Главная страница
Навигация по странице:

  • Объектом

  • Глава I . История декабристского движения в России 1.1.Современники и участники о восстании на Сенатской площади

  • 1.3.Быт декабристов в ссылке

  • Глава II. Жизнь и деятельность Н.Бестужева в Бурятии 2.1.Краткий экскурс в биографию Н. Бестужева

  • 2.2.Деятельность Н. Бестужева в ссылке

  • 2.3. Значение деятельности Н. Бестужева для развития места его ссылки

  • Список источников и литературы Источники

  • Курсовая 2021. ИстДекабристы в Сибири приложение 1 Введение


    Скачать 95.28 Kb.
    НазваниеИстДекабристы в Сибири приложение 1 Введение
    Дата26.12.2021
    Размер95.28 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая 2021.docx
    ТипДокументы
    #318354


    ИстДекабристы в Сибири


    ……………………………………..27

    Приложение 1……………………………………………………………….29

    Введение
    Современная социокультурная ситуация в России вызывает потребность в осмыслении глубинных многовековых историко-культурных процессов, протекавших на ее обширных территориях.

    Декабристы и их судьба – особенная страница в истории России, и поэтому значение темы, связанной с участью декабристов, априори обладает актуальностью.

    При кажущейся абстрактности данная тема является актуальной, поскольку знание истории необходимо для понимания текущих процессов общественной эволюции. Знание и понимание исторических процессов есть важнейший культурообразующий фактор, признак зрелости народа, способного формулировать, определенным образом фиксировать, хранить, обогащать и передавать во времени и пространстве основополагающие духовные ценности, выработанные на протяжении веков. Идеология декабризма оказала большое влияние на развитие общественной и культурной жизни России: на ней было воспитано целое поколение писателей, поэтов, художников, ученых и общественных деятелей.

    Объектом настоящей работы является исследование роли декабристов в развитии социокультурной жизни Сибирского региона, а ее предметом – рассмотрение данной роли на примере жизнедеятельности Н. Бестужева в Бурятии.

    Таким образом, целью настоящей работы является общая характеристика деятельности декабристов в ссылке, с акцентированием внимания на деятельности Н. Бестужева, и в соответствии с указанной целью нам необходимо решить следующие задачи:

    - показать особенности восприятия декабристского движения и восстания современниками;

    - описать особенности пути декабристов к месту ссылки;

    - рассмотреть основные условия быта декабристов в ссылке;

    - совершить краткий экскурс в биографию Н. Бестужева;

    - охарактеризовать основные направления деятельности Н. Бестужева в ссылке;

    - показать значение деятельности Н. Бестужева для развития места его ссылки.

    В работе в качестве методологической основы использовались сравнительно-исторический и описательный методы, а также метод контекстуального анализа. Данные методы использованы не изолированно друг от друга, а комплексно, с привлечением на каждом этапе работы той группы методов и приемов, которые более всего соответствовала поставленным задачам.

    Глава I. История декабристского движения в России

    1.1.Современники и участники о восстании на Сенатской площади
    В 1812 году Россией была одержана победа над считавшимся непобедимым Наполеоном. И это была победа не только армии, но и всего русского народа. Удивления, возможно, достоин, тот факт, что национальное самосознание проявилось, прежде всего, именно у тех людей, кто в России не был даже субъектом права, а приравнивался к неодушевленным предметам: у крепостных крестьян и работных людей на фабриках и заводах, но этот факт никогда и никем не оспаривался. Хотя надо сказать, что и само наполеоновское нашествие увиделось в некотором роде обещанием покончить с крепостной зависимостью1, которой уже многие столетия как не знала Европа. И лишь разочарование в Наполеоне-освободителе породило подлинно народную войну с захватчиками.

    Однако народная мечта об освобождении от крепостного гнета после окончания войны так и осталась мечтой. Но передовые круги российского общества были убеждены, что после тех подвигов и жертв, на которые оказались способны русские крестьяне во время войны, их освобождения требует элементарная справедливость, не говоря уже о социальных, экономических и политических предпосылках такого шага. Модернизация жизнедеятельности российского общества во всех сферах была насущной необходимостью времени, но и цели и средства ее не были так уж очевидны».2 Однако Россия XIX века отставала от Запада не только экономически, не только потому что крепостное право тормозило индустриализацию, Россия была еще и политически отсталой: никакой дворянин не имел права публично высказываться против власти даже в порядке дискуссионной публицистики, а власть не несла ни малейшей ответственности даже перед представителями аристократических кругов.

    Однако уверенность в даровании свыше общественно-политических прав и свобод вскоре после патриотического подъема войны 1812 года была так велика, что разочарование фактически породило всю политическую оппозицию власти и прочие формы и методы борьбы с существующим режимом: «…искры революционного свободомыслия, зароненные декабристами, не угасли. Этот подвиг имел огромное агитационное значение и призвал к действию все последующие поколения русских революционеров».3

    Идеи декабристов в плане освобождения крепостных все же встречали в массе своей сочувствие. Но если понималась или озвучивалась необходимость выступления против власти для достижения этой цели, отношение становилось другим. Хотя, например, Александр I, с 1818 г. осведомленный о существовании в стране тайного общества оппозиционных дворян, не принял репрессивных мер, поскольку считал нелегальный союз либерально-просветительской организацией.4

    Если рассуждать о том, был ли Союз благоденствия революционной организацией, то надо отметить, что цель преобразования самодержавия и отмены крепостного права сама по себе не является достаточным основанием для вывода о революционности: необходимо требование насильственного характера путей достижения этой цели. Сами участники Союза, как и официальное следствие, не считали эту организацию революционной: многие ее члены не привлекались к ответственности, другие были освобождены. Собственно говоря, что такого ужасного произошло в декабре 1825 года на Сенатской площади? Выстроили войска, подождали команды выступать и не дождавшись – «расточились».

    Планы «Союзов Спасения и Благоденствия» тоже представляли собой более прекраснодушные мечты, нежели реальную подготовку к восстанию, и даже «кровожадные» стихи К. Рылеева про приготовленный «нож – на бояр, на вельмож» это тоже просто слова, от которых еще не очень близко до реального дела. Но за подобные слова в России всегда карали куда жестче, чем за дела, и Рылеев был повешен.

    Однако когда попытка восстания и ее провал стали свершившимися фактами, это вызвало немалый интерес к ним у общества. Деятельность дворянских революционеров имела большое значение для развития русской передовой общественно-политической линии. Их антикрепостнические идеи позднее поддерживали их преемники.

    «Движение декабристов оказало большое влияние на развитие общественной и культурной жизни России; на их идеях воспитывалось целое поколение писателей, поэтов, художников, ученых и общественных деятелей. Революционную агитацию подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями «Народной воли»5.

    Таким образом, дворянские революционеры-декабристы заложили основы революционного движения в России. И дело их действительно не пропало – они внесли свою лепту в политическое пробуждение народа. Завещанные декабристами лозунги борьбы против самодержавия и крепостного права на долгие годы стали знамением для их преемников в освободительном движение России в XIX веке.

    Общая атмосфера последекабристской эпохи была проникнута ощущением свершившейся катастрофы, которая отразилась и на судьбах участников заговора, и на судьбе всей России. «Неотъемлемыми чертами духовной жизни того романтического поколения» становятся «самоанализ и самоуглубление».6

    Однако впоследствии многие декабристы пересмотрели свою позицию, переосмыслили прошлое. Восстание и аресты, казнь пятерых декабристов, тем более – то страшное обстоятельство, что оборвавшиеся у троих из них веревки, не стали, как того требовала традиция, основанием для помилования – все это никак не способствовало раскаянию оставшихся в живых участников восстания, хотя могло способствовать их устрашению. Отметим также, что между восстанием (точнее, его попыткой) и казнью пятерых заговорщиков прошло более полугода. То есть, казнь нельзя было считать истерическим требованием испуганной власти. Наказание было обдуманным и взвешенным.

    Из 121 подсудимого 85 были осуждены к каторге, 17 – к вечной ссылке на каторжные работы. 36 декабристам был вынесен смертный приговор, но Николай I утвердил лишь пять смертных приговоров с изменением способа казни (вместо четвертования – повешение), остальным отсечение головы было заменено каторгой: «Касательно главных зачинщиков и заговорщиков примерная казнь будет им справедливым возмездием за нарушение общественного спокойствия».7

    Следует также отметить, что несмотря на формальное разделение политических и уголовных преступлений, юридического различия между ним нет и по сей день. Это стало своеобразной традицией в России – преследование по политическим мотивам, но осуждение по статьям уголовного закона, куда заблаговременно внесены «политические преступления», иными словами – антиправительственные убеждения.

    Традиция этого, как мы видим, была заложена еще преследованием декабристов. По политическим мотивам власть преследовала инакомыслящих и ранее, но пожалуй, только декабристы первыми внятно сформулировали антиабсолютистские лозунги.
    1.2.Путь в Сибирь
    К смертной казни, как уже говорилось, было приговорено пятеро декабристов. Еще восемь составили две первые партии ссыльных, приговоренных к отправке в Сибирь, что воспринималось, как действительно тяжелое наказание, немногим отличающееся от смертной казни: не все могли выдержать даже путь в Сибирь, а не только проживание там, тем более, в условиях каторги.

    Однако следует заметить, что первоначальное отношение большинства населения (особенно в провинции) к декабристам и иным политическим ссыльным было весьма негативным.

    В качестве примера приведем длинную цитату, представляющую собой развернутый отклик на 14 декабря, зафиксированный графом Д. Н. Толстым, жившим в Рязанской губернии: «Тогда оно произвело в общей массе провинциального населения потрясающее впечатление. Все обвиняли заговорщиков: посягательства на ограничение царской власти и на ограничение образа правления казались нам не только святотатством, но и историческою аномалиею, а народ, видя, что заговорщики исключительно принадлежали к высшему сословию, признал дворянство изменниками, и это прибавило еще одну резкую черту к той вражде, которую он питал уже к помещикам. Передовые люди и столичная интеллигенция одни только сочувствовали несчастным безумцам, патриотическая затея которых, рожденная из подражания Западу и лишенная всякого знакомства с коренными условиями народной жизни и нашей истории, а потому чуждая практического применения, принесла столько жертв и надолго отдалила возможность какой бы то ни было либеральной реформы в России».8

    В примечаниях к этим запискам издатель П. Бартенев еще в 1890 году сделал небольшое, но важное дополнение: «В иных городах и селах приходилось везти ссыльных декабристов вскачь и опрометью, потому что в них кидали грязью, снегом и даже каменьями, и это делалось нашим простонародьем, которое вообще славится милосердием к частным преступлениям».9

    Но здесь можно выделить ключевое слово: к частным. Милосердие к преступникам вообще весьма характерно для русского народа, но только, если это преступление касается частных дел. Однако преступник, который замышлял государственное преступление – не заслуживал в их глазах снисхождения. Тем более что большинство преступников, чьи деяния носили частный характер, были из простонародья, и простонародье видело в них «своих людей». Декабристы были дворянами, и мозг простолюдина отказывался воспринимать причины, по которым знатные и богатые люди могли пойти на преступление.

    Освобождение крестьян – как одна из основных целей декабристов – была как будто забыта сразу после попытки мятежа на Сенатской: это было восстание против царя, злоумышление против государственной власти и ничего более. «Неудавшийся мятеж воспринимался провинциалами, да и не только ими, как крайне опасная для государства попытка знати перессорить членов царской семьи».10

    Пожалуй, в наиболее развернутом виде «альтернативный» взгляд на выступление 1925 г. высказал один из образованнейших людей того времени, обладатель отнюдь не отсталых взглядов, П.А. Вяземский: «Замыслы их были преступны, – писал он об участниках мятежа, – и безумны не только противу правительства, но и противу России, которая... надолго была б потрясена, если бы покушение их увенчалось успехом. Оно залило бы Россию кровью, и передовые люди утоплены были бы в этой крови другими лицами передовейшими».11

    Сходным образом оценивал события на Сенатской площади П.Я. Чаадаев. Он признавал, что разделяя убеждения молодых реформаторов, тоже мечтал об улучшениях и «преимуществах для России». Но был «счастлив, что только разделял эти мысли, не пытаясь, как они, осуществить их преступными путями, и не запятнав себя, как они, ужасным бунтом, наложившим неизгладимое пятно на национальное достоинство».12

    Ссылка в Сибирь для людей того времени была жестоким наказанием, хотя бы потому, что путь от Петербурга до Иркутска составлял 37 дней.

    Конечно, в определенной мере Сибирь в начале XIX века была цивилизованной. Так, в Иркутске ссыльные были приняты в доме вице-губернатора, который даже распорядился расковать декабристов (37 дней до Иркутска они провели в кандалах), а также снял военный караул, охранявший арестантов.13 Логика последнего действия была видна совершенно отчетливо: куда могли сбежать из отведенного им дома ссыльные в Иркутске?

    Историки уверяют, что либерализм Горлова по отношению к декабристам был связан с тем, что вице-губернатор также принадлежал к масонской ложе, как и многие члены декабристских союзов14.

    Однако членство в масонской ложе – такова была своеобразная мода того времени. Еще в конце XVIII в. масонство считалось инструментом общественных преобразований, которое, по мнению отечественного историка В. И. Старцева, «при общем недостаточном уровне культуры и образования даже в высшем слое господствующего дворянского класса. выполняло определенную развивающую, культурную и просветительскую миссию, прививало навыки общения. При этом подавляющее большинство русских масонов были лояльными к власти людьми, монархистами и консерваторами». 15

    Деятельность масонов была разрешена властью, хотя и неофициально. Вероятнее всего, потому что философия масонов в России была доступна только людям хорошо образованным, и поэтому масонские идеи разделяли лишь «сливки общества», а также – потому что власть не видела в масонских ритуалах, выродившихся за столетия в игру, ничего реально опасного. В 1816 г. в ответе на рапорт московского генерал-губернатора А. П. Тормасова об открытии масонской ложи император ответил: «Я не даю явного позволения, но смотрю сквозь пальцы. Опытом доказано, что в них нет ничего вредного, и то предоставляю на твою волю».16

    Таким образом, можно считать, что членство в масонской ложе само по себе вряд ли могло обеспечить ссыльным дворянам более теплый прием, хотя нельзя и отрицать, что масонскими симпатиями, как правило, отличались люди более широких взглядов, люди, которые во второй половине XIX века чаще пополняли ряды западников, нежели славянофилов. И вероятнее всего, именно эта склонность к либерализму, наряду с логическим пониманием факта, что декабристам некуда бежать, обусловила послабление ссыльным, данное вице-губернатором.

    Должно было пройти немало времени, уже на месте ссылки, прежде чем некоторые горожане, соприкоснувшись со ссыльными соседями, начали хотя бы частично менять свои оценки.
    1.3.Быт декабристов в ссылке
    Собственно говоря, сама дорога в ссылку не особенно четко отражена в историографии, так как трудно ожидать от людей в кандалах ведения путевых заметок, равно как и публикации мемуаров от сопровождавших их жандармов.

    Мы знаем лишь, что в конце августа ссыльные прибыли в Иркутск, где 30 августа им были объявлены назначенные места каторжных работ. «Они направлялись на расположенные сравнительно недалеко от Иркутска солеваренный завод в Усолье (Е. П. Оболенский и А. И. Якубович), и винокуренные заводы Александровский и Николаевский (А. 3. Муравьев, В. Л. Давыдов, С. Г. Волконский, С. П. Трубецкой и братья Борисовы)».17

    Однако, даже сосланные, декабристы все же оставались дворянами в глазах начальников каторги. Поэтому многим ссыльным не пришлось испытать обычный труд, которым занимались каторжники. В частности, хотя Оболенский и Якубович вместо изнурительных и опасных работ в соляных варницах были определены дровосеками, но при этом их норму выполняли другие рабочие-каторжане.18

    Но вообще на Иркутских заводах декабристы были недолго. Горлов за допущенные послабления указанием царя, далекого от логических выкладок, был отдан под суд, а декабристы переведены в Нерчинский край.

    В октябре 1826 г. декабристов привезли на Благодатский рудник Нерчинских заводов и заключили в тюрьму. Это была подлинная каторга: ежедневно осужденных «опускали в подземные шахты, глубина которых достигала 70 саженей. Работали «государственные преступники» в цепях, но при этом каждый должен был выработать не менее трех пудов руды и перенести ее на носилках к месту подъема. На каторге в Благодатском руднике декабристы пробыли почти год.

    Надо сказать, что далеко не все из них оставили революционные идеи в прошлом.

    Главную роль в деле продолжения революционной борьбы декабристов в Сибири играл поручик И. Сухинов, который в 1828 г. подготовил вооруженное восстание в Зерентуйском руднике. Были привлечены солдаты и разночинцы, но заговор был раскрыт и участники жестоко наказаны. Шесть человек были расстреляны, а сам Сухинов повесился в камере в ночь перед казнью.

    Однако большая часть сосланных декабристов должна была, находясь в местах поселения, «снискать себе пропитание собственным трудом», и им были выделены 15-десятинные наделы земли.

    Вынужденные стать земледельцами, декабристы приобрели определенную популярность у простого народа. Б. Кубалов объясняет ее так: «Крестьянство увидело в декабристах не только изобретателей, давших ему молотилку, усовершенствованный плуг, не только носителей знания и опыта, которым они бескорыстно делились с земледельцем, но и людей, ценивших в крестьянине, прежде всего, человека и считавших для себя незазорным не только сдружиться с пахарем, но и войти в его семью, породниться».19

    Беря в жены местных женщин, и даже сожительствуя с ними без заключения брака, декабристы как бы на деле заочно опровергали ленинский тезис о том, что они были «страшно далеки от народа». Поставленные в тяжелые условия ссылки и поселения, декабристы в массе своей не растерялись, не пали духом, а нашли способы обеспечить себя необходимыми средствами, сблизились с местным населением, которое помогало им в тяжелую минуту, получая, в свою очередь, помощь от этих обиженных властью людей.

    Глава II. Жизнь и деятельность Н.Бестужева в Бурятии

    2.1.Краткий экскурс в биографию Н. Бестужева
    Бестужевы вошли в историю декабризма почти всей семьей: в семье было пять сыновей и три дочери и имена всех пяти братьев – имена декабристов. Один из братьев – Александр – стал известен еще и как писатель, но к «крамольной» семейной фамилии он был вынужден прибавить как бы маскирующий ее псевдоним, и в истории литературы остался писатель Александр Бестужев-Марлинский.

    Еще двое из старших братьев, Николай и Михаил, были сосланы в Сибирь.

    Отец будущих декабристов был весьма образованным человеком, и это благодаря ему старший сын в семье, Николай, с детских лет приобщился не только к литературе и искусству, но и будучи отданным в петербургский Морской кадетский корпусе, вынес оттуда глубокие знания по физике, астрономии и иностранным языкам. Н. Бестужев владел немецким, французским и английским, и хотя эти знания не представлялись чем-то запредельным в дворянских кругах того времени, они не были и абсолютно обычными.

    Одновременно Николай Бестужев посещал Академию художеств, где обучался рисованию и живописи. (Впоследствии в сибирский период дарование художника позволило ссыльному декабристу создать десятки портретов опальных собратьев по ссылке и массу рисунков, запечатлевших реалии того сурового быта и окружающей среды.)

    Более десяти лет Николай Бестужев служил на флоте, совершив за это время несколько заграничных походов, во время которых ему получил непосредственное представление жизни людей и свободах граждан западных стран.

    В 1822 году Н. А. Бестужеву удается сблизить служебную и литературную сферы его деятельности, став историографом флота.

    А еще через два года Н. А. Бестужев, как и его младшие братья, друживший с К. Ф. Рылеевым, вошел в состав тайного Северного общества и стал одним из активных его участников.

    14 декабря 1825 года капитан-лейтенант Н.А. Бестужев вывел на Сенатскую площадь Гвардейский морской экипаж – 1100 человек, с которыми командир оставался до трагического исхода мятежа.

    Еще утром 14 декабря Н.А. Бестужев отправился в казармы Гвардейского морского экипажа и когда генерал Шипов приехал приводить экипаж к присяге, в результате проведенной Николаем Бестужевым работы экипаж взбунтовался и отказался присягать царю Николаю.20

    За это он был осужден вместе с одним из своих младших братьев, Михаилом, на вечные каторжные работы. Ссылку братья Бестужевы вместе с другими осужденными декабристами отбывали сначала в Чите, затем в Петровском Заводе.

    Следует упомянуть и о том, что Н.А. Бестужев был одним из допрашиваемых лично императором. «Государь принял Н.А. Бестужева ласково, был тронут его выражениями и чувствами, исполненными высокой любви к отечеству, и сказал ему: «Вы знаете, что все в моих руках, что могу простить вам, и если бы мог увериться в том, что впредь буду иметь в вас верного слугу, то готов простить вас». – «Ваше величество! в том и несчастье, – ответил Бестужев, – что Вы все можете сделать; что Вы выше закона: желаю, чтобы впредь жребий Ваших подданных зависел от закона, а не от Вашей угодности».21

    10 июля 1826 года Николай Бестужев был приговорен «в каторжную работу вечно». 7 августа этого же года вместе с братом Михаилом он был доставлен в Шлиссельбург, откуда в конце сентября братьев отправили в Сибирь.

    Они прибыли в Читинский острог 13 декабря 1827 года и пробыли там три года. В сентябре 1830 года были «милостиво» переведены в Петровский завод, а еще через два года 8 ноября 1832 года срок каторги Николая Бестужева был сокращен до 15 лет, и в 1835 году – до 13 лет.

    Николай Бестужев, однако, так и остался в Селенгинске, где умер 15 мая 1855 года и был похоронен на старом городском кладбище. 

    Он жил в гражданском браке с буряткой, и у них родилось двое детей. Однако после смерти родителей дети Бестужева воспитывались в семье местного купца Д.Д. Старцева, бывшего их крестным отцом, и впоследствии сын Бестужева Алексей, ставший весьма успешным предпринимателем, принял отчество и фамилию своего крестного.22

    Дочь декабриста Екатерина вышла замуж за крещеного селенгинского бурята Николая (Найдана Ивановича) Гомбоева, долгие годы возглавлявшего почтово-телеграфную контору русского посольства в Китае, там, в Харбине Екатерина и умерла, уже в 1927 году. 
    2.2.Деятельность Н. Бестужева в ссылке
    Уже говорилось выше, что отношение современников к декабристам и их восстанию не было однозначным. История России неразрывно связана с яркой дворянской культурой. Среди ее характерных особенностей были свойственные дворянству идеалы православной монархии, служения Родине, защиты Отечества. Основой менталитета дворянства являлся цивилизованный патриотизм, его составными частями были религиозность, жертвенность, чувство собственности, долга, чести. Понятия дворянство и благородство долгое время были нерасторжимыми.

    Но в первой трети XIX века следовало учитывать и такие реалии: с одной стороны Россия действительно ожидала избавления от крепостного ига, и в определенной мере сочувствовала декабристам, с другой – в народе были весьма сильны верноподданнические чувства к монарху, как и неприязнь к «барам».

    Будучи дворянами, декабристы не могли рассчитывать на симпатии простонародья. Однако в образованных кругах общества, особенно, по прошествии определенного времени после восстания, моральное сознание декабристского поколения обозначило важнейшие составляющие феномена декабризма в морально-этической области.

    Эти составляющие в значительной мере проявились именно в бытовых условиях во время ссылки. Их можно охарактеризовать как мировоззренческие установки, благодаря которым сложился новый тип личности в русской истории, представленный декабристским поколением с его ценностями: патриотизм, просветительский концепт «общественного блага», постулаты политической этики, такие как ответственность перед обществом, общественно-полезная деятельность, а также семейные ценности – любовь, преданность друг другу и верность.

    Декабрист Н.  В.  Басаргин вспоминал: «Чем далее мы подвигались в Сибири, тем более она выигрывала в глазах моих. Простой народ казался мне гораздо свободнее, смышленее, даже и образованнее наших русских крестьян, и в особенности помещичьих. Он более понимал достоинство человека, более дорожил правами своими. Как страна ссылки, Сибирь снисходительно принимала всех без разбора. Когда ссыльный вступал в ее границы, его не спрашивали, за что и  почему он  подвергся каре законов. Никому и  дела не  было, какое он  сделал преступление, и  слово «несчастный», которым звали сибиряки сосланных, очень хорошо выражает то  понятие, которое они себе составили о них».23

    В  домах иркутских купцов Е. А. Кузнецова, В. Н. Баснина, у семьи Трапезниковых декабристы обрели не  только приют, приятное общество, но  и  материальную поддержку. Иркутские купцы дорого ценили свою дружбу с «государственными преступниками» и  их  женами, всячески поддерживали декабристов, ссужали деньгами и  служили тайными курьерами в переписке с Россией.

    Но далеко не все декабристы сразу попали в «городские условия» ссылки. Н.А. Бестужев начал отбывать свое наказание в Нерчинских рудниках, где изумлял товарищей и тюремщиков своей выдержкой и работоспособностью.

    Он продолжал также серьезно заниматься естественными науками, как и на свободе, причем заниматься весьма результативно: например, Бестужеву удалось усовершенствовать хронометр.

    Кроме этого он изобрел ружейный затвор, смастерил часы, и конечно много писал, став автором ряда документальных рассказов. Сибирская публицистика декабристов, и в частности, Н.А. Бестужева, является достоянием истории и отечественной литературы, равно как и их эпистолярное и мемуарное наследие.

    Статьи Н.А. Бестужева неоднократно публиковались в «Морском вестнике». И в целом, периодическая печать в Сибири с непосредственной помощью Бестужева стала не только средством информирования читателей, но и фактором формирования регионального самосознания, средством просвещения и эстетического воспитания сибиряков, «творческой лабораторией» молодой сибирской интеллигенции, местом общественных дискуссий.

    Известный декабрист Н. И. Лорер, оставивший свои воспоминания о пребывании на каторге, очень тепло и уважительно вспоминает о Николае Бестужеве: «Между нами появились мастеровые всякого рода…Главою и двигателем всего этого был, бесспорно, Николай Бестужев. У него были золотые руки, и все, к чему бы он их не прикладывал, ему удавалось. Он был отличный писатель, астроном, поверял и чинил наши часы…Вскоре товарищи возделали свой собственный огород…он придумал и устроил поливательную машину. В свободное время он снял все наши портреты…»24

    Остается только поражаться разнообразию интересов Бестужева, проводившего метеорологические, сейсмические и астрономические наблюдения, выращивавшего табак и даже арбузы, а также собиравшего бурятские песни и сказки. 

    Но конечно, такая активность была уделом не всех ссыльных. Многие действительно были вынуждены жить самой обыденной жизнью, буквально борясь за существование свое и своих близких и, хотя бы частично, сохраняя свой интеллектуальный уровень лишь благодаря товарищеской поддержке декабристской артели. Особенно трудным было положение (и, следовательно, возможность культурного воздействия) тех, кто оказался на поселении вдали от товарищей.

    Непонимание смысла каких-то «умственных занятий» невольного односельчанина, его сословная чуждость недоверчивому, практичному сибирскому крестьянину приводили к невостребованности местным обществом того, что мог бы он им дать. Достаточно ощутимо влияние декабристов было там, где складывалась поселенческая колония, чаще в крупных, притрактовых селах или в городах, как это случилось в Иркутске.

    Дело было не только в происхождении, хотя это в какой-то мере способствовало повышенному к ним интересу. Едва ли не большее значение имело то, что в большинстве своем это были хорошо образованные люди, имевшие обширные знакомства и с сильными мира сего, и с авторитетными уже в России деятелями культуры.

    При этом они были достаточно просты в обращении, охотно откликались (насколько это было возможно в их положении) на нужды местного общества, словом, показывали пример, разительно отличавшийся от того, что сибиряки видели от большинства приезжих чиновников.
    2.3. Значение деятельности Н. Бестужева для развития места его ссылки
    Выше уже говорилось о том, что с первых дней ссылки Бестужев является одним из самых деятельных ссыльнопоселенцев. Но самое главное – в это время Бестужев много рисует, и его акварельные рисунки вошли в золотой фонд истории, географии этнографии Восточной Сибири. 

    Ведь рисунки того времени заменяют возможности, которые немного позже предоставила людям фотография. Зарисовки Бестужева – это «фото» его времени.

    Он предпочитал «добывать хлеб в поте лица своего», занимаясь обычным для сибиряков предпринимательством, художественным творчеством и интеллектуальным трудом. Большинство же декабристов в Сибири отошли от своих юношеских идеалов и в сибирской жизни следовали традиционными житейскими путями.

    Однако деятельность Н. Бестужева имела значение не только для него самого и его близких, но и для всего региона Бурятии, где он оказался в ссылке.

    1 сентября 1839 года Н. и М. Бестужевы приехали в Селенгинск, бывший тогда административным и торговым центром региона, однако уже теряющим свое значение. Селенгинск предстал перед Бестужевыми деревушкой, примерно в шестьдесят дворов.

    Население Селенгинска, буряты и русские, встретило братьев Бестужевых радушно, а познакомившись с братьями ближе, жители удивлялись и радовались их ласковому и простому обращению.

    Селенгинские декабристы построили дома, занялись благоустройством (насколько это было возможно) своих жилищ, разбили возле них сады, завели огороды. Местные жители стали постепенно перенимать у них городские обычаи, подражая архитектуре и убранству домов, а также всему укладу жизни ссыльнопоселенцев.

    Бестужевы получили для возделывания земельные участки, но постоянные засухи заставили их задуматься над тем, как устроить на своих угодьях искусственное орошение. При этом однажды Н. Бестужев случайно набрел на ирригационные сооружения, сохранившиеся здесь с древнейших времен. Они свидетельствовали о том, что в прошлом у бурятского народа была высокоразвитая гидротехника.

    Возможно, именно это стало толчком к проявлению Бестужевым этнографических интересов. Он «поставил перед собой задачу изучения края и сделался краеведом, этнографом и фольклористом Бурятии. В его записных книжках того времени встречается целый ряд заметок, представляющих историко-этнографический интерес».25

    Кроме того, братья Бестужевы изобрели простой и удобный для езды по горным дорогам Забайкалья экипаж, названный «сидейками», или «бестужевками» (см. Приложение 1).

    Н. Бестужевым была изобретена также печь простейшей кладки (получившая название «бестужевская печь»), требовавшая немного дров и долго сохранявшая тепло. Буряты, обученные Бестужевым печному делу, складывали такие печи по всему Забайкалью.

    Н. Бестужев взял на себя роль просветителя своей новой родины - Сибири, считая, что «главнейшая опора народного правления должно быть просвещение. Самодержавие – невежество. Каждый шаг просвещения в монархии есть шаг к свободе».26

    Н. Бестужев внес ценный вклад не только в жизнь бурятского народа, но и в дело развития культуры всего человечества.

    Заключение
    Дворянство в целом, и принадлежащие к нему декабристы, в частности, в Российской империи играли серьезную роль в политической, культурной и общественной жизни. Дворянин, всегда был монархистом, либо был отступником дворянской среды. Колебания (и то уже почти через столетие после восстания декабристов) могли допускаться только в вопросе выбора между абсолютной монархией и конституционной.

    Декабристы были одновременно и отступниками своей среды, и ее продуктами. Это непросто осмыслить, именно через такое осмысление истории происходит обретение истинных ценностных ориентиров, вот почему нам так важно знать историю первых революционеров нашей страны. Это были люди, которые действительно пожертвовали свои жизни убеждениям, ошибочным или нет – это уже другая тема. Но именно они поставили вопрос о важности и первостепенности личности или идеи.

    Наиболее четко позиция декабристов, иллюстрирующая их политические убеждения, проявилась во время сибирской ссылки.

    В частности, следует подчеркнуть, что именно декабрист Н. Бестужев оказал значительное влияние на развитие отечественной провинциальной журналистики и этнографии, не говоря уже о его изобретениях, облегчавших жизнь бурят в бытовом плане.

    Бестужев, как и практически все ссыльные декабристы подавал пример местным литераторам, краеведам и публицистам в использовании публицистической формы для краеведческих, просветительских и пропагандистских целей.

    Кроме того, декабристы с их склонностью к литературным упражнениям способствовали слиянию в публицистике краеведческой и художественной традиции, несмотря на то, что со временем проникавшие даже в академические труды внешняя экзотика и лирическая интонация посвященных Сибири статей и очерков постепенно сменялись все более достоверным и точным изображением лиц, событий и явлений.

    Оглядываясь на эпоху декабристов, мы пытаемся вести с ними «мысленный диалог», искать у них ответы на вопросы текущего времени, соотносить нынешние идеалы с идеалами той далекой эпохи в разных сферах – политической, общественной, нравственной, бытовой.
    Список источников и литературы

    Источники:


    1. Басаргин Н. В. Воспоминания, рассказы, статьи. – Иркутск, 1988.

    2. Белоголовый Н. А. Воспоминания сибиряка / сост. Н. Н. Александрова, Н. П. Матханова. – Иркутск, 1988.


    Литература:


    1. Бабкин В.В. Народное ополчение в Отечественной войне 1812 года.- М.: ИНФРА-М, 2006.

    2. Баринова Е.П. Менталитет русского поместного дворянства.- М.: Вагриус, 2001.

    3. Брачев В. Масоны и власть в России. М.: Вагриус, 2013.

    4. Вигель Ф. Ф. История светской жизни императорской России. М.: Вагриус, 2008.

    5. Гинзбург Л. Русская лирика 1820-1830 гг. // Поэты 1820-1830 годов. –Л.: Лениздат, 1981.

    6. Дружинин Н. М. Революционное движение в России в XIX в. – М.: Наука, 1995.

    7. Ершов М.Ф. Ссыльные декабристы и провинциальное население Зауралья//Вестник Пермского университета. 2015. - № 2(29).

    8. Ильин П. В. Новое о декабристах. Прощенные, оправданные и не обнаруженные следствием участники тайных обществ и военных выступлений 1825–1826 гг. СПб.: Питер, 2004.

    9. Кубалов Б. Декабристы в Восточной Сибири: Очерки. Иркутск, 1982.

    10. Миронов В.И. Социальная история России.- СПб: Питер, 2003.

    11. Перцева Т.А. Влияние декабристов на формирование культурных традиций: причины, природа, последствия//Известия ИГУ,2015.- Т.11.

    12. Старцев В. И. Тайны русских масонов. СПб.: Питер, 2014.

    13. Тарле Е.В. Нашествие Наполеона на Россию. - М., Гардарики, 2008.

    14. Шишов О.Ф. Смертная казнь в истории России // Смертная казнь: за и против. М.: Мысль, 1989.

    15. Юшковский В.Д. Осуждение закона и совести: к проблеме духовных поисков декабристов по документальным источникам//Человек – текст – эпоха. – Томск, 2006.

    16. Электронный ресурс // Режим доступа [http://www.bbc.com/russian/russia/2012/11/121128_russia_napoleon_serfdom Дата обращения 25.12.2017]

    Приложение 1.


    Изобретенный Н.А. Бестужевым в ссылке экипаж для передвижения по дорогам Забайкалья: т.н. «сидейка» или «бестужевка».

    1 См. об этом напр.: Тарле Е.В. Нашествие Наполеона на Россию. - М., Гардарики, 2008, а также: [http://www.bbc.com/russian/russia/2012/11/121128_russia_napoleon_serfdom Дата обращения 25.12.2017]

    2 Баринова Е.П. Менталитет русского поместного дворянства.- М.: Вагриус, 2001. С. 89.

    3 Миронов В.И. Социальная история России.- СПб: Питер, 2003. С. 267.

    4Ильин П. В. Новое о декабристах. Прощенные, оправданные и не обнаруженные следствием участники тайных обществ и военных выступлений 1825–1826 гг. СПб.: Питер, 2004. С. 81.

    5 Бабкин В.В. Народное ополчение в Отечественной войне 1812 года.- М.: ИНФРА-М, 2006. С. 11.

    6 Гинзбург Л. Русская лирика 1820-1830 гг. // Поэты 1820-1830 годов. –Л.: Лениздат, 1981. С. 69

    7 Шишов О.Ф. Смертная казнь в истории России // Смертная казнь: за и против. М.: Мысль, 1989. C. 53.

    8 Цит. по: Ершов М.Ф. Ссыльные декабристы и провинциальное население Зауралья//Вестник Пермского университета. 2015. - № 2(29).С. 156.

    9 Там же. С.156.

    10 Вигель Ф. Ф. История светской жизни императорской России. М.: Вагриус, 2008. С. 526.

    11 Цит. по: Юшковский В.Д. Осуждение закона и совести: к проблеме духовных поисков декабристов по документальным источникам//Человек – текст – эпоха. – Томск, 2006.С. 198.

    12 Там же.

    13 Ершов М.Ф., указ. соч. С. 157.

    14 См. об этом: Юшковский В.Д., указ. соч. С.199.

    15 Старцев В. И. Тайны русских масонов. СПб.: Питер, 2014. С. 22.

    16 Цит. по: Брачев В. Масоны и власть в России. М.: Вагриус, 2013. С. 269.

    17 Брачев В., указ. соч. С.269.

    18Там же.

    19 Кубалов Б. Декабристы в Восточной Сибири: Очерки. Иркутск, 1982. С. 77.

    20 Дружинин Н. М. Революционное движение в России в XIX в. – М.: Наука, 1995. С. 87.

    21 Там же.

    22См. Белоголовый Н. А. Воспоминания сибиряка / сост. Н. Н. Александрова, Н. П. Матханова. – Иркутск, 1988. С.127.

    23 Басаргин Н. В. Воспоминания, рассказы, статьи. - Иркутск, 1988. С. 117–118.

    24 Цит. по: Перцева Т.А. Влияние декабристов на формирование культурных традиций: причины, природа, последствия//Известия ИГУ,2015.- Т.11. С. 59.

    25 Перцева Т.А., указ. соч. С. 62.

    26 Цит. по: Дружинин Н. М., указ. соч. С. 89.



    написать администратору сайта