Главная страница

хрущев. отстранение от власти хрущева было неизбежно. Контроль партийного аппарата за деятельностью художественной интеллигенции не ослабел. Плохо разбирающийся в вопросах культуры Н. С. Хрущев считал возможным учить писателей, художников как им работать


Скачать 18 Kb.
НазваниеКонтроль партийного аппарата за деятельностью художественной интеллигенции не ослабел. Плохо разбирающийся в вопросах культуры Н. С. Хрущев считал возможным учить писателей, художников как им работать
Анкорхрущев
Дата11.10.2022
Размер18 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаотстранение от власти хрущева было неизбежно.docx
ТипДокументы
#728646

А2. Жесточайший контроль партийного аппарата за деятельностью творческой интеллигенции

Несмотря на активное разоблачение «культа личности», самим государством, основополагающие принципы тоталитарного режима и всеохватной цензуры остались нетронутыми. Как могут сказать наши оппоненты о том, что писателям были дозволены некоторые вольности, но все равно время от времени проводились литературные погромы, которые все возвращали на круги своя. Заглянем в название периода Хрущева. Даже в самом же слове «оттепель» таилась некая двусмысленность, т.е. оттепель - это еще не тепло, после оттепели могут быть и заморозки. Как уже было отмечено, основными поворотными вехами «оттепели» стали XX и XXII съезды КПСС, именно эти съезды породили эйфорию в интеллигентской среде и надежды на кардинальные перемены. 

Контроль партийного аппарата за деятельностью художественной интеллигенции не ослабел. Плохо разбирающийся в вопросах культуры Н. С. Хрущев считал возможным учить писателей, художников как им работать. Ставить свои вкусы на государственный уровень.

Писатели - «шестидесятники» верили в необратимость «десталинизации». Однако на их призывы отменить постановления по идеологическим вопросам 1946- 1948 гг. партийное руководство ответило достаточно жесткими заявлениями о приверженности курсу «социалистического реализма». Систематически подвергались критике за «идеологическую сомнительность» или «формализм» такие писатели и поэты, как А.А. Вознесенский, Д.А. Гранин, В.Д. Дудинцев, С.И. Кирсанов. Из Союза писателей за роман «Доктор Живаго» был исключен Б.Л. Пастернак.

В 1962-1963 гг. состоялось несколько встреч Н.С.Хрущева с представителями творческой интеллигенции. На одной из них Никита Сергеевич заявил: «В вопросах искусства я сталинист». Эта афористическая фраза как нельзя лучше подчеркивала неизменность государственного контроля над искусством.

Стоит отметить, что по-прежнему выход в свет книги, премьеры спектакля или фильма сильно зависели от большого числа цензурных инстанций. Попытки некоторых деятелей искусства осмыслить отдельные эпизоды революции и гражданской войны с нравственно-эстетических позиций, или правдиво рассказать о 30 - 40-х годах, о жизни деревни, натыкались на «штыки» цензуры.

(Таким образом, были отправлены «на полку» или выпущены в ограниченном количестве копий такие фильмы, как «Застава Ильича» М. Хуциева, «Интервенция» Г. Полоки, «Андрей Рублев», «Сталкер», «Зеркало» А. Тарковского, «Цвет граната» С. Параджанова и др. С трудом и скандалами пробивались к зрителю спектакли А. Эфроса, Ю. Любимова. Запрещались и закрывались выставки художников-нонконформистов - О. Рабина, Э. Булатова, И. Кабакова, и др. А в 1966 г. состоялся процесс над писателями Ю. Даниэлем и А. Синявским. Будущий лауреат Нобелевской премии поэт И. Бродский был осужден за тунеядство.)

Одним из знаковых примеров новых идеологических гонений и травли творческих деятелей стало «дело Б.Л. Пастернака». Причиной этой ситуации стал большой роман писателя «Доктор Живаго», который он закончил в 1955г. В своем романе, Пастернак повествует о судьбе интеллигента-врача в годы революции и гражданской войны. 

Это стало поводом травли и в результате против Пастернака была развернута широкая кампанию по осуждению его предательского поведения, несовместимого со званием советского писателя. В итоге государственных гонений и травли Пастернак отказался от Нобелевской премии и написал «покаянные» письма в ЦК КПСС и лично Хрущеву, которые были опубликованы в «Правде».

Эта ситуация продемонстрировала интеллигенции, что она должна была приспособиться к существующим порядкам и служить им. А те, кто был не согласен с ними, в конце концов были вынуждены покинуть страну. Вскоре и образовывается диссидентское движение.

Проблема творческой свободы остро стояла не только перед писателями, но и представителями других направлений культуры. На самом деле в годы «оттепели», положение художника в обществе было противоречиво. Так выставка в манеже. В 1962 г. после просмотра работ неофициальных художников на выставке в Манеже Хрущев высказал, что «это» творчество чуждо советскому народу, и предложил художникам задуматься над этим, понять свои заблуждения и работать для народа. Писателям же Хрущев предложил осторожнее обращаться к теме сталинизма. В одном из выступлений Н.С.Хрущев пояснял, что было бы хорошо, если бы каждый деятель искусства должен научиться понимать, что его творчество служит для укрепления, а не ослабления позиции коммунизма. По его словам, каждое произведение несет «идеологическую вахту» и должно служить интересам партии и народа.С одной стороны - высокие гонорары, льготы, официальные почести, премии и звания, с другой, - крайняя степень творческой несвободы, обязанность писать книги, музыку, картины на продиктованные властью темы, ставить спектакли и снимать фильмы на условиях партии. Условия, пагубные для таланта и благоприятные для расцвета ремесленничества и конъюнктуры, отсюда огромное количество безликой, посредственной литературы, полупустые залы театров.

А1. Хрущев считал творческую интеллигенцию лишь идеологическим орудием воспитания советского народа.

Никита Сергеевич прямо указывал на направления активности творческой интеллигенции: «Нашему народу нужны произведения литературы, живописи, музыки, отражающие пафос труда, понятные народу». Определял Хрущев и стиль творчества - социалистический реализм, который, по его мнению, обеспечивал неограниченные возможности для создания таких произведений.

Те, кто отступал от такой линии партии, определенной Хрущевым, объявлялись носителями ошибочных и вредных взглядов и настроений, которые не зная жизни, не обладая необходимым политическим опытом, умением видеть главное и определяющее в жизни цепляются за недостатки и ошибки тех или иных работников, сваливают без разбора и осмысления все в одну кучу, запугивают себя и пытаются пугать других.

Хрущев подверг критике журнал «Новый мир», книгу В. Дудинцева «Не хлебом единым» и слащавые, приторные фильмы «Незабываемый 1919 год» и «Кубанские казаки». Н.С. Хрущев не был поборником «свободы творчества», он выступал за контроль над культурной жизнью страны. Но в отличие от сталинского контроля, он должен был выражаться не в форме репрессий творческой интеллигенции, а в форме критики ошибочных и вредных произведений. А иногда даже с инакомыслящими стали расправляться изощреннее, чем раньше: их сажали в психбольницы, весьма похожие на тюрьмы. Грязную работу для партии – признавать нормальных людей сумасшедшими – делали врачи-психиатры из Института им. Сербского в Москве. Для «диагноза» врачи использовали определение «вялотекущая шизофрения» или «комплекс реформаторства».

Хрущев считал, что со стороны партии и государства должно осуществляться руководство творческим процессом. Литература и искусство, должны исправлять ошибки, допущенные в период культа личности, но под указаниями партии и только. Это свидетельствует о том, что и Хрущеву были не чужды идеологические издержки, которые были сформированы в нем в годы, когда у руля власти в СССР стоял вождь всех народов. А следовательно и недовольства Хрущевым среди творческой интеллигенции.

Поэтому мы считаем, что отстранение от власти Хрущева было неизбежно и закономерно.


написать администратору сайта