Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные задачи казахской интеллигенции

  • Развитие литературы в конце XIX начале XX веков

  • Роль казахской интеллигенции в развитии Казахстана

  • Список используемой литературы

  • Перовске

  • Успенском

  • Депутатами от Казахстана в двух первых являлись виднейшие представители казахской интеллигенции: А. Беремжанов, А. Букейханов, А. Кальменов, Б. Кулманов, Б. Каратаев, М.Тынышпаев.

  • Начало века, в связи с активизацией переселенческого движения крестьян из внутренних губерний империи, ознаменовалось усилением аграрного вопроса в Казахстане.

  • В 1904 году было образовано переселенческое управление

  • Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской, Уральской

  • В 1905 году Переселенческое управление было включено в состав Главного управления землеустройства и земледелия.

  • Царизм жестоко мстил восставшим.

  • Основные признаки проникновения капиталистических отношений в казахский аул

  • Практическое задание по Современной Истории Казахстана. Казахстан в начале хх века


    Скачать 55.78 Kb.
    НазваниеКазахстан в начале хх века
    АнкорПрактическое задание по Современной Истории Казахстана
    Дата16.10.2021
    Размер55.78 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрактическое задание по Современной Истории Казахстана .docx
    ТипДокументы
    #248818

    Казахский национальный педагогический университет имени Абая

    Институт педагогий и психологий

    Кафедра специального образования

    П/З к №2 лекций

    Тема: Казахстан в начале ХХ века.

    Выполнила: Тұрсын Махаббат

    Проверила: Балахметова. Г

    Алматы ,2021

    Казахстан в начале ХХ века

    Содержание
    Предпосылки возникновения казахской интеллигенции ….……..………….…3

    Основные задачи казахской интеллигенции ………………………………………4

    Развитие литературы в конце XIX начале XX века …………………………….….5

    Роль казахской интеллигенции в развитии Казахстана …………..………….…9

    Предпосылки возникновения казахской интеллигенции

         Изменения, происходившие в социально – экономическом и политическом развитии Казахстана во второй половине XIX – начале XX веков, оказывали глубокое воздействие на духовную жизнь казахского народа.
    Политическая, экономическая экспансия сопроваждались принудительным навязыванием культуры паробатителя.
    Коренные изменения в социально – экономической и политической жизни Казахстана, рассматриваемого периода, привели к существенным приобразованиям в общественном создании казахского общества. Такие значительные перемены обусловили пробуждение национального самосознания, определили формирование новых идей, мыслей, взглядов в казахском обществе.
          В культурном плане новизна эпохи выражалась прежде всего в том, что происходило усвоение сначала представителями социальной верхушки, узким слоем людей, европейской культуры, новых ценностей.
    Путь становления национальной интеллигенции не был однозначным, являл собой сложный и длительный процесс. Ход его тормозился условиями колониального режима, дискриминационной политикой царизма в отношении покорённых народов. Это обтоятельство негативно отражалось на количественном росте специалистов, как в области народного хозяйства, так и культуры.
           Тем не менее, конец XIX – начало XX веков являлся новым этапом в развитии интеллектуальных сил народа.
    К началу XX века в Казахстане шел процесс формирования национальной казахской интеллигенции, часть которой получила европейское образование.
    Она испытала на себе влияние не только национального движения Востока, но и буржуазных революций Запада, нарастающее давление опозиционно настроенных царскому режиму своих соотечественников.
            Возникновению и развитию переодическрй печати способствовало и развитие капитализма, товарно-денежных отношений, транспорта и связи, дальнейшая колонизация края.
             Конкуренция нарождающейся национальной буржуазии с господствующей русской буржуазией, проникновение иностранного капитала, вызвали необходимость реформы системы образования, печати и связи.
             На культурную жизнь Казахстана оказал большое влияние Казанский Университет, являвшийся очагом демократической культуры, центром развития просвещения.
    Учеба оказала положительное влияние на формирование в обществе научных взглядов, на национальный язык и литературу, воспитывала молодежь в духе дружбы народов.
    Процесс создания системы народного образования был сложным и, несмотря на свой ограниченный характер, имел большое значение для формирования первых кадров национальной интеллигенции.
    Казахи – выпускники учебных заведений России, возвращались в родные аулы и города, передавали свои знания, просветительский дух своим землякам.

    Основные задачи казахской интеллигенции


           Вопреки ожиданиям колонизаторов, лучшая часть новой интеллигенции встала на защиту интересов родного народа, пройдя через мучительные духовные происки, она выступила против духовного порабощения и возглавила освободительное движение.
        Как свидетельствует исторический опыт, в периоды резких социальных перемен всегда отличались значительной активностью, самостоятельными инициативами интеллигенция.
             Интеллигенция, обладая обостренными социальными, интеллектуальными и нравственными чувствами поднимает вопросы о  положении личности в обществе, об отношении ее к созданию нового общества.
             Главная заслуга казахской интеллигенции заключалась в том, что она вовремя разглядела начало этапа всероссийского развития, занялась поисками средств приведения в движение казахского общества, используя для этого социальные и политические свободы,  предоставленные первой русской революцией, стремилась вызволить народ из патриархального-родовой отсталости, освободить от царского гнета, указать ему пути знания и прогресса, приобретения государственной независимости.
    Несомненно, это был путь трудной борьбы, сложных конфликтов и поисков.
    И на этом пути наряду с достижениями, конечно, были и ошибки и заблуждения.
    Однако порождены они были не злоумышлением по отношению к своему народу, как это трактовалось впоследствии сталинской идеологией, а естественными трудностями борьбы за облегчение жизни своего народа.
             Первая казахская интеллигенция начала XX века считала главным в своей политической деятельности, защиту как национальных, так и общественных ценностей. Она стремилась помочь своему народу в борьбе за независимость и освобождение от колониального рабства, боролась за такие общественные ценности, как право каждого человека и каждого народа за своюличную свободу и свободный доступ к достижения и завоеваниям своей человеческой культуры.
    С этой челью казахская интеллигенция, начиная с 1905 года, развивает бурную деятельность степи.

             Значительное место в деятельности казахской интеллигенции начала XX века занимали правовые проблемы, поскольку действовавшее царское законодательство грубо нарушало, ущемляло права качевого народа, что вызвало его естественный протест.
    Обладая полной информацией о бедственном положении своего народа на его исконных землях, они пытались донести до царского правительства информацию о социальных потребностях казахского народа, защитить его правовые интересы. Многие из них имели специальную юредическую подготовку, что позволяло им расширить правовые знания широких масс, обогатить и углубить их правовые знания.
    Центральное место правовой деятельности лидеров казахской интеллигенции М. Тынышпаева, Ж. Арменова, А. Байтурсынова, М. Дулатова занимал вопрос о земле.


    Развитие литературы в конце XIX начале XX веков


             В своих научных и публицистических статьях, различных обращениях к царским властям они подвергали справедливой критике законодательные нормы царского правительства, не отвечающие жизненным условиям казахского народа.
             В начале XX века демократические традиции культуры в Казахстане получили дальнейшее развитие. Расширилась сеть начальных школ, мектебов, русско-казахских училищ. Часть казахской молодежи обучались в средних специальных учебных заведениях Ташкента, Оренбурга, Омска – были студентами Казанского, Петербургского и Томского университетов.
             Началось формирование новой казахской интеллигенции. Многие из получивших образование выезжали в аулы учительствовать, работали в медицинских, административных учреждениях. На казахском языке выходило нескольго газет, среди которых наиболее популярной была газета «Казах» (редактор – А. Байтурсынов, ответственный секретарь – М. Дулатов). На развитие национальной культуры большое влияние оказал журнал «Айкап», издававшийся в 1911 – 1915 г.г. Журнал способствовал развитию литературы, языка, консолидации ниционального сознания.
             Для углубленного изучения истории, природы и геологии края в Казахстане создавались отделы Русского географического общества, статические комитеты, и другие научные и промышленные общества. В них, наряду с русскими учеными, работали и казахские исследователи. Ценные научные труды создали А.А. Диваев, В.В. Бартольд, Г.Н. Потанин, А.Букейханов, Б.Каратаев, Е.Смирнов, А.Алекторов и другие.

    Революционное движение начала ХХ века в России сказалось на положении национальных окраин, в том числе и Казахстана. Немногочисленная национальная интеллигенция, воспользовавшись этой ситуацией, начала борьбу за независимость и свободу, за пробуждение народа от векового сна, за избавление от двойного гнёта: колониального ига царизма и местного патриархально-родового насилия.
    Интеллигенция выводила народ на дорогу независимости, анитировала за получение знаний, занятия наукой и искусством.
    В этом процессе не последнюю роль играла казахская литература, вносившая свой вклад в отображение жизни казахского народа и защиты его интересов.
             В начале ХХ века в Казахстане складывается сложная политическая и общественная обстановка. Первая руская революция 1904-1907 годов, первая мировая война, освободительное движение казахов 1916 года, развитие капитализма и, наконец, Великая Октябрьская революция явились важными вехами новой истории казахского народа.
             Быстрое развитие новых тенденций в общественной жизни, с одной стороны, и наличие крепких устоев феодальной старины с другой, создали довольно сложную обстановку и в литературе.
             В условиях обостряющейся классовой, идеологической борьбы все резче становится и размежевание в среде писателей, открыто и прямо выражают они свои общественные, классовые симпатии и антипатии. Идеализация прошлого, проповедь ислама, поддержка антинародной политики самодержавия – основные мотивы произведений представителей реакционного течения в литературе начала ХХ века.
             Но магистральная линия развития казахской литературы пролегла в стороне от этого направления. Виднейшие представители демократического направления в казахской литературе ХХ века – Мухамеджан Сералин, Султанмахмут Торайгыров, Сабит Донентаев, Испандияр Кубеев, Асет Найманбаев, продолжая традиции Абая Кунанбаева, традиции русского реализма, в своих произведениях и в демократическом журнале «Айкап» высмеивали пережитки патриархально-родовых отношений, религиозный фанатизм, боролись за социальное равноправие, выступали против колониальной политики царизма и капиталистической эксплуатации, призывали народ к росвещению, оседлости и земледелию, ставили вопрос об эмансипации женщины.
             В начале ХХ века усиливаются культурные связи Казахстана. Если восточная поэзия была широко известна, то теперь прогрессивно настроенные поэты и писатели обращаются к русской и западноевропейской классике – переводятся произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Крылова и другие.

    Богаче и разнообразнее становится казахская литература в жанровом отношении: пишутся первые казахские романы, драмы, рассказы, появляются критические статьи, очерки, развивается сатира.
             На качественно новую ступень развития поднялась казахская литература, причем издание кнги на казахском языке окозало серьезное положительное воздействие на формирование национальной культуры.
    За короткий промежуток времени в начале века вышло в свет около 200 книг. Издавались и переводные произведения русских писатаелй. Были опубликованы образцы казахского народного творчества, сочинения классиков Востока, релегиозно-героические киссы (поэмы).
             Жанровый состав казахской народной поэзии значительно пополняется с присоединением Казахстана к России.
    В XIX и начале XX веков в казахской народной поэзии получают главенствующее значение произведения, правдиво и вместе с тем критически воспроезводящие жизнь, проникнутые освободительными стремлениями народа, это – айтысы, исторические песни, бытовые сатирические сказки и пословицы, обличительные и повстанческие песни. Создавая и развивая их, казахский народ не отказывался от ранее сложенных им устно-поэтических произведений. По-прежнему по аулам пели обрядово-бытовые песни, сказывали старые сказки, эпические произведения про батыров. По-прежнему в народе ценили настовительное слово мудрого человека.
             К концу XIX века и особенно в ХХ столетии широкую известность в народе приобретают песни Биржана-сала, Ахана-сэрэ, Жаяу-Мусы, Балуана-шолака и других казахских акынов.
             Некоторые из этих песен: «Галия» Балуана-шолака, «Сырымбет» и «Акдарига» Ахана-Сэрэ, «Светик Лейла» – по темам и форме близки к народной любовной лирике. В них поется о радостях и страдания  любви, о разлуке.
             В других полюбившихся народу песнях акынов поднимаются общественные темы. Жаяу-Муса в песне «Белый ситец» обличает богача Мусу Чорманова, грозит ему расправой. Биржан-сал в песне «Заблуждающийся» поет о произволе Жанботы – волостного управления, преследуюшего акына.
             Акыны значительно обогатили казахскую народную лирику. Их поэзия связаня с фольклором, питается им. В свою очередь, стихи акынов не только стали народными песнями, но по их образцу появились новые песни.
             Особенно много для развития народной песни сделал Абай. В песнях Абая – «Письмо Татьяны», «Привет тебе, красавица», «Ты – зрачок глаз моих» возникает образ нового человека, с более сложным внутреним миром, чем в традиционной лирике. «Письмо Татьяны» – вольный перевод известных строк из «Евгения Онегина»: «Я к вам пишу. Чего же боле?» Пушкинская Татьяна привлекла Абая недюжинным умом, самостоятельность.
    Глубокое знание Абаем казахской действительности, устно-поэтической культуры родного народа, вдумчивое изучение восточной классики и русской, а через нее европейской литературы питали его творчество и способствовали тому, что многообразное наследие Абая ознаменовано принципиально новый этап в развитии казахской литературы. Абай стал основоположником казахской реалистической литературы и национального литературного языка. Своими высокохудожественными, оригинальными произведениями и переводами лучших образцов русской и мировой классики Абай поднял казахскую культуру и литературу на новую историческую ступень.
             Ни одного празднество не обходилось без айтыса акынов (айтыс – состязательная песня, импровизированный поэтический спор). Участники айтысов обсуждают самые различные вопросы.

    Роль казахской интеллигенции в развитии Казахстана


             Расслоение аула, оседлый и кочевой образ жизни, необходимость образования, отношение к русской культуре, новые темы айтысов второй половины XIX начала XX столетия. Эти темы выходят за переделы узких родовых интересов, выжны для своего казахского народа. Во время айтысов акыны спорят о школе, почте, телеграфе, о торговле, о деятельности уездных начальников и волостных старшин.
             Одни защищают интересы народа, другие – баев, знати и поставленного царским правительством начальства.
             В ту пору становятся известными мастера айтыса Кемпирбай, Кулмамбет, Биржан, Сара, Суюнбай и его ученик Джамбул. Отстаивая народные интересы, Джамбул обличает баве и мулл, поет о байской кабале, ханженстве мулл. Критика Джамбула – народная критика. К началу ХХ века, юлагодаря Джамбулу и другим народным акынам, айтыс стал жанром обличительным.
             Казахская литература развивалась в тесной связи с общественно-политической жизнью России, с литературами соседних тюркских народов. В указанный период плодотворно трудились писатели Шади Жангиров, Мажтур Копеев, Макиш Калтаев, Нуржан Наушабаев. Эта группа писателей и их творчество отражали сложные противоречия своего времени.
             Поэтами, журналистами, переводчиками были Мухамеджан Сералин, Султанмахмут Торайгыров, чья деятельность нашла признание среди широких слоев казахского общества. Особое место в культуре Казахстана начала ХХ века принадлежит выдающимся поэтам, писателям и общественно-политическим деятелям – Ахмету Байтурсынову, Мыржакыпу Дулатову, Шакариму Кудайбердиеву, Магжану Жумабаеву, Жусупбеку Аймаутову, открывшим новую страницу в истории национальной культуры.
             В это же время начинается освоение новых для казахской культуры жанров искусства – драматургии, живописи, театра.
             Таким образом, общественное сознанеие Казахстана рассматриваемого периода (конец XIX – начало XX веков), было неодназначным, представляло собой сложное явление, находившееся на перепутье истории, впрочем как и общество в целом. Непримиримая борьба шла между идеологией шовинистического колониализма и идеологией свободы и независемости.
    Идеи, активно распространяемые казахской интеллигенцией, способствовали пробуждениею казахского общества, оказывали влияние на правосознание, нравственность казахского народа.
     

    Список используемой литературы:


    1. Асылбеков М.Х., Ал. Дажуманов К.С., Байпаков К.М., Исмагулов О.И., Козаыбаев М.К. «Казахстан в новое время».
    2.  Чатыбекова К.К. «Казахстан в начале ХХ века» Алматы 2001г.
    3.  Смирнова Н.С. «Устная поэзия казахского народа».
    4.  Сатпаева Ш.К. «Литература XIX века».
    5.  Адибаев Х.А. «Литература ХХ века» (досоветский период).


      1. Влияние первой русской революции (1905–1907гг.) на формирование общественно-политического движения в Казахстане. Каркаралинская петиция, ее историческое значение;


    Рабочее движение в Казахстане в 1905 — 1907 годах вступило в новый этап своего развития. В эти годы произошел ряд крупных политических и экономических выступлений рабочих, тесно связанных с общим ходом революционных процессов в России:забастовки на Успенском медном руднике в декабре 1905 г., Спасском медеплавильном заводе, предприятиях Семипалатинска, Уральска, Актюбинска, Верного, Кустаная и других городов.

     

    Наибольшего размаха забастовки и стачки рабочих в Казахстане получили на железнодорожном транспорте. В годы революции на линиях края неоднократно прекращалось движение поездов, железнодорожники явочным порядком вводили восьмичасовой рабочий день, добивались ряда уступок со стороны администрации, создавали профсоюзы, брали в свои руки руководство станциями, участками, а также целыми дорогами; организовывали боевые дружины и т. д. Возникшие в период высшего подъема революции в октябре — декабре 1905 г. железнодорожные комитеты Перовска, Петропавловска, Уральска и других станций края, наравне с Советами рабочих депутатов «фактически являлись зачатками новой революционной власти».

     

    Первая российская революция 1905 — 1907 гг. способствовала возникновению в крае первых групп и организации РСДРП. Большую роль в этом сыграли Сибирский, Астраханский, Самарский, Саратовский комитеты РСДРП, действовавшие в непосредственной близости к Казахстану. Особое значение имел «Сибирский социал-демократический Союз», возникший в 1904 г., в особенности его Омская организация, которая проводила большую пропагандистскую работу среди трудящихся, в первую очередь рабочих Петропавловска, Кокчетава и других северо-восточных районов Казахстана, а также Семиречья.

     

    С событиями революции 1905—1907 гг. связано и начало профсоюзного движения в крае. Одним из первых был создан профсоюз железнодорожников в Уральске (ноябрь 1905 г.), во главе которого стояли Н. Смуров (впоследствии один из командиров Чапаевской дивизии), Н. А. Покатилов и Н. И. Ульянов. В Уральске действовал также ряд профсоюзных организаций, среди которых наиболее сплоченным и боевым после железнодорожного являлся профсоюз типографских рабочих.

     

    Наиболее крупным был профсоюз железнодорожников Оренбургско-Ташкентской железной дороги, который в 1906 году объединял 6 тысяч человек, т. е. 40,8 % всех рабочих -и служащих линии.

     

    Своеобразной профсоюзной организацией горняков Казахстана был Русско-Киргизский союз на Успенском руднике. В целом по Казахстану, по приблизительным подсчетам, в годы первой российской революции действовало 20—25 профсоюзов рабочих и служащих, объединявших всего 3,5 % от их общей численности.

     

    Это говорит не только о слабости рабочего движения в крае, что обусловливалось малочисленностью местных рабочих, их низкой концентрацией по предприятиям и сезонностью производственной деятельности, но и социально-экономической отсталости края, где подавляющую часть населения составляли шаруа и переселенческое крестьянство.

     

    Аграрное движение в Казахстане, получившее некоторое развитие в условиях первой буржуазно-демократической революции, в целом оставалось слабым и не вышло за рамки отдельных разрозненных крестьянских выступлений. Эти стихийные акты протеста против произвола баев-феодалов и представителей колониальных органов в основном ограничивались избиением хозяев, представителей власти, отказом от уплаты налогов и выполнения повинностей, угоном их скота, потравой посевов, и т. д. Так, например, казахские шаруа из Лепсинского уезда Семиреченской области в количестве 200 чел. в начале 1905 г. убили волостного правителя, избили сопровождавших его стражников и баев. Летом 1905 г. происходили волнения казахской бедноты в Семипалатинской, Тургайской, Уральской и Сырдарьинской областях.

     

    В ноябре 1905 г. во многих казахских аулах происходили многолюдные собрания, на которых обсуждались положения царского манифеста 17 октября и нужды  шаруа. Многолюдная демонстрация состоялась 15 ноября 1905 г. в г. Каркаралинске, в которой совместно с рабочими, крестьянами-переселенцами и солдатами участвовала большая группа верховых казахских джигитов из аулов и волостей этого уезда.

     

    Крестьянские выступления происходили и в уйгурских, и дунганских кишлаках Семиречья, беднота которых протестовала против захвата крупными феодалами общинного землевладения, а также против царских чиновников. Волнения прошли и среди недавно переселившихся из центральных губерний русских крестьян, беднейшей части казачества и солдат отдельных гарнизонов.

     

    В борьбе казахских шаруа против социального гнета значительное место заняла петиционная кампания, т. е. подача жалоб и прошений в вышестоящие правительственные инстанции вплоть до царя — «акпадши». Эти петиции, многочисленные и разнообразные как по содержанию, так и по происхождению, не только характеризуют еще сохранившуюся у казахских крестьян веру в справедливость царя, но и являются своеобразной формой протеста против произвола, выразившегося в изъятии у коренного населения плодородных земель, пастбищ, лугов, против непосильных налогов, повинностей и других злоупотреблений. Особо следует отметить обращение казахских крестьян к русскому народу «От киргиз — русским», которое было в феврале 1907 г. опубликовано в газетах «Оренбургский край», «Уральский дневник» (на татарском языке в Оренбурге). В нем подчеркивалась гибельность колонизаторской политики царизма не только для казахского населения, но и для всей трудовой России. Это обращение показывает политическое пробуждение казахских шаруа, их стремление к совместной с русскими рабочими и крестьянами борьбе против угнетения.

    Национально-освободительное движение казахов в эти годы приняло и формы религиозной борьбы, в ходе которой выдвигались требования организации особого мусульманского духовного управления, строительства мечетей, открытия духовных Школ, преподавания ислама в школах на казахском языке, выдачи заграничных паспортов для паломничества в Мекку и т. д.

    Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. Поводом к началу революционного движения послужило «Кровавое воскресенье» 9 января1905г. в г. Санкт-Петербурге. Удаленность Казахстана от центральных районов России, попытки местной администрации скрыть от населения правду о событиях в центре, полный контроль властей над почтово-телеграфной службой и местной печатью привели к тому, что информация о событиях в крупных городах дошла до Казахстана с большим опозданием и в искаженной форме. В феврале 1905 г. в Туркестане, Перовске, Жусалы, Челкаре прошли демонстрации протеста против кровавой расправы над российскими рабочими. Выступления казахских шаруа явились проявлением протеста против массового насильственного изъятия земель. В мае 1905 г. поддержали требования крестьян рабочие стачки в Верном, Кустанае, Перовске. Одним из организаторов антиправительственного митинга в Каркаралинске был Миржакып Дулатов. Он был задержан и под полицейским надзором препровожден в г. Омск. Особенно обеспокоила правительство политическая демонстрация в Омске 25 октября 1905 г. организованная социал-демократической группой. В Перовске политическая демонстрация носила интернациональный характер. Комитет представителей рабочих города установил связь с рабочими Петербургской железной дороги. 16-28 ноября 1905 г. прошла забастовка почтово-телеграфных служащих в Семипалатинске, участники предъявили политические требования. Самым крупным интернациональным выступлением казахских и русских рабочих в годы Первой российской революции явилась забастовка на Успенском руднике в Центральном Казахстане. Руководил забастовкой комитет «Русско-киргизский союз против капитала». Действия «Русско-киргизского союза» были поддержаны карагандинскими шахтерами. Владельцы рудника частично удовлетворили некоторые требования рабочих. Организаторы Невзоров и Топорнин были арестованы. Забастовка продолжалась 12 дней приняли участие 360 рабочих. Это было одно из крупных выступлений в годы революции 1905-1907 гг., в котором казахи и русские вместе боролись против иностранных капиталистов. В числе событий 1905-1907 гг. Особое место занимает массовая стачка в Семипалатинске. Она явилась крупным выступлением рабочих в начале 1906 г. Рабочие выдвигали в основном экономические требования. 1906 год - период подъема крестьянского движения в Казахстане. . Революция 1905-1907 гг. в Казахстане потерпела поражение из-за малочисленности главной движущей силы восстания -рабочих. Казахский аул оставался не вовлеченными в политические события в городах, что препятствовало созданию единого фронта борьбы против царизма. Недостаток опыта в организации агитацинно-пропагандистской работы явился одной из причин поражения, к тому же большевики, главные организаторы революционных событий, не пользовались широкой поддержкой народных масс. Значение революции 1905-1907 гг.: способствовала пробуждению политического сознания населения; накапливался опыт совместных выступлений против засилья царизма.



      1. Колониальная переселенческая политика царизма и усугубление аграрных отношений;

    Переселенческая политика царизма и его последствия в Казахстане в начале XX века (историко-правовой аспект)

    В первых годах XX века, Россия оставалась абсолютной монархией. Страной, где отсутствовали политические свободы, где управление обширным государством в месте с его колониями сосредотачивалось в руках самодержавного императора. В государстве, простиравшейся на огромной территории Евразии, отсутствовала конституция и представительные учреждения, ограничивающие власть монарха. Противоречия между самодержавием и новыми экономическими отношениями, складывавшимися в стране, к началу века достигли своего апогея. Понимая, что старые методы управления столь огромным по своим масштабам государством не могут отвечать потребностям нового времени, царь предпринимает некоторые уступки в сторону создания представительного органа власти -Государственной Думы. Манифест 17 октября 1905 года вошел в историю Российской империи как первый документ, учредивший в системе имперского управления институты конституционной монархии, обосноваться которой не удалось в силу исторических событий. На основании данного документа в период царствования Николая II действовало четыре созыва Государственной Думы. Депутатами от Казахстана в двух первых являлись виднейшие представители казахской интеллигенции: А. Беремжанов, А. Букейханов, А. Кальменов, Б. Кулманов, Б. Каратаев, М.Тынышпаев.

    Несмотря на ряд уступок, сделанных царем для разряжения политической обстановки в стране, все же властям не удалось стабилизировать ситуацию. Нарастал политический кризис, как в самой России, так и в ее окраинах.
    Начало века, в связи с активизацией переселенческого движения крестьян из внутренних губерний империи, ознаменовалось усилением аграрного вопроса в Казахстане. Политика переселения крестьян из России на окраины, по плану царских властей должна была решить ряд вопросов: во-первых, помещичьи угодья, после проведения крестьянской реформы, оставались в тех же размерах что и до реформы. Царь не желал ущемления прав помещиков, пользовавшихся землей, в лице этой прослойки император видел надежную поддержку для существующей формы государственного правления. Возникла острая необходимость в решении вопроса выделения земель для освободившихся от крепостничества крестьян другими способами; во-вторых, поскольку основным видом хозяйствования казахского и киргизского населения являлось скотоводство, и вели они кочевой образ жизни, имперской власти представлялось возможным все «излишние» земли передать в переселенческий фонд и за счет этих земель обеспечить крестьян наделами. Таким образом, проблема обеспечения землей российского крестьянства должна была решаться за счет коренного населения Казахстана.

    В 1904 году было образовано переселенческое управление. Данная организация была призвана координировать все вопросы, связанные с переселением крестьян на новые земли.

    В условиях сложных поземельных отношений в Казахстане развернулось проведение столыпинской аграрной реформы. П.А. Столыпин, будучи председателем Совета министров и министром внутренних дел 1906-1911 гг., выработал принцип модернизации страны, основной целью которой было сделать крестьянина собственником земли. Суть аграрной политики П.А. Столыпина выражалась в трех законодательных актах. Это Указ «О дополнении некоторых постановлении действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования» от 9 ноября 1906 года, который был дополнен и переработан во II Государственной Думе в закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении» от 14 июня 1910 года. И, наконец, 29 мая 1911 года был принят закон «О землеустройстве». Проведение мероприятии по аграрной реформе началось с 1906 года. Направлена она была на разложение крестьянской общины и формирование крепких самостоятельных хозяйств. В тоже время, Столыпин не хотел трогать крупные помещичьи владения и решил недостаток земли восполнить за счет «казенных» земель в Казахстане.

    10 июня 1903 года было принято «Правило о добровольном переселении на казенные земли в области: Сырдарьинскую, Ферганскую и Самаркандскую», предусматривающие изъятие «излишков» земли у местного населения. 25 июня 1903 года были приняты «Правила о пособиях от правительства переселяющимся в Сибирь и Степное генерал-губернаторство», определяющие размеры пособий и льгот крестьянам - переселенцам.

    6 июня 1904 года были приняты «временные правила о переселении сельских обывателей и мещан-земледельцев». Вместе с «Временными правилами» правительство утвердило специальную инструкцию «О порядке определения государственного земледельческого фонда в областях Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской, Уральской для переселения, а равно иных государственных потребностей», ставшую основной нормативной базой для массового изъятия земли у казахов.

    Переселенческое управление, для обеспечения всех желающих получить по новому закону наделы на территории Казахстана, осуществляло непосредственное изъятие земель у казахов и передачу их в Переселенческий фонд.

    В 1905 году Переселенческое управление было включено в состав Главного управления землеустройства и земледелия.

    На территории Казахстана, в связи с создавшимися благоприятными условиями, стали в больших количествах переселяться русские и украинские крестьянские семья.

    Под кулацкие хозяйства отвадились лучшие сельскохозяйственные угодья казахского населения. Это в конечном итоге привело к обезземеливанию коренного населения и выселке их с насиженных мест в места непригодные для ведения какой-либо хозяйственной деятельности. Только в 1907-1912 гг., было переселено из европейской части страны 2 мил.400 тыс. человек, лишив казахов к 1916 году 40 млн. гектаров лучших земель. По поводу пагубности для коренного населения переселенческой политики правительства и сложных аграрных отношении в Казахстане, в своей депутатской речи с высокой трибуны II Государственной Думы Б. Каратаев сказал: «...в настоящее время выселяют казахов не с земель, а из жилых их домов для того, чтобы освободить их места для крестьян, для того, чтобы спасти помещиков».

    К 1916 году в Казахстане под переселенческие участки, под лесные дачи казачьих войск, помещичьи имения, монастырские участки, для городов и полос железных дорог были изъяты 45 147 765 дес. пахотных земель и пастбищных угодий. Создалась большая казахско-киргизская батрацкая армия. Массовое изъятие земель казахов резко осложнило отношение между кочевниками и русско-украинскими переселенцами. Совершенно был прав Т. Рыскулов, когда писал: «После 1899 года этнические конфликты (столкновения) между казахами и русскими стали характерной чертой в степи».

    Восстание в тех регионах, где переселенческая колонизация шла высокими темпами и возникали все новые и новые русско-украинские поселки казачьи станицы, принимало ярко выраженный антирусский характер. Так было, в частности, в Семиреченской области, где подверглись нападению повстанцев 94 переселенческих села. В результате межнациональных столкновении погибло 1906 человек, было ранено 684 человека русских и украинцев. Потери карательных отрядов составили всего 171 человек.

    Царизм жестоко мстил восставшим. Горели сотни аулов, много безвинных было расстреляно в степи. Обозы карателей были до отказа завалены награбленным в аулах добром — кольцами, браслетами, кошмами, коврами, бархатными халатами и бешметами, соболиными шапками. Однако ни карательные экспедиции, ни военно-полевые суды, ни виселицы не смогли спасти обреченный историей колониальный режим. Казахский народ бесповоротно влился в общий поток освободительной борьбы народов России.

    Крупномасштабное вытеснение казахов и киргиз из собственных земель привело к дестабилизации политической обстановки в Казахстане и Киргизстане и новому подъему национально-освободительного движения.

    Восстание 1916 года отличается от прежних тем, что им была охвачена вся степь — весь нынешний Казахстан, начиная от берегов Каспийского моря и кончая Монголией, этим оно приобретает большой исторический смысл, как общенациональное движение против поработителей. Национально-освободительная революция имела широкую социальную базу. Основной ее движущей силой стали широкие слои национального крестьянства, казахские рабочие и ремесленники. Идея национальной независимости, ставшая общенациональной, объединила воедино различные слои населения казахских шаруа, рабочих, традиционную знать степи, оппозиционную русскому и иностранному капиталу нарождающуюся национальную буржуазию, национальную интеллигенцию.

    И в заключении можно сказать о том, что Царское правительство, подпираемое помещиками и фабрикантами, забыло даже свой 'закон о неприкосновенности личности и земель казахского народа, выраженный в жалованной грамоте императрицей Елизаветой Петровной в XVIII в. Абулхаир хану. Между тем, нарушение порядка, ограждающего его величество и его приспешников, считалось нарушением «святости».

    А последующие Законы царского правительства принятые в начале ХХ века попирали права коренного населения усилили неприязнь и недовольство казахского населения. Восстание продемонстрировало рост революционного классового самосознания казахского народа, тысячи восставших прошли школу вооруженной борьбы против царского самодержавия. Оно послужило мощным толчком к росту национального самосознания народов Казахстана. Впервые за долгие годы колониального гнета они осознали общность национальных интересов, пробудились к активной политической деятельности, осознали себя силой, способной к вооруженной борьбе против колониальной экспансии российского самодержавия. Народное движение, в ходе которого были созданы структура власти, вооруженные силы, аппарат управления, перерастало в национально-освободительную революцию. По масштабности, охвату участников и последствиям оно представляло апогей освободительного движения за весь период колониального порабощения в составе империи.

      1. Проникновение капиталистических отношений в казахский край

    Со второй половины XIX века капитализм в Казахстане развивается «вглубь» и «вширь». Это не могло не повлиять на хозяйственную жизнь казахского аула и положение социальных групп.

    Одним из проявлений влияния экономики России на казахский аул было распространение оседлого образа жизни и земледелия. К главным изменениям относится владение землей, выделенной в частную собственность.

    Скотоводство, основанное на традиционной кочевой жизни, сохранилось в районах, примыкающих к Сырдарье. В Центральном Казахстане, Бетпак-дале, мангыстау. Семипалатинской и Акмолинской областях.

    Основные признаки проникновения капиталистических отношений в казахский аул:
    - изменение состава скота – уменьшение числа лошадей и увеличение числа коров;
    - изменение характера земледелия;
    - сокращение кочевых путей;
    - постепенный переход к полуоседлости и оседлости;
    - ускорение социального расслоения казахских шаруа.

    Появление новых форм хозяйственных отношений привели к изменению состава скота. Так, в Атбасарском уезде акмолинской облатси доля лошадей составляла 13%, коров – 17%, верблюдов – 9%, овец – 76%. Состав скота оседлых казахов по сравнению с чисто кочевым хозяйством был иным. Так, по сведениям 1898 г. из каждой сотни голов скота было: лошадей – 31, крупного скота – 23, верблюдов -1. часть крупных хозяйств приспособилась к потребностям рынка – разводили скот для продажи, занимались земледелием. Использовали труд наемных работников.

    Во второй половине XIX века казахи стали превращаться в народ с большей долей земледельческого населения. Этому прежде всего способствовало то, что казахи:
    А) имели дрение традиции ведения земледелия в степных и пустынных районах;
    Б) развивали земледелие в связи с природными условиями;
    В) развитие земледелия также связано с переселением из центральных губерний русских и украинских крестьян. Они получили возможность постоянно обеспечивать аул зерном и семенами.

    Российский торговый и ростовщический капитал, ускорил рост товарного обращения не только между центральными российскими губерниями, но и с Казахстаном, а это привело к тому, что постепенно господствовавшее в крае натуральное хозяйство стало разлогаться. Что повлияло на расширение связей казахского х-ва с рынком? На расширение связей казахского хозяйства с рынком влияла налоговая политика царизма. Облажение казахов многочисленными налогами в денежной форме вынуждало их сбыть на рынках часть продуктов, скот, зерно все больше превращалось в товар.

    Таким образом, во второй половине XIX века масштабы натурального хозяйства в экономике Казахстана сократились, край оказался прочно привязанным к капиталистической России на положении рынка сбыта промышленных товаров и источника сельскохозяйственного сырья.

    Основным объектом торговли являлся скот. Кроме того в конце XIX века из Казахстана стал вывозиться хлеб, зерно, мука. Крупными центрами торговли хлебом стали Уральск, Оренбург, Семипалатинск.

    Во второй половине XIX века в Казахстане распространение получила ярмарочная торговля. Крупные ярмарки действовали в Акмолинской области: Таинчикульская, Константиновская, Петровская, Куандинская, в Семипалатинской области: Чарская,

    Каркаринская - в Семиречье, Аулие-Атинская - в Сырдарьинской области: Уральская, Темирская-в Уральской области.

    В конце XIX века российские капиталисты стали ввозить свои капиталы в Казахстан, организуя здесь промышленное производство. Условия для этого в крае были благоприятными: дешевые земли и сырье, низкая заработная плата рабочих, массы избыточной рабочей силы.

    Важной отраслью промышленного производства края стала горнодобывающая промышленность. В 1896 году в одном только Каркаралинском уезде насчитывалось около 70 небольших медных, 170 серебряно-свинцовых, 3 железных, 2 никелево-серебрянных, 4 цинковых рудника, однако больше половины их не работало. 15 месторождений меди, серебра и свинца разрабатывались в Атбасарском уезде, но и здесь часть рудников стояло. Предприниматели не вкладывали достаточных капиталов в горное дело, а стремились получить максимум прибыли путем хищнической разработки только самых богатых рудников Казахстана.

    Уже во второй половине XIX века было известно о наличии в Казахстане значительных запасов угля, в частности, в Акмолинском, Баянаульском, Каркаралинском и Петропавловском уездах, Акмолинской и Семипалатинской областей. Развитие каменноугольной промышленности способствовало росту государственного и общественного спроса, открытию железных дорог и пороходств.

    Зачатком химической промышленности можно считать Чимкентский завод. Основанный в 1882 году завод успешно экспортировал свою продукцию в Англию, Америку, Германию, Индию и Японию.

    Исключительно важное значение для экономики края приобрел водный и железнодорожный транспорт. Почти полное отсутствие путей сообщения в казахстанской степи тормозило развитие внутреннего рынка и внешней торговли.

    С 80-х годов XIX века были предприняты попытки наладить постоянное судоходство по Иртышу и Балхашу. В таких городах, как Омск, Семипалатинск, Павлодар, на берегу Иртыша были построены складские помещения.

    Развитие средств сообщения содействовало росту подвижности населения и явилось предпосылкой к развитию товарооборота. Важной отраслью была солепромышленность на Эльтонском, Баскунчакском, Илецком, Коряковском промыслах. Так, один Баскунгакский промысел дал в 1880 году 2 млн. 800 тыс. пудов соли.

    Значительное место в экономике Казахстана занимал рыбный промысел. К концу XIX века только на Каспии действовало более 150 рыбных промыслов, были построены рыбозаводы. Регулярное рыболовство велось на реках Урал, Или, Чу, Сырдария, на Аральском море, озерах Зайсан, Балхаш.

    К концу XIX века в Казахстане действовали предприятия кустарного, мануфактурного и фабричного типа по переработке сельскохозяйственного сырья. Это были бойни, кожевенные, салоовчинные, мыловаренные заводы, маслодельни, мукомольни в Акмолинске, Семипалатинске, Петропавловске, Уральске, Оренбурге. Они представляли собой небольшие помещения, построенные из сырцового кирпича или дерева с крайне тяжелыми антисанитарными условиями.

    Итак, развитие капиталистических отношений в Казахстане ускорило процесс разложения кочевого и полукочевого скотоводства и патриархально-феодальных отношений в казахском ауле. Постепенно господствовавшее в крае натуральное хозяйство стало разлогаться. Развитие капиталистических отношений вызвало к жизни новые отрасли промышленности в крае, содействовало общественному разделению труда и появление кадров рабочего класса. Отдельность промышленных предприятий друг от друга, их многочисленность, сезонность работы на многих предприятиях, трудность связей между рабочими различных предприятий, оторванность предприятий от крупных городских центров во многом предопределяли слабость рабочего движения в Казахстане.


    написать администратору сайта