Главная страница

История возникновения и развития ислама. История возникновения и развития ислама


Скачать 118.52 Kb.
НазваниеИстория возникновения и развития ислама
Дата05.11.2021
Размер118.52 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИстория возникновения и развития ислама.docx
ТипДокументы
#264242

История возникновения и развития ислама

И слам (от араб. إسلام‎ – покорность; предание себя Богу) – одна из трёх монотеистических религий. Наряду с иудаизмом и христианством она входит в группу авраамических религий. Её последователи именуют себя мусульманами (муслим – «Предавшийся воле Бога»).

Ислам как религиозное, идеологическое и социальное явление возник в результате сложной эволюции религиозной и социальной ситуации на территории Аравийского полуострова в V–VI вв. Его основателем считается пророк Мухаммад (около 570–632) из клана хашим родоплеменной группы (племени) курайш.

При анализе формирования вероучения ислама разные авторы делают акцент либо на «революционном» характере проповеди Мухаммада, либо на медленных процессах эволюции политеистических верований жителей этого региона к монотеизму, которые и подготовили почву для интенсивного развития ислама. Также неизменно отмечается и географический фактор: наличие торговых путей (а также и иных связей культурного порядка), обеспечивавших связь с христианством и иудаизмом благодаря усиленным контактам населения с носителями этих религий, что сопровождалось и появлением прослойки населения, состоявшей из их приверженцев. Однако роль Мухаммада остаётся в любом случае очень значительной.

Каноническая биография Мухаммада, сохранённая мусульманской традицией, включает следующие ключевые моменты.

Мухаммад родился в Мекке в семье обедневшей знати. Оставшись сиротой после смерти отца, а затем и матери, мальчик оказался под опекой своего деда Абд ал-Мутталиба. Когда тот скончался, опека перешла к его дяде, Абу Талибу. Детство Мухаммада было похоже на жизнь детей из бедных семей, оно проходило в работе, в том числе в виде помощи в торговых предприятиях семьи (сопровождение караванов). В возрасте 14 лет он даже принял участие в военных действиях из–за возникших межплеменных распрей. В 594 г., в возрасте 25 лет, Мухаммад поступил в качестве сопровождающего караваны на службу к Хадид-же бинт Хувайлид, состоятельной мекканской вдове, на которой вскоре женился. В семье родилось шесть детей: двое сыновей, умерших в младенчестве, и четыре дочери: Рукайа, Умм Кулсум, Зайнаб и Фатима.

Мухаммад был хорошо знаком с основами иудаизма и христианства. На территории Аравии к этому времени уже существовали монотеисты (ханифы). Исследователи предполагают, что двоюродный брат жены Мухаммада был христианином. Однако вряд ли Мухаммад воспринял некую эзотерическую традицию, когда сведения о монотеистических религиях активно и свободно распространялись. Существуют предположения о влиянии несторианства.

Исламская традиция напрямую связывает обращение Мухаммада с полученным откровением, говоря о его любви к уединению и созерцанию, в том числе о регулярном месячном уединении. Он часто ходил в пещеру горы Хира и проводил в поклонении десять ночей подряд, а порой и больше. В видении Мухаммаду явился ангел Джабраил. Таким образом, Коран, священная книга ислама, состоит из записей прямых откровений свыше, записанных со слов Мухаммада. Откровения определяли последнему роль пророка (наби) и посланника (расул) бога. Истинность пророчеств приняла и поддержала жена Хадиджа, а затем и сравнительно небольшая группа сторонников, в которую входили приёмный сын Мухаммада Зайд, двоюродный брат Али, купец из Мекки Абу Бакр. Пророческая деятельность носила скорее закрытый характер. Центральным моментом этой проповеди были монотеизм и провозглашение Мухаммадом себя в качестве пророка Аллаха.

По мере роста общины последователей, возникла возможность открытой проповеднической деятельности, что и произошло в 610 г. Однако проповедь Мухаммада была встречена приверженцами политеизма неприязненно, вплоть до высмеивания и попыток гонений, что привело даже к эмиграции части последователей пророка (они бежали в Эфиопию). Большую роль в поддержке Мухаммада сыграла позиция его дяди, Абу Талиба, который препятствовал расправе над ним, хотя и не становился приверженцем нового учения. В итоге объявленный всем оставшимся в Мекке мусульманам бойкот был снят. Но Мухаммад не принял компромисса в виде признания верховной роли Аллаха при сохранении культа некоторых особенно чтимых мекканцами божеств, сохраняя ориентацию на последовательный монотеизм.

После смерти жены и дяди, утратив серьёзную поддержку, которую имел в их лице, Мухаммад начинает расширять аудиторию, к которой была обращена проповедь. Он обращается к паломникам, направлявшимся в Мекку, и представителям иных племенных родов, ища сторонников вне города.

Особенный успех такая деятельность имела в Йасрибе (Ясрибе). В 622 г. Мухаммад переселяется в этот город, бывший земледельческим оазисом. Успех проповеди объяснялся как её длительностью, так и располагавшей социально–религиозной обстановкой, где иудаизм, языческие верования и христианство соседствовали. Жители, разделённые по религиозному признаку (ключевые позиции в тот момент принадлежали тем, кто исповедовал иудаизм), враждовали, а новое учение становилось дополнительным фактором в этой борьбе. Миссия Мухаммада оказалась и миссией наведения порядка и установления согласия.

Уже в этот момент происходит формирование уммы – общины единоверцев. Роль последней в исламе станет важной. Переселение Мухаммада и уммы из Мекки считается эпохальным событием и служит точкой отсчёта новой эры в представлении мусульман.

Как часто бывает в религиозной практике, смена роли города из–за переселения Мухаммада повлияла на изменение его названия. Он получил название Мадинат ан–наби («Город Пророка») или аль–Мадина (Медина, «Город»).

Вхождение жителей Йасриба в умму имело не только религиозное значение (формирование общины), но и политическое, так как способствовало сплочению военных сил. Характерно, что согласно заключённому договору, иудеи Йасриба тоже входили в общину, хотя и сохраняли свою религиозную идентичность. Таким образом, Мухаммад становится не только религиозным, но и политическим лидером, хотя рост его влияния происходил постепенно (на протяжении определенного времени он являлся не столько главой, сколько третейским судьей).

Из мусульман, переселившихся в Йасриб, формируется своеобразное сословие мухаджиров, из союзников, происходивших из коренных жителей города – ансаров (защитников). Эти категории и составляли основную военную и социальную силу, на которую Мухаммад мог опираться. Наличие в Медине особой оппозиции (мунафикун), включавшей в себя представителей разных религий, не помешало ему превратиться в полновластного правителя и расширить своё влияние за пределами города. По мере нарастания конфликта с оппозицией, она была разгромлена, толчком к чему послужила попытка покушения на жизнь Пророка. Таким образом, применение силы стало вполне возможным уже при жизни Мухаммада.

Затем началась борьба против Мекки, которая обретала черты военных набегов, проходивших с переменным успехом. Вместе с этим Мухаммад расширял своё влияние и дипломатическими методами, результатом чего было заключение ряда межплеменных договоров. Одновременно росло число мекканцев, принимавших новую религию.

Наула Эвелин 03012003


написать администратору сайта