Реферат. Иван Александрович Вышнеградский. Иван Александрович Вышнеградский
Скачать 25.38 Kb.
|
Доклад на тему: «Иван Александрович Вышнеградский» В двадцатом веке перед человечеством открылись такие тайны материи, какие прежде нельзя было и вообразить: оказалось, что атом – это не предел в размерностях мироздания. Но еще до расщепления атома в другой области познания мира – в искусстве – было осознано, что могут существовать «единицы» музыкальной материи меньше полутона. Так родилась ультрахроматика, и одним из ее первопроходцев был композитор Иван Александрович Вышнеградский. Иван Александрович Вышнеградский (4 мая 1893, Санкт-Петербург —29 сентября 1979, Париж) — русский и французский композитор, один из основателей четвертитоновой музыки. Он происходил из известного дворянского рода, его отец был крупным банкиром и дал сыну прекрасное образование. В результате Иван Александрович окончил столичную гимназию и философский факультет Санкт-Петербургского университета. Еще в юные годы, благодаря матери, он увлекся музыкой и помимо основного образования брал уроки у известного композитора Николая Соколова. В начале XX в. в связи с возникновением понятия «новая музыка» переосмысливались главные музыкальные категории: звук, звуковысотная система, пространство и время и другие. Подобная смысловая трансформация привела к зарождению идеи «освобождения звука». В связи с этим, по мнению исследователей Е. Г. Польдяевой и Т. А. Старостиной в музыкальном искусстве 10-х годов существовало несколько тенденций «новой музыки». Среди многих выделим новую сонорность и преобразование прежней темперированной системы, которые способствовали значительной «деформации» звука как такового. С одной стороны, звук отождествлялся со звуками природы – всевозможными шумами окружающей среды (Л. Руссоло, Н. И. Кульбин). С другой, звук рассматривался как физическое явление, состоящее из отдельных частиц – «звуковых атомов», что впоследствии привело к возникновению идеи четвертитоновой музыки и ультрахроматизма (И. А. Вышнеградский, Н. И. Кульбин, М. В. Матюшин, Г. Штайн, А. Хаба и другие). «Семь вариаций на ноту до» – само по себе содержит ссылку на возможную центрированность («до»). Однако «до» в данном случае лишено высотной статики – композитор с помощью микрохроматики воссоздаёт звуковую «зону до», придавая звучанию неясный, размытый оттенок и усиливая в нём сонорные качества. Приём "расшатывания", "расширения" или "сужения" высотного пространства одного звука относится к числу эффектов, специфичных для микрохроматики. Вышнеградский не раз использовал его в своих сочинениях (в частности, в прелюдиях № 14, № 17 ор. 22), а в "Семи вариациях на ноту до" он распространил идею "расшатывания" звука на всё произведение. В "Третьем симфоническом фрагменте" ор. 31 (1945 г.) также можно говорить о проявлении техники центра – в данном случае на тоне "ре", но в общем диссонантном звучании на первом плане оказывается фонический эффект, а не идея центра и периферии. Тон "ре" лежит в основании аккордов-кластеров, но он теряет свойства основного тона, так как не может быть дифференцирован, воспринят как автономный в составе аккорда. Созданию диссонантной среды фрагмента способствует именно микрохроматика. И. Вышнеградский принадлежал ветви отечественной музыки начала ХХ столетия, к так называемым «русским авангардистам» зарубежья, к числу которых также относятся Н. Черепнин, А. Лурье, Н. Обухов, Е. Голышев. Умер Иван Алексеевич Вышнеградский 6 апреля 1895 года. Похоронен в Исидоровской церкви Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. |