Главная страница

Информационная культура общества. Кафедра математики, информатики и методики преподавания


Скачать 44.44 Kb.
НазваниеКафедра математики, информатики и методики преподавания
АнкорИнформационная культура общества
Дата06.04.2023
Размер44.44 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИнформационная культура общества.docx
ТипРеферат
#1042524

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУЙБЫШЕВСКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА МАТЕМАТИКИ, ИНФОРМАТИКИ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ

Тема Информационная культура общества

реферат по дисциплине: Информационная культура общества





Выполнила студентка группы 3.028.51.19

Чашников Александр Олегович ____________ ___________ 2022 г.

Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование

Профили: Информатика и Информационно-коммуникационные технологии

Форма обучения: заочная

Руководитель: канд.пед.наук, доцент кафедры Математики, информатики и методики преподавания

Ирина Алексеевна Дудковская

______________

(подпись)

_____________

(оценка)

___ ________ 2022 г.

Куйбышев 2022

Оглавление


Введение 4

1 Теоретические основы информационного общества 5

1.1Определение понятия «информационное общество» 5

1.2Рост компьютерной информации как причина формирования информационной культуры 6

1.3Предпосылки и развитие модели информационной культуры общества 7

1.4Принципы информационной культуры 9

2Положение информационной культуры в современности 11

2.1Причины и последствия информационных революций 11

2.2Информатизация общества в настоящее время 12

Заключение 18

Список использованной литературы 19


Введение


Информационное общество - одна из теоретических моделей, используемых для описания качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые страны с началом информационно-компьютерной революции. Технологическим основанием общества становятся не индустриальные, а информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ).

Основной формой собственности становится интеллектуальная собственность. В конкурентной борьбе за мировое первенство появляется новый фактор – уровень развитости информационной инфраструктуры и индустрии.

Информация становится предметом массового потребления. Информационное общество обеспечивает любому индивиду доступ к любому источнику информации. Это гарантируется законом (военная и государственная тайна также определяется законом) и техническими возможностями.

Целью данной работы является изучение информационной культуры в исторической перспективе и ее особенностей.

В связи с поставленной целью, формируются следующие задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты формирования и развития информационной культуры общества.

  2. Рассмотреть современное положение и структуру информационной культуры.


1 Теоретические основы информационного общества

    1. Определение понятия «информационное общество»


Информационное общество - это общество, в котором использование, создание, распространение, манипулирование и интеграция информации являются важной деятельностью. Его основными движущими силами являются информационные и коммуникационные технологии, которые привели к быстрому росту разнообразия информации и каким-то образом меняют все аспекты социальной организации, включая образование, экономику, здравоохранение, правительство, войну и уровни демократии. Людей, способных участвовать в этой форме общества, иногда называют либо пользователями компьютеров, либо даже цифровыми гражданами по определению К. Моссбергера, это “Те, кто регулярно и эффективно использует Интернет”. Это один из многих десятков интернет-терминов, которые были идентифицированы, чтобы предположить, что люди вступают в новую и иную фазу общества.

Некоторые из маркеров этого устойчивого изменения могут быть технологическими, экономическими, профессиональными, пространственными, культурными или сочетанием всех этих факторов. Информационное общество рассматривается как преемник индустриального общества. Тесно связанные понятия - это постиндустриальное общество (постфордизм), постмодернистское общество, компьютерное общество и общество знаний, телематическое общество, общество зрелища (постмодернизм), информационная революция и информационный век, сетевое общество (Мануэль Кастельс) или даже жидкая современность.

В настоящее время нет общепринятой концепции того, что именно можно определить, как информационное общество, а что не следует включать в этот термин. Большинство теоретиков согласны с тем, что трансформацию можно рассматривать как начавшуюся где-то между 1970-ми, трансформациями начала 1990-х годов на социалистическом Востоке и периодом 2000-х годов, которые сформировали большинство современных сетевых принципов и в настоящее время фундаментально меняют то, как работают общества. Информационные технологии выходят за рамки интернета, поскольку принципы интернет-дизайна и использования влияют на другие области, и ведутся дискуссии о том, насколько велико влияние конкретных медиа или конкретных способов производства. Фрэнк Вебстер отмечает пять основных типов информации, которые могут быть использованы для определения информационного общества: технологическое, экономическое, профессиональное, пространственное и культурное.

Учитывая, что метафоры и информационные технологии развиваются во взаимной взаимосвязи, мы можем описать некоторые общества (особенно японское общество) как информационное общество, потому что мы думаем о нем как о таковом.

Слово информация может быть истолковано по-разному. Согласно Бакленду в "Информации и обществе", большинство значений человеческих знаний подразделяются на три категории: информация как знание, информация как процесс и информация как вещь.
    1. Рост компьютерной информации как причина формирования информационной культуры


Рост объема технологически опосредованной информации был количественно оценен различными способами, включая технологические возможности общества по хранению информации, передаче информации и вычислению информации. Подсчитано, что мировые технологические возможности хранения информации выросли с 2,6 (оптимально сжатых) эксабайт в 1986 году, что является информационным эквивалентом менее одного компакт-диска объемом 730 МБ на человека в 1986 году (539 МБ на человека), до 295 (оптимально сжатых) эксабайт в 2007 году. Это информационный эквивалент 60 компакт-дисков на человека в 2007 году и представляет собой устойчивый ежегодный темп роста около 25%. Совокупный технологический потенциал мира по получению информации через сети одностороннего вещания был информационным эквивалентом 174 газет на человека в день в 2007 году.

Совокупный эффективный потенциал мирового обмена информацией через двусторонние телекоммуникационные сети составлял 281 петабайт (оптимально сжатой) информации в 1986 году, 471 петабайт в 1993 году, 2,2 (оптимально сжатых) эксабайта в 2000 году и 65 (оптимально сжатых) эксабайт в 2007 году, что является информационным эквивалентом 6 газет на человека. Мировой технологический потенциал для вычисления информации с помощью управляемых человеком компьютеров общего назначения вырос, демонстрируя самые быстрые темпы роста - более 60% в год за последние два десятилетия.
    1. Предпосылки и развитие модели информационной культуры общества


Одним из первых, кто разработал концепцию информационного общества, был экономист Фриц Махлуп. В 1933 году Фриц Махлуп начал изучать влияние патентов на исследования. Кульминацией его работы стало исследование производства и распространения знаний в Соединенных Штатах в 1962 году.

Вопрос о технологиях и их роли в современном обществе обсуждался в научной литературе с использованием различных ярлыков и концепций. В этом разделе представлены некоторые из них. Идеи экономики знаний или информационной экономики, постиндустриального общества, постмодернистского общества, сетевого общества, информационной революции, информационного капитализма, сетевого капитализма и тому подобного обсуждались на протяжении последних нескольких десятилетий.

Фриц Махлуп ввел концепцию индустрии знаний. Он начал изучать влияние патентов на исследования, прежде чем выделить пять секторов сектора знаний: образование, исследования и разработки, средства массовой информации, информационные технологии, информационные услуги. Основываясь на этой классификации, он подсчитал, что в 1959 году 29% ВНП в США было произведено в отраслях, основанных на знаниях.

Ален Турен уже говорил в 1971 году о постиндустриальном обществе. "Переход к постиндустриальному обществу происходит, когда инвестиции приводят к производству символических товаров, которые изменяют ценности, потребности, представления, гораздо больше, чем в производстве материальных благ или даже "услуг". Индустриальное общество трансформировало средства производства: постиндустриальное общество меняет цели производства, то есть культуру. Решающим моментом здесь является то, что в постиндустриальном обществе вся экономическая система является объектом вмешательства общества в себя. Вот почему мы можем назвать это запрограммированным обществом, потому что эта фраза отражает его способность создавать модели управления, производства, организации, распределения и потребления, так что такое общество на всех его функциональных уровнях выглядит как продукт действий, осуществляемых самим обществом, а не какрезультат естественных законов или культурных особенностей".

Жан-Франсуа Лиотар утверждал, что "знание стало основной силой производства за последние несколько десятилетий". Знания превратились бы в товар. Лиотар говорит, что постиндустриальное общество делает знания доступными для непрофессионалов, потому что знания и информационные технологии проникают в общество и разрушают грандиозные повествования о централизованных структурах и группах. Лиотар называет эти меняющиеся обстоятельства постмодернистским состоянием или постмодернистским обществом.

Подобно Беллу, Питер Отто и Филипп Зоннтаг (1985) говорят, что информационное общество - это общество, в котором большинство сотрудников работают на информационных должностях, то есть им приходится иметь дело больше с информацией, сигналами, символами и изображениями, чем с энергией и материей. Радован Рихта (1977) утверждает, что общество превратилось в научную цивилизацию, основанную на услугах, образовании и творческой деятельности. Эта трансформация станет результатом научно-технической трансформации, основанной на технологическом прогрессе и растущем значении компьютерных технологий. Наука и технологии станут непосредственными производственными силами.

В конце двадцатого века концепция сетевого общества приобрела важное значение в теории информационного общества. Для Мануэля Кастельса сетевая логика - это помимо информации, повсеместности, гибкости и конвергенции центральная особенность парадигмы информационных технологий. "Одной из ключевых особенностей информационного общества является сетевая логика его базовой структуры, которая объясняет использование концепции "сетевого общества". "Как историческая тенденция, доминирующие функции и процессы в информационную эпоху все чаще организуются вокруг сетей. Сети составляют новую социальную морфологию наших обществ, и распространение сетевой логики существенно изменяет функционирование и результаты в процессах производства, опыта, власти и культуры ". Для Кастельса сетевое общество - это результат информатизации, новой технологической парадигмы.
    1. Принципы информационной культуры


Основными принципами информационной культуры являются:

1. Комплексный подход к решению информационных проблем управления. Этот принцип исключает решение вопросов совершенствования системы управления производством на основе какой-либо отдельно взятой науки.

2. Общее упорядочение информационной системы. В процессе создания, функционирования компьютеризированных систем управления на социально-экономических объектах необходимо провести процесс упорядочения. Упорядочивается все: технология, процессы управления, структура и потоки информации, методы управления и обязанности должностных лиц.

3. Философия определяется взаимоотношением разработчиков проектов КСУ и заказчиков.

4. Поиск постоянно повторяющихся характеристик поведения людей, их взаимодействие, ритуалы, формы проявления почтительности, манеры поведения.

5. Правила игры, которые необходимо соблюдать, чтобы преуспеть в организации и на рынке.

6. Уважение прав личности, поощрение свободного обмена информацией.

7. Достаточные удобства для многочисленных и зачастую неподготовленных пользователей, общающихся с электронной вычислительной техникой в интерактивном режиме, должны быть обеспечены с учетом эргономической безопасности.

8. Обеспечение безопасности и защиты информации в компьютеризированных системах.
  1. Положение информационной культуры в современности

    1. Причины и последствия информационных революций


До XVI века деятельность общества была направлена ​​на овладение веществом, то есть познание свойств вещества и изготовление примитивных, а затем и более сложных орудий труда.

Затем, в процессе формирования индустриального общества, на первый план вышла проблема освоения энергии - сначала тепловой, затем электрической и, наконец, в ХХ веке - атомной. Овладение энергией позволило освоить массовое производство потребительских ценностей и, как следствие, поднять уровень жизни людей и изменить характер их труда.

В то же время у людей всегда была потребность выражать и запоминать информацию об окружающем мире.

В истории развития цивилизаций произошло несколько информационных революций.

Первая революция была связана с изобретением письма. Стало возможным распространять знания и сохранять их для передачи последующим поколениям.

Вторая революция (середина 16 века) была вызвана изобретением книгопечатания, которое коренным образом изменило социальную культуру.

Третья революция (конец 19 века) была вызвана изобретением электричества. Появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать информацию.

Четвертая революция (70-е годы ХХ века) связана с изобретением персонального компьютера (ПК).

Создание персональных компьютеров было предопределено растущим объемом информации, с которым сложно справиться с использованием традиционных технологий: бумаги и ручек. Это противоречие стало негативно сказываться на темпах роста научно-технического прогресса (НТП). Заговорили об информационном взрыве, назвав это стремительным ростом потоков и объемов информации.

В результате научно-технический прогресс предложил обществу персональный компьютер как средство хранения, обработки и передачи информации.
    1. Информатизация общества в настоящее время


Еще недавно никто не предполагал, что человечество окажется на пороге новой эры в развитии цивилизации - информационной.

В настоящее время идет активный процесс информатизации общества.

Под информатизацией понимается активное внедрение компьютерных технологий и новых информационных технологий в различные сферы производства, общественной и частной жизни людей.

Информационное общество - это общество, в котором большинство работников заняты производством, хранением, обработкой, продажей и обменом информацией.

В последнее время появилась новая категория культуры - информационная. Это связано с тем, что для жизни и работы в информационном обществе человек должен быть подготовлен к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации; ему необходимо овладеть современными средствами, методами и технологией работы.

Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать компьютерные информационные технологии, современные средства и методы для ее получения, обработки и передачи.

Информационная культура, как важнейший компонент культуры в целом, является продуктом множества творческих способностей человека.

Информационная культура проявляется в следующем:

в конкретных навыках использования различных технических устройств - от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей;

в умении использовать компьютерные информационные технологии в своей работе;

в умении извлекать информацию из различных источников - от периодических изданий до электронных коммуникаций;

в умении подавать информацию в понятной форме и эффективно ее использовать;

знание аналитических методов обработки информации;

в умении работать с разного рода информацией.

Информационная культура заимствует и использует достижения многих наук: кибернетики, информатики, теории информации, математики, теории проектирования баз данных и ряда других дисциплин. Неотъемлемая часть информационной культуры - знание информационных технологий и умение применять их на практике.

Сравнительно недавно появилась еще одна новая информационная технология - виртуальная реальность.

Виртуальная реальность (VR) - это высокоразвитая форма компьютерного моделирования, которая позволяет пользователю погрузиться в искусственный мир и напрямую действовать в нем с помощью специальных сенсорных устройств, которые связывают их движения с аудиовизуальными эффектами.

В этом случае визуальные, слуховые, тактильные и двигательные ощущения пользователя заменяются их имитацией, генерируемой компьютером.

Характерными особенностями виртуальной реальности являются:

моделирование в реальном времени;

имитация окружающей среды с высокой степенью реалистичности;

способность влиять на окружающую среду и одновременно получать обратную связь.

Разновидность виртуальной реальности можно назвать компьютерной игрой.

Компьютерная игра - игра, построенная с использованием мультимедийных возможностей компьютера.

Компьютерная игра определяется алгоритмом, который описывает процесс ее прохождения. Компьютерные игры подразделяются на деловые, образовательные, обучающие и развлекательные.

В книге Третья волна (под названием которой здесь стоит информационное, или постиндустриальное общество) Тоффлер, исследуя появившиеся новые характеристики повседневной жизни, отмечает, что информационное общество пересматривает основные принципы организации жизнь общества (или, как он говорит).

Цивилизация индустриального общества была основана на шести принципах:

синхронизация;

специализация;

стандартизация;

концентрация;

максимизация;

централизация.

Все они рушатся в информационном обществе и заменяются другими, составляющими черты информационного общества:

В информационном обществе к образованию предъявляются новые требования в связи с тем, что на производстве сейчас смена технологий происходит очень быстро, появляются новые виды труда, а старые полностью исчезают. В связи с этим возникает необходимость перевода трудовых ресурсов из одной отрасли в другую.

Кто может быстрее переключаться с одной работы на другую? - Тот, кто не является узким специалистом, но имеет хорошее фундаментальное образование. Поэтому характерной чертой рынка труда в информационном обществе является его недоспециализированность и высокий образовательный уровень.

Тоффлер делает очень любопытные замечания о новой социальной роли знания. В индустриальном обществе богатство выражалось в форме капитала (денег), в информационном обществе богатство принимает новую, нематериальную форму - форму символического капитала или информации (знания). Если индустриальное общество было обществом массового производства товаров длительного пользования, то информационное общество, согласно Тоффлеру, будет обществом массового производства знаний.

Знание как капитал радикально отличается от денежного капитала: это:

неиссякаемы;

доступны бесконечному количеству пользователей.

Даже деньги, которые были единицей обмена в индустриальном обществе, в информационном обществе приобретают форму информации, становятся электронными деньгами - кредитными картами, использование которых происходит с помощью компьютера.

Электронные деньги получают все большее распространение. В 1990 году в мире насчитывалось более 187 миллионов держателей кредитных карт; Сегодня, благодаря включению России в глобальную банковскую электронную сеть, их количество значительно увеличилось.

Электронные деньги - это, прежде всего, безопасность в расчетах, а также удобство, обеспечивающее скорость заключения крупной сделки.

За последние три десятилетия термин электронные деньги получил широкое распространение как во внешней, так и в отечественной экономической практике. Существует множество научных работ, посвященных различным аспектам развития электронных денег.

Под электронными деньгами понимаются как безналичные деньги, так и наличные. Изначально электронные деньги в российской науке понимались как новое платежное средство, основанное на использовании компьютеров.

Одним из первых термин электронные деньги употребил В.М. Усоскин. В западных кругах преобладает так называемый технологический подход к определению электронных денег.

По определению известного Банка международных расчетов, электронные деньги - это хранимая стоимость или предоплаченные продукты, где запись о денежных средствах, имеющихся в распоряжении потребителя, или стоимости хранится на техническом устройстве, находящемся во владении потребителя.

Электронные деньги (Electronic money - E-money) - в широком смысле - форма организации денежного обращения в объединении информационных сетей.

В узком смысле цифровые деньги.

Цифровая наличность (Digital cash) - электронный аналог наличных денег. Цифровые деньги можно купить, они хранятся в электронном виде в специальных устройствах и находятся в распоряжении покупателя.

Смарт-карты или специальные компьютерные системы используются в качестве запоминающих устройств.

Смарт- карта; Чип-карта; Карта с интегральной схемой (IC) - это кредитная карта со встроенным микропроцессором, которая имеет высокий уровень защиты и позволяет проводить мультивалютные платежи.

Банковские карты используются для обмена электронных денег на наличные.

Наличный карта - банковская карта используется для получения наличных в банкоматах.

Безналичная оплата товаров, работ, услуг осуществляется с помощью платежной карты.

Платежная карта (Charge card) - пластиковая карта, которая предоставляет лицу, использующему ее, возможность базовой оплаты наличными за товары или услуги.

Также есть дисконтные карты.

Дисконтная карта - специальная карта, выпущенная коммерческой организацией, которая дает скидку на цену товара.

Тоффлер также отмечает, что в социально-политической сфере и в сфере международной экономики информационные технологии открывают совершенно беспрецедентные перспективы.

На данный момент есть все предпосылки для:

создание глобальной экономики (первым шагом в этом направлении стала Объединенная Европа);

решение социальных проблем.

Открытость информации делает человека сильнее, а государственную власть - более зависимой от граждан. Сети электросвязи создают возможности для прямого участия всех граждан в управлении государством, что позволяет избежать принятия важных правительственных решений, игнорирующих интересы граждан или даже их меньшинств.

Заключение


Очевидно, что сейчас мы вступаем в информационную эру, когда основным товаром будет информация в различных ее формах.

Получая неоспоримые преимущества, такие как доступность информации, ее быстрое распространение, свободный обмен данными между людьми и т. д., нельзя игнорировать возросшие и изменившиеся требования к человеку как члену общества.

В период перехода к информационному обществу, помимо решения описанных выше задач, необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, к овладению современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия труда создают зависимость осведомленности одного человека от информации, полученной другими людьми.

Теперь уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, но необходимо изучить эту технологию работы с информацией, когда решения готовятся и принимаются на основе коллективных знаний. Это говорит о том, что человек должен обладать определенным уровнем культуры в обращении с информацией.

Следует отметить, что проблема информатизации общества сегодня все больше обсуждается учеными. Поскольку для получения информации о том, что происходит в стране и в мире, больше не требуется прямого общения между людьми, человек будет все больше изолировать себя от общества, подвергаясь иллюзии независимости от него.

Необходимо воспитывать в каждом человеке чувство ответственности за происходящее в мире, добиваться четкого понимания взаимозависимости всех людей. Эта задача относится в первую очередь к системе образования и СМИ.

Список использованной литературы


  1. Варламова, Т.Н. Формирование информационной культуры личности в условиях современной библиотеки // Культура как предмет междисциплинарных исследований : материалы конференции / под общ. ред. Ю.В. Петрова. - Томск, 2009. - С.477 - 483.

  2. Вохрышева, М.Г. Информационная культура // Теория библиографоведения: учебное пособие. Самара: Изд-во СГАКИ, 2004. - С.311-327. 

  3. Захаров, М. Ю. Цифровая культура - исторический этап развития информационной культуры общества // Вестник университета. – 2020. – № 5. – С. 200-205.

  4. Иванов, С. А. Категория ответственности, как ценность в культуре информационного общества // Тенденции развития науки и образования. – 2015. – № 3. – С. 12-14.

  5. Информационная культура человека / М. В. Филоненко, Е. А. Максимова, Т. А. Шаповалова, В. В. Ахраменко // Вестник научных конференций. – 2021. – № 5-2(69). – С. 107-109.

  6. Ленский, Б. В. Книжная культура, информационная культура, интернет-культура // Книга. Исследования и материалы. – 2018. – № 114-115. – С. 238-242.

  7. Муртаева, И. И. Информационная культура как основа современной культуры коммуникации / И. И. Муртаева // Современная культура коммуникации. Социокультурные процессы в современном мире : Материалы международной научно-практической конференции,. Саратов: Академия Бизнеса, 2015. – С. 82-85.

  8. Никитина, Е. О. Информационная культура личности как одна из составляющих общей культуры человека // Современные гуманитарные исследования. – 2009. – № 6(31). – С. 182-184.


написать администратору сайта