Особенности формы восточной деспотии в Древнем Китае. Комаров Михаил Никонорович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный социальный университет
Скачать 1.63 Mb.
|
Руководитель: Комаров Михаил Никонорович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный социальный университет» Выполнил: студент 1 курса, очного отделения, 40.02.01 Право и организация социального обеспечения Хулхачиев Данир Мергенович Москва, 2021 г. Особенности формы восточной деспотии в Древнем Китае Китай как государство был сформирован в начале II-го тысячелетия до нашей эры. Древнекитайское государство представляло собой иерархическую деспотию. Во главе государства стоял монарх. Наследственный монарх являлся также первым жрецом и единственным землевладельцем. Далее по иерархии стояла земельная аристократия, за аристократами находились простолюдины. Во II-ом и начале I-го тысячелетия до нашей эры в Китае преобладало религиозное мировоззрение. Китайцы полагали, что всё, существующее и происходящее в мире - зависит от предопределения неба. Поэтому считалось, что глава государства является «сыном неба». Жители Китая верили, что их жизни зависят от влияния некоторых духов, поэтому имели место жертвоприношения этим духам. Основной формой государственной организации древневосточных государств была деспотия (от греческого слова "despotos" - хозяин, господин) единовластие единобожество единодумство Деспот относился к государству как к своей личной собственности, был не просто верховным законодателем, правителем и судьей, а самим воплощением государства. Этим и объясняется обожествление личности деспота. Деспот относился к государству как к своей личной собственности, был не просто верховным законодателем, правителем и судьей, а самим воплощением государства. Этим и объясняется обожествление личности деспота. Он обладал не только высшей светской, но и духовной властью, то есть носил титул верховного жреца или живого Бога. Важнейшей чертой деспотии выступает наличие огромного бюрократического аппарата, в котором условно выделяется три ведомства:
Признаки восточной деспотии: Деспотические черты государственного правления стали складываться ещё в иньском Китае. В Китае деспот- Император распространил на весь Китай порядки, введённые Шан-Яном: вся страна была разделена на 36 территориальных областей без учёта прежнего деления на княжества. Все жители страны получили единый статус подданных императора – «черноголовые». Под угрозой смертной казни было запрещено называть себя жителями прежних княжеств. Все население было разделено на 20 разрядов и под влиянием учения законников фактически был закреплён принцип равенства всех подданных перед законом. Это правило император распространил даже на своих братьев и сыновей. Во всем государстве стал действовать принцип «круговой поруки», когда к ответственности привлекались все родственники преступника до 3 колена. В 210 году до н.э. Цинь ши Хуанди, что вызвало гражданскую войну в Китае. В этой войне победу одержал лидер крестьянского движения, бывший сельский староста Лю Бань. В Китае стала править новая династия и возникла империя Хань. Лю Бань сократил и даже укрепил прежние порядки военно-бюрократической деспотии. Важнейшей основой любой деспотии является религия. Своеобразие же Древнего Китая в том, что идеологической основой этого государства стала не религия, этико-философское учение. Власть монарха в циньско-ханьском Китае обожествлялась . Правитель царства Цинь, объединивший в границах империи обширные территории, принял титул императора (ди) . Правитель выступал в качестве символа, олицетворения связывающего единства страны. В руках китайского деспота сосредоточивалась полнота военной и законодательной власти: ♦ он был высшим судьей; ♦ стоял во главе многоступенчатого военно-бюрократического аппарата; ♦ назначал всех высших чиновников центрального и местного аппаратов. Выстроенный на основе учения легистов центральный аппарат империи включал в себя ряд ведомств: ♦ финансовое; ♦ военное; ♦ судебное; ♦ обрядов; ♦ сельского хозяйства; ♦ ведомство императорского двора; ♦ дворцовой стражи. Главы ведущих ведомств приглашались на совещания к императору для обсуждения важных вопросов государственной жизни. В Западном Чжоу в середине IX в. до н. э. появились первые элементы территориального деления Здесь были введены округа, являющиеся налоговыми и военными единицами. Уездная территориальная администрация в Китае начала складываться в начале VII в. до н. э. , в период существования удельной системы. В каждый уезд направлялся чиновник, ответственный перед правителем царства или крупного удела. Это впоследствии сыграло важную роль в ликвидации самой удельной системы и укреплении власти центра на местах. Циньско-ханьский Китай делился на области или округа, округа — на уезды, уезды — на волости, а волости — на общины, низшие административнотерриториальные единицы. На местах действовала сложная система управления, основанная на соподчинении гражданских и военных чинов Во главе каждой провинции стояли губернаторы, которые делили свою власть с представителями военного ведомства; в их подчинении были расквартированные армейские подразделения . Только в пограничных областях гражданские и военные функции сосредотачивались в руках губернатора. Низший административный персонал, начиная с волостных старейшин, не входил в состав чиновничества. Его представители, как и другие общинники, выплачивали налоги и несли трудовые повинности, но пользовались большой властью, вплоть до мобилизации крестьян для защиты общинной территории. Во главе городского самоуправления стоял совет старейшин (саньлао) . На всех уровнях — от сельской общины, построенной на круговой поруке, до высших чиновников, отвечающих за нарушения приказа или за плохую работу подчинённых, — действовала система взаимной слежки. БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! |