Главная страница
Навигация по странице:

  • Юридический факультет Коран как источник права мусульманской правовой семьи Эссе

  • Научный руководитель

  • Руслан. Юридический факультет Коран как источник права мусульманской правовой семьи Эссе студента 1 курса заочной формы обучения направления Юриспруденция


    Скачать 36.07 Kb.
    НазваниеЮридический факультет Коран как источник права мусульманской правовой семьи Эссе студента 1 курса заочной формы обучения направления Юриспруденция
    АнкорРуслан
    Дата08.04.2022
    Размер36.07 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаMicrosoft_Word_Document.docx
    ТипДокументы
    #454793

    МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    Федеральное государственное бюджетное

    образовательное учреждение высшего образования

    «Пермский государственный национальный исследовательский университет»
    Юридический факультет

    Коран как источник права мусульманской правовой семьи

    Эссе

    студента 1 курса

    заочной формы обучения

    направления «Юриспруденция»

    Маммадова Руслана Джасур оглы
    Научный руководитель:

    кандидат юридических наук

    доцент

    Мхитарян Людмила Юрьевна

    Пермь 2020

    Религия имеет самое прямое отношение с политикой и правом. Ей всегда принадлежала большая роль в жизни социума. В настоящее время влияние религии ухудшается, и, тем не менее, она остаётся главным инструментом внешней политики стран. Религия и религиозные страны оказывают большое влияние на международные отношения и право в современное время. На первом месте как государственная религия находится ислам, который является основой мусульманского права. Опираясь на это, была спроектирована концепция особого «мусульманского права».

    Религия может оказать влияние на международное право, в основном через политику государств. Второй путь – через всеобщее сознание, через сознание верующих, с помощью их нравственного воспитания. Воздействую на мораль, религия влияет на право.

    Цель темы – описать отношение религии ислам и права. Для выполнения данной цели были решены следующие проблемы: описать место религии в системе возникновения права, анализировать своеобразность мусульманского права как примера выполнения религиозного права.

    Коран является важным источником шариата (от арабского "ал-куран" - "чтение вслух", "назидание") - святая книга мусульман, заключающаяся из притч, молитв и проповедей, произнесённых Мухаммедом между 610-632 годами. Учёные выявляют в Коране положения, взятые из самых ранних правовых монументов Востока и из обычаев доисламской Аравии.

    В начале пророческие высказывания передавались в обществе по устам, по памяти. Немногие из них верующие запечатляли по собственной воле до тех пор, пока в Медине по указанию Мухаммеда не начали вести системные записи. Коран распоряжается арабам отречься от "обычаев отцов" впрок правил, провозглашённых исламом. В самом Коране его правовое значение понимается подобным образом: "Итак, мы ниспослали его как арабский судебник".

    Коран состоит из 114 глав (сур), разделённых на 6219 стихов (аята). Основная часть данных стихов имеет мифологическую форму, и только около 500 стихов имеет повеления, имеющих отношение к правилам поведения мусульман. Лишь небольшая часть этих стихов касается вопросов правовых отношений мусульман, а также остальных верующих. В общем правовых аспектов в Коране около 250, включая 70 строк по темам гражданского права, 30 – по проблемам уголовного права, 15 - по вопросам уголовного процесса, 70 – по вопросам правового положения человека. В основном же эти стихи посвящены религии и исламской морали.

    Основная часть структуры Корана носит случайный характер и носит собой конкретные истолкования, сказанные пророком в связи с особыми случаями. Но основные установления являются неопределёнными и могут обретать разный смысл поневоле от того, какое содержание в них укладывается. В следующей судебно-богословской практике и в правовом учении в результате вполне свободного толкования они получили своё представление в противоречивых, а иногда и во взаимоисключающих правовых написаниях.

    Элементы Божественного завета или доверия также определить характер обязательства перед мусульманами по отношению к шариату. Для того, чтобы разрядить завет или доверие Бога, люди заповедано участвуют в процессе мандатами, что быть добросовестным и прилежным, а затем участвовать в процессе обучения, консультирования и принудительной реализации. Если мусульмане имели беспрепятственный и полный доступ к Богу и знаниям Бога, не было бы никакой необходимости участвовать в процессе поиска, потому что добро и зло станет полностью прозрачным. Как подчёркивали мусульманские правоведы, хотя Бог является совершенным добра и точной противоположностью всего, что есть зло, люди не имеют доступа к Божьему знанию. Таким образом, человеческое знание не может быть приравнены к истине Божественности, но сам процесс поиска морально похвальный и этический императив, даже если люди способны только аппроксимирующему и приближается к истине. Кроме того, люди могут достичь части истины, но они никогда не смогут воплотить всю правду Шариата. На мой взгляд, если правительство, группа, или люди высокомерно утверждают, что они способны представлять Божественную Истину или волю, то они совершили тяжкое моральное преступление против верующих.

    Согласно учениям ислама, мусульманское право своим происхождением должно Аллаху, который преподнёс это право и довёл это всему обществу в общем и отдельно взятого человека посредством своего посланника и пророка Мухаммеда. Личность пророка занимает значительное место в религиозном учении ислама.

    Данный пророк был послан самим Богом в качестве посланника и пророка, высказывается в самых ранних и более поздних богословских учениях. Признание пророческой предназначения Мухаммеда – один из двух неизменных символов мусульманского исповедания. А именно исповедания в то, что «нет никакого божества, кроме Аллаха» и что Мухаммед - это пророк и посланник Аллаха.

    Коран служит первым и главным источником мусульманского права. Однако никто из мусульманских правоведов не воспринимает его ни как книгу права, ни в качестве кодекса мусульманского права. Отдельные правила юридического характера, имеющиеся в Коране, вовсе не достаточны для того, чтобы говорить речь о кодификации. Кроме того, большинство правовых институтов, имеющие важное значение для создания и развития мусульманского права, в данной священной книге даже не высказываются.

    Вот почему мусульманский судья, осуществляющий правосудие, обращается непринуждённо не к Корану, который он не может и не должен трактовать, а в книгах, написанных в разные годы уважаемыми юристами, учёными богословами и содержащим в себе такое истолкование.

    Коран же как основная святая книга мусульман, как «руководство для верующих» и извещение для неверующих, для всех, кто «хотят обмануть Аллаха, и убеждённых, но обманывают только самих себя», являясь фундаментальным источником мусульманского права, служит в первую очередь как основополагающий богословский труд. Коран является нравственной и религиозно-философской основой мусульманского государства и права, основным моментом во время процесса возникновения и развития. Но Коран не должен рассматриваться исключительно как правовой документ, или в основном даже юридический акт.

    Наряду с правилами чисто религиозного и философско-религиозного характера в Коране имеются положения, которые рассматриваются исключительно в юридическом плане. К примеру, повеления правоверным по праву понимать милосердие Аллаха и самим быть милосердными; предписание предоставлять убежище «многобожникам», если «они у тебя этого попросили»: приюти этого человека, «пока он не поверит в Аллаха». Это – требования быть убеждённым в вере, ибо «счастливы верующие, которые в своих молитвах милостивы, которые уклоняются от болтливости, которые очищаются», соблюдают «свои гарантии и договоры», «соблюдают свои молитвы» и т. д. А если кто-то «устремится за этим», другими словами, нарушит данные, повелительные по своему характеру, заповеди, то он будет анализироваться как нарушитель («те уже нарушители»).

    Коран пишет быть правильными и справедливыми («И устанавливаете вес справедливо и не уменьшайте весов»), выказывать щедрость и давать пожертвования бедным, сиротам и пленным («Мы ведь кормим вас ради обличия божия и не желаем от вас ни воздаяния, ни благодарности»), отделаться от скупости и уклоняться нечестного обогащения. На данное высказывание сура 92 говорит: «А кто скупился и обогащался, и считал ложью красивое, тому Мы облегчим к тягчайшему. И не спасёт его достояние, когда он низвергнется».

    В священной книге имеется много таких же норм и предписаний как это. Основные из них являются весьма обширными и не настоятельными; отдают большие возможности для проявления правовой предприимчивости в установленных ими религиозных мерах. Это относится как к содержанию данных написаний, так и тесно связанных с ними различного рода санкций и поощрений.

    Универсальной санкцией за нарушение разных написаний является грех, угроза быть проклятым, жить в бедности, лишиться веры в Аллаха. «Если ваши отцы, сыновья, братья, супруги, семья, и владения, которые вы приобрели, и торговля, убыли которой вы боитесь, и дома, который вы обрели, – говорится на счёт этого в суре 9, – милее вам, чем Аллах, и его Посланник, и борьба на Его пути, то ждите, пока придёт Аллах со Своим предписанием. А Аллах не ведёт народа распущенного».

    Другая сура (83) в Коране истолковывает такой неблагочестивый поступок, как обман покупателей торговцами. Горе обманутым, говорится в суре, «которые, когда отмеривают себе у людей, берут полностью, а когда мерят им или вешают, сбавляют. Разве не размышляют эти, что они будут воскрешены для великого дня – того дня, когда люди явятся перед Господом миров». В Коране пророчится, что за данные и подобные им поступки эти нарушители, грешники, будут все гореть в огне, в тоже время как все праведники будут находиться в преизбытке.

    Главным образом, нормы права в Коране имеются в Сура 2 Аль-Бакара («Корова»), в Сура 4 ан-Ниса («Женщины»), Сура 5 Аль-Маида («Трапеза»), Сура 24 Ан- Нур («Свет»), Сура 3 Аль-Имран («Семейство Имрана»), Сура 30 Ар-Рум («Римляне») и т. д.

    Так, в Суре «Корова» 40, 42, 104,138,145,148, 149, 179, 180, 181, 183, 191, 192, 193, 212 аяты устанавливают ответственность верующего перед Аллахом, как-то: совершение молитвы (салят, намаз), выплата очистительной милостыни (закят), пост (саум), выполнение паломничества в города Мекку и Медину (хадж), очищения (тахарата), война с целью защиты своей веры от посягательств со стороны язычников и иноверцев, с одной стороны, и против низменных плотских идеалов своей души – нафсом, с другой. Относительно джихада представляется необходимым сказать, что Пророк Мухаммед говорил: «Лучший джихад – это борьба со своим нафсом (душой)».

    226-237, 240-241 аяты указанной суры предвещают содержание правовых норм, относящихся положению женщин, состоящих в браке, регламентированных в Сура 4 Ан-Ниса («Женщины»). Эти нормы поставляют обязанности мужчин, находящихся в браке, касательно женщин, с которыми они развелись, дают мужчинам право на развод (таляк) с соблюдением ряда определённых условий, созданный для защиты женщины как материально, так и морально. Так, аят 231 указанной суры говорит: «Когда вы даёте развод жёнам, то по истечению установленного для них срока оставляйте их, по добру, или же отпускайте их по добру, но не держите мысль повредить им, нарушая закон. А кто сделает так, тот будет упрекать себя до конца жизни. Не шутите со предвестиями Аллаха, вспоминайте милость Аллаха к вам, а также то, что Он даровал вам из Писания и мудрости, наставляя вас. Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах знает обо всём истинном”.

    Согласно аяту 230 супруг имеет привилегию разводиться с женой два раза и возвратить её в качестве супруги после примирения. После третьего же развода, такой развод является неуничтожимым, и муж не может жениться на своей же жене, пока она не расторгнет брак или же не жениться на другого. Тем самым прежним супругам позволено снова воссоединиться при условии, что они должны выполнять предписания Аллаха, так как “это - законы, установленные Аллахом”. Идея данного аята сводится к тому, чтобы мужчина не злоупотреблял своим правом, ведь он не обладает неограниченной свободой и властью в обращении со своей женой. И, вообще, ислам не допускает легкомысленного и пренебрежительного отношения к расторжению брака, потому что брак является ячейкой, цементирующей морально-правовые устои общества.

    Аят 233 характеризует обязанность матери кормить ребёнка грудным молоком до двух лет: “Кормящие матери должны кормить своих детей два полноценных года: это в том случае, если мать захочет завершить кормление ребёнка грудью. А его отец, по доброму обычаю, должен обеспечивать пропитание и одежду матери. Ни на одного человека не назначается больше его возможностей. Не должно причиняться никакого вреда матери и отцу за их ребёнка. Такие же обязанности взваливаются на наследника. А если отец и мать захотят перестать кормить ребёнка от груди по взаимному согласию и совету, то не будет никакого греха. А если вы захотите пригласить кормилицу для ваших детей, то не будет это являться грехом, так как это оплачивается. Бойтесь же Аллаха и знайте, что Аллах видит всё, что вы делаете». Как видно, здесь затронуто право женщины решать, кормить ребёнка грудью или нет, и право мужчины, её супруга обеспечивать жену только в меру своих материальных возможностей, и на общее право супругов на нанимание кормилицы для ребёнка, и право ребёнка на благоприятные условия, где он должен воспитываться. А кормилице младенца Коран устанавливает плату, так как кормление грудью другого ребёнка является, по моему мнению, одним из видов гражданско-правовых услуг, который оказывается на возмездной основе.

    В связи с этим нужно упомянуть и про брачный контракт, который подписывается сторонами во время заключения брака (никяха).

    Некоторые учёные думают, что брак является договором купли-продажи, в котором в качестве товара выступает женщина: «Брак является контрактом, по которому муж, как псевдопокупатель занимает главенствующее положение».

    Во 2, 3, 7, 19, 20, 23, 32, 34, 35 38, 39, 126–129 и др. аятах суры Ан–Ниса постанавливаются нормы брачной жизни супругов. 8–15 аяты есть правила раздела имущества среди его наследников, в которых устанавливается доля каждого наследника. В 33, 34, 94, 95 аятах вышесказанной суры разъясняются преступления и наказания. В Коране также имеется известная норма (аят 3 суры 4), в которой мужчинам дозволено жениться на четырёх женщинах. Но принцип многожёнства может быть соблюдён только в том случае, если мужчина уверен, что он может относится ко всем равно как материальном плане, так и в плане любви. В другом же случае Коран дозволяет жениться только на одной женщине. Именно эта норма вызывает упрёк и осуждения в безнравственности со стороны немусульманского общества.

    Многоженство помогает решить проблему гендерного неуравновешенности, которая выражается в том, что число женщин преобладает над количеством мужчин. Суммируя это можно сказать, что данные правила по полигамии закреплено законом.

    Что касается наказаний, то Коран постанавливает три ступени наказания жён, но только тех, которые неверны своим мужьям, т. е. не являются честными по религии и морали. Необходимо сказать, что Коран не требует срочного развода с ними, а наоборот для сохранения семьи, устанавливает последовательность наказания таких жён:

    1) попробовать словесно воздействовать на жену путём убеждения, просвещения;

    2) лишить её удовольствия от супружеского контакта, если первый способ не покажет эффекта;

    3) ударить её с целью воспитания, а именно слегка ударить, но не избить, если не работают первые два способа воздействия.

    Представляется уместным для доказательства, сказанного привести достоверный хадис Пророка о том, что, когда Баз ибн Хаким спросил у Пророка о том, как нужно обходиться с женщинами в исламе, он ответил: “Корми их так, как кормишься сам, одевай их так, как одеваешься сам, а ещё не бей их и не осыпай их упрёками”.

    Завершается аят тем, что мужчина должен иметь границы власти в доме, так как власть Аллаха превыше всего.

    Полагается, что Коран даёт женщине гораздо больше прав, чем право светское, так как главное предназначение женщины здесь состоит не в абсолютном равенстве прав с мужчиной (ведь равенству прав корреспондирует и равенство обязательств), поскольку это в принципе невозможно, так как даже физически женщина слабее мужчины, а для того, чтобы воспитать достойных членов человеческого общества, но это не означает, на запрет ей на высшее образование, самореализацию, участия в общественно-политической и культурной жизни социума.

    В Суре 17 содержатся нормы, которые регулируют положение детей, оставшихся без родителей – сирот, попавших под опеку своих родственников. Аят 2 обязывает обеспечивать сохранность данного имущества и предписывает категорический запрет на его использование опекуном для своих целей.

    Аят 5 имеется запрет на доверие управлять имуществом слабоумных, так как слабоумный может растратить его. Следует отметить, что к категории слабоумных, кроме традиционно входящих в эту группу лиц, арабо-исламские правовые источники также относят и пьяниц – «суфаха’». Далее Коран устанавливает: «Кормите их за счёт имущества их и ведите с ними речи добрые».

    В шестом аяте содержится норма, характеризующая обязанность опекунов передать владения подопечному только после зрелого возраста.

    Аят 29 запрещает незаконное завладение имуществом других, кроме как посредством купли-продажи по обоюдному согласию.

    В суре Ан–Ниса также есть запрет на самоубийство и убийство других людей (аят 29).

    Одним из самых ненавистных Аллаху дел по Корану, является ростовщичество, лихва (риба), говоря современным языком – взимание процентов за предоставление займа, сюда также входят и банковские проценты, которые выплачиваются должником кредитору на основе кредитного договора, а также проценты, получаемые клиентом банка по договору банковского вклада, и проценты за просрочку выполнения гражданско-правовых обязанностей.

    Вызов общественных интересов как способ создания правовых исключений стал довольно видимой проблемой в наше время из-за природы и роли так называемого Кораническим законом, который должен быть частью неизменного Шариата. Коранические законы или специальный класс конкретных этических заповедей, хотя и небольшая и узкой часть правовой системы, имеют большое символическое значения. Этот конкретный набор законов включает в себя группу уголовных санкций, которые известны как «Наказания». Подчеркивая значимость «Наказания» являются тем фактом, что большинство из этих законов вовлекают смешанные «права Бога и человека».

    Так называемой «Наказания», которые включают в себя хлестать, забивание камнями до смерти, и место отделения рук, наиболее спорный аспект закона Шариата в современном мире. Для многих мусульман, они стали неоспоримым доказательством уникальной идентичности исламской правовой системы, а также символом мусульманской культурной и политической автономии. Для многих не мусульман «Наказания» считаются средневековые, драконовские и варварским.

    Кроме того, многие немусульманские и мусульманские учёные и писатели, которые плохо информированы об исламской юриспруденции, рассматривать эти законы, как бы они в самом сердце и ядро исламской правовой системы. Следовательно, многие пришли к довольно неизбежному выводу, что закон Шариата в Коране несовместим с современными представлениями о правах человека.

    Нет никаких сомнений в том, что большинство средневековых мусульманских правоведов считают «Наказания» являются частью неизменного и вечного Шариата, и, следовательно, они не подлежат изменению, модификации или отмены. Независимо от того, намеренно или нет, но у большинства средневековых мусульманских правоведов создаётся впечатление, что это не представляется возможным реализовать закон шариата, не исполнившего «Наказания» и что, в общем, они являются неотъемлемой частью исламской правовой системы. Интересно, однако, «Наказания» вряд ли когда-либо реализованы в исламской правовой истории, по большей части.

    Как упоминалось ранее, как правило, шариат воплощает в себе характеристики и атрибуты божественности, которые состоят из этических генеральных и нравственных учений. Обработанные конкретные законы, которые явно заповедано Богом, чтобы быть частью вечного Шариата, как если бы эти законы и сами по себе этических заповедей, которые по своей природе не являются предметом случайности, контекста или временных вариаций. Если божественная воля должна была охранять «Наказания», как воплощение атрибутов и характеристик Бога или существенных этических и моральных ценностей, было бы нелогично его смягчению.

    Что следует считать непреложным и вечна этические ценности, карательные меры, предназначенные для защиты, а не сами карательные меры. Строгость наказаний упомянутой выше в источниках является показателем важности конкретного значения к шариату. Таким образом, наказание, предписанные для блуда или краж являются мощными индикаторами значения, что места на Шариатских целомудрия и на не воровство. Сами наказания, однако, являются контекстными-они зависят от целого ряда факторов, таких как смягчение; доказательственная несомненность; намерение и цель отдельного преступника; надежность и способность счет-судебной системы в определенное время и место. На самом деле, в хорошо известном наборе традиций, Пророк Мухаммед, как сообщается, учил, что в уголовных делах, любые сомнения должны толковаться в свет наиболее благоприятный для подсудимого. Кроме того, Пророк учил, что мусульмане должны искать тень сомнения, для того, чтобы избежать того, чтобы нанести наказания в отношении подсудимого. По словам Пророка, если человек знает, что кто-то совершило преступление, то лучше, чтобы помочь преступному раскаяться, чем разоблачить преступника, превратив его в комендатуру.

    Действительно, некоторые предположения являются грехом. И не шпионить или злословить друг друга. Коран запрещает въезд в дом другого человека без разрешения владельца. Бог сказал: «Не шпионить», и вы шпионили; Бог сказал: «Это не праведное входить в дома со спины», и вы поднялись над моей стеной; и Бог сказал: «Не входить в другие, чем у вас дома», а вы вошли в мой дом без моего разрешения ...»

    Аяты 92-93 Суры Ан-Ниса обязывает категорический запрет на убийство человека, а также разделяет все убийства на две группы: совершённые по ошибке (неумышленные убийства) и умышленные убийства.

    Аят 93 говорит о умышленном убийстве верующего: “А если кто умышленно убьёт верующего, то возмездие убийце – ад, где будет он вечно. И разозлиться Аллах на него, проклянёт его и приготовит ему наказание великое”. Этот вид преступления, которая карается смертью по Корану.

    Регулированию уголовно-правовых отношений также имеется в аят 43 Суры 4 Ан-Ниса, аят 219 Суры 2 Аль–Бакара, аяты 90-91, 33, 34, 38, 42 Суры 5 Аль-Маида (“Трапеза”), Суры 24 Ан-Нур (“Свет”), Сура 17 Аль-Исра’ («Ночной перенос»).

    В конце представляется необходимым сказать, что в Коране встречаются поздние предписания, которые отменяют более ранние (насах). Аллах говорит в Суре 2 “Корова” (Аль-Бакара”), аят 106: “(Если) Мы отменяем или заставляем забыть какой-нибудь аят, (то неизменно) приводим (другой,) лучший или подобный ему)”. Так случилось, например, с отменой ранней санкции за распутство (публичная порка 100 ударами плети) и с установлением вместо смертной казни путём побиения камнями (раджм) в зависимости от субъектного состава данного преступления, так как смертной казни подвергаются, только те, кто состоят либо когда-либо состоявшиеся в браке прелюбодеи, а холостые преступники подвергаются общественному наказанию в виде нанесения ста ударов плетьми.

    Коран является божественной книгой Ислама и знаменитым памятником мировой культуры. Во время изучения Корана одни видят его как свод религиозных законов, другие же памятник классической арабской литературы. Остальные настолько поражены его художественной красотой и неподражаемостью, что в некоторой степени не замечают его мудрый смысл и значения, вытекающие из его религиозных законов.

    Многие мусульманские правоведы стремились выполнять этические учения Божьего откровения, но они сделали это в рамках своего гносеологического понимания и того, что они должны быть разумными в пределах параметров их обстоятельств. Но постановления и законы, которые были выведенные ранее поколениями правоведов не могут рассматриваться в качестве варианта или полной формулировки моральных и этических учений Корана. Это приведёт к подрыву и исчерпывают морально-этическую потенциал Божественного послания. Сама природа священного доверия, которое было дано человеку, чтобы нести обязует мусульман начать реконструировать конструктивную исламскую правовую традицию на фундаменте эпистемологических пониманий их одновременного момента и в постоянно меняющихся пределах разумности.

    Трудно оставаться объективным и смешивать коранические истины с собственными мыслями и предположениями, если ты не признаёшь того, что вытекающие из аятов Корана законы и запреты являются единственными правильными законами для всего мира, и что их нужно понимать так, как учил пророк Мухаммед.

    В Коране имеются духовные истины, моральные и правовые указания Ислама, основы быта жизни мусульман. Моральные заповеди и нравственность, которые Аллах выбрал для верующих, требуют от него искренней любви, милосердия и самопожертвования. Человечество сможет постичь справедливости и мира на Земле, если примут эти моральные заповеди и воплотят их в жизнь. Иначе мир пополнится жестокостью и несправедливостью, как сегодня.

    В «смеси» правовых, моральных и религиозных положений и норм, которые составляют мусульманское право, всегда были и есть юридические законы, предписания конкретного поведения, нормы нравственного учения. Частично в силу этой причины мусульманское право воспринимается чаще всего «лишь частично как подразделение права».


    Список литературы:

    1. Аль-Газали А. Х. Исследование сокровенных тайн сердца. Москва, ИД «Ансар», 2006. С. 21.- 472 с.

    2. Таилов Р. З. Генезис мусульманского права (историко-правовой аспект)/дис. на соиск. уч. степени канд. юр. наук: Спб., 2004. -С. 21.- 227 c.

    3. Хаттаб Х. Справочник мусульманской женщины.: Пер. с англ. Гончаровой Т.В. –М.: УММА, 2002. -С.83.136 c.

    4. Соловьев В. Магомет. Его жизнь и религиозное учение. Из сборника «Пророк Мухаммад». М.: ЭКСМО, 2010. С. 184.– 288 с.

    5. Захаби Имам. 76 больших грехов. Москва, САД, 2008. - С. 43.– 190 с.

    6. Имани Факих. Свет Священного Корана в 7ми т. Т. II: Спб., 2008. - С. 340.- 450 с.

    7. Порохова И. В. М.Коран. Перевод смыслов и комментарии/Под ред. Аль-Рошда. М.: Рипол Классик, 2009. - С. 437.- 800 с.
    Ссылки:

    1. http://http//www.arabi.ru/viewtopic.php?=9992

    2. http://dic.academic.ru/d

    3. http://tajwid.ru/?p=259

    4. https://alleng.org/d/jur/jur205.htm

    5. http://www.pravenc.ru/text/2057222.html


    написать администратору сайта