Главная страница

Образование как общественное благо. контрольная работа Образование как общественное благо. Контрольная работа по дисциплине Экономика общественного сектора Образование как общественное благо


Скачать 130.5 Kb.
НазваниеКонтрольная работа по дисциплине Экономика общественного сектора Образование как общественное благо
АнкорОбразование как общественное благо
Дата20.01.2023
Размер130.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаконтрольная работа Образование как общественное благо.doc
ТипКонтрольная работа
#895609



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине Экономика общественного сектора

Образование как общественное благо

Выполнил:

студент 1 курса

Проверил:

К.ф.н. доцент



Краснодар

2020

План контрольной работы

Введение 2

1 Понятие общественного блага 2

2 Образование как общественное благо или как частная услуга 5

2.1 Природа человека 6


2.2 Предназначение образования 7

2.3 Качество образования 11

Заключение 15

Список использованной литературы 16

Введение


Образование играет важнейшую роль в развитии знаний, умений и личностных компетенций, которые позволят людям приносить пользу и получать блага от стабильного будущего. Учиться ставить четкие цели, взаимодействовать с окружающими, находить новые возможности, предлагать разные решения проблем – все эти умения станут необходимыми в ближайшие годы. Образование должно не просто готовить молодых людей к взрослой жизни, оно должно давать учащимся всё, чтобы те становились активными, ответственными и вовлечёнными гражданами.

Однако в настоящее время все чаще поднимается вопрос о том, является ли образование общественным благом или все же платной услугой. Попытка ответить на этот вопрос и будет основной целью работы.

1 Понятие общественного блага


Общественные блага занимают значительное место в национальной экономике. Залогом эффективного функционирования и развития национальной экономики являются их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением.

В обобщенном смысле блага – это определенная совокупность средств, которые позволяют удовлетворить потребности, как определенного человека, так и населения в целом.

В национальной экономике существует обширный состав благ. Их сущностные характеристики определяются в зависимости от их видовой принадлежности.

Общественные блага – это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.

К общественным благам относятся, к примеру, дороги, здравоохранение, образование, услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами власти, а также дороги и мосты.

Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. В настоящее время нормальное функционирование национальной экономики невозможно без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, страхование и социальное обеспечение. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность у всех без исключения.

Законы национальной экономики бессильны относительно механизма производства и распределения общественных благ – они не способны эффективно работать в этом сегменте рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство (его государственный аппарат).

Общественные блага обладают следующим чертами:

  1. отсутствием конкуренции в потреблении общественных благ, обусловленное тем, что использование блага одним человеком нисколько не уменьшает ценности и значения;

  2. неделимостью блага, обусловленной тем, что индивид не может самостоятельно определять характеристики блага, объем его производства;

  3. нерыночным характером стоимости блага, связанным с тем, что на него не действуют законы свободного рынка и конкуренции. Производство общественных благ не может быть регулируемо законами рынка, а поэтому на себя эту функцию берет государство, искусственно определяя характер производства и распределения общественных благ;

  4. тотальным и неисключаемым характером блага, связанным с тем, что его потребление не может быть ограничено определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным.

Классификация общественных благ

Выделяют следующие основные виды благ (по характеру потребления):

  1. общественные, отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально;

  2. индивидуальные, отличающиеся тем, что они могут быть использованы только одним членом общества и направлены на удовлетворение только его потребностей.

В числе общественных благ выделяют собственно общественные и коллективные блага.

Коллективное благо отличается от общественного тем, что оно может быть использовано всеми членами общества только ограниченно.

Выделяют следующие виды общественных благ (в зависимости от степени доступности):

  1. исключаемые общественные блага. Это блага, использование которых может быть ограничено определенным кругом населения;

  2. неисключаемые общественные блага. Это блага, использование которых не может быть ограничено только определенными кругом населения.

На основании территориальных границ, в рамках которых осуществляется потребление благ, выделяют следующие общественные блага:

  1. международные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ и которые потребляются всем населением, вне зависимости от территориальных границ государства. (например, научно-технические исследования и разработки, мероприятия, направленные на улучшение экологической ситуации, международная валютная система). Производство и распределение общественных благ на международном уровне затруднено, так как для этого необходима большая концентрация ресурсов не только одного государства, а мировой экономикой в целом. В качестве действенных инструментов производства общественных благ на международном уровне используются различные комиссии, межправительственные ассоциации, и т.д. Создание европейского экономического сообщества явилось важным шагом в этом направлении, в результате чего большое количество благ трансформировались из национальных в общеевропейские. Для этого потребовалось существенное изменение характерных функций, большого количества институтов и механизмов;

  2. национальные общественные блага. Это блага, которые производятся, распределяются и потребляются в рамках определенной национальной экономики. Масштабы их распространения четко ограничены территорией определенного государства и не могут выходить за них, например, на международный уровень. К ним, например, относятся армия, флот, деятельность федеральных органов государственной власти. Их специфическая особенность заключается в том, что они необходимы для всей национальной экономики, для чего целесообразно производство их на общегосударственном уровне;

  3. местные общественные блага. Это блага, которые производятся, распределяются и потребляются не на уровне всего государства, а на местном уровне. Производство этих благ необходимо в том случае, когда у определенного региона существуют отличные от общегосударственных потребности (например, уборка мусора, концерты, театры, городские парки).



2 Образование как общественное благо или как частная услуга


Идея «рыночных отношений» становится доминирующей в современной России и проникает во все виды деятельности человека. Подавляющее число услуг на сегодня рассматривается как товар или услуга, а любой человек – как их производитель или потребитель. Не обойдено «рыночным» воздействием и образование. Все чаще в публикациях специалистов говорится (с определенными обоснованиями) об образовании как о комплексе платных образовательных услуг. Еще 20-30 лет назад большинство людей было убеждено в том, что бесплатное (на всех уровнях) образование – великое достижение и необходимое условие развития страны и вот теперь, по сути, происходит почти полный разворот в общественном сознании. В чем истина? Чем должно быть образование: индивидуально предоставляемой человеку частной платной услугой или бесплатно предоставляемым всем членам общества общественным благом? И можно ли поставить знак равенства между понятием «образование» с понятием «образовательная услуга»? Есть ли грань, отделяющая услугу (для личности) от блага (для всех)? Что такое качество образования применительно к «услуге-благу», как и в каких единицах его измерять? Ответы на эти вопросы невозможно дать без предварительного рассмотрения определяемого природой человека предназначения образования.
2.1 Природа человека

Человек – открытая био-психо-социальная система, потому его потребности и, тем самым, реализуемая посредством действий деятельность всегда преследует «интересы» каждой их этих трех составляющих.. Условно можно считать, что «био» отражает потребности отдельного человека как организма (индивида, личности), а «социо» - потребности социального организма (общества). В действиях человека всегда присутствует личное и общественное. Чем выше уровень развития «психо» человека, тем больше для него приобретают интересы «социо» по сравнению с «био».

Разница между «услугой» и «благом» определяется следующим образом. Услуга, представляя собой действие одной стороны в интересах другой, всегда ориентирована на «био» конкретных потребителей. Кроме того, понятие «услуга» несет в себе элемент обязательства, долга, который получивший услугу должен вернуть оказавшему услугу (в виде денежного эквивалента, такой же или другой услуги). По сути, в услуге реализована идея: «ты – мне, я – тебе». Потому любая услуга всегда явно или неявно предполагает ту или иную плату за нее. Бесплатных услуг не бывает (не случайно оплата выделена в Гражданском кодексе в качестве критерия отнесения действия к услуге).

В отличие от «услуги» «общественное благо» ориентировано на «социо» и связано с принципиально бесплатным предоставлением обществом своим членам возможностей удовлетворения их потребностей, имеющих общественное значение. Если услуга призвана удовлетворить, , потребности ее получающего (потребителя) в первую очередь, а уже потом – потребности производителя, которому потребитель платит за услугу, то общественное благо, в первую очередь, преследует цель удовлетворить потребности ее дающего, т.е. общества (производителя), через удовлетворение потребностей получающих его людей. Можно предположить, что чем больше в обществе людей с высоким уровнем развития, тем более весомыми и справедливыми (по распределению) должны быть общественные блага. Увеличение веса «услуг» по сравнению с «благами» в современном обществе свидетельствует скорее о его нежелательной дифференциации, чем о ведущей к единому социальному организму интеграции.

Соотношение между «био» и «социо» можно считать эффективным, если оно обеспечивает минимальный расход ресурсов (в соответствии с всеобщим природным принципом наименьшего действия) при максимальном развитии личности и общества. При этом в нормальных условиях должны доминировать интересы личности, в экстремальных (войны, стихийные бедствия, …) – интересы общества (в соответствии со словами не так давно широко известной песни: «Раньше думай о Родине, а потом – о себе»).
2.2 Предназначение образования

Смертность отдельного человека (невозможность передачи по наследству приобретенных им в течение жизни знаний и опыта) приводит к тому, что каждому, вновь рожденному, приходится сначала, развиваясь, приобщаться к тому, что уже создано старшим и предыдущими поколениями, и только потом отдельные представители нового поколения развивают известное. Средством развития человека и приобщения его к социальному опыту, условием передачи этого опыта и его дальнейшего развития, способом и сущностью социализации (через все институты: семью, формальные образовательные учреждения, общественные организации, профессиональные сообщества и научные и трудовые коллективы, церковь) выступает образование. Образование призвано заложить в человека «социальный геном развития».

Приобщение как приспособление организма к новой для него среде обитания получило название адаптация. Поэтому образование для отдельного индивида можно рассматривать как способ и средство адаптации к существующему социуму, а для общества – как способ и средство целенаправленного формирования индивидов с полезными для личности и общества человеческими и профессиональными качествами.

Основная идея образования – идея развития. Развитие – изменение с усложнением – естественный признак и сущность жизни. С этой точки зрения жизнь есть развитие. При этом любое развитие, создавать условия для дальнейшего развития. Потому основная цель образования – формирование способной к саморазвитию и стремящейся к непрерывному развитию личности. Достичь такого стремления можно лишь при переходе человеком некоторого порогового уровня развития с обязательной записью (как результата достаточно долгой «тренировки») «рефлекса развития» в подсознание. Благосостояние народа наступит лишь после того, как необходимая для этого модель поведения (через честный труд), осознанно (в процессе образования) сформированная в головах граждан, станет одним из ведущих социальных рефлексов. Вещи (производство, материальные блага) – необходимое и желаемое следствие, но не цель образования.

Образование играет главную роль в распространении морали нового человека.

Следовательно, предназначение образования лежит не в «мире вещей», а в «мире идей». Образование сформулировано как обеспечение непрерывного развития личности как условия и средства его адаптации к социуму и развития социума.

Общая идея непрерывности образования по мере роста социального опыта общества и ускорения процесса его накопления привела к современной идее обязательности непрерывного профессионального образования. Однако непрерывное профессиональное развитие, несет некоторую опасность разобщения людей, так как узкоспециализированное развитие больше касается отношений человека в «мире вещей», чем в «мире идей», больше «био», чем «социо». При таком развитии культура все более отстает от цивилизации, ибо современные проблемы человечества, элементы «разрухи» в природе и обществе имеют истоки в сознании людей. Выход следует искать на пути усиления культуры. Непрерывное образование должно иметь в качестве главного результата не столько повышение материального благополучия людей, сколько их духовное развитие.

Идея духовности, позволяющая отделить «добро» от «зла», объединяет «био» и «социо» и ведет к гуманизму, истинному социальному организму, оптимально объединяющему личное и общественное. Одностороннее увлечение чем-то одним: личным или общественным породило бесперспективные реализации таких систем общественного устройства, как имевшие место в реальной истории социализм и капитализм.

В образовании прослеживаются два участника: личность и общество, чьи потребности и интересы связаны и неотделимы друг от друга. Потому крайние позиции, одна из которых отождествляет образование с одним из видов товаров в рыночных условиях «купли-продажи» рассматривает образование как «услугу и предмет экономических взаимоотношений» (эта позиция – следствие рыночной «демократизации»), а другая рассматривает образование только как «благо, бесплатно предоставляемое государством» (хотя необходимость наличия общественных благ – аксиома развития социума) неприемлемы. В первом случае человек может считать себя свободным от общественных обязанностей (он ведь за свое образование заплатил все сам, а, значит, никакому государству и обществу ничего не должен), а во втором случае у человека (нормального) возникает избыточное чувство долга, а у общества – соблазн считать человека своим должником, не имеющим права самому распоряжаться полученным образованием. Образование есть действительно благо, но не только для личности, но и для государства (и как воспитание, и как обучение). Воспитанный профессионал способен и будет заботиться не только о себе или своих близких, но и о своей стране. Сегодня воспитанность обучающегося считается его личным делом, помогающим жить среди людей и зарабатывать на жизнь. Однако воспитанность, способствующая налаживанию экономических взаимоотношений для выживания, для личной выгоды, и воспитанность, как милосердие, способность жертвовать собой во имя других, имеют различную направленность.

Поэтому образование нельзя считать только «услугой» государства, которую оно предоставляет обучающемуся. Ведь и обучающийся может выразить убеждение, что он оказывает «услугу» государству, позволяя ему в процессе образования воздействовать на себя – свободную личность – с превращением в необходимого обществу специалиста с нужным мировоззрением. В части (дополнительного) обучения профессиональным навыкам, способствующего улучшению материального состояния человека, образование частично может быть предметом купли-продажи, т.е. «услугой». Но в части воспитания, явно не ведущего к материальным выгодам, но в целом полезного для становления социального организма общества, образование принципиально нельзя рассматривать как предмет купли-продажи. Воспитание как первая, наиболее важная часть образования – всегда «благо».

Следовательно, образование — всегда «услуга-благо». При этом существует некоторый минимальный, обеспечивающий существование и дальнейшее развитие общества, граничный уровень образования как «общественного блага». На сегодняшний день для России таким уровнем можно считать уровень среднего (полного) образования. Следовательно, «правильная» система образования должна опираться, во-первых, на желание получить образование и готовность «платить» (начиная с послешкольного образования) за него и, во-вторых, на общество (государство), которое обязано помочь каждому получить соответствующее его состоянию (уровню индивидуальных способностей и материальных возможностей) и устремлениям к образованию выше школьного. Образование всегда преследует индивидуально-общественные цели, а так как цель есть основной системообразующий фактор, то взаимосодействующим индивидуальным и общественным должна быть пропитана вся структура системы образования. С позиций индивидуально-общественных интересов целесообразно рассматривать и качество образования.
2.3 Качество образования

Под качеством любого объекта (предмета, явления, процесса) в обществе потребления понимается степень его соответствия своему предназначению. Такое понимание «качества» объекта, отличное от его философского понимания (как совокупности отличительных свойств) в обществе познания, строится на идее использования (употребления с пользой) объекта человеком, т.е. качество характеризуется совокупностью отличительных потребительских свойств объекта. Качество имеет то, что потребляется: как естественное, так и искусственное. В различных словарях толкование «определения качества» сводится как «способности совокупности свойств и характеристик продукции и услуг удовлетворять установленные или предполагаемые требования.

Правильно определить предназначение исследуемого (создаваемого) объекта – первая задача «проблемы качества». Проблема решения этой задачи определяется тем, что предназначение используемых (естественных или искусственных) людьми объектов, отражая их многогранные потребности, также многогранно. К тому же потребности людей, определяясь уровнем их развития, не обязательно совпадают во времени и пространстве. Это приводит к различию взглядов (как различных социальных групп, так и одного и того же человека по мере его развития) на сущность (содержание) качества одного и того же объекта. Потому «качество» чего-либо всегда субъективно.

Также следует учитывать, что понятие «польза» подразумевает наличие своей противоположности – «вреда», причем этот вред не обязательно причиняется только тому, кто использует (например, человек едет на автомобиле, а окружающие – дышат выхлопными газами этого автомобиля. Потому «пользу» и «вред» надо анализировать с позиций не только индивидуума, но и общества). Как правило, чем больше «польза», тем больше и «вред», причем часто одно сменяет другое или перемешано с другим. Обязательное сосуществование «пользы» и «вреда» как взаимодополняющих друг друга граней потребления (особенно явно это проявляется в мире искусственных объектов) с учетом всеобщности связей все более осознается в современном мире. За всякую «пользу» надо платить: «плата» и есть «вред». В связи с этим качество в пространстве потребления отражается его стоимостью, различной с позиций производителя товаров (услуг) и их потребителя: для первого важна себестоимость качества, а для второго – его цена. Человек часто отказывается от высокого качества просто потому, что оно ему не по средствам. Очевидно, что и при производстве, и при потреблении должны учитываться интересы не только конкретных производителей и потребителей, но и всего общества.

Можно ли образование рассматривать с позиций предназначения, качества, «пользы» и «вреда»? Образование должно иметь предназначение, о котором было сказано выше (обеспечение непрерывного развития личности как условия и средства его адаптации к социуму и развития социума), к нему применимо понятие «качество» (при рассмотрении образования как системы «частная услуга – общественное благо») и, как и все созданное человеком, образование несет не только «пользу», но и «вред». Конечно, не только потому, что образовательные нагрузки ухудшают здоровье обучающихся но, прежде всего, потому, что в результате образования в одной голове будут рождаться (и потом реализовываться в мире людей) полезные (для личности и общества) прообразы, а в другой – вредные. Проблема – в разделении пользы (как добра) и вреда (как зла). Свобода человека как условие его творческого развития ведет к обязательности многообразия форм пользы и вреда. Биологическая же одинаковость и социальная общность людей имеет следствием целесообразность некоторого унифицированного восприятия понятий «польза» и «вред». Очевидно, что оба подхода справедливы. Задача – в нахождении оптимальной пропорции, обеспечивающей индивидуальное развитие личностей в пределах развития социума. Естественные, не посягающие на «свободу» человека, границы и ее направленность определяются традиционными нравственными идеалами.

С вопросом качества образования непосредственно связан вопрос образовательных технологий. Можно ли процесс образования (в образовательных организациях) рассматривать как технологический процесс? Так как в процессе образования происходит целенаправленное изменение (преобразование) личности человека, то процесс образования можно условно рассматривать как особый социальный технологический процесс «обработки» и «самообработки» личности человека, направленный на повышение качества человека (при стремлении к минимизации стоимости этого процесса, но не в ущерб качеству). Продукт качественного образования – непрерывно развивающийся человек с возрастающим качеством жизни, способным удовлетворять не только материальные, но и растущие духовные потребности. Приоритет духовного – условие безаварийного, нетупикового пути развития личности и общества. Высокое качество образования всегда имеет следствием высокое качество человека и общества, что обеспечивает дальнейшее повышение качества образования.

Никогда ранее проблема определяющего качество человека качества образования не стояла так остро, как сегодня. В конечном счете, и предотвращение глобальных катастроф в масштабе человечества, и национальная безопасность в государственном масштабе, и личное благополучие каждого определяются сегодня, в первую очередь, качеством человека. Некачественное образование сегодня ведет к катастрофе, к будущему без будущего.

Очевидно, что и потребности потребителя, и возможности их удовлетворения во многом формируются в процессе образования, причем, чем выше качество образования как «услуги-блага», как воспитания и обучения, тем выше не только качество удовлетворения потребностей, но и качество самих потребностей. Потому истинно всеобщее управление качеством (Truth Total Quality Management – TTQM) – есть управление качеством образования. И оно должно осуществляться одновременно в интересах и личности, и общества, а не просто потребителя как «организации или лица, получающего продукцию».

Одно из главных условий обеспечение высокое качество управления качеством – наличие достоверной информации. Любое управление, реализуясь через последовательность целесообразных действий, опирается на метрологическую информацию (о состоянии объекта управления и внешней среды), точность которой во многом определяет эффективность управления. Особенно это важно для управления сложными системами, наиболее сложной из которых является человек. Качественное образование и управление образованием невозможны без измерения качества человека, приращение которого – основной показатель качества образования. Проблема – в том, что и как (с помощью каких мер) измерять в человеке, ибо его самопознание еще не завершено.

Поскольку человек — есть многомерная система, то можно выделить несколько основных граней (сторон) человека, каждая из которых обязательна для целостности человека и частные качества которых составляют качество человека в целом, например: духовно-нравственную, интеллектуально-психическую, социально-мировоззренческую и физическую.

На гармоничное формирование и развитие выделенных сторон человека должны быть направлены усилия по управлению образованием в образовательных учреждениях (прежде всего, через качество преподавателей, а также качество образовательных стандартов и программ, учебно-методического обеспечения, научных исследований, оборудования и т.д.).

Основываясь на биопсихосоциальной природе человека и соответствующей ей индивидуально-общественной предназначенности образования, в качестве инвариантной основы системы образования выделяется идея-триаду: «профессионализм, патриотизм, нравственность», каждая составляющая которой сегодня важна примерно в равной степени для целостного развития личности, возрождения и развития России.

Заключение


Социальный институт образования на современном этапе обретает функцию основания для становления и развития образовательного общества.

Образовательное общество – такое общество, в котором реализуется право человека на непрерывное образование как условие его динамического развития в «мире изменений». Непрерывное образование опирается на систему высшего образования, которое приобретает характеристику всеобщего высшего образования.

Образование является базисом всего общественного воспроизводства и это – один из главных признаков образовательного общества.

Образовательное общество – ключевая категория в прогнозном плане развития образования в XXI веке в России и в целом в мире, главное условие перехода человечества на стратегию устойчивого развития.

Список литературы


  1. Анисимов Административная реформа уже приносит плоды. // Высшее образование в России, 2005, № 7, С. 20…24.

  2. Бузгалин А.В. Креативная экономика: частная интеллектуальная собственность или собственность каждого на все? // Социологические исследования. 2017а. № 7. С. 43–53.

  3. Василенко Н.В. Экономика образования: учебник / Н.В. Василенко, А.Я. Линьков. – М.: ИНФРА-М, 2018.

  4. Управление качеством образования. // Под редакцией М.М. Поташнина. – М.: Педагогическое общество России, 2004.

  5. М. С. Сюпова, канд. экон. наук, Н. А. Бондаренко, канд. экон. наук (Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск) ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЕ БЛАГО

  6. Яковлева Н. Г. Образование в России: общественное благо или коммерческая услуга? // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 149-153.


написать администратору сайта