Главная страница
Навигация по странице:

  • РЕФЕРАТ по изобразительному искусству на тему: «Колыбельные песни»

  • Все о колыбельных песнях Происхождение колыбельных песен

  • Популярные образы в колыбельных песнях

  • Список литературы

  • Реферат_Дания (143). Колыбельные песни


    Скачать 31.48 Kb.
    НазваниеКолыбельные песни
    Дата20.07.2022
    Размер31.48 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат_Дания (143).docx
    ТипРеферат
    #633851

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    Финансово-экономический лицей № 29 г. Пензы

    РЕФЕРАТ

    по изобразительному искусству на тему:

    «Колыбельные песни»

    Выполнил:

    обучающийся 2 класса

    заочной формы обучения ФЭЛ № 29 г. Пензы

    Кочетков Тимур Олегович

    Проверил:

    г. Пенза

    2021 г.

    Содержание


    Введение 3

    Все о колыбельных песнях 4

    1.1 Происхождение колыбельных песен 4

    1.2 Образы в колыбельных песнях 6

    Заключение 8

    Список литературы 9

    Введение

    Колыбельная песня – один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. В основном колыбельную поёт мать своему ребенку. Колыбельная – самая сладкая песня в мире. Она удивительна, потому что каждому напоминают о детстве. Ее назначение – усыпить ребёнка.

    С чего начинается любое воспитание? Конечно же, с матери! И первое что слышит и ощущает ребёнок, только что появившись на свет, это ласковый голос мамы, и её тёплые руки. А когда приходит пора спать, мама баюкает и напевает колыбельные.

    Актуальность. Колыбельные песни сопровождают человека всю жизнь: сначала их поют малышу, потом он начинает их петь своим детям. Они появились давно, и будут существовать вечно. Все или почти все дети слушали их от своих мам, бабушек или нянь. Под звуки колыбельной песни малыш засыпает, погружаясь в мир сновидений.

    Объектом нашего исследования стали колыбельные песни, а предметом – возможности колыбельной песни в развитии и воспитании ребенка.

    Цель работы: изучение особенностей колыбельной песни.

    Задачи:

    – узнать происхождение колыбельных песен;

    – рассмотреть образы в колыбельных песнях.

    Все о колыбельных песнях

      1. Происхождение колыбельных песен

    Наши далекие предки заметили, что при монотонном покачивании малыш успокаивается и затихает, а позже и уходит в сон. Для того чтобы ребенок быстро засыпал, люди придумали специальную кроватку – колыбелька, еще ее называли зыбка, а песни, под которые малыш сладко спал – колыбельными. Название колыбели происходит от глагола «колыбать», что означает «колыхать, качать».

    Зыбка – это ящик, изготовленный из луба. Его подвешивали к гибкому шесту на потолке, а снизу прикреплялась веревка, которая позволяла взрослому человеку качать колыбель с малышом, тем самым убаюкивая его.

    Когда в доме появлялся малыш, то колыбель уже должна была быть готовой. Ее устройство обыгрывалось на Руси различными таинствами и обрядами. Но самый главный обычай – прежде, чем положить младенца в колыбель, в нее сначала сажали домашнего кота. Люди считали, что именно кот отгоняет злых духов, поэтому позволяли коту находиться с малышом в колыбельке.

    Главными мотивами колыбельных песен являются пожелание сладкого и крепкого сна, здоровья, а так же хорошей жизни. Предки считали, что колыбельная песня обладает особой магией, а так же зачастую в колыбель клали различные предметы, выполняющие охранительную функцию.

    Структура колыбельной менялась на протяжении веков. Что-то сохранилось и по сей день, а что-то осталось далеко в прошлом. Для новорожденного ребенка текст колыбельной не являлся главным, важнее была интонация. Ведь малыш не понимает слова, но воспринимает голос, звук и манеру. Поэтому в колыбельной песни важны монотонный, ровный ритм, спокойствие голоса, плавность пения. Так же предки старались пропевать как можно больше шипящих и свистящих звуков, потому что именно эти звуки, по их мнению, убаюкивали ребенка.

    Колыбель при раскачивании должны совершать плавные и ритмичные движения по направлениям «вверх-вниз», «вперед-назад», «влево-вправо». Вместе с этими покачиваниями, происходит и звуковое «раскачивание» голоса во время пения колыбельной. Голос так же совершает движения интонацией, как и раскачивающаяся колыбель. Так же колыбельные должны совпадать с дыханием и частотой пульса малыша, тогда ребенок будет быстрее успокаиваться и засыпать.

    Все колыбельные песни создавались на повторяющемся мотиве, на котором пели «лю-ли лю-ли», «люленьки-люли». Именно поэтому колыбель до сих пор называют «люлькой», а новорожденного малыша «лялей». Эти слова происходят от дочери богини Лады – Лели. Славянская Леля – это богиня весны, первых цветов. Древние славяне считали, что именно Леля заботится о материнстве и о малышах.

    Пример колыбельной песни:

    Ай, люли-люленьки,

    Прилетели гуленьки,

    Стали гули ворковать,

    Стал малыш наш засыпать.

    Птицы в древнеславянском мировоззрении – это вестники Бога, и именно они помогают заботиться о малыше.

    Также популярны в колыбельных слова «баю-бай», «баю-баюшки-баю», возникшие от слова «баять», то есть «говорить, рассказывать».

    Не менее часто, напевая колыбельную, мама рассказывала малышу о прошедшем дне, о произошедших событиях, а также о том, каким большим вырастет ребенок, и чем будет заниматься.

    Петь колыбельные в старину учили с детства. Девочки убаюкивали своих младших братьев и сестер с 5-ти лет. Таких нянь называли «байкалы», «баюкалки».

    Предки придавали большое значение колыбельным песням, ведь для них это были не просто песни для сна, а некое таинство, через которое поддерживается связь малыша и окружающего мира. Раньше считали, что малышу неуютно и одиноко в мире взрослых, а колыбельная показывала, что мама рядом и очень любит малыша. С этой же целью в колыбельных очень много ласковых и нежных слов, через которые мама показывала всю свою нежность к малышу.

      1. Популярные образы в колыбельных песнях

    Так как колыбельные песни в прошлом исполнялись не только для того, чтобы уложить спать малыша, но и как оберег-заклинание, целью которого было уберечь ребенка от определенных сил, от зла, и призвать на помощь духов-хранителей, то все это отобразилось и на сюжете песен и на главных персонажах.

    Один из самых распространенных образов во всех колыбельных песнях – это кот или кошка. Кот – это наполовину мистическая фигура у древних славян, и занимает очень важное место среди хранителей домашнего очага, потому что он сидит на печи, никогда не отходит далеко от своего дома, а так же всегда возвращается назад. А так же кот быстро и легко засыпает, спит большую часть суток, поэтому у ребенка возникает ассоциация сна и убаюкивающего кошачьего мурлыканья. Так же часто в колыбель вместе с малышом клали и кота, который оберегал сон ребенка.

    Еще один из популярных образов в колыбельных песнях является образ самого Сна или Дремоты. Эти существа способны нагонять сон на ребенка и охранять его, пока он спит.

    Помимо этого, в колыбельных песнях реже встречаются образы птиц. Петь о птицах было принято, если ребенка укачивали во дворе. Их щебет, высокий полет в небе, плавные движения также создавали успокаивающий и убаюкивающий эффект.

    Травы в колыбельных песнях преподносятся как часть снадобий, способных усыпить малыша. Чаще всего это образ мяты. Кроме того, малыша перед сном купали в отварах трав, чтобы сон был крепким и здоровым.

    Заключение

    В русской народной культуре колыбельные занимают огромное место. Колыбельные складывались веками, в них заложены самые важные слова, самые оптимальные движения, настроение. Эти песни – величайшая народная педагогика, так как они нераздельно соединены с воспитанием детей в том возрасте, когда малыш еще беспомощен и требует особого внимания, заботы, любви и ласки.

    Колыбельная – это то, что объединяет всех людей. Эти песни сопровождают всю жизнь человека, вне зависимости от знатности и богатства. У каждого народа есть свои колыбельные песни, и в них спрятаны свои «секреты»: своя философия и свой взгляд на жизнь. Все слышали их от мам, бабушек или нянь. Под эти нежные песнопения малыш успокаивается и сладко засыпает, погружаясь в мир сновидений.

    Очень многие современные мамы мало знают про колыбельные песни и не догадываются об этих значимости в жизни ребенка. Именно через эти песни малыш получает родительское внимание, заботу, а самое главное материнскую любовь.

    Считается, что те дети, которым пели колыбельные с рождения, являются более спокойными и здоровыми, словно колыбельная их действительно защищала и оберегала. А на самом деле это эмоциональная взаимосвязь между матерью и ребенком, зарождающая материнскую любовь, которая уже на самом деле защищает свое чадо от всех невзгод, некий невидимый талисман, сделанный материнским сердцем.

    Невидимая сила колыбельных песен таится в особенном диалоге между матерью и ребенком, слова и музыка которого подсказаны сердцем, а не разумом. Это песня материнской души, любви и нежности.


    Список литературы

    1. Ветухов А. Народные колыбельные песни. «Этнографическое обозрение», 1892. № 1-4.

    2. Шейн П.В. Великорусе в своих песнях-обрядах. т. I, СПБ., 1898

    3. Карский Е.Ф. Белоруссы. т. III, вып. I, М., 1916

    4. Капицын О.И. Детский фольклор. Л., 1928

    5. Гагенторн Н. Колыбельная песня как отражение быта русской деревни. «Художественный фольклор». 1930, № VI--VII.



    написать администратору сайта