Главная страница

онтология. Представлений о мире, вырабатываемая внутри науки путем обобщения и синтеза важнейших теоретических знаний о мире, полученных


Скачать 16.67 Kb.
НазваниеПредставлений о мире, вырабатываемая внутри науки путем обобщения и синтеза важнейших теоретических знаний о мире, полученных
Дата11.11.2022
Размер16.67 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаонтология.docx
ТипДокументы
#782592

Основы научной, философской и религиозной картин мира
1.Научная картина мира – это интегративная система представлений о мире, вырабатываемая

внутри науки путем обобщения и синтеза важнейших теоретических знаний о мире, полученных

на том или ином этапе исторического развития науки.

Главной отличительной особенностью является отрицание существования Бога или какой-либо

другой нематериальной силы, которая определила бы само существование мира.

Атеизм – это тип научно-материалистического мировоззрения, в котором отрицается

существование Бога и утверждается самодостаточность человека в мире.

Современные научные представления о строении Вселенной начали складываться в

развивавшихся в начале 20 в. научных теориях. А. Эйнштейн говорил, что наши представления о

физической реальности никогда не могут быть окончательными.

Происхождение, эволюцию и устройство Вселенной изучает космология. Современная

космология – это раздел астрономии, в котором собраны данные физики, математики и

универсальные философские принципы, это синтез научных и философских знаний.

Под Вселенной принято понимать весь мир, который нас окружает. Этот мир существует

объективно, независимо от сознания человека, познающего его. Вселенная развивается в

пространстве и времени, а все, что в ней происходит, взаимосвязано и подчинено объективным

законам. Благодаря научно-техническим достижениям область Вселенной, доступная для познания

человека, все время расширяется. Но познание Вселенной продолжает идти по пути «от

теоретических гипотез к практическим доказательствам».

Существует религиозная космология и материалистическая, научная космология.

Научная космологическая модель Вселенной А. Эйнштейна основана на общей теории

относительности. Эйнштейн отказался от утверждения об абсолютности и бесконечности

пространства и времени, но сохранил принцип неизменности Вселенной во времени и ее

конечности в пространстве. Эйнштейн утверждал, что пространство однородно, материя

распределена в нем равномерно, время бесконечно, а его течение не влияет на свойства

Вселенной, т.е. мир статичен.

Идеи английского математика и физика А.А. Фридмана стали основой нестационарной

космологической модели Вселенной.

В 20 в. появились теории, объясняющие эволюцию Вселенной.

В 1948 г. американский физик русского происхождения Георгий Антонович Гамов предложил и

обосновал гипотезу Большого взрыва. Согласно этой гипотезе, Вселенная появилась в

результате взрыва из первоначального состояния микрообъекта, близкого по размерам электрону.

В дальнейшем Вселенная постепенно развивалась и усложнялась. Периоды эволюции Вселенной

называют эрами, которые различаются по своей продолжительности.

Инфляционная модель эволюции Вселенной (Алан Гут, Андрей Линде, 1981 г.) предлагает

объяснение процессов «рождения» Вселенной, ее первоначального состояния и возникновения

будущих миров. Согласно этой модели, первоначальным состоянием Вселенной был вакуум, в

котором в ходе сложных физических процессов произошло зарождение миров, каждый из которых

обладает своими физическими свойствами.
2
Эти гипотезы, несмотря на широкое признание, остаются по ряду вопросов спорными. Одним из

таких вопросов является вопросов о времени существования Вселенной. В современной науке

момент Большого взрыва считается моментом «начала» времени, а момент «конца» времени,

который находится в неопределенно далеком будущем – Великим стоком.

Для объяснения будущего Вселенной современная космология использует модели открытой и

закрытой Вселенной.

В моделях закрытой (замкнутой) Вселенной пространство искривлено. Мир проходит множество

эволюционных циклов, в каждом из которых Вселенная сначала расширяется, а потом сжимается.

Один цикл длится примерно 100 млрд. лет, а при переходе в новый цикл меняются

фундаментальные характеристики Вселенной. В настоящее время, согласно этой гипотезе, нашей

Вселенной около 20 млрд. лет.

В моделях открытой Вселенной кривизна пространства отсутствует и такая Вселенная бесконечна.

По этой гипотезе через 30 млрд. лет звезды остынут, через 10 они начнут покидать свои галактики,

планеты будут отрываться от звезд и улетать в космическое пространство. Через квадриллион лет

звезды окончательно потеряют свои планеты, а галактики превратятся в черные дыры. В конце

концов Вселенная превратится в электронно-позитронную плазму очень малой плотности. Это

теория умирающей Вселенной.

Согласно современным космологическим данным, наша Вселенная сейчас расширяется, но

астрономы не могут точно сказать, будет ли она расширяться и дальше или начнет сжиматься.

Большинство ученых считает, что наша Вселенная является открытой. Но синергетический подход

позволяет предположить, что неустойчивые состояния Вселенной, которые являются источником

нелинейного процесса развития, будут повторяться снова и снова, и Вселенная, возникнув из

вакуума может снова возвратиться в это состояние и родиться вновь.В философии ни один вывод

не предопределен заранее.

2. Современные религии не отрицают достижений естествознания; теорий, связанных со

строением материи и практического применения науки. Но они всегда подчеркивают, что дело

науки – изучать только физический мир, только сферу потустороннего. Дальше простирается

область религии и, быть может, философии.

Центральный пункт любой религиозной картины мира – образ Бога или богов (монотеизм и

политеизм), представление о том, что же являет собой высшая истинная реальность.

Бог представляет собой высшую власть над земным миром, однако в разных религиях эта власть

может быть как безграничной, так и ограниченной.

Пространство в религиях удвоено: это пространство обычного эмпирического мира, где живем мы

с вами, и пространство запредельное: небо и адские слои. Содержание религиозных концепций

мира составляет основу обыденного мировоззрения. Знания о сверхъестественном недоказуемы и

неопровержимы.

3.Сомнение и критический настрой в философии являются необходимыми условиями движения

мысли..В философии сосуществуют различные подходы к пониманию источника происхождения

мира, первоосновы мира, законов его развития, места человека в мире и других

основополагающих вопросов, возникающих при формировании картины мира.

Существует три основных подхода к объяснению первоосновы мира: монизм, дуализм и

плюрализм.

Монизм (от греч. monos – один, единственный) отстаивает приоритеты единства мира и выступает

как способ рассмотрения многообразия явлений мира, исходя из единой основы.

Дуализм(от лат. dualis – двойственный) исходит из признания двух начал.

Плюрализм (от лат. pluralis – множественный) утверждает существование множества независимых

и несводимых друг к другу начал бытия.

В качестве фундаментального основания реальности, его субстрата в различных теориях

называются те или иные материальные или идеальные вещи, явления. В атомистических учениях
3
субстратом являются атомы. Всякий конкретный субстрат выражает специфическое качество тех

или иных формообразований, их качественную неоднородность. Субстратом известных

физических процессов выступают элементарные частицы и фундаментальные взаимодействия

(электромагнитные, гравитационные). Субстратом химических процессов являются атомы,

остающиеся устойчивыми при образовании и превращении различных веществ. Субстратом

биологических процессов являются молекулы нуклеиновых кислот (ДНК и РНК) и белковых

веществ, выступающих в качестве элементарных «единиц жизни». Субстратом социальной жизни

является человек, целесообразная деятельность которого лежит в основе всех социальных

изменений.

Философия, даже религиозная, не дает гарантий, что очередной ответ на один из «вечных»

вопросов человеческого бытия является окончательным и никогда не изменится. Философия

освобождает от любой иллюзии, что вообще возможны какие-то гарантии.

Философия и религия относятся к духовной культуре человечества, но философия – это

рационально-теоретическая форма мировоззрения, а религия – духовно-практическая.

Религиозная философия размышляет о фундаментальных мировоззренческих проблемах, но к

вопросам веры относится так же, как теология и богословие.

Религиозная философия находится вне любой религиозной конфессии и смотрит на религию

извне. Также, как в теологии, разум считается только средством для рационализации религиозных

постулатов.

Эзотеризм– совокупность знаний и духовных практик, закрытых от непосвященных,

принадлежащих узкому кругу лиц и передаваемых в личном опыте.

Эзотерические знания, касающиеся тайн мироустройства и судеб человеческой души,

внерациональны по форме своего существования, даются в мистическом опыте и не могут быть

выражены в рациональных понятиях. Эзотерическое – это область закрытого, доступного не всем

знания и опыта.


написать администратору сайта