Главная страница
Навигация по странице:

  • По дисциплине «История государства и права зарубежных стран» По теме «Государственный строй Древних Афин.»

  • Дата представления работы: «09» декабря 2022 г. Москва 2022

  • Рабовладельческая демократия в Афинах в V в. до н.э.

  • Основными государственными органами Афинского государства

  • Главными должностными лицами

  • Специальные должностные лица

  • Упадок афинской демократии

  • Кр Игпзс. Контрольная работа по дисциплине История государства и права зарубежных стран По теме Государственный строй Древних Афин.


    Скачать 33.57 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа по дисциплине История государства и права зарубежных стран По теме Государственный строй Древних Афин.
    Дата06.04.2023
    Размер33.57 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКр Игпзс.docx
    ТипКонтрольная работа
    #1041602

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
    «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»


    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    По дисциплине

    «История государства и права зарубежных стран»

    По теме

    «Государственный строй Древних Афин.»


    Выполнил(-а):

    студент(-ка)1 курса бакалавриата

    очно – заочной формы обучения

    группа № ЮозБ-22/1
    Долотцева Анастасия Владимировна

    Преподаватель:

    Доктор юридических наук,

    Профессор кафедры теории и истории государства и права

    Хабибулина Наталья Ивановна

    Дата представления работы:
    «09» декабря 2022 г.

    Москва

    2022

    Государственный строй Афин в V–IV вв. до н.э.

    Высшим органом власти считалось народное собрание (экклесия) полноправных афинских граждан мужского пола в возрасте не моложе 20 лет. Собрание созывалось два-три раза в месяц, для избирания должностных лиц, принятия или отклонения законов. Роль народного собрания была весьма значительной. Формально на обсуждение мог быть поставлен любой вопрос войны и мира, внешней политики, финансов, правосудия. Голосование было тайным, за исключением выборов на военные должности. Каждый гражданин мог выступить и высказать свое мнение по всем вопросам, обладая правом внесения законопроектов. Закон вступал в силу лишь после рассмотрения советом пятисот и судом присяжных. Текст закона вывешивался для всеобщего обозрения. Всякий афинский гражданин мог добиваться через народное собрание отмены любого закона, особенно если последний нарушал принципы демократии. Если обвинение подтверждалось, автора законопроекта могли лишить гражданских прав. Афинский гражданин мог предъявить обвинение любому должностному лицу в злоупотреблении властью и, если это подтверждалось судом, виновный немедленно отстранялся от занимаемой должности.

    С 462 г. до н.э. на высшие государственные должности, кроме должностей стратегов и казначеев, могли избираться все граждане независимо от имущественного ценза. Наиболее важным по значению органом был совет пятисот. Его члены избирались по жребию народным собранием, которое вели притоны (члены дежурной филы). К избранию допускались граждане не моложе 30 лет, если они платили налоги, оказывали почтение родителям. Кандидат проходил проверку на политическую зрелость (докимасию). Совет являлся высшим, постоянно действующим правительственным органом. Он действовал как муниципалитет по управлению всеми службами Афин; в его ведении находилась казна, государственная печать, контроль за должностными лицами. Совет предварительно рассматривал вопросы, которые решало народное собрание, следил за точным исполнением принятых собранием законов и при желании мог в любой момент сдержать радикальные намерения народного собрания.

    Важные судебные дела рассматривал суд присяжных – Гелиэя. В нем насчитывалось 6 тыс. членов. Судьей мог стать каждый гражданин, достигший 30 лет. Суд был открытым и гласным. Допускались прения сторон. Приговор определялся на основе результатов голосования, который гелиасты осуществляли путем бросания белых и черных камешков в урны. Решения суда присяжных обжалованию не подлежали.

    В ряде случаев Гелиэя решала политические вопросы, являлась участником законодательного процесса, могла одобрить или отклонить законопроект. При вынесении решений и приговоров суд не всегда был связан законом. Он мог руководствоваться обычаями своей страны и фактически сам создавал нормы права.

    Гелиэя рассматривала дела о государственной измене, о покушении на демократию, тяжкие уголовные преступления (взяточничество, ложный донос, дело о возврате или возмещении собственности и т.д.). Суд мог приговорить к смертной казни, конфискации имущества, объявить врагом народа, запретить хоронить изменника родины, лишить гражданских прав и т.д. Обвиняемый, не дожидаясь вынесения приговора, мог избавить себя от наказания добровольным изгнанием. Некоторые категории уголовных дел рассматривались ареопагом, судом эфоров (коллегия одиннадцати).

    Гелиэя как наиболее демократический орган, была использована для борьбы с аристократией. Многие противники Афинского строя, в том числе члены ареопага, были осуждены с помощью этого суда за злоупотребление властью, взяточничество, растраты.

    По реформе Эфиальта в 462 г. до н.э. политические функции ареопага были разделены между народным собранием, советом пятисот и судом присяжных. Ареопаг же стал выполнять роль судебного органа.

    Важным органом исполнительной власти являлась коллегия десяти стратегов, главное место принадлежало первому стратегу. Ее члены избирались не жеребьевкой, а народным собранием путем открытого голосования. Разрешалось переизбрание на следующий срок. Это правило в первую очередь распространялось на военачальников. Лицо, претендующее на должность стратега, должно было иметь определенное имущественное положение. В ведении коллегии были казна, внешние сношения. Стратеги готовили для народного собрания проекты наиболее важных законов, при этом они не давали собранию отчетов о своих действиях, отвечая перед ним только за должностные преступления.

    С середины V в. до н.э. роль этой коллегии в системе государственных учреждений резко возросла. Возвышение коллегии стратегов означало умаление роли ареопага. Последний стал судом по умышленным убийствам, тяжким телесным повреждениям и поджогам. Члены суда заседали ночью, во время процесса надевали на глаза повязки. Из девяти членов коллегии архонтов приоритет имели архонт-эпоним, базилевс и полемарх. Первый архонт рассматривал жалобы афинских граждан и направлял их для рассмотрения по существу. Базилевс ведал культами и привлекал к ответственности за святотатство, следил за нравственностью жрецов. Полемарх следил за жертвоприношениями, устраивал поминки в честь павших воинов. Под его началом находились дела, субъектами преступлений которых были метеки (иностранцы). Фесмофеты (остальные архонты) определяли порядок рассмотрения дел в суде. Один из архонтов наблюдал за общественным порядком. Ему подчинялась полиция, обеспечивающая правопорядок. На должности полицейских зачисляли метеков и рабов. Полицейская служба предоставлялась свободному афинянину настолько унизительной, что он предпочитал дать себя арестовать вооруженному рабу, лишь бы самому не заниматься таким позорным делом.

    Дела разбойников, похитителей рабов, грабителей рассматривала коллегия одиннадцати. Она избиралась советом. В ее функции входили надзор за тюрьмами, исполнение приговоров. Именно здесь совершалась пытка рабов, если они являлись свидетелями по делу.

    Политическое устройство Афин было самым передовым в странах Древнего мира: граждане участвовали в принятии законов, отправлении правосудия; действовали принципы выборности, сменяемости и подотчетности должностных лиц; управление отличалось относительной простотой; вопросы решались коллегиально; отсутствовал бюрократизм. Формула закона начиналась словами: "Совет и народ решили".

    На протяжении всего V в. до н. э. прослеживается тенденция перераспределения власти в Афинском государстве в пользу демоса, т. е. радикализации афинской демократии. Важными вехами на этом пути стали: «морская программа» Фемистокла и ее следствие — рост политического влияния фетов; реформа Ареопага; постоянное усиление роли народного суда — гелиэи, которая в период 80—60-х гг. превратилась в суд первой инстанции. Примерно в первой половине — середине V в. до н. э. стал использоваться термин «демократия». Возможно, сначала он имел нейтральный или даже пейоративный (неодобрительный) оттенок и употреблялся скорее противниками народовластия, но уже во второй половине века отчетливо прослеживается его положительный смысл.

    Самая блестящая эпоха афинской и греческой истории названа по имени лидера афинской демократии «веком Перикла». Под стать растущему могуществу афинской демократии меняется внешний облик Афин: город, в котором работали лучшие греческие архитекторы, скульпторы, художники, украшается замечательными храмами, статуями, портиками. В значительной степени средства на это убранство шли из союзной казны. Афиняне полагали, что раз они несут за союзников «повинность крови», то вправе распоряжаться их взносами по собственному усмотрению, имеют моральное право тратить форос во славу Афин и в конечном счете во славу архэ.

    Афинская демократия, ставшая итогом векового развития этого греческого полиса, считается наиболее полным воплощением идеи античной прямой демократии. Ее тремя основами были: исономия — равенство перед законом, исополития — равенство в осуществлении гражданских (избирательных) прав, исегория — равные возможности выступления в народном собрании. Основные государственные органы оставались те же, что были при Клисфене. Народное собрание (экклесия) — высший орган власти, в котором решаются все важнейшие вопросы общественной жизни. По составу оно формально равно всему демосу, но фактически участвуют примерно 1/4, чаще — 1/5 граждан; собиралось народное собрание около 40 раз в году. Основные функции экклесии: издание декретов (псефизм) и законов (греч. номос). Голосование чаще всего было открытым, поднятием рук, считали «на глазок», но, например, по вопросам предоставления афинского гражданства [1]

    или при проведении остракофории голосование было тайным. Право выступить имел каждый участник собрания.

    Совет 500, или буле, постоянно работавший орган, управлял текущими делами в перерывах между заседаниями экклесии. Одной из его основных функций была подготовка пробулевмы — проекта решений по вопросам, выносимым на обсуждение в народном собрании. Кроме того, Совет осуществлял контроль за армией, флотом, финансами, торговлей; за должностными лицам, проводя докимасию (проверку) кандидатов в архонты и булевты и выслушивая их отчеты. Совет 500 также принимал заявления по государственным преступлениям (исангелии); частично пользовался судебной властью: мог приговаривать к штрафу до 500 драхм. Совет пополнялся ежегодно по жребию из граждан, достигших 30-летнего возраста; делился на 10 частей — пританий, по 50 человек от каждой филы. Каждая притания дежурила 1/10 часть года (и днем, и ночью). Ежедневно из состава дежурных пританов избирался председатель — эпистат пританов, которому вручали ключи от храмов, где хранились государственная казна, архив и государственная печать. Он же председательствовал в народном собрании, если оно приходилось на этот день. Таким образом, больше половины членов Совета в течение года проходили через эту должность и могли ощутить себя главой государства, правда, на одни сутки.

    Важнейшим органом афинской демократии был народный суд, гелиэя. Пять тысяч основных и 1000 запасных судей (гелиастов, или дикастов) выбирались ежегодно жребием из граждан старше 30 лет. Если верить комедиографу Аристофану, гелиэя заседала чуть ли не 300 дней в году (Осы, 663). Для избегания подкупа в дни судебных заседаний жребием дикасты распределялись по судебным палатам — дикастериям; в дикастерии заседало обычно от 200 до 500 судей; полным составом гелиэя собиралась крайне редко. Суд был гласным, решения выносились тайным голосованием простым большинством. Защищаться ответчик должен был сам, адвокаты не допускались, но можно было заказать речь логографу (даже известные ораторы не гнушались этим ремеслом), выучить ее наизусть и произнести в суде. В гелиэе выступать могли только мужчины; женщину защищал ее отец, муж, сын. Процесс длился один день, правда, было еще предварительное слушание у архонта, когда приносилась жалоба. Стороны должны были сами позаботиться об уликах, доказательствах, свидетелях, взяв у них заранее письменные показания; в суде свидетели их только подтверждали (в более ранние времена свидетели выступали в суде)-

    Гелиэя осуществляла не только судебные функции. Она участвовала в раскладке фороса; рассматривала дела союзников (апелляции на тяжелые приговоры); осуществляла контроль над должностными лицами (если возникали претензии по отчету, дело передавалось в суд); имела отношение и к законодательной деятельности, благодаря процедуре графэ параномон — жалобе на противозаконие. С обвинением в противозаконии мог выступить каждый афинянин против того, кто, по его мнению, предлагал или уже провел противозаконное, т. е. противоречащее демократической конституции и интересам государства, решение или закон. После этого действие декрета или закона приостанавливалось до вынесения судебного приговора гелиэей. Жалобщик, получивший менее 1/5 голосов судей, приговаривался к штрафу, а вот его жертва, если гелиасты соглашались с жалобщиком, могла быть осуждена даже на смерть.

    Основными должностными коллегиями были коллегия архонтов и коллегия стратегов. Коллегия архонтов осуществляла гражданско- административное руководство полисом. Архонты готовили судебные дела (на стадии предварительного слушания), руководили судебными палатами-дикастериями, организовывали празднества, театральные представления, возглавляли религиозные процессии, в их ведении находилась опека сиротского имущества и т. д. В 457/456 г. до н. э. был изменен порядок избрания архонтов: теперь в архонты могли избираться и зевгиты, а фактически и феты. С нач. 80-х гг. V в. до н. э. архонтов выбирали путем жребия. Бывшие архонты заседали в Ареопаге.

    Коллегия стратегов комплектовалась по одному стратегу от каждой филы голосованием. Стратеги были единственными из высших должностей, кто выбирался голосованием, а не жребием, не считая казначеев, отвечавших за сохранность казны своим имуществом и потому выбиравшихся из зажиточных афинян. Стратеги командовали армией и флотом, ведали внешней политикой.

    Все афинские должности были коллегиальными, ежегодно переизбираемыми (кроме Ареопага); все должностные лица были подотчетны перед Советом и экклесией: несколько раз за служебный год они отчитывались, а в конце года представляли итоговый отчет. Специальные чиновники, назначенные Советом, проверяли финансовую отчетность. Кроме казначеев остальные государственные должности были фактически доступны всем классам, но афиняне, как и 100 лет тому назад, предпочитали избирать на высшие должности представителей аристократических и богатых семей. При Перикле было введено жалованье за исполнение должностей, сначала гелиастам (один или два обола в день, Клеон в 20-х гг. V в. до н. э. повысил его до трех[2]); впоследствии стали платить членам Совета (пять оболов) и другим должностным лицам.

    Граждане — полноправные жители афинского полиса, участвовавшие в работе народного собрания, избиравшие и избираемые на должности, т. е. пользовавшиеся всеми политическими правами, составляли меньшинство населения. По новому закону о гражданстве, введенному по инициативе Перикла в 451 г. до н. э., афинским гражданином мог быть только тот, у кого и отец, и мать были гражданами (раньше достаточно было отца — афинского гражданина). Причина нововведения — скорее всего, тогдашняя демографическая ситуация: процветающие Афины привлекали множество переселенцев из других полисов, и на всех привилегий могло не хватить.

    Молодой афинянин с 18 до 20 лет проходил службу эфеба — начальную военную подготовку в приграничных крепостях. С 20 лет он становился полноправным гражданином, но на должности, как уже было сказано, избирали по достижению 30-летнего возраста. Гражданин имел право на помощь государства: участие в народных раздачах, выделение ему участка как клеруху за пределами Аттики, на территории союзного полиса, право на бесплатное посещение театра по специальному жетону, теорикону. Главная обязанность гражданина: служить в полисном ополчении и не уклоняться от должностей. Зажиточные афиняне должны были выполнять литургии — общественные повинности: хоре- гия (спонсирование театральных постановок), триерархия (оснащение кораблей), гимнасиархия (организация спортивных состязаний), устройство всенародных угощений и т.п. Фактически государство, возлагая это бремя на состоятельных граждан, использовало систему перераспределения доходов.

    Метеки платили особый налог (метойкион), не имели политических прав, не имели права владеть имуществом — только арендовать землю и (или) дом. Право владения предоставлялось отдельным метекам за особые заслуги. Метеки наряду с афинянами привлекались к военной службе, самые состоятельные — к литургиям. Самая ценная награда для метека — предоставление права гражданства.

    Огромное значение для утверждения афинской демократии как образцовой имела деятельность Перикла. «Век Перикла» — «золотой век» афинской демократии, как называют его некоторые историки. Перикл с 444 по 429 г. до н. э. занимал должность стратега и был фактическим лидером афинского государства, определяя во многом его политику; однако, как говорили в Афинах, это происходило не потому, что он был стратегом, а потому, что был Периклом. Известно высказывание Фукидида: по имени это была демократия, а на деле — правление первого мужа. Тем не менее, хотя личное влияние Перикла было чрезвычайно велико, оно не переходило допустимой при народовластии нормы. Авторитет лидера сдерживал развитие некоторых негативных тенденций афинской демократии, которые проявились в полной мере именно после смерти «первого мужа»: ее склонность к перерождению в охлократию (греч. ochlos — толпа) — власть неразумной, склонной к истерии, ведомой эмоциями толпы, легко поддающейся на провокации со стороны демагогов — так стали называть народных вожаков после Перикла.

    В первую половину V в. до н.э. Афины превращаются в одно из ведущих государств греческого мира. Этому способствовали победа греческих государств в греко-персидских войнах, интенсивное экономическое развитие Афин и укрепление в них демократического строя.  Афинская демократия вступила в период своего расцвета. Важную роль в этом сыграли проведенные в середине V в. до н.э. реформы Эфиальта и Перикла.

    Эфиальт почти полностью лишил ареопаг политической власти, передав его основные функции народному собранию, Совету пятисот и гелиэе. За ареопагом сохранились лишь некоторые судебные и религиозные функции.

    С именем Перикла связан расцвет афинской демократии. При нем потеряла значение цензовая реформа Солона, поскольку возможность замещения государственных должностей была признана за всеми полноправными гражданами. Для приобщения к активной политической жизни малоимущих граждан вводилось вознаграждение за исполнение государственных должностей.

    На смену патриархальному рабству пришло классическое, античное рабовладение. Рабы, которые начинают рассматриваться как простые орудия труда, превращаются постепенно в основную производительную силу. Противоречие между бесправными рабами и рабовладельцами превратилось в основное антагонистическое противоречие афинского общества.

    Рабовладельческая демократия в Афинах в V в. до н.э.

    По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивающей защиту их интересов и повиновение огромной массы рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни. Она окончательно сложилась в V в. до н.э. и просуществовала (с некоторыми перерывами) до тридцатых годов IV в. до н.э.

    Основными государственными органами Афинского государства в это время являлись:

    1. народное собрание;

    2. Совет пятисот;

    3. гелиэя.

    Они направляли и контролировали деятельность должностных лиц, главными из которых были стратеги и архонты.

    Народное собрание - верховный орган власти Афин. Оно собиралось сначала десять, а позднее сорок раз в год. При особых обстоятельствах (неожиданное нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайно. Компетенциянародного собрания была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам (псефизмы), избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продовольственное положение страны и т.д. В работе народного собрания могли участвовать только полноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста. Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие всего 6000 человек, то есть примерно 1/5 всех полноправных афинян. Принятый народным собранием законопроект становится законом только в том случае, если он не отвергался затем гелиэей.

    В Совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каждой из десяти территориальных фил. Члены совета (булевты) избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. К компетенции Совета относились вопросы управления:

    1. осуществление дипломатических сношений с другими государствами;

    2. управление финансами;

    3. надзор за арсеналами, доками, флотом;

    4. регулирование торговли;

    5. контроль за должностными лицами.

    Последние имели право выступать в Совете и вносить на его рассмотрение свои предложения. Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение вопросов, поступавших на рассмотрение народного собрания, что позволяло Совету направлять деятельность последнего. По окончании срока службы каждый член Совета пятисот отчитывался в своей деятельности и мог быть привлечен к ответственности.

    Гелиэя была высшим судебным органом государства и состояла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 территориальных фил. Члены гелиэи избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. В составе гелиэи функционировали 10 коллегий, в каждой из которых было по 500 судей и 100 запасных. Гелиэя была судом первой инстанциипо делам о государственных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц иапелляционнойинстанцией по делам, рассмотренным другими судами. Она также осуществляла некоторые контрольные функции и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.

    Таким образом, законодательный процесс Древних Афин имел следующие стадии:

    • внесение законопроекта в народное собрание в порядке законодательной инициативы, которой обладал каждый полноправный афинский гражданин;

    • предварительное рассмотрение законопроекта Советом пятисот и дача по нему заключения для народного собрания;

    • принятие законопроекта народным собранием;

    • принятый законопроект мог быть отвергнут гелиэей.

    Важную роль в управлении Афинским государством играли должностные лица. Основные принципы замещения должностей:

    • выборность;

    • срочность;

    • возмездность;

    • подотчетность;

    • коллегиальность.

    Выборы должностных лиц осуществлялись ежегодно или открытым голосованием в народном собрании, или по жребию. После истечения срока должностные лица представляли отчеты о своей деятельности Совету пятисот и гелиэе. В период расцвета Афинского государства подавляющее большинство должностей было коллегиальным.

    Главными должностными лицами в Афинах были стратеги и архонты.

    Коллегия стратегов состояла из десяти членов, избираемых народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан. Стратеги к V в. до н.э. получили важные полномочия. Они стали распоряжаться средствами, отпущенными на содержание армии и флота, организовывать сборчрезвычайных военных налогов, руководить доставкой продовольствия в Афины (в мирное время граждане не платили постоянных налогов, последние собирались только с метеков). К ним перешли и некоторые полномочия в области дипломатических сношений: они принимали капитуляцию противника, заключали перемирие. Кроме того, они вели следствие и председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях. Наконец, стратеги имели право требовать созыва внеочередных заседаний Совета пятисот или народного собрания и принятия неотложных мер. Иногда из стратегов выделялся автократор, командовавший армией, а в чрезвычайных обстоятельствах получавший всю власть в государстве.

    С ростом полномочий стратегов падало политическое значение архонтов. После реформ Солона девять архонтов стали избираться жребием из кандидатов, предложенных территориальными филами. Единой коллегией они действовали редко - при решении народным собранием вопроса об остракизме и при проверке должностных лиц.

    Специальные должностные лица (всего в Афинах их было около 700) управляли государственным имуществом, ведали государственной казной, наблюдали за порядком на улицах и нравственностью граждан, за торговлей на рынке, воспитывали и обучали молодежь, проходившую военную подготовку и т.д. Свои должностные лица были в филах и демах.

    Высшим судебным органом Афин, как отмечалось, была гелиэя. Некоторые судебные функции сохранил ареопаг. Под председательством архонта-базилевса он рассматривал дела об умышленном убийстве. По поручению народного собрания ареопаг мог проводить расследование дел о государственных преступлениях. Дела о неумышленных убийствах рассматривались судом эфетов. Разбой, кража и другие имущественные преступления - коллегией одиннадцати. Гражданско-правовые спорыоб имуществе подлежали ведению третейского суда диэтетов и (по мелким делам) коллегии сорока. Со времени Перикла были созданы суды по делам. Иногда, когда речь шла об особо тяжком преступлении, в качестве суда выступало само народное собрание.

    Упадок афинской демократии

    Формальное равноправие афинских граждан сочеталось с их имущественным неравенством, которое резко возросло к концу V в. до н.э. Наряду с процветанием небольшой группы крупных (по масштабам Афин) землевладельцев и торгово-ремесленных богачей значительно ухудшилось положение основной массы граждан - мелких земледельцев, ремесленников и люмпенов. Выросли противоречия и между афинянами и ограниченными в правах метеками. Все это привело афинскую демократию к острому кризису. Раздираемая внутренними противоречиями, ослабленная всеобщим недовольством, афинская демократия оказалась бессильной оказать сопротивление возвысившейся к IV в. до н.э. Македонии. В 338 году до н.э. фаланги Филиппа Македонского разгромили греческие войска, а в 336 году до н.э. Афины вместе со всей Грецией были включены его сыном Александром в состав Македонской монархии, а затем одного из государств, образовавшихся после ее распада. Во II в. до н.э. после вторжения римских легионов Афины, как и вся Греция, превратились в одну из провинций Римской Державы


    написать администратору сайта