билеты по литре. Иван Сергеевич Тургенев Отцы и дети
Скачать 42.21 Kb.
|
Иван Сергеевич Тургенев Отцы и дети Иван Сергеевич изображает представителей двух поколений. В романе много героев, но особо выделяются четверо. «Отцы» – Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы, «дети» – Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров. Центральный конфликт разгорается меду Павлом Петровичем и Евгением. Во второй половине ХІХ века обостряется противостояние между либеральным дворянством и революционерами-демократами. Кирсанов – представитель дворянства. Он уверен, жить нужно традициями, оглядываясь на старину. Важную роль, по мнению мужчины, в жизни человека играет религия. Павел Петрович доказывает и то, что только аристократы могут вести народ к светлому будущему. Противником взглядов Кирсанова выступает Евгений Базаров. Это революционер, нигилист. Молодой человек просто отвергает всё, что считает непрактичным, пустым. Философия, поэзия, религия, традиции и суеверия для него – глупости. Не принимает герой и мнения о ведущей роли аристократов. Евгений уверен, что построить что-то новое можно только разрушив старое. Причем для позитивных изменений, по мнению героя, нужно развивать естественные науки. Проблемы вечных человеческих ценностей: любви, дружбы, искусства, отношения к природе. Тургенев умел раскрывать в любви глубины человеческого характера, проверять истинную сущность человека любовью. Но не все проходят эту проверку, пример тому Базаров, который ломается под натиском чувства. Фёдор Михайлович Достоевский Преступление и наказание Сон о лошади (часть 1 глава V) Накануне преступления Раскольникову снится сон о лошади, которую забивают до смерти кнутом. Судя по всему, будучи маленьким мальчиком, Раскольников вживую видел убийство лошади и это воспоминание сохранилось в его голове. Этот сон как будто напоминает ему о том, что он способен чувствовать жалость и сострадание к живому существу: Сон отражает двойственность натуры Раскольникова (как и любого человека): во сне молодой человек испытывает жалость к лошади, к животному, но при этом в реальной жизни он замышляет убийство человека, к которому жалости не испытывает. Сон об Африке (часть 1 глава VI) Сон об Африке снится Раскольникову накануне преступления, когда герой находится в болезненном состоянии. В этом сне герой видит Египет, оазис, голубую воду, разноцветные камни, золотой песок: Этот сон представляет собой полный контраст с реальной жизнью Раскольникова — жалкой, бесцветной и серой. Этот сон представляет собой полный контраст с реальной жизнью Раскольникова — жалкой, бесцветной и серой. Сон об Илье Петровиче и хозяйке (часть 2 глава II) После совершения преступления Раскольников впадает в бред и видит сон о том, как полицейский Илья Петрович бьет хозяйку квартиры Раскольникова. Во сне молодой человек чувствует страх, что за ним могут прийти, чтобы арестовать: В этом сне воплощается страх Раскольникова того, что его разоблачат и арестуют. В то же время во сне он не предпринимает ничего, чтобы не сдаться полиции. Сон о смеющейся старухе (часть 3 глава VI) Раскольников видит бредовый сон о покойной старухе-процентщице перед тем, как к нему приходит Свидригайлов. Во сне Раскольников идет в квартиру старухи вслед за каким-то человеком, который зовет его за собой. В квартире в углу гостиной молодой человек видит сидящую старуху-процентщицу, которая смеется. Раскольников пытает расправиться со старухой, но ему это не удается и смех старухи только усиливается: Не сумев совладать со старухой, Раскольников бежит прочь, но повсюду видит смотрящих на него людей – на лестнице, в помещениях В этом сне Раскольников испытывает страх разоблачения и позора, которые мучают его и в реальности. Сон о конце света (Эпилог глава II) Это последний сон Раскольникова. Сон о конце света снится герою уже на каторге. Отбывая срок на каторге, Раскольников однажды заболевает и попадает в больницу. В болезненном бреду он несколько раз видит сон о конце света: Этот сон снится Раскольникову в Сибири на каторге. Каторга становится для героя началом его новой жизни и искупления греха. Этот сон – символ очищения и обновления души героя. Это очень яркий и эмоциональный сон, который говорит об активной внутренней работе героя. Лев Николаевич Толстой Война и мир Мысль семейная Семья Ростовых Одна из самых образцовых семей общества, представленная Толстым в романе, это семья Ростовых. Истоки семьи – любовь, взаимопонимание, чувственная поддержка, гармония человеческих отношений. Граф и графиня Ростовы, сыновья Николай и Петр, дочери Наталья, Вера и племянница Соня. Все члены этой семьи образуют некий круг живого участия в судьбах друг друга. Неким исключением можно считать старшую сестру Веру, она держала себя несколько холоднее. «…красивая Вера презрительно улыбнулась…», – описывает Толстой ее манеру вести себя в обществе, сама она говорила, что ее воспитывали по-другому и гордилась тем, что не имеет отношения «ко всяким там нежностям». Семья Болконских В семье Болконских все несколько иначе, чем у Ростовых. Толстой не говорит, что здесь не было любви. Она была, но проявление ее не носило такого нежного чувства. Старый князь Николай Болконский считал: «Есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум». Все в их семействе подчинялось строгому порядку – «порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности». Он сам занимался обучением своей дочери, изучал с ней математику и другие науки. Все отношения в семье Болконских были ровными и спокойными, каждый занимался своим делом и знал свое место. Семья Курагиных Эта семейство представлено Толстым в противоположность двум предыдущим. Князь Василий Курагин жил только для выгоды. Он знал, с кем дружить, кого приглашать в гости, за кого посватать детей, чтобы выгодно устроиться в жизни. На замечание Анны Павлолвны Шерер о его семействе говорит: «Что делать! Лафатер сказал бы, что у меня нет шишки родительской любви». Светская красавица Элен дурна душою, «блудный сын» Анатоль ведет праздный образ жизни, в кутежах и забавах, старшего, Ипполита, отец называет «дураком». Эта семья не способна любить, сопереживать, заботиться даже друг о друге. Князь Василий признается: «Мои дети – обуза моего существования». Тема войны Император Наполеон стремится завоевать весь мир. Уверенный в своей гениальности, он считает себя безупречным полководцем, способным управлять ходом исторических событий. «Он воображал себе, что по его воле произошла война с Россией, и ужас совершившегося не поражал его душу». Этот человек ради достижения своих целей не остановится ни перед чем. Он готов жертвовать жизнями людей, чтобы потешить своё самолюбие и тщеславие. Сомнения, угрызения совести, раскаяние в содеянном – понятия и чувства незнакомые герою. Наполеону важно «только то, что происходило в его душе», а «всё, то было вне его, не имело для него значения, потому что всё в мире зависело только от его воли». Фельдмаршал Кутузов ставит перед собой совершенно другие цели. Он не стремится к власти и почестям, равнодушен к людской молве. Старый человек оказался во главе армии по желанию русского народа и по велению долга. Его цель – защитить свою Родину от ненавистных захватчиков. Путь его честен, поступки справедливы и осмотрительны. Любовь к Отчизне, мудрость и честность руководят действиями этого человека. Иван Алексеевич Бунин Рассказы Господин из Сан – Франциско и Чистый понедельник Смысл жизни, истинные ценности в Господине из Сан– Франциско Когда Господин из Сан-Франциско заработал нужную и достаточную ему сумму денег, он решил отдохнуть, развеяться и посетить славные и знаменитые места мира Он превратился в богача, и с этим превращением в нем стали пропадать человеческие качества. Бунин показывает нам два мира. Один наполнен богачами, такими же толстосумами, как и главный герой. Они путешествуют, тратят деньги на роскошь, позволяют себе все, что пожелают. Есть и второй мир, в котором живут прислуги и лакеи. Они создают комфорт и уют для богачей, они обслуживают их, подносят и выполняют все поручения. По мнению главного героя, это вовсе не люди, это предметы роскоши. Господин из Сан – Франциско живет в наилучшей гостинице, в лучшем номере. Он богат и не знает никаких трудностей. И тут, внезапно случается то, чего никто не ожидал. За обычным прочтением газеты, богач умирает. Вмиг, он превращается из высокопоставленного человека в обычного мертвеца. На этом и заканчивается его роскошь. Теперь, его доставляют назад, в родной город уже не в самом лучшем номере. Его тайно перевозят в коробках и держат на лайнере в трюме корабля. Вот и завершение такой славной, богатой жизни. А какой в ней был смысл? Погоня за деньгами и богатством, суетливость и поиск развлечений – вот что было главным в жизни Господина из Сан-Франциско. Ни одни богатства, никакие денежные суммы не спасут нас от смерти. Все мы смертны. Чистый понедельник Превратности судьбы, испытание любовью Рассказ «Чистый понедельник» открывает нам историю любви двух человек. Бунин не называет их имен, говоря просто – Он и Она. Герои данного произведения были молодыми людьми, которые жили в достатке и процветании. У них было все, что пожелаешь. Обедали они в ресторанах, посещали театры, светские вечера, были в центре всеобщего внимания и восхищения. Но при такой внешней схожести и единстве, главные герои рассказа отличались друг от друга своим внутренним миром. Он был «слеп» к своей возлюбленной. Каждый день пытался угодить ей, приглашая в рестораны, на светские вечера, в театр. По выходным Он баловал ее «свежими» цветами, конфетами, новой литературой. Он был ослеплен своими чувствами к ней. Чувства любви не позволяли ему заглянуть в ее внутренний мир, понять его многогранность. Она оставалась для него загадкой. Он не раз находился в недоумении от ее поведения, от их отношений, ни разу не пытаясь в них разобраться. Про их отношения он однажды сказал: «Странная любовь!». Ему удивительно ее поведение в минуты близости, ему не понятно, почему она постоянно отвергает разговоры про их будущее. Бунин не наделяет своего героя той глубиной душевных переживаний, которые дает своей героини. Она безразлично принимает все подарки, посещает увеселительные заведения. В один из дней Она решает заявить, что желает посетить Новодевичий монастырь, ведь рестораны уже предельно надоели. Главному герою непонятны такие мысли и разговоры своей возлюбленной. Оказывается, что Он совершенно не знает ее. Ее увлечения русскими сказаниями, русским летописным становятся настоящим открытием для него. В свободное от увеселительных мероприятий время Она ходит на кремлевские соборы. Но все эти рассказы чужды для него, ему важно быть рядом со своей возлюбленной и наслаждаться каждой минутой, проведенной с ней. Для любовной лирики Бунина характерно то, что автор не показывает нам дальнейшего развития любовных отношений двух людей. Они не заканчиваются счастливым браком, крепкой семьей. Главная героиня «Чистого понедельника», разделив ложе с главным героем, не сказав ни слова, ушла. Она прислала ему письмо, в котором просила не искать ее и сообщила, что ушла в монастырь. Она долго не могла сделать выбор между удовольствием и гармонией. И только Чистый понедельник окончательно предопределил выбор главной героини и стал решающим в их отношениях. Куприн Александр Иванович Гранатовый браслет Истинная, настоящая любовь Одновременно женщина получала письма от местного чиновника Желткова с признанием в любви. Эти побуждения Вера считала несерьезными. Тайные желания обожателя вызывали у нее недоумение. О ее внешнем безразличии к поклоннику свидетельствовали долгие годы молчания и бездействия, когда она холодно читала и уничтожала его послания. Безответная любовь – чувство, которое суждено было испытать главному герою произведения. В душе мужчины таилась непередаваемая нежность к Вере, безумная страсть, преданность, которую он доказал в конце своего жизненного пути. Желтков оказался тем редким типом людей, которые способны любить искренне, бескорыстно, не требуя ничего взамен, находясь в готовности жертвовать ради любимой собой в любой момент. Его невероятное чувство осталось без ответа. Это не огорчало его, так как главное для главного героя было любить, наслаждаясь предметом своего обожания. После известия о гибели Желткова Вера посетила его дом и услышала произведение Бетховена. Только тогда женщина осознала, что теперь она самая несчастная на земле, так как позволила себе упустить шанс быть по-настоящему любимой и счастливой, не воспринимая серьезно отношение чиновника к себе. Роль музыки в произведении Классическая музыка прекрасна и гармонична, ее главной особенностью является сочетание глубины передаваемых переживаний с разнообразием музыкальных приемов. Именно данная соната помогла убедиться в том, что Желтков простил Веру Николаевну и не держит на неё зла: «Нет, нет, — он меня простил теперь. Всё хорошо». В музыке главная героиня нашла успокоение сердца и души, нашла силы для продолжения жизни, «И в уме её слагались слова. Они так совпадали в её мысли с музыкой, что это было как будто бы куплеты, которые заканчивались словами «Да святится имя твоё!»… Таким образом, музыкальное произведение в последней сцене придает исключительную завершённость и ясность. Максим Горький (Алексей Максимович Пешков )Челкаш Нравственная сторона поступков Гришка Челкаш имеет вид настоящего жулика: оборванная одежда, грязные босые ноги, худое угловатое тело, хищная походка и взгляд степного ястреба. Все вокруг знают, чем он промышляет на жизнь, и потому таможенный сторож Семеныч спешит выпроводить вора к портовым воротам. Но герой нисколько не стесняется своего положения, он даже гордится им. И вот Челкаш встречает молодого наивного Гаврилу, которого обманом уговаривает стать своим подельником. Но когда парень оказывается в полной власти Гришки, мы видим, как сомневается герой. Ему не хочется губить молодую жизнь и калечить судьбу Гаврилы: «И он завидовал и сожалел об этой молодой жизни… даже огорчался за нее, представляя, что она может еще раз попасть в такие руки, как его...» Разве подобные мысли могли бы прийти в голову человека, полностью лишенного нравственных принципов? Несмотря на то что Челкаш обманывает Гаврилу, завлекая его якобы на рыбалку, эта ложь дается герою нелегко. Когда, будучи уже в лодке, молодой человек спрашивает про снасти, которых у Челкаша, конечно же, нет, босяку становится «обидно лгать пред этим мальчишкой». При разделе прибыли, полученной за совершенное воровство, Челкаш также проявляет себя, как человек справедливый. Больше того, он дает Гавриле часть собственных денег сверх доли молодого человека, а затем и вовсе вручает парню всю сумму. В сцене, когда Гаврила умоляет вора поделиться с ним своими сбережениями, мы видим, как низко способен пасть такой, казалось бы, моральный герой. Ведь это Гаврила в начале рассказа боялся «загубить» свою душу, соглашаясь помочь «темному» Челкашу. А что же теперь? Теперь он уже готов убить ради наживы. Таким образом, Горький в своем рассказе показывает, насколько сложен может быть человек и как может быть неоднозначна его личность. Иногда под маской морали скрывается алчность и трусость, а порой в жуликоватом на вид бродяге можно отыскать высокие нравственные черты. На дне Тема ответственности человека за свою судьбу В этом произведении он описал жизнь людей, по тем или иным причинам проживающих в убогой ночлежке.Одни потеряли работу, другие кров и положение в обществе, третьи проигрались или много пили, четвертые были замешаны в преступлениях. Одним словом, это пьеса посвящена людям дна. Только сам человек может изменить свою судьбу. Сколько бы Лука не наставлял постояльцев, все они так и остались “на дне”, потому что сами не хотели ничего в себе менять. Автор этой пьесой призывал людей быть гуманнее и чаще полагаться на разум. Михаил Афанасьевич Булгаков Мастер и Маргарита Сила настоящей любви и милосердия Данная тема раскрывается в главной героине - Маргарите. Девушку переполняет любовь к ее возлюбленному, Мастеру. Герои, встретившись впервые, понимают, что всегда любили друг друга. Мастер и его роман о Понтии Пилате - вот ради чего живет Маргарита. Однако судьба не дает героям жить долго и счастливо и разлучает возлюбленных на длительное время. Мастер оказывается в психиатрической больнице, причиной этому послужил его роман о Понтии Пилате. Маргарита же живет со своим мужем, к которому не испытывает никаких чувств. Девушка безумно скучает по Мастеру, она готова пойти на любые жертвы, чтобы вернуть все на свои места. Случайно оказавшись на похоронах Михаила Берлиоза, Маргарита встречает Азазело, который дает ей возможность быть снова рядом с возлюбленным. Героиня без раздумий соглашается отдать душу дьяволу, ради любви. Наиболее ярко тема милосердия проявляется во время бала сатаны. Одна из гостей, Фрида, задушившая платком своего ребенка, просит помощи у королевы вечера. Маргарита заметила, что эта женщина нуждается в помощи даже больше, чем она сама. Пожертвовав своим желанием, своей мечтой о воссоединении с Мастером, героиня просит, чтобы женщина получила прощения. Что заставило Маргариту принять такое решение? Ни что иное, как милосердное сердце девушки, наполненное любовью, добром и состраданием. Александр Исаакиевич Солженицын Один день Ивана Денисовича Человек в нечеловеческих условиях Шухов на протяжении всего срока оставался человеком. Он по возможности всегда помогал другим, но никогда сам ни у кого не просил помощи. Шухов знал, что «долг платежом красен», а он не любил оставаться в должниках. Он поступал и относился к другим так, как хотел, чтобы относились к нему. Уважение к себе Шухов, заработал, своим трудом. Он отлично разбирался в плотничестве, строительстве, шил тапки другим заключенным и всегда при себе имел деньги, хотя в колонии их было иметь запрещено. Посылки жена ему перестала присылать, так как он строго запретил этого делать. Иван Денисович понимал, что на свободе у него дети, а забирать у них последнее – он не мог. , Шаламов Варлам Тихонович Колымские рассказы Человек в нечеловеческих условиях Равнодушие и даже жестокость по отношению к заключенным действительно похожи на ад. Сам В. Шаламов Колыму называл именно так – ад. И писатель стал своеобразным голосом из колымского ада. Он не побоялся открыть правду, рассказать о том, что он прошел лично и что не смогли пройти другие заключенные, которых убили или расстреляли. Писатель демонстрирует, что тюрьма никогда не сможет положительно повлиять на человека. Ни о каком жизненном опыте не может идти и речи, потому что жизнь заключенного уже сломана и разрушена тем, что он видел на Колыме. Лагерь, по мнению В. Шаламова, либо убивает человека, либо делает его нравственным негодяем и преступником, стремящимся к сохранению собственной жизни любой ценой. Одиночный замер Человек в нечеловеческих условиях Когда главному герою Дугаеву Баранов предложил закурить, центральный персонаж рассказа задумался над тем, что такое настоящая дружба. По его мнению, дружба может быть верной только в одном случае: когда она завязывается вне трудных условий. Тюрьма не способна сделать людей друзьями. Даже голод, холод и бессонница не способны стать причиной настоящей дружбы. Потому что в тюремных условиях есть только недоверие, злоба и ложь, а настоящая дружба проверяется и счастьем, и несчастьем. Виктор Петрович Астафьев Последний поклон Тема памяти, совести, связи поколений Это произведение о родине, в том значении, как понимает ее Астафьев. Родина для него — это русская деревня, трудолюбивая, не избалованная достатком; это природа, суровая, необыкновенно красивая — мощный Енисей, тайга, горы. Каждый отдельный рассказ «Поклона» раскрывает конкретную черту этой темы, будь то описание природы в главе «Зорькина песня» или детских игр в главе «Гори, гори ясно». Повествование ведется от первого лица — мальчика Вити Потылицына, сироты, живущего с бабушкой. Отец Вити — гуляка и пьяница, семью бросил. Мать Вити трагически погибла — утонула в Енисее. Жизнь мальчика протекала, как у всех остальных деревенских ребят: помощь старшим по хозяйству, сбор ягод, грибов, рыбалка, игры. Главная героиня «Поклона» — Витькина бабушка Катерина Петровна. И если Витька выбрался в новой жизни, то благодарить надо бабушку Катерину Петровну, которая молилась за него, постигала сердцем его страдания и тем из дальней дали неслышно для Витьки, но спасительно смягчила его хоть тем, что успела научить прощению и терпению, умению разглядеть в полной мгле даже малую крупицу добра, и держаться этой крупицы, и благодарить за нее. Валенти́н Григо́рьевич Распу́тин Прощание с матерой Нравственные вопросы в современном мире Центральное место занимает проблема малой Родины, отчего дома. Писатель показывает, как материнцы с уважением и любовью относятся к родной деревне. Для них эти места святые, ведь здесь они познали и настоящее горе, и настоящую радость. Но не всем дано понять ценность отчего края, поэтому находятся предатели, которые за деньги готовы жечь избы односельчан и даже свои. Так в произведении поступает Петруха. Разоблачая его мерзкие поступки, автор показывает читателю, как делать нельзя. С указанной проблемой тесно связана проблема родовой памяти. Материнцы не только чтут своих предков, но и хранят их традиции. Из поколения в поколение передаются местные легенды. Когда «чужаки» приходят разрушить кладбище, люди пытаются помешать им, в какой-то мере у них это получается. Проблема дружбы, взаимопомощи также занимает важное место. Например, в гостях у Дарьи Пинигиной постоянно собираются местные старухи, ведут душевные разговоры. Когда же у кого-то из них случается горе, другие, не задумываясь, спешат на помощь. Раскрывается в произведении и проблема супружеской верности. Например, Катерина рожает Петруху от женатого мужика, тот даже не скрывает свою измену. Немая Валька поддерживает любовные связи с материнскими мужиками, невзирая на то, что у них есть супруги. Шолохов Михаил Александрович Тихий Дон Главный герой романа – казак – Григорий Мелехов на протяжении всей истории находится в поисках истины, в поисках правды, скитаясь из одного лагеря в другой Мелехов был работящим и трудолюбивым. Он не боялся «пачкать» руки. Также, он был искренним и честным. Полюбив Аксинью, свои чувство он сохранил до конца жизни. Однако и в этом персонаже не все идеально. Он постоянно находится в поиске, колеблется и меняет свое мнение. По воле родителей, он женится на Наталье, хотя всем сердцем любит Аксинью. Так же неопределенно ведет себя казак и во время военных действий. Он постоянно пытается найти правду, понять, зачем нужна эта война, какой смысл его участия в ней? Во время пребывания на чужбине, Мелехов ищет смысл войны, пытается узнать основные принципы правления большевиков. В одно время он становится на их сторону, пытается жить по законам красных. Однако сквозь внутренний монолог читатель может наблюдать за теми душевными терзаниями, которые переполняют казака. Наблюдая за жестокими расправами красных над пленными, главный герой испытывает к ним призрение. Его чистая душа не приемлет такой жестокости и несправедливости. Мелехов отрекается и от красных, и от белых, называя всех одинаковыми. Воссоединившись, счастье возлюбленных было недолгим. Во время бегства на Кубань, смерть настигает Аксинью. Умирает женщина на руках любимого, даже не попрощавшись. Самое дорогое в жизни потеряно навсегда. Как же теперь жить главному герою? Все вокруг окрасилось в черный цвет. Только лишь мысль о сыне заставляла Григория дышать. Мелехов делает важный жизненный вывод. Лагерь красных, как и лагерь белых – это политика – грязная, кровавая и лицемерная. Герою осталось верить лишь в честный труд, дом и семью. После сотен бессонных, слезных ночей, возвращается Мелехов в родные края, стоит у порога своего хутора и видит маленького сынишку. Это все, что осталось после войны. |