серебряный век 9 кл. Конец девятнадцатого векаНачало двадцатого Рубеж веков Ощущение кризиса, потрясений, катастрофичности
Скачать 1.47 Mb.
|
Работа выполнена учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ№1 Гиагинского района Богатыревой Ириной Николаевнойю Конец девятнадцатого века…Начало двадцатого… Рубеж веков… Ощущение кризиса, потрясений, катастрофичности… Двадцатый век…еще бездомней, Еще страшнее жизни мгла, Еще чернее и огромней Тень Люциферова крыла. И отвращение от жизни, И к ней безумная любовь, И страсть, и ненависть к отчизне… И черная земная кровь Сулит нам , раздувая вены, Все разрушая рубежи, Неслыханные перемены, Невиданные мятежи… А.Блок Конец XIX — начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее "серебряным веком" ("золотым веком" называли пушкинскую пору). В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили. Вместе с тем культуре "серебряного века" были присущи глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени. Обновление литературы, ее модернизация станут причиной появления новых течений и школ. Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление "серебряного века" русской литературы. Термин этот связывают с именем Н. Бердяева, употребившего его в одном из выступлений в салоне Д. Мережковского. Позже художественный критик и редактор "Аполлона" С. Маковский закрепил это словосочетание, назвав свою книгу о русской культуре рубежа столетий "На Парнасе серебряного века". Пройдет несколько десятилетий и А. Ахматова напишет «…серебряный месяц ярко / Над серебряным веком стыл". Хронологические рамки периода, определяемого этой метафорой, можно обозначить так: 1892 — выход из эпохи безвременья, начало общественного подъема в стране, манифест и сборник "Символы" Д. Мережковского, первые рассказы М. Горького и т.д.) — 1917 год. По другой точке зрения, хронологическим окончанием этого периода можно считать 1921—1922 годы (крах былых иллюзий, начавшаяся после гибели А. Блока и Н. Гумилева массовая эмиграция деятелей русской культуры из России, высылка группы писателей, философ и историков из страны). Символизм Акмеизм Футуризм Кубофутуризм Эгофутуризм Имажинизм Конструктивизм Вне школ Крестьянская поэзия Сатирическая поэзия «Центрифуга» «Мезонин поэзии» «ЛЕФ» Обэриуты Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). «Старшие символисты» Д.Мережковский З. Гиппиус В. Брюсов К. Бальмонт Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета. Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее – область поэта. Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно. В. Брюсов В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма — «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества. «Младшие символисты» А.Блок А.Белый . По словам крупнейшего среди символистов теоретика Вяч. Иванова, поэзия есть «тайнопись неизреченного». От художника требуется не только сверхрациональная чуткость, но тончайшее владение искусством намека: ценность стихотворной речи — в «недосказанности», «утаенности смысла». Главным средством передать созерцаемые тайные смыслы и призван был символ. Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) — одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма Акмеисты стремились к ясности образа и точности, чеканности поэтического слова. Для акмеизма была характерна крайняя аполитичность, полное равнодушие к злободневным проблемам современности. Акмеизм насчитывает шестерых наиболее активных участников течения: Н. Гумилев А. Ахматова О. Мандельштам С. Городецкий М. Зенкевич В. Нарбут. На роль «седьмого акмеиста» претендовал Г. Иванов Я знаю веселые строки таинственных стран Про черную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя. И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав. Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф Н. Гумилев Поэты-футуристы: Бобров Сергей Каменский Василий Маяковский Владимир Северянин Игорь Третьяков Сергей Хлебников Велимир Футуризм (от лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России. Основные признаки футуризма: — бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы; — отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее; — бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат; — поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка; — культ техники, индустриальных городов. В.Маяковский В.Хлебников И Северянин Футуристы Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови, Лиэээй пелся облик Гзи-гзи-гзэо пелась цепь. Так на холсте каких-то соответствий Вне протяжения жил лицо. В.Хлебников Теория имажинизма основным принципом поэзии провозглашала примат «образа как такового». Не слово-символ с бесконечным количеством значений (символизм), не слово-звук (кубофутуризм), не слово-название вещи (акмеизм), а слово-метафора с одним определенным значением является основой имажинизма Имажинизм (от фр. и англ. image — образ) — литературно-художественное течение, возникшее в России в первые годы после революции на основе литературной практики футуризма. Поэты-имажинисты: Мариенгоф Анатолий Шершеневич Вадим Крестьянские поэты: Бедный Демьян Дрожжин Спиридон Есенин Сергей Клычков Сергей Клюев Николай Орешин Петр Потемкин Петр Радимов Павел Агнивцев Николай Бунин Иван Ефименко Татьяна Ивнев Рюрик Пастернак Борис Цветаева Марина Шенгели Георгий 1 апреля 1908 года стало символичной датой. В этот день в Петербурге вышел в свет первый номер нового еженедельного журнала «Сатирикон». За сравнительно короткий срок — с 1908 по 1918 год — этот сатирический журнал (и его поздний вариант «Новый Сатирикон») создал целое направление в русской литературе и незабываемую в ее истории эпоху. Поэты-сатирики: Измайлов Александр Князев Василий Тэффи Черный Саша Королева сатиры Тэффи. Саша Чёрный. «Объединение реального искусства» (ОБЭРИУ) Декларировался отказ от традиционных форм поэзии, было заявлено, что эстетические предпочтения членов группы находятся в сфере авангардного искусства. |