Контрольная работа по философии-2. Контрольная работа по философии по теме Учение Аристотеля и анализ происхождения этих идей (у кого он их заимствовал)
Скачать 32 Kb.
|
Контрольная работа по философии по теме «Учение Аристотеля и анализ происхождения этих идей (у кого он их заимствовал)» Условно все произведения, написанные Аристотелем, можно разделить на три класса (в зависимости от круга читателей): экзотерические (опубликованные и предназначенные для широкого круга читателей), сборники и критические извлечения из научных сочинений (не сохранились), и эзотерические (научные сочинения, предназначенные для избранных, для учеников Лицея). По тематике произведения Аристотеля можно условно разделить на
Метафизика. Название «Метафизика» труду Аристотеля было дано позже Андроником Родосским в I веке до н.э., готовившим сочинения Аристотеля к изданию. Сам же Аристотель называл свое произведение первой философией или теологией, в отличие от второй философии или физики. Аристотель вводит метафизику как науку, самую возвышенную, по его словам, т.к. она не решает не физические, а духовные запросы человека. «Все же мы полагаем, что знание и понимание относятся больше к искусству, чем к опыту, считаем более мудрыми искушенных в искусстве, чем имеющих опыт. Ведь мудрость зависит от знания, и это потому, что первые знают причину, а вторые нет», – пишет Аристотель о самой возвышенной теоретической науке. Метафизика – это главным образом учение о сущности, о цели, принципы и причины организации бытия. С теорией субстанций связана критика теории идей Платона. Дело в том, что у Платона идеи – это причина чувственного мира, но вместе с тем идеи находятся отдельно от чувственного мира, обитая в гиперурании, и познаваемы лишь разумом. Аристотель не отказывается от сверхчувственного характера идей, но придает понятию «идея», т.е. «форма» в философии Аристотеля, характер разумных сил в чувственном и соединяет сверхчувственный и чувственный миры. Кроме того, он отказывается от эсхатологических компонентов платонизма. У Платона идея – это родовое понятие (на примере кошки лишь как воплощения идеи «кошачности»); Аристотель же говорит о первичности вещи, воспринимаемой нашими чувствами, род – это лишь объединение, создаваемое человеком, род – это качество, категория, предписываемая вещи, называемой «первичной сущностью», в то время как род – это «вторичная сущность». Таким образом, у Аристотеля индивид становится сущностью, субстанцией. Кроме того, именно сущность может быть выражена в понятии и является предметом строгого знания – науки. Метафизическая реальность постигается между чувственным и надчувственным, воплощенным в каждой единичной вещи, определяемой через ее понятие, которое, тем не менее, абстрагировано от особенностей конкретной вещи. Как же постигается «первичная сущность», или субстанция, у Аристотеля? Говоря о понятии субстанции, Аристотель прежде всего рассматривает соотношение материи, как воплощения чувственного мира, и формы, как воплощения мира надчувственного, сути каждой вещи. С другой стороны, материя воплощает в себе возможность (потенцию), а форма – акт, т.е. действительность. Но как невозможно отдельное существование формы и материи, так и не существует отдельно простой возможности или чистой действительности: они сочетаются как реализующийся задаток. Соединение материи и формы с точки зрения формы Аристотель называет энтелехией. Так душа, например, есть энтелехия тела, т.к. она движущий фактор осуществления потенции. Чистой энтелехией, по Аристотелю, является Бог. Но как же Аристотель определяет первоначало? Первоначало, сверхчувственная субстанция, по Аристотелю, было лишено потенции и неподвижно, иначе оно не смогло бы быть причиной подвижного, иначе движение окажется в круге бесконечности. Время вечно, также как и движение, и никем не сотворено: до появления времени должно было быть некое сначала и потом, но ведь они являются лишь моментами времени. Чистая энтелехия, по Аристотелю, – это Бог, чистая вечная духовная жизнь, бесстрастный и неизменный. Бог, оставаясь неподвижным, приводит в движение весь мир. Аристотель называет свое учение об основных принципах теологией. В «Метафизике» Аристотель определяет и четыре причины бытия: формальная причина (т.е. форма), материальная причина (т.е. материя), действующая причина и финальная причина. Природа у Аристотеля не есть ни субстанция, ни единичное существо, но тем не менее она едина и обязана своим существованием самой себе, поэтому в учение о природе входит и учение о душе. Предшественниками Аристотеля можно считать Гераклита, элеатов и Платона. В своей философии Аристотелю удалось разрешить противоречия, которые возникали между учениями этих двух школ: Гераклит принимал движение, но не мог обосновать его, а элеаты, говорившие о неизменности бытия, не могли объяснить явление движения в чувственном мире и не само бытие, но бывание. Аристотель же совмещает в понятии субстанция возможность (потенцию) и воплощение действительности (акт), сочетая философию и Гераклита и элеатов. Физика и математика. Космология. Дальнейшее развитие апория элеатов о движении получила в труде Аристотеля «Физика», где он доказал, что движение есть переход от одной формы бытия к другой, от потенциальной к акту. Далее Аристотель говорит о четырех категориях движения: порождении и разложении (относительно субстанции), изменении (с точки зрения качества), возрастании и убывании (относительно количества) и переносе (с точки зрения места). |