Главная страница
Навигация по странице:

  • ______________________ ______________________________ ______________________________ Москва 2014 Оглавление

  • Глава 1.Генезис культуры…………………………………………………….4

  • Заключение……………..………….…...……………………………………….13 Список используемых источников…………..……...….……………………15 Введение

  • Глава 1.Генезис культуры

  • Многообразие концепций происхождения культуры

  • Натуралистическая или эволюционная

  • Орудийно-трудовая теория

  • Космическая (космологическая)

  • Символическая теория, Э.Кассирер, К.Г.Юнг.

  • 1.2. Орудийно – трудовая концепция.

  • Психоанализ: феномен первобытной культуры

  • Игра как предвестие культуры

  • Культура – производство символов

  • Список используемых источников

  • Генезис культуры. тема 7 ок. Контрольная работа по дисциплине Культурология


    Скачать 34.93 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа по дисциплине Культурология
    АнкорГенезис культуры
    Дата20.02.2022
    Размер34.93 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлатема 7 ок.docx
    ТипКонтрольная работа
    #368133

    ___________________________________________

    Контрольная работа по дисциплине «Культурология»

    Тема: «Генезис культуры».



    Исполнил слушатель _______группы

    Проверил______________________

    ______________________________

    ______________________________

    Москва

    2014



    Оглавление

    Введение………………………….…………..…………………….………..……3


    Глава 1.Генезис культуры…………………………………………………….4

      1. Многообразие концепций происхождения культуры…...……......4

      2. Орудийно – трудовая концепция.…………………………….…....6

      3. Психоанализ: феномен первобытной культуры…………………8

      4. Игра как предвестие культуры…………………………………….9

      5. Культура – производство символов………………………………11

    Заключение……………..………….…...……………………………………….13

    Список используемых источников…………..……...….……………………15


    Введение

    Рождение понятия «цивилизация» (от лат. civilis – гражданский) произошло в эпоху Просвещения (XVIII в.) одновременно с превращением более древнего слова «культура» в самостоятельную философскую категорию. И это далеко не случайно, поскольку оба понятия обязаны своим происхождением комплексу просвещенческих идей. В это время они несли практически один и тот же смысл, который выражался немецкими просветителями термином «культура», тогда как французские просветители специально ввели для него понятие «цивилизация». Культура или цивилизация обозначала «вторую природу» человека, или то, что он вносит как в окружающий мир, так и в развитие своего естественного состояния и посредством чего достигает своего собственного усовершенствования. Прежде всего, это состояние воспитанности, образованности или просвещённости человека как существа разумного. С тех пор сложилось первое отношение между понятиями, отношение тождества.

    Вопрос о происхождении, генезисе культуры – ключевой вопрос культурологии. Тема генезиса культуры, в широком смысле ее зарождение и последующий процесс развития, будет актуальна и в наше время. Человечество до сего времени не имеет четких данных о появлении человека и его развитии. Поэтому и существует несколько версий происхождения человека, культуры и их эволюции.

    В любом человеческом коллективе действует культура, устанавливающая нормы поведения, во-первых, между отдельными людьми, во-вторых, между людьми и социумом (обществом), в-третьих, между отдельными социумами. Регламент поведения, комплекс образцов поведения может меняться в различных культурах, но нормы поведения как совокупность образцов, определяющих жизнь, существуют всегда и везде, поэтому данная тема является актуальной.

    Глава 1.Генезис культуры

    Культурогенез – это один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и конфигураций.

    Сущность культурогенеза заключается в процессе постоянного самообновления культуры не только методом трансформационной изменчивости уже существующих форм и систем, но и путем возникновения новых феноменов, не существовавших в культуре ранее. Культурогенез не является однократным событием происхождения культуры в эпоху первобытной древности человечества, но есть процесс постоянного порождения новых культурных форм и систем.1

      1. Многообразие концепций происхождения культуры

    Попытки изучить все основные исторические концепции происхождения культуры человеческого общества привели к появлению различных теорий культурно-исторического развития. Существует несколько теорий, каждая из которых по-своему объясняет причины возникновения культуры у человека.2

    1. Креасцианистская. Культура рассматривается с точки зрения ее божественного происхождения. (примером могут служить мифы Др.Греции, боги обучали людей всему что они знают)

    2. Натуралистическая или эволюционная (Ч.Дарвин, Г.Спенсер, К.Лоренц). Основная мысль – культура как естественное выражение эволюции человеческого рода. Натуралистические предпосылки лежат в основе концепций возникновения культуры как следствия саморазвития человеческого рода, как естественного выражения его эволюции. Возникновение культуры является результатом человеческого сознания и мышления, которое на определенном этапе развития начало формировать вокруг себя мир культуры.3

    3. Орудийно-трудовая теория (К.Маркс, Ф.Энгельс). Основная мысль – труд единственный первоисточник материальной и духовной культуры общества объяснение явлений культуры с помощью категорий трудовой деятельности.
    Культура началась с изобретения орудий производства. Труд развил не только руку человека, но и его сознание, мышление и язык.
    Однако, орудийно-трудовая теория не способна объяснить некоторые факты, касающиеся возникновения культуры. Содержание культурных ценностей, традиций, верований, произведений искусства у разных народов различны, хотя при этом характер трудовых операций, орудия труда, их функции практически одинаковы.4

    4. Магическая (Дж.Фрейзер, Морган, Б.Малиновский). Основная мысль – специфика первобытного мышления – в неразвитости логических компонентов и доминировании магических представлений, компенсирующих недостаточность знаний о мире. Человек восполнял недостающее знание фантазией и объединял события и явления вымышленными связями. Желание повлиять на ход событий, организовать их развитие в нужном направлении приводило к организации определенных действий – религиозных ритуалов. Возникновение культуры –есть результат ритуальных религиозных действий.

    5. Игровая (Й.Хейзинг). Основная мысль – культура возникает как реализация человека играющего. Хейзинг рассматривает природу и значение игры как культурного феномена, он анализирует соотношение игры и состязания, игры и войны, игры и науки, игры и поэзии (искусства), в связи с чем рассматривает, так называемые формы философии  и искусства. Возникновение культуры – это результат природной игры только человек придал ей интеллектуальную направленность.5

    6. Трансцендентальная (Бердяев, Соловьев). Основная мысль  - Источник культуры – не в самой земной жизни, а привнесен в нее свыше.
    О трансцендентальной природе культуры, возникновение которой могло быть определено извне или свыше, пишет целый ряд религиозно ориентированных философов. Источник культуры они полагают не в самой земной жизни и естественном развитии человека, а в некоем импульсе или замысле, который и привносит идею культуры в человеческое общество.
    В данной теории человек в творении культуры выступает соавтором бога.6

    7.Космическая (космологическая) (Л.Гумилев, В.Вернадский)
    Основная мысль теории: Причина возникновения культуры – в действии особых космических факторов, благодаря которым складываются благоприятные условия для развития человека.
    Возникновение культуры – есть результат космических процессов.

    8.Символическая теория, Э.Кассирер, К.Г.Юнг. Сознание связано с символами, через которые оно оформляет свой опыт общения с миром. Основная мысль теории:Символ – исходная форма культурного выражения мира. 7

    1.2. Орудийно – трудовая концепция.

    Наиболее обстоятельно деятельный подход к культуре разработан в марксистской традиции. Отличие человека от животных усматривается исследователями этой ориентации в труде. Предполагается, что генезис социального и культурного непосредственно связан со становлением человеческого труда, который и превращает человеческую жизнедеятельность в общественную. Человек же оказывается агентом культуры, общественным человеком.

    Согласно орудийно-трудовой концепции, внутри которой осмысливается генезис культуры, человек выделился из животного мира. Теория происхождения человека изложена Ф. Энгельсом в 1873—1876 гг. Она представлена в статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», которая являлась одной из глав его работы «Диалектика природы». Энгельсу принадлежит классическая формула- «Труд создал человека». Под трудом Энгельс понимал целесообразную деятельность, которая началась с изготовления орудий из камня, кости и дерева.8

    Социальный механизм воспроизводства человеческой деятельности значительно расширяет пространство культуры. В этом отношении человек с самого начала выступает как «общественное животное, то есть такое животное, стереотипы поведения которого заложены не в нем (генетически), а вне его, в социальной форме общения. По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, сознание возникло в результате труда. В процессе труда у людей возникла потребность что-то сказать друг другу. Так появилась речь как средство общения в совместной трудовой деятельности. Последствия этих предпосылок – возникновения процесса речи и труда – огромны. Сущность человека — не в его генотипе, а в совокупности всех общественных отношений. Поэтому животным рождаются, человеком лишь становятся. В свою очередь, деятельность человека оказалась огромным импульсом, приведшим к культурогенезу.

    Американский культуролог Л. Мэмфорд считал, что орудийно-трудовая концепция К. Маркса выделяет как направляющую функцию орудий труда в жизни человека. Это подтверждают многие антропологи, ссылаясь на сохранившиеся артефакты материальной культуры. Но Л. Мэмфорд, опираясь на новейшие исследования, показывает, что моторно-сенсорные координации, вовлеченные в трудовой «процесс», не требуют особого состояния сознания и мыслительной деятельности человека. Ученый считает, что до тех пор, пока человек не научился создавать орудия труда, основными орудиями труда у него были его руки, зубы, когти. По мысли этого ученого, возможность выжить без инородных орудий дала древнему человеку достаточное время для развития тех нематериальных элементов его культуры, которые в значительной мере обогатили его технологию. Причем, выдвигается гипотеза, что многие живые существа оказались на том этапе более изобретательными, чем человек. И лишь производство символов обогнало производство орудий и способствовало развитию более ярко выраженной технической способности.9

    Предполагается, что появление человека связывается с качественными прорывами в живой материи, которая по пока невыясненным причинам, стала одухотворенной, мыслящей. А культура – это радикальный сдвиг в развитии окружающего мира.

    Итак, орудийно-трудовая концепция подтвердила мысль о том, что труд сотворил человека и культуру как способ его жизнедеятельности и стал сильным импульсом, приведшим к культурогенезу, а социальный механизм воспроизводства человеческой деятельности значительно расширил пространство культуры. Труд - это то, что отделяет человека от природного царства, подразумевая под ним специфический способ жизнедеятельности, приведшей к культуре.10

      1. Психоанализ: феномен первобытной культуры

    Основатель психоанализа З. Фрейд в книге «Тотем и табу» пытался раскрыть культурогенез через феномен первобытной культуры. Он отмечал, что возможность обнажить первоначальные слои человеческого творчества позволяют подойти к выяснению специфики культуры в целом. Фрейд пытается разгадать первоначальный смысл тотемизма. Вместе с тем он показывает, что для истолкования феномена культуры огромное значение имеет система запретов, то есть табу.

    По мнению Фрейда, всякий, кто подходит к проблеме табу со стороны психоанализа, то есть исследования бессознательной части индивидуальной душевной жизни, тот после недолгого размышления скажет себе, что эти феномены ему не чужды. Всем известны люди, которые создали для себя табу, и крайне строго их соблюдают. Точно так же чтят свои запреты дикари. Часть запрещений сама собой понятна по своим целям, другая, напротив, кажется бессмысленной.11

    Каждая культура, по словам Фрейда, создается принуждением и подавлением первичных позывов. При этом у людей имеются разрушительные, следовательно, противообщественные и антикультурные тенденции. Этот психологический факт имеет решающее значение для оценки человеческой культуры. Культурогенез, следовательно, обусловлен наложением запретов. Благодаря им культура безвестные тысячелетия назад начала отделяться от первобытного животного состояния.

    Речь идет о первичных позывах кровосмешения, каннибализма и страсти к убийству. Главная задача культуры, по Фрейду, настоящая причина ее существования в том и состоит, чтобы защищать нас от природы. Фрейд считал, что религия оказала культуре огромные услуги. Она активно содействовала укрощению асоциальных первичных позывов.12

    Концепция культурогенеза З. Фрейда подвергается достаточно аргументированной критике Ф. Боасом, А. Кребером, Б. Малиновским, У. Риверсом и другими учеными. Они считают, что тотемизм не является формой религии, а значит, эта концепция несостоятельна.13

      1. Игра как предвестие культуры

    Многие европейские философы и культурологи усматривают источник культуры в способности человека к игровой деятельности. Игра в этом смысле оказывается предпосылкой происхождения культуры. Различные версии такой концепции находим в творчестве Г. Гадамера, Е. Финка, Й. Хейзинга. В частности, Г. Гадамер анализировал историю и культуру как своеобразную игру в стихии языка, внутри которой человек оказывается в радикально иной роли, нежели та, которую он способен нафантазировать.

    Голландский историк культуры Й. Хейзинга в книге «Homo Ludens» отмечал, что многие животные любят играть. По его мнению, если проанализировать любую человеческую деятельность до самых пределов нашего познания, она покажется не более чем игрой. Вот почему автор считает, что человеческая культура возникает и развертывается в игре. Сама культура носит игровой характер. Игра рассматривается в книге не как биологическая функция, а как явление культуры и анализируется на языке культурологического мышления.14

    Хейзинга считает, что игра старше культуры. Понятие культуры, как правило, сопряжено с человеческим сообществом. Человеческая цивилизация не добавила никакого существенного признака к общему понятию игры. Все основные черты игры уже присутствуют в игре животных. “Игра как таковая перешагивает рамки биологической или, во всяком случае, чисто физической деятельности. Игра – содержательная функция со многими гранями смысла”.

    Каждый, по мнению Хейзинги, кто обращается к анализу феномена игры, находит ее в культуре как заданную величину, существовавшую прежде самой культуры, сопровождающую и пронизывающую ее с самого начала до той фазы культуры, в которой живет сам. Важнейшие виды первоначальной деятельности человеческого общества переплетаются с игрой. Человечество все снова и снова творит рядом с миром природы второй, измышленный мир. В мифе и культе рождаются движущие силы культурной жизни.15

    Игра, по мнению Финка, пронизывает другие основные феномены человеческого существования. Игра есть исключительная возможность человеческого бытия. Играть может только человек. Ни животное, ни Бог играть не могут.

    Трактуя игру как основной феномен человеческого бытия, Финк выделяет ее значительные черты. Игра в его трактовке – это импульсивное, спонтанно протекающее вершение, окрыленное действование, подобное движению человеческого бытия в себе самом. Чем меньше мы сплетаем игру с прочими жизненными устремлениями, чем бесцельней игра, тем раньше мы находим в ней малое, но полное в себе счастье.16

    С игрой у Финка связано происхождение культуры, ибо без игры человеческое бытие погрузилось бы в растительное существование. По мнению Финка, человеческую игру сложно разграничить с тем, что в биолого-зоологическом исследовании поведения зовется игрой животных. Поскольку для человека игра объемлет все, она и возвышает его над природным царством. Здесь возникает феномен культуры.17

      1. Культура – производство символов

    Социокультурная ориентация философии обострила интерес к категории символа, символического. Концепция символического, игрового приспособления к природному миру разработана в трудах Э. Кассирера. Символическое стало фундаментальным понятием современной философии наряду с такими, как наука, миф, тело, субъект и т.п.

    Поле исследований символического велико: философская герменевтика (Г .Гадамер), философия культуры (Й. Хейзинга), философия символических форм (Э. Кассирер), архетипы коллективного бессознательного (К. Юнг), философия языка (Л. Витгенштейн, Ж. Лакан и др.). Исследования символического представлены в концепции символического интеракционизма (Дж. Мид. Г. Блумер, И. Боффман), где символическое рассматривается как “обобщенный” другой”.18

    Кассирер намечает подступы к целостному воззрению на человеческое бытие как протекающее в символических формах. Он обращается к трудам биолога И. Юкскюля, последовательного сторонника витализма. Ученый рассматривает жизнь как автономную сущность. Каждый биологический вид, развивал Юкскюль свою концепцию, живет в особом мире, недоступном для всех иных видов. Вот и человек постигал мир по собственным меркам.

    Однако человеческий мир есть нечто качественно иное, поскольку между рецепторной и эффекторной системами развивается еще третья система, особое соединяющее их звено, которое может быть названо символической вселенной. В силу этого человек не только в более богатом, но и качественно ином мире, в новом измерении реальности.

    Культура заменила человеку инстинкты и способствовала созданию мира человека.19

    Из всех версий культурогенеза: орудийно-трудовой, психоаналитической, игровой и символической – наиболее разработанной и убедительной выглядит, символическая. Она дает представление о тайне антропогенеза, разъясняет происхождение культуры в понятиях современной науки, не прибегая к сложным и умозрительным допущениям. В теоретическом смысле концепция Кассирера выглядит вполне логичной. В ней, правда, не содержится попытка раскрыть трансцендентальную, сакральную природу культуры. Если из сферы науки выйти в мир религии, философии, то могут, как это очевидно, возникать и иные версии генезиса культуры.20

    Заключение

    Культура в свою очередь ассоциируется с ценностным освоением мира, духовным развитием, внутренним состоянием человека. Достижения культуры зачастую совершенно не практичны, но не менее важны для полноценной жизни человека (духовные, нравственные, эстетические ценности, шедевры искусства). Культура в отличие от цивилизации явление глубоко индивидуальное и неповторимое, культуры народов весьма непохожи друг на друга, тогда как элементы цивилизации легко заимствуются и могут распространяться в одном и том же виде повсеместно.

    Культурологическое понимание цивилизации не только отрицает тождество культуры и цивилизации, но также отвергает и их резкое противопоставление друг другу.  Современные учёные отмечают, что между культурой и цивилизацией нет непримиримого противоречия, как считал в своё время О. Шпенглер. Культура и цивилизация, несмотря на все различия, органично связаны друг с другом. Более того, цивилизация генетически происходит из культуры, представляя собой отчуждённую от самой себя культуру, воплощённую во внешних, материально-технических и социальных формах. Цивилизация есть совокупность условий, избавляющая людей от затрат невосполнимого времени на заурядное природное выживание. Цивилизация – средство подчинения сил природы человеку и «защитный пояс» от её разрушительных воздействий. Она создает материальные возможности для развития и обогащения культуры, а потому не противостоит ей, но дополняет духовное бытие человека. Факт же частого использования достижений цивилизации против человека и человечности свидетельствует не о порочности природы цивилизации, но скорее о низком культурном уровне человеческого общества.

    Для простоты восприятия все выше сказанное можно суммировать в единый метафорический образ. Если социальные отношения (политические, экономические, правовые и т.д.) составляют «тело» человеческого общества, то культура представляет собой его «душу». Цивилизацию же можно определить как внешние «одежды» общества, в которые оно облекается в ходе своего  исторического развития.

    Список используемых источников

    1. Большаков В.П. Культура как форма человечности. - Великий Новгород.- 2000.

    2. Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова.- СПб.- 2003.

    3. Вильчек В.М., Прощание с Марксом: Алгоритмы истории.-М.- 1993.

    4. Гуревич П.С., Эрнст Кассирер: феноменология мифа // Философские науки.- 1991.- № 7.- С.9197.

    5. Гуревич П.С., Султанова М.А., Первооткрыватель философии символизма // Философские науки.- 1993.- № 4-6.- С.100-116.

    6. Гуревич П.С. Словарь по культурологии.-М.- 1996 г.

    7. Гуревич П.С. Культурология // М.: Гардарики.- 2005. - 280 с.

    8. История и культурология. / Под ред. Н.В.Шишова, Т.В.Акулич, М.И.Бойко .-Учеб. пособие для студентов вузов.- Изд. 2, перераб. и дополн.- «Логос», 2000

    9. Культурология: краткий тематический словарь // Под ред. Драч Г.В., Матяш Т.П.- 2001 г.

    10. Кассирер Э. Философия символических форм: В 3 тт. / Пер. с нем. С. А. Ромашко. - М.- СПб.: Университетская книга.- 2002.

    11. О. М. Штомпель Л. А. Штомпель В. К. Королев, Г. В. Драч, Культурология/ СПб..- 2010

    12. Риккерт Г. Философия истории // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре.- М.- 1998

    13. Тавризян Г.М. О. Шпенглер, И. Хейзинга: две концепции кризиса культуры, М.- 1989.

    14. Флиер А.Я. Культурогенез в истории культуры // ОНС. - 1995.

    15. Фрейда З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии // СПС КонсультантПлюс.

    16. Хейзинг Й. «Homo Ludens» Статьи по истории культуры. / Пер., сост. и Х 35 вступ. ст. Д.В. Сильвестрова; Коммент. Д. Э. Харитоновича -М.: Прогресс – Традиция.- 1997. - 416 с.



    1 Гуревич П.С. Словарь по культурологии.-М.- 1996 г.

    2 Риккерт Г. Философия истории // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре.- М.- 1998

    3 Гуревич П.С. Культурология // М.: Гардарики.- 2005. - 280 с.

    4 Вильчек В.М., Прощание с Марксом: Алгоритмы истории.-М.- 1993.

    5 Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова.- СПб.- 2003.

    6 Хейзинг Й. «Homo Ludens» Статьи по истории культуры. / Пер., сост. и Х 35 вступ. ст. Д.В. Сильвестрова; Коммент. Д. Э. Харитоновича -М.: Прогресс – Традиция.- 1997. - 416 с.

    7 Флиер А.Я. Культурогенез в истории культуры // ОНС. - 1995.

    8 Культурология: краткий тематический словарь // Под ред. Драч Г.В., Матяш Т.П.- 2001 г

    9 Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова.- СПб.- 2003.

    10 История и культурология. / Под ред. Н.В.Шишова, Т.В.Акулич, М.И.Бойко .-Учеб. пособие для студентов вузов.- Изд. 2, перераб. и дополн.- «Логос», 2000

    11 Тавризян Г.М, О.Шпенглер, И.Хейзинга: две концепции кризиса культуры.- М.- 1989. 

    12 О. М. Штомпель Л. А. Штомпель В. К. Королев, Г. В. Драч, Культурология/ СПб..- 2010

    13 Фрейда З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии // СПС КонсультантПлюс.

    14 Хейзинг Й. «Homo Ludens» Статьи по истории культуры. / Пер., сост. и Х 35 вступ. ст. Д.В. Сильвестрова; Коммент. Д. Э. Харитоновича -М.: Прогресс – Традиция.- 1997. - 416 с.

    15 Гуревич П.С., Эрнст Кассирер: феноменология мифа // Философские науки.- 1991.- № 7.- С.9197.

    16 Тавризян Г.М. О. Шпенглер, И. Хейзинга: две концепции кризиса культуры, М.- 1989.

    17 Культурология: краткий тематический словарь // Под ред. Драч Г.В., Матяш Т.П.- 2001 г

    18 История и культурология. / Под ред. Н.В.Шишова, Т.В.Акулич, М.И.Бойко .-Учеб. пособие для студентов вузов.- Изд. 2, перераб. и дополн.- «Логос», 2000

    19 Большаков В.П. Культура как форма человечности. - Великий Новгород.- 2000.

    20 Кассирер Э. Философия символических форм: В 3 тт. / Пер. с нем. С. А. Ромашко. - М.- СПб.: Университетская книга.- 2002.



    написать администратору сайта