Главная страница
Навигация по странице:

  • Сергей Есенин

  • Лермонтов «Смерть поэта»

  • И жалкий лепет оправданья

  • Чуть затаившийся пожар

  • Для сердца вольного и пламенных страстей

  • Пушкинская тема в творчестве Марины Цветаевой

  • Встреча с Пушкиным

  • Итго. Какие личности оставляют след в истории. Какие личности оставляют след в истории


    Скачать 36.67 Kb.
    НазваниеКакие личности оставляют след в истории
    Дата18.12.2021
    Размер36.67 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКакие личности оставляют след в истории.docx
    ТипДокументы
    #307852


    Какие личности оставляют след в истории?

    В истории оставляют след личности, деятельность которых приводит к значительным переменам в жизни общества, способствует прогрессу общества, совершенствует общество, меняет его.

    В истории русской культуры большой след оставило творчество А.С.Пушкина. Пушкин оказал огромное влияние на творчество всех последующих писателей и поэтов.

    В своих произведениях Пушкин затронул так называемые "вечные темы", которые никогда не перестанут волновать человечество. Для каждого человека найдется здесь что-то свое, родное и близкое только ему. Для кого-то это – тема волнующей и прекрасной любви, как в "Капитанской дочке", "Евгении Онегине", для кого-то – тема долга и чести, как в "Выстреле", "маленького человека", как в "Станционном смотрителе". Но все произведения Пушкина пропитаны вольностью, стремлением к прекрасному, к чистому и высокому.

    О Пушкине написано очень много. Это только подчеркивает то, какой большой след в истории русской и мировой культуры оставил этот поэт.

    Свои произведения Пушкину посвящали Лермонтов, Блок, Ахматова, Цветаева, Маяковский и другие.

    Сергей Есенин

    Мечтая о могучем даре
    Того, кто русской стал судьбой,
    Стою я на Тверском бульваре,
    Стою и говорю с собой.

    Блондинистый, почти белесый,
    В легендах ставший как туман,
    О Александр! Ты был повеса,
    Как я сегодня хулиган.

    Но эти милые забавы
    Не затемнили образ твой,
    И в бронзе выкованной славы
    Трясешь ты гордой головой.

    А я стою, как пред причастьем,
    И говорю в ответ тебе:
    Я умер бы сейчас от счастья,
    Сподобленный такой судьбе.

    Но, обреченный на гоненье,
    Еще я долго буду петь…
    Чтоб и мое степное пенье
    Сумело бронзой прозвенеть
    Сергей Есенин написал стихотворение «Пушкину», которое было написано им в связи с открытием памятника Пушкину на Тверском бульваре в1924 году.

    Есенин стоит пред бронзовым памятником того, "кто русской стал судьбой", и тоже мечтает быть похожим на него:

    Я умер бы сейчас от счастья,

    сподобленный такой судьбе .

    В этом произведении Сергей не только восхищается Пушкиным, но и стремится найти что-то общее с великим классиком:

    О Александр! Ты был повеса,

    как я сегодня хулиган .

    Он ищет и находит в обоих общие черты, свойственные сумасбродным гениям, так как в основе любого творчества лежат человеческие эмоции и желания.

    Но эти милые забавы, пишет Есенин, не затемнили образ великого поэта.

    . Есенин называет великого поэта «русской судьбой», так как нашу культуру не представить уже без вклада в неё Пушкина, показывая, что талант Александра Пушкина – это то к чему он стремится и о чем смеет мечтать.

    Далее Есенин говорит о том, что и он обречен на гоненье, как и Пушкин.

    Но, обреченный на гоненье,

    Еще я долго буду петь…

    Чтоб и мое степное пенье

    Сумело бронзой прозвенеть.

    Есенин пишет, что ему предстоит долгий путь к славе, но при этом он не оставляет цели оставить след в истории «бронзой прозвенеть».

    На том же бульваре позднее установили памятник Есенину. Его желание «бронзой прозвенеть» было воплощено потомками

    Лермонтов «Смерть поэта»


    Это стихотворение посвящено А. С. Пушкину, его трагической гибели. Оно было написано в январе 1837 года, спустя несколько дней после того, как Лермонтов узнал о дуэли. Потрясённый смертью великого человека, поэт пишет гневное стихотворение. Гибель Первого поэта России его возмутила до глубины души.

    Образ Пушкина в стихотворении «Смерть поэта» — это образ гения. Его «свободный, смелый дар» гнали, а пожар сердца раздували на потеху. Пушкин в изображении Лермонтова — бунтарь, который «восстал против мнений света».

    Лермонтов подмечает в Пушкине и благородство, и свет его души, и его любовь к правде и справедливости. Он высоко ставит поэта над толпой и обозначает место Пушкина в русской культуре, говоря о том, что его смерть — это потеря национального масштаба

    Не только талант, но и доброе сердце, благородство, веру в людей, которой отличался Пушкин, воспевает поэт. «Погиб поэт, невольник чести..» Лермонтов упрекает Дантеса в его пренебрежении культурой неродной для него России: “Смеясь он дерзко презирал земли чужой язык и нравы. не мог понять в сей миг кровавый, на что̀ он руку поднимал!”.

    Гнев поэта обращен к людям, которые стали косвенными или прямыми виновниками его гибели. он обличает виновных в гибели Пушкина и напоминает о Божьем суде.

    Никто из них понимает, что Россия потеряла в лице Пушкина.

    Смысл стихотворения «Смерть поэта» заключается в том, что гибель гения — это трагедия для всего народа.

    Погиб поэт!- невольник чести -

    Пал, оклеветанный молвой,

    С свинцом в груди и жаждой мести,

    Поникнув гордой головой!..

    Не вынесла душа поэта

    Позора мелочных обид,

    Восстал он против мнений света

    Один, как прежде... и убит!

    Убит!.. К чему теперь рыданья,

    Пустых похвал ненужный хор


    И жалкий лепет оправданья?

    Судьбы свершился приговор!

    Не вы ль сперва так злобно гнали

    Его свободный, смелый дар

    И для потехи раздували


    Чуть затаившийся пожар?

    Что ж? веселитесь... Он мучений

    Последних вынести не мог:

    Угас, как светоч, дивный гений,

    Увял торжественный венок.

    Его убийца хладнокровно

    Навел удар... спасенья нет:

    Пустое сердце бьется ровно,

    В руке не дрогнул пистолет.

    И что за диво?... издалека,

    Подобный сотням беглецов,

    На ловлю счастья и чинов

    Заброшен к нам по воле рока;

    Смеясь, он дерзко презирал

    Земли чужой язык и нравы;

    Не мог щадить он нашей славы;

    Не мог понять в сей миг кровавый,

    На что он руку поднимал!..

    И он убит - и взят могилой,

    Как тот певец, неведомый, но милый,

    Добыча ревности глухой,

    Воспетый им с такою чудной силой,

    Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

    Зачем от мирных нег и дружбы простодушной

    Вступил он в этот свет завистливый и душный


    Для сердца вольного и пламенных страстей?

    Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,

    Зачем поверил он словам и ласкам ложным,

    Он, с юных лет постигнувший людей?..

    И прежний сняв венок - они венец терновый,

    Увитый лаврами, надели на него:

    Но иглы тайные сурово

    Язвили славное чело;

    Отравлены его последние мгновенья

    Коварным шепотом насмешливых невежд,

    И умер он - с напрасной жаждой мщенья,

    С досадой тайною обманутых надежд.

    Замолкли звуки чудных песен,

    Не раздаваться им опять:

    Приют певца угрюм и тесен,

    И на устах его печать.

    А вы, надменные потомки

    Известной подлостью прославленных отцов,

    Пятою рабскою поправшие обломки

    Игрою счастия обиженных родов!

    Вы, жадною толпой стоящие у трона,

    Свободы, Гения и Славы палачи!

    Таитесь вы под сению закона,

    Пред вами суд и правда - всё молчи!..

    Но есть и божий суд, наперсники разврата!

    Есть грозный суд: он ждет;

    Он не доступен звону злата,

    И мысли, и дела он знает наперед.

    Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:

    Оно вам не поможет вновь,

    И вы не смоете всей вашей черной кровью

    Поэта праведную кровь!

    1837

    О Пушкине написано очень много. Это только подчеркивает то, какой большой след в истории русской и мировой культуры оставил этот поэт.

    Великий писатель Пушкин – воплощение гениальности, мужества, ума и неисчерпаемости.

    Пушкинская тема в творчестве Марины Цветаевой

    Для Марины Цветаевой Пушкин был первой и неизменной поэтической любовью. Она говорила о Пушкине и в стихах, и в прозе.

    ( Пушкину посвящен стихотворный цикл «Стихи к Пушкину», статьи «Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачев»))

    "Мой Пушкин" - это воспоминание Марины Цветаевой о своём детстве.

    Впервые она узнала о поэте, когда увидела на стене одной из комнат её родного дома картину "Дуэль Пушкина".  Она рассматривала эту картину, рано узнала, что Пушкин был убит на этой дуэли пулей в живот, и уже тогда поняла, что поэт живой человек, который может испытывать боль, страдание. "Первое, что я узнала о Пушкине, это – что его убили. Потом я узнала, что Пушкин – поэт, а Дантес – француз»,- пишет Цветаева «Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта -  убили…»

    С самого детства она помнит прогулки к памятнику Пушкину. Ей нравилось прогулки именно к этому памятнику. «Мы уходим или приходим, а он всегда стоит». С самого раннего детства в жизни Марины Цветаевой присутствовал Пушкин.

    В центре существования Цветаевой была поэзия и в ней непреходящая величина – Пушкин. Она острее других чувствовала его гения и уникальность его личности. Все ее работы – это восторг и восхищение его творчеством. С А.С. Пушкиным она постоянно сверяет своё чувство прекрасного, своё понимание поэзии

    Она любит Пушкина, его эпоху, и выражается это в стихах со свойственными ей максимализмом Силой своего воображения Марина Цветаева однажды в детстве создала себе живого поэта Пушкина да так и не отпускала его ни на шаг от своей души в течение всей жизни..

    Но по-настоящему, в полный голос, Цветаева сказала о поэте в замечательном стихотворном цикле «Стихи к Пушкину». Они разрушают попытки превратить образ гения в икону. Ее Пушкин —это бунтарь, выходящий из мер и границ. Цветаева любила живого, а не «хрестоматийного» Пушкина. В своих ранних стихах «Встреча с Пушкиным» она называет его веселым «курчавым магом».

    Самым значительным из всего, что Цветаева написала о Пушкине, является очерк «Пушкин и Пугачев». Здесь она говорит о подлинной близости Пушкина народной нравственности и поэзии, о его истолковании образа народного вожака Пугачева. Для самой Цветаевой тема русской истории приобрела особый, современный смысл.

    . Еще в очерке «Мой Пушкин» Цветаева призналась, что страстно полюбила пушкинского Пугачева В «Пушкине и Пугачеве» Цветаева говорит о своем понимании живой жизни с ее добром и злом. Добро воплощено не в Гриневе, небрежно наградившем Вожатого заячьим тулупчиком, а в Пугачеве — «недобром», «лихом», который про тулупчик не забыл. И за тулупчик расплатился щедро — даровал ему жизнь. И не хотел расстаться с Гриневым, устраивал его дела — и все только потому, что полюбил прямодушного подпоручика. Так среди ужаса беспощадного бунта торжествует бескорыстное человеческое добро.

    Пушкин, говорит Цветаева, понимал, что истинное искусство не терпит ни прославления зла, ни любования им. Он поднимает Пугачева в своей повести до высот народного предания, народной мечты о добром и справедливом царе.

    Очерки Цветаевой проникают в самую глубь пушкинского творчества, его художественного мышления. Они написаны совершенно свободным, естественным языком. Она пристрастна, беспредельно искренна и в своем восторге и в негодовании, и поэтому доносит до нас всю глубину отношения к «солнцу русской поэзии» — Пушкину.

    .

    В отношении Цветаевой к Пушкину, в её понимании Пушкина, в её безграничной любви к Пушкину самое важное, решающее – твёрдое убеждение в том, что влияние Александра Сергеевича Пушкина на поэта и читателя может быть только освободительным:

    Ведь именно об этом писал поэт в своём стихотворном завещании:

    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я Свободу
    И милость к падшим призывал.
    («Я памятник себе воздвиг нерукотворный. », 1836)

    Отношение Марины Цветаевой к Пушкину совершенно особое – абсолютно свободное. Отношение к собрату по перу, единомышленнику. Ей ведомы и понятны все тайны пушкинского ремесла – каждая его скобка, каждая описка; она знает цену каждой его остроты, каждого произнесённого или записанного слова.

    Встреча с Пушкиным

    Я подымаюсь по белой дороге,
    Пыльной, звенящей, крутой.
    Не устают мои легкие ноги
    Выситься над высотой.

    Слева — крутая спина Аю-Дага,
    Синяя бездна — окрест.
    Я вспоминаю курчавого мага
    Этих лирических мест.

    Вижу его на дороге и в гроте…
    Смуглую руку у лба…
    Точно стеклянная на повороте
    Продребезжала арба… —

    Запах — из детства — какого-то дыма
    Или каких-то племен…
    Очарование прежнего Крыма
    Пушкинских милых времен.

    Пушкин! — Ты знал бы по первому слову,
    Кто у тебя на пути!
    И просиял бы, и под руку в гору
    Не предложил мне идти.

    Не опираясь о смуглую руку,
    Я говорила б, идя,
    Как глубоко презираю науку
    И отвергаю вождя,

    Как я люблю имена и знамена,
    Волосы и голоса,
    Старые вина и старые троны, —
    Каждого встречного пса! —

    Полуулыбки в ответ на вопросы,
    И молодых королей…
    Как я люблю огонек папиросы
    В бархатной чаще аллей,

    Марионеток и звон тамбурина,
    Золото и серебро,
    Неповторимое имя: Марина,
    Байрона и болеро,

    Ладанки, карты, флаконы и свечи,
    Запах кочевий и шуб,
    Лживые, в душу идущие, речи
    Очаровательных губ.

    Эти слова: никогда и навеки,
    За колесом — колею…
    Смуглые руки и синие реки,
    — Ах, — Мариулу твою!

    Треск барабана — мундир властелина —
    Окна дворцов и карет,
    Рощи в сияющей пасти камина,
    Красные звезды ракет…

    Вечное сердце свое и служенье
    Только ему, Королю!
    Сердце свое и свое отраженье
    В зеркале… — Как я люблю…

    Кончено… — Я бы уж не говорила,
    Я посмотрела бы вниз…
    Вы бы молчали, так грустно, так мило
    Тонкий обняв кипарис.

    Мы помолчали бы оба — не так ли? —
    Глядя, как где-то у ног,
    В милой какой-нибудь маленькой сакле
    Первый блеснул огонек.

    И — потому что от худшей печали
    Шаг — и не больше! — к игре,
    Мы рассмеялись бы и побежали
    За руку вниз по горе.

    А.Ахматова

    Уже кленовые листы
    На пруд слетают лебединый,
    И окровавлены кусты
    Неспешно зреющей рябины,

    И ослепительно стройна,
    Поджав незябнущие ноги,
    На камне северном она
    Сидит и смотрит на дороги.

    Я чувствовала смутный страх
    Пред этой девушкой воспетой.
    Играли на ее плечах
    Лучи скудеющего света.

    И как могла я ей простить
    Восторг твоей хвалы влюбленной…
    Смотри, ей весело грустить,
    Такой нарядно обнаженной.

     В жизни и поэзии Ахматовой Александр Сергеевич занимал особое место. Она росла и училась в Царском Селе и с детства впитывала воздух поэзии Пушкина, его стихи она называла золотыми,
        У Пушкина училась Ахматова краткости, простоте поэтического слова. Всё, что связано с именем поэта дорого Ахматовой. Всё в Царскосельском парке напоминает о "смуглом отроке, о Пушкине, в воображении много раз «встречалась со знаменитым поэтом на царскосельских дорожках. «Смуглый отрок ходил по аллеям» - первое обращение Анны Ахматовой к Александру Сергеевичу Пушкину и его годам в Царском Селе. Именно Пушкина она называет «смуглым отроком», который грустит на озерных берегах Ее восхищало в Царскосельском парке все: фонтан, некогда воспетый Пушкиным. Она написала об этом стихотворение и назвала его так же, как и у Пушкина «Царскосельская статуя».    Природа в «Царскосельской статуе» неотразима, об этом пишет Ахматова. В центре – статуя девушки. Анна Андреевна воспринимает эту статую как живую. Она немного завидует ей, так как на неё обратил внимание великий поэт и воспел ее в своём стихотворении.     Ахматова обращается к статуе и говорит ей, что хотела бы оказаться на её месте, чтоб о ней так же красиво и влюблено мог говорить Александр Сергеевич Пушкин. 
        Поэтесса называет ее «нарядно обнажённой». Ахматова даже чувствовала страх, подходя к ней, статуя была как возвышенное существо, властное, могучее и в то же время красивое, нарядное. Её плечи великолепно переливались от лучей света. Лирическая героиня относится к бронзовой статуе как к живой сопернице, ведь ей подарил бессмертие сам Пушкин.
            
    . Великий поэт оказал огромное влияние на Анну Андреевну, и она через все свое творчество пронесла заложенные им идеи и традиции. Не раз еще она обратится к личности Александра Сергеевича как в стихах, так и в прозе

    Гений Пушкина, его гуманистическая философия, открытия, сделанные в области русского стиха, оказали огромное влияние на литературу девятнадцатого века, вошедший в историю, как «золотой век» русской поэзии. Но и лучшие поэты «серебряного века» сформировались под влиянием его Музы.

    У Пушкина училась Ахматова краткости, простоте и подлинности поэтического слова, и всё, что с ним связано, дорого поэтессе. Не даром это стихотворение написано в моём сборнике первым, ведь именно с произведений Пушкина и питались начальные ручейки её гениального творческого потока.

    ПУШКИН

    Кто знает, что такое слава!

    Какой ценой купил он право,

    Возможность или благодать

    Над всем так мудро и лукаво

    Шутить, таинственно молчать

    И ногу ножкой называть?..

    Когда Ахматова уже стала поэтессой, то продолжала ближе всех своих современников стоять к самой главной, исходной традиции – пушкинской. Не только стихи, но и письма Пушкина она помнила если не наизусть, то близко к тексту. Изучала творчество Пушкина как профессиональный литературовед, раскрывала его тайнопись. Поэзия Пушкина – ключ к творчеству самой Ахматовой.

    Пушкин был спасением, небом, бездонным миром

    Роль Пушкина в истории и развитии поэзии огромна, гений его несомненен, а потому он был, есть и остаётся символом русской поэзии, личностью, которая несомненно оставила свой след в истории.


    написать администратору сайта