Главная страница

История развития пейзажной живописи. История развития пейзажной живописи


Скачать 27.8 Kb.
НазваниеИстория развития пейзажной живописи
Дата04.04.2022
Размер27.8 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИстория развития пейзажной живописи.docx
ТипДокументы
#442461

История развития пейзажной живописи
Пейзаж является одним из самых популярных живописных жанров, главная особенность которого состоит в воспроизведении естественной или измененной человеком природы.

То есть пейзаж – это конкретное художественное произведение в живописи или графике, открывающее зрителю природу.

Часто «главным героем» такого произведения является естественный или выдуманный автором природный мотив. Однако стоит отметить, что изображение природы также может использоваться художниками и в других жанрах живописи, как некий фон, который помогает глубже раскрыть идею, смысл и характер живописного образа. Изображение природы фоновой частью также нередко можно найти в графических и скульптурных работах других

жанров. Но именно в пейзаже художник демонстрирует свое отношение к окружающей среде, изображая то или иное явление, форму природного окружения человека, через призму своего видения, наделяя эмоциональным и идейным содержанием. Для понимания пейзажа как жанра следует более подробно обратиться к пути его развития.

Все началось в эпоху далекого палеолита. Первые наброски пейзажа можно заметить в первобытных наскальных рисунках в виде контуров гор, деревьев и рек. Тогда были предприняты первые попытки изображения человеком окружающей его дикой природы. Возьмем в пример искусство Древнего Востока и Крита, где пейзажный мотив является довольно распространенной деталью настенных росписей. Так, в Среднем Египте были найдены скальные гробницы древнеегипетских правителей, живших в XXI - XX веках до нашей эры и именно там на одной из многочисленных фресок, покрывавших стены погребальных камер, было замечено изображение дикой кошки, охотящейся в густых зарослях. А в залах известного Кносского дворца на острове Крит была обнаружена роспись, которой исследователи дали название “Куропатки в скалах”.

Если говорить о становлении пейзажа в качестве самостоятельного жанра, то это произошло уже в VI веке в китайском искусстве. Живопись

средневекового Китая очень прозаично отображает окружающий мир. Работы, выполненные чаще всего тушью на шелке, воспевают одухотворенную и величественную природу, словно безграничную вселенную (Ил. 1). В пейзаж включались человеческие фигуры и символические мотивы (горная сосна, бамбук, дикая слива), которые олицетворяли возвышенные духовные качества.

Картины создавались в качестве монохромных одноцветных пейзажей, в сопровождении иероглифов. Именно китайское искусство оказало дальнейшее влияние на развитие данного жанра в странах Дальнего Востока – Японии, Кореи и Монголии.

В Европе же, пейзаж как отдельный жанр изобразительного искусства появился намного позже. В начале, в эпоху средневековья, жанр пейзажа был представлен на картинах лишь в виде необходимых декораций для батальных и религиозных сцен, а также портретов. В этот период можно увидеть неудавшиеся попытки перенесения пространства на полотно, искажение пропорций и масштаба композиции.

И лишь только в эпоху высокого Возрождения, когда интерес к пейзажной живописи все больше возрастал, художники отказались от привычного построения пространственных планов в виде кулис, нагромождения деталей, не совпадавших между собой в масштабе, и стали изучать законы линейной и воздушной перспективы, пришли к прорыву в истории пейзажа. Тогда же выделились новые подвиды пейзажа – архитектурный и морской пейзаж.

Но несмотря на столь явный прогресс, вплоть до XVI столетия художники включали в свои произведения пейзажные детали лишь в качестве фона для религиозной сцены, жанровой композиции или портрета. Ярчайшим примером тому является знаменитый портрет Мона Лизы, так и не оконченная картина знаменитого представителя эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (Ил. 2). Великий живописец с непревзойдённым мастерством передал в своей работе неразрывную связь человека и природы, гармонию и красоту. За спиной главной героини можно увидеть безграничные просторы нашего прекрасного мира: горные вершины, леса, моря и реки. Этот величественный ландшафт будто передает мысль художника о том, что личность человека так же многогранна и сложна, как мир природы. И постичь великие тайны окружающего мира люди не в силах, словно отвечая на немой вопрос, подтверждает загадочная улыбка на устах Джоконды.

Окончательно пейзажный жанр сформировался в XVII веке. И именно Голландия стала первооткрывателем пейзажа в том понимании, к которому мы сейчас привыкли. Начиная с XVII века, страна стала наращивать темп развития догоняя и обгоняя другие европейские государства, наращивая потенциал среднего класса. Представителями этого класса были людьми образованными, начитанными, они имели стремление к чему-то великому, важному и ценному и привычку украшать стены своих домов и квартир различными предметами живописи. В качестве пособий по изучению натуры художники обратились к разработкам Леонардо до Винчи, а позже формируются первые разновидности и направления этого жанра: лирический, героический, документальный пейзаж. Позже были установлены каноны так называемого идеалистического пейзажа или картины совершенного мира. Подобные работы напоминали театральные декорации с величественными деревьями или красивыми развалинами зданий взамен кулис по краям картины, бескрайними лугами и полями вместо сцены, и горными хребтами и ясным небом на горизонте. Отныне пейзаж представляется как цельная картина и становится важнейшим элементом художественных сюжетов.

Одним из главных голландских пейзажистов той эпохи можно по праву считать Питера Брейгеля Старшего. Образы природы действительно занимают важное место в его творчестве. В картинах, посвященных временам года, мастер проникновенно и чутко воспроизводит хмурые северные ландшафты, оживленные фигурами людей, каждый из которых занят своими повседневными делами. Также одним из главных представителей голландского пейзажного жанра является Ян ван Гойен. В его работах изображена голландская природа, пронизанная необыкновенным и узнаваемым национальным колоритом. Лирический и поэтический образ картин передают окружающий мир в различное время года и в часы суток. Но все же большинство этих пейзажей передает природу в мгновенья затишья, в тот момент, когда низкие облака медленно плывут над землей, а солнечные лучи легко пробиваясь сквозь них освещают ветви деревьев, туманные каналы и крыши зданий. Характерный колорит для большинства голландских пейзажей – оливково-охристый, светло-серебристый, или коричневатых оттенков, то есть приближенный к естественным цветам природы. Также в XVII веке в Голландии сформировалась и получила широкое распространение еще одна разновидность пейзажного жанра – марина. Где же еще морской пейзаж мог достичь такого невероятного успеха, как не в стране мореплавателей и рыбаков. В число лучших голландских художников-маринистов входят Виллем ван де Вельде, Симон де Влигер, Ян Порселлис, Якоб ван Рейсдал.

Реалистическая живопись художников Италии, Испании и Франции также сыграла важную роль в развитии жанра пейзажной живописи. Стоит отметить работы Диего Веласкеса, чьи пейзажи передавали тонкую наблюдательность великого испанского мастера. Его работы говорят о зарождении пленэрной живописи: художники отправились писать свои картины на открытый воздух, оставив мастерские, чтобы лучше узнать и изучить натуру.

В XVII веке принципы создания идеального пейзажа образовались в искусстве классицизма. В этот период художники видели природу как мир, который подчиняется законам разума. Например, Никола Пуссен, французский живописец, работавший в Италии, стал создателем героического пейзажа. Его полотна передают грандиозность мироздания, главными героями их являлись мифологические персонажи, воспитывающие в зрителе возвышенные чувства.

Художник, верил в то, что конечная цель всего искусства — воспитание человека, а также считал главной ценностью порядок и рациональное устройство мира. Он четко строил пространственные планы, его работы отличались продуманной уравновешенной композицией. Публика в картинах Пуссена не являлась их участником. Зрители могли лишь быть в роли созерцателя, наслаждаясь изображением и совершенствуя свой разум.

Совершенно иначе выглядит природа в работах мастеров барокко.

Живопись барокко – это динамизм, «плоскость» и пышность форм, для нее особенно характерные черты – броская цветистость и динамичность.

Стремление передать динамику окружающего мира и бурную жизнь стихий кардинально отличало живописцев периода барокко от классицистов.


написать администратору сайта