, Ф. Коллинз, Ф. Эриксон, Дж. Оруэлл, Д. Б. Пристли, В.В. Ивашёва, И.М. Катарский, Д.В. Затонский, М.А. Нерсесова, Н.Л. Потанина, Н.П. Михальская, Н.В.Осипова и многие другие.

    Книги Диккенса дают полную картину, современной писателю Великобритании. Произведения Чарльза Диккенса тесно связаны с общественно-бытовым контекстом, с формами» социальных концепций, что усиливает их риторичность, обогащаясь авторским взглядом на ту или иную социально значимую проблему. Это характерно и для его романа «Холодный дом».

    Актуальность исследования в этой работе обусловлена, с одной стороны, высокой степенью изученности творчества Чарльза Диккенса, с другой отсутствием концептуального подхода в анализе художественного изображения английского общества 19 века в романах данного автора. В рамках поставленной проблемы актуальным представляется и изучение биографии писателя в сопоставлении с эпохой, в которой он жил и которую изобразил в романе «Холодный дом».

    Целью изучения в работе является изучение особенностей художественного стиля Чарльза Диккенса.

    Объектом выступает роман «Холодный дом».

    Задачи:

    - рассмотреть биографию Диккенса и ту историческую эпоху, в которой он жил и которую описывал в своем романе;

    - проанализировать особенности художественного стиля Чарльза Диккенса;

    ассмотреть значение творчества писателя для английской и мировой литеатуры.

    Научно-практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в общих курсах английской литературы XIX века и специальных курсах, посвященных жизни, и творчеству Чарльза Диккенса, а также в учебных пособиях по истории зарубежной литературы XIX века.

    1. Место творчества Диккенса в развитии английской и мировой реалистической литературы

    Место творчества Диккенса в развитии английской и мировой реалистической литературы Диккенс открывает собой новый этап в истории английского реализма. Ему предшествуют до­стижения реализма XVIII века и полстолетия западно­европейской романтики. Подобно Бальзаку, Диккенс сочетал в своем творчестве достоинства того и другого стиля. Сам Диккенс своими любимыми писателями на­зывает Сервантеса, Лесажа, Филдинга и Смоллета. Но характерно, что к этому списку он добавляет и «Араб­ские сказки». В какой-то мере в начальный период своего творче­ства Диккенс повторяет этапы развития английского реализма XVIII и начала XIX веков. Истоки этого реа­лизма - «Моральные еженедельники» Стиля и Аддисона. В преддверии большого романа стоит нравоописа­тельный очерк. Завоевание реальной действительности, происходящее в литературе XVIII столетия, совершается сначала в жанрах, приближающихся к публицистике. Здесь происходит накопление жизненного материала, устанавливаются новые социальные типы, которыми как неким исходным моментом в течение долгого времени будет пользоваться реалистический социальный роман. Реалистический роман XVIII столетия возникает из бытописательной литературы. Эта попытка обобщения и систематизации материалов действительности особенно характерна для идеологии третьего сословия, стремив­шегося осознать и силой своей мысли упорядочить мир. Создатели реалистического романа XIX столетия, среди которых Диккенс занимает одно из первых мест, начинают с разрушения этой унаследованной ими традиции. Диккенс, герои которого в отдельных чертах своих обнаруживают значительное сходство с героями Филдинга или Смоллета (например, неоднократно указыва­лось на то, что Николас Никльби или Мартин Чезлуит являются более или менее близкими копиями Тома Джонса), производит в романе этого типа значительную реформу. Диккенс живет в эпоху разверзшихся внут­ренних противоречий буржуазного общества. Поэтому следование морально-утопической конструкции романа XVIII столетия сменяется у Диккенса более глубоким проникновением в сущность буржуазной действительно­сти, более органическим сюжетным следованием ее про­тиворечиям. Сюжет диккенсовских романов в первый период его творчества (после «Пиквикского клуба»), правда, тоже носит семейный характер (счастливое за­вершение любви героев и пр. в «Николасе Никльби» или в «Мартине Чезлуите»). Но по сути дела этот сюжет нередко отодвигается на второй план и становится фор­мой, скрепляющей повествование, ибо он все время взрывается изнутри более общими и более непосред­ственно выраженными социальными проблемами (воспи­тание детей, работные дома, угнетение бедноты и т. д.), не укладывающимися в узкие рамки «семейного жанра»1. Действительность, входящая в роман Диккенса, обога­щается новыми темами и новым материалом. Горизонт романа явно расширяется. И далее: утопия «счастливой жизни» у Диккенса лишь в немногих случаях (вроде «Николаса Никль­би») находит себе место внутри буржуазного мира. Здесь Диккенс как бы стремится уйти от реальной прак­тики буржуазного общества. В этом отношении он, не­смотря на свое несходство с великими романтическими поэтами Англии (Байроном, Шелли), является в некото­ром роде их наследником. Правда, самые его искания «прекрасной жизни» направлены в иную сторону, чем у них; но пафос отрицания буржуазной практики связы­вает Диккенса с романтизмом.2 Новая эпоха научила Диккенса видеть мир в его про­тиворечивости, более того - в неразрешимости его про­тиворечий. Противоречия реальной действительности постепенно становятся основой сюжета и главной проб­лемой диккенсовских романов. Особенно явственно это ощущается в поздних романах, где «семейный» сюжет и «счастливая концовка» открыто уступают первенст­вующую роль социально-реалистической картине широкого диапазона. Такие романы, как «Холодный дом», «Тяжелые времена» или «Крошка Доррит», ставят и разрешают в первую очередь социальный вопрос и свя­занные с ним жизненные противоречия, а уже во вто­рую — какой-либо семейно-моральный конфликт. Но произведения Диккенса отличаются от предшест­вующей реалистической литературы не только этим уси­лением реалистического социального момента. Решаю­щим является отношение писателя к изображаемой им действительности. Диккенс относится к буржуазной действительности глубоко отрицательно3[6]. Глубокое осознание внутреннего разрыва между миром желаемым и миром существующим стоит за дик­кенсовским пристрастием к игре контрастами и к ро­мантической смене настроений - от безобидного юмора к сентиментальному пафосу, от пафоса к иронии, от иронии снова к реалистическому описанию. На более поздней стадии диккенсовского творчества эти внешне романтические атрибуты большею частью отпадают или же приобретают иной, более мрачный ха­рактер. Однако концепция «иного мира», прекрасного мира, пусть не столь живописно разукрашенного, но все же явственно противопоставленного практике буржуазного общества, сохраняется и здесь. Эта утопия, впрочем, является для Диккенса лишь вторичным моментом, не только требующим, но прямо предполагающим полнокровное изображение реальной жизни со всей ее катастрофической несправедливостью. Однако, подобно лучшим писателям-реалистам своего времени, интересы которых шли глубже внешней сто­роны явлений, Диккенс не удовлетворялся простым кон­статированием хаотичности, «случайности» и несправед­ливости современной жизни и тоской по неясному идеа­лу. Он неминуемо подходил к вопросу о внутренней за­кономерности этого хаоса, о тех социальных законах, ко­торые им все же управляют. Только такие писатели заслуживают названия под­линных реалистов XIX столетия, со смелостью настоя­щих художников осваивающих новый жизненный мате­риал. Реализм и «романтика» Диккенса, элегическая, юмо­ристическая и сатирическая струя в его творчестве на­ходятся в прямой связи с этим поступательным движе­нием его творческой мысли. И если ранние произведе­ния Диккенса еще в значительной мере «разложимы» на эти составные элементы («Николас Никльби», «Лавка древностей»), то в своем дальнейшем развитии Диккенс приходит к некоторому синтезу, в котором все ранее раздельно существовавшие стороны его творчества под­чиняются единой задаче — с наибольшей полнотой «отра­зить основные законы современной жизни» («Холодный дом», «Крошка Доррит»). Именно так следует понимать развитие диккенсов­ского реализма. Дело не в том, что поздние романы Диккенса менее «сказочны», менее «фантастичны». Но дело в том, что в поздних романах и «сказка», и «романтика», и сентиментальность, и, наконец, собственно реалистический план произведения - все это в целом значительно приблизилось к задаче более глубокого, бо­лее существенного отражения основных закономерно­стей и основных конфликтов общества4. Диккенс  - писатель, по произведениям которого мы можем судить, и достаточно точно, о соци­альной жизни Англии середины XIX века5. И не только об официальной жизни Англии и ее истории, не только о парламентской борьбе и рабочем движении, но и о мел­ких, как будто бы не входящих в «большую историю» подробностях. По романам Диккенса мы можем судить о состоянии железных дорог и водного транспорта в его время, о характере биржевых операций в лондонском Сити, о тюрьмах, больницах и театрах, о рынках и уве­селительных заведениях, не говоря уже о всех видах ресторанов, трактиров, гостиниц старой Англии. Произ­ведения Диккенса, как всех больших реалистов его по­коления,- это как бы энциклопедия его времени: раз­личные классы, характеры, возрасты; жизнь богачей и бедняков; фигуры врача, адвоката, актера, предста­вителя аристократии и человека без определенных заня­тий, бедной швеи и светской барышни, фабриканта и рабочего - таков мир романов Диккенса.

    Основные этапы творчества

    В многочисленных очерках, рассказах, заметках, эссе и в шестнадцати романах Диккенса перед читателем предстает образ Англии 19-го века, вступившей на путь экономического развития. Реалистическая картина Англии, созданная писателем, отражает процесс эволюции писателя-художника. В то же время, убежденный реалист, он всегда остается романтиком. Иными словами, реализм и романтизм тесно переплетает в своем творчестве Чарльз Диккенс.

    Книги и этапы его творческого пути делятся условно на четыре периода.

    Период первый (1833–1837 годы). В это время созданы «Записки Пиквикского клуба» и «Очерки Воза». В них отчетливо вырисовывается сатирическая направленность его творчества. И, конечно, этическое противопоставление «добра и зла». Оно выражается в споре между правдой (эмоциональное восприятие жизни, основанное на воображении) и кривдой (рациональным подходом к действительности, основанном на цифрах и фактах).

    Период второй (1838–1845 годы). В этот период писатель выступает реформатором жанра. Он расширяет никем серьезно не разрабатывающуюся нишу – детскую тематику. В Европе он первым стал отображать в своих произведениях жизнь детей. Здесь он напрямую связывает две темы– «большие надежды» и детство. Она и становится центральной и в этом периоде творчества, и продолжает звучать в последующих произведениях.

    «Барнаби Радж» (1841) – обращение к исторической тематике объясняется попыткой автора осознать сквозь призму истории современный мир.

    «Лавка древностей» (1841) - попытка найти в сказочных сюжетах альтернативу злу.

    «Американские заметки» (1843) - постижение современной Англии. Поездка Чарльза в Америку расширила кругозор писателя, и у него появилась возможность взглянуть на Англию с "другой стороны". В этот период творчества он также создал следующие произведения, которые глубоко затрагивают детскую тему, в которой трогательно и бережно автор раскрывал душу ребенка. Унижения, издевательства и тяжелый труд – это то, чем до глубины души был возмущен Чарльз Диккенс. Оливер Твист – герой его романа, печальный пример жестокости и бессердечия общественности. 1838 г. - «Оливер Твист». 1839 г. - «Николас Никклби». 1843 г. - «Мартин Чезлвит». 1843–1848 гг. - цикл «Рождественские рассказы».

    Период третий (1848–1859 годы). На этом этапе углубляется социальный пессимизм писателя. Заметно меняется техника письма, она становится более сдержанной и продуманной. Углубляется исследование автором детской психологии. Появляется и новая, ранее им неисследованная, нравственная пустота. В это время вышли следующие романы: 1848 г. – «Домби и сын». 1850 г. – «Дэвид Копперфильд». 1853 г. – «Холодный дом». 1854 г. – «Тяжелые времена». 1857 г. – «Крошка Доррит». 1859 г. – «Повесть о двух городах».

    Период четвертый (1861–1870 годы). В романах этого периода уже не встретишь мягкого юмора. Он сменяется на безжалостную иронию. И Чарльз Диккенс «большие надежды» превращает, по сути, в бальзаковские «утраченные иллюзии». Только больше иронии, скепсиса, больше горечи. Последние свои романы Диккенс подвергает глубокому философскому осмыслению – лицо и маска, его скрывающая6. На этой игре «лицо-маска» построен его последний роман «Наш общий друг». Два последних шедевра Диккенса: 1861 г. – «Большие ожидания». 1865 г. – «Наш общий друг». Роман «Тайна Эдвина Друда» остался незавершенным. Он и сейчас остается загадкой для литературоведов, критиков и читателей.

    Уже в ранних произведениях (начиная с романа «Оливер Твист»)  писатель определяет реалистическую задачу своего творчества – показывать «голую правду», беспощадно обличая недостатки современного ему общественного устройства. Поэтому своеобразным посылом к романам Диккенса являются явления общественной жизни. Так в «Оливер Твист» был написан после принятия закона о работных домах. Но в его произведениях наряду с реалистическими картинами современной действительности присутствуют и романтические мотивы. Особенно это характерно для ранних произведений, таких как роман «Оливер Твист». Диккенс пытается решить общественные противоречия через примирение между социальными слоями. Он дарует своим героям счастье посредством «добрых денег» неких благотворителей. При этом герои сохраняют свои нравственные ценности. На позднем этапе творчества романтические тенденции сменяются более критическим отношением к действительности, противоречия современного ему общества высвечиваются писателем более остро. Диккенс приходит к выводу, что одних «добрых денег» мало, что благополучие не заработанное, а приобретенное без каких-либо на то усилий, коверкает душу человека. Что и происходит с главным героем романа «Большие надежды». Он разочаровывается и в нравственных основах богатой части общества. Уже в ранних произведениях Диккенса складываются характерные черты его реализма. В  центре произведения обычно судьба одного героя, именем которого чаще всего и назван роман («Оливер твист», «Николас Никльби», «Дэвид Копперфильд» и др.), поэтому сюжет часто носит «семейный характер».  Но если в начале творческого пути романы чаще всего заканчивались «семейной идиллией», то в более поздних произведениях «семейный» сюжет и «счастливая концовка» открыто уступают первенствующую роль социально-реалистической картине широкого диапазона7. Глубокое осознание внутреннего разрыва между миром желаемым и миром существующим стоит за дик­кенсовским пристрастием к игре контрастами и к ро­мантической смене настроений — от безобидного юмора к сентиментальному пафосу, от пафоса к иронии, от иронии снова к реалистическому описанию. На более поздней стадии диккенсовского творчества эти внешне романтические атрибуты большею частью отпадают или же приобретают иной, более мрачный ха­рактер. Диккенс целиком погружен в кон­кретное бытие своего времени. В этом его величайшая сила как художника. Его фантазия рождается как бы в недрах эмпирии, создания его воображения настолько одеты плотью, что их трудно отличить от подлинных слепков с действительности. Подобно  лучшим писателям-реалистам своего времени, интересы которых шли глубже внешней сто­роны явлений, Диккенс не удовлетворялся простым кон­статированием хаотичности, «случайности» и несправед­ливости современной жизни и тоской по неясному идеа­лу. Он неминуемо подходил к вопросу о внутренней за­кономерности этого хаоса, о тех социальных законах, ко­торые им все же управляют. Только такие писатели заслуживают названия под­линных реалистов XIX столетия, со смелостью настоя­щих художников осваивающих новый жизненный мате­риал.

    2. Идейно-художественный анализ Холодного дома Ч. Диккенса

    50-е годы, составляющие третий этап, характеризуются углублением сатирической тенденции в творчестве Диккенса и созданием романов, изображающих наиболее широкую картину социальной жизни современной Англии. Этот новый этап открывает такой роман, как «Дэвид Копперфилд» (1849 – 1850), который нельзя назвать в полном смысле этого слова социальным. Наиболее типичные произведения этого периода – романы «Холодный дом» (1852), «Тяжелые времена» (1854), «Крошка Доррит» (1856) – крупнейшие социальные полотна великого представителя английского критического реализма. Одновременно в творчестве Диккенса зреет и новая тенденция, она получает наиболее четкое выражение в его произведениях последующих лет. Писатель уделяет больше внимания запутанной интриге, осложненному сюжету, тяготеет к необычным и волнующим фабульным и психологическим ситуациям. Заметная в больших социальных романах 50-х годов (особенно в «Холодном доме» и «Крошке Доррит»), эта тенденция уже явственно выступает в новеллах и рождественских рассказах Диккенса тех лет («Крушение золотой Марии», «Рецепты д-ра Мериголда», «Чей-то багаж» и т.п.). Переходом к последнему этапу в творческом развитии писателя служит его исторический роман «Повесть о двух городах», содержащий в себе как черты произведений третьего периода, так и черты характерные для «позднего Диккенса».

    «Тяжелые времена»- здесь Диккенс вплотную подошел к основному конфликту эпохи - конфликту между предпринимателями и рабочими. Роман явился как бы художественным дополнением к монографиям о чартизме. По своей структуре и композиции роман более упорядочен, более лаконичен и компактен, чем предшествующие. Социальный критицизм Диккенса совершенствуется и принимает более выразительные художественные формы.

    Характеристики социальной трилогии Ч.Диккенса

    - Автобиографические мотивы в романе.

    - Критика общественных институтов в своеобразной трилогии Диккенса.

    - Раскрытие социальных «тайн».

    - Психологизм

    - Символика.

    В предисловии к «Холодному дому» Диккенс утвер­ждал, что «скаредному обществу полезно знать о том, что именно происходило и все еще происходит в судейском мире, поэтому... все написанное на этих страницах о Канцлерском суде -истинная правда и не грешит против правды».

    Не случайно первая глава романа называется «В Канцлерском суде». Она сразу вводит читателя в атмосферу волокиты, бюрократизма и социальной несправедливости, задает тон всему повествованию и раскрывает перед читателем облик главного героя — Канцлерского суда, являющегося оплотом беззакония и беспорядка.

    Вторая глава вводит читателя в не менее удручающую атмосферу, связанную с второй героиней романа - леди Дедлок. Название этого эпизода -«В большом свете». «И большой свет, и Канцлерский суд,- пишет Диккенс, - скованы прецедентами и обычаями: они как заспавшиеся Рипы ван Винкли, что и в сильную грозу играли в странные игры; они как спящие красавицы, которых когда-нибудь разбудит рыцарь, после чего все вертелы в кухне, теперь неподвижные, завертятся стремительно...» Если Канцлерский суд «завяз» в тумане, то усадьба леди Дедлок утонула в потоке бесконечных ливней. В этом романе Диккенса метафоры и символы играют большую роль, подчер­кивая замысел автора говорить правду о вещах неприятных, но необходимых.

    В романе два рассказчика. Повествование ведется то от третьего лица, то от лица Эстер Саммерсон. Первое повествование саркастиче­ски-насмешливое, сатирическое, оно выполнено в резких и серых тонах, другое 0 в мягких, лирических, пастельных. Рассказ Эстер непосредствен, прост, но он отличается от рассказа Дэвида Копперфилда. Детские воспоминания Эстер скупы и высказаны в торопливой манере. Ее воспитывала никогда не улыбающаяся добродетельная тетка, вскоре умершая и передавшая ее под опеку Джарндиса, хозяина «Холодного дома». В отличие от Дэвида, Эстер замкнута, робка, ее единственный друг - кукла, которую она хоронит при отъезде в пансион.

    "Холодный дом" - прекрасный роман с множеством персонажей и сюжетных линий, полный сатиры и юмора, историй любви и детективных расследований. Увлекательная и одновременно глубокая книга.

    Сатирический роман. Объект сатиры – английская судебная система, которая не имеет ничего общего со справедливостью и истиной. Канцлерский суд в книге – это «чудовище», пожирающее людей: истцы в ожидании решения или разоряются, или сходят с ума, или умирают. В книге много жертв этой страшной системы. Выигрывают только юристы-бюрократы, потому что тяжбы позволяют зарабатывать деньги. Ничего другого суд сделать не может: пока решается дело о наследстве, оно тратится на бесконечные пошлины. Наверно, здесь есть авторское преувеличение (а может всё так и было в той системе), читать это и горько, и смешно. Жаль героев, у которых рушатся надежды. Самые неприятные личности в книге – это юристы. Когда один из них говорит, что желает оставить своим дочерям доброе имя, читатель понимает, что «доброта» и порядочность юриста – это только иллюзия, а на самом деле все они алчные и жестокие люди. Может быть, «злая» и обидная характеристика, но Диккенс писал не о нашей эпохе, а обличал современную ему судебную систему.

    Детектив. А вот следователь в романе – человек, прекрасно знающий своё дело и способный распутать сложные дела. Линия преступления и наказания не самая длительная в романе, но очень удачная и тонко вписанная в основное повествование. Сыскная служба в книге весьма благородна, справедлива и честна (особенно на фоне персонажей-юристов).

    Любовный роман. В книге несколько историй любви: есть и грустные, и счастливые. Все очень трогательные и задевающие за живое. Здесь уже нет никакого сатирического подтекста (впрочем, линия влюблённого юриста весьма забавна и смешна), любовь бескорыстна, она всё прощает, ломает гордость и заносчивость, меняет людей. В финале идиллия, семейные радости и тёплый дом (пусть он и называется «холодным»). Книга отчасти сентиментальна, особенно в главах, написанных от лица главной героини Эстер, но не затянута (несмотря на объём) и насыщенна историями радости и горя. А какая трогательная отцовская любовь опекуна к своей воспитаннице!

    Антифеминистическая книга. В романе есть персонажи – «деятельные» женщины, которых заботит судьба Африки и другие мировые проблемы. Главное для них - общественные и благотворительные дела, обязательно шумные, а домашний быт не имеет никакого значения. Дети этих женщин неухоженные, невоспитанные и необразованные, муж страдает от недостатка хозяйственности своих жён, которым легче любить дальнего, чем близкого и родного человека. А противопоставлены им: Джон Джарндис, занимающийся настоящей благотворительностью (тихой, нужной, помогающей реальным людям, а не иллюзорным), и Эстер – воплощение хозяйственности и практичности. У неё есть и другие достоинства (она добрая девушка), но умение вести домашние дела показано в романе чуть ли не главным женским качеством, главная героиня им обладает, а многие в книге – нет, поэтому её дом полон счастья и достатка (пусть и относительного), а у деятельных благотворительниц есть только разорение семейного очага и неуют.

    Замысел Диккенса автор определяет как многоплановую социальную критику, поэтому одним из принципов группировки персонажей является их социальная принадлежность и род деятельности. Внутри каждой группы выделяются главные и второстепенные персонажи, в зависимости от полноты их изображения и их роли для раскрытия основных тем романа. Второстепенные персонажи исполняют служебную функцию по отношению к главным.

    С этих позиций автор работы исследует персонажи романа “Холодный дом”, первым из которых является обобщенный образ Канцлерского суда, с которым так или иначе связаны все персонажи романа, а характеры и судьбы некоторых из них служат для его метафорической характеристики (умалишенная мисс Флинт, старьевщик Крук). Важно, что, несмотря на наличие обобщенного образа Суда, зло для Диккенса персонифицировано в конкретных лицах, связанных с Судом (лорд-канцлер, многочисленные адвокаты, поверенные Талкингхорн и Воулс, клерк Гаппи).

    Другая группа персонажей, описанная в работе, относится к высшему свету. Это прежде всего чета Дедлоков и связанные с ними второстепенные лица: миссис Раусуэлл, Волюмния Дедлок. Тему ложной благотворительности раскрывает следующая группа персонажей (миссис Джеллиби, миссис Пардигл, Чедбенд).

    Связующим персонажем всего романа, по мнению автора работы, является маленький подметальщик Джо. Образ Джо открывает группу детских персонажей романа, столь важных в творчестве Диккенса.

    Особое место в романе занимает детский персонаж Эстер Саммерсон, которая выступает также в роли повествователя. Автор работы излагает мнения разных критиков о ее части повествования, которое многие считают неудачным, и о статическом, пассивном характере самой Эстер, даже внешность которой нигде не описывается. Смысл этого, по мнению исследователей, в том, что Эстер как бы лишена своего “я” и с трудом и только отчасти обретает себя, свою личность лишь в конце романа.

    Кроме описанных “социальных” групп персонажей (судопроизводство, аристократия, псевдо-благотворительность, детские образы), автор дипломной работы выделяет также несколько “отдельных” персонажей, которые дополняют изображенную Диккенсом “анатомию общества”, то есть все его классы и слои.

    В завершение работы автор обсуждает сюжетные связи между персонажами и их группами. Таким связующим звеном является прежде всего судебный процесс, в который так или иначе вовлечены все персонажи. Также, это тайна леди Дедлок, которую стремится разгадать Талкингхорн. Наконец, многих персонажей связывают различные совпадения и случайности, иногда не вполне правдоподобные. Последнее объясняется заветной мыслью Диккенса о взаимосвязи всех людей. Роман подобен сложной паутине, где каждый персонаж связан с другими множеством нитей.

    В заключительном разделе работы обсуждаются преобладающие художественные приемы в построении системы персонажей. Это прежде всего антитеза. Целый ряд положительных персонажей, во главе с Эстер, противопоставлен жестоким и равнодушным, последним из которых является Талкингхорн, воплощающий, по формулировке автора работы, “абсолютное зло”. Но этическая поляризация характеров, тут же замечает автор, вряд ли до конца возможна, поскольку в каждом из них сосуществует добро и зло. К таким “неоднозначным” характерам относятся и супруги Дедлоки, и инспектор Баккет, и некоторые другие.

    Другим важнейшим приемом архитектоники романа является сопоставление, позволяющее Диккенсу наиболее полно осветить ту или иную проблему посредством дополняющих друг друга характеров или образов. Автор приводит примеры некоторых таких “параллельных” образов, помогающих уяснить проблематику романа и авторскую позицию.

    Символика романа

    В романе "Холодный дом" Диккенс нарисовал как общественную, так и частную жизнь английской буржуазии. Мрачным, "холодным домом" представляется писателю его родина, где господствующие общественные законы гнетут и калечат души людей, и он заглядывает в самые темные уголки этого большого дома.

    В Лондоне бывает всякая погода. Но в "Холодном доме" Диккенс чаще всего рисует нам картину туманного, по-осеннему-мрачного Лондона. Особенно же редко рассеивается туман, окутывающий Линкольновы поля, где в здании суда лорда-канцлера уже много десятилетий подряд заседают судьи, разбирающие дело "Джарндисы против Джарндисов". Все их силы направлены на то, чтобы запутать и без того запутанное дело, в котором одни родственники оспаривают права других на давно уже не существующее наследство. Роман "Холодный дом" начинается с описания лондонского тумана. Повторение слова "туман" в каждом предложении создает живописную картину. Глава с описанием тумана является интродукцией к роману, в котором Диккенс пытался показать туманность и запутанность судопроизводства Англии того времени и настроить читателя на ожидание чего-то трагического.

    Множество людей старых и совсем еще юных, вконец разорившихся и еще богатых, проводит свою жизнь в залах суда. Маленькая старушка мисс Флайт, которая каждый день приходит в Верховные суд со своим истрепанным ридикюлем, набитым полуистлевшими документами, давно утратившими всякую ценность; еще в юности она оказалась запутанной в какую-то тяжбу и всю жизнь только и делала, что ходила в суд. Весь мир для мисс Флайт ограничивается Линкольновыми полями, где помещается Верховный суд, а высшую человеческую мудрость воплощает в себе его глава - лорд-канцлер.

    Имя мисс Флайт означает в переводе "летать", и сама она напоминает птичку в клетке канцелярского суда8. Не случайным является то, что птички, ее друзья, носящие имена Радости, Надежды, Юности, Счастья, умирают одна за другой в ее жалкой каморке, не дождавшись решения суда.

    Почти всем тяжущимся по делу "Джарндисы против Джарндисов" уготована судьба Флайт или Гридли. На страницах романа перед нами проходит жизнь молодого человека по имени Ричард Карстон, дальнего родственника Джарндистов. Красивый, жизнерадостный юноша, нежно влюбленный в свою кузину Аду и мечтающий о счастье с ней, он постепенно начинает проникаться общим интересом к процессу. Уже в первых главах романа перед счастливыми Адой и Ричардом впервые предстает полоумная старушка Флайт, как бы символ их будущего в представлении автора. В конце книги озлобленный, замученный чахоткой Ричард, растративший в этой тяжбе все средства и средства Ады, напоминает Гридли.

    Автор не случайно уделяет в своем романе столько места истории судебного процесса. Разоблачая суд лорда-канцлера, писатель делает его символом всего отжившего, косного, антигуманного.

    Много места в романе уделено английской аристократии, символом которой являются Дедлоки. Дедлоки с одинаковой гордостью хранят свои фамильные традиции и наследственные предрассудки. Они твердо уверены, что все лучшее на свете должно принадлежать им, и создано с единственной целью - служить их величию. Унаследовав от предков свои права и привилегии, они чувствуют себя собственниками не только по отношению к вещам, но и к людям. Само имя Дедлок может быть переведено на русский язык как "заколдованный круг", "тупик". И в самом деле, Дедлок давно застыли в одном состоянии. Жизнь проходит мимо них; они чувствуют, что события развиваются, что в Англии появились новые люди - "железных дел мастера", которые готовы заявить о своих правах. Дедлоки смертельно боятся всего нового и поэтому еще больше замыкаются в свой узкий мирок, ничего не допуская извне и тем самым надеясь уберечь свои парки от дыма фабрик и заводов.

    Обитатели "холодного дома" одержимы жаждой денег. Из-за денег члены семьи Джарндисов уже несколько поколений ненавидят друг друга и таскают по судам. Брат встает брата из-за сомнительного наследства, владелец которого, быть может, не завещал ему серебряной ложки.

    В этом обществе, отравленном корыстью, появляются два типа людей: Таковы Смоллуид и Скимпол. Смоллуид символизирует тех, кто активно использует право обирать и обманывать. Диккенс нарочито сгущает краски, стремясь показать, сколь отвратителен облик человека, для которого стяжательство становится целью и смыслом жизни. Этот маленький немощный старик наделен огромной духовной энергией, направленной исключительно на то, чтобы строить жестокие козни против ближних. Внимательно следит он за всем, что происходит вокруг, подстерегая добычу. В образе Смоллуида воплотился современный Диккенсу буржуазный индивид, воодушевленный одной лишь жаждой обогащения, которую он тщательно маскирует лицемерными моральными сентенциями.

    Противоположность Смоллуиду, казалось бы, представляет мистер Скимпол, своего рода приживал в доме Джона Джарндия, веселый, благообразного вида господин, желающий жить в собственнее удовольствие. Скимпол не стяжатель; он только пользуется плодами бесчестных махинаций смоллуидов.

    Одна и та же общественная система, в основе которой - обман и угнетение, породила и смоллуидов, и скимполов. Каждый из них дополняет другого. Разница между ними лишь в том, что первый выражает позицию людей, активно использующих существующие нормы общественной жизни, второй же пользуется ими пассивно. Смоллуид ненавидит бедняков: каждый из них, по его мнению, готов посягнуть на его кубышку. Скимпол глубоко равнодушен к ним и только не желает, чтобы оборванцы попадались ему на глаза. Этот эгоистичный эпикуреец, выше всего на свете ставящий собственный комфорт, подобно представителям британской аристократии, не знает цены деньгам и презирает всякую деятельность. Не случайно он вызывает такую симпатию сэра Лестера Дедлока, чувствующего в нем родственную душу.

    Смоллуид и Скимпол - символическое обобщение тех, среди кого в буржуазной Англии распределяются материальные блага. Дедлоку и Скимполу, безжалостно расхищающим плоды народного труда, скопидомству Смоллуида Диккенс попытался противопоставить молодого инициативного предпринимателя Раунсуэлла, фигура которого заметно идеализирована. Писатель увидел лишь то, в чем он походит на Смоллуида. Естественно, что подобный образ не мог стать удачей у реалиста Диккенса. Не прошло и года, как Раунсуэлла сменил фабрикант Баундерби из романа "Тяжелые времена" (1854), в котором воплотилось все бездушие и жестокость его класса.

    Бедняки лишены прав, лишены и иллюзий о благоденствии своей родины. Обитатели полуразрушенных жилищ, а чаще лондонских мостовых и парков, хорошо знают, как трудно жить в "холодном доме".

    У каждого из бедняков, изображенных Диккенсом в романе, своя индивидуальность. Такова Гуся, маленькая служанка в доме мистера Снегсби, одинокая сирота, болезненная и забитая. Она вся - воплощенный страх перед жизнью, перед людьми. Выражение страха навсегда застыло на ее лице, и все происходящее в переулке Кукс-корт наполняет сердце девушки трепетным отчаянием.

    Сюда, в переулок Кукс-корт, часто приходит и Джо из квартала Одинокий Том. Никто не может толком сказать, где живет Джо и как он еще не умер с голоду. У мальчика нет ни близких, ни родных; он подметает мостовые, исполняет мелкие поручения, бродит по улицам, пока где-нибудь не наткнется на полисмена, который отовсюду гонит его: "Проходи, не задерживайся!..." "Проходи", всегда куда-то "проходи" - вот единственное слово, которое слышит Джо от людей, единственное, что он знает. Бездомный бродяга Джо - воплощение мучительного неведения. "Не знаю я, ничего я не знаю..." - отвечает Джо на все вопросы, и сколько большой человеческой обиды звучит в этих словах! Ощупью бредет Джо по жизни; смутно догадываясь, что в окружающем его мире творится какая-то несправедливость. Ему хотелось бы знать, зачем он существует на свете, зачем живут другие люди. В том, что Джо такой, каков он есть, виноваты милорды и преосвященство, "преподобные и неподобные служители всех культов". Их-то и обвиняет Диккенс в жизни и смерти Джо.

    Такова история одного из многочисленных обитателей квартала Одинокий Том. Подобно лондонскому бродяге, всеми забытый Одинокий Том затерян где-то между фешенебельными домами богачей, и никто из этих сытых людей не хочет знать, где он, какое он. Одинокий Том становится в романе символом тяжелой судьбы трудового Лондона.

    Своеобразие писательской манеры Диккенса с большой отчетливостью выступает в его романе "Холодный дом". Вещи и явления обретают у него самостоятельную жизнь. Они знают тайну каждого из героев и предугадывают его судьбу. Деревья в парке Чесни-Уолта зловеще перешептываются о прошлом и будущем Гонории Дедлок. Римский воин, изображенный на потолке в комнате мистера Тапкингхорна, давно уже указывает на пол - на то самое место, где нашли в конце концов тело убитого адвоката. Щели в ставнях жалкой каморки переписчика Немо напоминают чьи-то глаза, которые взирают на все происходящее в переулке Кукс-Корт, то любопытно-пристальным, то зловеще загадочным взглядом.

    Избранная автором символика повторяется в романе в различных формах: в квартире Крука -с подчеркиванием бренности, тленности всего суетного мира зла, который неизбежно должен обратиться в пыль и прах; в доме Дедлоков - с выявлением нравственной опустошенности сильных мира сего (сопричастных миру канцлерского суда), ибо их собственная праздность и пустое тщеславие оборачиваются против них же, становясь их злым роком. Творческий замысел Диккенса раскрывается не только через мысли и поступки героев, но и через весь образный строй романа. В реалистической символике Диккенса воссоздается все сложное переплетение человеческих судеб, внутреннее развитие сюжета. Это удается писателю потому, что символ не привнесен им в роман, а вырастает из жизни, как наиболее выпуклое выражение ее тенденций и закономерностей. Не мелким правдоподобием озабочен автор: его роман раскрывает огромную правду о жизни "холодного дома"9.

    Чарльз Диккенс создал целый ряд женских образов, которые, по общему мнению, наиболее полно отвечают канонам викторианской женственности. К числу идеальных героинь писателя можно отнести Крошку Доррит из одноименного романа, Нелли из «Лавки древности», Нэнси из «Оливера Твиста», Аду Клейр и Эстер Саммерсон из «Холодного дома». Продолжать этот типологический ряд можно долго, но нас больше всего интересует главная героиня романа «Холодный дом» – Эстер Саммерсон. Из всех диккенсовских образов для нас наиболее интересна именно Эстер в силу того, что она является единственной женщиной-рассказчицей в литературных трудах Диккенса, а это позволяет лучше понять героиню и ее внутренний мир.

    Эстер Саммерсон является носительницей всех христианских добродетелей. В ее уста не вложены религиозные призывы, но она всем своим существом воплощает христианский идеал. Героиня наделена добротой, жертвенностью и любовью к ближним. Эстер Саммерсон – идеал женской скромности, она целиком признает право мужчины быть выше женщины и ограничивает свои заботы исключительно домашними обязанностями.

    Эстер предстает перед всеми милой и услужливой, она открыта и с легкостью заводит друзей. К примеру, мистер Скимпол, едва узнав мисс Саммерсон, уже нуждается в ее «замечательном здравом уме и свойственной спокойной и методичной услужливости»10. А мистер Джарндис после нескольких недель, проведенных вместе в Холодном доме, начал очень мило называть её «хлопотуньей», «маленькой старушкой», «хозяюшкой». Диккенсу приходится по душе викторианский тип женщины, от которой зависит домашний уют и тепло семейного очага. Ощущая себя «хозяюшкой» и «хлопотуньей», Эстер счастлива вести домашние дела, следить за бытом и здоровьем окружающих – это для нее наивысшая ценность. Диккенс очень трепетно относился к своим идеальным героиням, которые стоят выше мужчин, но не в социальном плане, а в моральном.

    Говоря об изображении женщин в викторианской литературе, необходимо разделять женский и мужской дискурсы. «В «мужской литературе» положительные образы женщин становятся предметом беспредельной идеализации»11. Вне зависимости от социального положения и принадлежности к высшему сословию женщина обязана придерживаться определенного кодекса поведения. В произведениях Чарльза Диккенса можно встретить множество подобных героинь, они являют собой добродетель и придерживаются строгих норм морали. Именно героини Диккенса полностью подходят под викторианский образец поведения женщины. Они являются воплощением искренности, скромности и естественности. К примеру, Эстер являет собой совокупность исключительно положительных черт, скромности, кротости и чистейшей добродетели. Она бесконечно благодарна мистеру Джарндису за все, что он сделал для нее, с пониманием и уважением относится ко всем выходкам Ричарда, а мистеру Скимполу отдала свои последние деньги. К тому же следует отметить, что даже после перенесенной тяжелой оспы, от которой Эстер потеряла свою привлекательность, никто не отвернулся от нее, ее чистая душа продолжала притягивать к себе окружающих. С каким стойким смирением и даже некоторой пассивностью принимает Эстер свою новую внешность, в которой от былой прелести практически ничего не осталось. Она находит положительные стороны во всем: «…Я могу примириться с постигшим меня ударом, ибо если лицо мое изменилось, то и в этом есть кое-что хорошее»12.

    Диккенс создал целый ряд подобных героинь. Они не ведают зла, корысти, ненависти, во всем милы и сдержанны, терпеливы и ненавязчивы. И ведь, наделяя своих героинь столь приятными чертами характера, автор не дает им легкой судьбы, а, напротив, наполняет их жизнь всевозможными испытаниями и невзгодами. Очень часто желание авторов создать подобный образ героинь приводит к тому, что они получаются искусственными и лишенными индивидуальности. Можно предположить, что писатели-мужчины, сталкиваясь с проблемой изображения женской психологии, часто уходят от реальности в идеализацию.

    В конце «Холодного дома» раскрывается тайна рождения Эстер, которая мучила ее с детства. Героиня узнает правду о своей матери, и хотя леди Дедлок вскоре умирает, девушка теперь хотя бы может хранить добрую память о ней. Затем Эстер вступает в счастливый брак по любви и поселяется со своей семьей во «втором Холодном доме». Для Диккенса характерны такие благополучные финалы, в которых добродетель торжествует, а зло терпит поражение. Он приводит своих любимых героинь к Дому, семейному очагу и уюту.

    «Холодный дом» не получил откликов от современников, и лишь в XX веке он был оценен по заслугам. Отношение литературоведов и критиков к главной героине Эстер было весьма разнообразным, к примеру Е. Ю. Гениева считает, что «Эстер – образ одновременно удачный и слабый»13. По ее мнению, Диккенс, доверив своей героине право повествования, сумел показать психологию «униженных и оскорбленных», «однако далеко не всегда психологические мотивы и психологические коллизии в образе Эстер убеждают»14. Тем не менее эта героиня заняла одно из видных мест в галерее женских образов не только романов Диккенса, но и во всей викторианской литературы.

    Действие романа разворачивается в действительно холодном доме, а точнее, нескольких: это и дом мистера Джарндиса. Только наполняясь заботой Эстер: ее доброго и теплого сердца, холодный дом становится уютным, живым. Холоден Канцлерский суд, и вся Англия. А также сердца многих из персонажей, от рождения холодных или «остывших» со временем. Роман радует многоперсонажностью, событийностью и торжеством любви и доброты. А судьбы бедных и просто нищих людей, в том числе Тома, заставляют обратить внимание на окружающих. Можно и мелочью помочь, если это спасет жизнь.

    «Холодный дом» - один из самых замечательных романов Чарльза Диккенса, удачно сочетающий в себе элементы готической литературы, детектива, любовного романа и реализма. В этой книге отлично показана Викторианская Англия, представленная как высшими аристократами, так представителями улицы и подворотен.

    Начинается роман как череда эпизодов, картинок нравов, психологических зарисовок, почти не складывающихся в сюжет. Только в конце романа становится ясно, как многие детали оказываются важны для сюжета и как связаны между собой разные персонажи.

    Сатира романа направлена на запутанную систему английского судопроизводства и фальшивую благотворительность людей, решающих таким образом свои психологические проблемы. Миссис Джеллиби тратит все свое время и силы на благотворительность и совсем не заботится о своей семье, а от ее благотворительности нет и настоящей пользы беднякам.

    Эстер — брошенный ребенок, и как многие брошенные дети, трогательно любит свою далекую мать. В отличие от многих брошенных детей она не озлобилась на весь свет, а, наоборот, трогательно старается заслужить любовь окружающих.

    Заключение

    «Холодный дом» - девятый роман Чарльза Диккенса (1853), который открывает период художественной зрелости писателя. В этой книге дан срез всех слоёв британского общества викторианской эпохи, от высшей аристократии до мира городских подворотен, и вскрыты тайные связи меж ними. Начала и концовки многих глав отмечены всплесками высокой карлейлевской риторики. Картина судебного делопроизводства в Канцлерском суде, исполненная Диккенсом в тональности кошмарного гротеска, вызвала восхищение таких авторов, как Ф. КафкаА. БелыйВ. В. Набоков. Последний посвятил разбору романа лекцию из цикла о величайших романах XIX века.

    Роман был начат автором в ноябре 1851, а закончен в августе 1853 года. Как и почти все другие романы писателя, «Холодный дом», прежде чем появиться отдельным изданием, выходил ежемесячными выпусками (20 выпусков с марта 1852 до сентября 1853 года). Отдельно вышел в том же 1853 году с иллюстрациями «Физа» (X. Н. Брауна). В 1854 г. в журнале «Отечественные записки» был опубликован первый русский перевод.

    Название «Холодный дом» возникло у Диккенса не сразу, а в процессе работы над произведением, в связи с переменой первоначального замысла. Первоначальный замысел сосредоточивался на «Одиноком Томе» — лондонских трущобах, на условиях жизни, нравственном, духовном и физическом облике нищих и отщепенцев столицы. С переменой замысла сместился идейный и композиционный центр романа — им стал Канцлерский суд, верховный Суд Справедливости, в то время высшая, после палаты лордов, судебная инстанция в Англии.

    Сюжет

    Детство Эстер Саммерсон (Esther Summerson) проходит в Виндзоре, в доме своей крестной, мисс Барбери (Barbary). Девочка чувствует себя одинокой и хочет узнать тайну своего происхождения. Однажды мисс Барбери не выдерживает и сурово говорит: «Твоя мать покрыла себя позором, а ты навлекла позор на нее. Забудь о ней...» Через несколько лет крестная внезапно умирает и Эстер узнаёт от поверенного юриста Кенджа, представляющего некоего мистера Джона Джарндиса (John Jarndyce), что она - незаконный ребёнок; он заявляет в соответствии с законом: «Мисс Барбери была вашей единственной родственницей (разумеется — незаконной; по закону же у вас, должен заметить, нет никаких родственников)». После похорон Кендж, осведомленный о сиротливом её положении, предлагает ей учёбу в пансионате в Рединге, где она ни в чем не будет нуждаться и подготовится к «выполнению долга на общественном поприще». Девушка с благодарностью принимает предложение. Там протекает «шесть счастливейших лет её жизни».

    По окончании учёбы Джон Джарндис (ставший её опекуном) определяет девушку в компаньонки к своей кузине Аде Клейр. Вместе с молодым родственником Ады Ричардом Карстоном они отправляются в поместье под названием «Холодный дом». Когда-то дом принадлежал двоюродному деду мистера Джарндиса — Тому Джарндису, который застрелился, не выдержав напряжения от судебной тяжбы за наследство «Джарндисы против Джарндисов». Волокита и злоупотребления чиновников привели к тому, что процесс длился уже несколько десятилетий, уже умерли первоначальные истцы, свидетели, адвокаты, также накопились десятки мешков с документами по делу. «Казалось, что дом пустил себе пулю в лоб, как и его отчаявшийся владелец». Но благодаря стараниям Джона Джарндиса дом выглядит лучше, а с появлением молодых людей оживает. Умной и рассудительной Эстер вручаются ключи от комнат и кладовок. Она хорошо справляется с хозяйственными делами — недаром Джон ласково называет её Хлопотуньей.

    Их соседями оказываются баронет сэр Лестер Дедлок (напыщенный и глуповатый) и его жена Гонория Дедлок (прекрасная и надменно-холодная), которая моложе его на 20 лет. Светская хроника отмечает каждый её шаг, каждое событие в её жизни. Сэр Лестер чрезвычайно горд своим аристократическим родом и заботится лишь о чистоте своего честного имени.

    Молодой служащий конторы Кенджа Уильям Гаппи с первого взгляда влюбляется в Эстер. Будучи по делам фирмы в усадьбе Дедлоков, он поражается её сходству с леди Дедлок. Вскоре Гаппи приезжает в Холодный дом и признается Эстер в любви, но получает решительный отказ. Тогда он намекает на удивительное сходство Эстер и леди. «Удостойте меня вашей ручки, и чего только я не придумаю, чтобы защитить ваши интересы и составить ваше счастье! Чего только не разведаю насчет вас!» Он сдержал слово. В его руки попадают письма безвестного господина, скончавшегося от чрезмерной дозы опиума в грязной, убогой каморке и похороненного в общей могиле на кладбище для бедных. Из этих писем Гаппи узнает о связи капитана Хоудона (этого человека) и леди Дедлок, о рождении их дочери. Уильям незамедлительно делится своим открытием с леди Дедлок, чем приводит её в крайнее смятение.

    Действие романа разворачивается на фоне разбора в Канцлерском суде бесконечной судебной тяжбы «Джарндисы против Джарндисов», длящейся более 50 лет. Автор обличает английское правосудие. В предисловии и первой главе Диккенс вводит читателей в основную проблему романа. И в главе I он пишет «Это он, Канцлерский суд. Суд Справедливости, позволяет могуществу денег бессовестно попирать право», и:

    И в самом непроглядном тумане и в самой глубокой грязи и трясине невозможно так заплутаться и так увязнуть, как ныне плутает и вязнет перед лицом земли и неба Верховный Канцлерский суд, этот зловреднейший из старых грешников

    В романе Канцлерский суд — сатирически изображенная реальность английского судопроизводства и символ формализма, бюрократизма, бесправия, несправедливости. От него прямо или косвенно, в большей или меньшей мере зависит судьба почти всех персонажей романа (их более пятидесяти), представителей разных социальных слоев. Новый замысел не изменил ни реального, ни символического смысла «Одинокого Тома», а поставил его в связь и зависимость от системы социальных отношений. В целом, произведение пронизано верой автора в человека, в его способность противостоять гибельным силам.

    «Холодный дом» изумил первых читателей вольным сочетанием изложения событий от первого и от третьего лица. Во многих главах всезнающий повествователь викторианских романов уступает место рассказчика невинной девочке Эстер, которая описывает события непосредственно и проникновенно, что создаёт мощный эффект остранения. Одновременно с Диккенсом с перебивкой повествовательных ракурсов экспериментировал и Теккерей (в романе 1852 года «История Генри Эсмонда»).

    «Холодный дом» - роман о трагических и неразрешимых противоречиях английской жизни.

    Среди главных проблем романа «Холодный дом» будет правильным отметить следующие:

    - проблема эгоизма (судебный процесс в кругу семьи)

    - проблема бессмысленности (затевание самого процесса как факта)

    - проблема бездушности и непонимания людских чувств как таковых (на примере всех участников процесса в целом и в частном примере леди Дедлок)

    - проблема душевной красоты и непримерения с фальшью и порядками внешнего мира (на примере оборвыша Джо)

    - проблема стандартизации и типизации людей (пример всех участников процесса)

    - проблема заскорузлости юридической системы.

    Список литературы

    1. Вольф, Ю. Литературный мастер-класс. Учитесь у Толстого, Чехова, Диккенса, Хемингуэя и многих других современных и классических авторов / Ю. Вольф. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 550 c.

    2. Диккенс, Ч. Холодный дом / пер. с англ. М. Клягиной-Кондратьевой; предисл. Р. Померанцевой; худож. Г. Филлиповский / Ч. Диккенс. – М.: Гослитиздат, 1955. – 855с.

    3. Катарский, И. М. Диккенс / И.М. Катарский. - Москва: ИЛ1982. - 272 c.

    4. Катарский, И. Диккенс в России / И. Катарский. - М.: Наука, 1989. - 428 c.

    5. Катарский, И.М. Диккенс. Критико-биографический очерк / И.М. Катарский. – М.:Художественная литература, 1960. – 210 с.

    6. Михальская, H.П. Чарльз Диккенс. Очерк жизни и творчества / Н.П. Михальская. – М.: ГУПИ МП РСФСР, 1959. – 240 с.

    7. Нерсесова, М.А. Творчество Чарльза Диккенса / М.А. Нерсесова. М.: Знание, 1957. – 280 с.

    8. Оль, Ж. Диккенс / Ж. Оль. - М.: Молодая Гвардия, 2015. - 504 c.

    9. Сильман, Т. Диккенс. Очерки творчества / Т. Сильман. – Л.: Художественная литература, 1970. – 420 с.

    10. Эмгус, У. Мир Чарльза Диккенса / У. Эмгус. – М.: Издательство «Процесс», 1975. – 480 с.

    11. Гениева, Е. Ю. Чарльз Диккенс: Великая тайна. – 1993. [Электронный ресурс]. URL:http://orwell.ru/library/reviews/dickens/russian/chd_g1(дата обращения:06.10.20).

    12. Хабибуллина, Л. Ф. Женский национальный тип в английской литературе XIX века / Л.Ф. Хабибуллина// Вестник ЧГПУ. – 2009. – №11. – С. 292-299. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zhenskiy-natsionalnyy-tip-v-angliyskoy-literature-xix-veka (дата обращения: 06.10. 2020).


    1 Эмгус, У. Мир Чарльза Диккенса / У. Эмгус. – М.: Издательство «Процесс», 1975. – С. 101.

    2 Сильман, Т. Диккенс. Очерки творчества / Т. Сильман. – Л.: Художественная литература, 1970. – С. 107.


    3 Нерсесова, М.А. Творчество Чарльза Диккенса / М.А. Нерсесова. М.: Знание, 1957. – С. 28.


    4 Оль, Ж. Диккенс / Ж. Оль. - М.: Молодая Гвардия, 2015. – С. 54.

    5 Катарский, И. М. Диккенс / И.М. Катарский. - Москва: ИЛ1982. – С. 270.


    6 Катарский, И.М. Диккенс. Критико-биографический очерк / И.М. Катарский. – М.: Художественная литература, 1960. – С. 45.


    7 Катарский, И. Диккенс в России / И. Катарский. - М.: Наука, 1989. – С. 128.


    8 Вольф, Ю. Литературный мастер-класс. Учитесь у Толстого, Чехова, Диккенса, Хемингуэя и многих других современных и классических авторов / Ю. Вольф. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. – С. 105.


    9 Михальская, H.П. Чарльз Диккенс. Очерк жизни и творчества / Н.П. Михальская. – М.: ГУПИ МП РСФСР, 1959. – С. 107.


    10 Диккенс, Ч. Холодный дом / Ч. Диккенс. – М.: Гослитиздат, 1955. – С. 92.

    11 Хабибуллина, Л. Ф. Женский национальный тип в английской литературе XIX века / Л.Ф. Хабибуллина// Вестник ЧГПУ. – 2009. – №11. – С. 293.

    12 Диккенс, Ч. Холодный дом / Ч. Диккенс. – М.: Гослитиздат, 1955. – С. 507


    13 Гениева, Е. Ю. Чарльз Диккенс: Великая тайна. – 1993. [Электронный ресурс]. URL:http://orwell.ru/library/reviews/dickens/russian/chd_g1(дата обращения:06.10.20).

    14 Там же



    написать администратору сайта