Главная страница
Навигация по странице:

  • Работу выполнила Щепина Ольга Александровна 9 класс МОУ Новопокровская СОШ Руководитель Шильникова Елена Валентиновна

  • Игры моей прабабушки Веры

  • Игры моего дедушки Володи

  • «Съедобное – несъедобное»

  • Исследовательская работа Игра в моей семье Щепина О.. Конкурс творческих работ Моя малая Родина


    Скачать 1.23 Mb.
    НазваниеКонкурс творческих работ Моя малая Родина
    Дата30.03.2022
    Размер1.23 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИсследовательская работа Игра в моей семье Щепина О..doc
    ТипКонкурс
    #428153

    МОУ Новопокровская школа

    Ветлужского района Нижегородской области


    X Нижегородский областной конкурс творческих работ

    «Моя малая Родина»

    Номинация: Современный деревенский фольклор

    ИГРЫ МОЕЙ СЕМЬИ

    Работу выполнила

    Щепина Ольга Александровна

    9 класс МОУ Новопокровская СОШ

    Руководитель

    Шильникова Елена Валентиновна

    педагог-организатор МОУ Новопокровская школа
    Телефон 89087449713

    Elenaval3@rambler.ru

    С. Новопокровское

    2019 год

    Введение

    В Новопокровском школьном музее есть раздел по литературному краеведению. В нем собраны материалы экспедиции в историю родного края, собран фольклор, топонимика, народные игры. Мы с большим интересом изучаем собранные материалы.

    Мне особенно нравится смотреть альбомы по народным играм. Дома с мамой мы обсуждали, в какие игры играла раньше она. Мне показалось, что игры моей мамы совсем не такие, как описано в музейных альбомах. Мне захотелось узнать, в какие игры играли все члены моей семьи, собрать семейные игры в альбом, научиться в них играть, научить своих друзей. Собранные материалы смогут дополнить экспозицию по литературному краеведению.
    Цель работы: Собрать у всех членов моей семьи воспоминания об играх и оформить альбом «Игры моей семьи».

    Задачи:

    1. Изучить правила проведения опроса.

    2. Изучить правила заполнения паспорта информатора.

    3. Записать правила организации игр, в которые в детстве играли члены моей семьи.

    4. Оформить альбом и передать его в школьный музей.


    Содержание

    Введение……………………………………………………………………………2

    Игры моей прабабушки Веры…………………………………………………….4

    Игры моей бабушки Тани…………………………………………………………5

    Игры моего дедушки Володи……………………………………………………..13

    Игры моей бабушки Нины……………………………………………………….15

    Игры моего дедушки Вовы……………………………………………………….19

    Игры моей мамы Марины…………………………………………………………22

    Игры моего папы Саши……………………………………………………………28

    Мои игры……………………………………………………………………….…32

    Заключение………………………………………………………………………….36


    Игры моей прабабушки Веры
    Паспорт информатора

    1. Ф.И.О.- Щепина Вера Семёновна (прабабушка по линии папы)

    2. год рождения – 1928

    3. образование – 5 классов

    4. место работы – пенсионерка

    5. дата записи – ноябрь 2018 год

    6. место записи – с. Новопокровское ул. Советская


    «Детство моё прошло в деревне Овсяновское Ветлужского района. В деревне на тот момент было 7 домов и школа. Мы всегда играли группой ребят из 8 человек. Игр я уже и не помню, запомнилась только одна игра. Про неё я тебе и расскажу.




    «Чикало – бегало»

    Для этой игры выбирается водящий. Чтобы выбрать водящего, нужно было подготовить, соответствующее игрокам, число палочек, одна из которых была короткая, а остальные длинные. Тот, кому достанется короткая палочка, становится водящим. Дальше чертили круг. Все игроки, кроме водящего, вставали в круг. У водящего был мяч. Он мячом должен был попасть в одного из тех, кто находится в кругу. Если он попадает, то тот игрок, в которого попали, должен был взять мяч и, не выходя из круга, попасть в ответ в водящего. Если он попадает, то у него добавляется жизнь, а если нет - то убывает (жизней у игроков было только две).

    Игра продолжалась пока не будут выбиты все игроки».
    Игры моей бабушки Тани
    Паспорт информатора

    1. Ф.И.О. – Щепина Татьяна Борисовна (бабушка по линии папы)

    2. год рождения – 1953 год

    3. образование – среднеспециальное

    4. профессия – зоотехник – организатор

    5. место работы – пенсионерка

    6. дата записи – ноябрь 2018

    7. место записи – с. Новопокровское ул. Ленинская д. 12





    «В наше время кукол не было, приходилось делать их самим. Занятие это было очень интересное и увлекательное. Куклы делались из разных ненужных тряпок. Затем рисовалось им лицо, и начиналась игра.
    Давай я тебе покажу процесс создания куклы.



    Сначала скатывали тряпку в жгут.



    Получился вот такой жгут.


    Затем его завязывали ниткой или резинкой, чтобы он не раскрутился.




    Это получилось туловище.


    Берём платок, чтобы украсить нашей будущей кукле голову.



    Начинаем украшать.

    Следующее, что мы делаем, это заворачиваем нашу куклу в пелёнку.



    Вот как это происходит.



    У меня всё готово! Держи».


    Вот какая получилась кукла! Такой и я поиграю, ведь больше таких кукол ни у кого нет, но я могу теперь научить их делать.
    «Чапай»
    Игра в «Чапая» заключалась в том, что участники игры брали по две палки. На одну палку они садились и скакали на ней как - будто на коне, а другой палкой размахивали как мечом, изображая военные действия, стараясь попасть, шутя, друг по другу. Игра продолжалась пока мы в неё не наиграемся!

    «Классики»




    5


    6



    3


    4



    1



    2
    Чертится игровое поле

    Вот так оно выглядит. В этой игре нужно было прыгнуть на число и выпрыгнуть с игрового поля обратно (прыгали в порядке счёта). Тот, кто не допрыгнет обратно или наступит на границы игрового поля, проигрывает. Сначала прыгают на двух ногах, затем на одной ноге.


    «Подкидной»
    Выбирается водящий по считалке:

    Вышел месяц из тумана,
    Вынул ножик из кармана,

    Буду резать, буду бить,
    Все равно тебе водить.

    Затем, когда водящий выбран, все ребята вставали в круг. Водящий вставал в центр круга, у него в руках был мяч. Он подкидывал мяч вверх и выкрикивал имя одного из игроков. Этот человек, чьё имя было названо, должен поймать мяч в воздухе кинуть в одного из игроков. А игроки в то время, пока он ловит мяч, разбегаются. Тот в кого попадает мяч, становится водящим.
    «Землерез»
    Собирались игроки от 2 до 4 человек. По считалке:

    Раз, два, три, четыре, пять,
    Мы собрались поиграть.
    К нам сорока прилетела
    И тебе водить велела,

    выбирали того, кто будет первым отрезать землю. Для этой игры нужно было начертить круг и взять ножик. Игроки по по очереди кидали ножик в землю, если ножик втыкался, то игроки отрезали в кругу кусок земли. Игра продолжалась пока кто-нибудь не завладеет всей землёй.
    Игры моего дедушки Володи
    Паспорт информатора

    1. Ф.И.О. – Щепин Владимир Серафимович (дедушка по линии папы)

    2. год рождения – 1952 год;

    3. образование –полное среднее;

    4. профессия –

    5. место работы – председатель СПК «Новопокровский»;

    6. дата записи – ноябрь 2018 год;

    7. место записи – с. Новопокровское ул. Ленинская д. 12.



    « Из своего детства мне запомнилось, как мы с друзьями бегали в лес и строили там избушки – домики. Там мы часто собирались и весело проводили время

    «Ёлки»

    Сидя в избушке, рассказывая разные истории, ждали, когда же начнётся сильный ветер. Как дождёшься, бежишь скорее к высоким ёлкам и стараешься залазить на самую верхушку, как можно выше (каждый из ребят залазил на свою ёлку). На ёлке тебя качает из стороны в сторону, нужно было держаться как можно крепче. Выигрывал тот, кто дольше продержится на ёлке.

    « Заборики »
    Заборы раньше были из жердей от кола до кола. Мы с ребятами вставали на жерди, каждый со своей стороны, и бежали к колу. Кто быстрее добежит до кола, тот и выигрывает.

    В эту игру мы играли на щелбаны. Тот кто выигрывал, тот и раздавал всем проигравшим щелбаны.

    « Наездники »
    Ребята становились в пары. Один из игроков этой пары был побольше, а другой поменьше. Тот, кто был побольше и посильнее становился «лошадью» и сажал себе на спину «всадника», т. е. игрока поменьше комплекцией.

    Игра заключалась в том, что лошади, с сидящими на них всадниками, скакали друг на друга. Всадник должен был скинуть другого всадника с лошади.

    Побеждал тот, кто оставался на коне.
    Игры моей бабушки Нины
    Паспорт информатора


    1. Ф.И.О. – Исакова Нина Владимировна (бабушка по линии мамы);

    2. год рождения – 1959 год;

    3. образование – среднеспециальное;

    4. профессия – токарь;

    5. место работы – пенсионер – инвалид;

    6. дата записи – ноябрь 2018 год;

    7. место записи – с. Новопокровское ул. Советская д. 4 кв. 5.


    «Я родилась в деревне Митюшино Ветлужского района Горьковской области. Когда мне было 9 месяцев, моя семья переехала на постоянное место жительства в деревню Черемиска Ветлужского района Горьковской области.

    Деревня была длинная, в 2 ряда. Посредине деревни протекала река Черемиска. На моей памяти в деревне было 17 домов, конюшня, ферма (телятник), амбары, в которых хранилось зерно.

    В каждой семье в среднем было по 5 детей. В моей семье тоже было 5 детей. Все мальчики и я одна девочка. Моего возраста детей в деревне оставалось 8 человек, все остальные были уже взрослые и разъехались учиться. Из тех, кто остался, девочкой была одна я, поэтому с мальчишками и своими братьями мы часто играли в футбол. Я всегда стояла на воротах.



    «Лапта»

    Для начала выбирался вода, вот по какой считалке:

    На златом крыльце сидели:
    Царь, царевич,
    Король, королевич,
    Сапожник, портной…
    Кто ты будешь такой?
    Говори поскорей,
    Не задерживай
    Добрых и честных людей!

    Затем чертились две черты на расстоянии 4-5 метра друг от друга. Одни игроки стояли на одной черте, а водящий с ещё одним игроком, у которого была палка – бита, стояли на другой черте.

    У водящего в руках был мяч. Он подкидывал мяч вверх, а игрок с битой должен был отбить его в другую сторону, чем дальше, тем лучше. Пока водящий бежит за мячом, игроки должны перебежать к той черте, где стоял водящий. А водящий должен быстро сбегать за мячом и постараться попасть в одного из игроков, пока тот не успел добежать до черты. Тот, кого выбили, становится водящим, если же этого сделать не получилось, тот же самый водящий опять водит.
    «Подкидыш»

    Игроки чертят круги, в которые потом будут перебегать. Выбирается водящий по считалке:

    Аты-баты, шли солдаты,
    Аты-баты, на базар.
    Аты-баты, что купили?
    Аты-баты, самовар.
    Аты-баты, он какой?
    Аты-баты, золотой.

    Аты-баты сколько стоит?
    Аты-баты, три рубля.
    Аты-баты, кто выходит?
    Аты-баты, это я.

    Водящий стоит в центре игрового поля с мячом. Мяч подкидывается вверх и кричится имя одного из игроков. Этот игрок должен поймать мяч и кинуть его в одного из игроков, пока тот не успел перебежать из одного круга в другой. Если водящий попадает, то становится игроком, а то игрок – водящим.

    «Зубари»
    В этой игре кидали складенчик (ножик) в землю по очереди. Сначала с четырёх пальцев руки, затем с двух, потом с одного пальца. Затем с живота , а потом с кончика носа. Ножик должен был воткнуться в землю. Тот, у кого больше всех попаданий – втыканий побеждает. А тот, у кого меньше всего попаданий проигрывает. Для проигравшего ножик забивается в землю. Для этого по рукоядке ножика ударялось палочкой столько раз, сколько неудачных попыток втыкания ножика в землю было совершено. Затем проигравший игрок должен был достать ножик из земли зубами.

    «Пестики»

    В эту игру играли в основном вдвоем и на щелбаны.

    Собирались «пестики» от травы мать – мачеха по 10 штук каждый. Один из игроков держит в руке свой пестик, а другой должен ударить своим пестиком по пестику соперника так, чтобы «головка» пестика соперника отпала. И так каждый по очереди.

    Выигрывал тот, у кого оставалось большее количество неповреждённых пестиков. И этот игрок давал щелбаны другому игроку ровно столько раз, сколько пестиков у него осталось.

    Игры моего дедушки Вовы
    Паспорт информатора

    1. Ф.И.О. – Исаков Владимир Александрович (мой дедушка по линии мамы);

    2. год рождения – 1959 год;

    3. образование – среднеспециальное;

    4. профессия – егерь;

    5. место работы – ИП Щепин С.В.;

    6. дата записи – ноябрь 2018 год;

    7. место записи – с. Новопокровское ул. Советская д. 4 кв. 2.

    «Родился в деревне Красные Пруды Ветлужского района Горьковской области. В моей семье было трое детей, я средний.

    На моей памяти в деревне было 18 домов, школа, магазин, коровник, два телятника.

    Детей в деревне было много, где – нибудь человек 25. Все мы жили дружно и часто играли на улице.



    «Супрятки»
    Для этой игры выбирался водящий по считалке:

    Раз, два, три, четыре, пять,
    Будем в супрятки играть.
    Небо, звезды, луг, цветы –
    Ты пойди-ка поводи!

    Вода вставал в заранее обговоренное место и закрывал глаза. Все остальные игроки разбегались и прятались в разные места, а вода в это время говорит слова:

    Бубенчики, бубенчики,
    Летели голубенчики
    По утренней росе,
    По зеленой полосе.
    Сели на сарай.
    Беги, догоняй!

    Пока вода говорит эти слова, все должны успеть спрятаться. После этих слов он начинает искать всех игроков. Кого первым найдёт, тот и будет следующим водой.
    «Пастух и стадо»

    Прежде всего выбирается вода (пастух) по считалке:

    Ахи, ахи, ахи, ох,
    Маша сеяла горох.
    Уродился он густой,
    Мы помчимся, ты постой!

    Затем намечают место, где будет овчарня. Пастуху завязывают глаза платком или шарфом. Все остальные игроки бегут в овчарню.

    Пастух подходит к игрокам и говорит:

    - Овечки, овечки, вот я и пришел!

    Выходит один из игроков (овечка) и ударяет слегка ладошкой пастуха по плечу и спрашивает:

    - Пастух, пастух, сколько мне даёшь шагов?

    Пастух называет число от 3 до 10 и овечка идёт в любую сторону столько шагов, сколько ей сказал пастух и при этом громко их отсчитывает. Там где число заканчивается игрок встает.

    Так к пастуху подходят все овечки по очереди и спрашивают, сколько шагов им идти.

    Затем пастух спрашивает:

    - Где мое стадо?
    тут все игроки отвечают:

    - Бя! Бя! Бя!

    Тогда пастух идёт на их голоса, а овечки молчат, пастух пытается кого – нибудь найти. Когда найдёт спрашивает:

    - Овечка, овечка, ты кто?

    А овечка не называет своего имени, только бекает. Поэтому беканью пастух должен угадать кто это. Если угадал, то тот игрок становится пастухом и игра начинается с начала. А если не угадал, то кто – нибудь из игроков уводит его обратно в овчарню, а сам встает на своё место. Пастух же опять начинает искать и угадывать.
    «Чехарда»

    Все играющие делились на две команды. По считалке определяли, кто кого будет вести. Одна команда выстраивалась следующим образом: первый игрок наклонялся, второй брал его за талию сзади и тоже наклонялся, следом вся команда. Игроки с другой команды с разбегу запрыгивали все на первую команду. Первый должен был прыгнуть дальше всех, чтобы всем хватило места. Если все удачно сели, команда извозчиков несла, не размыкаясь, до условленного места. Потом менялись ролями. Обычно все падали, получалась настоящая «чехарда».

    Игры моей мамы Марины

    Паспорт информатора



    1. Ф.И.О. – Щепина Марина Владимировна (моя мама);

    2. год рождения – 1987 год;

    3. образование – высшее;

    4. специальность – экономист управленец;

    5. место работы – смотритель музея МКУК Новопокровский ДК;

    6. дата записи – ноябрь 2013 год;

    7. место записи – с. Новопокровское ул. Ленинская д. 4 кв. 5.


    « Я родилась в селе Новопокровском Ветлужского района Нижегородской области. Село у нас в те года занимало по населению третье место в районе. Велись новостройки такие как: школа , детский сад, столовая и другие. Село жило и расцветало!

    Детей в селе было много, но играли мы ребятами со своей улицы. Нас было 6 человек. Собирались поиграть мы в основном около нашего дома потому, что около нашего дома стояла качель и площадка перед домом для игр была шире, чем у остальных домов на нашей улице.

    Мы играли всегда очень весело и дружно!
    «Двенадцать палочек»
    Игроки собирались все вместе, и выбирался вода вот по какой считалке:
    Ехала машина темным лесом
    За каким-то интересом.
    Инте-инте-интерес,
    Выходи на букву "эс".

    Ещё для этой игры нужно было приготовить бревнышко и дощечку (сделать и них «качельку») и 12 палочек. На один конец качельки ложатся палочки, а с другой стороны она остается пустой. Один из игроков ударяет по пустому краю качельки так, чтобы палочки разлетелись в разные стороны. Вода начинает собирать все палочки, а все остальные игроки прячутся.

    Когда все палочки собраны, водящий идет искать игроков. Игра продолжается пока не будут найдены все игроки.

    Участники игры иногда обговаривали ещё одно правило: когда часть игроков уже найдена то, кто-то из спрятавшихся игроков незаметно для водящего может подбежать к качельке и снова ударить по ней, чтобы палочки разлетелись, при этом выкрикнув имя водящего. Тогда все игроки, которые уже были найдены, могут заново бежать прятаться, а водящий заново собирает палочки и начинает искать игроков.
    «У медведя во бору»

    В этой игре нужно по считалке выбрать медведя, т. е. водящего. Считалка:

    Бегают вокруг маслёнки
    Симпатичные девчонки.
    Раз, два, три -
    Догонять их будешь ты!

    Медведь выбран. Он уходит к себе в берлогу, садится и делает вид, что заснул. Все остальные игроки – ребята идут к медведю в лес за «грибами» и «ягодами», делая при этом вид, что приседают и собирают их в корзинку. При этом поют песню:

    У медведя во бору

    Грибы, ягоды беру.

    А медведь не спит,

    Всё на нас глядит.

    Он нас увидал

    И за нами побежал!

    После этих слов медведь просыпается, потягивается и может обратно сделать вид, что уснул. Тогда ребята, снова поют песню и подходят всё ближе. (Некоторые, самые смелые ребята, могут подбежать к медведю и тихонько толкнуть его ладошкой). Медведь просыпается и догоняет одного из игроков.

    Если не догнал, то возвращается на место в свою берлогу, а если же догнал, то тот игрок становится медведем.
    «Колечко – колечко»

    Играющие сидят в шеренгу, держат руки впереди себя лодочкой. Выбирается один ведущий. В руках к него лежит колечко. Ведущий подходит к ребятам и каждому как будто кладет колечко в руки. При этом говорит:

    - Вот сейчас я пойду

    И колечко положу.

    Вы колечко зажимайте,

    Ни кому не отдавайте.

    Одному из ребят ведущий незаметно кладет колечко, а потом отходит и говорит:

    -Колечко, колечко выйди на крылечко!

    Тот, у кого окажется колечко, должен выбежать. А остальные игроки должны постараться узнать игрока с колечком и удержать его, пока он ещё не встал.

    Если он успевает выбежать, то становится ведущим, а если нет, то тот ведущий начинает заново.
    «Море волнуется раз»
    В этой игре выбирается ведущий. Мы использовали вот какую считалку:

    Ежик, ежик, чудачок,
    Сшил колючий пиджачок.
    Встал в кружок и ну считать-
    Нам водилку выбирать!

    Ведущий говорит вот какие слова:

    - Море волнуется раз,

    Море волнуется два,

    Море волнуется три,

    Морская фигура на месте замри!

    В это время, пока он говорит слова все игроки как бы покачиваясь на волнах придумывают разные позы. Как только ведущий сказал «замри», все замирают как «статуи» и не шевелятся. В это время ведущий ходит и осматривает все «статуи», он должен заметить не двигается ли кто – нибудь.

    Если какая – либо статуя пошевелилась, и ведущий это заметил, то тот игрок становится ведущим.
    «Дочки матери»

    Это была одна из любимых игр среди меня и моих подружек. Смысл игры заключался в том, что мы брали кукол и наряжали их в пеленки, распашонки и всякую другую одежду. Наши куклы были нашими дочками, которых мы кормили, заплетали, водили (по игрушечному) в садик, катали на колясках, качали на качелях и ухаживали за ними как мамы за нами.

    В дочки матери мы могли играть часами или даже целый день.
    «Ляпки»

    По считалке выбирался вода, считалка была такая:


    Раз, два, три, четыре, пять –
    Будем в прятки мы играть!
    Ты гордиться погоди,
    А пойди-ка, поводи!

    Вода стоял на месте, а все игроки разбегались в разные стороны. Затем вода должен был догнать кого – нибудь и ляпнуть, т. е. задеть ладошкой, при этом быстро сказать:

    - Ляп, ляп без переляп!

    Это означало, что игрок , которого только что ляпнули, не должен сразу же в ответ ляпнуть игрока, который был водой. Он должен догнать кого-то другого. Ведь он теперь становился водой.

    «Гуси – гуси»

    В эту игру мы играли в садике. Здесь нужно было выбрать волка, который за тем будет ловить гусей, и хозяйку гусей. Хозяйкой в нашем случае всегда была воспитательница. Все остальные игроки это гуси.

    Хозяйка с гусями уходит в одну сторону, а волк - в другую. Между домом хозяйки и волком находится чисто поле. Оно очерчено границами со стороны волка и хозяйки.

    Хозяйка говорит:

    - Гуси, гусеньки, пора

    В чисто поле со двора!

    Как она это скажет, все гуси отправляются гулять, бегать в чисто поле.

    Затем хозяйка ведёт диалог с гусями:

    - Гуси, гуси!

    - Га – га – га.

    - Есть хотите?

    - Да, да, да.

    - Так летите же домой.

    - Нет, нет, нет.

    Серый волк под горой.

    Он зубы точит, нас съесть хочет.

    - Вы летите, как хотите,

    Только крылья берегите.

    После этих слов, гуси бегут к себе домой, а волк пытается их догнать. Тот, кого он догоняет, становится волком, и игра продолжается дальше с начала.

    «Человечек»

    В эту игру играют на улице. Мы на песке чертили «человечка». Вот как он выглядит:








    Нужно было проскакать на все числа, не наступив не на одну полоску, сначала на двух ногах, а затем на одной.

    Игры моего папы Саши

    Паспорт информатора

    1. Ф.И.О. – Щепин Александр Владимирович (мой папа);

    2. год рождения – 1988 год;

    3. образование – высшее;

    4. профессия – экономист;

    5. место работы - ИП Щепин С.В.;

    6. дата записи – ноябрь 2018;

    7. место записи – с. Новопокровское ул. Ленинская д. 4 кв. 5.



    « Я родился в селе Новопокровском Ветлужского района Нижегородской области. Все свое детство я проводил, в основном, на улице. Играли мы с детьми своей улицы. Нас было примерно 8 человек одного возраста. Играли всегда дружно и весело. У меня было весёлое и счастливое детство!
    «Тачки»

    Это одна из любимых игр моего детства. Так называемые «тачки» мы делали сами. Для этого нам было необходимо взять шестерёнку, черенок и изогнутую прочную проволоку. На один конец черенка насаживалась шестерёнка, а к другому концу приделывалась проволока. Всё наша «тачка» готова!

    Чтобы погонять на тачке, мы ждали дождей. Ведь после дождя на дорогах были большие лужи и грязь. Вот тогда мы с ребятами брали наши тачки и начинали гонять ими по лужам и месить грязь.

    Эта игра увлекала нас на долго, в неё мы могли играть часами.
    «Войнушка»
    В эту игру мы тоже играли по долгу. Для неё мы приготавливали, вырезанные из дерева, сабли и автоматы или пластмассовые игрушки (пистолеты, ружья и так далее), но деревянными игрушками нам нравилось играть намного больше.

    В этой игре мы изображали военные действия, играя то в спецназ, то в войну миров. Каждый из игроков прятался в какое – либо укрытие и с озвучкой стрелял из своего оружия в противников. Иногда мы перекатывались (прямо по земле) из укрытия в укрытие.

    В эту игру мы могли играть часами, пока не надоест, ведь нам она очень нравилась!

    «Утки – охотники»
    Для этой игры выбирались два охотника, все остальные были утками.

    Чертились две черты на растояниии 3 – 4 метров. Это были границы игрового поля, на которых располагались охотники. Утки находились внутри игрового поля. У охотников был мяч. Они должны были выбить этим мячом всех уток. Та утка, в которую попали охотники, выходила из игрового поля.

    Игра продолжалась пока не будут выбиты все утки.
    «Чай – чай выручай»
    Для этой игры нужно было выбрать водящего по такой считалке:

    Бубенчики, бубенчики,
    Летели голубенчики
    По утренней росе,
    По зеленой полосе.

    Сели на сарай
    Беги, догоняй!

    Водящий выбран! Все остальные игроки разбегаются в разные стороны, пока водящий считает до пяти. Водящий должен догнать игроков и ляпнуть их, т. е. задеть ладошкой. После того, как игрока ляпнули, он замирает как «статуя», а водящий бежит догонять остальных игроков.

    В это время игрок, который превратился в «статую», говорит:

    - Чай – чай выручай

    Чай – чай выручай…

    Кто – то из игроков может подбежать к «статуе» и ляпнуть его, как бы оживить «статую», т. е. «статуя» опять превращается в игрока и может заново убегать от водящего.

    Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не превратятся в «статуи».
    «Молчанка»
    В эту игру мы играли на щелбаны. Здесь говорилась вот какая неприятная присказка:

    Ехали цыгане,

    Кошку потеряли.

    Кошка сдохла,

    Хвост облез…

    Кто слово скажет,

    Тот её и съест.

    После этой присказки все замолкали и не должны были произносить ни звука. Но, чтобы кто – нибудь проиграл, некоторые игроки начинали смешить или легонько толкаться, пытаясь сделать так, что бы кто – нибудь из противников заговорил или захохотал. То, кто начинает разговаривать или смеяться, получает щелбаны. И игра начинается заново.
    «Собачка»
    В эту игру играют втроём. Двое игроков встают друг напротив друга на расстоянии примерно 2 – х метров. Третий игрок находится посередине между игроками, немного присев. Он и является «собачкой».

    Игроки перекидывают друг другу мяч, стараясь кинуть так, чтобы «собачка» его не поймала. А «собачка»же наоборот старается подпрыгнуть и схватить мяч. Если она его поймала, то тот игрок, с чьей стороны кидался мяч, становится «собачкой». А «собачка» - игроком.

    Играли в эту игру, пока всем не надоест.
    Мои игры

    Паспорт информатора

    1. Ф.И.О. – Щепина Ольга Александровна;

    2. год рождения – 2004 год;

    3. образование – ученица 3 класса;

    4. место учебы – МОУ Новопокровская СОШ;

    5. дата записи – ноябрь 2018 год;

    6. место записи – с. Новопокровское ул. Ленинская д. 4 кв. 5.


    «Я родилась в селе Новопокровском Ветлужского района Нижегородской области. На данный момент в селе детей немного. В школу ходят 42 ученика, а в детский сад – 20. все остальные жители села уже взрослые.

    В селе у нас 10 улиц, есть 3 магазина, школа, садик, дом культуры, музей. А также украшением нашего села являются три замечательных пруда. Они очень красивые и чистые. Летом мы в них всегда купаемся. Так же у нас есть детская площадка, на которой установлена горка – домик (очень высокая), резная беседка, три качели, песочница и поле для мини футбола.

    Летом мы часто собираемся на детской площадке и устраиваем там игры. Играем мы в основном ребятами начальной школы. Нас не много, но все мы дружные и всегда весело проводим время».

    «Холодно – горячо»

    Для этой игры выбирался ведущий, который будет прятать какой – либо предмет (заранее обговаривается, что это будет за предмет) этот предмет не должен быть слишком большим или объёмным. Когда водящий прячет, все остальные игроки отходят подальше и закрывают глаза. Ведущий спрятал и подбегает к игрокам.

    Игроки начинают искать этот предмет. Если они двигаются по направлению к предмету, то ведущий говорит тепло. Если игроки двигаются в другую сторону от предмета, ведущий говорит холодно. Это означает, что нужно сменить направление движения.

    Когда игроки всё ближе подходят к спрятанному предмету, ведущий говорит: «Тепло, теплее…». Когда же кто – нибудь заделся за предмет, ведущий говорит: «Горячо!».

    Тот, кто нашел предмет, становится ведущим.
    «Двенадцать записок»
    В эту игру можно играть и дома и на улице.

    Для того, чтобы начать игру нужно подготовить 12 чистых бумажек и ручку. Выбрать человека, который будет придумывать задания. Пока он придумывает задания и раскладывает их в соответствии с указаниями в записках, игроки находятся далеко от него. В каждой записке ведущий указывает место расположения следующей записки. Все записки прячутся в определённые места в соответствии записям, не прячется только первая записка. Она отдается в руки игрокам. Когда все записки спрятаны, зовутся игроки и начинается поиск записок.
    «Съедобное – несъедобное»

    Для этой игры выбирается ведущий, который будет кидать игрокам мяч и при этом называть что то съедобное, либо несъедобное. Например: мяч, мороженое, машина, сапоги, арбуз, клубника и так далее. Игроки же должны поймать мяч, если «получают» съедобное или откинуть мяч, если несъедобное.

    Тот кто ошибается становится ведущим.

    В эту игру мы играем как с ребятами, так и с родителями, и с бабушками, и с дедушками.

    «Садовник»

    Выбираем воду – «садовника», все остальные называют себя какими – либо цветами (не говоря вслух). Начинается диалог.

    Садовник:

    - Я садовником родился,

    Не на шутку рассердился.

    Все цветы мне надоели,

    Кроме Розы.

    Если кто-то загадал Розу, говорит (здесь ведётся диалог):

    Роза: - Ой!

    Садовник: - Что с тобой?

    Роза: - Влюблена!

    Садовник: - В кого?

    Роза: - В Василька!

    И всё повторяется снова, пока кто-нибудь не собьётся. В этом случае нарушитель отдаёт фант. После того, как наберётся много фантов, начинается их розыгрыш.

    «Жмурки»

    Для этой игры выбирается водящий (жмурка) по считалке:

    Ехал Лунтик на тележке,

    Раздавал он всем орешки.

    Кому два, кому три…

    Дирижером будешь ты!

    Жмурке завязывают глаза платком или шарфом. Игроки раскручивают его. Он начинает ходить расставив руки в стороны, пытаясь поймать одного из игроков. Игроки же перебегают с места на место и не разговаривают. Они должны хлопать в ладоши, чтобы жмурка знал, куда ему идти, и где приблизительно находятся игроки.

    Тот, кого ляпнули или поймали становится жмуркой. Игра начинается заново с новым водящим.

    «Водяной»

    Выбирается вода, в дальнейшем водяной. Он садится в центр игрового поля, с завязанными платком или шарфом глазами. Все игроки ходят вокруг водяного и приговаривают:

    - Водяной, водяной,

    Что сидишь ты под водой?

    Выгляни на чуточку,

    На одну минуточку!

    После этих слов водяной встает и подходит к одному из игроков. Он пытается узнать игрока, ощупывая его. Игрок в это время должен молчать. Если водяной узнаёт игрока, то тот игрок становится водяным. А если же нет, то его сажают обратно в центр игрового поля.

    Игроки во время приговора могут меняться одеждой, чтобы запутать водяного.

    «Слова»
    В эту игру играем дома в ненастную погоду с друзьями или иногда перед сном с родителями.

    Один из игроков загадывает слово. Другой игрок должен назвать новое слово, но уже не просто так, а слово должно начинаться на последнюю букву предыдущего слова. Например: сказали слово-фломастер. Слово заканчивается на букву «р», значит следующее слово будет начинаться с буквы «Р» например – ручка и так далее.

    Слова в этой игре слова не должны повторяться. Тот, кто ошибается или не знает больше слов, выходит из игры.

    «Угадай, кто ты»
    Выбирается игрок, который будет угадывать «кто он». Для этого он будет задавать остальным участникам вопросы. Например: «Это живое?» или «Это неживое?», «Это находится в доме?» и так далее. По таким вопросам он и должен угадать или понять «кто он».

    А участники игры могут на вопросы отвечать только «Да» или «Нет», смотря на то, какой ответ соответствует данному вопросу.

    Участники игры заранее договариваются о том, будет ли игрок держать карточку с названием «кто он» у себя на лбу или же участники просто в сторонке скажут друг другу загаданное слово.

    Как только игрок угадал, выбирается следующий представитель на угадывание. И так пока не надоест.

    «Замри»

    Эта игра очень сильно похожа на игру «Море волнуется раз», только в этой игре говорится:

    - Море волнуется раз,

    Море волнуется два,

    Море волнуется три,

    Морская фигура

    В виде ….. замри.

    Ведущий называет в виде кого нужно замереть игрокам. Это может быть зверь, насекомое или предмет. А участники должны это что-то изобразить.

    Тот участник, у кого, по мнению ведущего, больше всех похоже на заданное , выигрывает и становится ведущим. Игра начинается заново.

    «Снежинки»

    Каждому участнику игры выдается по «снежинке», т. е. по маленькому кусочку ваты. Участники разрыхляют свои снежинки и по сигналу «начали» запускают их в воздух и начинают дуть на них снизу, чтобы те как можно дольше удержались в воздухе. Побеждает самый ловкий.

    Заключение

    Цель работы по сбору игр в разных поколениях моей семьи достигнута. Я узнала много новых игр. Некоторые из них опасные, это игры моих дедушек, в эти игры я играть не буду. Большинство игр очень интересные, я с удовольствием буду в них играть с моими друзьями. Для этого во время школьных перемен я буду рассказывать правила новых-старых игр своим одноклассникам, мы будем играть в игры моих родителей, бабушек и дедушек.

    Мне очень понравился процесс изготовления куклы с бабушкой Таней, я очень люблю мою Настеньку (так я назвала куклу). Эта кукла дороже мне магазинных красавиц. В ней тепло бабушкиных рук, какая-то она особенная. Я играю с ней, пеленаю, укладываю спать. Я уже и сама сделала похожую куклу и научила делать кукол моих подруг.

    С бабушкой Ниной мы поиграли во все игры, которые она знает, было здорово! Бабушка даже помолодела!

    Я очень рада, что у нас в семье есть общее дело по сбору игр. Это увлекательное занятие. Каждый день кто-то вспоминает новую игру. В предстоящий семейный новогодний праздник мы обязательно все вместе будем играть. Особенно мне хочется посмотреть «ЧЕХАРДУ», почему-то при ее упоминании все смеются, наверное, это самая веселая игра.

    Собранные материалы я передам в школьный музей в раздел по литературному краеведению. Там собрано много народных игр, но, что удивительно, игр, которые описала я, там нет.

    Может быть, именно мой альбом станет основой деятельности областного проекта дворовой практики в нашем селе Новопокровском в 2020 году.



    написать администратору сайта