Главная страница
Навигация по странице:

  • Выделяют четыре эпохи в философии

  • Пьер Абеляр (1079-1142гг.) Пётр Ломбардский Раймунд Луллий Альберт Великий (1193-1280гг.)

  • реферат по этапам философии. Исторические этапы в развитии философии, их особенности


    Скачать 46.88 Kb.
    НазваниеИсторические этапы в развитии философии, их особенности
    Анкорреферат по этапам философии
    Дата09.11.2021
    Размер46.88 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаReferatIstoricheskieEtapyFilosofii.docx
    ТипРеферат
    #267598


    ФГБОУ ВО «Уфимский авиационный технический университет»

    в г.Кумертау

    Кафедра ЕН и ОТД

    Реферат

    По дисциплине философия на тему

    « Исторические этапы в развитии философии, их особенности»

    Выполнил: студент группы

    СУ-152с Култаев Д.Р.

    Проверил: кандидат пед. наук,

    доцент Дьяконова Л.И.

    Кумертау 2021г.

    Содержани

    Введение 5

    Понятие философии 6

    Структура философии 7

    Зарождение философии 8

    Античная философия 9

    Древнегреческая философия 9

    Ранняя греческая философия 9

    Классическая греческая философия 10

    Эллинистическая философия 11

    Древнекитайская философия 12

    Древнеиндийская философия 12

    Средневековая философия 14

    Схоластика 15

    Патристика 16

    Арабская философия 17

    Философия Нового времени 17

    Немецкая классическая философия 19

    Русская философия 20

    Современная философия 22

    Заключение 24

    Литература 26

    Введение 4

    Понятие философии 5

    Структура философии 6

    Зарождение философии 8

    Античная философия 9

    Древнегреческая философия 9

    Ранняя греческая философия 9

    Классическая греческая философия 10

    Эллинистическая философия 11

    Древнекитайская философия 11

    Древнеиндийская философия 12

    Средневековая философия 13

    Схоластика 13

    Патристика 15

    Арабская философия 15

    Философия Нового времени 16

    Немецкая классическая философия 17

    Русская философия 18

    Современная философия 20

    Заключение 21

    Литература 22

    Введение


    В обыденном сознании в течение многих веков существовало, да нередко встречается и в наши дни, представление, будто философия не имеет собственных реальных проблем. Как правило, к философии относятся как, пожалуй, к самой непонятной и отвлеченной из всех наук, наиболее удаленной из повседневной жизни. Но хотя многие люди и думают о ней как о не связанной с обычными интересами и находящейся за пределами понимания, почти все из нас - отдаем ли мы себе в этом отчет или нет - имеют какие-то философские воззрения. Любопытно и то, что хотя большинство людей весьма смутно представляет, что же такое философия, само это слово достаточно часто встречается в их разговорах. Философия не обладает таким же предметом, как, например, естественные науки, в том смысле, что предмет философского знания не локализован в пределах той или иной конкретной области знания и действительности, как, например, физика, биология и т.д. Однако предмет у философии есть, и принципиальная невозможность его локализации составляет его специфическую особенность. Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности – природы, обществ, человека, отношения объектов действительности и субъектов мира, материального и идеального, бытия и мышления. Всеобщее – это свойства, связи, отношения, присущие как объектам действительности, так и субъективному миру человека.

    Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» – любовь и «sophia» – мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. Философия – это не просто особая научная дисциплина, а еще и специфический тип мышления и даже своего рода «философский» эмоциональный настрой, система мировоззренческих чувств, когда человек, как бы погружаясь в это «философское» состояние духа, размышляет о мироздании, о добре и зле, прекрасном и безобразном, социальной справедливости, истине и лжи, о смысле и цели человеческой истории.

    Понятие философии


    Первым, кто объяснил слово «философ», был Пифагор. Согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит. Однако совсем другого мнения придерживались софисты. Главная задача философа, считали они, - научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений.

    Таким образом, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие – в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к собственным интересам; одни устремляют свой взор к небу, другие – на землю; одни обращаются к богу, другие – к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее множественном характере.

    Общим элементом возникновения и развития философии явилось формирование философских школ, состоящих из последователей определённого учения, причём во всех регионах вклад последователей зачастую приписывался основателю школы или школе в целом. Становление индийской философии и греческой философии проходило по схожей схеме, однако индийская философия развивалась значительно медленнее. Китайская философия, развитие которой сдерживал консерватизм общественно-политического устройства общества, развивалась в целом ещё медленнее, хорошо проработанными её областями стали только этика и политическая философия.

    Структура философии


    Как было уже сказано, зарождение философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания, с формированием потребности в теоретическом исследовании. Философия собственно и сложилась как первая историческая форма теоретического знания. Первоначально философия отвечала на вопросы, которые были уже поставлены мифологией и религией. Однако способ решения этих вопросов у нее уже был иным, он основывался на теоретическом, согласующемся с логикой и практикой, анализе этих вопросов.

    Первые мыслители античного мира стремились главным образом понять происхождение многообразных природных явлений. Но уже в то время начинается размежевание между отдельными областями зародившегося знания. Выделяются математика, медицина, астрономия и т.д. Наряду с ограничением круга проблем, которыми занималась философия, происходило также развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникали различные философские теории и направления. Формировались такие философские дисциплины, как онтология – учение о бытии, или о сущности всего существующего; гносеология – теория познания; логика – наука о формах правильного, т.е. связного, последовательного, доказательного мышления; философия истории; этика; эстетика. В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и всеобщее, характеризующее целостное бытие человека. Но предмет философии в еще большей степени отличен от предмета частных наук, изучающих материальное бытие и человека, тем, что он представляет особое отношение человека к миру, мира к человеку.

    Целостность, системность предмета философии обусловливает ее сложноорганизованную, многоуровневую, полиаспектную структуру.




    Философские науки

    Предмет изучения

    Подфункции

    Аспект основного вопроса философии

    1

    Онтология

    Объективная реальность

    Онтологическая

    Как возможен человек с его сознанием в этом мире?

    2

    Социальная философия

    Субъект

    (общество)

    Социологическая

    Как соотносятся общественное сознание и общественное бытие?

    3

    Философская антропология

    Субъект

    (человек)

    Гуманитарная

    Как соотносятся индивидуальное сознание и бытие природы и общества?

    4

    Гносеология

    Познавательное отношение

    Гносеологическая

    Как возможно адекватное познание?

    5

    Праксеология

    Преобразование

    Праксеологическая

    Как возможно эффективное преобразование мира?

    6

    Этика

    Общение

    Этическая

    Как возможно нравственное общение?

    7

    Аксиология

    Ценностно-ориентационная деятельность

    Аксиологическая

    Как возможна реализация ценностей, ключевых жизненных смыслов человека?

    8

    Эстетика

    Эстетическое освещение

    Эстетическая

    Как возможна деятельность по законам красоты?

    Зарождение философии


    Зарождение философии, формирование рационального философского мышления началось примерно одновременно в VII—VI вв. до н. э. на разных концах земного шара: в Китае, в Индии и в средиземноморских греческих колониях.

    Философия древнего Востока на протяжении нескольких тысячелетий может быть приурочена к трем центрам: древнеиндийская, древнекитайская цивилизации и древняя цивилизация Среднего Востока. Она развилась из мифологических сюжетов этих цивилизаций.

    Причины возникновения:

    1. социально-экономическая (переход от меди к железу).

    2. товарно-денежные отношения.

    3. ослабление родо-племенных связей

    4. образование первого государства

    5. духовная жизнь.

    Выделяют четыре эпохи в философии:

    Историческая эпоха философии

    Главный объект философского интереса

    Античность VI в. до н.э. – III в. н.э.

    Космос

    Средние века IV-XIV вв.

    Бог

    Новое время XV-XIX вв.

    Человек и общество

    Новейшее время XX в.

    Язык

    Античная философия

    Древнегреческая философия

    Ранняя греческая философия


    Греческая философия берёт своё начало в VI веке до н. э. Корни западной философии, истоки рационального мышления и само возникновение слова «философия» связаны с несколькими мыслителями и их школами, которые появились в Греции в этот период. Собирательно все эти философы именуются досократиками, то есть предшествующими Сократу и в теоретическом, и во временном смысле. Среди самых известных досократиков Фалес, Демокрит, Пифагор и Зенон. Досократики ставили перед собой метафизические вопросы вида «Что такое бытие?», «Существуют ли в реальности границы между объектами?» или «Меняются ли объекты в реальности?», а также создали несколько противоречащих друг другу моделей мира, частично отвечающих на эти вопросы. Главная ценность этих моделей заключалась в новом способе получения знания: рациональное теоретизирование в связке с эмпирическими наблюдениями.

    Философия начинается с Фалеса - он родился около 640 г. до н.э. и прожил 78 лет. Таким образом, философия и наука, существующие изначально в форме синкретичного протознания, возникли в где-то в начале VI в. до нашей эры. Фалес был первым из философов, который использовал редукционизм — попытался выделить внутри сложного окружающего мира какие-либо простые законы или составляющие. Этот метод был в течение следующих 200 лет повторён многими из досократиков. Заслуга досократиков также заключается в совершенствовании логики, которая ими отрабатывалась не только на философском, но и на математическом материале. Неслучайно, многие достижения элементарной математики и геометрии тоже связаны с именами досократиков. Десократики заложили основу классической античной философии.

    Классическая греческая философия


    Заслуга досократиков также заключается в совершенствовании логики, которая ими отрабатывалась не только на философском, но и на математическом материале. Неслучайно, многие достижения элементарной математики и геометрии тоже связаны с именами досократиков. Пифагор был первым, кто начал использовать слово «философия», хотя ещё в более общем смысле, а не в качестве термина. Истолкование и закрепление в европейской культуре термина "философия" связано с именем Платона. Первоначально понятие "философия" употреблялось в более широком значении. По сути дела, этот термин означал совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. При этом следует отметить, что именовавшиеся философией знания древних охватывали не только практические наблюдения и выводы, зачатки наук, но и раздумья людей о мире и о себе, о смысле и цели человеческого существования. Ценность мудрости усматривалась в том, что она позволяла выносить практические решения, служила руководством человеческого поведения и образа жизни. Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление.

    Аристотель полагал, что знания можно получить с помощью наблюдений и опыта, а Платон вслед за Сократом считал, что все знания уже существуют, и человек их «вспоминает», а не приобретает. Философия Аристотеля получила название аристотелизма и многие века практиковалась в Европе и на Ближнем Востоке.

    Эллинистическая философия


    После Платона и Аристотеля в Греции, а затем в Римской империи продолжали своё развитие несколько философских школ и течений, основанных на греческой философии, включая неопифагореизм, платонизм, а также перипатетиков продолжающих философию Аристотеля. Скептики выражали и развивали идеи софистов о невозможности приобретения истинных знаний о мире.

    Древнекитайская философия


    Хоть и китайские классические тексты описывают период «ста философских школ», которым приписывается зарождение философии в Китае, исторические и лингвистические данные свидетельствуют о том, что в реальности этих школ было значительно меньше, причём учение Конфуция возникло первым, в VI—V вв. до н. э., а остальные школы, самые известные из которых — даосизм и легизм, зарождались и развивались, формулируя свои учения уже по отношению к конфуцианству. Пытаясь раскрыть материальные первоначала всего сущего, некоторые из древнекитайских философов считали таковыми дерево, огонь, металл, воду. Рассматривая все сущее как единство противоположных начал – мужского – янь и женского - цинь, китайские мыслители объясняли бесконечный процесс движения диалектическим взаимодействием. Древнекитайский философ Лао Цзы (VI в. до н.э.), известен своим учением о естественном законе движения — дао, который обусловливает существование вещей и жизнь людей. В противовес идеалистам, рассматривавшим небо как сферу божественного разума, сторонники Лао Цзы утверждали, что закону дао подчиняется не только земля, но и небо. В учении Лао Цзы нашли отражение атомистические представления о строении мира. Он считал, что все вещи состоят из мельчайших неделимых частиц. Продолжателем этой традиции был Мо Цзы (V-IV вв. до н.э.). Он известен также как критик учения Конфуция (VI-V вв. до н.э.). Идеи первых философов Китая Лаоцзы и Конфуция поло жили начало двум основным направлениям всей последующей китайской философии - даосизму и конфуцианству.

    Древнеиндийская философия


    В Древней Индии развитые философские воззрения содержатся в ведической литературе, зарождение которой относят к середине II тыс. до н.э. и которая представляет собой собрания гимнов персонифицированным силам природы, религиозных ритуалов и т.п. Древнеиндийская философия зародилась из традиции толкования Вед, древнейших текстов традиции индуизма. Время зарождения индийской философии небесспорно. Часть исследователей соотносят начало древнеиндийской философии с VIII—VI вв. до н. э. — с написанием Упанишад, раннего сборника комментариев к Ведам, считая Упанишады уже философским произведением. Более консервативный подход относит начало собственно философии в Индии к V—IV вв. до н. э., к так называемому «шраманскому периоду». Признавая естественность и вечность бесконечно многообраз ного мира, древнеиндийские мыслители отвергали сверхъестествен ность природных явлений и процессов, отрицали бессмертие души, выступали против языческих обрядов, религиозных учений джайнизма и буддизма. Древнеиндийская философия в своём становлении проходила те же первые этапы, что и греческая, однако происходило это значительно медленнее, что предположительно может быть связано с тем, что логика рассуждений индийских философов была привязана к лингвистике, а не к математике, как у досократиков. Древнеиндийский силлогизм обычно состоял из пяти и более ступеней, против классических трёх ступеней, и рассуждения рассматривались как стратегии убеждения, а не как доказательства. Древнеиндийская философия проработала многие вопросы логики, ввела понятие, собственно, философии, а в некоторых аспектах раннего буддизма приступила к проработке философских вопросов, к которым европейская философия подошла только к периоду нового времени. Вместе с этим в Индии логика философского рассуждения не достигла уровня Аристотеля вплоть до начала XX века, и в Индии даже в традициях развитого буддизма не были созданы тексты, аналогичные платоновским и аристотелевским, которые могли бы стать ядром более зрелых философских школ, аналогичных античным школам, и, таким образом, индийская философия прошла приблизительно лишь половину пути, пройденного древнегреческой философией. Последующее в Индии доминирование уже канонизированных буддизма и джайнизма, возможно, послужило причиной значительного снижения разнообразия школ индийской философии и сказалось на темпах её развития.

    Средневековая философия


    Следующей эпохой развития философии стало Средневековье, приблизительно с V по XV в. это был период развития христианства, монотеизма, пришедшего на смену язычеству, политеизму. Бог находится вне мира, он первичен по отношению к нему, так как является его создателем – вот главная основа христианства. В греческом языке отец – патэр, поэтому и философская деятельность получила название патристики. Этот период можно назвать началом средневековой философии. Основным вопросом стала проблема соотношения веры и знания, религии и философии.

    Специфика средневекового типа философствования определяется двумя важными особенностями:

    • первая особенность заключается в теснейшей связи философии с христианской религией. Христианская церковь в эпоху средневековья являлась главным очагом культуры и образования. В этой связи философия понималась как «служанка богословия», т.е. как отрасль знания, ведущая к более высокому знанию — теологическому. Не случайно большинство философов того времени являлось представителями духовенства, как правило — монашества.

    • второе важное обстоятельство, повлиявшее на характер средневековой философии — ее сложное, противоречивое отношение к языческой мудрости (античной философской мысли). Уже приведенная выше хронология средневековой философии позволяет заметить, что она формировалась в атмосфере гибнущей античной (римской) культуры на фоне широкого распространения таких философских учений как неоплатонизм, стоицизм, эпикуреизм. Все они оказали или непосредственное (стоицизм, неоплатонизм), или косвенное (эпикуреизм) влияние на формирующуюся христианскую мысль.

    Схоластика


    Основной формой философии в средневековой Европе стала схоластика (от греч. «схола» - школа), широко препода вавшаяся в школах, а затем и в университетах. Своими наукооб разными рассуждениями и аргументами схоластика стремилась обосновать содержание библейских догм, согласовать религию с достижениями античной философии. Вместе с тем она способ ствовала развитию формальной логики и риторики.

    Представители схоластики в средневековой философии:

    • Боэций, Северин

    • Пётр Дамианин

    • Ансельм Кентерберийский

    • Пьер Абеляр (1079-1142гг.)

    • Пётр Ломбардский

    • Раймунд Луллий

    • Альберт Великий (1193-1280гг.)

    • Бонавентура

    • Фома Аквинский (1225-1274гг.)

    • Дунс Скот

    • Жан Буридан

    • Уильям Оккам

    • Фрэнсис Бэкон (1561-1626гг.)

    По общему своему характеру схоластика представляет религиозную философию не в смысле свободной спекуляции в области вопросов религиозно-нравственного характера, как это видно в системах последнего периода греческой философии, а в смысле применения философских понятий и приёмов мышления к христиански-церковному вероучению, первый опыт которого представляет предшествовавшая схоластике патристическая философия. Имея в виду путём такого применения сделать доступным разуму содержание веры, схоластика и патристика тем отличались одна от другой, что для последней этим содержанием служило Св. Писание и для догматической формулировки собственно откровенного учения она пользовалась философией — тогда как для схоластики содержание веры заключалось в установленных отцами догматах и философия применялась преимущественно к уяснению, обоснованию и систематизации последних. Абсолютной противоположности, впрочем, между схоластикой и патристикой нет, потому что и в патристическое время, наряду с постепенным формулированием догматов, шло обоснование и приведение их в систему, а с другой стороны, нельзя сказать, чтобы и в период схоластики система догматов представляла собою во всех пунктах законченное целое: в области богословско-философской спекуляции догматическое учение подверглось некоторой дальнейшей разработке.

    Патристика


    Патри́стика (от греч. πατήρ, лат. pater — отец) — философия и теология Отцов Церкви, то есть духовно-религиозных лидеров христианства в послеапостольские времена. Учения, выработанные Отцами Церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества.

    В широком смысле патристика – это доктринальная форма построения христианской культуры, многоплановый синтез религиозных ценностей христианства и эллинского литературно-философского наследия. Диаметрально противоположные взгляды на содержание культурной конвергенции («эллинизация» христианства – Гарнак, «христианизация» эллинизма – Жильсон, Квестен) сходятся в одном: религиозный элемент в патристике заметно превалирует над рационально-рефлексивным. Особенностью патристики как историко-философского феномена (во многом разделяемой со схоластикой) является декларативный отказ от свободного философского поиска. В отличие от античной философии патристика признает единую истину Откровения, которая нуждается не в разыскании и обосновании, а в разъяснении и истолковании и является корпоративным достоянием всего христианского сообщества.

    Арабская философия


    Арабская философия, унаследовав достижения античной науки и философии, в свою очередь оказала большое влияние на западную культуру. Мусульманские ученые наиболее известны как врачи, астрономы, математики, химики и т.д. Известный математик и астроном Аль Бируни (X-XI вв.) с большой точностью определил удельные веса твердых и жидких тел, описал опыты по взвешиванию воздуха.

    Расцвет арабской культуры и науки на рубеже 1-2 тысячелетия отразился и в философии. На мусульманском Востоке, в Сред ней Азии философия получает развитие в трудах великого врача средневековья Ибн Сины (Авиценны) (X—XI вв.). На Западе, на территории арабских государств, в Испании и Север ной Африке философия в XII веке развивается в трудах выдающегося мыслителя Ибн Рушда (Аверроэса).

    Философия Нового времени


    Новое время – это эпоха охватывающая XVII, XVIII и XIX вв. В XVII веке человечество вступило в ту полосу истории, в которой находится по сегодняшний день. Радикальные изменения условий жизни влекли перемены в человеческом сознании: философия Нового времени продолжила идеи, которые были сформулированы в эпоху Возрождения. Основным положением стало то, что человек – самое совершенное существо в мироздании, господин всего существующего.

    В европейской философии Нового времени этот процесс про является в использовании и развитии многих идей древнегреческих мыслителей. Обоснование Н. Коперником (1473-1543) гелиоцентриче ской системы в противовес геоцентрической системе Птолемея, слу жившей теоретической основой христианского антропоцентризма, от крытие И. Кеплером (1571-1630) законов движения планет, объяснение сущности ускорения и формулировка закона падения тел Г.Галилеем (1564-1642), наконец, открытие законов тяготения И.Ньютоном (1643-1727) - все это величайшие научные открытия, философское обобщение которых вело к материалистическому объяснению мира, преодолению схоластики и теологии.

    Родоначальником Новой философии стал английский мыслитель Френсис Бэкон. Свои рассуждения он начал с критики предшествующей философии. Главным недостатком Ф. Бэкон считал несовершенство метода – способа выполнения чего-либо, основного приема реализации и задач. Философский метод – это способ мышления или познания. Методом старой философии была дедукция (выведение) – способ, при котором из общего правила делается вывод для конкретного случая. Новая философия, по мнению Ф. Бэкона, должна была использовать индукцию (наведение) – метод, при котором вывод делается от частного к общему. Индуктивный путь познания представляет собой постепенное обогащение нашего знания, собирания информации об окружающем мире по частям. Но приобретение информации не возможно без опыта. Индуктивный метод философского познания, предложенный Ф. Бэконом и опирающийся на опыт, был назван эмпиризмом, источником познания стал внешний мир.

    Ещё одним родоначальником Новой философии был французский философ и ученый Рене Декарт. Чтобы создать новую систему взглядов, утверждал Р. Декарт, нужно усомниться в предыдущем знании, выработанном человечеством, стоит подвергнуть сомнению существование всего окружающего: вдруг это лишь иллюзия? Ключевым моментом философии Р. Декарта стал тезис «мыслю, значит существую». Смысл данного положения заключается в том, что наше мышление порождает наше существование, таким образом, являясь первой и несомненной реальностью. Поскольку, по мнению Р. Декарта, верный путь познания заключается в том, чтобы вывести истины не из внешнего мира, а из мышления, его метод получил название рационализм (от лат. «ум», «рассудок»).

    Немецкая классическая философия


    Философия Нового времени достигла своего расцвета в учениях нескольких знаменитых немецких мыслителей второй половины XVIII – первой половины XIX в. Их философская деятельность известна нам как Немецкая классическая философия. Её родоначальником был Иммануил Кант. По мысли И. Кант, прежде чем познавать мир нужно выяснить, можем ли мы его в принципе познать, а также необходимо установить границы нашего познания. И. Кант ввел понятие ноумен для всего, что существует само по себе, непознаваемого, а также феномен, для всего реально существующего. Познание возможно потому, считал И. Кант, что в нашем уме содержаться врожденные, или априорные, формы сознания, под которые мы как бы подгоняем окружающий мир.

    Заслугой Канта является и то, что он, в частности в работе «Критика практического разума», преодолевает концепцию европейских просветителей (Руссо, Локка) о естественно-природном человеке и пытается раскрыть специфику человеческой сущности. В соответствии со своей критической философией он разделяет мир человека и человеческих отношений на сферу явлений, где человек под влиянием чувственных воздействий и склонностей проявляет себя как природно-чувственное существо, и сферу умопостигаемых процессов и отношений, где чело век рассуждает и совершает поступки в соответствии с высшими принципами разума. Последняя сфера, по Канту, и есть специфически человеческая сфера моральности, культуры, самой социальности. Именно в мире умопостигаемых отношений свободная воля практического разума принуждает действовать индивида не в силу эгоистически себялюбивых стремлений к чувственному удовольствию, а в соответствии с так называемым категорическим императивом по требованиям долга и адекватно выдвигаемым свободным разумом целям.

    Продолжая и доводя до наиболее полного выражения идею общественно-договорной концепции государства, Кант считал, что именно такой индивид может быть субъектом государства и общества как объединения множества людей, подчиненных правовым законам. Кантовская концепция человека и его принцип категорического императива, требующий рассматривать человека как высшую цель (а не средство), являются основой его гуманизма и учения о правах личности и уже поэтому заняли свое достойное место в современной культуре. С этих же позиций он формулирует идею вечного мира между народами как принцип международного права, идею отказа от насилия в отношениях между государствами и народами.

    Русская философия


    Первым русским мыслителем мирового уровня был конечно же Ломоносов (1711 - 1765). - гениальный ученый-энциклопедист. А.Н. Радищев (1749 - 1802) - отстаивал материалистические философские позиции, считая, что “бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе”. Впервые в русской мысли систематически разрабатывал проблемы человека. Выдающимся русским философом и социальным мыслителем был П.Я. Чаадаев (1794-1856). Его общефилософская концепция - дуалистическая. Человек есть объективное единство 2 миров - физического и духовного, как существо свободное, которое в своем историческом бытии подчинено диалектике необходимости и свободы. На понимании соотношения необходимости и свободы во многом строится и концепция философия истории Чаадаева, связанная прежде всего с заботой о судьбе России.

    Самостоятельная оригинальная философская мысль в России появилась в 30-е гг. XIX века. Ярким представителем того времени был Петр Яковлевич Чаадаев. Он ставил вопросы о смысле русской истории и о вкладе России в мировую культуру. Статья под названием «Философическое письмо», опубликованная в 1836 году, стала прологом спора о прошлом, настоящем и будущим России, о русском народе, об истинной и ложной любви к родине. Ещё одной особенностью русской философии стало повышенное внимание к моральным, историческим и социальным вопросам, связанным с конкретным человеком и смыслом его жизни. Поэтому неудивительно, что функции философии в России часто брала на себя художественная литература.

    В конце 19в. начинает формироваться русская мистически-религиозная философия. Сначала она получила отражение в произведениях Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского. Последний дал философско-психологический анализ т. н. пограничных ситуаций. Принято считать, что он является предтечей экзистенциализма.

    Подвергая критике общественно-политическое устройство России, Лев Толстой уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании чел. Идею исторического прогресса он связывал с решением вопроса о назначении человека и смысле жизни, ответ на который должна дать созданная им истинная религия. В ней он признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты. Отказ от любой борьбы, непротивление злу, проповедь всеобщей любви.

    Первые известные за пределами России представители русской православной философии - Соловьев и Флоренский. Соловьев сформировался как философ под воздействием Канта и пришел, таким образом, к оправданию мистического христианства. Благодаря этим философам детальную разработку получили такие этико-религиозные понятия как "соборность", "софийность", "всеединство" и "общее дело". В истории русской философии идеализма Соловьёв оказал большое влияние на целую плеяду религиозно - философских мыслителей (Н.А. Бердяев, Е.С. и С.Н. Трубецкие, П.А. Флоренский, С.Л. Франк) которые составили течение богоискательства со свойственным ему иррационализмом, персонализмом и мистическим пониманием свободы и творчества.

    Дальнейшее развитие русской философии связано с тремя основными направлениями: психологическим (рефлексология Бехтерева и Павлова), теософско-мистическим, в лице русского космизма Е. Блаватской и этическим учением Н.К. Рериха, которое было в наиболее полном виде изложено в его сочинении "Живая этика".

    Междисциплинарные исследования на стыке философии и методологии естествознания осуществил В.И. Вернадский. Он развил понятие ноосферы, введенное в науку Тейяром де Шарденом.

    Современная философия


    В современной европейской философии XX века выделяют два направления: аналитическое и континентальное. Аналитическая философия развивалась в основном в англоязычных странах и объединяла в себе большое количество школ. В ней можно выделить следующие моменты: лингвистический поворот (философские проблема находятся в области языка, поэтому и рассматривать их нужно с точки зрения языкознания), семантический акцент (главное место отводится значению), аналитический метод (предпочтение отдается анализу).

    Континентальная философия, в отличие от развивающейся в англоговорящих странах аналитической, преобладала в Континентальной Европе. Данное направление включает в себе большое количество ответвлений, в том числе герменевтику, феноменологию, экзистенциализм и другие.

    Герменевтика стала одним из влиятельных философских направлений и по праву заняла ведущее место среди других значимых стратегий философского анализа. Движение началось еще в 60-е годы. Основателями современной герменевтики стали Мартин Хайдеггер, Ганс Липпс и Ганс-Георг Гадамер. Основным вопросом здесь становится «действительность» мира, который в качестве «окружающего мира»существенным образом принадлежит самому человеку. По мысли М. Хайдеггера человека нельзя представить как некий принципиально изолированный субъект познания, который затем познает мир, то есть объект. Dasein - есть изначальное бытие. Человек без его отношения к миру невозможен.

    Феноменология - это направление продемонстрировало, что сознание имеет свои собственные законы, основанные на его временной природе и не сводимые в объективности знания и логике мышления. Внутреннее время, а не познавательная устремленность к истине придает сознанию его действительную, а не воображаемую целостность.

    Экзистенциальная философия также оказала огромное влияние на развитие философской мысли. Она стала неким продолжением пессимистически-трагической линии в европейской философии XIX века. Речь здесь идет о конфликте единичности сознания, жизни и всеобщности разума. Экзистенциального состояния человек достигает только через «прыжок» в собственную единичность.


    Заключение


    Перед нами прошла в сжатом виде история мировой философии, были освещены вечные вопросы и сюжеты, воплощенные в разных формах в зависимости от специфики того или иного периода времени. Одной из основных мыслей, врожденной идеи человеческого разума, является утверждение о том, что за видимым разнообразием мира скрывается невидимая, вечная его основа. Таким образом, чтобы начать изучать философию, нужно не только познакомиться с философским наследием прошлого, но и задуматься об окружающей мире, попытаться найти истину. Таким образом, можно сказать, что сейчас, как и тысячи лет назад, мы не знаем, откуда произошло мироздание, такое ли оно на самом деле, как мы его видим и воспринимаем, в чем смысле жизни человека и как стоит ее прожить. Философия занимается именно такими вопросами: сложными и старыми, но жизненно важными, меняясь от одного периода времени к другому и оставаясь такой же глубокой и порой необъяснимой.

    На пороге третьего тысячелетия особую остроту приобретает вопросы о будущем философии. Одни говорят о конце философии. Это хорошо, полагают некоторые, ибо ее уход оздоровит духовную атмосферу, разрядив в какой-то мере перенапряжение духовного поля современности. С этим связана новая волна философского (вернее, антифилософского) нигилизма.

    Другие, разделяя в целом этот негативистской вывод о самоупразднении философии допускают в тоже время ее трансформирование в нечто иное: в узко понимаемую целиком повернутую в прошлое историю философии или в чистое учение о мышлении (царства чистой мысли), либо – путём срастания с религией и подчинения ей – в теософию, либо в философию науки (что зачастую резюмируется позитивистским тезисом: наука-сама себе философия); либо, наконец, и это один из самых ходовых, распространенных вариантов упразднения философии – превращение ее – через глобальную идеологизацию – в служанку политики. Все это – различные версии распредмечивания философии, ее конца, краха.

    Будущее философии – не самодовлеющая величина. Оно зависит от общества в целом. Если есть будущее у общества, то есть оно и у философии.

    Литература




    1. Алексеев П.В. “История философии”. – П.В. Алексеев, М.: ТК Велби, Проспект, 2005. - 240 с.

    2. Орлов С.В. “История философии”.( Краткий курс). – С.В. Орлов, СПб.: Питер, 2009.- 192 с.

    3. Алексеев П.В. “Социальная философия”. – П.В. Алексеев, М.: Проспект. 2004. – 256 с.

    4. Балашов Л.Е. “Философия”. – Л.Е. Балашов, М.: Дашков и К, 2009. — 664 с.

    5. Античная философия: Энциклопедический словарь, Москва, Прогресс-Традиция, 2008. - 896 с.

    6. Виндельбанд В. “История древней философии”, Москва, Слово, 2005.

    7. Википедия – свободная энциклопедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Философия


    написать администратору сайта