Главная страница
Навигация по странице:

  • Теоретический материал для углублённого изучения

  • дубровский композиция. Конспект урока Композиция романа Дубровский


    Скачать 16.61 Kb.
    НазваниеКонспект урока Композиция романа Дубровский
    Дата06.04.2022
    Размер16.61 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файладубровский композиция.docx
    ТипКонспект
    #448700

    Конспект урока Композиция романа «Дубровский»

    Мы помним, что произведение Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» по жанру – роман. Это многосложное произведение, где много действующих лиц и разветвлённый сюжет.

    В романе «Дубровский» несколько сюжетных линий: история взаимоотношений соседей-помещиков; история любви Марии Кириловны и Владимира Дубровского; взаимоотношения крестьян и дворян; месть Владимира Дубровского и т. д. Переплетение этих сюжетных линий позволяет выделить основной конфликт – неравенство героев перед законом, их правовое бессилие.Пушкинский роман – маленький по объёму, но интересный по композиции. Композиция – построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов. Вспомним элементы композиции:

    1. Экспозиция – начало.

    2. Завязка – развитие действия.

    3. Кульминация – острый, напряжённый момент произведения.

    4. Развязка – окончание произведения.

    Композиция пушкинского романа такова.

    Экспозиция – история дружбы помещиков Кирилы Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского, живших по соседству и приятельствующих много лет.

    Завязка – случай, произошедший на псарне Троекурова, привёл к ссоре друзей. Дерзкая шутка холопа разрушила многолетнюю дружбу.

    Конфликт разрастается. Чтобы наказать бедного, но гордого соседа, Троекуров использует связи и незаконно овладевает имением бывшего приятеля.

    Протест против несправедливого решения перерастает в бунт, и крепостные сжигают Кистенёвку, чтобы не досталась алчному и своенравному Троекурову.

    Кульминация – наивысшая точка напряжения конфликта – показана в эпизоде, когда Дубровский-Дефорж признаётся Марье Кириловне в том, что он и есть разбойник.

    Повествование подходит к финалу, где должна наступить развязка. Главный герой потерял всё: отца, дом, любимую. Действительно, Дубровский строил планы мести, но, увидев Машу, полюбил её, и сердце его смирилось: «Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения как от безумства». Больше ничего его здесь не держит, и он покидает лагерь разбойников.

    Какова дальнейшая судьба благородного разбойника Владимира Дубровского? Кто-то утверждал, что Дубровский-младший уехал за границу, а другие приписывали ему происходящие грабежи. Знаем ли мы наверняка, что произошло с главным героем повествования? Как вы думаете, с какой целью Пушкин не рассказывает о дальнейшей жизни героя? Автор хочет, чтобы читатель самостоятельно домыслил концовку романа. Именно поэтому развязка как элемент композиции произведения в романе отсутствует.

    Этот авторский приём называется открытым финалом.

    Исследователи творчества Пушкина обнаружили черновики с набросками плана третьей части романа «Дубровский»: «Жизнь М. К. Смерть кн. Верей<ского>. Вдова. Англичанин. – Игроки. Свидание – Полицмейстер – Развязка» Исследователи толкуют авторский замысел так: после смерти Верейского Владимир возвращается в Россию, чтобы воссоединиться с Марией. Возможно, он притворяется англичанином. Однако на Дубровского поступает донос, связанный с его разбойничеством, появляется полицмейстер. Это только предположения, потому что написать продолжение Пушкину так и не удалось.

    Андрей Платонов, русский писатель, считает, что «у Пушкина окончания произведений похожи на морские горизонты: достигнув их, опять видишь перед собою бесконечное пространство, ограниченное лишь мнимой чертою…».

    Теоретический материал для углублённого изучения

    Действие романа «Дубровский» развивается сначала последовательно – до девятой главы, а потом автор использует приём возвращения в прошлое, то есть ретроспективу.

    В восьмой главе появляется новый герой – учитель Дефорж. Чтобы объяснить читателю, как Владимир Дубровский стал Дефоржем, А. С. Пушкину понадобилось возвращаться назад, именно поэтому автор использовал приём ретроспективы.

    Такая композиция – возвращение в прошлое – служит для привлечения читательского интереса к важному моменту в произведении.


    написать администратору сайта