Кафедра клинической лабораторной диагностики с курсом клинической лабораторной диагностики фув дисциплина Культурология Внеаудиторная самостоятельная работа Ассамблеи в эпоху Петра Первого
Скачать 21.92 Kb.
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Волгоградский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра клинической лабораторной диагностики с курсом клинической лабораторной диагностики ФУВ Дисциплина: Культурология Внеаудиторная самостоятельная работа Ассамблеи в эпоху Петра Первого Работу выполнила: студентка 2 курса, 22 группы, лечебного факультета Глуховой Елизаветы Валерьевны Проверила :Профессор Кибасова Г.П. г. Волгоград 2019 Содержание : Введение Причины появления Наряды Кратко о сути и значении Ассамблей Реакция общества на введение ассамблей Гулянья в летнем саду Заключение Список использованной литературы Ведение Ассамблея Петра Первого – празднование, введённое Петром в культурную жизнь русского общества в декабре 1718 года. Идея ассамблей была заимствована из форм проведения досуга, виденных им в Европе. Проводились во все времена года: летом – на открытом воздухе. В программу ассамблей входили: еда, напитки, танцы, игры и беседы. Этикет поведения на ассамблеи был регламентирован петровским указом. Согласно указу, посещение ассамблей было обязательно для дворян и членов их семей. После Петра ассамблеи преобразовались в балы. Причины появленияВероятнее всего, идея ассамблей зародилась у Петра еще во время Великого посольства по Европе в 1697-1698 годах. Молодой царь, с раннего детства общался с иностранцами в Немецкой слободе, возникшей в Москве еще при Иване Грозном на правом берегу р. Яузы. Слобода населялась различными иностранцами: французами, англичанами, немцами и шотландцами. Смешение обычаев и культур не вызывало конфликтов, а молодого Петра всегда привлекали новшества и умение весело проводить время в открытой для общения компании. Кратко о сути и значении АссамблейАссамблеи были предназначены для пропаганды в русском дворянском обществе новых видов досуга. Зимние ассамблеи проходили в домах знати, а летние — в Летнем саду с особым разнообразием и помпой. Правила этикета для присутствующих на ассамблеях были определены императорским указом «О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем», регламентирующий поведение на ассамблеях. «Перед появлением многонародным гостю надлежит быть: Мыту старательно, без пропускания оных мест. Бриту тщательно, дабы нежностям дамским щетиною мерзкой урон не нанести. Голодну наполовину и пьяну самую малость, а то и вовсе. Обряженным вельми, но без лишнего перебору, окромя дам прелестных. Последним дозволяется умеренно косметикою образ свой обольстительно украсить. Особливо грацией, веселием и добротой от грубых кавалеров отличительными быть. В освещённом зале возникнув вдруг — духом не падай, телом не дубей, напротив, — округлив руки и не мешкая в кипение гостевое со рвением включайся. В гости придя, с расположением дома ознакомься заранее на легкую голову, особливо отметив расположение клозетов, а сведения эти в ту часть разума отложи, коя винищу менее остальных подвластна. Яства употребляй умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствия танцам не учинять. Зелье же пить вволю, понеже ноги держат. Буде откажут — пить сидя. Лежащему не подносить — дабы не захлебнулся, хотя бы и просил. Захлебнувшемуся же слава! Ибо сия смерть на Руси издревле почётна есть. Ежели меры не знаешь — на друга положись, оный страж поболее государственных бдений имеет. Упитых складывать бережно, дабы не повредить, и не мешали бы танцам. Складывать отдельно, пол соблюдая, иначе при пробуждении конфуза не оберёшься. Беду почуяв, не паникуй, но скорым шагом следуй в место упомянутое, по дороге не мешкая и все силы употребляя на содержание в крепости злодейски предавшего тебя брюха. Будучи без жены, а то, не дай Бог, холостым, на прелести дамские взирай не с открытой жадностью, но из под тишка — они и это примечают. Hе сомневайся — таким манером и их уважишь, и нахалом не прослывёшь. Руками же действуй сильно остерегаясь и только явный знак получив, что оное дозволяется, иначе конфуз свой на лице будешь носить долго, ибо пощады не знают. Без пения нет веселья на Руси, но оное начинают по знаку хозяйскому. В раж не входи, соседа слушай — ревя в одиночку, уподобляешься ослице валаамской. Музыкальностью и сладкоголосием, напротив снискаешь многие похвалы гостей. Помни, сердце дамское вельми на музыку податливо, используй сие, и обласкан будешь непременно. Увидев на ассамблее особу знатную, а хотя бы и царя, духом не падай, рот не разевай, но и не высовывайся — услужить вряд ли сможешь, а досадить спьяну втройне против обычного способней. За сим, с Богом, вперёд !!! Сию заповедь применять постоянно, а не вспоминать какой пункт, стоя чурбаном посреди веселья. Согласно указу, посещение ассамблей было обязательно не только для дворян, но и для их жён, за чем зорко следил «царь балов» Ягужинский: «Коли Ягужинский приказывал пить, то все должны были делать это, хотя бы количество тостов и обязательное за ними осушение бокалов превышало всё, что можно считать вероятным. Если Ягужинский после подобного обеда, став «шумён», приказывал плясать до упаду, то можно было быть уверенным, что все двери хорошо заперты и охранены и что гостям придётся плясать до упаду. Ассамблеи при таком принудительном пьянстве и пляске делались тяжелой и даже опасной для здоровья повинностью.» Наряды Выходили царские указы носить верхнее платье по французскому, саксонскому и венгерскому образцам ( первый указ вышел в 1700 году). За торговлю русским платьем и ношение русской одежды приходилось платить штраф. Женщинам было велено носить немецкие платья, юбки, шляпы и башмаки. В мужской одежде появились короткие кафтаны и камзолы. Обувались в ботфорты или башмаки с чулками до колен, носили напудренные парики и шпаги. У самого Петра было всего два парадных кафтана. Обычно он носил мундир капитана – бомбардира Преображенского полка или простой кафтан тёмного цвета. В карманах можно было найти записную книжку и готовальню с чертёжными инструментами, простой набор инструментов хирургических и коробочку с иглой и нитками. Гулянья в летнем саду Летний сад на левом берегу Невы был разведён по указу Петра Первого в 1711 году «в голландском вкусе» на манер регулярных садов в странах Западной Европы. План сада принадлежал самому царю.В средней части аллеи стояла статуя Венеры. На центральной части аллеи было две площадки с фонтанами. Слева от аллей располагался огромный птичник, где жили орлы, чёрные аисты, попугаи, фазаны и другие редкие птицы. В зверинце содержались медведи, волки, шакал, олень, чернобурая лисица, ёж и другие животные. Травоядные животные свободно гуляли по парку. Горная антилопа (серна) ела из рук, прыгала в обруч и очень любила музыку. Напротив птичника находился мраморный фонтан – водопад с позолоченными сосудами, а за ним оранжереи и голубятня с египетскими голубями.Гулянья в Летнем саду проходили в тёплое время года почти каждую неделю. На них обязаны были являться жители высшего и среднего сословий. В дни гуляний на одном из бастионов Петропавловской крепости выставлялся императорский штандарт. В пятом часу звучали пушечные выстрелы. Посетители – дворяне, чиновники, служащие, корабельные мастера, иностранные матросы – спешили в сад. Вместе с жёнами и старшими дочерьми они прибывали на яхтах, барках, лодках по Неве и взбирались по тропинке к средней галерее. Их встречала государыня, и все отправлялись приветствовать царя. Пётр общался со всеми на равных. Гости играли в шашки, гуляли по аллеям, осматривали птичник и зверинец или шли на Царицын луг слушать музыку оркестра.Начинались танцы. Танцевали на дамской площадке, а в плохую погоду – в средней галерее. Во время танцев дам угощали чаем, «кофеем», миндальным молоком. Мужчины пили пиво и вино. Шоколад и лимонад были дороги и подавались в особо торжественных случаях. Вечером в аллеях и на деревьях сада вспыхивали бесчисленные разноцветные огни. Гулянье обычно заканчивалось фейерверком. Он производился под руководством самого царя с кораблей, расположенных на Неве. Реакция общества на введение ассамблейВчерашние бояре всячески пытались уклониться от участия в ассамблеях, считая подобное времяпрепровождение неприличным. Вызывало ропот и участие в увеселениях женского пола. Для упреждения «прогулов» Ягужинский просматривал списки приглашённых на ассамблеи и вычислял «нетчиков». «Мужчинам полагалось играть в карты и курить табак. Не готовые к новой жизни гости первых ассамблей жались по углам, молча глазели друг на друга и страшились царского гнева за отсутствие веселья. Проще воспринимали новые обычаи молодые люди». — из воспоминаний очевидца. По началу сам Петр I руководил ассамблеями и задавал «почин» веселью, т.к. на первых порах участники сидели «как немые», а беседы не удавались. А вот сам император, по воспоминаниям С.А. Князькова, «в общении бывал весел, обходителен, разговорчив и беседу любил веселую, непринужденную». Однако, остальные присутствующие не были готовы активно участвовать в столько непривычных мероприятиях, новшества, особенно в социальной жизни, внедрялись с трудом. Аналогичным образом происходила организация ассамблей и в Москве. Самую первую московскую ассамблю провели у князя Ромодановского, а вторую – у А.Д. Меншикова. Московское общество было еще меньше воодушевлено идей ассамблей, в результате Петр осердчал и по его приказу «объявили гостям во всеуслышанье, что в следующее Воскресенье общество имеет быть у императора в Старо-Преображенском и что все дамы старше 10-ти лет должны явиться туда, если не хотят подвергнуться тяжкому наказанию». Но на этом император-реформатор не остановился – он повелел собирать ассамблеи и в монастырях, что было совершенно неестественным делом. По указу первоприсутствующего в Синоде, с 1723 года приказано было проводить ассамблеи в московских монастырях. Первая ассамблея состоялась 29 декабря 1723 года у архимандрита Донского монастыря. Среди приглашенных были президент Синода, архиепископы московских монастырей, чиновники синодальной конторы. Митрополит Казанский Сильвестр в своем донесении об ассамблеях архиепископа Феодосия Яновского (Франциска) высказывался об этих событиях критически: «Он же, Францышка, будучи в Москве, оставив церковные службы и монашеское преданное правило, уставил у себя самблеи с музыкою и тешится в карты, шахматы и в том ненасытно забавлялся, якобы вместо всенощного пения себе вменял и других к тому понуждал… Да он же, Францышка, на московском подворье велел послужнику своему Тарасу с колокольни старинные колокола продать, чтобы не мешали ему во всю ночь в шахматы играть, потом довольно спать». Вывод После того как император Петр I умер ассамблеи не получили естественного продолжения. Даже попытки Петра II в 1728 году их восстановить потерпели неудачу — идея навязанного государством досуга со своими непривычными правилами не прижилась. Из единого досуга всех свободных людей, ассамблеи превратились в мероприятия разделенные по классам общества. Балы высшего света проводились отдельно от танцев средних категорий жителей. Список литературы : 1.Владимир Рогоза. Как царь научил бояр танцевать? Ассамблеи Петра I 2. Татьяна Елатомцева. О первых балах в России. 3. Вера Бокова. Балы и праздники России. 4. Указ Петра I. О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем 5. Шахматные анекдоты, вып 17 |