Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Перечислите круг вопросов и проблем, которые бы укладывались в рамки предмета социологии.

  • 2. Когда впервые был введен в оборот термин «социология», кого считают её «отцом», родоначальником и почему

  • 3. Кратко охарактеризуйте основные этапы развития западной социологии

  • 4. Каковы социологические воззрения Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера

  • 5. Каковы основные этапы развития социологии в России

  • 6. Ключевые идеи и краткая биография Питирима Сорокина.

  • 7. Чем отличается макросоциология от микросоциологии

  • 8. Из нижеперечисленных тем выберите те, которые соответствуют сфере интересов макросоциологии, и те, которые относятся микросоциологии

  • 9. Назовите отрасли социологического знания, связанные с основными сферами Вашей жизнедеятельности.

  • 10. Какую роль играет социология в современном обществе, какие функции она выполняет

  • 11. Каков потенциал социологической науки в изучении современного общества

  • Социология. Контрольная работа по дисциплине Социология Вариант 1 Социология как наука обучающийся гр. Зип19 Мамедов Г. В


    Скачать 43.96 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа по дисциплине Социология Вариант 1 Социология как наука обучающийся гр. Зип19 Мамедов Г. В
    АнкорСоциология
    Дата16.05.2023
    Размер43.96 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаSotsiologia_V1_Mamedov.docx
    ТипКонтрольная работа
    #1135934

    Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Сибирский государственный индустриальный университет»

    Кафедра социально–гуманитарных дисциплин
    контрольная работа

    по дисциплине: «Социология»
    Вариант № 1

    Социология как наука

    Выполнил:

    обучающийся гр. ЗИП–19

    Мамедов Г.В.

    Проверил:

    к.с.н., доцент,

    Терскова С.Г.
    Новокузнецк

    2023 г.

    Содержание


    1. Определите следующие понятия темы 3

    2. Выполните следующие контрольные задания 5

    Список используемой литературы 18

    1. Определите следующие понятия темы


    Социология – наука об обществе, составляющих его системах и закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях, общностях и группах.

    Социальное – это совокупность общественных отношений данного общества, интегрированная в процессе совместной деятельности (взаимодействия) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени.

    Объект социологии – вся совокупность связей, отношений и взаимодействий, которые носят название социальных.

    Предмет социологии – социальные отношения, процессы, тенденции и закономерности общества, его сфер (экономической, политической, личностной, духовной, интеллектуальной) и элементов (личности, слоев, общностей).

    Теоретическая социология – социология, ориентированная на объективное научное исследование общества в целях получения теоретического знания.

    Макросоциология – то масштабный подход к социологии, делающий акцент на анализе социальных систем и популяций на структурном уровне, часто на обязательно высоком уровне теоретической абстракции.

    Микросоциология – один из основных уровней анализа (или фокусов) социологии, касающийся природы повседневных социальных взаимодействий и деятельности человека в малых масштабах: лицом к лицу.

    Прикладная социология – это совокупность теоретических знаний, методологических принципов, специальных и отраслевых социологических теорий, моделей, методов и процедур исследования, а также социальных технологий, ориентированных на практическое применение, достижение реального социального эффекта в развитии социальных процессов и явлений.

    Академическая социология – это совокупность исследований, целью которых является получение фундаментального научного знания.

    Эмпирическая социология – это изучение социологии, основанное на методологических методах и методах сбора, обработки и передачи первичной социологической информации.

    Отраслевая социология – это совокупность областей, отраслей социологической жизни, изучающей социальные явления и процессы в отдельных широких сферах общественной жизни

    Позитивизм в социологии – направление в социологии, объявляющее единственным источником познания социальные науки или их совокупность и отрицающее философию как особую отрасль научного знания.

    Органицизм – это философская позиция, которая утверждает, что Вселенная и ее различные части (включая человеческие общества) должны рассматриваться как живые и естественно упорядоченные, подобно живому организму.

    Психологизм – тенденция в философии и гуманитарном знании к объяснению духовных явлений и идеальных сущностей работой индивидуального или коллективного сознания. 

    Социальный факт – это понятие, связанное с объективным существованием мира, отражающее результат взаимодействия индивидов, социальных групп, общностей, классов и других социальных образований. 

    Структурно–функциональный анализ – анализ целостного явления путем вычленения его структурных элементов и установления функциональных взаимосвязей между ними.

    Социум – это человеческая общность, специфику которой представляют отношения людей между собой, их формы взаимодействия и объединения.

    Социологическая парадигма – это сознательно избранная определенным научным сообществом исследовательская позиция, теоретическая конструкция или модель, созданная для познания окружающего мира и решения ряда прикладных задач в ее концептуальных рамках.

    2. Выполните следующие контрольные задания


    1. Перечислите круг вопросов и проблем, которые бы укладывались в рамки предмета социологии.

    В круг социологических проблем входят проблемы «изменяющегося мира»: урбанизация, рост народонаселения.

    Социология – это изучение сложных взаимоотношений между людьми и обществом, исследование того, как люди создают и изменяют общество, и как общество формирует поведение людей и их представления о себе. Социологов интересует классификация людей по группам. Индивид рассматривается социологом как представитель той или иной группы, а именно, как ценности, убеждения, представления, и соответственно, поведение людей зависят от их принадлежности к группе. Отличает социологию привычка рассматривать человеческие действия как элементы более широких структур. Мыслить социологически – значит несколько больше понимать всех людей, окружающих нас, возможность выйти за пределы личного непосредственного опыта, частной перспективы.

    Таким образом, поле деятельности социологии чрезвычайно широко: от анализа связей между конкретными индивидами до исследований глобальных социальных процессов. Чувства и эмоции, которые кажутся «естественно данными» человеку, на самом деле подвержены влиянию социальных факторов. Понимание тончайших, но сложных и глубоких способов, которыми наши жизни отражают контексты нашего социального опыта, является основой социологического мировоззрения. Социологию особенно интересует социальная жизнь в современном мире, стремительные перемены в человеческих обществах, произошедшие в последние два века.

    2. Когда впервые был введен в оборот термин «социология», кого считают её «отцом», родоначальником и почему?

    Термин «социология» ввел в 30–е гг. XIX в. Огюст Конт, которого и считают отцом–основателем новой научной дисциплины.

    Социология возникала в претензии: на изучение общества как целостной системы; изучение общества позитивным (научно–инструментальным) методом.

    Она должна была отличаться от философии, которая подходила к изучению общества умозрительно, спекулятивно, а не путем строгого анализа фактов и научных обобщений; а также отличаться от психологии, которая интересовалась индивидуальными, а не типическими проявлениями социального поведения и взаимодействия.

    Через довольно короткий период времени социологи (еще в прошлом веке) поняли, что могут:

    • либо изучать общество как целостную систему, и тогда они вынуждены широко применять умозрительный подход;

    • либо изучать общество строго научными средствами – и тогда они не охватывают всю его целостность, а анализируют только малые сообщества, отдельные явления или процессы.

    Почему? Да потому, что до сих пор нет такого компьютера, который удерживал бы в памяти и успевал обрабатывать все социальные события и факты даже в отдельно взятом сообществе, и нет такого научного коллектива, который бы удовлетворительно объяснил, как устроено общество и почему в нем происходят те или иные события. Проще говоря, наши средства и возможности менее развиты, чем наши устремления и познавательные амбиции.

    3. Кратко охарактеризуйте основные этапы развития западной социологии?

    Первый этап − 1840–1890 годы – связан со сложным путем становления социологии как самостоятельной области научного знания. Первым проект создания новой науки об обществе сформулировал французский мыслитель Огюст Конт (1798–1857). В 1830–1842 гг. он опубликовал свое главное произведение – шести томный труд «Курс позитивной философии», в котором новую науку об обществе предложил назвать социологией. Возможность и необходимость такой науки Конт обосновал законом трех стадий интеллектуальной эволюции человечества. На первой стадии – теологической – человеческий разум имел склонность объяснять наблюдаемые явления действием сверхъестественных сил – богов, духов, демонов. По мере накопления знаний и совершенствования форм мышления наступает вторая стадия, именуемая метафизической. Она характеризуется установкой объяснять природу существ, начало и назначение всех вещей, апеллируя к абстракциям, т.е. к представлениям о действии скрытых в вещах и раскрываемых силой разума принципов и сил. Любое знание превращается в философские рассуждения об общих принципах и сущности явлений. Третья стадия эволюции, получившая название позитивной, или научной, и знаменующая начало XIX века, отличается тем, что человеческий разум сосредотачивает свои усилия в области действительного наблюдения.

    Классический этап − 1890–1920 гг. – связан с развитием социологии как научной дисциплины, имеющей собственную предметную область и собственные методы исследовательской работы. На этом этапе произошла институционализация социологии, показателями которой служат открытие социологических кафедр и факультетов, издание специализированных журналов, создание научно–исследовательских организаций, учреждение профессиональных ассоциаций.

    Современный этап – с 1920–х до 1970–х годов − характеризуется стремлением к созданию общесоциологических теорий, которые синтезировали бы теоретические достижения предшествующего периода. Другой отличительной чертой данного этапа являлась мультпарадигмальность – сосуществование как макросоциологических, так и микросоциологических направлений.

    Постмодернистсий этап, начавшийся в 1980–х годах, представлен теориями интегрального синтеза, основанными на идее интеграции исследовательских подходов, ранее считавшихся взаимоисключающими. Самые выдающиеся теоретические разработки на этом этапе – теория коммуникативного действия Юргена Хабермаса (р. 1929), теория структурации Энтони Гидденса (р. 1938), конструктивистский структурализм Пьера Бурдье (1930–2001).

    4. Каковы социологические воззрения Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера?

    Г. Спенсер разделял основной взгляд Конта, по которому социология, примыкающая к биологии, составляет с ней физику организованных тел и рассматривает общество как своего рода организм. Однако Спенсер помещает между биологией и социологией психологию, но это не оказало заметного влияния на его представление об обществе. Спенсер был не согласен с идеей Конта о том, что весь социальный механизм покоится на мнениях и что идеи управляют миром, вносят в мир перевороты. Спенсер считал, что «мир управляется и изменяется через чувства, для которых идеи служат только руководителями. Социальный организм покоится в конце концов не на мнениях, но почти всецело на характерах».

    Таким образом, Спенсер стоит за психологическое объяснение «социального механизма», хотя это и не связывается с его аналогией общества с биологическим организмом.

    Центральное понятие всей мировоззренческой концепции Спенсера – эволюционизм. По его определению эволюция является интеграцией материи, именно эволюция переводит материю из неопределенной, бессвязной однородности в определенную связанную однородность, то есть социальное целое, где, однако, это целое – общество – не может и не должно поглощать отдельную личность. Отсюда существенным измерением социального прогресса Спенсер считает переход от общества, в котором личность целиком подчинена социальному целому, к такому состоянию, при котором социальный организм или общество «служит» составляющим его индивидам. Как он писал: «...Идеалом, к которому мы идем, является общество, в котором управление будет доведено до возможно меньших пределов, а свобода достигнет по возможности наибольшей широты».

    Основное различие социальных структур, по Спенсеру, состоит в том, является ли сотрудничество людей в достижении общей цели добровольным или принудительным. Он делит общество на два типа: «военное» и «промышленное», которым и соответствуют эти два типа отношений людей.

    В истории социологии Э. Дюркгейм (1858–1917) представляет новую и важную главу в ее развитии. Это обусловлено тем, что он практически первым попытался теоретически обосновать и выделить специфический предмет научного изучения социологии – «социальную сферу». Им разработаны методология и методы социологических исследований.

    Дюркгейм был убежденным рационалистом, а рационализм следует рассматривать как французскую национальную традицию, которая восходит к Декарту (1596–1650).

    Социальная проблема для Дюркгейма не столько экономическая, сколько моральная, и в этом вопросе он очень далек от марксистского понимания социализма. Сущность социализма Дюркгейм усматривает не в отношении к собственности и даже не в планировании. Социализм Дюркгейма – это, по сути дела, «социализм» Конта, который резюмировал его в двух ключевых словах: организация и морализация. Социализм представляет собой лучшую, то есть более осознанную организацию коллективной жизни, цель и следствие которой интеграция индивидов в социальных общностях, наделенных моральным авторитетом и поэтому способных выполнять воспитательную функцию.

    Таким образом, Дюркгейму было присуще, широкое толкование социализма и он считал, что для его понимания нужно исследовать все его разновидности. Он определял социализм следующим образом: «Социализм – это тенденция к быстрому или постепенному переходу экономических функций из диффузного состояния, в котором они находятся к организованному состоянию. Это также можно сказать, стремление к более или менее полной социализации экономических сил».

    По Дюркгейму, социальная реальность включена в общий универсальный природный порядок, и она столь же основательна, а главное «реальна», как и другие виды реальности (биологическая, психологическая, экономическая), а потому, как и последние, развивается в соответствии с определенными законами.

    Вебер считал, что абстрагироваться от того, что человек есть существо сознательное, не может ни историк, ни социолог, ни экономист. Но руководствоваться при изучении социальной жизни методом непосредственного вживания, интуиции Вебер решительно отказывался. Ибо было ясно, что результат подобного способа изучения не обладает обще значимостью, он слишком субъективен.

    По Веберу вместо того, чтобы исследовать мир переживаний историка, необходимо изучать логику образования тех понятий, которыми при этом оперирует историк.

    В качестве необходимой предпосылки социологии Вебер ставит отдельного рационально (осмысленно) действующего индивида. Согласно Веберу, общественные институты – право, государство, религия и т. д. – должны изучаться социологией в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов, в какой последние реально ориентированы на них в своих действиях. Он отрицал идею, что общество «первое» составляющих его индивидов, и «требовал» исходить в социологии из действия отдельных людей. В этой связи можно говорить о методологическом индивидуализме Вебера.

    Наличие субъективного смысла и ориентация на других – два необходимых признака «социального действия» и его понимания предмета социологии.

    Перечисляя возможные виды социального действия, Вебер указывает четыре: целерациональное; ценностно–рациональное; аффективное; традиционное.

    Теория рационализации Вебера связана с его трактовкой «социального действия», которая в свою очередь выходит на концепцию господства, являющейся основой политической социологии Вебера.

    5. Каковы основные этапы развития социологии в России?

    Первый этап – 1860–1890 гг.

    Первый этап относится к периоду развития промышленности, увеличения городского населения и усложнения социальной структуры российского государства.

    Если за рубежом русскую социологию приветствовали, то России термин «социология» был запрещен. Даже в начале ХХ в. эта наука в университетах не читалась, но она интенсивно развивалась под такими названиями как «философия истории», «социальные основы экономики», «социальная психология».

    Спор, как называть эту науку – «социальной физикой», «философией истории» или «социологией» был не столь беспредметен, как может сейчас показаться. Если бы речь шла просто о выборе того или иного названия, то, в конечном счете, можно было бы согласиться с любым из них или каким–либо другим, но вопрос заключался в ином – в междисциплинарных отношениях. Говорить о социологии как «философии истории» значило суживать рамки рассматриваемых явлений, так как абстрактное учение об обществе не должно пользоваться ограниченным материалом.

    Не смотря, на это данная наука продолжала формироваться. Был определен ее предмет как методы, принципы, формы социального поведения. Главная особенность этого периода состояла в одновременном зарождении двух течений позитивизма и марксизма. Как и на Западе в России господствовала позитивистская социология.

    Второй этап – 1890 г. – начало XX в

    В 1897 г. вышел первый учебный обзор по социологии на русском языке (Н. Кареев «Введение в изучение социологии»), в его библиографии русским авторам принадлежало 260 работ из 880. Но фактически список Кареева был далеко неполон: отечественных социологических исследований к тому времени было значительно больше.

    К началу ХХ в. началась широкая разработка социальных проблем на психологической основе. Начинают проводиться массовые исследования, возрастает число публикаций, предпринимаются попытки социальных экспериментов, выходят работы посвященные итогам исследований. В 1909г. социология начинает изучаться как учебная дисциплина в ряде русских учебных заведений.

    До революции 1917г. развитие социологии прошло несколько стадий, на которых выделились специфические направления:

    1. Позитивизм (становление социологии, конец 60–х – конец 80–х годов ХIХ в.)

    1) географический детерминизм;

    2) органицизм;

    3) концепция культурно–социологических типов;

    4) народничество;

    5) субъективная школа;

    6) психологическое направление;

    7) классический позитивизм.

    2. Антипозитивизм (начало 80–х годов ХIХ в. – ХХ в.):

    1) Ортодоксальное направление;

    2) Философский иррационализм;

    3) Индивидуальный психологизм.

    3. Неопозитивизм (начало ХХ в.)

    Третий этап – первая четверть XX в.

    В этот период издается обширная социологическая литература теоретического профиля. Основное направление ее – выявить соотношения русской социологической мысли и социологии марксизма. В этой связи в развитии социологии России наблюдаются различные социологические школы.

    Вводится научная степень по социологии. Но стремление соединить сложившийся в русской социологии и марксизме научный аппарат с новыми общественными условиями оборачивалось насилием над теорией, ее упрощением под идеологию. В эти годы начала издаваться литература по проблемам социологической мысли. Заметное влияние продолжала оказывать немарксистское направление, отраженное в работах П. Сорокина. Но в идеологической сфере шла борьба между марксизмом и другими взглядами.

    Четвёртый этап – 20–30–е годы XX в.

    После выхода в свет краткого курс а «История ВКПб» И. В. Сталина в административно–приказном порядке была упразднена социология, на конкретное изучение процессов, явлений социальной жизни был наложен строжайший запрет. социология была объявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марксизмом, но и враждебной ему. Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены. Само слово «социология» оказалось вне закона, и было изъято из научного обихода, ушли в небытие соц–профессионалы.

    К концу 30–х годов ХХ в. социологию упразднили

    Пятый этап – конец 50–х годов, по настоящее время.

    Оттепель шестидесятых годов отразилась и на социологии: началось возрождение социологических исследований, они получили права гражданства, а социология как наука – нет. Социология была поглощена философией, Стремясь сохранить за собой право проводить конкретные исследования, социологи были вынуждены главный акцент делать на «позитивных» аспектах социального развития страны и игнорировать негативные факты. Это объясняет то, что труды многих ученых того периода до последних лет «застоя» носили однобокий характер. Не только не принимались, но и осуждались тревожные сигналы по проблемам разрушения природы, нарастании отчуждения труда, отчуждения власти о т народа, нарастании нац. тенденций и т. д.

    Такие научные понятия как экология, отчуждение, социальная динамика, социология труда, социология политики, социология семьи, социология религии, социальная норма и др. были под запретом. Их использование для ученого могло иметь своим следствием зачисление его в число последователей и пропагандистов революционно буржуазной социология.

    Т. к. социологические исследования имели право на жизнь, то к середине 60 годов стали появляться первые крупные социологические труды по социальной инженерии и конкретному социальному анализу С. Г. Струмилина, А. Г. Здравомыслова, В.А. Ядова и др.

    Запрет на развитие теоретической социология был снят в 1988 г.

    6. Ключевые идеи и краткая биография Питирима Сорокина.

    Окончил школу грамоты. 2 июня 1904 года Питирим окончил с отличием Гамскую второклассную школу.

    В 1906 году Питирим вступает в партию социалистов–революционеров (эсеров) и активно включается в процесс распространения революционных идей.

    Осенью 1907 года отсутствие каких–либо перспектив на хорошую работу или учёбу в родных местах подталкивают Питирима на переезд в Санкт–Петербург.

    Питирим окончил университет в 1914 году, оставлен на кафедре уголовного права для подготовки к профессорскому званию. С 1915 года – редактор газеты «Народная мысль». С 1916 года – приват–доцент.

    После Февральской революции принял активное участие в политической деятельности.

    В июне – октябре по заданию «Союза возрождения России» руководил подготовкой восстания против большевиков в районе Великий Устюг – Котлас – Архангельск. 30 октября в Великом Устюге сдался ЧК. Чекисты намеревались его расстрелять, но Сорокин попросил разрешения послать телеграмму В. И. Ленину с раскаянием.

    После отхода от политики Сорокин сосредотачивается на научной и преподавательской деятельности.

    В условиях НЭПа В. И. Ленин поставил вопрос о необходимости продолжения жёсткого идеологического контроля над содержанием обучения по общественным дисциплинам. Руководство страны решило отстранить от преподавания и от руководства наукой «буржуазную профессуру». Летом 1922 года в Советской России прошли аресты научной и творческой интеллигенции.

    В октябре 1923 году приглашен в США американскими социологами для чтения курса лекций по истории русской революции, с которыми Сорокин выступал в различных колледжах и университетах.

    Смысл предлагаемой Сорокиным концепции социокультурной динамики заключается в том, что каждый из этих циклически сменяющих друг друга типов культуры имеет свои законы развития и пределы роста. Основная идея Питирима Сорокина как социолога – идея интегрализма, в соответствии с которой социологическое знание будет развиваться в сторону создания обобщающей теории структуры и динамики различных социокультурных систем, а противоречивое многообразие реально существующих социокультурных систем в перспективе будет трансформироваться в некий интегральный социокультурный строй.

    7. Чем отличается макросоциология от микросоциологии?

    Это уровни социологического знания, различающиеся по масштабу охвата изучаемых явлений.

    Макросоциология ориентирована на изучение социальных явлений крупного масштаба, таких как общество, социальные институты, общности, системы и процессы, в них происходящие.

    Микросоциология исследует сферы непосредственного социального взаимодействия: отношения между отдельными личностями, процессы коммуникации в малых группах, пространство повседневной реальности.

    8. Из нижеперечисленных тем выберите те, которые соответствуют сфере интересов макросоциологии, и те, которые относятся микросоциологии:

    ‒ межличностные отношения в малых группах ‒ микросоциология;

    ‒ этапы развития общества как целого ‒ макросоциология;

    ‒ мотивация экономического поведения человека в различные исторические эпохи ‒ макросоциология;

    ‒ классовая структура общества ‒ макросоциология;

    ‒ характер взаимосвязи политики и экономики ‒ макросоциология;

    ‒ процесс становления личности ‒ микросоциология.

    9. Назовите отрасли социологического знания, связанные с основными сферами Вашей жизнедеятельности.

    Социология затрагивает все сферы моей жизни – это семья, круг друзей и коллег по работе, жители города и т.п. Поэтому можно сказать, что отраслевая социология, в большей степени связана с основными сферами моей жизнедеятельности.

    10. Какую роль играет социология в современном обществе, какие функции она выполняет?

    Социология способствует формированию знаний о социальной действительности и изменения в ней, объясняет логику процессов социального развития, помогает человеку определить свое место в обществе, выбрать жизненный путь и выяснить жизненные перспективы, сконцентрировать личные усилия на решении социальных противоречий.

    11. Каков потенциал социологической науки в изучении современного общества?

    Социология способствует формированию знаний о социальной действительности и изменения в ней, объясняет логику процессов социального развития, помогает человеку определить свое место в обществе, выбрать жизненный путь и выяснить жизненные перспективы, сконцентрировать личные усилия на решении социальных противоречий.

    Особенно важное значение социология имеет в подготовке молодых специалистов, являясь составной частью их общего и профессионального образования. Которым является общество, в котором мы живем, каковы перспективы его развития, сможем ли мы участвовать и влиять на общественные процессы, овладеть наукой разумного управления и регулирования этими процессами в современной жизни.

    Список используемой литературы


    1. Социология: методические указания/М–во науки и высш. образования Российской Федерации, Сиб. гос. индустр. ун–т, Каф. социально – гуманитарных дисциплин; сост. С.Г.Терскова. – Новокузнецк: Издательский центр СибГИУ, 2021.

    2. Социология: социальные институты, структура и процессы: учебное пособие / С. Г. Терскова; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Сибирский государственный индустриальный университет. – Новокузнецк: Издательский центр СибГИУ, 2019.

    3. Социология: учебное пособие / С. Г. Терскова, М. А. Мирюкова, Е. А. Сафонова; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Сибирский государственный индустриальный университет. – Новокузнецк: Издательский центр СибГИУ, 2020.

    4. Плаксин, В. Н. Социология: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. Н. Плаксин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019.

    5. 4. Оганян, К. М. Социология учебное пособие для прикладного бакалавриата / К. М. Оганян, К. К. Оганян. – Москва: Издательство Юрайт, 2019.


    написать администратору сайта