Главная страница
Навигация по странице:

  • Кто родился в Воронеже и в Воронежской области Писатели и поэты

  • Актеры и актрисы

  • Космонавтика Летчик- космонавт К.П. ФеоктистовХудожники

  • Семен Сабуров — Основатель города Воронеж

  • Биография Бунина Ивана А лексеевича

  • М ильков Фёдор Николаевич

  • Знаменитые люди Воронежа. Какие люди побывали в Воронеже, что знаменитые люди сделали для Воронежа, как след оставили известные люди в Воронеже


    Скачать 81.73 Kb.
    НазваниеКакие люди побывали в Воронеже, что знаменитые люди сделали для Воронежа, как след оставили известные люди в Воронеже
    Дата19.03.2022
    Размер81.73 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЗнаменитые люди Воронежа.docx
    ТипДокументы
    #404838

    Знаете, наш Воронеж богат занимательной историей. В наше время довольно редко можно понять всю полноту тех ценностей, чем так славен наш город! И мало кто из нас с вами знает,какие люди побывали в Воронежечто знаменитые люди сделали для Воронежакак след оставили известные люди в Воронеже. Можно с уверенностью сказать, наш Воронеж имеет славную историю посещений этих людей, которые оставили яркий след в истории.

    Кто родился в Воронеже и в Воронежской области?

    Писатели и поэты

    В Воронеже родились писатели И.А.Бунин и А.П.Платонов, Н.А.Задонский и Г.Н.Троепольский, поэты И.С.Никитин, А.Кольцов, сказочник А.Н. Афанасьев, известные сказительницы А.К. Барышникова и А.Н. Королькова.

    Актеры и актрисы

    Воронежские зрители в театре в разное время аплодировали М.С.Щепкину и П.С.Мочалову, М.Н.Ермоловой и В.Ф.Комиссаржевской. На воронежских подмостках начинали свой путь в искусство Л.С.Вивьен, А.А. Остужев, С.И. Папов, А.В. Поляков, Н.П.Россов, В.И.Флоринский.

    Космонавтика

    Летчик- космонавт К.П. Феоктистов

    Художники

    Наш край подарил миру известных деятелей изобразительного искусства — И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, Н.И. Бессарабов, А.А. Бучкури, А.В.Куприн и Л.Г.Соловьев.

    Цирк

    В Воронеже начал свой путь к великой славе основатель цирковой династии Анатолий Дуров.

    Кто оставил след в жизни Воронежа?

    Государственные деятели

    Здесь жили и бывали государственные деятели – Пётр I, Д.Н. Бегичев, М.И. Калинин, политический деятель Г.В.Плеханов, изобретатели – А.Н. Лодыгин, С.И. Мосин,  писатели – А.М. Горький, Л.Н. Толстой, Н.А. Задонский, А.П. Чехов, А.И. Шубин, поэты – А.А. Ахматова, В.А. Жуковский, В.В. Маяковский, О.Э. Мандельштам, актёры – Н. Давыдов, М.Н. Ермолова, В.Ф. Комиссаржевская, русский шахматист, чемпион мира А.А. Алёхин и др.

    Ученые

    В вузах города работали академики К.Д. Глинка, Н.Н. Бурденко, Б.А. Келлер, учёные – Н.Г. Басов, Б.А. Келлер, К.Д. Глинка,

    Наш список неполный, возможно, кто -то из наших читателей знает еще тех людей, которые родились в нашем крае или кто-то оставил свой след в жизни в Воронежа и области

    Семен Сабуров — Основатель города Воронеж


    Если говорить к истории формирования этого города, то в первую очередь следует упомянуть имя человека – основателя его — Сабурова Семена Федоровича. В 1585 году царь издал приказ направить на удаленные от столицы земли человека для возведения новой крепости. Этим человеком стал Сабуров.

    В те далекие времена обстановка на Руси была достаточно сложной. С юга постоянно совершались захватнические набеги племена татар. А крымский хан почти достиг своей цели с помощью своих многотысячных полчищ, постоянно грозя полным разорением всем захваченным землям. Потому создать дополнительную защиту было просто необходимо. Оттого началось интенсивное возведение оборонительных крепостей, с внутренними в них городами.

    Так Воронеж возводился буквально из ничего, до его появление эти земли были безлюдны и пустынны. Сабуров вместе с Биркиным и Судаковым, которые стали его правой рукой в начинаниях, начали тщательно искать место для новой крепости. Так правом берегу реки Воронеж это место было найдено. В самые древние времена на этих землях, согласно летописям, уже имелись людские поселения. Кроме того, историки предполагают, что был здесь и город, который носил название Воронеж. Как и почему его покинули люди, отчего он, возможно, был разрушен так и останется тайной, ответ на которую сокрыт в веках.

    Стоит отметить, что Сабуров являясь отличным воеводой, во времена возведения новой крепости являлся достаточно именитой личностью. Возможно, тому причиной стало его прямое родство с известным боярским родом, начавшим свое существование еще в 14 столетии. В ту пору, как известно, юношей очень рано отдавали на службу. Сабуров показал себя в качестве отважного и смелого воина, получив немало наград и почестей от царя.

    Царский приказ о начале возведения крепости дошел до Сабурова, когда тот руководил войском в крепости Белая. После того, как деревянные стены новой крепости, получившей название Воронеж, были возведены, и гордо возвышались над рекой, Сабуров получил новый приказ о строительстве других крепостей в Поволжье.

    Сабуров был настоящим активистом, преданно служащим правому делу и государству, о его деятельности было известно далеко за пределами территорий, на которых он командовал. Окончил свою службу Сабуров в Тобольске, здесь он умер и был похоронен, оставив после себя яркие страницы истории Руси.

    Ростропович Мстислав Леопольдович


    В 2002 году Ростроповичу Мстиславу Леопольдовичу присудили звание почетного жителя Воронежа. Мстислав Леопольдович был талантливым виолончелистом и превосходным дирижером. Семья Ростроповичей имеет самую тесную взаимосвязь с этим замечательным городом. Так, на том доме, в котором жили сначала дед, а после и отец гениального таланта, была размещена памятная мемориальная доска. Мстислав Ростропович периодически и регулярно приезжал в Воронеж. Он постоянно помогал в развитии местному музыкальному училищу, сегодня училище гордо названо в честь Витольда и Леопольда Ростроповичей. Сам Мстислав Леопольдович завоевал заслуженный статус народного артиста Советского союза, был лауреатом Государственной премий.

    Мстислав Леопольдович родился в солнечном южном городе Баку 27 марта 1927 году. С самых юных лет мальчик сильно увлекся музыкой. С малых лет его отличала настырность и упорство в достижении результатов, кроме того, он был по-настоящему талантлив. Друзья музыканта говорят, что даже не будь он столь известным музыкантом, то все равно достиг бы самым высоких результатов в любом ином начинании. Только вот судьба музыканта была совсем не проста, ему пришлось пережить немало трудных моментов. Так твердо стоя на самых высоких позициях музыкального мирового Олимпа, являясь первым среди первых виолончелистов на планете, но будучи человеком с волевых характером и твердым нравом, отличаясь прямотой в своих высказываниях и взглядах, Мстислав Леопольдович стал весьма «мешать» советским властям, не терпящим любого инакомыслия. В силу таких обстоятельств М.Л. пришлось покинуть в 1974 году пределы родной страны. А 4 года спустя его вместе с женой – известнейшей во всем мире певицей оперы и театра Галиной Вишневской, лишили советского гражданства.

    Так вся жизнь музыканта с его семьей стала делится на «до» и «после». Что еще готовит судьба? В каком государстве придется жить? — эти вопросы постоянно терзали ум музыканта. Долгое время музыкант пребывал в очень гнетущем состоянии, его оскорбляла мысль о том, что родная страна отвергла его. Однако неутолимая тяга к жизни, духовная сила и потенциал дали возможность мастеру преодолеть все жизненные трудности.

    Биография Бунина Ивана А лексеевича

    Бунин Иван Алексеевич — выходец из обедневшей дворянской семьи. Родился он в Воронеже 22 октября 1870 года. Все свое детство будущий поэт провел в Воронеже, иногда бывая в родовом поместье рядом с Ельцом.

    В 1881 году Бунин начал обучение в Елецкой гимназии, но в 1886 году был вынужден покинуть ее, так как семья остро нуждалась в средствах, и не было денег на оплату образования. так Бунин перешел на домашнее образование, которое преподавал мальчику старший брат Юлий.

    Уже в 1891 году Бунин выпустил первый стихотворный сборник, а еще пять лет спустя — он сделал перевод англоязычной поэмы известного поэта из США Лонгфелло под названием «Песнь о Гайавате», свой перевод он опубликовал в газете. В 1901 году был выпущен следующий сборник стихов поэта под названием «Листопад».

    Двумя годами позже после выпуска «Листопада» в 1903 году Бунин был выдвинут в качестве лауреата Пушкинской премии, которую ежегодно вручали в Петербургской академии наук. В 1909 году Бунин получил вторую Пушкинскую премию, тогда же его провозгласили почетным академиком.

    А вот настоящая слава к великому русскому поэту пришла после того, как в свет вышла его знаменитая повесть «Деревня» в 1910 году, а год спустя — повесть «Суходол».

    В 1913 году Бунин пишет и публикует рассказ под названием «Иоанн Рыдалец», в 1915 году в свет вышли два его знаменитых рассказа «Господин из Сан-Франциско» и «Грамматика любви», а годом позже — рассказ «Легкое дыхание». То были самые плодотворные его годы на родине.

    Бунин отверг Октябрьскую революцию, потому в 1920 году был вынужден вместе с женой переехать сначала в Константинополь, а после в столицу Франции, здесь во Франции, сначала в Грассе, позднее в Париже он и остался до конца своих дней, так и не вернувшись на родину.

    Лишь в 1925 году Бунин решил издать свой труд под названием «Окаянные дни», который был написан им в 1918 году. Труд всецело посвящен Октябрьской революции. Кроме того, в 1925 году в свет вышла его знаменитая повесть «Митина любовь», а в 1927 году — сборник рассказов «Солнечный удар», а через два года — сборник «Божье древо».

    Можно сказать, что Бунин стал первым эмигрировавшим русским поэтом среди современных, его творчество высоко ценилось за рубежом, так книги Бунина получили статус живой классики. Так в 1933 году Бунин был удостоен Нобелевской премии.

    М ильков Фёдор Николаевич

    Фёдор Николаевич Мильков – российский физик, географ, педагог, ландшафтовед – родился 17 февраля 1918 года в деревне Доровая. Вышеперечисленные звания – не конец списка. Фёдор Мильков также являлся доктором географических наук (с 1949 года), профессором (так же с 1949 года), заслуженным деятелем науки РСФСР с 1970 года и почётным участником Географического общества СССР (сокращённо РГО). Он основал ландшафтную школу в Воронеже, и сделал огромный вклад в развитие географии СССР, а после и Российской Федерации.
    Родился будущий учёный в обычной многодетной семье. С детства любил географию, в результате чего поступил на факультет географии в Московский областной педагогический институт. После пошёл учиться в аспирантуру в Научно-исследовательском институте географии при Московском государственном университете.
    После выпуска работал учителем средней школы по 1941 год.
    В 1941 году Мильков защитил диссертацию и устроился на работу в Чкаловский педагогический институт (в наше время это город Оренбург, раньше назывался Чкалов).
    Именно в этом городе географ создал свою первую монографию на тему «Оренбургские степи».
    Докторантуру закончил в 1948 году в советском институте географии Академии наук. В тридцать лет защитил докторскую диссертацию и стал единственным таким молодым доктором географических наук и профессором на весь СССР.
    Самыми популярными были работы Милькова по теории, практике и методологии ландшафтоведения. Он первый разработал учение об оболочке Земли с точки зрения ландшафтоведения. Он также предложил систему парагенетических комплексов ландшафтов и внёс огромный вклад в развитие ландшафтного районирования и картографии.
    Всего Мильков защитил 21 кандидатскую и 6 докторских диссертаций, написал около 600 научных работ, из которых около 100 были монографиями, университетскими учебниками, словарями, пособиями и научно-популярными книгами.
    Учёный был награждён золотой медалью имени П.П. Семёнова-Тянь-Шанского Географического общества СССР, большой памятной медалью Всероссийского общества по охране окружающей среды, а также получил звание «заслуженного деятеля науки Российской Федерации».
    Среди его учеников есть такие известные люди как В.И. Булатов, Г.И. Денисик, Н.И. Дудник, В.В. Козин, Ф.А. Максютов, В.Б. Михно, В.И. Федотов, А.А. Чибилёв и другие.

    Святой Митрофан Воронежский как государственный деятель.



    Приход в мир великих людей, как правило, остается незамеченным для современников. Лишь спустя десятилетия или века богословы начинают искать в этом событии глубокий мистический смысл,.историки выявляют закономерность появления на свет того или иного деятеля в ту или иную эпоху, а журналисты выясняют, какие события происходили в этот момент в разных концах планеты, порой проводя слишком вольные и поверхностные аналоги. И только города и села, где были написаны первые строки блистательных биографий, зачастую не получают и десятой доли славы своих великих сыновей, которой должны владеть по праву. Одно из таких мест находится на территории бывшего Ковровского уезда. Речь идет о селе Антилохово, где в 1623 году родился мальчик по имени Михаил, ставший впоследствии одним из прославленных церковных деятелей грозной и противоречивой петровской эпохи - епископом Митрофаном. Его имя нельзя отнести к разряду забытых, поскольку Православная Церковь дала Митрофану Воронежскому самую высокую оценку, причислив к лику Святых. Тем не менее, в прежние годы по идеологическим соображениям, а также в связи с безоговорочной идеализацией роли Петра I в русской истории, имя славного уроженца Ковровской земли почти исчезло из святых исторических источников. Однако, эта фигура, несомненно, представляется крайне важной для правильного понимания религиозно-политических процессов ранней петровской эпохи, так как в наши дни широко распространилась противоположная точка зрения, выражающаяся в резко негативной оценке реформ того времени. Какие же важные уроки дает нам уникальная биография человека, волею обстоятельств вознесенного из ничем не примечательного села на Владимирской земле к самым вершинам церковной и государственной власти?

    Прежде всего, судьба Митрофана Воронежского поражает своей непредсказуемостью, обилием неожиданных, не всегда понятных на первый взгляд поворотов. Во всяком случае, первый отрезок жизни, прошедший в родном селе, не предвещал будущему епископу головокружительной карьеры. Достаточно поздно, в сорокалетнем возрасте, он принял монашество, избрал местом своего уединения далеко не самый древний и прославленный монастырь - основанную лишь за несколько лет до этого Золотниковскую пустынь близ Суздаля. Пустынь была создана для борьбы с церковным расколом, и вполне возможно, что в ранний период своей деятельности Митрофан был вовлечен в сложнейшие религиозно-политические процессы. Прямых свидетельств об этом нет, но последующие события и обстоятельства, при которых Митрофан стал епископом, косвенно подтверждают справедливость данного предположения. Назначение Митрофана наместником древнего Успенского Косьмина монастыря в с. Небылое - детища славной эпохи Сергия Радонежского, имевшего множество давних писанных и неписанных традиций, было определенным признаком авторитета, но делало Митрофана крупной фигурой лишь местного масштаба. До самых важных перемен оставались считанные годы, пока же будущий епископ поселился в скромной келье в подвальной части храма. Помещение этой кельи сохранилось до наших дней, после канонизации епископа Митрофана там находился храм в его честь, а в последние десятилетия - котельная. В ближайших планах нынешней братии монастыря - восстановление храма на месте бывшей кельи Митрофана Воронежского.

    Перемены в судьбе, выразившиеся в выдвижении Митрофана в епископы, были, несомненно, связаны с именем митрополита Суздальского Иллариона, также достаточно неожиданно выдвинувшегося за несколько лет до этих событий с должности наместника Флорищевой пустыни. Это было время, когда еще свежи были воспоминания о грозном и суровом патриархе Никоне и неистовом протопопе Аввакуме, земляках и друзьях, ставших самыми яростными и непримиримыми противниками. Бури раскольничьих бунтов уже были в прошлом, но вытесненные из крупных городов приверженцы старых обрядов уходили в леса, прятались в тайных скитах. Как государственная, так и церковная власть, нуждались в новых людях, обладавших сдержанностью, мудростью и дипломатичностью, необходимой для того, чтобы предотвратить разрастание раскола. Одним из таких людей был митрополит Илларион, находивший общий язык даже с самыми яростными раскольниками. Исторические источники о многом умалчивают, но, вероятнее всего, Илларион и Митрофан были в довольно близких отношениях. По церковным канонам, именно правящему архиерею принадлежит право выдвигать кандидатов в епископы, поэтому выдвижение Митрофана не могло состояться без участие Иллариона, а зная, что новому епископу предстояло выполнение ответственного поручения царя Федора Алексеевича, можно с большой долей вероятности предположить, что для этих целей Илларион мог предложить только близкого человека, которому безгранично доверял.

    Царское поручение заключалось в том. что предстояло воссоздать одну из древних епископских кафедр, основанную в ХVI веке Александром Невским на территории Золотой Орды. К 1682 году, когда состоялось назначение Митрофана на епископскую кафедру, воинственные кочевники были лишь отдаленным воспоминанием, эти земли были окраиной большого государства, и церковная жизнь здесь находилась в запустении. Тот факт, что повторение одного из наиболее значимых свершений владимирского князя было поручено его земляку, является далеко не случайным как с исторической, так и религиозной точки зрения. Имена Александра Невского и Митрофана Воронежского неразрывно связаны между собой целым рядом обстоятельств - даже память их по церковному календарю празднуется в один день. Еще об одном обстоятельстве, соединяющем эти имена, будет упомянуто ниже, пока же, соблюдая хронологию событий, следует обратиться к одному из важнейших эпизодов биографии епископа Митрофана.

    Пока он, находясь в Воронеже, в кратчайшие сроки привел в порядок епархиальные дела, из Москвы пришла весть о кончине царя. Установившееся межвластие шло явно не на пользу стране, и коронацию царевичей-братьев Петра и Ивана епископ Митрофан воспринял как начало укрепления государства. Многие понимали, что у старшего, тяжело больного царевича, нет никаких шансов стать полноправным властителем, и торжественная коронация во многом воспринималась лишь как коронация Петра. Во время церемонии епископ Митрофан преподнес будущему монарху-плотнику знаки царского достоинства, что было не типично для провинциального архиерея. Затем именно ему было поручено произнести напутственную речь от лица Церкви, что с точки зрения чопорного дворцового этикета и вовсе казалось немыслимым. Царедворцы, находившие тайную подоплеку даже в самых незначительных деталях, безошибочно предугадали в этом грядущее возрастание роли епископа Митрофана при дворе. Но в одном они ошиблись: Митрофан не был, вопреки предсказаниям, перемещен на столичную кафедру. Он так и остался в Воронеже, став главным союзником царя Петра в небывалом и нелегком начинании - строительстве первых боевых кораблей русского флота.

    Существует известное стереотипное мнение, что выход России к морю начался с Балтики, на самом же деле строительство кораблей в Воронеже началось.чуть раньше. Кроме того, при чтении ряда источников может сложиться впечатление, что у этого начинания почти не было противников, кроме церкви. На самом же деле противники были, и это были не отдельные невежественные и отсталые бояре, а основная масса народа. В памяти людей были еще слишком свежи воспоминания о неудачном походе на Азов фаворита царевны Софьи Василия Голицына, и повторения этой трагедии никто не хотел. Взять турецкую крепость Азов с суши было невозможно, успешным мог оказаться только штурм со стороны моря, где самонадеянные турки даже не позаботились об укреплении обороны. Многие военачальники считали эту идею безрассудной, но епископ Митрофан один из немногих был уверен в успехе. Но не так сложно было убедить военачальников, как изменить отношение к походам людей, потерявших своих близких. Чтобы общество осознало необходимость нового похода на Азов, необходима была привлекательная идея, выраженная ярким и запоминающимся символом. Такая идея довольно быстро была сформулирована епископом Митрофаном: крепость Азов находилась в тех местах, где когда-то прошел с евангельской проповедью апостол Андрей Первозванный. Только идея зашиты православной веры могла заставить людей забыть о личной трагедии и амбициях вельмож. Как сама идея, так и ее внешняя символика были выбраны епископом Митрофаном безошибочно: начиная с Азовского похода, Андреевский флаг прочно стал символом единства нации, мужества и патриотизма. 
     Но прежде, чем под этим флагом была одержана первая победа под стенами Азова, необходимо было построить боевые корабли. И в этом начинании мудрый старец помогал молодому монарху не только словом, но и делом: по воронежским церквям был объявлен сбор денег на постройку кораблей, сам епископ наведывался на судоверфи и, по свидетельству некоторых современников, даже брал в руки плотницкий инструмент. Когда работа была завершена, Митрофан Воронежский благословил и напутствовал войско, отправившееся в поход и вернувшееся с долгожданной победой. Хотя, в известной нам биографии Митрофана Воронежского имеются существенные пробелы (Единственным источником, где суждения о нем изложены наиболее полно, является «Духовное завещание» самого Митрофана, хранящееся в Патриаршей ризнице Московского Кремля.), эпизод проводов русского войска в Азовский поход, а также участие уроженца Ковровской земли в предшествующих событиях, зафиксированы во многих мемуарах сподвижников Петра I. Это побуждает нас по-иному взглянуть на вопрос об отношении Церкви к петровским реформам, отказавшись от привычных идеологических передергиваний.

    В строго каноническом смысле слова, позицию Церкви выражали несколько наиболее авторитетных иерархов, в число которых наряду с Дмитрием Ростовским и Илларионом Суздальским входил и Митрофан Воронежский. Другие иерархи были втянуты в сложные политические интриги на стороне различных общественных группировок. Одни отстаивали прежний путь развития страны, поддерживая клан Нарышкиных (патриархи Иоаким и Адриан), другие ратовали за западный путь по католической модели (Стефан Яворский), третьи предпочитали лютеранскую модель (Феофан Прокопович). Митрополиты Дмитрий и Илларион, епископ Митрофан старались не вмешиваться в политические распри, поддерживая те начинания Петра I, которые считали полезными для государства и не противоречащими православному вероучению, но не боялись входить в конфронтацию с царем, когда сильной рукой ломался прежний уклад жизни, и насаждались чуждые, далеко не лучшие обычаи. В пример Петру I епископ Митрофан часто приводил Александра Невского, не ходившего на поклон к западу. Своенравный царь гневался на старца, но к советам все же прислушивался, сделав культ Александра Невского частью государственной идеологии.

    Епископ Митрофан задумал создание новой церковной службы в честь князя, в тексте которой была бы ярко выражена антизападная идея, но осуществить свой замысел уже не успел. Новый вариант Жития князя и церковной службы в честь него был составлен ярым сторонником лютеранской партии - епископом Гаврилом (Бужинским), и главной идеей этих текстов была идея не антизападная, а антикатолическая.

    Переход России на западный путь развития был предрешен, но до последних дней епископ Митрофан и его сподвижники пытались направить развитие событий по менее радикальному варианту. После кончины Патриарха Иоакима они пытались выдвинуть кандидатуру нового Первосвятителя из своей среды — митрополита Суздальского, а позднее Псковского Маркела, отличавшегося очень взвешенной и здравомыслящей позицией по отношению к реформам. Но на выборах Патриарха верх одержали сторонники Нарышкиных. Престол занял их ставленник Адриан, сразу же пошедший на радикальную конфронтацию с царем и его иноземным окружением, чем косвенно подтолкнул Петра 1 к упразднению патриаршества в 1721 году. Избежать конфронтации не удалось, но последние годы епископ Митрофан разрабатывал канонические акты, определявшие линию поведения Церкви в ситуации острого конфликта с мирской властью. Он не мог принять честолюбивых амбиций молодого и блестяще образованного архиепископа Феофана Прокоповича, ставшего главным проводником реформ Петра I в церковной области. Но теперь именно такие люди определяли будущее страны. В первое десятилетие XVIII века один за другим ушли из жизни последние представители древней Руси, представители замечательной плеяды церковных и государственных деятелей - Дмитрий Ростовский, Илларион Суздальский и Митрофан Воронежский. Сам Петр I прекрасно понимал, что с кончиной этих людей уходит в прошлое многовековая эпоха. По словам одного из приближенных, князя Б. А. Голицына, на похоронах Митрофана Воронежского грозный монарх произнес: «Не будет больше у меня другого такого старца!» Эти слова можно по праву считать высокой оценкой роли славного сына Ковровской земли не только в церковной, но и в гражданской истории и основанием для того, чтобы имя Митрофана Воронежского в наши дни знал каждый школьник.


    написать администратору сайта