Недоросль Фонвизин 8 класс. Конспект урока по литературе _Д.И.Фонвизин _Недоросль_ 8 класс. Конспект урока по литературе в 8 классе Д. И. Фонвизин. КомедияНедоросль
Скачать 26.87 Kb.
|
Учитель русского языка и литературы Мухитдинова Дилноза Рустамовна. Конспект урока по литературе в 8 классе «Д.И.Фонвизин.Комедия«Недоросль». Цели урока: Обучающая - знакомство с жанром комедии; выявление конфликта, на котором строится действие в пьесе, его причин, связи с эпохой; рассмотрение комедии с позиций канонов классицизма и отступления от них. Развивающая - создание условий для формирования умений и навыков аналитического характера; в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию Воспитательная - воспитание стремления быть по-настоящему нравственным, воспитанным, образованным человеком, умеющим видеть и ценить личность в другом человеке; формирование потребности жить по закону. Тип урока: Урок формирования новых знаний. Основной метод: аналитическая беседа с элементами проблемного поиска Формы: коллективная , индивидуальная. Технологии: сотрудничества “педагог- учитель”. Оборудование: Портрет Д. И. Фонвизина, тексты комедии “Недоросль”, рабочие тетради по литературе, Оформление доски: запись темы урока, эпиграф: Сатира - это " не невинное зубоскальство весёленьких остроумцев, а гроза духа, оскорбленного позором общества". В. Г. Белинский. портрет писателя, проблемы, словарь к теме, конфликты комедии. Ход урока Организационный момент. Проверка домашнего задания. Чтение стихотворения Г. Р. Державина «Памятник» наизусть. 3.Краткие сведения о Д.И.Фонвизине. Выступление учащегося (заранее выдано задание) Д. И. Фонвизин (1745-1792) родился в богатой дворянской семье, образование получил в Московском университете, учился в университетской гимназии, а в 1761-1762 гг.-на философском факультете. Сначала писал сатирические произведения, затем занялся переводами. Он рано увлекся театром. Впервые попал на представление в возрасте 14 лет и вспоминал об этом как о чуде: Действия, произведенные во мне театром, почти описать невозможно». Будущий драматург рано проявил живое воображение, сердечную отзывчивость, ироничность, юмор: «Острые слова мои носились по Москве, как они были для многих язвительны, то обиженные оглашали меня злым и опасным мальчишкою»… В 1762 году Фонвизин переехал в Петербург и поступил в Коллегию иностранных дел переводчиком. С 1763 г. по 1769 г он служил под началом кабинет-министра И. П. Елагина, который отвечал за работу с жалобами, что позволило ему близко познакомиться с двором Екатерины Второй.. Первое оригинальное произведение-сатирическая басня «Лисица-казнодей», затем-первая комедия, которая пользовалась шумным успехом. Комедия «Недоросль» была завершена в 1782 году. «…театр был наполнен, и публика аплодировала пьесе метанием кошельков». Выступление учащегося (заранее выдано задание)-записи в тетрадях. САТИ́РА-обличающая, бичующая ирония Драма - род литературных произведений , построенных в форме диалога без авторской речи и предназначенных для исполнения на сцене8 произведения подобного рода , серьёзного, но не героического содержания ( в отличие от комедии и трагедии). Ремарка — пояснение автора в тексте пьесы ( обычно в скобках) , связанное с обстановкой действия, поступками героев, интонацией, мимикой и т. д. Недоросль - молодые люди, которые не получили достаточного образования и не могли быть допущены (не доросли) до службы. После появления комедии стали называть нерадивых подростков, юношей. Слово учителя: По сюжету и по названию «Недоросль» - пьеса о том, как дурно и неправильно обучали молодого дворянина, вырастив его «недорослем». Проблема воспитания - центральная в произведениях эпохи Просвещения. Но Фонвизин намного расширил саму постановку этой проблемы: речь здесь идет о воспитании в самом широком смысле слова. Митрофан - тот самый недоросль, о котором говорит название пьесы. История его воспитания объясняет, откуда берется страшный мир Скотининых и Простаковых. 4.Работа над проблематикой пьесы. Какими сатирическими приемами пользуется Фонвизин, изображая помещиков? (Записи в тетрадях) 1. «Говорящие» фамилии и имена; 2. Умышленное преувеличение отрицательных черт. Черта-доминанта Как называется этот прием? /гипербола/ 3. Самохарактеристики (саморазоблачительность и обличительность); 4. «Зоологизация»; 5. Ремарки Так какая же главная проблема поставлена уже в 1 действии? 1. Критика самодержавно-крепостной действительности. 2. Трагизм судьбы простого человека. Вторая проблема. Гибнет будущее России - молодое поколение, уродливо воспитанные митрофаны, которые станут тормозом для духовного и культурного развития России. Третья проблема. Консерватизму старого поколения Фонвизин противопоставляет образы передовых людей. Всех персонажей комедии можно четко разделить на два лагеря: герои идеологи - положительные герои, изображенные схематично, традиционно, в соответствии с правилами классицизма, и отрицательные или второстепенные бытовые герои, в изображении которых проявилось новаторство Фонвизина. Из комедии известно, каково происхождение и условия воспитания бытовых героев: рассказывает о своей семье Простакова, мы знаем, почему остался неученым Скотинин, а «воспитание» и обучение Митрофанушки напрямую изображено в пьесе. Воспитание героев-идеологов же остается неизвестным: мы не знаем, в какой среде воспитывалась Софья, что сделало Милона идеальным офицером и т.д. Бытовые герои в комедии постоянно находятся в движении: на сцене происходят драки Митрофана и Скотинина, Простаковой и Скотинина, сама Простакова говорит: «То бранюсь, то дерусь» (II, 5) и т.д. Бытовые герои почти не совершают поступков, их действия - это слова. 1. Назовите положительных героев. /Софья, Милон, Правдин, Стародум/. Обратите внимание на «говорящие» фамилии и имена. 2. Какую свежую струю вносят эти герои в темный невежественный мир Скотининых? 3. Какие же мечты , в отличие от Скотининых , у передовых людей? Милон - "Разум , любезность, просвещенность". Стародум – ‘’Душа и сердце". Правдин -‘’ Правда во всем’’. Создавая свою комедию, Фонвизин надеялся на то, что придет время, когда передовая молодежь будет считать позором бездеятельную жизнь: "Дворянин считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела , есть люди, которым помогать надо, есть Отечество, которому служить. " И в результате этого Россия станет образованной, духовно богатой, ибо ценность нации должна определяться делами её народа. Вот и еще 1 проблема - желание видеть Россию образованной, духовно богатой, не преклоняющейся перед другими государствами. 5.Закрепление нового материала. - В каком веке создана эта комедия? (В 18 веке) - К какому литературному течению она имеет непосредственное отношение?( классицизм) - Назовите черты классицизма как литературного направления, которые встретились в пьесе. (воспитательная направленность литературы, писатель стремился воздействовать на разум человека, чтобы исправить пороки общества, четкое их разделение на положительных и отрицательных, комедия носит поучающий характер, проповедует гражданский долг, «говорящие фамилии» героев). - К какому роду литературы относится это произведение? К какому жанру? В иерархии жанров комедия относится к низким, которые считались второстепенными. Какова была цель низких жанров? (осмеять, обличить пороки человека и общества в целом). - Какие правила соблюдались при написании пьесы в строгих рамках классицизма? Следует ли им Фонвизин в комедии «Недоросль»? ( Состоит из 5 актов, события происходят в течение суток, в одном месте, не отвлекаясь на побочные сюжетные линии, место действия - имение Простаковых, действие начинается утром и заканчивается утром следующего дня, действие подчинено одной главной идее – необходимости воспитания достойного, честного, добронравного гражданина). - Итак, можно сделать вывод: Фонвизин следует традициям классицизма, свою бессмертную комедию он написал в соответствии с основными правилами этого литературного направления 5.Вывод по уроку: Речевые характеристики, которыми наделяет Фонвизин своих героев, отличается необычайной меткостью, точностью, лаконизмом, афористичностью, индивидуальностью, богатством языка. Речь героев выдает их суть, их взгляды, намерения, желания. Всё это говорит о высоком мастерстве Фонвизина-драматурга. Следование традициям не отменяет стремления к новому. Мастерство и талант писателя и состоят в том, что он вносит новое в устоявшееся, традиционное. В основном соблюдая деление героев на положительных и отрицательных, Фонвизин все же неоднозначно изображает некоторых из них. Если Стародум, Правдин, Софья, Милон безусловно положительны, то учителей Митрофана вряд ли можно уверенно отнести к положительным или отрицательным персонажам. А Еремеевна? Раба или любящая недоросля нянька? Новаторство Фонвизина проявилось и в метком языке комедии, в блестящих речевых характеристиках. Прогрессивной была и идея устройства общества по законам добра и справедливости Урок подошёл к концу.Спасибо. Ребята, прочтите комедию до конца. На следующем уроке будет проведена исследовательская работа в таблицах. 6.Домашнее задание: Чтение комедии до конца, характеристика персонажей. 7.Подведение итогов урока, оценивание |