Главная страница

изменение в культуре и быте в первой части 18 века. Изменения в культуре и быте в первой четверти 18 века. Изменения в культуре и быте в первой четверти 18 века


Скачать 81.5 Kb.
НазваниеИзменения в культуре и быте в первой четверти 18 века
Анкоризменение в культуре и быте в первой части 18 века
Дата27.05.2022
Размер81.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаИзменения в культуре и быте в первой четверти 18 века.doc
ТипДокументы
#552362

Изменения в культуре и быте в первой четверти 18 века
эпоха Петра 1, петровские реформы, просвещение и образование при Петре

Развитие экономики дает возможность вкладывать больше средств в культуру, в искусство. Само развитие требует грамотных, умных, образованных людей. Даже для работы на самом примитивном станке или на мануфактуре грамотность необходима.

Все петровские реформы пронизаны духом, необходимостью догнать, а по возможности обогнать Западную Европу. Это импортное, западное влияние становится очевидным в первой четверти XVIII века. Наиболее спорный момент петровских реформ, вокруг которого уже 300 лет идут споры: сторонники Петра говорят, что здорово – наша страна стала как Европа, а другие – ничего хорошего, ехали бы в настоящую Европу, ведь у нас всего лишь получилось нечто европейское на русской почве.

Так или иначе, для того чтобы догонять Европу, чтобы воевать против Европы, экономически с ней конкурировать, нужны были какие-то изменения в культуре.

Продолжился процесс освобождение из-под власти церкви. Это освобождение культуры – очень важная сторона петровских реформ. Одни говорят, что произошло освобождение, другие наоборот, что Петр обрушил основы русской культуры, создав гибель некоторых национальных традиций. Оценивать по-разному.

Огромную роль сыграла личность самого царя-реформатора. Без энергии, сил, тяги к знаниям Петра Великого, конечно, невозможны были бы такие масштабные изменения культуры, быта - царь проводил их легко и последовательно. Именно здесь проявляются те черты личности, за которые историки Петра очень любят, а некоторые столь же сильно не любят.

Наука, образование, просвещение. С начала XVIII века в России зарождается современная на тот момент европейская наука. В Аптекарском огороде в Москве (ныне это Ботанический Сад), начинаются «ростки» будущей русской биологии, ботаники как науки. В 20-х годах начинается сбор материалов по истории России, можно говорить о том, что зарождается наука история. Проводит эксперименты в Сухаревой башне Яков Брюс, злые языки говорят, что он колдун, а он астроном, наблюдает за звездами. Развиваются металлургия, горно-разведывательное дело. На Урал едут русские люди - их еще трудно назвать учеными, скорее, это люди, стремящиеся ими быть, чтобы найти руду, какие-то другие полезные ископаемые. То, что кормит Россию последние 20-30 лет, - все это зарождалось при Петре! Наверное, сейчас мы назвали бы эту науку «геологоразведка».

Развивается образование, именно при Петре Великом появляются первые цифирные или цифырные школы, отдаленно напоминающие наши сегодняшние. мало, Первые светские официальные государственные школы - это Петр I. Далее открываются специализированные школы – навигацкая, артиллерийская, инженерная, морская. Все они готовили офицеров, и, скорее всего, сегодня мы бы назвали их колледжами - средне-специальными учебными заведениями. Эти школы открываются в России в первой четверти XVIII века.

В связи с открытием школ появляются новые учебники - знаменитая арифметика Магнитского; в 1710 году проходит реформа алфавита, он становится более удобным; развивается скоропись, становится легче писать и читать, образование может получить большее количество людей.

Петр I, человек, не получивший образование, очень его ценил, тянулся к знаниям. Именно Петр заставлял дворянских недорослей получать образование, отсюда действовавший два года знаменитый указ, который запрещал дворянам жениться до тех пор, пока они не получат образование. В массовом порядке несколько сотен дворянских детей отправилось получать образование заграницей.

Все эти реформы, безусловно, положили начало российскому образованию, пока только среднему. Происходит прорыв в области просвещения: в 1719 году открывается первый русский музей – Кунсткамера. Несколько лет до этого действует первая русская библиотека.

Петр заманивал в музей, бесплатно выдавая стопарик спиртного от 100 до 200 грамм и пирожок на закуску. Не хотели тогда российские граждане ходить тогда по музеям. Сейчас, надо сказать, триста лет спустя, картина гораздо лучше: люди ходят и даже деньги за это платят, а тогда царь придумал такой нетривиальный способ привлечения населения в музей. Злые языки говорили, что это не совсем музей, а кунсткамера - место, где собраны уродцы, все необычное и т.д. Но, позвольте, ведь все музеи, и в передовой Европе в том числе, тогда были такими, это потом уродцев стали показывать в цирке, на ярмарках, а для XVIII века это первое в России просвещенческое учреждение.

Серьезные изменения происходят и в сфере искусства, в основном это связано с будущей столицей нашей Родины - Петербургом. С 1703 года строится этот новый, абсолютно нетипичный для России город. С одной стороны - он европейский, с правильной планировкой, правильными улицами, Петр пытался их сделать параллельными и перпендикулярными. Лично следят за строительством города, за архитектурным планом, европейские архитекторы Тризини, Леблон, Маттарнови, у которых учились русские мастера, такие как Коробов; итальянец Растрелли, отец знаменитого скульптора. Строятся первые здания: Петропавловская крепость с собором Петра и Павла, самым высоким зданием в России на тот момент.

Новые прекрасные здания в новом месте, новая столица. Немного обидно, что этот город по своему духу, по европейской правильности далековат от русской жизни. Словно в издевку над Петром Великим, стоит он на болотах: с одной стороны место выбрано очень удачно – Нева, торговля, флот, возможность морского общения с другими странами, а с другой - это постоянные наводнения, опасность прорыва воды и снизу, и сбоку, и сверху - отовсюду. Город, в котором 50 или 60 дней только в году светит солнце, не самый, может быть, удачный выбор для красивейшей новой столицы. Классицизм - именно так называется стиль, который к тому времени был уже одним из господствующих в Европе. Именно в стиле классицизм строится Петербург, именно в этом стиле будут работать первые русские художники – Матвеев, Никитин, Зубов, а первым жанром абсолютно светской русской живописи будет портрет.

Помимо этого, именно со времен Петра I происходит революция в изящных искусствах, в России возрождается искусство скульптуры. Летний сад - одно из любимых мест отдыха питерцев последние триста лет - наполняется скульптурами, привезенными из Европы. Европейские скульпторы приезжают сюда, чтобы возродить в России интерес к этому виду искусства, которое четыреста-пятьсот лет было фактически запрещено и не приветствовалось церковью. Резкие изменения происходят в быту. С 1 января 1700 года у нас заводится новый календарь. Новый год теперь не первого сентября и не первого марта, а 1 января, переход на новый стиль – теперь не 7 207, а 1700 год.

Изменения в одежде, произошедшие при Петре Великом, который переодел наши слои общества в дворянскую, европейскую одежду. Изменения в еде, появление светских праздников, которые возрождаются, - ведь Иван Грозный обожал скоморохов, медвежьи потехи. При Петре возрождается традиция фейерверков.

Меняются и бытовые привычки, появляется этикет, сам Петр участвует в создании книги «Юности честное зерцало», которая представляет из себя сборник правил хорошего тона и поведения для молодых людей. Появляются ассамблеи - предки балов - места сбора знати; они пока не танцуют, и вообще не очень знают, что на ассамблеях делать, но царю это нравится - главное ведь что как в Европе. Знать должна стоять, улыбаться, разговаривать о чем-то, люди очень хотели домой, и когда царь уходил, они быстренько разбегались по домам, скидывали с себя неудобную европейскую одежду, садились в свою национальную пить чай и наконец-то говорить о своем. Но буквально через десять-двадцать лет попробуйте представить себе Россию без балов в девятнадцатом, в начале двадцатого века.

Меняется ритм жизни, она становится быстрее, появляется первая газета «Санкт-Петербургские ведомости». Она еще неежедневная, нерегулярная, но все-таки уже какие-то новости о происходящем в Петербурге, за которыми люди начинают следить.

С одной стороны все эти изменения в культуре несли огромный положительный заряд, давали положительную возможность для развития России, без достаточно большого числа образованных людей страна развиваться не могла. Появляются очень многие вещи, без которых мы сегодня не представляем нашу жизнь, как хорошее – чай, кофе, картошка, так не очень хорошее – сигареты, пьянство, это активно вводил Петр Великий. Всепьянейший Собор до сих пор вызывает ужас у любого нормального человека, когда Петр спаивал людей, заставляя их пить литрами водку, иногда из-за стола выносили в прямом смысле слова трупы.

Петербург - красивый, чудесный город, но ведь каменное строительство было запрещено по всей остальной России, больше во всей огромной России нигде ничего не строилось.

Именно при Петре I зарождается слой русской интеллигенции, которая воспринимает западные стандарты, просвещение и образование одна из главных задач. Вот приезжие европейцы, относятся к России, как к стране дико отсталой. А как прикажете относиться, если сам царь говорит, что мы дикие, отсталые, приходите и учите нас? И наши русские люди, будущие работники умственного труда, воспринимают во многом это отношение к России. Мы образованные, мы умные, но мы все-таки европейцы, а малообразованное создание - это русский народ. К несчастью, и сегодня с экрана телевизора мы можем услышать похожие высказывания о нашем народе. Отрицательный момент - все реформы в области культуры и быта создали огромнейшую пропасть: ведь дворяне, горожане, теперь бреют бороды, ходят в европейской одежде, говорят с использованием европейских слов, едят европейскую еду, а 98% населения России продолжают жить, есть, говорить, одеваться и даже верить по-другому. Именно этот раскол среди русского общества и приведет через две сотни лет к страшным последствиям в виде жесточайшей революции, гражданской войны, когда две части России будут уничтожать друг друга, как будто они не единый русский народ, российская нация, а представители двух разных цивилизаций. По большому счету именно при Петре начинается этот разлом.

Подведем итог всей эпохи: в нашей и в мировой стенографии существует два основных взгляда на деятельность Петра Великого и на итоги его реформы.

Первый - западнический, по которому Петр делал все верно, догонял Европу и вообще молодец. Вы легко можете привести факты в пользу подтверждения этой точки зрения.

Второй взгляд - славянофильский, считающий, что все, что делал Петр Великий, он делал варварскими методами, которые ведут Россию не в сторону от нашего исконно русского пути с чаем, с сарафаном, с самоваром, с бородой и т.д.

Первые реформы начались не при Петре, а раньше, во второй половине XVII века, и это были реформы не Петра, а те реформы, которые требовала сама русская жизнь, но вот методы осуществления были варварские, грубые, жестокие, иногда абсолютно бестолковые. Например, следовало сообщать о каждом пожаре за 30 минут до возгорания.

Вы легко сможете найти аргументы и в пользу того, что Петр был великий и правильный реформатор, и в пользу того, что он был великий, но неправильный, и в пользу того, что реформатор он был хороший, но методы его превратили реформы в нечто противоположное, не слишком положительное для нашего с вами государства.
Русская культура в XVIII веке переживает примечательные изменения. Если до этого времени происходило накопление научных знаний, то теперь они превращаются в собственно науку. Кардинальные сдвиги происходят во всех областях. Провиденциализм в истолковании явлений природы и общества (исходя из промысла Божьего, проведения) уступает место рационализму.

Если в XVII в. наблюдаются лишь первые попытки, опыты изображения внутренней жизни человека, его помыслов, страстей, стремлений, добродетелей и пороков, то в XVIII столетии в этом плане далеко шагнули вперед. Это относится к литературе, живописи, скульптуре, в целом к культуре. Характерно для этого времени стремление к светскости, гуманистическому восприятию действительности.
Россия уже в этом столетии ускоренными темпами начинает ликвидировать отставание в культурном развитии, столь характерное для прошлых столетий (начиная с эпохи “Батыева разорения”). Отечественные ученые и писатели, поэты и живописцы, архитекторы и скульпторы сделали возможным титанический взлет русской культуры, произошедший в следующем столетии, которое с полным основанием называется золотым веком отечественной культуры.
Просвещение. Петровские преобразования затронули и сферу просвещения, образования. Для подготовки специалистов открыли школы: Навигацкую, артиллерийские, инженерные в обеих столицах; горные—на Урале; епархиальные и цифирные, гарнизонные и адмиралтейские — в провинции. В Москве существовала школа иностранных языков. В Петербурге основали Морскую академию. Дворян для обучения наукам посылали в Германию и Нидерланды, Италию и Англию.
Издавались учебные пособия, учебники, словари, буквари. Основы математических наук излагал Л. Ф. Магницкий в своей “Арифметике” (первое издание— 1707 г.).
“Ведомости”, первую печатную газету в России, могли купить все желающие. Ввели гражданский шрифт, более простой и понятный, а церковнославянский шрифт употреблялся только в богослужебных книгах. Арабские цифры сменили старые буквенные обозначения.
В середине—второй половине столетия грамотных людей становилось все больше. К началу XIX в. в стране существовало 550 учебных заведений с 62 тысячами учащихся. Это был шаг вперед. Но Россия сильно отставала от многих европейских стран. Например, во Франции имелось до 8 тысяч школ (1794 г.). Срок обучения составлял от трех до пяти лет. Учились по “Арифметике” Л. Магницкого, “Грамматике” М. Смотрицкого, “Первому учению строкам” Ф. Прокоповича, азбукам, часослову. Псалтирю. Среди учеников общеобразовательных школ были дети крестьян и ремесленников, мастеровых и солдат, матросов. Существовали особые солдатские школы — для детей солдат, продолжившие традиции цифирных школ Петра I.
Для обучения дворян возможностей было больше — частные пансионы, шляхетские корпуса (Сухопутный, Морской, Артиллерийский, Инженерный), институт благородных девиц (Смольный институт в Петербурге). В 66 духовных семинариях и школах обучались дети православного духовенства.
Действовали специальные школы: горные, медицинские, штурманские, межевые, коммерческие и другие, всего около двух десятков.
В 1725 г. появилась Академия наук в Петербурге, при ней — университет и гимназия. В 1755 г. основали, по почину И. И. Шувалова и М. В. Ломоносова, Московский университет. Университет выпустил большое число специалистов по разным отраслям знаний, из них вышли многие крупные ученые. В 1757 г. начала обучение Академия художеств.
Во второй половине столетия власти предприняли интересную попытку реформы образования и воспитания. Ее инициатором и активным проводником в жизнь стал Иван Иванович Бецкой. Внебрачный сын генерал-фельдмаршала И. И. Трубецкого, он родился в 1704 г. в Стокгольме, где отец находился в плену. По возвращении в Россию его отправили в Данию, где получил образование. Немало путешествовал по Европе. Затем с 1729 г. служил в Коллегии иностранных дел. В 1747 г., выйдя в отставку, уехал в Париж, где прожил 15 лет. Познакомился с энциклопедистами, их и Руссо идеи по части воспитания юношества вдохновили его.
В начале 1762 г. император Петр III вызвал его в Петербург, и он возглавил Канцелярию строения домов и парков. В этой должности он способствовал украшению Северной Пальмиры — в столице появились памятник Петру Великому работы Фальконе, решетка Летнего сада, один из невских мостов и гранитные набережные. Воцарение Екатерины II, матери которой в свое время представили Бецкого, принесло ему огромные богатства и начальствование над рядом заведений—Академией художеств, Сухопутным шляхетским кадетским корпусом и, самое главное, воспитательными домами в Москве и Петербурге, Смольным институтом (“воспитательным обществом благородных девиц”).
В основу своей педагогической реформы Бецкой положил идею создания новой породы людей путем воспитания. По его мысли, заимствованной у французских просветителей и поддержанной императрицей, цель воспитания юношества — дать ему хорошее общее образование и 'нравственное развитие (“облагорожение сердца”). Для этого учеников нужно изолировать от косной среды, из которой они вышли, и поместить в закрытые школы (интернаты) . Тем самым “зверообразные и неистовые в словах и поступках” старые рутинеры не смогут на них влиять.
Конечно, расчет на изоляцию учеников от общества был наивен — они возвращались в него после окончания своего обучения. Однако усилия Бецкого способствовали распространению общего образования. Он же положил начало женскому образованию. По его инициативе создавались городские училища, воспитательные мещанские училища при Шляхетском корпусе и Академии художеств.
Наука. Развитие науки вызывалось практическими потребностями государства, появлением значительного числа ученых из русских и иностранцев, расширением связей с мировой наукой. В связи с проведением большого количества экспедиций в разные концы страны ее участники составляют карты Балтийского и Каспийского морей, Дона и Камчатки и т. д. И. К. Кирилов свел воедино географические открытия в своем “Атласе Российской империи” (1734 г.).
При Петре I создали труды по истории Северной войны — “Книгу Марсову”, “Историю Северной войны”. Для пропаганды научных знаний открыли в Петербурге Кунсткамеру (1719 г.) с ее историческими реликвиями, зоологическими и иными коллекциями (“монстры”, всякие диковины, раритеты). Во второй четверти XVIII в. В. Н. Татищев создал обобщающий труд — “Историю Российскую”. В ней использовано большое число разных источников, в том числе русских летописей, включая те, которые не сохранились до нашего времени. Тем самым отрывки из них, приведенные в его труде, во-первых, дают, сведения о событиях, отсутствующие в других, известных нам летописях, во-вторых, позволяют более полно изучить историю самого летописания. В связи с этим в исторической науке последних десятилетий ведутся споры: одни ученые, исследуя “татищевские” известия из летописей, не доверяют им, считают их выдумками знаменитого историка XVIII столетия. Другие, наоборот, исходят из того, что он цитировал, пересказывал подлинные, но не сохранившиеся рукописи. Историки подтверждают свои выводы детальным анализом “татищевских” известий в сравнении со всеми другими источниками. Татищев делал то, что было обычным для его времени: иногда вольно перелагал записи источника, сопровождал их своими дополнениями, рассуждениями и т. д., и это нередко вводило и вводит в заблуждение его критиков.
Ученым-энциклопедистом, первым русским академиком стал М. В. Ломоносов, о котором Пушкин сказал, что он, основатель Московского университета, “сам был первым нашим университетом”. Упорный труд, гениальные способности сделали его титаном науки — он работал в области физики и химии, астрономии и минералогии, геологии и горного дела, истории и географии, лингвистики и поэтики. В этих и других отраслях знаний ученый оставил глубокий след. Ломоносов открыл, например, закон сохранения материи и движения, обосновывал теории атомно-молекулярного строения вещества, причины поднятия материков и горообразования и т. д. В исторической науке он решительно критиковал ученых Байера и Миллера, их норманнскую теорию. История русского народа, его языка начинается, как доказывал он, с “глубокой древности”, а отнюдь не с призвания варягов, которых он считал жителями южного побережья Балтики.
Работавший одновременно с Ломоносовым в Академии Л. Эйллер, великий математик, называл его “гениальным человеком, который своими познаниями делает честь настолько же академии, как и своей науке”.
За Ломоносовым последовала целая плеяда выдающихся русских ученых. М. В. Севергин стал основоположником русской минералогической школы. С. П. Крашенников составил знаменитое “Описание земли Камчатки”, И. И. Лепехин — описание земель Поволжья, Урала, Сибири (“Дневные записки”).
Тогда же, во второй половине столетия, закладываются научные основы биологии, агрохимии и других отраслей знаний. В области истории работают выдающиеся ученые — М. М. Щербатов (“История Российская от древнейших времен”), И. Н. Болтин.
Общественно-политическая мысль. Петровские реформы, бурная жизнь страны в эпоху Северной и других войн, дворцовых переворотов породили большое число откликов со стороны современников.
В петровское время появилось немало записок, “прожектов”, авторы которых выступали в поддержку реформ, предлагали те или иные меры. И. Т. Посошков, автор “Книги о скудости и богатстве”, выразитель интересов купечества и крестьянства, ратует за развитие отечественной промышленности, торговли. Для этого следует проводить политику протекционизма в интересах русских предпринимателей, а купцов-иноземцев следует привести “во смирение”. В интересах государства нужно регламентировать повинности крестьян в пользу владельцев. “Крестьянам,— утверждал автор,— помещики не вековые владельцы”.
Для упорядочения административных и судебных учреждений Посошков предлагал посадить в них вместо “великородных” людей из любых других сословий, если в них “острота ума есть”, “истребить” “всяких разных явных и потаенных грабителей”. Он — сторонник равенства всех сословий перед судом. Посошков предложил подготовить новое уложение с помощью выборных от всех жителей России, в том числе и крестьян. Проект этого кодекса законов должен быть опубликован для обсуждения, внесения поправок (“народосоветие”).
Об итогах реформ и Северной войны идет речь в “Рассуждении о причинах Свейской войны” вице-канцлера П. П. Шафирова (послесловие к нему написал сам Петр I). Феофан Прокопович, вице-президент Синода, знаменитый проповедник, в “Духовном регламенте” и “Правде воли монаршей” выступает, в соответствии с замыслами Петра, сторонником подчинения духовенства светской власти. Он же говорит о том, что царь волен завещать престол тому, кому пожелает, вне зависимости от степени родства наследника. Из трех форм государственной власти—демократии (народодержавства), аристократии и монархии—наиболее приемлема третья, т.е. неограниченная власть монарха.
В богословских трактатах, проповедях Прокопович прославляет успехи России на поле брани, в развитии промышленности, торговли, проведении реформ.
Историк Татищев во многих записях, “мнениях”, “проектах”;. ратовал за развитие ремесла и мануфактур, торговли и сельского хозяйства. Главный и честнейший стан государства, т. е. его опора, по его мнению,— это дворянство.
Ускорение экономического развития России — мысль, пронизывающая многие сочинения Ломоносова. Он возвеличивает труд;
лишь дела должны определять положение человека, а не знатная порода, титул, заслуги предков. Гениальный помор уповает на волю монарха, на реформы сверху. Он — сторонник “просвещенного абсолютизма”. В просвещении всех сословий, в том числе крестьян, Ломоносов видит огромную пользу для государства. Он убежден: “в университете тот студент почтеннее, кто больше знает. А чей он сын, в том нет нужды”.
Критика крепостничества прозвучала в сочинениях А. Я. Поленова, солдатского сына, И. Г. Эйзена, лифляндского пастора, и Л. Кенемана, митавского адвоката, в речах депутатов Уложенной комиссии 1767—1768 гг.—дворян Г. С. Коробина и Я. П. Козельского, крестьян И. Чупрова, И. Жеребцова, казака А. Алейникова И других. Депутаты ставили вопрос о смягчении крепостного права, ограничении, постепенном освобождении от него.
Деятели русского Просвещения, видевшие в распространении знаний, науки, совершенствовании разума главный путь преобразования общества, многое сделали для издания книг и журналов, переводов сочинений мыслителей Европы. Они же остро поставили и крестьянский вопрос. Н. И. Новиков в своих журналах, больше всего в “Трутне” и “Живописце”, поместил немало статей об аморальности крепостного права.
А. Н. Радищев в книге “Путешествие из Петербурга в Москву” (1790 г.) нарисовал картину подневольного существования русского крепостного крестьянства. Осудив крепостничество, он пишет о том, что необходимо провести “совершенное уничтожение рабства”, передать землю крестьянам. Столь же решительно Радищев осуждает монархию: “Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние”.
Фольклор. В народе из уст в уста передавались, накапливались предания, легенды, воспоминания о прошлом Руси. Они отразились в былинах и сказках, пословицах и поговорках, бытовых и исторических песнях. Сберегалась историческая память о временах киевских богатырей и Куликовской битвы. Грозного царя и Смуты начала XVII в. Большой популярностью пользовались песни о Ермаке и Степане Разине.
Во многих произведениях народного творчества их составители показывают “свирепство” помещиков, подневольное положение крепостных. “Куда ты ни сунься,— везде господа”,— сетует анонимный “Плач холопов”. Столь же горестно смотрят на свою жизнь составители крестьянских, солдатских песен, лубочных листков (картинки с текстами).
Литература. В XVIII в. гораздо более широкий размах приняло печатание книг по разным отраслям знаний. Преимущество получают светские книги.
В повестях разрабатываются сюжеты из окружающей жизни:
в них мы встретим живые образы людей той поры — то мелкого дворянина, плута и пройдохи из Старой Руссы (“Повесть о Фроле Скобееве”), то дворян и купцов—поклонников европейских нравов и удовольствий (“О российском матросе Василии”, “История о Александре, российском дворянине”, “История о российском купце Иоанне”).
В середине XVIII в. в русской литературе утверждается классицизм. Возник он под воздействием западноевропейского, более раннего по времени, но приобрел свои характерные черты — пафос национальной государственности, абсолютной монархии. Родоначальник классицизма в России — А. Д. Кантемир, сын молдавского господаря, перешедшего на службу к Петру Великому. Вершины это направление достигло в торжественных, философских одах Ломоносова с их идеями мудрого монарха и общенародного культурного прогресса.
Русский классицизм представлен именами А. П. Сумарокова, его главы, М.М.Хераскова (тоже из молдаван), В. И.Майкова, Я. Б. Княжнина и др. Проповедуя высокие гражданские чувства, благородные поступки, они исходили из мысли о неразрывности интересов дворянства и самодержавной государственности.
На смену классицизму в конце века приходит сентиментализм. Ему присущи сугубый интерес к чувствам, переживаниям, интересам простого человека, особенно из средних сословий. В жанре сентиментальной повести, сентиментального путешествия писал Н. М. Карамзин, будущий великий историк. Тонко передавая глубокие переживания простых людей, поселян, он впервые в русской литературе попытался нарисовать внутренний мир крестьян.
В ряде произведений, относящихся к жанру классицизма, явственно видны элементы реализма. Д. И. Фонвизин в “Бригадире” и “Недоросле” метко, реалистично описывает жизнь помещичьих усадеб, нравы их владельцев, сочувствует судьбе крестьян, положение которых, по его мысли, требует облегчения путем смягчения нравов дворянства, его просвещения.
Творчество Г. Р. Державина также нередко вступало в конфликт с канонами классицизма в поэзии. Он стал одним из предшественников А.С. Пушкина





написать администратору сайта