Главная страница

статья История педагогической мысли. Истоия педагогической мысли. История образования и педагогической мысли


Скачать 26.55 Kb.
НазваниеИстория образования и педагогической мысли
Анкорстатья История педагогической мысли
Дата19.11.2022
Размер26.55 Kb.
Формат файлаodt
Имя файлаИстоия педагогической мысли.odt
ТипДокументы
#798942

История образования и педагогической мысли

В разные эпохи педагогика и образование развивались в различных направлениях в зависимости от обычаев, мировоззрения людей, определенных ценностей, соответствующих духу времени, даже от условий жизни. К примеру, в эпоху европейского Средневековья философско-педагогическая мысль главную цель воспитания видела в спасении души. Прекрасной страницей в истории мировой культуры, педагогической мысли оказалась эпоха позднего европейского Средневековья (конец XIV - начало XVII вв.), прошедшая под знаком гуманистических идей Возрождения. Лучшие умы Европы этого времени провозглашали человека главной ценностью на земле и прокладывали новые пути воспитания, стремясь раскрыть в человеке все лучшее. В философско-педагогической мысли в обновленном виде появился идеал духовно и физически развитой личности, который был наполнен конкретно-историческим содержанием. Хотелось бы обратиться к идеям и мыслям в педагогике в России, а в частности к педагогической мысли в первой половине XIX в..

В это время в России преобладала идея народности воспитания и образования, распространяются идеи европейского просвещения. Актуальность подобного идейного направления в педагогике первой половины XIX века напрямую связана в происходившими в стране политическими процессами. В частности, это влияние оппозиции, т. е. декабристов, которые предложили проекты широкого образования для народа. Воспитанные на идеях Французской революции и Просвещения, они поставили знак равенства между грамотностью широких слоев населения и приобретением политических прав.

Вопросы воспитания поднимались в трудах философов, писателей, историков, в проектах общественного переустройства, предлагаемых декабристами. Получил известность «Трактат о воспитании» А.Ф. Бестужева, в котором на основе изучения философов античности и Нового времени, а также собственного опыта преподавания в кадетском корпусе раскрывались задачи воспитания и его методика применительно к представителям дворянского сословия.

После восстания декабристов общественное внимание к вопросам просвещения лишь усиливается. Правительство Николая I осознало необходимость воспитания законопослушных верноподданных. Идет поиск идеологии, теоретических основ воспитания, обоснование его национальной специфики и самобытности. В 1830-1850-х гг. в сфере образования и педагогической мысли оформляются две тенденции: одна отражает официальную политику, другая — демократические настроения общества. В 40-е гг. XIX в. интеллигенция в русском обществе разделилась на два лагеря — западников и славянофилов, отстаивавших различные пути развития страны. Полемика, развернувшаяся между ними, затронула и вопросы просвещения. Западники (В.Г. Белинский, Т.Н. Грановский, В.Ф. Одоевский. Н.В. Станкевич), выступавшие за развитие России по западной модели, приветствовали западноевропейскую образованность, заимствование зарубежных педагогических идей, форм и методов обучения и воспитания. Славянофилы (И.В. Кириевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин и др.), считавшие, что России предначертан особый путь развития, полагали, что система просвещения должна строиться с учетом национальной самобытности русского народа, опоры на православные традиции воспитания.

На мой взгляд, идеи европейского просвещения благотворно повлияли на педагогическое мышление в России в первой половине XIX века. Идея всенародности образования, несмотря на то, что декабристы связывали ее с непосредственно участием в политической жизни страны, оказала полезное воздействие на дальнейшую реорганизацию системы образования в целом. Так же хочется отметить то, что педагогические идеи были неразрывно и тесно переплетены с политической обстановкой в стране, где и правительство, и оппозиция обращали немалое внимание именно на становление молодых поколений. Всенародность и вседоступность образования как идея сейчас, в наши дни, максимально актуальна. Философы, мыслители первой половины XIX века писали и выступали против пронизывавших школьное воспитание «рабского духа, рабской дисциплины, рабского молчания». Актуальны в наши дни и идеи систематичности и научности. В наши дни система образования так же принимает во внимание эти принципы за одни из самых основных.

Суммируя вышесказанное, в первой половине 1800-х гᴦ. вопросы просвещения и воспитания в России приобрели заметное общественное звучание. Умы политиков и педагогов особенно занимала идея народности воспитания и образования. Некоторые идеи, возникшие и распространявшиеся в ту эпоху, остаются важными и актуальными. Педагогическая мысль бесконечно развивается, система образования подвергается реорганизациям, собирая лучшие идеи великих педагогов, просветителей и формируя наиболее эффективную и соответствующую духу времени, а так же духу просвещения структуру.


написать администратору сайта