Главная страница
Навигация по странице:

  • СЮЗЕРЕНИТЕТ

  • Создание Саудии. История Саудии до независимости


    Скачать 22.22 Kb.
    НазваниеИстория Саудии до независимости
    Дата11.11.2018
    Размер22.22 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСоздание Саудии.docx
    ТипДокументы
    #56128

    Ныне королевство Саудовская Аравия известно всем. Родина ислама, благодаря самым большим в мире запасам нефти и нахождению на своей территории великих святынь исламского мира — городов Мекка и Медина, благодаря своей активной внешней политике играет большую и заметную роль в делах Ближнего Востока и всего мира. Но так было не всегда.

    Саудовская Аравия государство относительно молодое, оно стало ровесником XX века, переживая все перипетии этого бурного и трудного столетия. К концу века страна неузнаваемо преобразилась, совершив не только количественный, но и качественный рывок в своём развитии, сумев за несколько десятилетий преодолеть тот путь, который многие другие страны мира проходили столетиями.

    История Саудии до независимости

    В начале XX века Аравия находилась под властью турок. Могущественная, хотя и порядком одряхлевшая Османская империя продолжала управлять огромными землями в арабской части мира. Лишь Египет смог вырваться из жёстких объятий турок, однако попал в железные клещи Британской империи, точно так же, как арабы Магриба (современного Алжира, Туниса и Марокко) были покорены более сильной Францией.

    Необходимо отметить, что в Хиджазе, на западном побережье Аравийского полуострова, где находились священные города Мекка и Медина, власть хотя и находилась в руках турецкого губернатора и турецкого судьи, но для местных жителей-арабов более значимой оставалась власть шерифа — правителя священных городов, происходившего из рода пророка Мухаммеда.

    В то же время, в бескрайних пустынях Аравии различные кочевые племена арабов продолжали жить, как и века назад, не считаясь с властью турок. Племенные вожди сами боролись за влияние на соседние племена, за обладание территориями кочевий, пастбищ и колодцев. Самые сильные из них стремились ослабить свою зависимость от турок. Наибольших успехов в этом отношении достиг правитель расположенного на восточном побережье полуострова Кувейта эмир Мубарак из династии Ааль Сабах. Он смог установить тесные связи с английскими властями в Индии, крайне заинтересованными в том, чтобы сохранить свой абсолютный контроль над всеми путями, ведущими к главному «сокровищу Британской империи» — Индии.
    Династия Ааль Сауд получила широкую известность в мире в начале 18 века, когда эмир Мухаммед ас-Сауд основал в центре Аравийского полуострова в Неджде своё государство — государство Саудидов.

    Важной чертой этого первого государства стало то, что оно обладало собственной идеологией. Со времени пророка Мухаммеда все арабы исповедовали ислам, однако, за протекшие века незаметно ушла былая строгость в исполнении обрядов, в соблюдении запретов и обязанностей мусульман. В первой половине XVIII в. на территории Аравийского полуострова действовал мусульманский проповедник Мухаммад ибн Абдул-Ваххаб. Заручившись поддержкой эмира Айяны Усмана ибн Хаммада, он со своими сторонниками приступил к уничтожению различных «святых» мест. Это привело к тому, что власти выслали Ибн Абдул-Ваххаба из Аяйны, и в 1744 году он обосновался в Эд-Диръии. Целостную и последовательную программу такого течения в исламе выдвинул Мухаммед ибн Абдель Ваххаб, провозгласивший необходимость возвращения к первоначальным истокам ислама, к его первичной чистоте, завещанной пророком. Проповеди Абдель Ваххаба впоследствии стали использоваться в качестве призывов к борьбе против османского господства и единству арабов на основе первоначального ислама, они встретили поддержку среди некоторых племён центральной Аравии, и прежде всего у эмира Мухаммеда ибн Сауда. Именно это соединение объективной потребности арабов к единству и воспринятого многими с энтузиазмом ваххабизма — возвращения к первоначальным принципам ислама придали особую силу движению Саудидов.

    Установив близкие отношения с местным эмиром Мухаммадом ибн ас-Саудом он со своими последователями стал совершать походы на близлежащие оазисы. Проповеди Ибн Абд аль-Ваххаба послужили идеологической базой для арабского движения против власти Османской империи
    В 1765 г. Мухаммад ибн Сауд умер и его место занял Абдул-Азиз. Будучи не только наследником престола, но и имамом мусульман-ваххабитов, Абдул-Азиз сумел превратить Дерийский эмират в сильное государство. Захватив в 1773 году эр-Рияд, Саудиты подчинили себе весь центральный Неджд[1].

    Ко времени смерти Мухаммада ибн Абдул-Ваххаба в 1792 году Дерийский эмират распространил своё влияние и на Восточную Аравию. На захваченных территориях ваххабиты громили различные святыни, которые почитались населением, в том числе и шиитские. К этому периоду относится и противостояние дирийцев с мекканскими шарифами в Западной Аравии[1].

    Опасаясь развития успехов Саудитов, османские власти отправили против них военные силы. Однако, потерпевшие неудачу османские войска вынуждены были отступить. Воспользовавшись тем, что Османская империя настолько ослабла, что не могла контролировать положение в своих провинциях дирийцы вторглись в Ирак и, в 1802 году, разгромили шиитские святыни в Кербеле. В следующем году саудиты взяли Мекку, однако взять Джидду и Медину им не удалось. В том же году дерийский эмир Абдул-Азиз погиб в результате заговора и его место занял его сын Сауд, который в 1805 году захватил Медину и почти весь Хиджаз[1].

    С 1805 по 1810 годы саудиты продолжали вторжения в Ирак и Сирию. Но к 1811 году против них выступил Мухаммад Али, египетский вассал османского султана Махмуда II. Армия Мухаммада Али, во главе с Тусуном, в 1813 году отбила у дерийцев Хиджаз.

    !!!! Экономическая угроза и непризнание власти османов над арабами.

    Начавшееся в Омане восстание заставило ваххабитов отступить из этого региона[1].

    В 1814 году умер Сауд. Его сменил его сын Абдуллах ибн Сауд. К этому моменту саудиты потеряли контроль над Хиджазом, Оманом, Бахрейном и частью Тихамы. Неся одно поражение за другим к 1817 году саудиты утратили контроль над центральный Недждом, а уже в следующем году пал последний оплот саудитов — город Эд-Диръии. Многие саудиты погибли, По приказу Мухаммеда Али, прежде, чем покинуть Неджд, Ибрагим стёр с лица земли саудовскую столицу Диръию, разрушил в Неджде военные укрепления, пленил членов семьи Саудитов, отправив их в Египет, и обрушил жестокие репрессии на их сторонников и ваххабитских улемов (алимов).

    Абдаллах I ибн Сауд был отправлен в Стамбул, где его обезглавили.

    Однако уже в 1821 году родственник казнённого эмира Турки ибн Абдаллах поднял восстание против османов, избрав в качестве новой столицы город Эр-Рияд. В 1824 г. было образовано Второе Саудовское государство.[1].

    На оставшейся без управления территории начался хаос. Освободившиеся от запрета на набеги бедуины предались грабежам, члены знатных родов стали бороться за власть. По мере усугубления политических бедствий начал возрастать авторитет уцелевших Саудидов. В итоге главой нового государственного образования стал Турки ибн Адаллах ибн Мухаммед ибн Сауд, представитель боковой ветви Саудидов; его резиденцией стал Эр-Рияд.

    В 1834 году Турки скончался, ему наследовал бежавший из египетского плена сын Фейсал. Под правлением Саудидов эмират постепенно усиливался, подавляя восстания племён и заставляя соседние государственные образования платить ему дань

    Обеспокоенные усилением эмирата готовившие вторжение в Ирак египтяне в 1838 году осуществили новую экспедицию в Центральную и Восточную Аравию. Население, ещё помнящее жестокие расправы Ибрагим-паши, не оказывало активного сопротивления. После непродолжительного единоличного управления покорённой Аравией командовавший египетскими войсками Хуршид-паша поставил во главе эмирата лояльного египтянам члена дома Саудидов эмира Халида. В 1840 году египтяне ушли из Аравии. А эмира Фейсала взяли в плен. Однако уже в 1840 г.  египтяне, вероятно с умыслом доставить осложнения Османской империи, освободили из плена эмира Фейсала ибн Турки, который после ожесточённой борьбы утвердился в 1843 году в столице эмирата. Признав себя вассалом османского султана, эмир приступил к очередному покорению Центральной и Восточной Аравии. Джебель-Шаммар охотно признал сюзеренитет Фейсала, сохранив своё самоуправление и направив собственную экспансию в сторону Северной Аравии. Однако владельцы Эль-Касима и Бахрейна доставили Саудидам массу неприятностей.

    СЮЗЕРЕНИТЕТ - характерная для эпохи феодализма система личных отношений и отношений власти, выраженных в виде договоров между сюзеренами (сеньорами) и вассалами.

    К концу жизни Фейсал разделил управление эмиратом между тремя сыновьями — Абдаллахом, Саудом и Мухаммедом, которые создали для себя опору в населявших их уделы племенах. После смерти эмира Фейсала в 1865 году и прихода к власти Абдаллаха ибн Фейсала началась междоусобная борьба между Абдаллахом и Саудом, в которую оказались втянуты почти все государственные образования Восточной Аравии, Османская империя и Великобритания. Абдаллах обратился за помощью к валиБагдада Мидхат-паше, что послужило официальным предлогом для османской оккупации Эль-Хасы в 1871 году.

    В 1880-х годах в борьбу за власть в Аравии вмешались правившие в Джебель-Шамаре Рашидиды, которые к 1890-м годам стали бесспорными повелителями Центральной Аравии.


    написать администратору сайта