Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Культурный конфликт

  • 2. Культурная Экспансия

  • 4. Культурный конфликт как форма межкультурной коммуникации

  • 1. Отрицание различий культур

  • 2. Защита собственного культурного превосходства

  • 3. Минимизация культурных различий

  • 4. Принятие существования межкультурных различий

  • 5. Адаптация к новой культуре

  • Конфликт культур. Культурная экспансия как форма МКК. Культурная диффузия как форма МКК. Культурный конфликт как форма МКК. МКК. Конфликт культур. Культурная экспансия как форма мкк. Культурная диффузия как форма мкк. Культурный конфликт как форма мкк. Типы восприятия межкультурных различий


    Скачать 28.21 Kb.
    НазваниеКонфликт культур. Культурная экспансия как форма мкк. Культурная диффузия как форма мкк. Культурный конфликт как форма мкк. Типы восприятия межкультурных различий
    АнкорКонфликт культур. Культурная экспансия как форма МКК. Культурная диффузия как форма МКК. Культурный конфликт как форма МКК. Типы
    Дата15.12.2021
    Размер28.21 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМКК.docx
    ТипДокументы
    #304627



    Конфликт культур. Культурная экспансия как форма МКК. Культурная диффузия как форма МКК. Культурный конфликт как форма МКК. Типы восприятия межкультурных различий.

    г. Якутск 2021

    Оглавление

    Введение 2

    1. Культурный конфликт 4

    2. Культурная Экспансия 7

    3.Культурная диффузия 7

    4. Культурный конфликт как форма межкультурной коммуникации 8

    5. Типы восприятия межкультурных различий 9

    Заключение 12

    Список литературы 14


    Введение
    Социальная коммуникация в широком смысле понимается как «взаимодействие между людьми как объектами и субъектами социальных процессов, взятых в их информационно-знаковом аспекте». В узком смысле социальная коммуникация рассматривается как «субъект-субъектное взаимодействие, опосредованное информацией, имеющей смысл для обоих субъектов». Эффективная социальная коммуникация между субъектами взаимодействия зависит от многих реальных условий, которые складываются в определенный момент времени, в определенных обстоятельствах. В целом рассматривая иностранных и белорусских студентов в качестве целевых групп, участвующих в процессе коммуникации, следует отметить, что для их успешного диалога необходимы знания о механизмах и способах межкультурного взаимодействия. Для их знакомства с этим механизмом можно опираться, к примеру, на разработанный американскими исследователями К. Ситарам и Р. Когделл Кодекс этики международного коммуникатора, который, по их мнению, способствует формированию толерантности, как на уровне отдельного человека, так и на уровне группового восприятия. А этот факт является важным в построении межкультурного диалога. Приведем некоторые его положения: – не устанавливать мировых стандартов; – относиться к культуре представителей другой группы с тем же уважением, с каким относился бы к своей собственной; – не судить о ценностях, убеждениях и обычаях других культур, отталкиваясь от собственных ценностей; – всегда помнить о необходимости понимать культурную основу чужих ценностей; – никогда не исходить из превосходства своей религии над религией другого; – общаясь с представителями другой религии, пытаться понимать и уважать эту религию; – стремиться понять обычаи приготовления и принятия пищи других народов, сложившиеся под влиянием их специфических потребностей и ресурсов; – уважать способы одеваться, принятые в других культурах; – не демонстрировать отвращения к непривычным запахам, если те могут восприниматься как приятные людьми других культур; – не исходить из цвета кожи как «естественной» основы взаимоотношений с тем или иным человеком;

    1. Культурный конфликт

    Культурный конфликт — это конфликт, который происходит при столкновении культурных ценностей и убеждений.

    Диапазон причин возникновения межкультурных конфликтов (как и конфликтов, вообще) предельно широк: в основе конфликта могут лежать не только недостаточное знание языка и связанное с этим простое непонимание партнера по коммуникации, но и более глубокие причины, нечетко осознаваемые самими участниками. Конфликты нельзя рассматривать только как деструктивную сторону процесса коммуникации. Согласно теории позитивного конфликта, конфликты понимаются как неизбежная часть повседневной жизни и не обязательно должны носить дисфункциональный характер.

    Согласно К. Делхес, существуют три основные причины коммуникационных конфликтов: личные особенности коммуникантов, социальные отношения (межличностные отношения) и организационные отношения.

    К личностным причинам конфликтов относятся ярко выраженные своенравие и честолюбие, фрустрированные индивидуальные потребности, низкая способность или готовность к адаптации, подавленная злость, несговорчивость, карьеризм, жажда власти или сильное недоверие. Люди, наделенные такими качествами, часто вызывают конфликты.

    К социальным причинам возникновения конфликтов относят сильно выраженное соперничество, недостаточное признание способностей, недостаточную поддержку или готовность к компромиссам, противоречащие цели и средства для их достижения.

    К организационным причинам конфликтов относят перегрузку работой, неточные инструкции, неясные компетенции или ответственность, противоречащие друг другу цели, постоянные изменения правил и предписаний для отдельных участников коммуникации, глубокие изменения или переструктуризацию укоренившихся позиций и ролей.

    В процессе коммуникации с представителями других культур причинами напряженности и конфликта очень часто бывают ошибки атрибуции. Знание (или незнание) культурных особенностей партнеров играет огромную роль в построении атрибуций. Обладание такой информацией позволяет многое прояснить относительно того, что является желательным и на что накладывается табу в каждой конкретной культуре.

    В культурной антропологии выделяют несколько видов межкультурных конфликтов:

    между различными этническими группами и их культурами (например, между армянами и азербайжданцами, грузинами и осетинами и т.д.);

    • между религиозными группами, представителями различных религий (например, между католиками и протестантами в Северной Ирландии, православными и униатами на Западной Украине, суннитами и шиитами в мусульманстве);

    • между поколениями и носителями разных субкультур;

    • между традициями и новациями в культуре;

    • между различными лингвокультурными сообществами и их отдельными представителями (вследствие языковых барьеров и интерпретативных ошибок).

    Главной причиной межкультурных конфликтов служат культурные различия между народами, которые могут принимать форму противоречия или даже открытого столкновения. Поскольку современное общество в культурном плане представляет собой довольно пестрое явление, то в нем вполне естественно возникают очаги напряжения и конфликты между различными системами норм и ценностей

    2. Культурная Экспансия
    Культурная экспансия представляет собой расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или государственные границы. По своей сути это процесс преимущественно однонаправленной межкультурной коммуникации. Культурная экспансия отчетливо проявилась в период колониального раздела Азии и Африки. Политико-экономический колониализм имел следствием культурный колониализм — доминирование одних наций и их культур над другими. Политика колониального управления накладывала ограничения на автохтонные культуры (запрещая применение местных языков в высших сферах колониальной власти), вела к сужению диапазона их функционирования и замедляла их развитие. В результате после освобождения многие культуры не смогли обеспечить совместное общение из-за недостаточной развитости.

    1. Культурная диффузия

    Культурная диффузия как форма межкультурной коммуникации

    представляет собой взаимное проникновение (заимствование) культурных черт

    и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении

    (культурном контакте). В отличие от культурной экспансии, носящей

    преимущественно однонаправленный характер, культурная диффузия – двуили многонаправленный процесс, зависящий от количества

    взаимодействующих культур, распространяющих свои ценности на другие

    культуры. Его механизмами служат миграция, туризм, деятельность

    миссионеров, войны, торговля, торговые выставки и ярмарки, научные

    конференции и др. Академическая мобильность преподавателей и студентов, их

    участие в конференциях, семинарах – яркий пример реализации данной формы

    межкультурной коммуникации. В контактах между представителями разных

    культур, в рамках групповых взаимодействий, межличностного общения всегда

    существует вероятность «обмена» мыслями, суждениями, ценностными

    представлениями.
    4. Культурный конфликт как форма межкультурной коммуникации
    Культурный конфликт как форма межкультурной коммуникации предполагает столкновение субъектов культуры – носителей различных культурных ценностей и норм. Выделяют несколько видов культурных конфликтов: – конфликты между различными этническими группами и их культурами); – конфликты между религиозными группами, представителями различных религий или течений внутри отдельных религий; – конфликты между поколениями, носителями разных субкультур (конфликт отцов и детей) и др. Таким образом, правила межкультурных коммуникаций формируются в зависимости от того, к каким культурным традициям относит себя человек. Любой человек видит мир в определенных культурных рамках. Но эти культурные рамки (нормы), как правило, не осознаются индивидом, ибо чаще всего настолько ему присущи, что составляют часть его личности. Поэтому осознание норм поведения и мышления собственной культуры возможно только в том случае, когда происходят контакты с людьми, которые в своем поведении руководствуются другими культурными нормами.

    5. Типы восприятия межкультурных различий


    На основе многочисленных исследований коммуникации культур западными учеными (М. Беннет и др.) выделены шесть типов реакции на другую культуру и ее представителей. Рассмотрим их последовательно, показывая направление прогрессивного развития позиции в отношении к иной культуре. Но сначала отметим, что любой тип восприятия не может рассматриваться как однозначная и константная характеристика индивида. В поведении одного и того же человека в зависимости от ситуации, стоящих перед ним задач отмечаются разные поведенческие установки, изменяющиеся по мере накопления жизненного опыта и знаний.

    1. Отрицание различий культур — тип восприятия, основанный на уверенности в том, что все люди в мире разделяют (или обязаны разделять) одни и те же убеждения, установки, нормы поведения, ценности. Это типичная позиция обывателя, убежденного, что все должны думать и поступать так же как он.

    Однако отрицание как тип реакции на иную культуру со временем обычно претерпевает изменения. Дело в том, что человек не может постоянно проявлять замкнутость и закрытость, сопротивляться давлению новых фактов, избегать встреч и тесного, эмоционально окрашенного общения с представителями других культур. В этом случае отрицание может модифицироваться в защитную реакцию.

    2. Защита собственного культурного превосходства — тип восприятия, в основе которого лежит признание существования других культур, но при этом складывается устойчивое представление о том, что ценности и обычаи чужой культуры представляют угрозу привычному порядку вещей, мировоззренческим устоям, сложившемуся образу жизни. Это достаточно активная (порой агрессивная) позиция, реализующаяся в утверждении непременного собственного культурного превосходства и пренебрежении к другим культурам.

    Межкультурные различия при защитной реакции не просто не игнорируются; напротив, они отчетливо фиксируются как негативные стереотипы другой культуры. Все люди оказываются разделенными по признаку «мы» (хорошие, правильные, культурные и т.п.) и «они» (полная противоположность). При этом набор негативных характеристик, как правило, приписывается всем членам инокультурной группы и каждому из них в отдельности.

    Типичные ситуации, когда формирование защитной реакции практически неизбежно: контакты представителей разных рас, внешне, физически отличающихся друг от друга; взаимодействие групп иммигрантов и коренного населения; адаптация отдельных «чужаков» в новой культуре — студентов и специалистов, обучающихся за рубежом, иностранных рабочих, сотрудников международных организаций и иностранных компаний и т.д.

    Может показаться, что люди разных рас, национальностей или конфессий обязательно понравятся или поймут друг друга, если вступят в прямой контакт, познакомятся поближе. Однако при низком уровне межкультурной компетентности, которым характеризуется «защитное» восприятие чужой культуры, происходит нечто противоположное — негативные стереотипы и проявления агрессивности лишь усиливаются. Формирование защитной модели поведения и восприятия происходит как непосредственно, в межличностном общении, так и опосредуется социальными институтами, в том числе и политическими.

    3. Минимизация культурных различий — достаточно продвинутый способ восприятия других культур. Ею характеризуют признание возможности существования инокультурных ценностей, норм, форм поведения и поиск общих объединяющих черт. Такой была типичная реакция советского человека на межкультурные различия внутри страны, когда ценностное содержание национальных культур, этнических и религиозных групп оказывалось скрытым стереотипными общесоветскими символами (об этом свидетельствует известная формулировка «новая историческая общность людей — советский народ»).

    Гораздо реже по сравнению с описанными выше типами межкультурного восприятия (даже в стабильной ситуации, а тем более в моменты кризиса) встречаются варианты позитивного отношения к межкультурным различиям, когда человек способен принять существование другой самобытной культуры, адаптироваться к ней, интегрироваться в нее.

    4. Принятие существования межкультурных различий — тип межкультурного восприятия, характеризующийся знанием другой культуры, в целом благожелательным к ней отношением, не предполагающим вместе с тем активного проникновения в инокультурную среду.

    5. Адаптация к новой культуре — позитивное отношение к другой культуре, восприятие ее норм и ценностей, умение жить и действовать по ее правилам при сохранении собственной культурной идентичности.

    6. Интеграция и в родную, и в новую культуры — тип реакции поликультурной личности, интериоризирующей инокультурные нормы и ценности в такой степени, в которой они начинают восприниматься как свои собственные, родные.

    Для выработки положительного отношения к межкультурным различиям нужно преодолеть культурную замкнутость, порождающую негативные реакции. Адаптация и интеграция в чужую культуру основываются не столько на знании языка, обычаев, норм и ценностей, сколько на личной заинтересованности в понимании ее ценностей и установок, тесном эмоциональном контакте с ее представителями.
    Заключение
    Таким образом, правила межкультурных коммуникаций формируются в зависимости от того, к каким культурным традициям относит себя человек. Любой человек видит мир в определенных культурных рамках. Но эти культурные рамки (нормы), как правило, не осознаются индивидом, ибо чаще всего настолько ему присущи, что составляют часть его личности. Поэтому осознание норм поведения и мышления собственной культуры возможно только в том случае, когда происходят контакты с людьми, которые в своем поведении руководствуются другими культурными нормами.
    Список литературы


    1. Гнатюк, О. Л. Основы теории коммуникации: учебное пособие / О. Л. Гнатюк. – М.: КНОРУС, 2010. – 255 с.

    2. Калачѐва, И. И. Поликультурное образование в системе межкультурных коммуникаций молодѐжи: учебно-методическое пособие / И. И. Калачева. – Минск: РИВШ, 2016. – 132 с.

    3. Куницына, В. Н. Межличностная коммуникация: учебное пособие / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

    4. Основы теории коммуникации: учебник / М. А. Василик [и др.] / под ред. проф. М. А. Василика. – М.: Гардарики, 2006. – 615 с. 5. Ситарам, К. Основы межкультурной коммуникации / К. Ситарам, Р. Когделл // Человек. – 1992. – № 5. – С. 100–107.


    написать администратору сайта