Главная страница
Навигация по странице:

  • колокола

  • Колокольные звоны в творчестве русских композиторов. Документ Microsoft Word (3). Колокола, единственного музыкального инструмента в православной церкви. Колокольным


    Скачать 14.25 Kb.
    НазваниеКолокола, единственного музыкального инструмента в православной церкви. Колокольным
    АнкорКолокольные звоны в творчестве русских композиторов
    Дата21.06.2022
    Размер14.25 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДокумент Microsoft Word (3).docx
    ТипДокументы
    #607746

    Колокольные звоны в творчестве русских композиторов

    Музыкальный звук колокола, единственного музыкального инструмента в православной церкви. Колокольным звоном созываются верующие на богослужения, им сопровождается крестный ход и совершаются другие религиозные обряды

    Любовь русского народа к колокольному звону проявилась в большом количестве народных песен, ему посвященных, начиная с детской песни - прибаутки «Бом - бом, тили - бом, загорелся Кошкин дом». Начальные слова имитируют звучание колокола, который сообщает о пожаре. Тема песни «Вечерний звон» широко используется многими поэтами и музыкантами, она стала поистине народной.

    Музыка звонов так красива и необычна, что композиторам захотелось передать в своих произведениях подлинное ее звучание. Музыканты придумали для оркестра специальный инструмент, в состав которого входит набор колоколов, разных по своему звучанию - от звонкого, легкого до басовитого, гудящего. Этот инструмент так и назвали - колокол. Колокольные звоны не раз воспроизводились в творчестве русских и советских композиторов. Здесь можно услышать все разновидности звона.

    В опере Бородина «Князь Игорь» колокольный звон - набат в сцене пожара Путивля. Всполошный звон созывает опричников на Красную Площадь в «Опричнике» Чайковского. Большой звон сопровождает въезд Ивана Грозного в опере «Псковитянка» Римского-Корсакова. Светлый праздничный звон ликует в «Сказке о царе Салтане» Римского-Корсакова. Используется колокольный звон в «Воскресной увертюре» Римского-Корсакова. Картина всенародного победного ликования достигается введением колокольного перезвона, в увертюре Чайковского «1812 год» и сюите Глазунова «Кремль», поэме Шостаковича «Казнь Степана Разина» и во многих других произведениях.

    Колокольный звон для этих композиторов был не только иллюстрацией, бытовым фактом. Здесь уместно привести выражение академика Асафьева: «Звон как колорит атмосферы» - той музыкальной атмосферы, которая когда-то с детства окружала русского человека, воспитывала его музыкальный вкус, музыкальное чувство.

    В ходе работы стало ясно, что в конце XX - начале XXI века искусство колокольного звона переживает второе рождение после многолетнего запрета. Строятся новые храмы, для которых уже не на одном десятке предприятий льют колокола, созданы школы звонарей. И хотя возрождение - дело всегда не простое, хочется верить, что колокольный звон скоро вновь станет неотъемлемой частью русской жизни. Колокола и колокольчики возвращаются в нашу повседневную жизнь.

    В начале третьего тысячелетия вновь торжественно гудят над городами и селами церковные колокола в праздничные дни. В наше время любовь к колокольным звонам не угасла. Сейчас специально устраивают праздники колокольной музыки, на которые приезжают любители этого прекрасного вида народного творчества. Чаще всего такие праздники колокольной музыки устраивают в городах, которые принято называть «золотым кольцом России»: в Суздале, Ростове Великом, которые известны своими чудесными колоколами. Тогда в городах звучат целый день колокола, и над родной землей плывут волшебные мелодии колокольной музыки.

    В истории XX столетия есть страницы, написанные кровью невинных жертв. В мемориальных комплексах, посвященных их памяти. Скорбят о них печальные колокола. «Хатынь» - огромные, словно обожженные огнем войны. «Бухенвальдский набат» - так по праву назвал его поэт А. Соболев.



    написать администратору сайта