Главная страница
Навигация по странице:

  • «Средняя общеобразовательная школа с. Бердюжье»

  • С. Бердюжье, 2014 год Содержание

  • Аннотация Данная работа предполагает следующую цель

  • Словесный

  • Цель исследования: Познакомиться с истоками русской культуры, почувствовать свою принадлежность к традиционной культуре на примере Русской избы.Задачи

  • Предмет исследования: История русской деревянной избы.Гипотеза

  • Основная часть Теоретическая глава

  • Русская изба – особый мир Музейный урок

  • Материалы для учащихся

  • Творческое задание

  • 3. Постановка цели урока перед учащимися

  • 4. Организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний

  • . Домашнее задание к следующему уроку

  • итоговая по изо. урок проект. История русской деревянной избы


    Скачать 218.17 Kb.
    НазваниеИстория русской деревянной избы
    Анкоритоговая по изо
    Дата24.02.2021
    Размер218.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаурок проект.docx
    ТипПлан работы
    #179050

    Муниципальное автономное образовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа с. Бердюжье»




    Исследовательский проект

    «История русской деревянной избы»

    Выполнил: Няшин Иван

    Руководитель: Верещагина Л.Н.

    С. Бердюжье, 2014 год

    Содержание:

    I. Аннотация.______________________________________________ стр.3

    II. План работы ____________________________________________ стр.4

    III. Введение_________________________________________________стр.5

    Основная часть

    IY. Теоретическая глава

    2.1. История жилища________________________________________стр.6

    2.2. Строительство русской избы______________________________стр.7-10

    Y. Практическая глава

    3.1. Создание фотогалереи русского деревянного зодчества. (В приложении)

    3.2. Изготовление макета русской избы _________________________ стр.11

    YI.Заключение______________________________________________стр.11

    YII. Список литературы________________________________________стр.12

    YIII.Приложение___________________________________________стр.13-15

    Аннотация

    Данная работа предполагает следующую цель: Познакомиться с истоками русской культуры, почувствовать свою принадлежность к традиционной культуре на примере Русской избы.

    Для решения поставленной цели в работе использованы следующие методы и приёмы:

    Словесный: поиск и обработка необходимой информации из литературных источников и интернета;

    Поисковый: поиск на улицах села Бердюжья сохранившихся деревянных домов и вновь построенных современных, созданных в традициях русского деревянного зодчества; посещение туристических маршрутов, рассказывающих о культуре русского народа.

    Практический: разработка пошаговой инструкции для создания макета русской избы и создание собственного макета

    Данная работа содержит в себе две основные стороны исследования: теоретическую и практическую. Первая сторона исследовательской работы заключается в изучении теоретического материала по вопросу исследования, то есть когда возникло русское деревянное зодчество, какие правила соблюдались при строительстве, как народная мудрость проявилась в правилах строительства русской избы.

    Вторую сторону работы представляет практическая часть данного исследования. Изучалось применение опыта предков в XXI веке: применение русского деревянного зодчества в строительстве современных жилых домов, посещение туристических маршрутов, воссоздающих быт русской деревни XIX века. С использованием полученных знаний был создан макет русской избы. Разработана пошаговая инструкция, по которой все желающие могут создать собственный макет русской избы.

    План работы:

    1. Найти, изучить и систематизировать информацию о русском деревянном зодчестве.

    2. Найти на улицах села Бердюжья жилые строения, сохранившиеся с XX века и современные строения, созданные в традициях русского деревянного зодчества.

    3. Посетить туристические маршруты родного края, знакомящие с истоками русской культуры.

    4. Поработать над созданием собственного макета русской избы.

    5. Разработать инструкцию для создания макета русской избы.


    Введение

    За последние два года особенно популярными стали туристические маршруты, рассказывающие об истории родного края, мне удалось побывать на экскурсиях в Ялуторовском остроге и в туристическом комплексе «Абалак». Ялуторовский острог представляет собой слободу с острогом, выполненную в натуральную величину, а абалакский туристический комплекс – это воплощённая в жизнь сказка, выполненная из дерева. Впечатление осталось настолько яркое, что захотелось узнать, а как же развивалось на Руси деревянное зодчество и какие его традиции нашли своё воплощение в современной жизни.

    Актуальность:

    Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что в последние годы происходит переосмысление всего исторического наследия, рост национального самосознания и восстановление исторической и культурной памяти. Создаются новые ценности, на фоне еще сохранившихся старых. Знание истоков отечественной культуры, нравов, обычаев своего народа необходимо для того, чтобы понять и объяснить многие моменты истории страны, чтобы пробудить интерес к бытовой истории, натолкнуть на размышления о нитях, связывающих прошлое и настоящее. Посмотреть на себя как на прямых потомков и наследников крестьянской России.

    Цель исследования:

    Познакомиться с истоками русской культуры, почувствовать свою принадлежность к традиционной культуре на примере Русской избы.

    Задачи:

    1. Изучить научную литературу в аспекте исследования;

    2. Выявить традиции строительства русской избы;

    3. Установить, какие традиции деревянного зодчества сохранились в современном строительстве;

    4. Выполнить макет русской избы, используя полученные при исследовании знания.


    Предмет исследования:

    История русской деревянной избы.


    Гипотеза:

    В устроении русской деревянной избы проявилась мудрость и богатый опыт русского народа, который нашёл своё продолжение в современном строительстве жилых домов.

    Основная часть

    Теоретическая глава

    1.1. Деревянная изба издавна была самым распространенным жилищем русского крестьянина. Несмотря на то, что в настоящее время остались лишь избы не старше XIX века, они сохранили все традиции строительства и обустройства. По конструкции изба представляет собой квадратный или прямоугольный сруб. Стены состоят из горизонтальных бревенчатых венцов – рядов, связанных по углам врубками. Русская изба проста и лаконична, а живописная симметрия построек несет в себе настоящий русский уют и гостеприимство. Деревянные здания сохранили свою актуальность и сегодня. Многие отдают предпочтение бревенчатым жилищам благодаря свежести и экологической чистоте этих построек. Бревенчатые (рубленые) дома представляют собой конструкцию, в которой стены собирают из окорённых бревен (круглого леса). Рубленые дома изготавливают из круглого леса хвойных и лиственных пород. Для возведения наружных стен используют брёвна диаметром от 22 до 30 см. Их укладывают горизонтальными рядами и соединяют в углах врубками. Систему стен из брёвен, связанных между собой, называют срубом. Каждый ряд брёвен в срубе является венцом. Венцы соединяют между собой в паз и гребень. Паз служит для более плотного примыкания бревен друг к другу по высоте, что уменьшает воздухопроницаемость стен. Чтобы не затекала дождевая и талая вода, паз выбирают в нижней части бревна. Для устранения воздухопроницаемости и более плотного прилегания бревен друг к другу по высоте в пазах прокладывают паклю или сухой мох. На сегодняшний день, практически у всех, изба ассоциируется со словом «деревня». И это правильно. Так как раньше постройки, возводимые в селе, деревне, слободе и т. д. назывались избами, а жилища такого же типа, построенные в городе, величались «домами».

    Слово "изба" (а также его синонимы "ызба","истьба", "изъба", "истобка", "истопка") употребляется в русских летописях, начиная с самых древнейших времен. Очевидна связь этого термина с глаголами "топить", "истопить". В самом деле, он всегда обозначает отапливаемое строение (в отличие, например, от клети). Кроме того, у всех трех восточнославянских народов - белорусов, украинцев, русских - сохранялся термин "истопка" и обозначал опять-таки отапливаемое строение, будь то кладовая для зимнего хранения овощей (Белоруссия, Псковщина, Северная Украина) или жилая изба крохотных размеров (Новогородская, Вологодская области), но непременно с печью. Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно не только решить чисто практическую задачу - обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью покоем. Такое жилище можно соорудить, по мнению крестьян, лишь следуя традициям предков, отступления от заветов отцов могли быть минимальными.

    2.1. При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места. Место они выбирали поближе к воде и лесу, чтобы удобно было для земледелия, охоты и рыбной ловли. Оно должно быть высоким, светлым, сухим. Чтобы проверить сухое ли место, клали пряжу, накрывали её сковородкой, потом проверяли, если пряжа не мокрая, то место сухое. А Сельверст в 17 веке в своей книге “Лечебник” писал: “… Если хочешь испытать, где избу ставить или иные хоромы, возьми кору старую дубовую и ту кору тою же стороною, которая к дубу лежала, положи на то место, где хочешь ставить избу, и не двигай её. И полежит та кора три дня, и на четвёртый день подымешь и посмотри под корою, и если найдёшь под нею паука или муравья, и ты тут не ставь избы или иных хоромов: то место лихо. А когда найдешь под тою корою мурашку чёрную, или каких червяков найдёшь, и ты тут избу ставь или какие другие хоромы, какие хочешь: добро то место”. Неудачным для строительства считалось место, где раньше проходила дорога, была баня, стояло кривое дерево. Доброе место определяли ещё так: пускали домашнее животное, где оно ляжет, там хорошее место. Выбрав место, его огораживали и распахивали. Где будет, дом сажали берёзку, а в Сибири – кедр. Мне было интересно, зачем это делали. И вот что я узнал. Оказывается, в каждой избе обитало светлое дружелюбное существо – Домовой. Сажая дерево, его переселяли в новый дом.

    Особые требования предъявлялись и к строительному материалу. Наши предки считали, что надо рубить деревья зимой в полнолуние потому, что если их срубить раньше, то брёвна будут отсыревать, а позже – трескаться, а ещё, мне кажется, наши предки были добрыми, ведь они считали, что деревья зимой мёртвые, значит им не больно. Деревья рубили топором, так как считали, что он закрывает края дерева, и оно не гниёт. Предпочитали рубить избы из сосны, ели, лиственницы. Эти деревья с длинными ровными стволами хорошо ложились в сруб, плотно примыкая друг к другу, хорошо удерживали внутреннее тепло, долго не гнили. Однако выбор деревьев в лесу регламентировался множеством правил, нарушение которых могло привести к превращению построенного дома из дома для людей в дом против людей, приносящий несчастья. Так, для сруба нельзя было брать "священные" деревья - они могут принести в дом смерть. Запрет распространялся на все старые деревья. По поверью, они должны умереть в лесу своей смертью. Нельзя было использовать сухие деревья, считавшиеся мертвыми, - от них у домашних будет "сухотка". Большое несчастье случится, если в сруб попадет "буйное" дерево, то есть дерево, выросшее на перекрестке дорог или на месте бывший лесных дорог. Такое дерево может разрушить сруб и задавить хозяев дома. Считалось, что если не соблюдать эти правила, то дом будет приносить несчастья.

    Возведение дома сопровождалось множеством обрядов. Начало строительства отмечалось обрядом жертвоприношения курицы, барана, коня или быка. Он проводился во время укладки первого венца избы. Под бревна первого венца, подушку окна, матицу укладывали деньги, шерсть, зерно - символы богатства и семейного тепла, ладан - символ святости дома. Окончание строительства отмечалось богатым угощением всех участвовавших в работе. Славяне, как и другие народы, "разворачивали" строящееся здание из тела существа, принесенного в жертву Богам. По мнению древних, без такого "образца" бревна ни за что не могли сложиться в упорядоченную конструкцию. "Строительная жертва" как бы передавала избе свою форму, помогала создать из первобытного хаоса нечто разумно организованное. Археологами раскопана и подробно исследована не одна тысяча славянских жилищ: в основании некоторых из них найдены черепа именно этих животных. Особенно часто находят конские черепа. Так что "коньки" на крышах русских изб отнюдь не "для красоты". В старину к задней части конька прикрепляли еще и хвост из мочала, после чего изба уже совершенно уподоблялась коню. Собственно дом представлялся "телом", четыре угла - четырьмя "ногами". Другим излюбленным жертвенным животным при закладке дома был петух (курица). Достаточно вспомнить "петушков" как украшение крыш, а также повсеместно распространенное убеждение, что нечисть должна исчезнуть при крике петуха. Клали в основание избы и череп быка. И все-таки древняя вера, что дом строится "на чью-нибудь голову", бытовала неискоренимо. По этой причине старались оставить хоть что-нибудь, хоть краешек крыши, незавершенным, обманывая судьбу. При закладке дома ещё важно было определить, где будет красный угол, самая важная точка дома, под него закладывали монеты, ячменные зёрна, чтобы не переводились ни деньги, ни хлеб.

    Дом строили, когда кончались все сельскохозяйственные работы. Строили быстро, за неделю, помогала вся деревня. За работу не платили, но кормили, нельзя было потом отказывать в помощи, когда строился кто-то другой. Строительство бревенчатого дома начинается с рубки сруба избы, его жилой части. Квадратный или прямоугольный в плане сруб — основа любой крестьянской постройки. Заготовленные для строительства бревна определяли его размеры и пропорции. Закладка первого так называемого окладного венца уже могла дать представление о будущем строении. Для самого простого сруба избы-четырехстенки окладной венец обычно вязали из четырех самых толстых смолистых бревен сосны, соединенных по углам. При строительстве избы-пятистенки окладной венец состоял из пяти бревен. При рубке сруба одновременно возводились наружные стены и внутренняя капитальная стена. Пятистенка по размерам была примерно в два раза больше четырехстенки. 


    Торцы каждого бревна старые плотники обрубали топором так аккуратно, что и пилой иному мастеру не всегда удавалось получишь такой чистый поперечный срез. В старину плотники не пользовались пилой потому, что изба с обрубленными торцами была намного прочнее, чем с отпиленными. Beдь перерубленные топором волокна древесины сминались и закрывали доступ влаги внутрь бревна. Брёвна плотно клали одно на другое. В брёвнах на нижней стороне делали углубление, чтобы оно плотнее ложилось на нижнее. 
    Первоначально (до XIII века) изба представляла собой бревенчатое строение, частично (до трети) уходящее в землю. То есть выкапывалось углубление и над ним достраивалась в 3-4 ряда толстых бревен сама изба, которая таким образом представляла собой полуземлянку. Двери изначально не было, ее заменяло небольшое входное отверстие, примерно 0,9 метра на 1 метр, прикрываемое парой бревенчатых половинок связанных вместе и пологом. Иногда сруб возводили непосредственно на месте будущего дома, иногда же его сперва собирали на стороне - в лесу, а затем, разобрав, перевозили на место строительства и складывали уже "начисто". Ученым рассказали об этом зарубки-"номера", по порядку нанесенные на бревна, начиная с нижнего. Строители заботились о том, чтобы не перепутать их при перевозке: бревенчатый дом требовал тщательной подгонки венцов. Чтобы бревна плотней прилегали друг к другу, в одном из них делали продольное углубление, куда и входил выпуклый бок другого. Древние мастера делали углубление в нижнем бревне и следили, чтобы бревна оказывались кверху той стороной, которая у живого дерева смотрела на север. С этой стороны годовые слои плотнее и мельче. А пазы между бревнами конопатили болотным мхом, имеющим, между прочим, свойство убивать бактерии, и нередко промазывали глиной. А вот обычай обшивать сруб тесом для России исторически сравнительно нов. Впервые он запечатлен на миниатюрах рукописи XVI века. Обыкновенная крыша русских домов была деревянная, тесовая, гонтовая или из драни. В XVI и XVII веках было в обычае покрывать сверху кровлю березовою корою от сырости; это придавало ей пестроту; а иногда на кровле клали землю и дерн в предохранение от пожара. Крышу делали покатой с двух сторон. Богатые крестьяне покрывали ее тоненькими дощечками из осины, которые скрепляли одну с другой. Бедняки же крыли свои дома соломой. Солому на крышу складывали рядами, начиная снизу. Каждый ряд привязывали к основе кровли лыком. Затем солому «счесывали» граблями и поливали жидкой глиной для прочности. Верх кровли прижимали тяжелым бревном, передний конец которого имел форму конской головы. Отсюда и пошло название конёк. Форма крыш была скатная на две стороны с фронтонами на других двух сторонах. Иногда все отделы дома, то есть подклеть, средний ярус и чердак, находились под одним скатом, но чаще чердак, а у других и средние этажи имели свои особые крыши. У богатых особ были кровли затейливой формы, например, бочечная в виде бочек, япанечная в виде плаща. По окраине кровля окаймлялась прорезными гребнями, рубцами, полицами, или перилами с точеными балясами. Иногда же по всей окраине делались теремки - углубления с полукруглыми или сердцеобразными линиями. Такие углубления преимущественно делались на теремах или чердаках и были иногда так малы и часты, что составляли кайму кровли, а иногда так велики, что на каждой стороне было их только по паре или по три, и в середине их вставлялись окна. В избах имеются окна. Правда они еще весьма далеки от современных, с переплетами, форточками и ясными стеклами. Оконное стекло появилось на Руси в X-XI веках, но даже и позже было очень дорого и использовалось большей частью в княжеских дворцах и церквах. В простых избах устраивали так называемые волоковые (от "волочить" в смысле раздвигать-задвигать) окошечки для пропуска дыма. Два смежных бревна прорубались до середины, а в отверстие вставлялись прямоугольная рама с деревянной задвижкой, ходившей горизонтально. В такое окошечко можно было выглянуть - но и только. Их так и называли - "просветцами"... По надобности на них натягивали кожу; вообще эти отверстия в избах бедных были малы, для сохранения теплоты, и когда их закрывали, то в избе среди дня было почти темно. В зажиточных домах окна делались большие и малые; первые назывались красными, последние были по фигуре своей  продолговатые и  узкие.

    Почти весь фасад крестьянского дома украшали резьбой. Резьбу делали на ставнях, наличниках окон, которые появились в XVII в., опушках навесов крыльца. Считалось, что изображения животных, птиц, орнамент охраняют жилье от нечистой силы. Если мы войдем в крестьянскую избу, то обязательно споткнемся. Почему? Оказывается, навешенная на кованых петлях дверь была с низкой притолокой наверху и высоким порогом внизу. Об него–то и спотыкался входящий. Тепло берегли и старались таким путем его не выпустить наружу.

    Шли столетия, а опыт построения крестьянской избы с ее домашней нехитрой утварью передавался из поколения в поколение, не меняясь. Новое поколение приобретало лишь больше опыта и сноровки в изготовлении изделий и постройке домов.

    Практическая глава.

    2.1. В процессе наблюдений и экскурсий была создана фотогалерея деревянного зодчества родного края. Фотографии представлены на слайдах.

    (приложение 1, 2, 3, 4)

    2.2. Выполнение макета русской избы (приложение 5)

    Для выполнения макета русской избы потребуется белая бумага, ножницы, клей, карандаш для скручивания трубочек (брёвен).

    Шаг 1. Из скрученных и склеенных трубочек складываем сруб – здание, состоящее из четырёх стен с выпусками - концами брёвен, выступающих из сруба.

    Шаг 2. Вырезаем крышу, окна, ставни, приклеиваем их к срубу.

    Шаг 3 . Украшаем избу ажурными причелинами, полотенцами и охлупенью.

    Макет русской избы готов.

    Заключение.

    Таким образом, в результате работы можно сделать следующий вывод:

    Эта работа дала нам возможность соприкоснуться с историей нашего края, узнать русские национальные традиции деревянного зодчества, убедиться в том, что в строительстве русской избы народ использует свои многолетний опыт, и неслучайно в последние годы деревянное зодчество обретает новую жизнь. Для русского человека дом – это не просто жилая постройка, это и родина, и семья, поэтому строительству дома и его обустройству наши предки всегда уделяли большое внимание. Изучение темы «История русской деревянной избы» даёт нам возможность понять, что прелесть русской крестьянской избы состоит в ощущении теплоты рук человеческих, любви человека к своему дому, которое передается нам из поколения в поколение. 

    В ходе работы над проектом я узнал много интересного о прошлом и настоящем своей страны, о традициях строительства русской избы, и, наконец, сам выполнил макет русской избы

    Литература

    • Забелин И.Е. Черты самобытности в древнерусском зодчестве. М., 1900

    • Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л., 1986

    • Терещенко А. Быт русского народа. М., 1997.

    • http://images.yandex.ru/

    • www.fondcultura.ru/htmls/method/

    • izba.dopinfo.com  

    • ru.wikipedia.org/wiki/Изба

    • rus-izba.narod.ru/vvedenie.htm



    Приложения

    Приложение 1. Абалак.

       


       


    Приложение 2. Ялуторовский острог.

       

       
    Приложение 3. Бердюжье.

       

    Приложение 4. Изучение материалов.

       

         

    Приложение 5. Практическая работа.

       

    1. 2. 3.

         4. 5. 6. 7. 

    МБОУ «Беленихинская средняя общеобразовательная школа

    имени А. С. Касатонова»

    Прохоровского района

    Белгородской области

    Учитель изобразительного искусства

    Нечетова Елена Николаевна

    Русская изба – особый мир

    Музейный урок

    Учебный предмет «Изобразительное искусство»

    Программа Б. Неменского «Изобразительное искусство и

    художественный труд»

    5 класс

    Тема года: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

    Тема четверти: Древние корни народного искусства

    Тема урока: Русская изба – особый мир

    Тип урока: урок усвоения новых знаний

    Вид урока: музейный урок

    Цели урока:

    • образовательная:

    на примере внутреннего устройства русской избы показать единство

    пользы и красоты, обобщить понятия об элементах орнамента, его

    видах;

    • воспитательная: создать условия для воспитания эстетических чувств;

    • развивающая: способствовать формированию интереса к традиционному народному творчеству;

    Материалы для учащихся: пластилин и стеки, салфетки, вода.

    Зрительный ряд:сопровождение к уроку, выполненное в программе Power Point «Русская изба – особый мир»; подборка книг на тему «Народное искусство в жизни человека», музейные экспонаты.

    Творческое задание: лепка из пластилина предметов крестьянского

    быта (глиняная посуда) и украшение их орнаментом с включением древних образов.

    Ход урока


    1.Организационный момент. Организация рабочего места.


    2. Проверка домашнего задания

    Актуализация знаний по теме «Деревня – деревянный мир»:

    ответы на вопросы (устно, фронтально):
    1.Изба по-другому? (дом, хата)

    2.Узорная доска, прикрывающая края крыши? (причелина)

    3. Чем прикрывают стык причелин? (полотенце)

    4.Как раньше называли лоб? (чело)

    5. Чело дома? (лобовая доска)


    3. Постановка цели урока перед учащимися

    Учитель. Ребята, сегодня наш урок будет проходить в школьном этнографическом музее.

    В прошлом году мы познакомились с тем, как выглядела изба снаружи и сегодня вы продемонстрировали свои знания о том, как выглядели и назывались элементы декора русской избы.

    Как вы думаете, с какой целью мы пришли сюда?

    Учащиеся. Теперь мы зашли внутрь «избы». Здесь расположено все примерно в том порядке, как во всех домах нашей местности. Мы думаем, что сегодня мы познакомимся с устройством избы внутри.

    Учитель. Вы правы. Подумайте над тем, как может звучать тема нашего урока.

    Учащиеся. В музее, как нигде лучше, мы можем не только побеседовать на эту тему, но и рассмотреть все, что здесь находится, мы предлагаем обозначить тему урока «Внутренний мир русской избы.

    4. Организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний

    Учитель. Кто знает, как называли дом наши бабушки и дедушки?

    Учащиеся. Хата. Слово «изба» в нашей местности почти не употреблялось. Это слово произносили люди северной Руси, где были леса и крестьянские избы рубили из дерева, ели и сосны.

    У нас, в основном, строили хаты-мазанки, где главным строительным материалом служил мел или глина. Вот и здесь стены оштукатурены глиной и побелены мелом.

    Учитель.Открывая первую дверь с улицы, жильцы дома попадали в сени. В них (сенях) хранилась некоторая домашняя утварь (рассматриваем). Из сеней была дверь в горницу, ее у нас тоже чаще называли «хатой». В любой горнице обязательно были печь, красный или святой угол с иконами, стол, кровать и т.д. (рассматриваем).

    Обратите внимание, на стене висят изображения языческих богов и православные иконы. Что вы об этом знаете?

    Учащиеся. (Очень коротко о крещении Руси).

    Учитель. Особое внимание прошу вас обратить на посуду. Материалы, из которых она изготовлена – дерево, глина. Рассмотрим их форму, цвет, украшения.

    Давайте представим себя мастерами, изготавливающими глиняную посуду. Как их называли?

    Учащиеся.Гончары.

    У нас в Белгородской области тоже есть гончары. Это Борисовский промысел керамических изделий. Характерная особенность – коричневый цвет, своеобразная форма. (Рассматривают образцы посуды)

    Учитель.А у нас в Беленихино есть гончары?

    Учащиеся. Сейчас нет, но в старину может и были.

    Учитель. Да, действительно, сейчас нет у нас таких мастеров, а вот, были ли они в наших краях в старину, мы можем узнать самостоятельно. И я предлагаю вам взять эту тему для исследования.

    Учащиеся. Мы обратили внимание на то, что у нас на столах лежит пластилин, и нам хотелось бы попробовать себя в роли мастеров, изготавливающих посуду.

    5.Постановка творческой задачи

    Учитель. Вместо глины у вас пластилин. Согрев его в руках, мы можем придать ему форму посуды, которой пользовались в далеком прошлом. Посуду нужно украсить орнаментом, который в древности был не только украшением, но и способом передачи информации. Орнамент может быть выпуклым и процарапанным – рельефным. Вы знаете, что традиционные образы народного прикладного искусства – солярные знаки. Конь, птица, мать-земля, дерево жизни.

    6.Творческая самостоятельная работа

    Лепка по выбору плошек, крынок, мисок…

    7. Обобщение полученных на уроке знаний и введение их в систему ранее усвоенных

    Учитель.Прежде чем «Мастера - гончары» представят свои работы, давайте выстроим путь нашего заочного путешествия.

    Учащиеся. Мы шли по улице деревни, в которой жили наши предки. Любовались избами, построенными из дерева. Рассматривали декор: резные ставни, причелины, полотенца. Затем мы вошли внутрь хаты, так назывались и называются дома в нашей местности. Здесь мы увидели домашнюю утварь, предметы труда и быта, рассмотрели иконы. Нам понравилось быть гончарами. Мы постараемся узнать о том, были ли гончары в Прохоровском районе.


    8.Выставка – презентация

    Каждый демонстрирует свое «гончарное изделие», описывая его особенности


    9. Подведение итогов урока, рефлексия

    Учитель.Дети, я предлагаю вам всем, кто хочет оставить свою посуду здесь в музее, поставить на полочку, после того, как каждый из вас продолжит предложение:

    «Сегодня я узнал…» ( 1 ряд),

    «Сегодня я научился…» (2 ряд),

    «Меня удивило…» (3 ряд), «Дома я расскажу о…» (4 ряд).

    (Не повторять уже сказанное).


    10. Домашнее задание к следующему уроку

    Собрать дополнительную информацию о русских прялках. Узнать о том, были ли гончары в Прохоровском районе.

    Список использованных источников

    1. Горяева, Н. А. Изобразительное искусство. Декоративно - прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / Н. А. Горяева. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с.

    2. Гусева, О. М. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 5 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 144 с.

    3. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений.1 – 9 классы. 6 издание/Б. М. Неменский. – М.: Просвещение,2010. – 142 с.

    4


    написать администратору сайта