История предмет, цели изучения, источники. Формационный и цивилизационный подходы к прошлому. Особенности русской истории
Скачать 360 Kb.
|
История Отечества (России) есть наука, изучающая процесс становления и развития Российского государства и проживающих на его территории народов с древнейших времен и до наших дней. Содержание курса "История Отечества" включает в себя основные черты, тенденции и противоречия в историческом пути России, основные закономерности развития. В их числе: - процесс создания русского государства и превращения его в могучую империю; - характер освободительной борьбы русского народа, завоевание независимости; - формирование основных народностей, составляющих базу народа России: великорусский, белорусский, украинский; - процесс присоединения других народов к России, создание многонационального государства; - складывание феодально-крепостнического строя и особенности перехода к капитализму; - динамика революционных изменений двадцатого века и создание социалистического государства; - развитие самобытной культуры и формирование российской цивилизации, обогащенной восточной и западной культурой; - исторические портреты государственных, политических и военных деятелей России, внесших вклад в ее развитие; - особенности внутренней и внешней политики на современном этапе; - особенности развития Российской текстильной промышленности. Цель изучения предмета. Цель преподавания истории Отечества: научить студента знать и любить историю своего Отечества, гордиться многовековым трудом и борьбой народов нашей страны за честь и свободу Родины, за укрепление могущества российской государственности, за свои права и свободы, содействовать воспитанию у него высоких гражданских качеств. Задачи изучения истории Отечества. Студенты должны: " знать основные факты и процессы отечественной истории в их взаимосвязи и взаимообусловленности, в исторической последовательности; " понимать основные закономерности исторического развития на примере истории нашего Отечества; " иметь представление о месте и роли России и народов нашей страны в европейской и мировой истории; " уметь применять анализ исторического развития нашей страны для понимания процессов современного этапа её истории; " самостоятельно работать с научной, учебной, справочной и учебно-методической литературой. Изучение Истории Отечества должно помочь студентам в формировании научного, объективного подхода к событиям прошлого, настоящего и будущего нашей Родины, развить диалектико-материалистическое мировоззрение, помочь в осмыслении тех политических процессов участниками и свидетелями которых они будут в самостоятельной жизни. Формационный и цивилизационный подходы в изучении истории В марксистском учении об обществе ступени исторического развития получили название ”общественно-экономические формации”. Выделяются они путем выявления того общего, что присуще разным странам, находящимся в рамках одной формации. Это позволило перейти от описания исторических явлений к их научному анализу. Выстроилась и внутренняя логика мировой истории. Последователи цивилизационного подхода утверждают, что не все исторические факты укладываются в формационную модель. Отталкиваясь от утверждения, что наряду с усилением интегральных процессов в мире нарастает и многообразие, “мозаичность” социальной действительности, ими была предложена другая система взглядов на всемирную историю. В ее основе лежит идея уникальности социальных явлений, своеобразие пути, пройденного отдельными народами. С этой точки зрения исторический процесс - есть смена целого ряда цивилизаций, существовавших в различное время в разных регионах Земли и одновременно существующих в наши дни. Россия была первой страной мира, которая заявила о своеобразии своей истории и о своем праве называться цивилизацией. Эту идею в 60-70-е гг. XIX в. развил и научно обосновал Н. Я. Данилевский. Опираясь на полученные ранее знания, студенты имеют возможность сопоставить историю нашей страны с историей других государств и народов, и найти общие и отличительные черты.
Славяне выделились в 3 группы: западные - поляки, чехи, словаки; восточные - русские, белорусы, украинцы; южные - болгары, сербы, хорваты, словенцы. В эпоху великого переселения народов славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. К 6 веку относится обособление восточных славян, на основе которого сложились впоследствии русский, белорусский и украинский народы. Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Приднепровья на юге. Славяне объединялись в общности, название которых получалось от названий местности (поляне, бужане), либо от названий легендарных прародителей (радимичи, вятичи). В "Повести временных лет" названы полтора десятка объединений восточных славян, то есть "племенных союзов", каждый из которых состоял из 120-150 племён, занимал территорию 40-60 км в поперечнике. Основное занятие - земледелие (рожь, пшеница, ячмень, просо, репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок и др.). На севере господствовала "подсечно-огневая" система, то есть вырубка, сжигание леса и удобрение будущей пашни этой же золой - на 2-3 года. На юге - "перелог", то есть простой переход от одного на другой участок в течение 2-3 лет. С земледельческим занятием тесно было связано скотоводство (свиньи, коровы, мелкий рогатый скот). Рабочим скотом на юге в основном были волы, а в лесной полосе - лошади. Из других занятий следует выделить рыболовство, охоту, бортничество (собирание грибов и ягод), имевшие большой удельный вес в северных регионах. Выращивались так же и технические культуры (лён, конопля). Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда, который надо было осуществлять в строго определённый срок - это мог выполнить только большой коллектив. Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов носили натуральный характер - и те и другие пытались обеспечить себя внутренними ресурсами и ещё не работали на рынок. Но полностью без рынка хозяйство прожить не могло - с появлением излишков стало возможным обменивать продукты на ремесленные товары. Как правило, город возникал на холме, у места слияния двух рек - так было удобнее защититься от врагов. Центральная часть города называлась кремлём. Там находились дворцы князей, дома богатых феодалов, позднее - храмы и монастыри. У основания городского треугольника выкапывали ров, заполняемый водой. К кремлю примыкали поселения ремесленников, называемые посадом, а отдельные районы, населённые ремесленниками определённой специальности, - слободами. Во главе общины стоял князь. Важнейшие вопросы решались на народных собраниях - "сходах". Языческая культура восточных славян была богатой и разнообразной. В её недрах накапливались первые знания о природе и человеке: астрономических, медицинских, биологических, технических, географических знаниях. Они поклонялись как обожествлённым силам природы: солнце - Ярило, ветер - Стрибог, гроза - Перун, так и более абстрактным понятиям: небесному огню - Сварогу, прародителям всего живого- Роду и Роде и многим другим богам. Культы отправлялись, как правило, под открытым небом, в святилищах, куда посторонние не допускались. Были у славян и человеческие жертвоприношения, правда, осуществлялся этот обряд только в крайних случаях, когда все другие способы воздействия на высшие силы были исчерпаны. Религия восточных славян несёт следы как общих для многих народов индоевропейской семьи верований и представлений об окружающем мире, так и специфически славянских, возникших во многом под влиянием окружающей среды. Особенно это проявилось в вере в таких существ, как лешие, водяные, русалки, кикиморы, домовые и т.п. К 9 веку процесс разложения у славян первобытнообщинного строя в основном завершился. Племенные княжения то разъединялись, то объединялись в зависимости от ситуации. Поступательное движение производительных сил, выразившееся в более активном использовании орудий труда из железа, распад родовой общины, рост городов, возникновение военной дружины - всё это привело к возникновению классов и государства.
Норманнская и антинорманнская теории. Образование первого восточнославянского государства - проблема не менее дискуссионная, чем проблема происхождения славян. Все споры идут в основном об интерпретации известного летописного сказания о призвании варягов, согласно которому ильменские славяне, жившие в Новгороде, устав от междоусобиц, призвали на княжение трёх братьев-варягов: Рюрика, Синеуса и Трувора, которые и "поделили" между собой землю (норманнская теория). От них и пошли династии русских князей. Реальным историческим лицом, очевидно, был только Рюрик, остальные братья - результат неправильно понятого летописцем, или его источником, выражения в шведском тексте. В практике раннего средневековья нередки случаи, когда престол занимали чужеземцы, не имевшие отношения к местной элите. И главные споры ведутся не о появлении варяжских князей на Руси, а о их роли в создании древнерусского государства. То есть, проблема намного шире, чем историческая достоверность легенды о призвании. Достаточно часто это предание трактовалось в духе культуртрегерства, который отказывал восточным славянам в способности создать государство самостоятельно, и только вмешательство более культурных представителей германских народов привело к образованию Киевской Руси (антинорманская теория). Нельзя не видеть в такой трактовке явный расистский подтекст. Вполне объяснимое неприятие этой гипотезы со стороны отечественных историков (а норманнская теория в её наиболее одиозном виде разрабатывалась в основном немецкими учёными) привело к другой крайности - полному отрицанию вообще какой-либо заметной роли скандинавов в ранней русской истории. Этот подход также не может считаться объективным и полностью взвешенным. Несомненно, государство не может возникнуть спонтанно, тем более, не может быть принесено "из-за моря". Не приходится говорить и о каком-либо культурном превосходстве варягов над восточными славянами в IX в. - уровень развития обоих народов был примерно одинаковым. Общественный строй многих славянских племён уже находился на стадии образования государства. Кроме того, есть все основания предполагать, что на территории Восточной Европы Киевская Русь отнюдь не была первым государственным образованием. Но это не даёт повода сомневаться в значительной роли варягов в формировании именно этого государства и их роли в истории восточных славян вообще. Археологические материалы дружинного могильника в Гнёздово под Смоленском позволяют говорить, что доминирующим элементом в княжеских дружинах были именно варяги, об этом же говорят и скандинавские имена первых князей и многих дружинников. Естественно, что образование государства является результатом длительных процессов внутри общества, который растягивается на несколько столетий, приход даже значительного числа иноземцев не может существенно изменить его темпы и направленность. Но несомненно, что варяги - князья и дружинники сыграли свою роль в образовании единого государства восточных славян - Киевской Руси. Произошло это в 882 году, когда новгородский князь Олег обманом захватил Киев и убил местных князей - Аскольда и Дира, мнения об этнической принадлежности которых расходятся: одни считают их варяжскими князьями, другие - последними представителями местной киевской княжеской династии, потомками полулегендарного Кия. Эта дата считается официальным началом истории Древнерусского государства. Спор между норманнской и антинорманнской теориями непринципиальный, так как государство образовалось бы в любом случае, скандинавы лишь могли только ускорить этот процесс.
Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ. Земля была в те времена главным богатством, основным средством производства. Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина. Владельцем вотчины был князь или боярин. В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю. Все свободное население Киевской Руси носило название "люди". Отсюда термин, означающий сбор дани, - "полюдье". Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась "смердами". Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах. Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли личную свободу. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг "купу" - часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категорий населения - закупы. Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг. Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы, называемые холопами или челядью, которые пополнялись и из числа пленников, и из числа разорившихся соплеменников. Рабовладельческий уклад, как и пережитки первобытного строя, имели довольно широкое распространение в Киевской Руси. Однако господствующей системой производственных отношений был феодализм. Историю Киевской Руси можно разделить на 3 этапа: 1. время первых киевских князей (9-й - середина 10-го века). 2. время Владимира 1-го и Ярослава Мудрого - эпоха расцвета Киевской державы (Вторая половина 10-го века - первая половина 11-го века). 3. переход к феодальной раздробленности (Вторая половина 11-го века - начало 12 века ). В 882 году Олег предпринял через Смоленск и Любеч поход на Киев, где в это время княжили Аскольд и Дир. Выдав себя за купцов, воины Олега с помощью обмана убили киевских князей и захватили город. Киев стал центром объединённого государства. В 911 году Олег с войском подошёл к стенам Константинополя. В результате этого похода был заключён договор с греками, составленный в 2х экземплярах - на русском и греческом языках. При Олеге в состав его державы в состав державы были включены и стали платить дань древляне, северяне, радимичи. После смерти Олега в Киеве стал княжить Игорь (912 - 945) - при нём договор с греками был продлён, но на менее выгодных условиях, а в 945 году произошло первое народное восстание. Жена Игоря жестоко отомстила потом древлянам за мужа. Она правила в 945-964 годах. При Ольге Киевское государство окрепло, она первой из русских правителей приняла христианство. В княжение Игоря и Ольги были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно древлян. Правление Святослава (964 - 972) оценивают по-разному: одни считают его авантюристом, другие - талантливым полководцем. Владимир 1 (980 - 1015). В 988 году он провёл вторую религиозную реформу. Принятие христианства явилось важным шагом в истории Киевской Руси. Главной причиной, приведшей Владимира к принятию столь смелого решения, как отказ от традиционной славянской веры, было изменение многих сторон жизни Руси с момента образования государства. В Крыму Владимир крестился сам и крестил своих бояр. Утверждение христианства шло медленно ввиду сопротивления населения. Принятие христианство укрепило государственную власть и территориальное единство Руси, расширило связи с другими христианскими странами, сыграло роль в развитии культуры. Ярослав Мудрый (1019 - 1054). При нём Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, в1037 году был возведён Софийский собор, сооружены Золотые ворота, велись работы по переводу книг на русский язык, обучению грамоте. Русь достигла широкого международного признания. С его семьёй стремились породниться крупнейшие дворы Европы. Переход к феодальной раздробленности. Сложность династический счётов, рост могущества каждого отдельного княжества, личные амбиции вели к княжеским усобицам. По инициативе Владимира Мономаха в 1097 году состоялся Любечский съезд князей, на котором был провозглашён принцип: "Каждо да держит отчину свою". Усобицы продолжались, и только внешний фактор: необходимость бороться с набегами кочевников удерживал ещё страну от распада. Владимир Мономаху (1113 -1125) удалось удержать под своей властью всю Русскую землю, несмотря на то, что признаки дробления усиливались, чему способствовало затишье в борьбе с половцами. Авторитет Руси усилился. С его именем стали связывать появление на Руси короны русских царей - шапки Мономаха. При нём была составлена начальная русская летопись "Повесть временных лет".
В 1097 г. в город Любеч съехались князья из разных земель Киевской Руси и провозгласили новый принцип отношений между собой: «Пусть каждый держит отчину свою». Его принятие означало, что князья отказались от лествичнои системы наследования княжеских престолов и перешли к наследованию престола от отца к старшему сыну в пределах отдельных земель. К середине XII в. политическое раздробление Древнерусского государства с центром в Киеве было уже свершившимся фактом. Считают, что внедрение принятого в Любече принципа было фактором распада Киевской Руси. Впрочем, не единственным и не самым главным. Политическая раздробленность была явлением неизбежным. На протяжении XI в. русские земли развивались: росло население, крепло хозяйство, усиливалось крупное княжеское и боярское землевладение, богатели города. Они все менее зависели от Киева и тяготились его опекой. Для поддержания порядка внутри своей «отчины» у князя было достаточно сил и власти. Местные бояре и города поддерживали своих князей в их стремлении к самостоятельности: они были ближе, теснее связаны с ними, лучше могли защитить их интересы. К внутренним причинам добавились внешние. Набеги половцев ослабляли южнорусские земли, население уходило из беспокойных земель на северо-восточные (Владимир, Суздаль) и юго-западные (Галич, Волынь) окраины. Киевские князья слабели в военном и экономическом смысле, падали их авторитет и влияние в решении общерусских дел. Негативные последствия политического дробления Руси сосредоточены в военно-стратегической области: ослабла обороноспособность перед лицом внешних угроз, усилились межкняжеские распри. Но у раздробленности были и положительные аспекты. Обособление земель способствовало их экономическому и культурному развитию. В конце XII в. сложилось 15 самостоятельных земель, по существу независимых государств. Крупнейшими были: на юго-западе — Галицко-Волынское княжество; на северо-востоке — Владимиро-Суздальское княжество; на северо-западе — Новгородская республика. Галицко-Волынское княжество (оформилось в 1199 г. в результате подчинения Галича волынским князьям) унаследовало политический строй Киевской Руси. Князья (крупнейшим был Даниил Романович, середина XIII в.) при решении важных вопросов должны были учитывать мнение боярско-дружинной знати и городских собраний (вече). Эта особенность отражала своеобразие социально-экономического развития Галицко-Волынской земли: здесь традиционно сильными были боярские вотчины и города. С середины XIII в. княжество слабело: внутренние смуты и постоянные войны с Венгрией, Польшей и Литвой привели к тому, что оно было включено в состав Великого княжества Литовского и Польши. Владимиро-Суздальское княжество обособилось от Киева при князе Юрии Долгоруком (1125—1157). Его массовое заселение происходило в XI—XII вв. Переселенцев из южных районов Руси привлекали относительная безопасность от набегов (край был покрыт непроходимыми лесами), плодородные земли русского ополья, судоходные реки, вдоль которых выросли десятки городов (Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров, Звенигород, Кострома, Москва, Нижний Новгород). Владимиро-суздальские князья были значительно свободнее в своих решениях и опирались не столько на бояр и города, сколько на лично преданных им княжеских слуг. Решающим в процессе возвышения княжеской власти было правление сына Юрия Долгорукого Андрея Боголюбского (1157—1174). При нем столица княжества была перенесена во Владимир, утвердилось новое титулование правителя — «царь и великий князь». Андрей Боголюбский вел активную внешнюю политику, боролся за влияние в Киеве и Новгороде, организуя против них общерусские походы. При его брате Всеволоде Большое Гнездо (1176—1212) княжество достигло расцвета, оборванного междоусобьем, начавшимся после его смерти, и вторжением монголо-татар в 1237—1238 гг. Иной тип государственного устройства сложился в Новгороде, который был 1 из древнейших русских городов и одним из самых богатых и влиятельных. Основой его процветания стало не сельское хозяйство (Новгород зависел от поставок хлеба из соседнего Владимиро-Суздальского княжества), а торговля и ремесло. Местное купечество было полноправным участником торговых операций на северо-западе Европы, торговало с немецкой Ганзой, Швецией, Данией, странами Востока сукнами, солью, янтарем, оружием, драгоценностями, мехами, воском. Сила и влияние были сосредоточены в руках новгородского вече. решающую роль играли влиятельные боярские и купеческие роды, а также духовенство. На вече выбирались должностные лица — посадник (правитель Новгорода), тысяцкие (руководители ополчения), воевода (поддержание правопорядка), епископ (позднее архиепископ, глава новгородской церкви), архимандрит (старейшина среди настоятелей новгородских монастырей). Вече решало вопрос о приглашении князя, который под присмотром совета господ и посадника выполнял функции военного руководителя. Такой порядок сложился после 1136 г., когда новгородцы изгнали из города князя Всеволода. Новгород, таким образом, был аристократической (боярской) республикой, хранителем вечевых традиций Древней Руси. |