Импрессионизм в музыке и живописи (УМК Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой). Открытый урок по музыке в 5 классе _Импрессионизм в музыке и жив. Конспект открытого урока по музыке в 5 классе Тема "Импрессионизм в музыке и живописи" (умк е. Д. Критской и Г. П. Сергеевой) Техническое оснащение урока
Скачать 423.69 Kb.
|
Конспект открытого урока по музыке в 5 классе Тема "Импрессионизм в музыке и живописи" (УМК Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой) Техническое оснащение урока: Ноутбук, колонки, проектор, экран. Музыкальный материал: Инструментальная композиция La vie en rose (из репертуара Эдит Пиаф) ; Морис Равель "Игра воды", Клод Дебюсси "Лунный свет" Музыкальные инструменты: Треугольники, вудблоки, колокольчики, шейкер, маракасы, металлофон. Иллюстративный материал: Картины художников-импрессионистов. Цель урока: Раскрыть сущность импрессионизма как художественного стиля, особенности взаимодействия импрессионизма в музыке, живописи и поэзии. Задачи урока: Дидактические: 1. Дать знания о сущности направления импрессионизма в музыкальном, и изобразительном искусстве, его особенностях. Воспитательные: 1. Воспитать потребность общения с ней, желание слушать музыку; 2. Воспитать художественный, музыкальный, эстетический вкус; 3. Воспитать уважение к культуре другого народа. Развивающие: 1. Развить художественно-образное мышление, гибкость, оригинальность мышления, фантазию учащихся; 2. Развить у учащихся творческое воображение; 3. Развить музыкальное восприятие образцов музыки импрессионизма; 4. Развить эмоциональную сферу учащихся; 5. Развить навыки ритмической импровизации; 6. Развить навыки ритмического и имитационного ансамбля. Личностные УУД: Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальному и изобразительному, поэтическому искусству в процессе исполнения и восприятия произведения Познавательные УУД: Проявлять интерес к музыке, анализировать музыкальные образы, размышлять о музыке как о способе выражения духовных переживаний человека. Регулятивные УУД: Устанавливать связь музыки с поэзией и изобразительным искусством через картины и поэтические произведения; выстраивать работу в команде по решению поставленных задач; соотносить громкость звучания музыкальных инструментов и имитационных шумов при озвучивании картины. Коммуникативные УУД: участие в коллективном озвучивании картины через декламацию, игру на музыкальных инструментах и имитацию звуков природы. Тип урока: Урок-путешествие Вид урока: Урок получения новых знаний Использование образовательных технологий: Применение информационно- коммуникативных технологий (в ходе урока использован дидактический материал, представленный в виде иллюстрированного приложения в среде Power Point); Применение здоровьесберегающих технологий ( смена видов деятельности) Применение игровых технологий (театрализация действия) Применение групповых технологий (выполнение заданий в группах) Методы общедидактические по типу познавательной деятельности (И.Я.Лернер): метод проблемного обучения; частично-поисковый метод обучения. Методы музыкально-педагогические: метод размышления о музыке (Д.Б.Кабалевский, Э.Б.Абдуллин); метод озвучивания картины, поэтического текста, метод эмоциональной драматургии (Д.Б.Кабалевский, Э.Б.Абдуллин); метод сопереживания (Н.А.Ветлугина). 1.Организационный момент Доброе утро ребята! Ряда вас видеть в хорошем настроении. В начале урока предлагаю вспомнить нашу разминку "Фли-фла-фло" (Дети повторяют за учителем слоги, а затем слова и фразы на "непонятном" языке с разным ритмом и интонацией). Учитель: Фли - Дети: Фли Фли-фла - дети повторяют Фли-фла-фло - дети повторяют Кама-лама-камала-камала-кама-лама- виста -дети повторяют О-но-но-но-но ту виста - дети повторяют АЙ-ё-мама - дети повторяют Ш-ту виста - дети повторяют А теперь, чтобы окончательно проснуться и настроиться на работу предлагаю вашему вниманию ребус Посмотрим кто первый справится с заданием?! Конечно же это слово ВПЕЧАТЛЕНИЕ - Ребята, а вы можете вспомнить самое яркое впечатление от какого-либо события за время весенних каникул? Как вы считаете, а могут ли впечатления передаваться в музыке и изобразительном искусстве?А вот каким образом это происходит....будем разбираться сегодня на уроке. 2. Тема цель задачи Существует удивительное направление в искусстве, которое называется –импрессионизм – от французского – импресион – впечатление. В связи с этим, кто может обозначить тему нашего сегодняшнего урока? Согласна - "Импрессионизм а музыке и живописи" Какова же цель нашего урока? - Познакомиться с направлением импрессионизма в искусстве. - Что для этого мы будем делать, какие решать задачи? Познакомимся с творчеством композиторов импрессионистов, проанализируем особенности импрессионизма в музыке; Познакомимся с картинами выдающихся художников-импрессионистов, раскроем отличительные черты художественного направления; Используем полученные знания в практической творческой деятельности. 3.Импрессионизм в музыке Кто самый внимательный – обратил внимание на то, от какого слова произошло название направления импрессионизм? Играет музыка - на слайдах картины Франции Где мы находимся, в какое время? Конец 70-е годы 19 века, Франция, Париж А вот и он - Морис, знакомьтесь ребята, это выдающийся французский композитор, с творчеством которого нам предстоит еще не раз знакомиться на уроках музыки. Морис Равель – импрессионист, у нас есть удивительная возможность послушать как звучит одно из своих произведений. Работа в командах. Перед началом работы класс делится на три команды Первое задание: - Сейчас мы прослушаем произведение, и постараемся описать то впечатление, которое произвела на вас музыка. Каждая из команд представляет свое видение. Звучит "Игра воды" (название не произносится) Слушаем ответы команд. - Обратите внимание особенность импрессионизма в музыке– пейзажность – музыка рисует картины природы, передает впечатление композитора от увиденного. Здесь нет определенной мелодии, постоянного ритма, зато ярко представлено богатство тембров, динамических оттенков. Именно по этому, композиторов импрессионистов называют художниками, которые рисуют звуками! Второе задание: - Сейчас, предлагаю еще раз послушать пьесу Клода Дебюсси и придумать свое название для каждой группы Варианты детские : "Лесной ручеек", Утренняя роса", и пр. - Это произведение Морис Равель назвал "Игра воды". Посмотрите насколько близки вы оказались к авторскому названию музыкального произведения, а все потому, что музыка импрессионизма произвела на вас яркое впечатление, сразу нарисовала видимую картинку живой природы. 4.Импрессионизм в живописи Ну что же пора двигаться дальше. Перед вами несколько картин известных художников - импрессионистов. Первое задание по командам: - Сейчас вы внимательно смотрите на представленные на слайдах картины и пытаетесь найти 4 общих черты. Слушаем варианты команд, подытоживаем. Итак, все эти картины действительно объединяют: передача художником впечатления. общий эмоциональный фон; пейзажность; особая техника (манера исполнения) - чистыми мазками без смешивания красок на палитре. Молодцы, вы уловили и смогли сформулировать то, что отличает картины импрессионистов. В центре нашего внимания картина неповторимого художника- импрессиониста - Клода Моне "Туманное утро на Сене" - Какое впечатление производит на вас эта картина? Сейчас я предлагаю нашим командам выбрать себе роли и задания: Музыканты – подбор музыкальный инструментов для озвучивания картины. Звукорежиссеры – подбор звуков природы, которые могут звучать в картине. Шелест листьев - Пение птиц Стрекотание насекомых Кваканье лягушки Шум воды (прибой) Шепот ветра Поэты - Из шести предложенных стихотворных композиций выбрать наиболее подходящую. Работа с поэтическими образами. Проверка задания: - Музыканты, какие инструменты, вы выбрали и почему, аргументируйте свой выбор? - Звукорежиссеры, какие звуки вы будете использовать и почему? - Поэты, обоснуйте выбор вашего стихотворения. 5. "Озвучка" картины - Предлагаю соединить все ваши варианты в единый. Основой станет выбранное поэтами стихотворение Ивана Никитина "Утро". - Давайте подумаем, как выбранные нами звуки и музыкальные инструменты могут быт использованы? Иван Никитин Утро Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака. Легкий еле заметный шепот на звук Ш Белый пар по лугам расстилается. Легкий еле заметный шепот По зеркальной воде, по кудрям лозняка Легкий еле заметный шепот От зари алый свет разливается. Легкий еле заметный шепот Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг. Движения круговые ладошек - шелест листьев Чуть приметна тропинка росистая. Движения круговые ладошек Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг Движения круговые ладошек - усиление звука С листьев брызнет роса серебристая. Музыкальный эффект - ксилофон Потянул ветерок, воду морщит-рябит. усиливается шопот ветра - порывы Пронеслись утки с шумом и скрылися. Звукоподражение крыльям птиц, звуки уток удаляющиеся Далеко-далеко колокольчик звенит. Колокольчик Рыбаки в шалаше пробудилися, Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут… А восток всё горит-разгорается. Шелест листьев и шепот ветра, Звуки насекомых Птички солнышка ждут, птички песни поют, Пение птиц - постепенное усиление И стоит себе лес, улыбается.1 Озвучивание картины - пробуем по группам, затем соединяем. Группа поэтов построчно по одному ученику декламируют стихи, музыканты играют на выбранных музыкальных инструментах, звукорежиссеры имитируют звуки природы. Вывод: Вот это ВПЕЧАТЛение! Мы с вами сделали слышимым то, что звучало в этой картине изначально, нам осталось лишь придать этим звукам громкость. Пришло время подвести итоги урока. Заключение - Итак, сегодня мы говорили с вами о таком направлении в искусстве как? - ИПРЕССИОНИЗМ - Удалось ли нам достигнуть цели - узнать об импрессионизме в музыке и живописи? Что мы для этого делали? - Слушали и анализировали музыку, картины, импрессионистов, выделили основные характерные черты импрессионизма, создавали звуковое оформление картины. Как я говорила, импрессионизму свойственна особая техника нанесения чистых тонов. Перед вами Белая доска. Ваша задача – с помощью самоклеющихся листков - мазков кистью одного цвета, создать картину - впечатление от урока. Каждый по очереди подходит и вносит свою лепту… По-моему, у нас отлично получилось. Предлагаю сфотографироваться на память с вашим произведением. Спасибо за прекрасный урок! До скоро встречи! Хронометраж урока
Список литературы: 1. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская Уроки музыки 5-6 классы. Пособие для учителя. М., "Просвещение" 2011 год. 2. Музыка в школе. Методическое пособие для учителей. Минск, 2006. 3. Три века русской поэзии. М., 1968. 1 Три века русской поэзии. М., 1968 г. - 237 с. |