Главная страница

Островский Бесприданница. Урок литературы 10 класс на тему _А.Островский _Бесприданница_. Конспект урока литературы 10 класс Тема урока А. Островский Бесприданница


Скачать 48.08 Kb.
НазваниеКонспект урока литературы 10 класс Тема урока А. Островский Бесприданница
АнкорОстровский Бесприданница
Дата07.11.2022
Размер48.08 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаУрок литературы 10 класс на тему _А.Островский _Бесприданница_.docx
ТипКонспект
#773754

Конспект урока литературы 10 класс

Тема урока: А.Островский «Бесприданница»

Цели урока: Дать общее представление о драме, вызвать к ней интерес учащихся к произведению; помочь учащимся определить суть основного конфликта пьесы; отметить характерные черты главных героев;

воспитывать стремление быть по-настоящему нравственным, воспитанным, образованным человеком, умеющим видеть личность в другом человеке;

Планируемые результаты:

Предметные: знать содержание литературного произведения;

анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Метапредметные: П: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, анализировать, использовать информацию, полученную из разных источников.

Р: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения; самостоятельно организовывать собственную деятельность.

К: формировать готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор
Оборудование: презентация , романсы, афиша, цилиндр, трость, шаль, гитара, шляпа
Организационная структура урока:

«В такой пьесе, как «Бесприданница», подкупает не только мысль художника - мысль нравственная и гуманная. В ней сама глубь жизни, желание, постичь ее загадку, коснуться… доброго и дурного в людях».

В. Лакшин

Я считаю «Бесприданницу» одной

из лучших драм Островского,

главный смысл которой –

в столкновении любви и цинизма,

проблеме по сути вечной…

Э.Рязанов

I. Организационный момент.

- Ребята, я рада видеть вас на моем уроке. Надеюсь, что сегодня мы снова сделаем открытие, а для этого нам понадобиться хорошее настроение, доверие, желание делиться своими мыслями, чувствами. У нас необычный урок: сегодня много гостей, на уроке - ученики 11 класса. Я желаю вам успеха.

II. Определение темы урока.

- Тему урока вам помогут определить предметы, которые лежат на столе, романс, который вы сейчас услышите (на столе: гитара, шляпа, шаль, цилиндр..)

- А теперь давайте обратимся к эпиграфам урока и определим тему.

(А.Островский «Бесприданница»)

III. Постановка учебной цели (задач).

- Ребята, согласитесь со мной, что за один урок очень сложно глубоко, вдумчиво изучить одно произведение.

Поэтому вы заранее не только внимательно прочитали пьесу, но и подготовили индивидуальные задания. Я вас прошу, исходя из вашего задания, определить учебную задачу.

(ученики могут поставить такие задачи)

- Узнать историю создания пьесы «Бесприданница»

- Через проект «Афиша» познакомиться с действующими лицами пьесы Островского «Бесприданница»

- Осмыслить содержание пьесы, конфликт, идею

- Через прием «поргужение в образы» охарактеризовать главных действующих лиц

- Узнать, когда была ли экранизирована пьеса «Бесприданница»?

- Проанализировать темы итогового сочинения по литературе ( направления 2019 года), подобрать те, для которых мы можем использовать для пьесу «Бесприданница» для аргументации

- Обратиться к тексту ….

IV. Открытие новых знаний.

  1. Литературоведы.

История создания пьесы «Бесприданница»( узнать историю создания пьесы „Бесприданница”)

- (ОЛЯ) Перенесемся мысленно в Щелыково, где работает драматург над пьесой «Бесприданница». О чем он думает в тиши кабинета? Почему именно сейчас, когда ушла из жизни преданно любящая его женщина, обращается он к теме любви? Были ли сказаны те слова? Или сердце болело оттого, что опоздал их произнести? Что хотел сказать нам Островский? И не в этом ли секрет пьесы, который предстоит разгадать будущим поколениям?

А газеты того времени наперебой: «Как измельчал талант нашего первого драматурга!» «Островский пережил свой талант!»

Но почему так трогает эта «неудавшаяся пьеса», почему не отпускает, заставляет думать? В чем же ее тайна?

Подойдем к раскрытию этой тайны с самого начала, с истории создания.

Друг Островского, актер М.И. Писарев, передавал рассказ самого драматурга о первоначальном сюжете пьесы под названием «Бесприданница»: «На Волге старуха с 3 дочерьми. 2 разухабистые, и лошадьми править, и на охоту. Мать их очень любит, и им - приданное. Младшая - тихая, задумчивая, бесприданница. Два человека влюблены. Один деревенский житель, домосед, веселиться, так веселиться, все удается у него. Читает «апостола», ходит на охоту. Другой нахватался верхушек, но пустой. Живет в Питере, летом в деревне, фразер. Девушка в него влюбилась, драма». Судя по этой записи, перед нами первые подступы к сюжету, который определился окончательно лишь к ноябрю 1874 года.

(Ирина) Есть и другая версия.

Материалом для «Бесприданницы» послужило судебное дело - убийство молодой женщины на почве ревности, разбиравшееся в Кинешме в бытность Островского мировым судьей. Драматург «внимательно изучил это дело, беседовал с целым рядом лиц, причастных к нему».

Художественная реализация сюжета растянулась на долгие годы.

1 октября 1876 года Островский сообщал Ф.А. Бурдину из Шлыкова: «Все мое внимание и все мои силы устремлены на следующую большую пьесу, которая задумана больше года тому назад и над которой я беспрерывно работал. Я думаю кончить ее в этом же году и постараюсь отделать самым тщательным образом, потому что это будет сороковое мое оригинальное произведение».

Однако прошло еще два года напряженного творческого труда, прежде чем 17 октября 1878 года Островский на беловом автографе «Бесприданницы» с чувством облегчения и творческого торжества сделал надпись: «Ария 40», а в письме к начальнику репертуарской части петербургских театров П.С. Федорову сообщил: «Этой пьесой начинается новый сорт моих произведений».

В октябре 1878 года Островский возвращается из Щелыкова в Москву и по принятой традиции поверяет свою очередную драму на суд избранной публики посредством литературных чтений. На сей раз они проходят с редким для драматурга успехом.

3 ноября 1878 года он сообщает Ф.А. Бурдину: «Пьесу свою я уже читал в Москве пять раз, в числе слушателей были враждебные лица и враждебно расположенные ко мне, и все единогласно признали «Бесприданницу» лучшим из всех моих произведений».

Через месяц состоялись премьеры «Бесприданницы» в Малом театре и в Александринском театре в Петербурге. Еще два месяца спустя она была опубликована в первом номере «Отечественных записок» за 1879 год.

Конфликт пьесы – столкновение доверчивой и честной девушки Ларисы Огудаловой с миром холодных дельцов, с миром, в котором все продается и покупается. В основе драмы – социальная тема: Лариса – бесприданница, этим и определяется ее трагическая судьба.

Таким образом, основная  идея драмы состоит в том, что в обществе, где торжествуют дельцы-хищники, подобные миллионеру Кнурову, не могут жить, «проявить себя» честные и порядочные люди; их достоинство растоптано, гордость уязвлена. «Быть сознающей себя личностью и не иметь возможности проявить ее  – таково то трагическое положение, в котором оказывался человек, лишенный материальной обеспеченности» 

Четверо героев – мужчины (Кнуров, Паратов, Вожеватов, Карандышев) – претендуют на внимание и общество Ларисы Дмитриевны Огудаловой. О ней говорят и ею восхищаются, но Человека в ней не видят. Для бряхимовских богачей она – развлечение, удобный случай потешить тщеславие, удовлетворить свое любопытство. «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека… Они смотрят на вас, как на вещь», – бросает оскорбительные (но верные) слова Ларисе Карандышев. Лариса: «Вещь!.. Да, вещь… Они правы, я вещь, а не человек!» Это слова измученной женщины, но это и отчаянный протест против лживого и циничного общества.

2.Художник

Таня Пилипчук готовила афишу к пьесе „Бесприданница”.

Бесприданница - в старое время: бедная девушка, не имеющая приданного (Ожегов)

(Я изобразила на афише берег Волги, свобода, пространство, воля, но… там … вдалеке. А на берегу сидит Лариса пытается вырваться из мира, где ей здесь душно, темно.(перечитать главные действующие лица)

О многом говорит и смысл имен персонажей, здесь Островский продолжает традиции «говорящих» фамилий и имен: Харита – Харита Игнатьевна Огудалова (греч. харис-изящество, прелесть, красота. Харитами величали цыганок из хора; кнур – кабан, Паратов (прил. паратый - бойкий, сильный, дюжий усердный, ражий)

Вожеватов (вожеватый народ - развязный, беспардонный) Юлий Капитонович Карандышев (Юлий - имя знаменитого римского императора Цезаря;

Капитон (лат. капитос - голова; Карандышев (карандыш - неподросток, коротышка, человек с непомерными ничем не обоснованными претензиями).

Лариса – в переводе с греческого – белая чайка. У всех персонажей указаны фамилии, и только Лариса названа по имени. Потому что «огудать» - обмануть, эта фамилия так подходит к ее матери, но только не к ней. Поэтому перед нами просто Лариса - белая чайка, живущая не по законам мира, ее окружающего, а по своим собственным, какие диктует ей сердце. Она парит над миром, как птица, ищет свободы и любви. Поэтому она смотрит на чайку, парящую в небе.

Почему я изобразила ее на другой стороне Паратова? Потому что она действительно его любила, была готова пойти за ним на край света, бросить все. Но он предал, деньги для него важнее. Эта решетка отделяет ее от мира торгашей А Лариса сидит и думает о своей несчастной жизни, ведь за этой решеткой - пропасть…)
3.Актеры (погружение в образ)

Мать Ларисы (Аня)

Харита Игнатьевна

- Здравствуйте, господа, как я рада принимать вас, я - Харита Игнатьевна Огудалова.

Семья обеднела и занимает теперь двусмысленное положение. Для меня показное благородство и роскошь – необходимость, чтобы удачно выдать замуж дочь. Кнуров и Вожеватов говорят обо мне, что я «бойкая», «проворная», т.к. из всего стремлюсь извлечь выгоду. С богатыми людьми - льстива и хитра. Этому же учу дочь. Ведь сегодня без хитрости не проживёшь. Да я не скрываю, что забочусь лишь о выгодном замужестве, отыскиваю покровителей дочери, насмехаюсь над ее порывами поселиться в Заболотье. Я не совсем не понимаю Ларису, не одобряю её решения выйти замуж за Карандышева. Что это за блажь: её стремление уехать в деревню, сыграть скромную свадьбу.

Мне не стыдно просить у Кнурова деньги, а накануне свадьбы дать своё согласие на предложение богатого купца быть содержателем Ларисы, в том случае, если она уйдёт от Карандышева. Что тут такого? “Без хитрости не проживешь” - вот мой девиз в жизни. После побега Ларисы из дома я все думала: “Догонять мне ее или нет? Нет, зачем! Что бы там ни было, все-таки кругом нее люди… А здесь хоть и бросить. Так потеря не велика”.

Образ Паратова.- Влад

- Господа, позвольте представиться, меня зовут Сергей Сергеевич Паратов. Я молод, красив, одеваюсь с шиком. Скажу честно: у меня душа русского человека: идеал уживается с безобразием. Я привлекаю цыган, ямщиков, трактирных слуг. Готов поставить на карту не только свою, но и чужую жизнь. Вспомним, например, случай с кавказским офицером. Да, он отличный стрелок, но не каждый бы решился на отчаянный шаг: я стрелял в монету, которую держала Лариса. Я умею красиво ухаживать, говорить комплементы и слова любви. Я нравлюсь женщинам, и это знаю и этим пользуюсь. Вот собираюсь продать «Ласточку», жаль, что делать. Люблю жить на широкую ногу.

При общении с людьми держусь на уровне , соответствующем статусу «блистательного барина». Я ошибаюсь, грешу и сам себя прощаю. Я противоречив, привлекательность моя - в пороках. Размах и расточительность у меня во всем: деньгах, чувствах, материальных и духовных затратах. Это не может оставить равнодушным никого: у мужчин я вызываю зависть, желание подражать; у женщин - восхищение. «С кем вы равняетесь? Возможно ли такое ослепление! Сергей Сергеич… Это идеал мужчины». Так говорит обо мне Лариса, она не желает замечать того, чего я сам и не скрываю: своей губительной сути. Люди для меня – лишь игрушки, хотя я веду себя с ними довольно хорошо. Когда я однажды проплывал мимо острова, то решил взять человека, который там оказался, взял его, как игрушку, не стал брать обоих людей, потому что мне нужен был актер Робинзон , который развлекал бы его в дальнейшем путешествии. Такой же игрушкой стала для меня и Лариса.

Я приучен к успеху, привык брать в жизни все лучшее и не обременять себя соображением цены, хотя бы и в виде ответственности за судьбу тех, «кого приручил». Мой жизненный принцип: «… найду выгоду, так все продам…» . Простите, господа, но золотые прииски для меня дороже.
Образ Ларисы (романс? фрагмент фильма) Настя
- Здравствуйте, господа, меня зовут Лариса Дмитриевна. Я красива, говорят, что хорошо пою.У маменьки нет денег, и она старается поскорее выдать меня замуж. Все ищет мне лучшую партию. Сколько женихов в доме перебывало? Стыдно сказать! Я не хочу судьбы своих сестер, я хочу любить и быть любимой. Да, я не умею прятать от других свои чувства, в разговоре открыта и прямолинейна, всегда имею свое мнение. Для меня дом – это тихий уголок, о котором она пока только мечтает, место, в котором она сможет укрыться от людей, наслаждаться природой, петь. “Я ослепла, я все чувства потеряла, да и рада. Давно уж точно во сне вижу, что кругом меня происходит. Нет, уехать надо. Вырваться отсюда”. “Бежала б я отсюда, куда глаза глядят”. “Скоро и лето пройдет, а я хочу гулять по лесам, собирать ягоды и грибы”. “Я по крайней мере душой отдохну”. “Для меня после той жизни, которую я здесь испытала. Всякий тихий уголок покажется раем”.мне приходиться слушать маменьку: улыбаться, петь романсы. Кнуров и Вожеватов – предлагают мне содержание. А Карандышев - положение честной замужней женщины и унылое существование. Паратов хочет с шиком провести последние дни холостяцкой свободы. Я очень люблю его, а я для него - просто сильное увлечение. Кто не увлекался? Такова его философия. А я ведь полностью доверилась своему избраннику и готова была следовать за ним хоть на край света. Но для окружающих – я вещь …. Ну уж если быть вещью, так одно утешение – быть дорогой, очень дорогой».(звучит романс «Любовь- обманная страна»)

5. Работа с текстом (индивидуально)

- Ребята, а что вы можете сказать о Карандышеве? (поработайте с текстом произведения)

(«Он давно у них в доме вертится, года три. Гнать не гнали, а и почету большого не было. Когда перемежка случалась, никого из богатых женихов в виду не было, так и его придерживали, слегка приглашивали, чтоб не совсем пусто было в доме. А как, бывало, набежит какой-нибудь богатенький, так просто жалость было смотреть на Карандышева: и не говорят с ним, и не смотрят на него. А он-то, в углу сидя, разные роли разыгрывает, дикие взгляды бросает, отчаянным прикидывается. Раз застрелиться хотел, да не вышло ничего, только насмешил всех. А то вот потеха-то: был у них как-то, еще при Паратове, костюмированный вечер; так Карандышев оделся разбойником, взял в руки топор и бросал на всех зверские взгляды, особенно на Сергея Сергеича».

В следующий момент мы уже лично знакомимся с героями.

Работа с текстом:

6.Беседа:

- Можно ли увидеть в первом действии взаимоотношения Ларисы и Карандышева? Похожи ли они на влюбленных? (нет) Почему?

- Можем ли мы сделать вывод, что Лариса до сих пор любит Паратова? Докажите.

- Как принимают приглашение Карандышева, Мокий Парменыч и Василий Данилыч? ( без особого желания, снисходительно-равнодушно)

7. Работа в парах

- Какова жизненная позиция Кнурова, Вожеватого, и Паратова? Проанализируйте таблицу с цитатами, которые принадлежат этим героям, определите, кому принадлежат эти слова и сделайте вывод.(таблица без фамилий)

Кнуров

Вожеватов

Паратов

«Значительное лицо города»

- Да, с деньгами можно дела делать. Хорошо тому… у кого денег много. Найдите таких людей, которые посулят вам десятки тысяч даром, а тогда и браните меня.

- Если скажу: орел, так проиграю, орел, конечно, вы.

«Значительное лицо города»

- За удовольствие надо платить, они даром не даются…»

- Я знаю, что такое купеческое слов.

- Что я обещал, то и исполню: для меня слово - закон, что сказано, то свято.

- Всякому товару цена есть.

«Блистательный барин»

- Я человек с правилами, брак для меня дело священное.

- Я сам такой же бурлак.

- Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно.

- У меня правило: никому ничего не прощать…

- Ведь я чуть было не женился на Ларисе - вот бы людей насмешил.

- Господа, я имею слабость к артистам.

Вывод:

Учитель: Итак, мы видим, что купцы пореформенной России далеко отличались от бородатых купцов-самодуров. Многие из дельцов последнего времени изучали финансовое дело, знают тайны банковских операций. В отличие от замоскворецких первонакопителей, он изучают европейский опыт обогащения. Не случайно Кнуров, бывая в Бряхимове, по преимуществу молчит: нет интересных собеседников. Разговаривать он ездит за границу, иногда в Петербург или Москву. Чтобы быть в курсе дела, владельцы приисков, пароходов, фабрик посещают промышленные выставки в Париже, читают европейские газеты, ищут общества дипломатов. Есть среди них ценители искусства.

- В чем, например, обаяние Кнурова и Вожеватова?

(Держаться с достоинством, способы ценить красоту, искренне ценить красоту, искренне восхищаться талантом).

- Что скрывалось под внешним лоском «цивилизованных», «европеизированных» дельцов?

(В основе поступков послереформенных буржуа, по размаху своей деятельности, методами накопления, образу жизни, внешнему лоску так непохожи на дореформенных бородатых купцов, лежал все тот же хищнический закон: «К себе, к одному себе»).

Вывод: эти люди никогда не отказываются от своих желаний, жестоки в достижении цели
- Найдите художественные детали в тексте, подтверждающие мысль о том, что финал неизбежен. (Выстрел, звучащий во время приезда Паратова в город Бряхимов, роковые случайности в семье Огудаловых, рассказ Вожеватова о Карандышеве на костюмированном вечере: “оделся разбойником, взял в руки топор и бросал на всех зверские взгляды” и т. д. Вывод о том, что деталь играет важную роль в тексте: предвещает трагическую развязку).
- Давайте обратимся к финалу произведения стр.104-108 с момента объяснения Ларисы и Паратова (показ фрагмента)

……

- Кто виноват в смерти Ларисы?

(Мать, Паратов, Карандышев…все виноваты).

8. «Кинокритики»(Кристина)

Драма драмы Островского «Бесприданница» была экранизирована Эльдаром Рязановым, был снят художественный фильм «Жестокий романс». Премьера драмы «Жестокий романс» состоялась 23 ноября 1984 года. ), третья советская экранизация этого произведения. Главную роль сыграла Лариса Гузеева, для которой этот фильм стал дебютом в кино.

В роли Паратова – Никита Михалков. В 1985 году фильм «Жестокий романс» стал обладателем «Золотого павлина» – гран-при фестиваля «Дели-85» в Индии. В сентябре 1985 года лента представляла Советский Союз на Международном кинофестивале в Торонто (Канада). В том же году по результатам опроса журнала «Советский экран» картина была признана лучшим фильмом года, а Никита Михалков – лучшим актером года. В 2014 году исполнилось 30 лет со дня премьеры фильма, но до сих пор не смолкают споры о том, насколько удачна экранизация пьесы А.Н. Островского. Кинодраматург, публицистаи историк Андрея Малинкина говорил : «Возвращаясь к Рязанову, не могу не признаться в одном: после первого просмотра “Жестокого романса” единственным желанием стало побыстрее вернуться домой, взять с полки Островского и снова, более внимательно перечитать “Бесприданницу”, стараясь не упустить ни малейшей детали, ни малейшей интонации, оставшихся, быть может, ранее незамеченными. И за то огромное спасибо режиссеру, ибо я почти уверен, что сам того не подозревая, он практически вынудил всех нас (зрителей) вернуться (или обратиться впервые) к своим книжным полкам, к своей истории, к своей национальной гордости и достоянию. За что низкий ему поклон и благодарность»
9. «Писатели»


  • Как вы понимаете выражение «неразделенная любовь»?

  • Согласны ли вы с утверждением: "У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что его любят. Стало быть, в этом счастье»?

  • Почему важно уметь контролировать свои эмоции во взаимоотношениях с противоположным полом?

  • Когда любовь не приносит радости и удовлетворения?

  • Какие нравственные нормы регулируют отношения между мужчиной и женщиной?

V. Рефлексия.

1.Синквейн

Бесприданница

Влюбленная, несчастная, открытая

Мучается, страдает, бежит

Ну уж если быть вещью, так одно утешение – быть дорогой, очень дорогой»

Смерть-освобождение
Подведение итогов.

В «Бесприданнице» Островский приходит к раскрытию сложных, психологически многозвучных человеческих характеров и жизненных конфликтов. Основная идея «Бесприданницы» состоит в утверждении того, что в обществе властвует бессердечный «чистоган», превращающий неимущего – в одержимого ненасытной жаждой наживы, обогащения. Быть сознающей себя личностью и не иметь возможности проявить ее – таково то трагическое положение, в которых оказывался в этих условиях человек, лишенный материальной обеспеченности. Здесь торжествуют «идолы», подобные миллионеру Кнурову, с их цинизмом, волчьей хваткой, и гинут, вступая в неравную борьбу, честные люди. Справедливо высказывание А.И. Ревякина, что «для сюжетов своих пьес Островский избирал не мелкие бытовые факты и события, а наиболее значительные, типичные, общеинтересные, способные трогать миллионы людей из самых разнообразных общественных слоев».

2.Лист взаимооценки (анализ)

VI. Домашнее задание

1.Стр.учебника (…)

2.Посмотреть фильм Э.Рязанова «Жестокий романс», определить, как в фильме смещаются акценты и меняется трактовка образов героев. 
Домашнее задание мини – сочинение

  1. Что привлекает меня в образе Ларисы Огудаловой.

  2. Осуждаю я или оправдываю Ларису Огудалову?



Лист оценки

критерии

литературоведы

художники

актеры

кинокритики

писатели

Определение учебной задачи (0-5баллов)
















Выступление: грамотность речи, развернутость ответа)

(0-5 баллов)
















Ответы на поставленные вопросы (знание текста) (0-5 баллов)
















Активность на уроке (0-5 баллов)


















Литературоведы






Художник






Писатели







Актеры




Кинокритик










«Значительное лицо города»

- Да, с деньгами можно дела делать. Хорошо тому… у кого денег много. Найдите таких людей, которые посулят вам десятки тысяч даром, а тогда и браните меня.

- Если скажу: орел, так проиграю, орел, конечно, вы.

«Значительное лицо города»

- За удовольствие надо платить, они даром не даются…»

- Я знаю, что такое купеческое слов.

- Что я обещал, то и исполню: для меня слово - закон, что сказано, то свято.

- Всякому товару цена есть.

«Блистательный барин»

- Я человек с правилами, брак для меня дело священное.

- Я сам такой же бурлак.

- Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно.

- У меня правило: никому ничего не прощать…

- Ведь я чуть было не женился на Ларисе - вот бы людей насмешил.

- Господа, я имею слабость к артистам.

Конфликт пьесы – столкновение доверчивой и честной девушки Ларисы Огудаловой с миром холодных дельцов, с миром, в котором все продается и покупается. В основе драмы – социальная тема: Лариса – бесприданница, этим и определяется ее трагическая судьба.

Таким образом, основная  идея драмы состоит в том, что в обществе, где торжествуют дельцы-хищники, подобные миллионеру Кнурову, не могут жить, «проявить себя» честные и порядочные люди; их достоинство растоптано, гордость уязвлена. «Быть сознающей себя личностью и не иметь возможности проявить ее  – таково то трагическое положение, в котором оказывался человек, лишенный материальной обеспеченности» 

Четверо героев – мужчины (Кнуров, Паратов, Вожеватов, Карандышев) – претендуют на внимание и общество Ларисы Дмитриевны Огудаловой. О ней говорят и ею восхищаются, но Человека в ней не видят. Для бряхимовских богачей она – развлечение, удобный случай потешить тщеславие, удовлетворить свое любопытство. «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека… Они смотрят на вас, как на вещь», – бросает оскорбительные (но верные) слова Ларисе Карандышев. Лариса: «Вещь!.. Да, вещь… Они правы, я вещь, а не человек!» Это слова измученной женщины, но это и отчаянный протест против лживого и циничного общества.


написать администратору сайта