Главная страница
Навигация по странице:

  • Доклад на тему: Карл Густав Юнг

  • 1. Биографические сведения.

  • 2. Философские взгляды и их эволюция.

  • 3. Структура личности по Юнгу.

  • личное бессознательное

  • - коллективное бессознательное

  • 1) Персона (маска)

  • 3) Анима и анимус

  • Доклад по философии на тему Карл Густав Юнг. Доклад на тему Карл Густав Юнг философия. Карл Густав Юнг


    Скачать 14.6 Kb.
    НазваниеКарл Густав Юнг
    АнкорДоклад по философии на тему Карл Густав Юнг
    Дата19.03.2021
    Размер14.6 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДоклад на тему Карл Густав Юнг философия.docx
    ТипДоклад
    #186372

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
    Автономная некоммерческая образовательная организация

    высшего образования Центросоюза Российской Федерации
    “Сибирский университет потребительской кооперации”

    Кафедра: “Философии и истории”

    Доклад на тему:
    Карл Густав Юнг

    По дисциплине: Основы философии

    Подготовила студентка

    Группы ГС-91

    Глинская Кристина

    Преподователь:

    Иванов Андрей Анатольевич
    Новосибирск

    2020

    1. Биографические сведения.

    Карл Густав Юнг родился 26 июля в 1875 году в Кенссвиле, городе стоящем на озере Констанца, в швейцарском кантоне Тюрго, вырос - в Базеле.

           Единственный сын пастора швейцарской реформаторской церкви, он был глубоко интровертированным ребенком, но прекрасно учился. Он жадно читал, особенно философскую и религиозную литературу, и наслаждался уединенными прогулками, во время которых восхищался тайнами природы. В школьные годы он был всецело поглощен мечтами, сверхъестественными видениями и фантазиями. Он был убежден в том, что обладает тайным знанием о будущем; была у него и фантазия о том, что в нем существуют два совершенно разных человека.

    После школы Юнг поступает  в Базельский университет с намерением специализироваться в классической филологии и, возможно, археологии, однако предположительно одно из его сновидений побудило интерес к естественным наукам и к медицине. По окончании Базельского университета в 1900 году, Юнг получает медицинскую степень по специальности психиатрия. В том же году он получил должность ассистента в Цюрихской больнице Бургхельцли и Цюрихском госпитале для душевнобольных, окончательно избрав карьеру психиатра. Он ассистировал, а позже  начал сотрудничать с создателем понятия «шизофрения»- Эугеном Блеером, выдающимся психиатром, и некоторое время учился у Пьера Жане, ученика и преемника Шарко в Париже. Интерес Юнга к сложной психической жизни больных шизофренией скоро привел его к работам Фрейда.

    Находясь под сильным  впечатлением, после прочтения  работы З. Фрейда «The interpretation of dreams», опубликованной в 1900 году, еще молодой психиатр Карл Густав Юнг послал Фрейду копии своих сочинений, в которых в целом поддерживал его точку зрения. В 1906 году у них началась регулярная переписка, и на следующий год Юнг нанес первый визит Фрейду в Вене, где они беседовали в течение тринадцати часов! Образованность Юнга произвела большое впечатление на Фрейда, он полагал, что Юнг мог идеально представлять психоанализ в мировом научном сообществе.

    В 1910 году, когда была основана  Международная психоаналитическая  ассоциация, Юнг стал первым её  президентом и занимал этот  пост до 1914 года. В 1909 году Фрейд  и Юнг предприняли совместную  поездку в Университет Кларка  в Уорчестре (Массачусетс), оба по приглашению выступить с серией лекций на мероприятиях, посвященных 20-й годовщине основания университета. Однако три года спустя в отношениях между Фрейдом и Юнгом наступило охлаждение, и в 1913 году они прервали личную переписку, а через несколько месяцев - и деловую. В апреле 1914 года Юнг оставил пост президента ассоциации, а в августе 1914 года прервал свое членство в ней. Таким образом, разрыв был окончательным. Фрейд и Юнг больше никогда не встречались.

    На протяжении четырех  лет Юнг переживал тяжелый  душевный кризис, он был буквально  одержим изучением своих собственных  снов, что по мнению некоторых ученых, едва не привело его к помешательству. В течение многих лет он вел семинары на английском языке для англо-говорящих студентов, а вслед за тем, как он ушел из активного преподавания, в Цюрихе открылся и начал работать институт названный в его честь. Только к концу первой мировой войны Юнг смог прервать свое путешествие по лабиринтам внутреннего мира, чтобы создать новый подход к изучению личности, где в качестве основных идей выступали человеческие устремления и духовные потребности. В 1944 году специально для Юнга была организована кафедра медицинской психологии в Базельском университете, но нездоровье заставило его через год отказаться от этого поста. Самый трагический эпизод его жизни был связан с обвинениями в симпатиях к нацистам, но он со всей страстью отвергал эти нападки и был в конце концов реабилитирован.

    Скончался Карл Густав Юнг 6 июня 1961 года, в возрасте 85 лет, в  городе Кустанахте, Швейцария.

    2. Философские взгляды и их эволюция.

    В философии Юнга сталкиваются современность и духовная традиция прошлого, естествознание и алхимия XV–XVI веков, научный скепсис и гностицизм. Интерес к глубокому прошлому как к категории, постоянно сопровождающей общество сегодня, сохранившейся и действующей на нас и по сей день, для Юнга был характерен еще в юности. Стоит заметить, что в университете Карл больше всего желал учиться на археолога. Дело в том, что «Глубинная психология» своей методикой чем-то напоминала ему археологию.

    По философии Юнга индустриально-техническая цивилизация свои корни предавала забвению, причем это было закономерным явлением, так как душа в догматическом богословии окостенела. Как полагал известный философ, религия и наука вступили в противоречие по той причине, что первая в некоторой степени оторвалась от жизненного опыта, а вторая ушла от действительно существенных проблем — она придерживалась прагматизма и плотского эмпиризма.

    Вскоре возникнет следующий философский взгляд Юнга на это: «Мы стали богатыми в плане познаний, но бедными в мудрости». В картине мира, которая создана наукой, человек является лишь механизмом среди иных подобных. Так, его жизнь теряет всякий смысл.

    Именно поэтому появилась необходимость в выявлении той области, где наука и религия не опровергают друг друга, а кооперируются в поисках корней всех смыслов. Вскоре психология стала для Карла Густава наукой наук. С его точки зрения, именно она была способна дать современному индивиду целостное мировоззрение.

    Философия Юнга кратко и понятно говорит о том, что в поисках «внутреннего человека» Карл Густав не был одинок. Ни эволюцию природы, ни мир переживаний человека, ни поведение этого примитивного организма нельзя объяснить посредством законов физиологии и механики. Жизнь — это гераклитовский поток; вечное становление; «порыв», который не признает закона тождества. Круговорот веществ в природном окружении, вечный сон материального, вершины духовной жизни — это лишь полюса неудержимого потока. Кроме философского значения аналитической психологии Юнга как «философии жизни», важно рассмотреть и моду на оккультизм, которая, непременно, задела его. В течение 2 лет философ участвовал в спиритических сеансах. Карл Густав познакомился со многими литературными произведениями по нумерологии, астрологии и иным «тайным» наукам. Подобные увлечения студенчества во многом определили особенности позднейших исследований Карла. От веры в то, что медиумы налаживают общение с духами умерших, философ вскоре отошел.

    3. Структура личности по Юнгу.

    - эго – центр сознания личности, который представляет собой компонент психики (мысли, чувства, восприятия, ощущения), благодаря которым человек ощущает себя целостным и благодаря которым он может видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

    - личное бессознательное – включает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены и забыты. Кроме того, личное бессознательное включает в себя комплексы (т.е. скопления эмоционально заряженных чувств, мыслей и воспоминаний), вытесненных индивидом из своего личного опыта. Однажды сформировавшийся комплекс оказывает большое влияние на жизнь человека и в какой-то момент может осознаваться.

    - коллективное бессознательное – самый глубокий уровень личности, который содержит в себе воспоминания и образы, передаваемые по наследству (что важно) от наших предков, т.е. наряду с личным бессознательным существует и коллективное бессознательное, которое выражается в народных сказаниях. Этот вывод Юнг сделал, изучая фольклор - мифы, сказки разных народов. Кроме того, естественно, каждая страна имеет свой круг коллективного бессознательного в виде изначальных «психических структур» (архетипов), которые идут из глубины веков, а, следовательно, в них хранится древнейший опыт человечества, обеспечивающий априорную готовность к восприятию и осмыслению мира. Коллективное бессознательное - это такая психическая система, которая «имеет коллективную универсальность и безличную природу, идентичную всем индивидуумам»:

    1) своим существованием коллективное бессознательное обязано наследственности;

    2) оно не основано на личном опыте и не развивается индивидуально;

    3) его содержание представлено архетипами – «образцами инстинктивного поведения». Активизация архетипа происходит, когда возникает ситуация ему соответствующая. Архетипические образы обнаруживают себя через определенные символы во снах, фантазиях и т.д.

    Архетипы.

    1) Персона (маска) – наше публичное лицо, т.е. то, как мы себя проявляем в отношениях с другими людьми. Цель персоны – произвести впечатление на других людей или утаить свою сущность. Юнг утверждал: если человек использует этот архетип слишком часто, то он становится неглубоким и поверхностным. Символ – маска.

    2) Тень – скрытые дурные животные качества личности (социально нетерпимые). Однако сознание тени необходимо личности для сознания собственного несовершенства. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, творческого начала. Символ – Сатана, Гитлер и т.д.

    3) Анима и анимус – бессознательное женское и мужское в мужчине и женщине соответственно. Распознать эти образы можно тогда, когда они спроецированы в каком-либо индивиде и помимо его воли выражены в нём. Так, например, анима проявляется в виде иррациональных чувств (нелогичных действий), излишней впечатлительности. Анимус проявляется в виде сдержанности, жесткой организации. Символы: анима – Дева Мария, Мона Лиза; анимус: Дон Жуан, Иисус Христос.

    4) Самость – наиболее важный архетип, представляющий собой центр личности, объединяющий в себе все компоненты личности, и в результате развития которой человек становится гармоничным и целостным.

    Символ – нимб святого, круг.

    Развитие личности по Юнгу.

    Юнг рассматривал личность как эволюцию на протяжении всей жизни. Развитие личности по Юнгу – попытка обретения самости, полная реализация своего «я», т.е. становление единого и неповторимого индивида. Этот процесс – индивидуация, его итогом выступает личностный рост или самореализация. Именно этот процесс Юнг считал основой психической жизни человека. Однако, это конечная стадия доступна только высокоразвитым и высокоорганизованным людям, которые обладают уникальными способностями, и она недоступна большинству людей. Иррационалистические, мистические стороны концепции Юнга были использованы для теологических спекуляций, для обоснования абстрактного искусства, архаизации искусства, доказательства демонического, бессознательного характера художественного творчества. Вместе с тем работы Юнга способствовали появлению исследований по сравнительной мифологии; получила известность его концепция психологических типов: экстравертированных и интравертированных.


    Именно Юнг разделил людей на экстравертов и интровертов и выделил 4 функции психики (мышление, чувство, интуиция и ощущение).

    Юнг считал, что образы, возникающие у психически больных пациентов — не плод воспаленной фантазии, а параллельная реальность, иной мир, который простой человек видеть не может. Это либо астрал, либо другое измерение, которое существует параллельно с нашим.

    Он был уверен, что обучить человека любым наукам и ремеслам невозможно, если это в нем не заложено, а потому прежде, чем обучать кого-то, рекомендовал восстановить родословную.

    Юнг полагал, что все комплексы и страхи у людей возникают в результате психотравмирующих ситуаций в детстве (чтобы от них избавиться, нужно под гипнозом погрузиться в детские годы и заново пережить неприятный момент).

    По его мнению, любую болезнь — от заболевания легких до насморка — можно вылечить на сеансах психоаналитика, если включить воображение, представить болезнь в виде врага и убить его.

    Он вывел теорию синхроничности, которая доказывала, что в мире нет случайностей, а все действия взаимосвязаны между собой и подчиняются единому закону Вселенной. Простая иллюстрация синхроничности: в момент, когда человек разгневан до предела, неожиданно с полки падает и разбивается тарелка (совпадение психического состояния и объективного явления).


    написать администратору сайта