Главная страница
Навигация по странице:

  • «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ)

  • «Журналистское творчество в журнале «Антенна – Телесемь» и газете «Красное знамя» в жанре интервью » Выполнила: ст. гр. ЖРк-115 Шаповалова А.

  • Проверил: к.ф.н., доцент Леонтьева С.Ю. Владимир, 2018 Содержание

  • Глава 1. Теоретическая часть Понятие интервью

  • 1.2. Виды интервью в зависимости от темы

  • 1.3. Журналистское творчество в интервью

  • Глава 2. Практическая часть 2.1. Жанр интервью в газете “Красное знамя»

  • 2.2. Жанр интервью в журнале «Антенна - Телесемь»

  • курсовик. Журналистское творчество в журнале Антенна Телесемь игазете Красное знамя в жанре интервью


    Скачать 56.4 Kb.
    НазваниеЖурналистское творчество в журнале Антенна Телесемь игазете Красное знамя в жанре интервью
    Дата08.01.2019
    Размер56.4 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакурсовик.docx
    ТипИнтервью
    #62803

    Министерство образование и науки Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    Высшего образования

    «Владимирский государственный университет имени

    Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

    (ВлГУ)

    Кафедра журналистики, рекламы и связей с общественностью

    Курсовая работа

    по дисциплине

    «Журналистское мастерство»

    на тему:

    «Журналистское творчество в журнале «Антенна – Телесемь» и газете «Красное знамя» в жанре интервью »

    Выполнила:

    ст. гр. ЖРк-115
    Шаповалова А.


    Проверил:

    к.ф.н., доцент

    Леонтьева С.Ю.

    Владимир, 2018

    Содержание



    Введение

    На сегодняшний день жанр интервью является одним из самых популярных и востребованных. Многие журналы и газеты выделяют отдельную рубрику, посвящая ее интервью. Данный жанр дает возможность каждому человеку заявить о себе, о своих взглядах и мировоззрении. Читатель, может больше уточнить о людях, которые его окружают, узнать какие они не только в профессиональной деятельности, но и в обычной жизни, сравнить свои жизненные взгляды с позицией этих людей, узнать мнение по поводу определенной ситуации совершенно незнакомых ему людей. Интервью так же может содержаться в других жанрах печатной журналистики.

    Интервью, как жанр стал особенно популярен в 90-х годах 20 века. Сейчас этот жанр присутствует практически в любом издании, даже если в небольших количествах. По своей природе журналистское интервью представляет явление особой социальной значимости.

    Интервью журналиста с собеседником – это не просто разговор двух людей на значимые темы. Этот процесс несет за собой более глобальную цель: создать новый информационный продукт - актуальный, общественно значимый и т.д. В современном мире, где стало так много этого жанра, приходится все время придумывать что-то новое, чтобы интервью было не только полезным для восприятия, но и привлекательным для читателя.

    Интервью как жанр за время своего существования прошел ряд изменений, которые касаются типологии, характера функционирования, стилистики, что в значительной степени определяется социальным контекстом. Это касается материалов жанра интервью, представленных как в центральной прессе, так и в региональных изданиях.

    Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что интервью является одним из самых популярных жанров газет и журналов. Кроме того, это один из самых распространенных методов получения сведений. И журналисты все больше обращаются в своем творчестве к методу интервью. Помимо этого, данная проблема может быть интересна не только людям, работающим в сфере журналистики, но и любому другому человеку.

    Предметом данного исследования послужит газета Киржачского района «Красное знамя» и журнал «Антенна – Телесемь». Объектом исследования выступают материалы, которые содержат в себе интервью.

    Целью данной работы является сопоставление журналисткой работы в жанре интервью в газетах и журналов. Для достижения этой цели необходимо поставить и выполнить несколько задач:

    - рассмотреть интервью, как жанр журналистики;

    - рассмотреть виды интервью;

    - изучить материалы, содержащие интервью в районной газете и журнале;

    - проанализировать материал и сделать вывод в разнице работы журналистов.

    Теоретико-методологическая база работы – это в первую очередь непосредственно сами номера газеты «Красное знамя» и журнала «Антенна - Телесемь», учебники по теории журналистики, из которых мы сможем поподробнее узнать о жанре интервью и его видах, а так же различные специализированные сайты.

    Перед тем, как переходить к анализу непосредственно примеров, поговорим вкратце о самом понятии интервью как журналистского жанр, и чем он отличается от других жанров.

    Глава 1. Теоретическая часть

      1. Понятие интервью

    Понятие интервью используется в двух значениях: как метод сбора информации и как жанр. В первом случае интервью - один из трех способов получения информации журналистом. Два других способа - это наблюдение и работа с документами. Интервью как метод сбора информации в свою очередь подразделяется на жанровое (для подготовки текста в жанре интервью), расследовательское (для получения информации) и репортажное (для выявления особенностей человека, чтобы потом отразить их в тексте).

    Но нас интересует именно второе значение слова интервью. Интервью в журналистике — один из жанров в форме разговора журналиста с социально значимой личностью по актуальным вопросам.1 Из всех имеющихся источников мы можем понять, что интервью – это именно беседа, в которой должны присутствовать реплики как журналиста, так и собеседника. В обычном же интервью на ответы собеседника отводится 70-90% текста. Проводить беседу может журналист, по авторитетности равнозначный собеседнику, чтобы мнение этого журналиста было также интересно читателям, как мнение собеседника. Если же рядовой журналист говорит в интервью столько же или больше, чем собеседник, - это признак недостаточной квалификации.2

    Если исходить из этимологи английского слова interview — «беседа», то, по сути, любое интервью должно представлять собой беседу между субъектами по общению, из которого должны ясно вытекать следующие положения: кто беседует, с кем, по какому поводу и с какой целью. По количеству участников беседы разговор может состояться между двумя, тремя и более людьми. Вступая в беседу, люди, естественно, ставят перед собой определенные коммуникативные цели и задачи, т. е., говоря иными словами, у каждого разговора, чтобы он не превратился в пустую болтовню, должен быть свой предмет разговора, который, в свою очередь, определяет тему, в процессе раскрытия которой возникают вопросы. В отличие от межличностного общения любая журналистская беседа должна найти свое отображение в конкретном журналистском произведении.

    Советский и российский исследователь журналистики Александр Алексеевич Тертычный считает, что в журналистике существуют три главных способа отображения:

    1. фактографический - нацелен на фиксацию неких внешних, очевидных характеристик явления, на получение кратких сведений о предмете;

    2. аналитический – нацелен на проникновение в суть явлений, на выяснение скрытых взаимосвязей предмета отображения;

    3. наглядно-образный – нацелен не только и не столько на фиксацию внешних черт явления или рациональное проникновение в суть предмета, сколько на эмоционально-художественное обобщение познанного».

    По своей предметной ориентации жанр интервью всегда нацелен на отображение определенного мнения людей о тех или иных событиях, явлениях и тенденциях жизни. Подобного рода мнение может быть выяснено через обращение к отдельному человеку, а может быть взято у совокупности людей. Отсюда и возникли следующие виды интервью: коллективное, когда на один и тот же вопрос (или группу вопросов) отвечает несколько человек, индивидуальное интервью, которое может обеспечить получение обширной информации о респонденте. 3

    В зависимости от цели интервью делятся на информационное, оперативное, интервью-портрет, интервью-расследование, беседа, флеш-интервью и другие. 4

    В следующей части нашей работы предлагаем более детально ознакомится с разновидностью интервью.
    1.2. Виды интервью в зависимости от темы

    Интервью в зависимости от темы бывают трех видов - предметное, личностное и предметно-личностное.

    1.Предметное интервью. Темой предметного интервью является положение вещей в какой-либо сфере деятельности. Обычно это интервью с экспертом. Собеседник интересен журналисту ровно настолько, насколько он с этим положением вещей связан. Например, сотрудник милиции рассказывает, как уберечь квартиру от воров. Врач объясняет, как обезопасить себя от эпидемии гриппа. Финансовый консультант делает прогноз, насколько затяжным будет кризис на бирже. В данном случае личная жизнь собеседника и его мнение по другим вопросам журналиста не интересует. Героем предметного интервью может также быть очевидец или участник события. Это уже информационное интервью, один из новостных жанров. Задача журналиста - узнать, как можно больше подробностей и деталей случившегося.

    По структуре предметное интервью состоит из трех частей. Вначале показывают связь собеседника с темой. Затем идет разбор предмета с целью его представления, прояснения и оценки. Завершается предметное интервью упорядочением сказанного, подведением итогов, практическими рекомендациями читателям.

    2.Личностное интервью. В личностном интервью темой, наоборот, является человек, с его мнением по различным вопросам, суждениями, личной жизнью. В роли персонажей личностного интервью, как правило, выступают уже известные читателям люди - звезды шоу-бизнеса, спортсмены, политики. В разговоре могут быть затронуты любые факты и сферы жизни. Не важно, о чем конкретно пойдет речь, потому что цель журналиста - не добыть какую-то определенные факты, а показать, что скрывается за образом человека, выяснить более личную информацию.

    По структуре личностное интервью может напоминать психологический тест, когда последовательно раскрываются различные стороны личности респондента. Оптимальная стратегия журналиста - сочетание непрямых открытых вопросов («Расскажите, пожалуйста, о.») и провокационных («Почему вы все время себя хвалите?»). Завершить интервью желательно вопросом (или серией вопросов), который поставит собеседника в тупик, заставит оправдываться или покажет его читателям с самой неожиданной стороны.

    3.Предметно-личностное интервью. В предметно-личностном интервью темой является конкретный человек, который интересует читателей не сам по себе, а в связи с каким-то конкретным делом. При этом если в предметном интервью персонажем может быть любой человек определенного статуса, то в предметно-личностном - только этот и никто другой. Классические примеры героев предметно-личностного интервью - выигравший соревнования спортсмен, получивший премию ученый, освобожденный из плена заложник. Вопросы в таком интервью касаются исключительно предмета разговора. Частная жизнь персонажей, как правило, остается за кадром.

    По структуре предметно-личностное интервью может напоминать анкету, когда собеседника последовательно расспрашивают о том, как он двигался к своей цели. Однако, чтобы интервью не превратилось в перечень банальных ответов, журналисту необходимо искать неожиданные аспекты темы, выявлять напряженные и комические эпизоды, которые пережил персонаж интервью при движении к своей цели.5

    1.3. Журналистское творчество в интервью

    Газетчики задают дурацкие вопросы. Они смотрят на солнце

    и спрашивают, светит ли оно.

    Сонни Листон6

    Интервью — всегда долгое и кропотливое занятие, при котором вы не отступаетесь от вопроса, на который хотите получить ответ, или от темы, которую хотите понять до конца. Интервью — это не тот случай, когда вы можете высказать свое мнение, блеснуть эрудицией либо развернуть жаркую полемику.

    Большинство интервью проходит гладко. Но все же бывают ситуации, которые вызывают у нас определенные трудности: расспрашивать людей, которые чувствуют себя скованно и не рвутся разговаривать, а также тех, кто явно уклоняется от ответов или настроен враждебно. Для того, чтобы таких ситуаций не возникало, рассмотрим несколько правил, которые пригодятся нам для взятия интервью:

    1. Нужно понимать, чего мы ждем от интервью.

    Подготавливаясь к интервью необходимо иметь четкое представление об информации, которую мы хотим получить от собеседника. До того как задавать вопросы, представьте, как будет выглядеть законченный материал и, следовательно, какая информация вам нужна. Не забывайте о своей будущей статье и во время интервью, следя за тем, как меняет ее поступающая информация

    2. Простые вопросы — самые лучшие.

    Журналистика практически не знает случая, когда бы так называемые мудреные вопросы приносили плоды. Такие вопросы, как правило, выдают человека неопытного либо озабоченного производимым впечатлением, а не мыслью о хорошей статье. Простыми вопросами мы называем следующие: Кто? Что? Где? Когда? Как? Почему? Если вы получите удовлетворительные ответы на эти вопросы, ключевая информация будет практически у вас в кармане. Если ваша статья посвящена каким-то событиям, то главной задачей становится установление последовательности происходившего.

    3.Лучше собрать много информации, чем недобрать ее.

    В большинстве случаев вам представится только одна хорошая возможность взять интервью у необходимого источника. Воспользуйтесь этой возможностью в полной мере. Помните: сколь бы опытны вы ни были, вы не знаете, какой получится статья, пока не сядете за стол.

    4 Не бойтесь выглядеть глупым.

    Все, кто хоть какое-то отношение имеет к журналистике, были в такой ситуации, когда нам что-то рассказывают, но мы не имеем не малейшего представления, о чем говорит собеседник. Мы боимся попросить объяснений и выставить себя глупым. А после беседы садимся писать статью и видим, что нам еще разбираться и разбираться с тем, чему мы столько времени внимали с понимающим видом. Никогда не бойтесь показаться глупыми, задавая элементарные вопросы.

    5.Меньше вопросов-штампов.

    Спросить кого-то, кто только что пережил трагедию «Что вы чувствуете?» — значит напроситься в ответ на избитую фразу, а то и на категорический отказ отвечать. Если люди только что потеряли в авиакатастрофе своего единственного сына, каких чувств вы от них ожидаете? И тем не менее, каждый день в колонках новостей самые легко предсказуемые эмоции («Я пришел в восторг, выиграв эти деньги», «Нас страшно расстроило увольнение без компенсации») преподносятся с таким видом, будто это плоды внезапного озарения.

    6. Прислушивайтесь к ответам.

    Порой можно так увлечься обдумыванием следующего вопроса или записыванием ответа, что мы практически не слышим того, что нам говорят. Через десять минут после интервью обычно поздно оценивать важность — или абсурдность — того, что было сказано. Особенно это верно в случаях, когда люди делают в интервью экстраординарные заявления.7

    На самом деле советом, как сделать интервью более красочным и интересным достаточное количество. Мы обратились лишь к самым важным из них. Самое важное, это мастерство журналиста. Как он использует эти советы на своей практике, а может и придумает свои, более действенные. Предлагаю более подробно разобраться на примерах в следующей главе.

    Глава 2. Практическая часть

    2.1. Жанр интервью в газете “Красное знамя»

    Газета Киржачского района «Красное знамя» основана 27 апреля 1931 года и выходит до сих пор два раза в неделю: во вторник и пятницу. Сама по себе газета небольшая, состоит всего из 8 полос, цветного изображения не имеется. Но эта газета имеет особое значение у жителей города, так как помимо нее другой прессы в районе нет. В настоящее время спрос на эту газету заметно упал из-за развития прогресса: в каждом доме есть как минимум один телевизор, да и интернет давно есть даже на мобильном телефоне. Неизменными поклонниками местной газеты становятся ее давние почитатели, т.е. люди пожилого возраста.

    Жанр интервью не пользуется большой популярностью в этой газете, во- первых, из-за ее небольшого объема, во-вторых, из-за незначительного количества событий, происходящих в городе и районе. Но, несмотря на это, его практически всегда помещают на первую полосу. На практике проверено, что люди, которые до сих пор покупают сие издание, в первую очередь читают именно интервью.

    В данном издании преимущественно используется предметное интервью. Чаще всего это беседа с представителями власти по каким-либо актуальным вопросам, либо выяснение имеющихся в городе проблем и т.д. Предлагаю рассмотреть специфику данного жанра в газете «Красное знамя» на нескольких примерах.

    Во-первых, рассмотрим интервью с заместителем председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Киржачского района. Темой интервью было предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Как мы можем увидеть, данное интервью является предметным, так как нам неважно с кем оно веется, главное узнать информацию. Вопросы в данном интервью не отличаются оригинальностью, сразу видно, что они направлены на прямое получение фактов.

    - Как в рамках операции «Подросток» осуществлялась организация отдыха и занятости детей и подростков в летние каникулы?

    - Расскажите, пожалуйста, какая работа проводилась в рамках мероприятия «Беспризорные, безнадзорные дети».8

    Из примера мы видим, что в интервью используются простые вопросы, как советует Дэвид Рендалл в своей книге «Универсальный журналист». Простыми вопросами мы называем следующие: Кто? Что? Где? Когда? Как? Почему?9 Несмотря на свою простоту, интервью не смотрится перегруженным. Другого типа вопросы здесь и не нужны, так как тема интервью этого не требует.

    Следующим примером мы хотим показать, что не все вопросы для интервью в этой газете такие же краткие и простые. В выпуске №82 размещено интервью на тему ремонта дорог, излюбленную тему маленького города Киржач.

    - На участке улицы Некрасовской недавно был построен новый тротуар и отремонтирована дорога. Этот участок автодороги имеет социальное значение: во-первых, он соединяет главные улицы города – Гагарина и Ленинградскую, в самом центре Киржача, во-вторых, здесь расположено отделение «Почты России», которое обслуживает значительную часть населения города. Поток машин, проходящий по данному участку, тоже достаточно приличный. В связи с этим вопрос: насколько качественно, по мнению специалистов гор администрации, произведен ремонт автодороги, какой фирмой он производился и, если известно, то какая у неё репутация? И ещё интересно было бы узнать, каков гарантийный срок этого объекта?10

    Из данного выше примера мы видим как минимум два нарушения. Во-первых, текст вопроса слишком перегружен. На первый взгляд, кажется, что это и есть ответ на вопрос, пока не начнешь читать сам текст. Собеседник, который должен на него ответить, может просто потерять мысль вопроса за то время, пока его слушает. Во-вторых, не нужно в один вопрос пытаться вставить несколько. Может показаться, что это облегчит журналисту работу, ведь если задать как можно больше вопросов сразу, то человек быстрее на них ответит. Но на самом деле такая схема навряд ли сработает. Почему? На этот вопрос может быть несколько вариантов ответа:

    1.Человек, даже если очень внимательно слушает вопрос журналиста, скорее всего запомнит только последний из заданных ему вопросов, либо самый интересный для него.

    2. Собеседник скорее всего ответит на тот вопрос, на который ему будет легче подобрать нужные слова. Особенно это касается таких тем, где отвечать нужно осторожно. (в нашем случае это ремонт дороги)

    Следующий пример касается достаточно щепетильной темы, а именно темы брака и развода. Если говорить конкретнее, то в этом интервью с заведующей отделом ЗАГСа состоялся разговор об изменяющихся возрастных рамках людей, вступающих в брак и расторгающих его.

    - Из озвученных Вами цифр можно сделать вывод, что семейные пары, находясь в зрелом возрасте, гораздо реже решаются на развод, чем молодые супруги. Развод - это всегда стресс для супругов, но не меньше от него страдают и дети. Скажите, пожалуйста, сколько пар, расторгнувших брак в этом году, имеют детей в возрасте до 18 лет?11

    Вопрос, который задал журналист в примере ниже связан с детьми, которые имеются у людей, разорвавших свой брак. Но на сколько мы можем заметить больше половина вопроса заняла темы возраста разведенных людей. В данном примере не соблюдено правило простых вопрос, он сам по себе перегружен лишними подводками к нему, от чего теряется его суть. Такие длинные, громоздкие вопросы портят любое интервью, за малым исключением, потому что из-за их размера сложно определить какая именно информация нужна журналисту.

    В качестве другого примера предлагаю рассмотреть фрагмент интервью с директором детской школы искусств им. Халилова.

    - Ольга Ивановна, с каким настроением Вы вступили в новый учебный год?12

    В данном случае мы видим пример использования вопросов-штампов. Как говорится к книге Дэвида Рендалла: «Спросить кого-то, кто только что пережил трагедию «Что вы чувствуете?» — значит напроситься в ответ на избитую фразу, а то и на категорический отказ отвечать.»13 На самом деле журналисты часто недобросовестно подготавливаются к интервью и поэтому вместо интересных вопросов задают «дежурные». Вопросы такого типа нужно использовать только в случае, если вы исчерпали все темы, а лучше и вообще не использовать.

    В одном из учебников есть как раз подходящий пример относительно этой ситуации. Студентка, учащаяся на кафедре журналистики задавала вопросы одному известному журналисту:

    — Помните ли вы какой-нибудь смешной эпизод из вашей практики?

    — На такие вопросы не отвечаю, — отрезал он.

    — Почему же? Чем плох такой вопрос? — с недоумением спросила студентка.

    — Это анкетные вопросы, на них люди больше всего не любят отвечать. Самые интересные вопросы те, которые заставляют вас думать.14

    Конечно же, обычные люди, которым журналист может задать такой вопрос не откажутся на него ответить. Но как они это сделают? Ведь известно, что какой вопрос задашь, такой ответ на него и получишь. Возвращаясь к нашему примеру, стоит отметить, что ответ директора детской школы искусств начался со слов «с хорошим».

    Не будем далеко ходить и возьмем еще один пример из этого же выпуска газеты.

    - Извините, Ольга Ивановна, как у Вас дела с приемом абитуриентов в этом году?15

    Данный вопрос начинается со слова «извините». Журналист как бы сразу извиняется за него. Непонятно, то ли ему самому стыдно за данный вопрос, то ли ответы собеседника так сильно начали давить на интервьюера. Причины могут быть разными, но ответ один. За свои вопросы извиняться не нужно. Журналист должен подготавливаться к каждому интервью и быть уверенным во всех свои вопросах. Если он показывает свою слабину, то его собеседник может это заметить и использовать в своих целях.

    2.2. Жанр интервью в журнале «Антенна - Телесемь»

    Еженедельный журнал «Антенна – Телесемь» выходит с декабря 1994 года. Можно сказать, что это журнал для женщин, но читают его всей семьей. Тематика журнала разнообразна, в нем мы можем увидеть материалы на такие темы как звезды, мода, рецепты, дети, телевидение, кино, сериалы, путешествия и многие другие. Так же в нем присутствуют советы по ведению домашнего хозяйства и телепрограмма. Именно поэтому данный журнал так и нравится женскому населению. Он соединяет в себе большое количество разнообразной информации и низкую цену.

    Тираж издания составляет более 3 миллионов экземпляров. Журнал охватывает более 70 городов России и 4 города стран СНГ и Балтии. В Москве и других городах России журнал называется «Антенна», а в регионах выходит под названием «Телесемь». 16

    Жанр интервью имеет значимое значение в этом журнале. Но в отличии от газеты «Красное знамя», которую мы рассматривали ранее, в этом издании популярностью пользуются личностные и предметно – личностные интервью. Если в предыдущих примерах больше играло роль какие-либо событие, а потом уже человек, у которого берут интервью, то здесь все наоборот. Нас интересует именно человек, его жизнь, а в основном его личная жизнь. Чтобы не оставаться голословными предлагаю рассмотреть несколько примеров.

    Обратимся к свежему номеру журнала, где проходило интервью с актрисой Галиной Польских. Речь шла о ее отношениях со своей семьей и как ее работа отражается на семье.

    - Вы с ранних лет мечтали быть артисткой, а ни одна из дочерей, хотя их детство прошло на съемках, не выбрали эту профессию…

    - Зато ваша старшая, Ирада, работает по другую сторону камеры – вторым режиссером. 17

    Мы видим два вопроса журналиста из этого интервью. Как мы можем заметить, вопросы носят личный характер. Журналист не спрашивает про какую-нибудь роль Галины Польских, про ее сложность. Нет. Он спрашивает про ее семью. На лицо пример личностного интервью, в котором на первое место встает сам человек, с его мнениями, позициями, личной жизнью. В роли персонажей такого интервью выступают уже известные читателям люди. В нашем случае это актриса. В разговоре могут быть затронуты любые факты и сферы жизни. Не важно, о чем конкретно пойдет речь, потому что цель журналиста - не добыть какую-то определенные факты, а показать, что скрывается за образом человека, выяснить более личную информацию.

    Особенностью данного интервью является то, что в вопросах практически нет вопросительных предложений. По сути мы даже не можем назвать их вопросами в полной мере. Журналист как бы наводит интервьюируемого на определённую мысль, а собеседник уже сам доводит ее до конца. Возможно, такой подход можно назвать действенным. Когда мы слышим прямые вопросы, нам может показаться, что от нас что-то требуют. А такая форма больше похожа на обычный жизненный диалог, что помогает собеседнику почувствовать себя более расковано.

    Если в предыдущем примере видна изобретательность журналиста, то сейчас мы хотим обратить внимание на вопросы – штампы. Речь идет об интервью с актером Андреем Чернышовым. Темой стала его свадьба с актрисой Марией Добржинской.

    - Как вы познакомились с Марией?

    - Что привлекло?

    - От каких ролей отказываетесь?18

    Перед нами пример простых вопросов, которыми мы называем следующие: Кто? Что? Где? Когда? Как? Почему? По сути мы их использовали и получили на них ответы. Но такой формат, более подходящий для информационного интервью, где нам нужны точные данные по какому-либо происшедшему событию. Примеры таких интервью мы могли наблюдать в газете «Красное знамя». Но специфика данного журнала отличается от районной газеты и изначально мы намерены получить информацию совсем другого рода. Приведенные примеры вопросов не отличаются оригинальностью. Данное положение спасает только то, что заданы они были актёру, который может развернуто ответить на любой вопрос. Но если бы такие вопросы были заданы людям не творческой профессии, то ответы были бы односложными, неполными, неинтересными.

    Следующий примером служит интервью с Сергеем Светлаковым и его женой Антониной по поводу рождения у них третьего ребенка. Необычным является то, что нет вопросов отдельно для Сергея и отдельно для Антонины. Задается один вопрос на двоих.

    - Помниться, пять лет назад вы тоже всех огорошили: родился Ваня, тут же свадьбу сыграли – как-то все быстро и, казалось, незапланированно. А как с Максимом было?

    А.: Мы хотели еще одного ребенка.

    С.: Поэтому в какой-то момент отпустили, так сказать, вожжи. Решили, пусть будет как будет. 19

    Данный пример показывает, что такое ведение интервью очень грамотное. Можно, конечно, задавать вопросы по очереди, или задавать отдельные вопросы для супругов. Но в данном случае мы видим, что Сергей и его жена как бы дополняют ответы друг друга, за счет чего интервью выглядит более целостным и захватывающим. Такой прием часто встречается в этом журнале, когда речь идет об интервью сразу с несколькими людьми.

    Следующий пример интервью связан с юмористом Евгением Петросяном.

    - Франсуа де Ларошфуко говорил: «Влюбленная женщина скорее простит большую нескромность, чем маленькую неверность». Что вас восхищает больше всего в жене и за что вы ей благодарны? Это частность. А за что в целом вы любите русских женщин? 20

    Перед тем как задать вопрос журналист приводит цитату: высказывание французского писателя. С одной стороны, это вносит разнообразие в вопрос и делает диалог журналиста и интервьюируемого более живым. С другой стороны, эта цитата не имеет прямой связи с последующий вопросом, тем самым может сбить собеседника с его сути.

    Далее мы видим, что в данной ситуации задано сразу два вопроса. Опять-таки, собеседник навряд ли будет отвечать и на тот, и на другой. Собственно, как и поступил Евгений Петросян. Он развернуто ответил на вопрос про свою жену, а на второй вопрос (про русских женщин) ответа не последовало.

    Обратимся к примеру интервью 2013 года. Оно было с известной актрисой Еленой Яковлевой. Речь шла о ее, на тот момент, новой роли.

    - … Валентине Талызиной во сне явилась Ванга и посоветовала воздержаться от участия в проекте. Рима Маркова сослалась на запрет духовника. Инна Чурикова в день подписания договора сломала обе руки и расценила это как знак свыше…21

    Как мы может заметить, в этом вопросе нет вопросительного предложения, как и в более ранних примерах. Журналист как бы намекает актрисе, какую конкретно информацию он хочет от нее получить. Она, слушая его вопрос, вспоминает об определённом периоде в своей жизни и продолжает речь, которую уже начал журналист. Но все же, для полноты картины, можно было бы задать вопрос актрисе об этих интересных случаях с другими актерами для того, чтобы это прозвучало из ее уст, а не как вопрос журналиста.




    Заключение

    В своей курсовой работе мы раскрыли заданную цель, а именно изучили особенности жанра интервью в газете Киржачского района «Красное знамя» и журнале «Антенна – Телесемь». Жанр интервью - один из самых распространенных жанров, которые встречаются в прессе, так же он является одним из самых сложных. Для журналиста очень важно уметь подготавливаться к бедующему интервью, задавать четкие вопросы, располагать к себе собеседника, дать ему почувствовать, что журналисту важно каждое слово, которое он произносит. Интервьюеру так же следует быть хорошим психологом. Нужно уметь чувствовать, когда человек что-то скрывает и уметь правильно задать ему вопрос.

    Для раскрытия цели мы поставили и выполнили несколько задач, а именно рассмотрели интервью и его виды, изучили материалы газеты и журнала и проанализировали их. На основе анализа мы сделали вывод, что работа журналиста в разных изданиях отличается друг от друга. Жанр интервью в районной газете более сдержанный и лаконичный. В основном в нем используются простые вопросы. В журнале вопросы имеют более личный характер, так как читателям интересная непосредственно личная жизнь героев. И в том и в другом издании присутствуют ошибки со стороны журналистов.

    На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что жанр интервью популярен как в журналах, так и в районных изданиях. Оно отличается друг от друга своей подачей и разными видами, но, в общем, на него обращено большое внимание.

    Список литературы

    1. А.В. Колесниченко. Практическая журналистика. Учебное пособие. – М.: 2008. – 192 с.

    2. М.Н. Ким. Основы творческой деятельности журналиста. Учебник для вузов. — СПб.: Питер. —2011. 400 с.

    3. Г.В. Лазутина. Основы творческой деятельности журналиста. Учебник для вузов. - М.: «Аспект Пресс». 2001. – 240 с.

    4. Дэвид Рендалл. Универсальный журналист. М.: Международный центр журналистики, 1996. – 120 с.

    5. Г.И. Щербакова. Актуальные проблемы современности и журналистика. Учебное пособие. – Оренбург. 2012. – 129 с.

    6. Газета «Красное знамя». Выпуски №64 – 84 2018 г.

    7. Журнал «Антенна - Телесемь». Выпуски №36 – 45 2018 г. и №26 2013 г.

    8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Интервью_(журналистика)

    9. http://www.hearst-shkulev-media.ru/projects/magazine/antenna-telesem/



    1 https://ru.wikipedia.org/wiki/Интервью_(журналистика)

    2 А.В. Колесниченко. Практическая журналистика. Учебное пособие. – М.: 2008. – с. 156-160.

    3 М.Н. Ким. Основы творческой деятельности журналиста. Учебник для вузов. — СПб.: Питер. —2011. С.234-236

    4 Г.В. Лазутина. Основы творческой деятельности журналиста. Учебник для вузов. - М.: «Аспект Пресс». 2001. – с.189-190.

    5 М.Н. Ким. Основы творческой деятельности журналиста. Учебник для вузов. — СПб.: Питер. —2011. с.123-130

    6 Дэвид Рендалл. Универсальный журналист. М.: Международный центр журналистики, 1996. – с.15-16.

    7 Дэвид Рендалл. Универсальный журналист. М.: Международный центр журналистики, 1996. – с.76-81.

    8 Газета «Красное знамя» Выпуск №78 2018 г.

    9 Дэвид Рендалл. Универсальный журналист. М.: Международный центр журналистики, 1996. – с.50.

    10 Газета «Красное знамя» Выпуск №82 2018 г.

    11 Газета «Красное знамя» Выпуск №72 2018 г.

    12 Газета «Красное знамя» Выпуск №69 2018 г.

    13 Дэвид Рендалл. Универсальный журналист. М.: Международный центр журналистики, 1996. – с.47.

    14 Г.И. Щербакова. Актуальные проблемы современности и журналистика. Учебное пособие. – Оренбург. 2012. – с.20.

    15 Газета «Красное знамя» Выпуск №69 2018 г.

    16 http://www.hearst-shkulev-media.ru/projects/magazine/antenna-telesem/

    17 Журнал «Антенна – Телесемь» выпуск №46 2018 г.

    18 Журнал «Антенна – Телесемь» выпуск №44 2018 г.

    19 Журнал «Антенна – Телесемь» выпуск №42 2018 г.

    20 Журнал «Антенна – Телесемь» выпуск №38 2018 г.

    21 Журнал «Антенна – Телесемь» выпуск №26 2013 г.


    написать администратору сайта