Контрольная работа по Всеобщей истории студента группы ЭПбз-212. контрольная работа
Скачать 295.67 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева» Институт энергетики Кафедра электроснабжения горных и промышленных предприятий По дисциплине: «Всеобщая история» на тему: «КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА» Выполнил студент группы ЭПбз-212 Гаун Д.С. Проверил преподаватель: Бутьян В.А. Кемерово 2022 Задание №1 «Анализ документа» Плутарх - один из выдающихся писателей древности. Родился в Греции в I в. н. э. Его наиболее известное сочинение "Сравнительные жизнеописания" состоит из биографий героев Древней Греции и Рима, начиная от легендарных Ромула, Тезея и Ликурга и кончая современниками автора. В биографии Ликурга излагается содержание ретры - устного договора (закона), якобы составленного некогда в Спарте. Точность этого сообщения проверить невозможно уже потому, что, по свидетельству Плутарха, "записывать свои законы Ликург не стал". Но рассказ Плутарха содержит вполне достоверные сведения о состоянии спартанского общества в первый период его развития (последовательность изложения несколько изменена нами). О законодателе Ликурге невозможно сообщить ничего строго достоверного. О его законах, и об устройстве, которое он дал государству, существуют самые разноречивые рассказы. Из многочисленных нововведений Ликурга первым и самым главным был Совет старейшин. В соединении с царской властью, обладая равным с нею правом голоса при решении важнейших дел, этот Совет стал залогом благополучия и благоразумия. Двадцать восемь старейшин теперь постоянно поддерживали царей, оказывая сопротивление демократии, но в то же время помогали народу хранить отечество от тирании. Ликург поставил двадцать восемь старейшин скорее всего для того, чтобы вместе с двумя царями их было ровно тридцать. Никому из обыкновенных граждан не дозволялось подавать свое суждение, и народ, сходясь, лишь утверждал или отклонял то, что предложат старейшины и цари. Но впоследствии толпа разного рода изъятиями и прибавлениями стала искажать и уродовать утверждаемые решения, и тогда цари Полидор и Teoпомп сделали к ретре такую приписку: "Если народ постановит неверно, старейшинам и царям распустить", то есть решение принятым не считать, а уйти и распустить народ на том основании, что он извращает и переиначивает лучшее и наиболее полезное. Первых старейшин Ликург назначил из числа тех, кто принимал участие в его замысле. Затем он постановил взамен умерших всякий раз выбирать из граждан, достигших шестидесяти лет, того, кто будет признан самым доблестным. Народ и в этом случае, как и во всех прочих, решал дело криком. Соискателей вводили не всех сразу, а по очереди, в соответствии со жребием, и они молча проходили через собрание. Избранным объявлялся тот, кому кричали больше и громче других. Ликург придал государственному управлению смешанный характер, но преемники его, видя, что олигархия все еще чересчур сильна, набрасывают на нее, словно узду, власть эфоров-блюстителей. Создание должности эфоров послужило не ослаблению, но упрочению государства: оно лишь на первый взгляд было уступкой народу, на самом же деле-усилило аристократию. Отказавшись от чрезмерной власти, спартанские цари вместе с тем избавились и от ненависти, и от зависти; им не пришлось испытать того, что мессенцы и аргивяне учинили со своими правителями, не пожелавшими поступиться ничем в пользу народа. Второе и самое смелое из преобразований Ликурга - передел земли. Ликург уговорил спартанцев объединить все земли, а затем поделить их заново и впредь хранить имущественное равенство. Он разделил Лаконию между периэками, или, иначе говоря, жителями окрестных мест, на тридцать тысяч участков, а земли, относящиеся к самому городу Спарте, - на девять тысяч, по числу семей спартиатов... Каждый надел был такой величины, чтобы приносить по семидесяти медимнов ячменя на одного мужчину и по двенадцати на женщину и соразмерное количество жид- ких продуктов. Затем Ликург изгнал из Спарты бесполезные и лишние ремесла. Ремесленники, вынужденные отказаться от производства бесполезных предметов, стали вкладывать свое мастерство, в предметы первой необходимости. Чтобы нанести роскоши и страсти к богатству еще более решительный удар, Ликург провел третье и самое прекрасное преобразование - учредил общие трапезы: граждане собирались вместе и все ели одни и те же кушанья. На трапезы собиралось человек по пятнадцати, иной раз немногим менее или более. Каждый сотрапезник приносил ежемесячно медимн ячменной муки, восемь хоев вина, пять мин сыра, две с половиной мины смокв и наконец, совсем незначительную сумму денег для покупки мяса и рыбы. Одним из благ и преимуществ, которые доставил согражданам Ликург, было изобилие досуга. Заниматься ремеслом им было строго-настрого запрещено. Землю их возделывали илоты, внося назначенную подать. Низким и рабским считали они всякий ручной труд, всякие заботы, сопряженные с наживой. Постановлениями Ликурга было введено единообразное и обязательное воспитание и обучение всех спартиатов, в которых военное дело занимало главенствующее и почти исключительное место. Запрещено было заниматься ремеслами, искусствами, земледелием, торговлей. «Никому не разрешалось жить так, как он хочет, точно в военном лагере; все в городе подчинялись строго установленным правилам и делали то из полезных для государства дел, которое им было назначено». Спартанский образ жизни должен был охраняться многочисленными запретами на общение с иностранцами, нововведениями в религиозной сфере. Даже говорить спартиаты должны были по-особому: лаконично, экономя слова, стремясь к нарочитой точности и образности (на деле такой искусственный язык также служил национальной изоляции от прочих). Законодательные постановления Ликурга были высказаны в так называемых ретрах — ответах оракула Аполлона на вопрошания царя. Они не были записанными, и священный смысл должен был обеспечить сохранение их требований на века. По замыслу законодателя, стабильность спартанского общества должна обеспечиваться и нравами, и общим укладом жизни, и государственными учреждениями, в которых народ в целом реализует власть. Одна из ретр завершалась словами: «Господство и власть пусть принадлежат народу». Задание №2 «Вопрос для письменного изложения по зарубежной истории» Возникновение, расцвет и распад Арабского халифата В VII—VIII вв. в результате завоеваний сложилось огромное государство — Арабский халифат, который позже распался на отдельные государства. В странах Халифата была создана богатая культура, связавшая воедино достижения разных народов. Арабы внесли огромный вклад в развитие науки, литературы, искусства. Арабские завоевания (возникновение Арабского Халифата) После смерти Мухаммада власть в государстве, объединившем всех арабов, унаследовали ближайшие сподвижники пророка, избираемые на собраниях наиболее уважаемых мусульман. Эти правители именовались халифами — «заместителями» пророка, а государство, которое они возглавляли, — Халифатом. Объединив арабов, ислам поставил перед ними общую цель — подчинить «неверных» новой религии. Первое столетие Халифата прошло под знаком завоеваний. В 636 г. арабы разбили византийцев на реке Ярмук к северу от Иерусалима и за несколько лет захватили восточные провинции Византии: Сирию, Палестину и Египет, затем Иран, а позже и всё средиземноморское побережье Африки. В 711—714 гг. они подчинили Вестготское королевство в Испании, перешли Пиренеи и только в 732 г. были остановлены франками при Пуатье. На востоке они вышли к реке Инд, захватили Среднюю Азию и в 751 г. при Таласе нанесли поражение китайскому войску, но дальше не пошли. Каждая новая победа усиливала уверенность мусульман во всемогуществе Аллаха, избравшего арабов орудием выполнения своей воли. Но были и другие причины их удивительных успехов. Бывшие кочевники оказались прекрасными воинами, их конница атаковала стремительно, а религиозное рвение удваивало силы. В то же время противостоящие им державы — Иран, Византия, вестготская Испания — были ослаблены внутренними распрями или взаимной враждой. Их население, уставшее от войн и тяжёлых налогов, часто готово было покориться без боя. Этому способствовала и терпимость арабов по отношению к «людям Писания» — так они называли христиан и иудеев, резко отличая их от язычников. В то же время освобождение от некоторых важных налогов побуждало покорённое население переходить в ислам, тем более что в новой вере узнавались черты иудаизма и христианства. Принять такую веру было легче. В середине VIII в. арабские завоевания в основном закончились. Арабы создали самую огромную державу, какую к тому времени знала история. Арабские завоевания Расцвет и распад Халифата Арабские завоевания разворачивались на фоне жестокой борьбы за власть халифа. В ходе этой борьбы мусульмане разделились на шиитов (от слова «аш-шиа» — сторонники) и суннитов (от слова «сунна», что означает «предание»). Сунниты и шииты ожесточённо спорили о том, кто должен быть имамом, т. е. религиозным главой всех мусульман, и о многом другом. Те и другие считали себя сторонниками истинного учения Мухаммада, которое было искажено их противниками. Позже оба направления распались на множество течений и сект, однако в целом деление мусульман на суннитов и шиитов сохранилось до наших дней. На рубеже VIII-IX вв. Арабский халифат выглядел, как никогда, прочным. Столичный Багдад был одним из самых больших городов мира, двор халифов утопал в роскоши. Память о могуществе Халифата сохранилась в сказках «Тысяча и одна ночь», но расцвет Халифата оказался недолговечным. Во-первых, покорённые народы далеко не всегда желали мириться с завоевателями. Уже в VIII-IX вв. по Халифату прокатилась волна мятежей и народных волнений. Во-вторых, под властью халифов оказалась слишком большая территория. Наместники отдельных областей — эмиры — чувствовали себя в своих владениях полными хозяевами. Сначала отделилась Испания, затем отделились Марокко, Египет, Средняя Азия. Вскоре халифы потеряли реальную власть, а в XIII в. монголы завоевали Багдад. Задание №3 «Тесты» 1. Укажите правильную последовательность событий: а) падение Берлинской стены; - 9 ноября 1989 года б) начало военных действий США в Корее; - 25 июня 1950 года в) Карибский кризис; -14 октября 1962 года г) операция США «Буря в пустыне». - 17 января 1991 года Ответ: Б, В, А, Г 2. Термины: «Первый континентальный конгресс» и «Бостонское чаепитие» относятся к: а) войне между США и Испанией; б) войне между США и Мексикой; в) гражданской войне в США; г) войне за независимость североамериканских колоний. Ответ: Г 3. Укажите две страны, возникшие на карте Европы после распада Австро-Венгрии: а) Швейцария; б) Монако; в) Люксембург; г) Чехословакия. д) Сан-Марино; е) Венгрия. Ответ: Г, Е 4. Укажите свод законов, созданный в VI в. при короле франков Хлодвиге I … Ответ: "Салическая правда" 5. Переход Европы от эпохи Средневековья к Новому времени связан с: а) окончанием Столетней войны; б) завершением крестовых походов; в) зарождением буржуазных отношений в Европе; г) расцветом феодальных отношений в Европе. Ответ: В Список использовавшихся источников Интернет ресурс – «ВикипедиЯ (Свободная инциклопедия)» История государства и права зарубежных стран (Чибиряев С.А., 2002) Переход от Средневековья к Новому времени – статья на интернет ресурсе https://lektsii.org/7-46977.html |