Главная страница
Навигация по странице:

  • Аваро-Гуннов

  • Фотий

  • Донского

  • Казачья доблесть

  • Вопросы для самопроверки

  • Список рекомендуемой литературы по теме

  • Лекция-презентация 1. Историкокультурная эволюция казачества цель познакомиться с основными этапами становления российского казачества. Задачи


    Скачать 1.1 Mb.
    НазваниеИсторикокультурная эволюция казачества цель познакомиться с основными этапами становления российского казачества. Задачи
    Дата25.05.2022
    Размер1.1 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЛекция-презентация 1.pdf
    ТипДокументы
    #550063

    ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ КАЗАЧЕСТВА
    Цель: познакомиться с основными этапами становления российского казачества.
    Задачи: рассмотретьосновные концепции происхождения казачества; дать определения понятиям
    «казак» и «казачество» в их культурно-исторической контексте. познакомиться с существующими разновидностями казачьих войск
    Как известно, на начало ХХ века в России насчитывалось одиннадцать казачьих войск: донское, уральское, кубанское, терское, астраханское, оренбургское, сибирское, забайкальское, семиреченское, алтайское, амурское, уссурийское. Находясь в различных географических условиях, в каждой казачьей общности сформировались свои специфические черты, которые, помимо несения службы, заключаются во многих аспектах жизни, например, в особенностях ведения хозяйства, промыслах, типе жилища, костюме, обрядности, в музыкальном фольклоре.
    Казак в изображении художника Юзефа Бранта
    Казаки – это народ, отличающийся самобытной историей, образом жизни, традиционной воинской культурой и неповторимыми художественно-эстетическими особенностями. Несмотря на многочисленность определений понятия «казачество», имеющихся в новейшее время, единого и однозначно принятого всеми не существует ввиду множества противоречивых теорий о происхождении становлении казачьей народности. Казачество правомерно охарактеризовать как социально здоровую, хозяйственно-организованную и творчески деятельную категорию граждан с высоким духовно-нравственным потенциалом развития в межкультурном пространстве народов современной России. В качестве нравственных ценностей образа жизни казаков следует назвать православное вероисповедание, которое позволяет сохранять уклад повседневной казачьей культуры, взаимоотношений в семье, воспитания детей с сохранением обрядовых черт казачьей этнокультуры.

    Казачество – это и общепризнанное высокоорганизованное военно-патриотическое сословие, благодаря которому исторически осуществлялась надежная защита границ государства. Воинскую культуру российского казачества можно охарактеризовать как традиционную культуру воина – патриота, защитника веры, Отечества, национального и культурного достояния. Категория
    «казачество» объединяет всех казаков в единый, целостный организм. Духовная направленность, патриотизм, свободолюбие, способность к самоорганизации, высокая хозяйственная культура и социальное служение должны найти достойное применение в созидательных преобразованиях российского общества.
    Казаки в изображении художника Юзефа Бранта
    В настоящее время концепций о происхождении казачества имеется немало. В качестве одной из авторитетных называется теория известного отечественного ученого Л.Н. Гумилева, который считал казаков субэтносом великорусского этноса. Субэтнос Гумилев определял в
    качестве «таксономической единицы внутри этноса как зримого целого, не нарушающего его
    единства». Иными словами – это общность, обладающая характеристиками народа, но при этом прочно связанная с основным этносом.
    Лев Николаевич Гумилев
    В качестве значимого фактора в теории Л.Н. Гумилева выступает тесная связь этноса и субэтноса с его родным ландшафтом, существенно влияющим на специфику, самобытность и способы хозяйственной культуры. Родовым ландшафтным лоном для казачества объективно считаются долины великих рек степной полосы Дона, Днепра, Волги, Яика, Терека, Кубани. В древности, как считает исследователь казачества В.Е. Шамбаров, прошлые степные народы являлись скотоводами, создававшими постоянные селения, пригодные для проживания людей, разведения скота и ухода за ним в тяжелый зимний период.Из соображения целесообразности их строили не посреди голой степи, а вблизи рек, долины которых были покрыты густыми лесами и кустарниками, что подтверждается археологическими раскопками. Города скифов обнаружены на Днепре, их столица располагалась возле
    Запорожья, ароксоланы зимовали в городках на Нижнем Дону (роксола́ны - от лат. Rhoxolani,
    древнегреческий Ροξολάνοι, от аланского roxs alan/ruxs alan «светлый алан») — ираноязычное
    сармато-аланское племя, кочевавшее со II в. до н. э. по 1 пол. I тысячелетия н. э. в землях Северного
    Причерноморья и Дунайского региона). Но евразийские степи были и «торной дорогой», по которой, находясь в состоянии постоянного военного противоборства, приходили новые народы. Покрытые зарослями долины рек, острова, плавни, болота являлись естественным укрытием, где часть
    побежденных могла спастись. Выжить в таких условиях могли самые сильные, выносливые и свободолюбивые. Благодаря такому «естественному» отбору в процессе историко-культурной эволюции образовались древнейшие корни казачества. Целесообразно рассмотреть и теорию, не основанную на положении о том, что казачество является частью субэтноса великорусского этноса.
    Река Дон – территория исторического расселения казачества
    Согласно высказанным доводам, казаки представляют собой самобытное славянское племя, автономный народный организм, имеющий такое же право, как великороссы и украинцы, считать себя особым
    славянским
    народом.
    Предки казаков, в соответствии с доводами
    Ш. Н. Балинова, являются коренными обитателями Востока Европы, т.е. современных Казачьих
    Земель. Восток Европы географически разделяется на две полосы: лесную и степную (на севере еще имеется тундровая полоса, а на юге — горная). Коренными жителями именно степной полосы на
    Востоке Европы с давних времён являлись казачьи предки, сведения о которых относятся к эпохе, намного опередившей возникновение Московского царства. Когда на Востоке Европы устанавливают своё владычество готы (IIст.), Черноморско-Азовское побережье осваивают славянские народы
    анты. Историко-археологические исследования доказывают, что уже в первой половине VI столетия эти славяно-антскиеплемена владели бассейном Дона и продвинулись к берегам Азовского моря.
    С начала VII ст. на территории современных Казачьих Земель создаётся государство Аваро-
    Гуннов, в состав которого входят славяно-анты. С этого периода в исторических документах уже не упоминается о славяно-антах, поскольку их племенное наименование «растворяется» в государственно-политическим названием — Аваро-Гуннов. С середины VII ст. (642), по имеющимся научным фактам, устанавливается существование славянской народности — русов, располагавшихся в степной полосе. В низовьях Волги и на Дону новыми степными завоевателями создается государство
    Хазар, в составе которого русы и славяно-анты проживают на Дону, Донце, Нижней Волге, на Тереке, на Кубани. В Хазарской Империи русы были настолько многочисленны, что арабские писатели называют государство Хазар Русо-Хазарским. а Чёрное море — Руским. Главными центрами русов были: в Подонье (Казакии) г. Руссия (Артана,Танаис, впоследствии переименованный в Азов, по имени
    половецкого хана Азуфа) и Матарха (Тмутаракань) в устье Кубани. Сами русы отличались воинственным духом, принимали широкое участие в торговой деятельности Хазарского государства, достигли значительного культурного развития, подвергаясь воздействию двух культур
    - арабской и византийской.
    Арабский географ Масуди, посетивший в X веке Приазовский Край, пишет: «между большими и известными реками, впадающими в море Понтус (Чёрное), находится одна, называемая Танаис (Дон), которая приходит с севера. Берега её обитаемы многочисленным народом славянским и другими народами. Таким образом, сильный и воинственный славянский народ Русь заселял с давних времён территорию современных Казачьих Земель и, с середины VII века, входил в состав Хазарской
    Империи. В дальнейшем - с IX столетия, под натиском новых азиатских завоевателей, венгров, торков
    и печенегов, начался распад Хазарской Империи и отделение её окраин: Поднепровья - впоследствии
    Киевское государство, и Среднего Поволжья — Камской Болгарии. Русы же Подонско - Приазовские ещё продолжали оставаться в составе Хазарской Империи. Камская Болгария (в среднем течении
    Волги и по Каме), находившаяся под влиянием арабской культуры, уже в первой половине IX ст. приняла ислам. Русь Подонско-Приазовская (Казакия) — аланы и казаки — примерно в то же время стала христианской; следовательно, она стала христианской значительно раньше Руси Киевской
    Крещение Руси великим князем Владимиром, как известно, состоялось в 988 году).О том, что Русь
    Подонско - Приазовская стала христианской раньше Руси Киевской, свидетельствует патриарх Фотий и Устав Византийского императора Льва Философа (836 — 911) о чине митрополичьих церквей, где на 61 месте указана построенная церковь Русская.
    Запорожские казаки в картине Сергея Коваленко
    Таким образом, на территории Казакии укореняется народность славяно-русов, с самобытной этнической культурой и христианской религией. Относительно единое славянское племя русов в середине IX ст., под влиянием различных факторов разделилось: Камская Болгария, где преобладал тюркский элемент, отделившись от ядра Хазарской империи, оказалась под властью тюрков и, как уже было сказано, приняла ислам. Русь Поднепровская - предки Запорожцев - также отделившись отцентра
    Хазарии, подпала под власть дружинников РюрикаАскольда и Дира, а затем, в 882 году, сын
    Рюрика, Игорь, при своём воспитателе Олеге, закладывает основы Киевской великокняжеской

    династии. В данный период Приазовско - Подонская Русь продолжает оставаться в составе уцелевшего ядра Хазарской империи. Этим объясняется и то обстоятельство, что с этого времени в русских летописях не упоминается о славяно-руском населении Приазовья и Подонья. Славяно- русский народ продолжал жить в составе уцелевшего ядра Хазарской империи на своей древней земле, лишь утратив связь и постоянное общение с остальными отделившимися частями славяно - русов
    Поднепровья. Следствием похода Святослава, сына Игоря (после короткого правления его жены,
    Ольги) в 943 году, в Подонье и Приазовье Хазарская империя была разгромлена и состоялось введение части её территориального ядра — Казакии — в состав русского (Киевского) государства, под названием Тмутараканского княжества. Этим вхождением была восстановлена, прервавшаяся ранее связь
    Руси
    Приазовско-Подноской с
    Русью
    Поднепровской.
    Карта современного проживания казаков
    Пройдя сложный путь многовекового совместного проживания на одной территории, в общих природных условиях, переживая одинаковые военно-политические события образовавшаяся народность Тмутараканского княжества явилась родоначальницей современного Донского
    Казачества, которое, в свою очередь, послужило источником становления других казачьих Войск, за исключением нынешних кубанских Черноморцев, потомков Запорожцев. Отсутствию упоминания в русских летописях о славянах Тмутараканского княжества казачьи историки дают свои объяснения: под влиянием тех военно-политических событий, которые совершались тогда на Востоке Европы, в силу наступившего (после смерти в 1054 г. в. кн. Ярослава), длительного периода междоусобной войны князей — началась дифференциация относительно единого славянского народа на Востоке Европы и наметились пути их расселения. Например, немного раньше «часть алан и черкас (касоги или
    касахи) Святослав после удачного похода на Хазарию, переселил на Днепр, где они, вместе с прибывавшими впоследствии другими тюрко-татарскими племенами, смешавшись с местным славяно-русским населением, усвоив его язык, образовали особую народность, дав ей своё этническое имя Черкасов (черные клобуки). Из этих Черкасов и создалось затем поднепровское казачество с
    Запорожьем».
    Казачья доблесть
    Не удивительно поэтому, что в доме казака на одной стене рядом с иконами висело и оружие.
    Казачьи монастыри, по традиции, служили обителями, в которых находили пристанище и уход воины- инвалиды, а в женские монастыри уходили вдовы, чьи мужья не вернулись из походов. Характеризуя особенности данной монастырской культуры, следует указать еще на одно существенное
    обстоятельство — в отличие от Центральной России, казачьи монастыри строились всегда на деньги и усилиями самих казаков, при это труд крепостных никогда не использовался. Как известно, и сами казаки за свою тысячелетнюю историю крепостными не были, что отразилось на их психологии и свободолюбивом облике. Этот факт служит дополнительным аргументом в пользу социального здоровья российского казачества, которое относилось к свободе («воле») и достоинству человека, даже самого низшего сословия, как самоценности и свидетельству равного положения всех людей перед
    Богом, что, конечно, не исключало признания строгой субординации в системе церковных, общинных, воинских и внутрисемейных отношений.
    Солдат имперской охраны Самокиш Николай Семенович
    Постепенно, в процессе эволюции традиционной культуры казачества, формировались качества, которые принято считать отличительными чертами казака и которые в значительной мере сохранили свою жизнеспособность в настоящее время – это высокоразвитое чувство личного достоинства, индивидуальной свободы, глубокой ответственности за судьбу Отечества, своего войска, станицы, семьи; трудолюбие и хозяйственность, владение воинскими навыками, дисциплина, любовь к родной земле, уважение к старшим, почитание обычаев и заветов предков. Понимание «свободы», как было отмечено выше, носило глубоко христианский смысл: свобода не воспринималась как анархия или своеволие, а понималась, прежде всего, как осознанное, добровольное и, зачастую, жертвенное служение России – Престолу Пресвятой Богородицы, воинская защита ее от внешних и внутренних врагов; служение ближним защита обиженных и обездоленных. Строгой нравственной
    дисциплине в сфере межличностных, в частности, семейных отношений в среде казачества способствовало и то, что значительная часть казаков оставалась старообрядцами — все уральцы, гребенцы (те́рские казаки, терцы, гребенцы́ — казаки, которые живут вдоль рек Терек, Сунжа, Асса,
    Кура, Малка, Кума, Подкумок на Северном Кавказе), много их было среди оренбуржцев, сибирцев, на
    Верхнем Дону.
    Выводы:
    Существует двеосновные концепции происхождения казачества, одна из них основана на понимании феномена казачества как особого этноса, другая считает казачество сословием.
    Несмотря на многочисленность трактовок понятия «казачество», в его культурно-исторической контексте термин определяются как это народ, отличающийся самобытной историей, образом жизни, традиционной воинской культурой и неповторимыми художественно-эстетическими особенностями.
    Соответственно «казак» является представителем данного военизированного сословия.
    На начало 20 века в России насчитывалось 11 казачьих войск: донское, уральское, кубанское, терское, астраханское, оренбургское, сибирское, забайкальское, семиреченское, алтайское, амурское, уссурийское. Находясь в различных географических условиях, в каждой казачьей общности сформировались свои специфические черты, которые, помимо несения службы, заключаются во многих аспектах жизни.
    Вопросы для самопроверки
    1. Назовите основные концепции происхождения казачества.
    2. Дайте определение понятию казачество.
    3. Перечислите основные характеристики историко-культурной ментальности.
    4. В чем заключается специфика этнопсихологии и этнокультуры?
    5. Каковы основы православной культуры в эволюции казачества.
    6. Перечислите святых из казачьих родов.
    Список рекомендуемой литературы по теме:
    1.Духовно-нравственные основы и потенциал российского казачества: вера, культура..: Моногр.
    / Н.Е. Шафажинская - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014-204с.: 60x88 1/16 + ( Доп. мат. znanium.com).-
    (Научная мысль;
    Культурология).
    (о)
    ISBN
    978-5-16-009445-8
    -
    Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/442887 2 Шафажинская, Н. Е. Традиции святости в служении Российского казачества [Электронный ресурс] /
    Н. Е. Шафажинская // Сборник № 1 «Проблемы патриотизма в современной России» подготовлен на материалах Секции военно-патриотического воспитания ВНО Культурного центра ВС РФ им. М.В.
    Фрунзе, Объединения журналистов казачества и Московского Государственного университета имени
    К. Г. Разумовского. / М.: «Издательство РОО Объединение журналистов казачества» 2013. - 11-19 с. http://znanium.com/bookread2.php?book=463117 3 Духовно-нравственное воспитание - основа формирования личности: Методическое пособие / В.П.
    Сергеева. - М.: УЦ Перспектива, 2011. - 28 с.: 60x88 1/16. - (Современные направления в развитии воспитания).
    (обложка)
    ISBN
    978-5-98594-276-7,
    1000 экз.

    Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/368073
    Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
    1. Договор от 30.03.2018 г. № РТ-023/18 с ООО "Национальный цифровой ресурс «РУКОНТ»" об оказании услуг по предоставлению доступа к электронным базам данных
    2. Контракт от 26.07.2018 г. № 0373100036518000004 с ООО "ЗНАНИУМ" об оказании услуг по предоставлению доступа к ЭБС «Znanium.com»
    3. Договор от 18.10.2018 г. № 516-10/18 с ООО "Директ-Медиа" об оказании услуг по предоставлению доступа к ЭБС «Университетская библиотека онлайн
    4. http://www.rulex.ru
    5. http://www.ckwrf.ru/publ/8-1-0-16.html
    6. http://razdori.livejournal.com/11859.html

    7. http://sobory.ru/article/?object=01036 8. http://flot.com/history/personalities/golovko.htm
    9.https://sites.google.com/site/olegdankir/Poriadnik/vse-formirovania/kazacestvo/avstralijskoekazacestvo
    10.http://cosaque.net/articles/news_post/mezhdunarodnye-kontakty-kazachih-organizaciy-rossiisovremen
    11. http://cossac-awards.narod.ru/KazakUSA.html
    12. http://passion-don.org/museum/france.html
    13. http://www.sovetru.lt/news/2142.html
    14. http://www.equestrian.ru/news/1808 15. http://kasaken-1812.livejournal.com
    16.http://klin-demianovo.ru/kazachja-obschina/sovremennoe-kazachestvo-tseli-zadachi-puti-realizatsii
    17.http://www.aukazak.com.au/news/news-from-russia/sootechestvenniki-kazaki-stanut-skrepojrusskogo- mira
    18.http://topwar.ru/12619-legenda-donskogo-kazachestva-harlampiy-ermakov-i-tihiy-donsholohova.html
    19. http://znanium.com/bookread2.php?book=463117


    написать администратору сайта