Главная страница
Навигация по странице:

  • 3.Система образов. Трагедия Григория. Женские образы.

  • 5. язык и стиль

  • Кто же мог сказать в художественной форме эту правду о Первой мировой войне

  • тихий дон. История создания Начало работы над Донщиной


    Скачать 35.9 Kb.
    НазваниеИстория создания Начало работы над Донщиной
    Анкортихий дон
    Дата28.04.2022
    Размер35.9 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлатихий дон.docx
    ТипРассказ
    #503626

    1. История создания

    Начало работы над «Донщиной»

    Началом истории написания романа считается середина двадцатых годов прошлого века. Именно в это время, работая над «Донскими рассказами», Шолохов решает написать о том, как сложно складывалась судьба донского казачества перед революцией 1917 года. В 1925 году писатель приезжает на Дон, чтобы полностью погрузившись в атмосферу казачьего быта, начать работу над произведением.

    Первоначально писатель называет роман «Донщина» и пишет около 100 страниц книги. Здесь Шолохов рассказывает, как казаки участвовали в походе генерала Корнилова на Петроград. Но затем понимает, что события, близкие и понятные ему самому, вряд ли смогут найти отклик в душе читателей, далёких от жизни донских хуторов. Писатель оставляет работу и задумывается над написанием более масштабного произведения, включающего в себя не только рассказ о революции, но и о событиях, которые предшествовали ей. Он чувствует необходимость дать развёрнутую картину жизни донского казачества, начиная с мирного, предвоенного времени, проанализировать причины, побудившие казаков участвовать в революционных событиях, выделить судьбы наиболее значительных персонажей. Шолохов меняет название романа на «Тихий Дон» и начинает работу над новой книгой.

    «Тихий Дон» – новая идея писателя

    В 1926 году Шолохов окончательно решает для себя, как будет выглядеть новое произведение. С этого момента он начинает собирать для него фактический материал и поселяется в станице Вешенская. История романа «Тихий Дон» получает своё продолжение. В 1927 году писатель определяет, что книга будет состоять из 9 частей и охватывать события с 1912 по 1922 год.

    Михаил Александрович, выросший среди казаков, попадает в родную стихию. Для него, как ни для кого другого, была понятна психология окружающих его людей, знакомы их быт и нравственные ценности. Тем не менее, писатель не полагается только на собственные знания. Он посещает архивы Ростова и Москвы, знакомится с казачьим фольклором, беседует с жителями соседних хуторов, записывает воспоминания участников Мировой и Гражданской войн.

    Хотя автор много раз переделывал текст романа, работа над первыми тремя частями была завершена довольно быстро, уже к августу 1927 года. В короткий срок автор пишет и пятую часть второй книги, повествующую о событиях революции и Гражданской войны. Однако внешние неблагоприятные обстоятельства вынуждают Шолохова значительно снизить темп работы. Над третьей книгой автор трудится четыре года, а чтобы закончить последнюю, четвёртую часть произведения, ему понадобилось шесть лет.

    В процессе создания «Тихого Дона» Шолохов выступает не только как замечательный художник слова. Он проявляет себя и как историк и публицист, насыщая текст богатым фактическим материалом. Во второй книге романа подробно и ярко изображаются такие значительные события истории, как февральский переворот, корниловский мятеж, Октябрьская революция и Гражданская война. Чтобы придать изображаемым событиям большую достоверность, автор включает в повествование тексты документов, листовок, писем и воззваний. Появляются на страницах романа и исторические лица, например: Корнилов, Подтёлков, Чернецов, Каледин, Краснов. По подсчётам исследователей, в общей сложности в «Тихом Доне» присутствует более 250 реально существовавших людей, которые органично вписываются в общее повествование, наряду с выдуманными персонажами.

    Споры вокруг романа «Тихий Дон»

    Первые две книги романа, изданные в 1928 году, принесли Шолохову невероятный успех. Со всей страны ему приходили письма. Его приглашали на выступления. Но уже на следующий год ситуация резко изменилась. Появились сомнения в том, что столь молодой автор способен создать произведение такой художественной силы. Стали поговаривать о том, что писатель нашёл записки убитого белого офицера и выдал их за свой труд. Михаилу Александровичу приходится собирать комиссию, чтобы отстоять своё право на авторство. Меняют своё отношение к «Тихому Дону» и критики, обвиняя Шолохова в том, что он проявил слишком много сочувствия к белым и не всегда представлял в благовидном свете красных. Из «пролетарских» писателей его «разжаловали» в «крестьянские».

    В истории создания «Тихого Дона» Шолохова появляется очень сложный этап. Автор стремиться донести до читателя роман в неизменном виде, но натыкается на непреодолимые препятствия. Так, в 1930 году Александр Фадеев, занявший место издателя «Октября», отказывается печатать 6 часть романа, если Григорий Мелехов не примкнёт к красноармейцам. Отказывают Шолохову в издании и в 31 году. Только личное указание Сталина спасает продолжение романа от забвения.

    Несмотря на все препятствия и удары судьбы Шолохову удалось благополучно закончить и издать произведение полностью. В 1941 году писатель получил за него Сталинскую премию, а в 1965 году стал Нобелевским лауреатом.

    2.Исторические события в произведении. Переломная эпоха в романее.

    В романе “Тихий Дон” М. Шолохов отразил грандиозность событий, происходивших в России в первые десятилетия XX века. В произведении показаны: дореволюционная жизнь донского казачества, Первая мировая война, разгром корниловского заговора, гражданская война на Юге страны, суровые и драматические события на Дону.

    Действие романа из казачьих хуторов и станиц

    перебрасывается то на фронты империалистической войны, то в Москву и Петроград, то в Могилев и Ростов, в Новочеркасск и Новороссийск. Писатель показывает, как в событиях и сдвигах, происходящих на донском хуторе Татарском, отражаются исторические события всемирного значения, революционный переворот в жизни всего российского народа. Масштабность, широта и глубина охвата событий, огромное число действующих лиц, принадлежащих к различным слоям общества, – все это позволяет отнести Роман к категории романа-эпопеи, эпического литературного произведения.

    В центре событий мировой и русской истории стоит

    мелеховский курень. От начала и до конца романа Мелеховы существуют как единое целое. Понятие “семья”, “дом” были первичны для казаков.

    Из таких кирпичиков был построен их мир, стоявший столетиями.

    Казачью семью связывает и единое хозяйство (земля, быки, курень, баз), и общий труд, и кровное родство, и духовная близость, и взаимная поддержка. Весь день от рассвета до заката заполнен работой по хозяйству, своими радостями, горечью, страстями, любовью, а в свой час – рождением и смертью. Жизнь казака-земледельца была построена на опыте предшествующих поколений, на веками накопленной мудрости, народной культуре.

    Громадное значение в крестьянской жизни занимает природа.

    Духовный мир человека у Шолохова создан из впечатлений о земле, о небе, о пашне, о Доне. “Степь покоряла, властно принуждала жить первобытной, растительной жизнью”. И вот в эту веками устоявшуюся жизнь вихрем вторгаются страшные исторические события Первой мировой и гражданской войн… Великим горем обернулись эти события для героев Шолохова.

    Подобно тому как в “Слове о полку Игореве” грозные предзнаменования природы предвещают Игорю неудачу, в “Тихом Доне” мрачный пейзаж предрекает беды, которые ожидают казаков: “Ночами густели за Доном тучи, лопались сухо… громовые удары, но не падал на землю… дождь… По ночам на колокольне ревел сыч…” “Тихий Дон” – это роман-эпопея и вместе с тем – роман-трагедия.

    Шолохов показывает трагическую беспомощность людей перед налетевшим вихрем социальных потрясений. Ведь в течение веков прежний мир жизни хлебороба был сравнительно малоподвижным. Обладая большей свободой по сравнению с крестьянством, “казачья вольница” стояла особняком от демократических процессов в обществе.

    Более того, царское правительство нередко использовало казачество как свою опору в борьбе со всем, что представляло угрозу для самодержавия.

    И вот исторические перемены разрушают прежние патриархальные устои, человек лишается семейной защиты, спасительного отеческого крова. Обостряются социальные противоречия. Брат идет на брата, сын – на отца. История словно бы исхлестала на бешеном ветру каждого, не чувствуя никакой жалости ни к кому и ни к чему.

    У каждого – своя мучительно выстраданная правда, которую он пытается защитить, и нет в этой борьбе ни правых, ни виноватых.

    До краев испив чашу страданий, постарев от горя и утрат, Григорий Мелехов в конце романа отказывается от войны и оружия и возвращается в свой родной хутор. А сколько было в гражданскую войну таких Мелеховых! Не менее трагична судьба всех других хуторян.

    В конце романа из многочисленной мелеховской семьи в живых остаются лишь Григорий с детьми и Дуняша. Нет прежнего хозяйства и хозяев в домах и других хуторян – Коршуновых, Моховых, Кошевых, Астаховых. Вихри времени сорвали крыши домов, разметали людей, невосстановимо разрушили прежний Порядок.

    Неодолимые силы сравняли с землей ту крестьянско-патриархальную крепость, которая простояла века. На стыке времен происходит крушение старого. В этом состоит трагедия революций.

    Но неизбежные перемены происходят со всеми, кто попадает в зону действия сил истории. Нет в романе ни одного действующего лица, которое осталось бы прежним. Так выплавляется обновленная духовная сила народа. Оптимизм романа состоит в том, что человек и народ, выпив до дна горькую чашу познания добра и зла, приобретают новый опыт, прежде недоступный.

    Им предстоит построить новый Дом, обрести новую жизненную почву.

    3.Система образов. Трагедия Григория. Женские образы.

    Всего, по подсчётам С. Семанова, в романе не менее 883 персонажей, из них не менее 251 подлинного исторического лица (считая только современников событий).Система образов в романе Тихий Дон включает в себя как реальных персонажей, так и вымышленных. К первым относятся Иван Лагутин, Федор Подтелков, а также Михаил Кривошлыков. Они в действительности принимали участие в событиях революции того времени. Среди вымышленных персонажей следует выделить семейства Листкицких, Коршуновых, Астаховых и Мелеховых.

    Трагедия Григория

    Семь лет Мелехов был на войне. Восемь раз при этом ему приходилось возвращаться в родной дом. Мужчина за этот промежуток времени потерял восьмерых близких людей. Кроме того, самого его неоднократно ранили. За это время в хуторе изменилось достаточно много. Даже сам Григорий претерпевает серьезные изменения. Вместо вспыльчивого, активного парня перед читателем предстает седой, безумно уставший, сдержанный мужчина. Он уже не надеется, что уцелеет. Единственное, что вселяет ему веру в перемены к лучшему, это его сын. Они и является той самой ниточкой, которая привязывает главного героя к жизни. Григорий надломлен, но все последние события так и не смогли его сломать. Война его не изуродовала так, как Митьку Коршунова или Илью Бунчука. Он не начинал кривить душой, но если мужчине и приходилось идти против совести, то он сполна с собой за это расплатился. Драматизм судьбы главного героя заключается во всех потрясениях, которые пришлось пережить. Во время военных действий все жители хутора попадают в кровопролитный водоворот. Тогда было положено начало разграничению людей на классы. Начались распадаться родственные связи. Произошла деформация нравственных чувств. Люди начали приносить в жертву дружбу, следуя весьма абстрактной идее о братстве и равенстве. Вследствие этого Михаил Кошевой и Мелехов становятся по разные стороны баррикад.

    Противоречивость образа Аксиньи

    Популярность и бессмертность романа «Тихий Дон» во многом вызвана его жизненностью. Эта черта касается создания образов. Нет в романе положительных или отрицательных героев. Они изображены простыми людьми, которые способны на чувства, эмоции, правильные поступки и ошибки. Самый яркий женский образ, на основе которого построена любовная сюжетная линия романа, – это Аксинья Астахова. Противоречивость ее образа заключается в том, что для общественности она была падшей и бессовестной женщиной, а для Григория – любящей и преданной, готовой на любую жертву ради него.

    Ее выдали замуж совсем молодой. Однако брак с казаком Степаном не смог подарить ей ни любви, ни детей. Отличительными чертами персонажа Аксиньи является ее невероятная красота и неистовый смелый характер. Она была горда, упряма, но во всем до конца честна, даже в своей грешной любви.

    Она полюбила соседского парубка Григория всем сердцем и душой навсегда. Ни людская молва, ни побои и угрозы мужа, ни периодические возвращения Григория в семью не смогли уничтожить это чувство. Ей не суждено было уберечь собственное дитя от смерти, но ее сердце было настолько широко, что после смерти Натальи она стала настоящей мамой для детей Григория.

    Несмотря на ее ошибки и несвойственные для традиционного образа русской женщины неповиновение мужу и связь на стороне, в образе Аксиньи автором утверждается сила истинной любви, которой не страшны никакие социально-исторические события. Ради своей любви она неоднократно бросала дом и шла вслед за Григорием под чужую крышу и даже в отступление. Она была готова на любые жертвы только бы быть рядом. Ее молитвы были услышаны, и она упокоилась на руках любимого.

    Олицетворение любви и преданности в образе Натальи

    Образ Натальи Коршуновой в романе противопоставляется персонажу Аксиньи. Их многое объединяет – они обе любят Григория и хотят быть с ним вопреки сопернице. Полная отдача чувству, верность и преданность любимому человеку, несмотря на его измены, характеризует этих двух женщин. Однако читатель невольно больше сочувствует Наталье. Так как ее образ несколько положительнее. Она законная жена Григория. Хотя выходя замуж, она знала, что он не любит ее, все же решилась на брак, лишь бы быть рядом с любимым человеком.

    Наталья – это воплощение преданной и верной жены и матери в романе. Она надеялась, что подарив Григорию любовь, заботу и детей, сумеет вытеснить Аксинью из его сердца. Однако она не смогла. Именно поэтому читатель и жалеет ее. Несмотря на сходство ситуации, в которой оказались девушки, Аксинья – борец, а Наталья лишь верно и смиренно ждала своего счастья. Всех героев романа отличает жизненность и реалистичность. Не идеальна и Наталья. Расстроившись из-за очередной измены Григория, кроткая жена и мать двоих детей пошла на аборт, стоивший ей жизни.

    Бунтарский дух казачества в образе Дарьи

    Проблема отчаявшейся и потерявшей себя женщины из-за жесткости Гражданской войны отражена в образе Дарьи. Старшая сноха Мелеховых – всегда веселая и озорная, часом даже резкая. Ее казачий дух неподчинения никаким правилам сразу заметен читателю по ее стилю общения с другими членами семьи. Она любила красиво одеться, выпить, погулять. Домашняя работа или желание завести детей ее не интересовали.

    После смерти мужа она словно обезумела без мужского внимания. Она готова была отдаться каждому встречному. Но на хуторе мужиков почти не осталось из-за войны, и она предлагает себя даже свекру. Ее шальная потребность в физической близости закончилась трагически, она заразилась неизлечимым тогда сифилисом. Узнав о болезни, Дарья по-другому стала смотреть на близких и на жизнь: «Мне бы теперь сызнова жизню начать — может, и я бы другой стала?». Однако понимая близкую и постыдную смерть, она тихо и с достоинством ушла из жизни, утопив свой позор в реке.

    Сложность образа Евдокии Мелеховой

    Все женские образы в «Тихом Доне» объединяет общая черта – ради любви они способны на все. Не исключением стала и Дуня Мелихова. Ее сердце было занято Михаилом Кошевым, бывшим некогда близким другом их семьи, но во время революции и гражданской войны принявшим большевицкую сторону. От его руки умирает старший брат Петро, а Григорий вынужден прятаться и скрываться от Михаила. Но, несмотря на все эти факты, а также на запрет матери и жестокость Михаила, Дуня не способна заглушить свои чувства. Так, виновник множества трагедий семьи Мелиховых Михаил Кошевой стал хозяином их дома и законным мужем Дуни, потому что любовь истинной казачки сильнее все остальных чувств, она случается лишь раз и остается навсегда.

    Воплощение святости и хранительницы домашнего очага в образе Ильиничны

    Мать Григория, Петра и Дуни – один из самых глубоких образов романа. На первый взгляд, ее роль в развитии сюжета невесома, однако именно в этом персонаже Михаил Шолохов закладывает весь глубокий смысл понятия «мать». Ее роль заключалась не только в том, чтобы быть хранительницей домашнего очага, но сохранять покой, мир, гармонию в семье. Ильинична решает не только бытовые, но и моральные проблемы, стараясь спасти каждого от греха и ошибки. Узнав о боевых «заслугах» Григория, она нежно попрекает его: «Слухом пользовались мы, что ты каких-то матросов порубил… У тебя же ить вон, гля, какие дети растут, а у этих, загубленных тобой, тоже, небось, детки поостались».

    Она считает, что несет ответственность за поступки и мысли своих близких: боль Натальи, ошибки Григория, досаду Пантелея, постыдное поведение Дарьи, неопытность и наивность Дуни. Таким образом, Ильинична выступает совестью, хранительницей чистоты души каждого члена ее большой семьи, и это она читает своим святым долгом.

    Смелые и гордые, честные и отчаянные в борьбе за свою любовь, семью и счастье пусть даже ценой собственной жизни – именно такими изображены образы женщин в романе.

    4. Новаторство Шолохова. Особенности художественной структуры «Тихого Дона».

    Впервые в истории русской литературы ищущим смысл жиз­ни трагическим героем стал простой казак. Впервые опоэтизиро­ваны любовь и быт простых тружеников земли, показана их не­простая внутренняя жизнь. Через трагедию героя показана траге­дия целого народа. Что же новаторского было в «Тихом Доне»?

    Во-первых, произошло обогащение традиций классической литературы. Герои Шолохова так же, как герои многих отечественных и зарубежных авторов, ищут свой путь в жизни. Тема духовных исканий не нова. Но все предшественники Шолохова принадлежали к дворянству или творческой интеллигенции, поэтому для описания массовых сцен им приходилось «вживаться» в народ. Шолохов был человеком из народа, поэтому сумел передать правду жизни, чего не удавалось сделать писателям XIX века.

    Во-вторых, герои прошлого отгораживались от толпы, уходили в себя. Они не столько жили, сколько созерцали жизнь. Чего стоит, например, поведение Пьера Безухова на Бородинском поле! Григорий Мелехов такой возможности лишён – он весь на виду в своих нравственных исканиях. Его бросает из стороны в сторону, как щепку в водовороте исторических событий, и он вынужден реагировать. Это не пассивный герой прошлого, это – деятельный, живой персонаж.

    В-третьих, у Шолохова был собственный подход к созданию эпопеи. При работе над «Тихим Доном» он использовал необычный по тому времени приём – описывал триединство «общество – личность – природа». Именно последнего пункта не хватало другим авторам. Чтобы было понятнее, что именно он сумел сделать, приведу пример из области современного кинематографа. «Тихий Дон» - это первая книга 3D-формата. Попытки ввести природу в описание души человека предпринимались и ранее – вспомним небо Аустерлица в «Войне и мире», которое отражает внутреннее состояние Андрея Болконского.

    Роман–эпопея М.А. Шолохова «Тихий Дон» приобрел вековую известность благодаря талантливым литературным возможностям автора. В тексте романа читатель очень часто может сталкиваться с описанием картин природы. Они отличались друг от друга в моменты радости и грусти, которые случались в жизнях главных героев.

    Особые, интимные чувства героев передавались с помощью бытовых предметов, природных явлений. К примеру, страстные чувства Аксиньи, вспыхивали и пылали, словно степная пшеница. Каждое зернышко наполнено соком, жизнью. Но, в один момент, в степи появляется табун лошадей, который губит все вокруг. Так же случилось и в судьбе героини. Чувства ее были растоптаны, душа унижена. И с помощью таких литературных приемов, М. Шолохов неоднократно передавал эмоции и чувства главных героев.

    Страдания Натальи сравнивались с грозой в степи. А разрозненность, рассеянность, опустошенность в душе Григория походила на выжженную степь.

    Еще одной особенностью можно назвать неоднократное использование образов цветения в природе. К примеру, вчера еще молодая, словно яблоня в цвету, Наталья, через сутки стала выглядеть белее мела, смерть стояла у ее изголовья.


    Цвет природы Шолохов сравнивал с цветом жизни. По мнению автора, жизнь человека неразрывно связана с жизнью природы. Именно поэтому, Шолохов достаточно часто использует в своей работе принцип устного народного творчества – эпический параллелизм.

    Природные явления благоприятно влияют на человека, очищают его мысли и приводят чувства в состояние покоя. Также, описанные картины природы могут подготовить читателя к тем событиям, которые будут разворачиваться далее, по тексту романа. Созданная эмоциональная атмосфера могла предвещать как хорошие события, так и приближающуюся беду.

    Особое внимание обращает на себя описание природы, которое предсказывает начало Первой мировой войны. В природных явлениях явно говорилось о чем-то недобром.

    Кроме описаний картин природы, особенностью романа является удачное сочетание эпических и лирических отступлений. Во время прочтения глав и эпизодов «Тихого Дона» читатель неоднократно сталкивается с лирическими монологами автора, который выражает свое отношение, свою позицию, а также старается описать общую картину жизни.

    В тексте романа очень часто используются элементы простой разговорной речи, взятой из народа. Это создает особое впечатление, придает тексту иное описание, эмоциональное значение.

    Благодаря таким особенностям написания романа «Тихий Дон», данное произведение и стало таким известным, правдивым и вечным.

    Описание природы предвосхищает приближающиеся события романа, подготавливают человека к восприятию последующих перемен. К примеру, описание пограничного состояния природы, замершей в “ожидании” Верхне-донского восстания.

    Пейзаж в романе выступает как средство выражения авторской позиции. Шолохов очеловечивает природу. В лирических

    отступлениях выражает свою любовь к земле, к каждому листочку.

    Благодаря метафорам, ярким олицетворениям создается ощущение, что природа становится участницей событий в романе.

    Многие исследователи отмечали художественное мастерство писателя, языковое новаторство, проявившееся в соединении литературного языка с народным.

    Шолохов мастер портретных зарисовок, речевых характеристик героев.

    Умело использованы писателем произведения народного творчества: пословицы, поговорки, побаски, песни. Они предают настроение, чувства, переживания народа, отражают эстетический мир героев. Произведения народного творчества, особенно песни, раскрывают философскую глубину эпопеи.

    Эпиграфами к первой и третьей книгам романа служат старинные казачьи песни.

    5. язык и стиль

    М.А. Шолохов хорошо знает жизнь своих героев, потому что сам родился и жил среди них. Для него представление о донской степи, станицах и хуторах, быте казаков и о них самих неразрывно связано с их своеобразным языком. Заметьте, что автор прибегает к очень хитрому ходу: чтобы читатель узнал и полюбил его героев, писатель рассказывает о них языком, близким языку казачества. В качестве примера обратитесь к рассмотрению стиля романа «Тихий Дон»: автор активно использует диалектную лексику и просторечие. Они отражают особенности жизни, быта, хозяйственной деятельности населения Донской земли.

    Кроме того, в романе М.А. Шолохова можно встретить много устойчивых оборотов — фразеологизмов, пословиц и поговорок, при этом часто происходит их формоизменение. Обращает на себя внимание и тот факт, что в определённых художественных целях писатель иногда придаёт пословицам совершенно новый, нередко даже противоположный смысл. Размышляя далее, отметьте, что язык «Тихого Дона» метафоричен. Яркие метафоры используются при описании пейзажей. Приведите примеры. Далее отметьте, что ещё одной особенностью языка романа является сравнение человека с животными, и не только в физическом, но и в духовном плане. М.А. Шолохов использовал их для глубокого выражения переживаний отдельного человека и для обобщающего изображения жизненных явлений, чувств, настроений многих людей. Приведите примеры. В заключении сделайте вывод о том, что язык романа М. А. Шолохова богат и разнообразен, а главное, он служит авторскому замыслу: воспроизвести казачий быт.

    6.Мировое значение романа

    Одним из важнейших аспектов всемирного значения романа-эпопеи «Тихий Дон» (1928–1940) является гениальное изображение Великой Октябрьской социалистической революции. Своим философско-художественным обобщением и воплощением опыта Великого Октября Шолохов романом «Тихий Дон» оказал огромное плодотворное воздействие на формирование мировоззрения – идейных, эстетических, нравственных, интернациональных взглядов – в коммунистических и рабочих партиях всего мира. Так уж исторически сложилось, что переводы «Тихого Дона» на иностранные языки Запада и Востока совпали со становлением и развитием мирового коммунистического и рабочего движения.

    Вторым аспектом мирового значения «Тихого Дона» является изображение Шолоховым империалистической войны 1914–1918 годов.

    Мы не можем сказать, что не было книг, посвященных проблемам Первой мировой войны. Были такие книги, и их было немало.


    Кто же мог сказать в художественной форме эту правду о Первой мировой войне?

    Для этого необходимы были иные художники, художники-нова-торы. Нужны были художники, чье мировоззрение и творческий метод отвечали бы самой передовой мысли эпохи – марксизму-ленинизму, чье мастерство в изображении обыденной жизни и войны, страстей и смертей, любви и страданий, в показе трагического и комического способно было бы на открытия в художественном видении мира и чье творчество несло бы в себе идеал интернационального братства и социалистического гуманизма.

    Таким писателем оказался Михаил Шолохов.

    Третий аспект всемирного значения «Тихого Дона» заключается в том, что Шолохов вместе с М. Горьким, А. Фадеевым и другими советскими классиками оказал огромнейшее воздействие на весь процесс становления и утверждения метода социалистического реализма в советской и мировой литературе.

    «Социалистический реализм, – говорит Шолохов, – это искусство правды, правды, понятой и осмысленной художником с позиций ленинской партийности».

    Как верность правде истории надо рассматривать и тот факт, что Шолохов в «Тихом Доне» важнейшим узлом сюжета, его кульминацией, поставил Вешенское восстание 1919 года. Восстание, в котором наиболее глубоко, осложненно и обостренно проявились противоречия эпохи революции – противоречия во взаимоотношениях между рабочим классом и колеблющейся частью трудового казачества, которые затем были преодолены и решены благодаря прямому вмешательству Владимира Ильича Ленина.


    Работая над эпопеей «Тихий Дон», Шолохов исходил из философской концепции, что народ является основной движущей силой истории. Она получила в эпопее глубокое художественное воплощение: в изображении народной жизни, быта и труда казачества, в изображении участия народа в исторических событиях. Шолохов показал, что путь народа в революции был сложным, напряженным, трагичным. Уничтожение «старого мира» было связано с крушением вековых народных традиций, православия, разрушением церквей, отказом от нравственных заповедей, которые внушались людям с детских лет. При вручении Нобелевской премии за роман «Тихий Дон» Шолохов говорил о величии исторического пути русского народа и о том, «чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою


    написать администратору сайта