Главная страница
Навигация по странице:

  • Практическое задание 1 1. Что такое мировоззрение Дайте письменное определение.

  • 2. Заполните таблицу: Вид мировоззрения Его специфика

  • Практическое задание 2 1. Заполните таблицу краткими сведениями об античных философах: Философ Годы / время жизни Взгляды (кратко)

  • 2. Распределите имена известных вам философов Нового времени по трем направлениям: Сенсуализм Рационализм Эмпиризм

  • Практическое задание 3 1. Каковы этапы развития философских представлений о материи Заполните следующую таблицу: Название этапа Время Специфика

  • Практическое задание 4 1. Что такое личность и индивидуальность

  • 2. В чем специфика различных способов познания Способ познания Специфика

  • Практическое задание по философии. Контрольная по дисциплине"Основы философии"


    Скачать 172.07 Kb.
    НазваниеКонтрольная по дисциплине"Основы философии"
    АнкорПрактическое задание по философии
    Дата09.09.2022
    Размер172.07 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаdocsity-kontrolnaya-po-discipline-osnovy-filosofii.pdf
    ТипДокументы
    #669197

    Контрольная по дисциплине
    "Основы философии"
    Философия
    Академия управления и предпринимательства (АУП)
    9 pag.
    Document shared on www.docsity.com
    Downloaded by: aleksandr-ermakov-6 (aermakov@lamoda.ru)

    Практическое задание 1
    1. Что такое мировоззрение? Дайте письменное определение.
    Мировоззрением принято называть систему представлений и знаний о мире, человеке и о месте человека в мире; эта система находит выражение в ценностных установках личности и социальной группы, в убеждениях относительно сущности социальной и природной реальности. Мировоззрение возникает в результате взаимодействия человека с природой и обществом.
    Мировоззрение индивида представляет собой относительно автономную и устойчивую систему внутренних детерминант жизнедеятельности человека, которая во многом зависит от обыденного наличного опыта человека, будучи связанной с потребностями,
    целями, интересами, с его окружением.
    2. Заполните таблицу:
    Вид
    мировоззрения
    Его специфика
    Мифологическое
    Определение: Система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (нациями, классами)
    социальных процессов и своей роли в них
    Основа: Миф - образная вариация художественного эпоса с явно выраженным тяготением к
    героико-фантастическому воспроизведению явлений действительности, сопровождаемому конкретно-чувственной персонификацией психических состояний человека.
    Ключевые характеристики:
    - в мифе снято разделение идеального и материального, образа и предмета, значения и смысла;
    - своеобразная пространственно-временная структура:
    существование профанного (эмпирического) и сакрального
    (священного) времени;
    - синкретичность;
    - образность; ассоциативность;
    - символизм;
    - отождествление картины мира, которую рисует миф, и реальности.
    Мир:
    Мир в целом гармоничен.
    Мир – это данность; вмещает в себя явления и процессы, в той или иной мере понятные человеку.
    Мир – это арена взаимодействия мифологических сущностей.
    Мир цикличен в своем развитии.
    Характерен антропосоциоморфизм:
    природа,
    космос очеловечиваются.
    Человек:
    Человеку отводится достаточно скромная роль.
    Человек не выделяет себя из окружающей среды; неразделенность природы и человека.
    Религиозное
    Определение: Мироощущение и мировоззрение, а также
    Document shared on www.docsity.com
    Downloaded by: aleksandr-ermakov-6 (aermakov@lamoda.ru)
    соответствующее поведение, определяемое верой в существование
    Бога, божества; чувство зависимости, связанности и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения.
    Основа: Вера - признание чего-либо истинным независимо от фактического или логического обоснования, преимущественно в силу самого характера отношения субъекта к предмету веры.
    Ключевые характеристики:
    - мир раздваивается на сакральный (священный) и профанный
    (повседневный, земной);
    - символизм, но уже более сложный, чем у мифа;
    - большую роль играют понятийные, теоретические построения;
    - эсхатологизм.
    Мир:
    Мир в целом апокалиптичен.
    Мир – творение Бога.
    Мир делится на:
    - естественный и сверхъестественный;
    - человеческий и божественный;
    - земной и небесный.
    Человек:
    Двойственная природа человека:
    - человек – греховен, погряз во зле и грехе;
    - человек создан по образу и подобию Бога.
    Люди равны перед всевышним.
    Поставлен вопрос о свободе воли у человека.
    Философское
    Определение: Рационально-теоретический тип мировоззрения направлен на выработку целостного взгляда на мир, на место в нем человека; исследует познавательное, этическое и эстетическое отношение человека к миру
    Основа: Сомнение – начало и основной принцип философского мировоззрения.
    Ключевые характеристики:
    - рационально-логический анализ;
    - понятийно-категориальная форма;
    - опирается на достижения науки;
    - поиск всеобщего и целого;
    - всеобщий, предельный характер решаемых проблем;
    - большую роль играют понятийные, теоретические построения.
    Мир и человек:
    Целостный образ мира. Мир как целое.
    Разные подходы к пониманию мира и человека:
    1. Космоцентризм: философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил – Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов.
    2. Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы – Бога.
    3. Антропоцентризм - тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека
    Document shared on www.docsity.com
    Downloaded by: aleksandr-ermakov-6 (aermakov@lamoda.ru)

    Научное
    Определение: Мировоззрение, опирающееся на принципы и законы,
    многократно проверенные научным методом и подтвержденные практикой человечества в целом.
    Основа: Метод – средство, которым знание подвергается проверке.
    Ключевые характеристики:
    - рациональность;
    - абстрактность;
    - наличие понятийно-категориального аппарата;
    - язык науки строго определен, не терпит образности,
    двусмысленности;
    - формализованность;
    - интерсубъективность.
    Мир и человек:
    Мир преобладает над человеком. Природа существует сама по себе.
    Не существует сверхъестественных сил.
    Мир един и неделим на части.
    Мир несотворим и неуничтожим, так как не сотворима и неуничтожима материя.
    Развитие мира законосообразно.
    Законы природы – общеобязательны для всех.
    Document shared on www.docsity.com
    Downloaded by: aleksandr-ermakov-6 (aermakov@lamoda.ru)

    Практическое задание 2
    1. Заполните таблицу краткими сведениями об античных философах:
    Философ
    Годы / время
    жизни
    Взгляды (кратко)
    Фалес
    640/624 —
    548/545 до н. э.
    Первоначало – вода, от которой произошло все, что есть в мире. При этом вода одушевлена, она божественна;
    это связано с населенностью мира богами. Вода постоянно находится в движении, поэтому все вещи изменчивы. Божественность воды выражается в душевной жизни человека.
    Под душой Фалес понимал тонкое (эфирное) вещество,
    которое позволяет человеку чувствовать; именно она является носителем разумности и справедливости.
    Фалес считал, что все знание нужно сводить к единой основе, а познание основывать на чувственном восприятии вещей. Причем познание мира неотделимо от человека.
    Гераклит около 544 года до н. э. — около 483 года до н. э.
    Гераклит считал первоосновой огонь, поскольку именно он наиболее подвижен и динамичен из всех стихий.
    Путем сгущения огонь может превращаться в воздух,
    воздух — в воду, вода — в землю. Сама Земля также была частью раскаленного огня, но потом остыла. Огонь у Гераклита обожествлен. Это понятие имеет и нравственное значение, потому что у него есть некое воздающее начало, обладающее нравственной силой.
    Огонь связан с «логосом», который в рассуждениях
    Гераклита и слово, и порядок, сущность, закон, мера.
    Логос имеет функцию управления вещами, процессами,
    космосом.
    Одна из идей Гераклита — идея всеобщей изменчивости и движения («все течет, все изменяется»; река, в которую невозможно войти дважды), которая связана с идеей внутренней раздвоенности вещей и процессов на противоположные стороны, с их взаимодействием («все едино и все состоит из противоположностей», «все рождается благодаря борьбе»). Гармония также состоит из противоположностей, представляя собой их единство.
    Сущность и смысл вещей, единство и борьбу противоположностей можно постигнуть с помощью разума, мышления, а также с помощью соединения разума и чувств. Именно последнее и ведет к истинному познанию.
    Сократ
    470/469 г. до н.э.
    – 399 г. до н.э.
    Полагал, что познать космос невозможно. Однако человек может познать свою душу (требование «познай самого себя»). Главными для Сократа стали проблем гносеологические и этические, причем первые — как дополняющие этику. Сократ впервые указал на значение понятий, на важность их определения, на роль индукции в их формировании.
    Главным способом постижения истины Сократ считал
    Document shared on www.docsity.com
    Downloaded by: aleksandr-ermakov-6 (aermakov@lamoda.ru)
    майевтику (диалогический способ рождения нового знания).
    Философ считал душу антиподом тела: тело природно и состоит из частиц, душа состоит из понятий. Высшие понятия — добро, справедливость, истина. Благодаря душе человек познает вещи, их место в мире, отношение человека к человеку и к самому себе.
    Истина нужна, чтобы действовать, а действия должны быть добродетельны и справедливы.
    Демокрит ок. 460 до н. э. — ок. 370 до н. э.
    Демокрит полагал, что существует бесконечное множество миров. Все они состоят из атомов и пустоты.
    Сами же атомы неделимы и лишены пустоты. Атомы также неизменны и не имеют внутри себя никакого движения; они вечны и неуничтожимы. Число атомов бесконечно, они различаются по четырем признакам: по форме, по величине, по порядку и по положению.
    Душа человека, по Демокриту, также состоит из атомов,
    они самые маленькие и шарообразные.
    Человек способен проникнуть в глубину предметов; для этого требуются ум и мышление. Демокрит разграничивал чувственное (познание «мнению») и рациональное познание (познание «по истине»).
    Много внимания Демокрит уделял проблемам этики, в частности вопросам справедливости, честности,
    человеческого достоинства. Был сторонником демократического устройства общественной жизни.
    Платон между 429 и 427 г. до н.э. – 347 г до н.э.
    Разработал идеал государства. Полагал, что управлять государством должны философы, поскольку все современные ему политические режимы считал плохими.
    Центральное место в философии Платона занимала проблема идеального. Согласно учению философа,
    бытие разграничивается на несколько родов бытия: мир идей (вечный, подлинный), мир материи (вечный, мир вещественных, чувственно воспринимаемых предметов;
    мир временных явлений, а поэтому ненастоящий) и Бог
    (космический разум, Демиург). Идея выступала как общность, целостность. При этом у каждой вещи,
    каждого явления был идеальный прообраз. Так, вода может закипеть или замерзнуть, а идея воды не может ни того, ни другого. Она всегда неизменна, целостна.
    Конкретная вещь погибает, а идея постоянна, она воплощается в других аналогичных конкретных вещах.
    Важным свойством идей является их совершенство.
    Все множество идей представляет единство.
    Центральной идеей является идея блага, высшего добра.
    Это идея всех идей, источник красоты, гармонии,
    счастья. Лишь при руководстве идеей блага знание,
    имущество и все другое становится пригодным и полезным. Без идеи блага все человеческие знания были бы бесполезны.
    Человек имеет непосредственное отношение ко всем
    Document shared on www.docsity.com
    Downloaded by: aleksandr-ermakov-6 (aermakov@lamoda.ru)
    сферам бытия: его физическое тело — от материи душа способна вбирать в себя идеи и устремляться к
    Демиургу. Душа бессмертна, вечна и способна переселяться из тела в тело. Душа имеет следующую структуру: разум, воля, вожделение У разных людей преобладают разные слои души, а потому выделяются следующие типы людей: разумный, мужественный,
    вожделенный. Первому типу соответствует сословие правителей, второму — сословие стражников и воинов,
    третьему — сословие производителей (ремесленников,
    крестьян, торговцев).
    Аристотел ь
    384 г. до н.э. –
    322 г. до н.э.
    Философия Аристотеля охватывал всю сумму внерелигиозных знаний, научное знание в целом в противоположность вере. Подразделял философию на теоретическую (метафизика — термин введен
    Андроником Родосским, натурфилософия, математика),
    практическую (этика, экономика, политика) и изобразительную (поэтика, риторика, искусство). В
    собственном же своем значении философия была метафизикой («первой философией»). В нее же включалась логика, которая считалась Аристотелем инструментом любого познания.
    Целью любой науки является установление истины,
    объективного знания о сущем и вещах природы.
    Для Аристотеля существовало только множество индивидуальных предметов, заключающих в себе сущность; нет никаких самостоятельных сущностей,
    пребывающих вне конкретных образований. В разрыве сущности и индивидуальных вещей Аристотель усматривал один из самых серьезных недостатков концепции идей Платона («Платон мне друг, но истина дороже»).
    Важное место в мировоззрении Аристотеля отводилось представлениям о форме и материи. Форма очень близка к сущности. Но форма — это внутреннее состояние,
    принцип каждой вещи; с ней соотносится и смысл вещи.
    Материя — это неоформленный субстрат, она пассивна,
    неспособна сама из себя что-то породить. Материя и форма друг без друга не существуют. Единство формы и материи в каждом конкретном случае есть превращение возможности в действительность, есть актуализация возможности.
    Для достижения целей человек может объединяться к другими людьми, поскольку он есть политическое животное. Для достижения блага люди создают государство. Если гражданин обязан повиноваться властям и законам, то политик должен быть нравственно совершенным.
    Все формы государственного устройства
    Аристотель классифицировал по количеству правящих и по цели правления. По первому признаку он выделял монархию,
    аристократию и политию (республику) — это
    Document shared on www.docsity.com
    Downloaded by: aleksandr-ermakov-6 (aermakov@lamoda.ru)
    правильные формы правления; с другой стороны существовали тирания, олигархия и демократия — это неправильные формы правления. По второму признаку
    Аристотель выделяя государства, в которых власть имущие заботятся о всеобщем благе, и те государства,
    где правители пекутся лишь о собственном благе.
    Указывал на преимущество частной собственности,
    считал естественным рабовладение. В политическом устройстве различал три части: законодательную,
    административную и судебную.
    Эпикур
    342/341 г. до н.э.
    – 271/270 г. до н.э.
    Систему Демокрита Эпикур дополнил гипотезой о произвольном отклонении атомов от вертикального падения. Именно это делает возможным их столкновение и образование миров. Индивид представляется Эпикуру социальным атомом, который обладает свободу и часто подчинен случаю.
    Задачей этики Эпикур считал определение цели человеческой жизни. Целью же жизни является счастье,
    а счастье — это удовольствие (наслаждение, избавление от физической боли, страдания, страха смерти всякого принуждения). Этика Эпикура обосновывает свободное поведение, не связанное с природной необходимостью.
    Философия для Эпикура — это путь к счастью, ведь именно с помощью размышлений человек достигает счастливой жизни. Чтобы определить границу между удовольствием и
    страданием,
    необходимо вмешательство разума. Эпикур большое значение придавал добродетелям,
    поскольку только добродетельный человек может познать духовные наслаждения.
    Чтобы быть добродетельным,
    необходимо быть мудрым. Философское познание освобождает от трех основных страхов: страха перед богами, страха перед смертью, страха перед необходимостью.
    2. Распределите имена известных вам философов Нового времени по трем
    направлениям:
    Сенсуализм
    Рационализм
    Эмпиризм
    Джонн Локк
    Рене Декарт
    Томас Гоббс
    Джордж Беркли
    Барух Спиноза
    Фрэнсис Бэкон
    Дэвид Юм
    Готфрид Лейбниц
    Джон Стюарт Милль
    Document shared on www.docsity.com
    Downloaded by: aleksandr-ermakov-6 (aermakov@lamoda.ru)

    Практическое задание 3
    1. Каковы этапы развития философских представлений о материи? Заполните
    следующую таблицу:
    Название этапа
    Время
    Специфика
    Сторонники
    Наивный материализм
    До V века до н.э.
    Представления о
    материи как о первоначальном материале,
    из которого состоят предметы и тела.
    Фалес
    Гераклит
    Демокрит
    Атомистический материализм
    (или метафизический материализм, или механистический материализм)
    V век до н.э.-XIX в. н.э.
    Понятие «материя»
    отождествляется с понятием
    «вещество».
    Материя – это сумма всех определенных неизменных свойств.
    Считалось, что есть некий единый и неделимый предмет,
    из которого все состоит.
    Ф. Бэкон
    Т. Гоббс
    Гносеологический материализм
    Рубеж XIX-XX – по настоящее время
    Материя понимается как субстанция,
    лежащая в основе внутреннего единства всего разнообразия явлений и
    предметов.
    В.И. Ленин
    Б. Смит
    Б. Рассел
    Д. Деннет
    П. Черчленд
    Document shared on www.docsity.com
    Downloaded by: aleksandr-ermakov-6 (aermakov@lamoda.ru)

    Практическое задание 4
    1. Что такое личность и индивидуальность?
    Индивидуальность представляет собой неповторимое своеобразие какого-либо явления,
    отдельного существа или человека.
    Личность - это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека,
    выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.
    2. В чем специфика различных способов познания?
    Способ познания
    Специфика
    Научное
    Основными познавательными компонентами являются наблюдение и эксперимент.
    Приоритет рационально выводимого знания.
    Характерно отделение субъекта от объекта, единичного от всеобщего, знания от мнения.
    Идеал – истинное знание.
    Сформировалось на базе философского мировоззрения.
    Художественное
    Основной познавательный компонент – художественный образ.
    Отражает действительность не в понятиях и категориях, а в конкретной, чувственно воспринимаемой форме – в форме типических художественных образов.
    Для художественного познания характерен субъективизм.
    Философское
    Основным познавательным компонентом могут быть (в зависимости от того или иного философского направления /
    течения) вера, разум, эмоции, трансцендентное познание,
    чувственное познание.
    Основными вопросами философии являются:
    1. Что первично – материя или идея?
    2. Познаваем ли мир?
    Философские проблемы принципиально не разрешимы, вечны.
    Религиозное
    Центральный познавательный компонент – вера. Разум занимает подчиненное положение. Однако религиозному мировоззрению в той или иной степени уже свойственны рационализм,
    абстрактность.
    Мифологическое
    Центральным познавательным компонентом является миропонимание, направленно на происхождение всего сущего,
    генезис мира, человека и т.д.
    Впервые ставятся вопросы:
    - как возник мир?
    - как развивается мир?
    - что такое жизнь?
    - что такое смерть?
    Со временем происходит рационализация мифа:
    - рациональная часть позднее дала начало философии и философскому мировоззрению;
    - часть, основанная на вере, дала начало религии и религиозному мировоззрению.
    Document shared on www.docsity.com
    Downloaded by: aleksandr-ermakov-6 (aermakov@lamoda.ru)


    написать администратору сайта