|
хомус. Классный час Из истории якутского хомуса
Национальный инструмент народа Саха Классный час Из истории якутского хомуса - Схожие хомусу названия инструментов широко распространены у тюркоязычных народов — комуз, кобуз, хомыс, кобыз, хыл-комус, кылкобыз, чарты-хомус и др. Это один из самых распространенных музыкальных инструментов среди народов мира. В Центральной Азии он был известен еще два с половиной тысячелетия назад, в Японии — более тысячи лет. А в Австрии хомус звучал еще семь веков назад. Эти данные свидетельствуют о том, что хомус имеет очень древнюю историю и прошел длительный этап развития.
- В Сибири первые хомусы были найдены археологами в шаманских захоронениях. В Якутии И.Д. Новгородов, С.И. Боло в с. Ожулун Чурапчинского улуса в захоронении женщины в колоде карт обнаружили деревянный футляр с хомусом, завернутый в письмо, датированное 14 сентября 1785 г.
Разновидности якутских хомусов - ДЕРЕВЯННЫЙ ХОМУС. О существовании такого хомуса у якутов свидетельствуют записи А. Миддендорфа 1878 года. Деревянный хомус обычно изготавливался из лиственничной или березовой древесины, имел тонкий язычок, на который привязывалась жилка.
- КОСТЯНОЙ ХОМУС. Как известно из работ некоторых исследователей и воспоминаний очевидцев, у якутов был костяной хомус.
- МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ХОМУС. Самый распространенный вид якутского хомуса, который отличается от остальных особым богатством звучания. Применялся ранее в ритуальных целях и в исцелении. Его изготавливали путем плавки из железной руды и последующей ковки.
- ХОМУС С ДВУМЯ ЯЗЫЧКАМИ. В древности такой хомус выплавляли из меди и железа. Обычно из меди изготавливалась основа хомуса, а из железа — язычок. На нарисованном А.И. Чаховым древнем хомусе язычки одинаковой длины и толщины. Также изображен хомус с язычками разной ширины, которые насажены на специальные основания. Так как зазоры между язычками слишком маленькие, скорее всего исполнитель извлекал звуки на таком хомусе, играя одновременно на обоих язычках.
Мастер Роман Готовцев-Мындыр Уус В республике хомус был и остаётся основным музыкальным и духовным инструментом, и традиция изготовления хомусов передавалась непосредственно из поколения в поколение, не прерываясь с давних времён. В Якутии народных мастеров, изготавливающих этот удивительный инструмент, немало. Одним из известных мастеров международного класса является Роман Готовцев. - В нашей республике, в Якутске существует единственный в мире Музей хомуса народов мира. В музее сейчас 1340 хомусов, но за точное их количество утверждать не приходиться, ведь коллекция пополняется постоянно. К слову, большой вклад внес американский профессор со звучным именем, как у героя голливудского кино — Фредерик Крейн. Его уникальная коллекция почти из 600 хомусов стала весомым вкладом для музея. Сам Фредерик объясняет: дар был сделан по причине того, что в Якутии есть государственный музей, государственная поддержка. А самое главное — это величайшее уважение народа саха к хомусу.
Способы игры на хомусе. Существует много разных способов игры на хомусе: - Традиционные — «сыыйа тардыы (плавная игра)», «хаастатыы» (по-гусиному), «куерэгэйдэтии» (подражание жаворонку).
- Современные — «табыгыр» (отрывистые звуки, стаккато), «кэьэлэтии» (подражание кукушке), «кеккелейдетуу» (гортанно-легочный звук), «бэлэс дорбооно» (глоточный звук). Различные звуки дополняются различными видами ударов.
- Большое значение при извлечении звука имеет то, как играющий держит в руке хомус и прикладывает его ко рту. Различают три способа:
- Удерживаем хомус между нижним и верхним рядами зубов.
- Прикладываем к зубам и немного прижимаем губами.
- При игре кольцо корпуса удерживаем левой рукой, а указательным пальцем правой руки приводим в движение язычок хомуса по направлению к себе или от себя.
- От правильного приведения в движение язычка зависит чистота и тембр звука. Немаловажную роль играет длительность дыхания. В начале обучения игры на хомусе необходимо научиться играть на вдохе и медленном выдохе.
|
|
|