Главная страница
Навигация по странице:

  • Руководитель – консультант: учитель первой квалификационной категории,учитель музыки, ИЗО, ДКП и ОПКФедосеева Ирина Владимировна.

  • Объектом работы

  • 1. Влияние Византийской культуры на Русь.

  • ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА «СПОР ФЕОФАНА ГРЕКА И АНДРЕЯ РУБЛЕВА» К/Ф «АНДРЕЙ РУБЛЕВ» 2. Творчество Феофана Грека и Андрея Рублева

  • 2.1.Творчество Феофана Грека.

  • 2.2.Творчество Андрея Рублева.

  • Использованная литература

  • «Безмолвие и свет. Феофан Грек и Андрей Рублев». Влияние византии. Исследовательская работа Безмолвие и свет. Феофан Грек и Андрей Рублев


    Скачать 32.78 Kb.
    НазваниеИсследовательская работа Безмолвие и свет. Феофан Грек и Андрей Рублев
    Анкор«Безмолвие и свет. Феофан Грек и Андрей Рублев
    Дата26.11.2022
    Размер32.78 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВлияние византии.docx
    ТипИсследовательская работа
    #812766

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Октябрьская средняя школа»

    Зарайского района Московской области

    Творческая исследовательская работа

    «Безмолвие и свет.


    Феофан Грек и Андрей Рублев»

    Выполнила ученица 8 класса

    Мыльцева Елизавета ,14 лет

    с/х 40 лет Октября, ул.Пролетарская,11
    Руководитель – консультант:

    учитель первой квалификационной категории,

    учитель музыки, ИЗО, ДКП и ОПК

    Федосеева Ирина Владимировна.

    с/з «40 лет Октября» 2017

    Оглавление

    Введение _________________________________________________________2

    Глава 1. Влияние Византийской культуры на Русь.______________________3

    Глава 2. Творчество Феофана Грека и Андрея Рублева __________________4

    2.1 Творчество Феофана Грека _______________________________________5

    2.2 Творчество Андрея Рублева ______________________________________7

    Заключение ______________________________________________________11

    Литература ______________________________________________________12

    1. Введение.

    Тема актуальна и может представлять интерес для широкого круга общественности. С принятием христианства на Русь в X в. приходит иконопись. К этому времени в самой Византии иконопись окончательно превратилась в строго узаконенную, признанную канонической систему изображений. Поклонение иконе стало неотъемлемой частью христианского вероучения и богослужения. Таким образом, Русь получила икону как одно из «оснований» новой религии. Значительное место в византийской и русской живописи XIV века занимает имя Феофана Грека и Андрея Рублева.

    Их творчество стало предметом исследования многих отечественных искусствоведов и оказало огромное влияние на дальнейшее развитие культуры.

    Цель работы – рассмотреть и проанализировать творчество Феофана Грека и Андрея Рублева.

    Объектом работы является Феофан Грек и Андрей Рублев.

    Предметом исследования – творчество Феофана Грека и Андрея Рублева.

    В соответствии с целью, объектом и предметом работы были поставлены следующие задачи:

    - рассмотреть биографию Феофана Грека и Андрея Рублева;

    - выявить творческую манеру Феофана Грека и Андрея Рублева;

    - проанализировать творчество Феофана Грека и Андрея Рублева в Византийском и русском искусстве;

    - определить значение творчества Феофана Грека и Андрея Рублева в русской живописи.
    1. Влияние Византийской культуры на Русь.
    Византийская культура, выросшая на основе традиций античной и восточной культур, оказались тем факелом, который подхватила культура Древней Руси. Но несмотря на византийское влияние, русская культура стала ярким и самобытным явлением. Византийское наследие стало не только достоянием Руси, оно стало материалом для глубокого творческого претворения, целиком подчиненного новым задачам молодого русского христианства и старым традициям Древней Руси.

    Таким образом, русские люди с высокоразвитым и очень требовательным чувством прекрасного с честью использовали художественную систему, созданную Византией.

    Их «религия природы» не осложнялась особой рассудочностью, не подкреплялась философскими измышлениями. Они были, как дети, юны духом, по-детски восприимчивы, наивны и простодушны. Поэтому в древние византийские традиции так гармонично влились русские народные с их добрыми и жизнелюбивыми устремлениями. Исходя из этого, русская культура несравненно демократичнее византийской. В ней нет строгости и суровости. Отсутствует свойственная восточному христианству пассивная созерцательность, а вместо нее – эмоциональный и лирический подход к религии. Ослабилось, по сравнению с византийскими канонами, и аскетическое начало, зато усилилась яркость красок, звонких и радостных, смягчился ритм линий, добрые лики на иконах приобрели умиленность, а не суровость, как в византийской иконописи, образ божества стал доверительным.

    Во Владимире есть Дмитриевский собор. В нем уцелели фрески росписи, изображающие «Страшный суд». Над ними работал, судя по всему, греческий художник. И вот что заметили исследователи: византийскую суровость и аристократическую недоступность образов вдруг сменяют их добродушная интимность, подкупающая задушевность. И уже в чисто русском облике видится певучая линейная декоративность, которая выдала вмешательство русского мастера, его пробные шаги в искусстве монументальной живописи. Ну, не может же он, имея русский народный менталитет и опыт, отказаться от любезной его души народного разноцветья и теплоты. И Страшный суд в воображении древнерусского художника – это уже не кара Божья, а покаяние, прощение, согласие душ, осиянных Господней любовью.

    ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА «СПОР ФЕОФАНА ГРЕКА И АНДРЕЯ РУБЛЕВА» К/Ф «АНДРЕЙ РУБЛЕВ»

    2. Творчество Феофана Грека и Андрея Рублева

    В конце XIV столетия именно в Москве сосредотачивается художественная жизнь Руси. Здесь работают свои многочисленные мастера и ни менее многочисленные приезжие: греки, сербы и др. В Москве работает в конце жизни Феофан Грек. Иконопись этого периода подготовила основание для расцвета русской иконописи начала XV века и родила гений Андрея Рублева.

    В XV веке, сбросив татаро-монгольское иго и объединившись вокруг Москвы, русская земля переживала новый подъем. Этот век можно считать золотым веком древнерусского искусства, а произведения московской школы - его классикой.

    Древнерусское искусство развивалось в общем русле средневековой культуры. Оно так же, как и современное ему искусство Западной и Восточной Европы, оставалось преимущественно церковным, культовым, преломляло впечатления жизни через призму христианской мифологии и соблюдало установленную иконографию.

    Однако древнерусское искусство не было ни ответвлением византийского, ни аналогом западного; у него был свой путь. Его можно назвать искусством эпически-былинного склада. Как ни многим оно было обязано Византии, ее церемониал, пышность не нашли на Руси почвы. Византийские художественные традиции быстро трансформировались в духе большей демократичности, простоты, даже простонародности. А с другой стороны, в русском искусстве средних веков нет ни острого драматизма, характерного для готики, ни ее разнообразия композиций, мотивов, предметов изображения. Русское искусство более устойчиво в своей иконографии и в нем больше спокойствия, ясности.

    Мозаичная техника, процветавшая ранее в Киеве, дальнейшего развития на Руси не получила, зато обрела новую жизнь фреска, а со временем самой излюбленной и широко распространенной формой живописи стала икона.

    В образах древнерусской живописи очевиден сплав христианской мифологии с бытовыми и фольклорными традициями, исторических воспоминаний с эмоциональным переживанием современности.
    2.1.Творчество Феофана Грека.

    В XIV столетии в Новгороде работал и создал целое художественное направление художник ярчайшей индивидуальности - Феофан Грек. Родился он, по-видимому, в 30-х годах XIV века. В 1378 году переселился на Русь из Византии, где до этого исполнил ряд росписей в церквах в Константинополе, Галате, Халкедоне, Кафе (Феодосия).

    Но именно на Руси искусство Грека пустило глубокие корни и принесло плоды. Здесь он расписал церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде (1378 г.), вместе с Симеоном Черным - церковь Рождества Богородицы (1395 г.), Архангельский собор (1399 г.), вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца - Благовещенский собор (1405 г.) - все в Московском Кремле. Работал также в Серпухове, Нижнем Новгороде и, возможно, в Коломне и Переславле-Залесском. Феофану приписывают иконы иконостаса Благовещенского собора в Московском Кремле - "Спас", "Богоматерь", "Иоанн Предтеча", а также "Архангел Гавриил", "Апостол Павел", "Иоанн Златоуст" (с помощниками). Следы его поправок сохранились на ликах архангела Михаила и Василия Великого на иконах того же чина. Мастерской Грека (а по мнению ряда исследователей, и ему самому) приписываются иконы "Богоматери Донской" с "Успением" на обороте (1380 или 1392 г.), "Четырехчастная" и "Преображение" - из Переславля-Залесского (все в Третьяковской галерее).

    Приехав в Новгород, Феофан обратился к изучению уже сложившейся там художественной традиции, он проник в дух фресок Нередицы, Старой Ладоги, Снетогорского монастыря, и его собственные росписи в церкви Спаса на Ильине в известной мере эту традицию развивают, хотя очень по-новому и по-своему.

    Кисть Грека обладает волшебной динамичностью: порывистые белые штрихи - "движки", - оживляющие темно-терракотовые узкие лики, подобны молниям. Как экстатические видения, возникают образы Феофана из полутьмы купола и хоров церкви. Но приглядимся к ним - это люди; люди, обуреваемые страстными чувствами. Традиционные образы старцев раскрыты в их внутреннем мире - просветленном и потрясенном. "Старец Макарий" - это одно из таких произведений мирового искусства, которые, раз увиденные, никогда не стираются в памяти.

    Искусство Грека и на его русских современников произвело ошеломляющее впечатление. Персонажи у него не только внешне не похожи друг на друга, - они живут, проявляют себя по-разному. Каждый персонаж Феофана - незабываемый человеческий образ. Через движения, позу, жест иконописец умеет сделать зримым "внутреннего" человека.

    Грек мыслит фигуру трехмерно, пластически. Он отчетливо представляет себе, как располагается тело в пространстве, поэтому, несмотря на условный фон, его фигуры кажутся окруженными пространством, живущими в нем.

    Большое значение художник придавал передаче в живописи объема. Его способ моделировки эффектен, хотя на первых взгляд кажется эскизным и даже небрежным. Основной тон лица и одежды Феофан кладет широкими, свободными мазками. Поверх основного тона в отдельных местах - над бровями, на переносице, под глазами - резкими, меткими ударами кисти он наносит светлые блики. С помощью бликов иконописец не только точно передает объем, но и добивается впечатления выпуклости формы, чего не достигали мастера более раннего времени. Озаренные вспышками бликов фигуры святых у Грека приобретают особую трепетность, подвижность.

    До наших дней почти не дошли иконы работы этого художника. Кроме икон из иконостаса Благовещенского собора в Московском Кремле, мы не знаем достоверно ни одной его станковой работы. Однако с большой долей вероятности Феофану можно приписать замечательное "Успение", написанное на оборотной стороне иконы "Донская богоматерь".

    В "Успении" изображено то, что обычно изображается в иконах на этот сюжет. У погребального ложа Марии стоят апостолы. Апостолы Грека не похожи на строгих греческих мужей. Они сгрудились у ложа без всякого порядка. Не совместная просветленная скорбь, а личное чувство каждого - смятение, удивление, отчаяние, горестное размышление о смерти - читается на их простых лицах. Многие словно бы не в состоянии смотреть на мертвую Марию. Один чуть выглядывает из-за плеча соседа, готовый в любую минуту опустить голову. Другой, забившийся в дальний угол, одним глазом следит за происходящим. Иоанн Богослов почти спрятался за высоким ложем, в отчаянии и ужасе взирая из-за него.

    Над одром Марии, над фигурами апостолов и святителей высится сияющий золотом Христос с душой богоматери в руках. Апостолы не видят Христа, они видят лишь мертвое тело Марии, и это зрелище преисполняет их ужасом перед смертью. Им, "земным людям", не дано узнать тайну "вечной жизни" Марии. Единственный, кому известна эта тайна, - Христос, ибо он принадлежит сразу двум мирам: божественному и человеческому. Христос полон решимости и силы, апостолы - скорби и внутреннего смятения. Резкое звучание красок "Успения" как бы раскрывает крайнюю степень душевного напряжения, в котором пребывают апостолы. Не отвлеченное, догматическое представление о загробном блаженстве и не языческая боязнь земного, физического уничтожения, а напряженное размышление о смерти, "умное чувство", как называли подобное состояние в XIV веке, - таково содержание замечательной иконы Феофана.

    В "Успении" есть деталь, которая как будто концентрирует в себе драматизм происходящей сцены. Это свеча, горящая у ложа богоматери. Помещенная в самом центре, на одной оси с фигурой Христа и херувимом, свеча в иконе Грека кажется исполненной особого смысла. По апокрифическому преданию, Мария зажгла ее перед тем, как узнала от ангела о своей смерти. Свеча - это символ души богоматери, светящей миру. Но у иконописца это больше, чем отвлеченный символ. Трепещущее пламя словно бы дает услышать гулкую тишину оплакивания, ощутить холодность, недвижность мертвого тела Марии. Мертвое тело - как сгоревший, остывший воск, из которого навсегда улетучился огонь - душа человека. Свеча догорает, это значит, что кончается время земного прощания с Марией.

    В мировом искусстве не много произведений, которые с такой силой давали бы ощутить движение, быстротечность времени, равнодушного к тому, что оно отсчитывает, неумолимо ведущего все к концу.

    Феофан владел также искусством украшения книг.

    Для произведений Грека характерны одухотворенная патетика образов, драматическая динамика и оригинальность приемов письма, смелая живописность, сочетающаяся с мастерством пластической лепки и четким конструктивным рисунком. Творчество и личность художника были высоко оценены в Древней Руси, где его называли "философом".

    Впоследствии Грек работал в Москве, где создал мастерскую. Она стимулировала деятельность местных живописцев, выработавших, однако, отличный от феофановского стиль.

    Феофан Грек был, видимо, одним из учителей Андрея Рублева.
    2.2.Творчество Андрея Рублева.
    Андрей Рублев (около 1360-1370 - около 1430 гг.) - русский живописец, создатель московской школы иконописи, наиболее известный и почитаемый ее мастер, а также всей книжной и монументальной живописи XV века.

    Творчество Рублева сложилось на почве художественных традиций Московской Руси. Он был хорошо знаком также с византийским и южнославянским художественным опытом.

    Иконописец продолжил лучшие традиции современного русского и византийского искусства. Сильное воздействие на него, несомненно, оказало творчество Феофана Грека. Он наследует не только высокое техническое мастерство - для него, так же как для Феофана, иконопись - это "умное делание". И Феофан, и Рублев стремятся выразить в искусстве "мудрость жизни".

    Однако в творчестве московского художника живописная концепция ХIV века подверглась коренной переработке. Феофановское "индивидуалистическое" начало - свободный, широкий мазок, эскизность исполнения - несвойственно живописи Рублева.

    На формирование мировоззрения иконописца большое влияние оказала атмосфера национального подъема второй половины XIV - начала XV века, для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой иконографии он воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека.

    Биографические сведения о Рублеве крайне скудны: жил в Москве, воспитывался в светской среде. До 1390-х годов он учился и работал в дружине московских художников. В зрелом возрасте (до 1405 года) принял монашеский постриг с именем Андрей в Троицкой Лавре, а впоследствии перешел в московский Спасо-Андроников монастырь. В 1405 году он совместно с художниками Феофаном Греком и Прохором с Городца расписывал Благовещенский собор Московского Кремля; в 1408 - вместе с художником Даниилом Черным написал фрески и иконы в Успенском соборе во Владимире.

    Из фресок иконописца в Успенском соборе наиболее значительна композиция "Страшный суд", где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека. Работы Андрея во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.

    Около 1408 года Рублев написал иконы, получившие впоследствии название "Звенигородский чин". Между 1422 и 1427 годом - совместно с Даниилом Черным руководил работами по росписи и созданию иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Тогда художник и написал икону "Троица".

    Сохранились и другие иконы - они выполнены в различных манерах и неравноценны по художественным качествам. Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублева. В ряде произведений ему удалось создать впечатляющие образы, в них чувствуются драматические ноты, ранее ему не свойственные ("Апостол Павел"). Колорит икон более сумрачен по сравнению с ранними произведениями; в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции.

    За 1427-1430 года Андрей создал росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря. А 29 января 1430 года он скончался во время морового поветрия и был погребен возле колокольни в Спасо-Андроникове монастыре.

    Творчество Рублева является одной из вершин русской и мировой культуры. О нем не забывают все последующее время:

    год - постановление русского церковного собора ("Стоглав") об объявлении иконы Андрея образцом для художников;

    год - первое печатное упоминание имени Рублева;

    конец XVII века - глава в рукописном "Сказании о святых иконописцах", посвященная этому художнику;

    год - в Спасо-Андроникове монастыре открыт Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени А. Рублева. Перед главным входом в него находится памятник преподобному Андрею;

    год - всемирное празднование 600-летнего юбилея иконописца по решению ЮНЕСКО;

    год - канонизация Собором Русской Православной Церкви преподобного Андрея Рублева "на основании святости жизни и подвига иконописания" и установление ежегодного церковного праздника ему 17 июля по новому стилю;

    также в честь Рублева назван кратер на Меркурии.

    Наивысшее творческое достижение Рублева - икона "Троица". Ныне ее знают все - даже те, кто имеет самое приблизительное представление о русском искусстве. Ею гордится Третьяковская галерея как одной из своих драгоценностей. Художник создал эту икону для собора Троице-Сергиева монастыря в начале XV века, незадолго до смерти, а расчищена она была только в 1904 году.

    Историческая канва Рублевского шедевра - библейская легенда о явлении бога Аврааму и его жене Саре под видом трех мужей; об угощении, приготовленном для них пожилыми супругами под сенью дуба и состоявшем из заколотого тельца, лепешек, молока и сливок; о предсказанном Аврааму рождении сына.

    В иконе поражает необыкновенная простота, "немногословность", с какой воспроизведено библейское событие. Из ветхозаветного рассказа художник выбрал лишь те детали, которые дают представление, где и как происходило действие: гора (символ пустыни), палаты Авраама и Мамврийский дуб. Подобной смелости в отношении к священному тексту напрасно искать в более ранних иконах. Древнерусская живопись, прежде без рассуждений следовавшая за священным текстом, ставившая своей задачей дать зримый образ всего, о чем повествуют Библия и Евангелие, в лице Рублева пренебрегла буквой Священного писания и попыталась раскрыть его философский смысл. Из искусства иллюстрирующего иконопись превратилась в искусство познающее.

    В основе философского замысла "Троицы" - мысль о могущественной всепобеждающей силе любви как сокровеннейшей человеческой сущности, раскрытие которой служит реальным залогом осуществления единства человечества. Художественное совершенство, с которым эта общечеловеческая идея выражена Рублевым в символических образах средневековой живописи, ставит икону "Троица" в ряд бессмертных творений мирового искусства.

    Отойдя от канонов, он поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишневого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным "голубцом" и зеленью.

    Вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект.

    "Троица" рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти.

    Гармония всех элементов формы является художественным выражением основной идеи "Троицы" - самопожертвования как высочайшего состояния духа, созидающего гармонию мира и жизни.

    Художник воплотил в "Троице" свой идеал, представление о человеке тонкой одухотворенности и нравственной просветленности. В линейном и цветовом ритме иконы, в певучих линиях, плавных согласованных жестах, мягких наклонах голов ангелов, в созвучиях чистых сияющих красок рождается ощущение единодушия, взаимной любви и возвышенной душевной чистоты.


    3. Заключение

    Культура всякого народа складывается из суммы ценностей, унаследованных от прошлых времен, собственного вклада современников, заимствований от других культур. Так культура Киевской Руси унаследовала культуру многих восточнославянских племен, составивших ядро государства, она испытала влияние византийской культуры, которая оказала на нее заметное влияние. Внешнее, культурное вторжение византийской культуры сыграло роль катализатора, вывело и дремотного равновесия, оно обогатило древнерусскую культуру. Под византийским влиянием культура Киевской Руси за короткий период достигла уровня передовых стран Европы.

    История культуры убеждает, что интенсивное усвоение чужой культуры дает на следующем витке развития мощный выброс собственно в окружающее культурное пространство. В свете сказанного русско-византийский диалог, стоящий у истоков русской культуры, перестает быть эпизодом, существенным для изучения далеко прошедших эпох, а входит в число долго действующих структурных факторов истории русской культуры.

    Использованная литература



    1. Великие художники. Феован Грек. Том37. Автор О. Айларова. Издательство «Директ- Медиа», Москва, 2010

    2. Великие художники. Андрей Рублев. Том37. Автор О. Айларова. Издательство «Директ- Медиа», Москва, 2010

    3. Энциклопедия для детей. Т.1. Всемирная история.- 4-е изд., испр. И перераб./Глав. Ред. М.Д. Аксенова.-М.:+,2003

    4. МХК, учеб.для общеобразоват. учреждений. Данилова Г.И. - М.Дрофа, 2007

    5. Передача «Русская культура. Феофан Грек.» Выпуск 6. https://youtu.be/H15ecZSilI8


    написать администратору сайта