Контрольная работа по дисциплине Экологический дизайн
Скачать 181.57 Kb.
|
Контрольная работа по дисциплине «Экологический дизайн» Вариант 16 СОДЕРЖАНИЕ Вопрос 1. Приёмы экологического дизайна при проектировании малоэтажной застройки Вопрос 2. Примеры экологического дизайна в странах Скандинавии Вопрос 3. Состав систем управления поверхностным стоком Список литературы Приёмы экологического дизайна при проектировании малоэтажной застройки. К малоэтажным жилым зданиям относятся: одно-двухэтажные дома-коттеджи, виллы, дачи, садовые домики, сельские дома и их участки. Экологический дизайн является наиболее актуальным современным направлением в дизайн-проектировании, многогранным явлением, как проектно-художественным, так и социокультурным, поскольку его объекты не только обеспечивают комфортное физиологическое и психологическое состояние людей, бережное отношение к природным ресурсам, но и формируют вкусовые предпочтения, потребительские установки, мировоззренческие и эстетические идеалы и, в конечном счете, экологическую культуру. В основе ценностных экологических установок проектировщика - целостное восприятие мира, признание не утилитарной, а всеобщей ценности природы как основы жизни, ответственное отношение ко всем проявлениям жизни. К технологическим приемам экологизации среды мы относим создание гигиенических факторов среды; анализ возможного негативного влияния на природную среду на всех этапах жизни объекта и проектные предложения по минимизации ущерба для природы; использование экологичных строительных и отделочных материалов, рециклинг и вторичное использование ресурсов и объектов. Гигиенические факторы определяют характеристики среды обитания. Они создаются под воздействием климатических условий, функционирования производственного или бытового оборудования, с помощью технических устройств, озеленения и аквадизайна, а также определяются строительными и отделочными материалами. Воздействие факторов окружающей среды - явление комплексное. Факторы могут нивелироваться, взаимно компенсироваться, либо накладываться один на другой, взаимно усиливая друг друга. Основными видами загрязнений, на устранение которых направлен экодизайн, являются: химическое загрязнение воздушной среды помещения, биологическое, физическое, микроклиматическое загрязнения. Приемами улучшения микроклимата помещения является применение озеленения и аквадизайна. Растения корректируют влажность и химический состав воздуха, обогащают воздух кислородом и очищают его от углекислоты, токсических веществ и пыли, ионизируют и увлажняют. Растения создают дополнительную звукоизоляцию и шумопоглощение, а, выделяя фитонциды, оказывают губительное действие на болезнетворные микробы. Фитодизайн позволяет в комплексе решать санитарно-гигиенические, психологические и эстетические проблемы. В современном фитодизайне превалирует медико-биологический аспект, когда учитывают, прежде всего, целебные свойства растений. Использование в интерьере аквариумов, мини-водоемов и фонтанов позволяет увеличить влажность воздуха и ионизировать его. К композиционно-художественным приемам экологизации среды мы относим решение пространства и его предметного наполнения с помощью композиционных средств и приемов, среди которых как классические художественные средства и приемы организации объемной и глубинно-пространственной композиции; так и планировка, зонирование пространства, обеспечение социального пространства, включение живых природных объектов и неживых природных форм, изображений природных объектов как элементов композиции, биоморфная стилизация объектов. Основным элементом и средством пространственной композиции в интерьере является объемно-пространственная форма. Её свойства - совокупность всех ее зрительно воспринимаемых признаков, среди которых: геометрический вид (конфигурация), размер, масса, положение в пространстве, отношения, пропорции, масштаб, структура, дробность или цельность, открытость или закрытость, текстура, фактура, рельеф, декор, цвет (цветовой тон, насыщенность, светлота), тон, светотень. Среди приёмов и средств гармонизации глубинно-пространственной композиции можно выделить: общехудожественные: выделение композиционного центра; равновесие; симметрия и асимметрия; ритм и метр; динамика и статика, контраст и нюанс, тождество; пропорции, отношения; масштаб и масштабность; цвет и тон; целостность (единство и соподчинение); особо важные для глубинно-пространственной композиции: планировка; раскрытие или замкнутость; членение пространства и поверхностей; пластика и материал вертикальных и горизонтальных поверхностей; пластика наполняющих форм; ограничение высоты; светопластика; оптические иллюзии; акценты и визуальное ориентирование в пространстве. Мощное средство создания объемно-пространственной композиции - цвет. Он воздействует на психику человека на сознательном и бессознательном уровне. За счёт использования широкой цветовой гаммы можно обогатить визуальную среду и насытить её. Живые растения способствуют гармонии человека с окружающим миром и с самим собой. Фитодизайн - целенаправленное научно-обоснованное введение растений в дизайн интерьера с учётом их биологической совместимости, экологических особенностей. Растения могут скрыть архитектурные недостатки помещений, зрительно расширить пространство, сделать уютными слишком крупные комнаты. Кроме рекреационных функций живые растения в интерьерах выполняют следующие: создание психологического комфорта, эстетическое наслаждение; смягчение визуального влияния техногенной среды, изменение образа помещения; зонирование, визуальная корректировка недостатков пространства; композиционные акценты в пространстве. Использование неживых природных объектов в декорировании интерьера и изображений природных объектов. К бывшим объектам природы можно отнести: пни и ветви деревьев, куски дерева и бамбука, кору деревьев, камни, различные природные коллекции (семян и плодов, минералов, горных пород, песка и др.). Примеры экологического дизайна в странах Скандинавии. Традиционно шведский дизайн предполагал строгость и функциональность: четкие линии, мрачноватые оттенки или светлые тона, практичность в использовании. Действительно, в прошлом столетии, вплоть до 90-х годов, идея о красоте подчеркнуто простых, качественных и удобных вещей для населения была популярна и определяла развитие прикладного искусства Швеции. Однако большинство молодых и талантливых дизайнеров предпочитают сейчас яркие декоративные элементы, бросающие вызов стереотипным представлениям об украшениях. Современное декоративно-прикладное направление в шведском искусстве переживает подъем, чему в огромной степени способствовало творчество художницы Сандры Аль, одной из первых, кто шагнул за рамки традиционного стиля. Она вдохновила целую когорту последователей, преимущественно молодых, пересмотреть общепризнанные художественные представления о форме и дизайне, используя в своих стеклянных и керамических изделиях такие провокационные детали, как элементы комиксов, бантики, цепочки. Главное стремление – не сломать стереотипы, а рассказать что-то своими изделиями, вызвать эмоциональную реакцию. Любопытные новинки может продемонстрировать Шведская школа текстиля. Экологическая шведская мода побуждает создавать модели из органических тканей, вырабатываемых только из натурального сырья, без нанесения вреда животным и при полном отказе от хлорного отбеливания и использования других химических реагентов. Экоткани далеко не всегда доступны, поскольку только начинают появляться, однако есть дизайнеры, работающие только с ними. Например, Йоханна Гофрин, создавшая в Швеции рынок экологической одежды. Она открыла первые «зеленые» бутики Ekovaruhuset в 2004 году в Стокгольме и в 2006 году в Нью-Йорке. Теперь экомода так же актуальна и востребована в Швеции, как здоровая еда, экологически чистый транспорт и вторичное использование отходов. Скандинавский стиль один из самых экологичных и лаконичных. Удивительным образом он отражает особенности образа жизни и главные черты характера скандинавских народов, их сдержанность, неторопливость, бережливость и привязанность к своему дому. Основными составляющими скандинавского стиля являются, прежде всего, использование природного материала, функциональность, лаконичность и красота форм. В нем одновременно присутствуют легкость и изящество, основательность и даже некоторая суровость. Интерьеры, выполненные в светлых естественных тонах из простых и натуральных материалов, излучают спокойствие, доброту и порядок. Теплая светлая цветовая палитра дарит ощущение свежести и чистоты. Мебель, выполненная из натурального дерева, чаще всего из светлых лиственных пород, делает интерьер особенно уютным и по-домашнему теплым. Использование в интерьере металла, натурального камня, кожи, меха, льна и хлопка демонстрируют достаток владельцев и безграничную любовь к родной природе. В помещениях много стекол и зеркал, визуально увеличивающих пространство и наполняющих их дополнительным светом. Текстиль и декоративные предметы, выполненные из натуральных материалов, привносят в интерьер ощущение комфорта. В интерьере преобладают натуральные экологичные материалы, создающие атмосферу домашнего тепла и уюта. Активно используются металл, натуральные камни, стекло, хлопок, лен, мех, кожа, керамика. Однако доминирующим материалом все-таки является древесина, как минимально обработанная, сохранившая натуральный рисунок и цвет, так и окрашенная в белый цвет. Дерево используется для отделки пола, стен и даже потолка, который может быть украшен декоративными деревянными балками. О северной чистой природе напоминает светлая естественная цветовая палитра, передающая цвет прибрежного песка, скал и холодного голубовато-серого северного моря, - бежевый, светло-серый, светло-голубой, светло-зеленый, светло-коричневый серебристо-серый, приглушенные оттенки желтого. Но главным цветом всегда является белый, визуально расширяющий пространство и наполняющий его свежестью и чистотой. Цветовая гамма в скандинавском интерьере достаточно широка, но для него непригодны темные или слишком яркие цвета. Спокойную атмосферу интерьера обязательно разбавляют живые цветы и растения. Они увеличивают цветовую выразительность пространства и делают его более привлекательным. Цветочные горшки, вазы с зеленью и свисающие кашпо являются превосходным дополнением к лаконичной мебели. Состав систем управления поверхностным стоком. С учетом сложности процесса формирования поверхностного стока и большого числа факторов, оказывающих влияние на его состав, выбор оптимальной комбинации методов очистки должен предусматривать решение ряда вопросов: 1)возможность достижения требуемого уровня очистки и эффективности для достижения заданного уровня очистки; 2)стоимость эксплуатации и технического обслуживания требуемых сооружений; 3)особенности водосборной территории, учет имеющихся ограничений (наличия свободных территорий, доступность для служб технического обслуживания и т.п.); 4)социальные вопросы (эстетика, безопасность); 5)возможности смягчить другие последствия урбанизации, случайные воздействия на окружающую среду и текущее состояние створа и водосбора. Эффективное управление поверхностным стоком, образующимся на урбанизированных территориях, возможно только при учете всех особенностей его формирования на данной территории и должно быть направленно как на предотвращение подтоплений и перегрузок дренажной системы, так и на предотвращение попадания в окружающую среду загрязняющих веществ, т.е. на уменьшение объема стока и увеличение емкости дренажной сети, с одной стороны, и на снижение загрязненности стока с другой. Методы управления источниками поверхностного стока(структурные и неструктурные)могут предложить экономически эффективное регулирование ливневыми стоками, одновременно защищая городские водоемы. Все это позволит сэкономить на строительстве мощных очистных сооружений, а также увеличении пропускной способности существующей канализационной сети. Важно обратить внимание, что при выборе метода необходимо руководствоваться как характеристиками территории, сток с которой должен быть подвергнут очистке, так и характеристиками самого стока и особенностями выбранного метода, что дает поле для новых исследований. Список литературы Агранович-Пономарева, Е.С. Интерьеры и предметный дизайн жилых зданий / Е.С. Агранович-Пономарева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 352 с. Черешнев И. В., Экологические аспекты формирования малоэтажных жилых зданий для городской застройки повышенной плотности: Учебное пособие. 2-е изд., доп. Баженов, А.В. Архитектура и экология: о влиянии экологических проблем на архитектуру и критериях экологичности архитектурных и градостроительных объектов, основных направлениях развития экологического стиля в архитектуре / А.В. Баженов // Технологии строительства. – 2013. – № 1/2. – С. 122–132. Дегтярев Г.В., Свистунов Ю.А. Комплексная механическая очистка вод поверхностного стока. -Краснодар: КГАУ. Монография. 2004. Молодкина Л.М. Методы очистки питьевых, природных и сточных вод: учебное пособие. -СПб.: Изд-во Политехн.ун-та, 2010. –275 с. |