Главная страница

Космический детерминизм Чижевского. Космический детерминизм А. Л. Чижевского


Скачать 35.93 Kb.
НазваниеКосмический детерминизм А. Л. Чижевского
АнкорКосмический детерминизм Чижевского
Дата26.04.2023
Размер35.93 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаKosmicheskiy_determinizm_chizhevskogo (1).docx
ТипРеферат
#1091835

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования

«Ижевская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра «Философии»

РЕФЕРАТ

По дисциплине «философия»

На тему: «Космический детерминизм А. Л. Чижевского»

Выполнила: студентка группы №109П

Галиуллина Эльвина Ильдаровна

Проверил кандидат философских наук,

доцент кафедры:

Трефилов Владимир Александрович

2022

СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3

1. Основная характеристика Чижевского А. Л. 4

2. Формирование и сущность космического детерминизма Чижевского 8

Заключение 13

Список используемой литературы 15

Введение


Актуальностью данной работы является то, что сегодня, когда культура, включая философию, находится в кризисе, когда духовное вытесняется материальным, массовая культура доминирует над культурой подлинной, когда ослабевает интерес к науке, современному знанию о мире особенно нужны новые смыслы. В этом контексте становится все более важной роль космического мировоззрения. «Космос направляет мир к овладению Красотою».

Космизм был тем целенаправляющим стержнем, который привел А.Л.Чижевского к ряду выдающихся открытий. Одно из них — разработка ключевых фрагментов междисциплинарного направления исследований, которое сейчас называют «большой историей». Это направление включает биологическую и социальную эволюцию человека в рамки универсального эволюционизма — от флуктуации вакуума, породившей нашу Вселенную, до глобальных проблем современной цивилизации.

Целью работы является изучение космического детерминизма А. Л. Чижевского. Для того, чтобы выполнить поставленную цель, необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить основную характеристику Чижевского А. Л.;

2. Исследовать формирование и сущность космического детерминизма Чижевского.

Объектом исследования является детерминизм А. Л. Чижевского

Предметом исследования является космический детерминизм А. Л. Чижевского

В работе применялись следующие методы исследования: сбор эмпирических данных, статистический анализ, наблюдение, сравнение.

1. Основная характеристика Чижевского А. Л.


Александр Леонидович Чижевский (1897—1964) — одна из выдающихся фигур нашего времени, «Леонардо ХХ века», как его иногда называли. Крупный ученый, поэт, художник, безукоризненный моральный авторитет, он был также глубоким мыслителем-космистом. Ему принадлежат многочисленные идеи мировоззренческого плана. Фундаментальное значение многих из них было очевидно и раньше. В 30-е годы за нетрадиционный взгляд на социально-исторические процессы А.Л.Чижевскому был приклеен ярлык «враг под маской ученого», и он долгие годы провел в заключении. Некоторые мировоззренческие размышления Чижевского настолько опережали свое время, что лишь сейчас мы начинаем, наконец, осознавать их эвристическую силу, все более и более убеждаясь в том, что они должны стать ориентирами современной науки и культуры, хотя и в новой, модернизированной форме.

Любовь к творчеству, проявляющая себя в разных формах, «безусловно присуща» и человеку. Философия, наука, искусство, поэзия — каждое из этих высших творческих проявлений человеческого духа привлекало Чижевского, в каждое он внес свой вклад. Особенно его интересовали относимые им «к вопросам величайшей важности» следующие мировоззренческие проблемы: «...удастся ли нам когда-нибудь познать природу как она есть, а не как нам кажется. Хаос или гармония управляют всем происходящим в мире; однородно или многоразлично вещество, создающее видимый мир, и что оно представляет из себя; смертна или бессмертна органическая жизнь, случайна или вездесуща она; смертен или бессмертен мир; конечно или бесконечно пространство». Подобно В.И.Вернадскому, настаивавшему на необходимости «научного мировоззрения», он подчеркивал, что огромную и даже доминирующую роль в решении этих фундаментальных проблем мировоззрения должна играть наука1.

Свою философскую позицию Чижевский называл «критическим реализмом» или «научным реализмом», что является синонимом материализма. В основе этой позиции лежит «уверенность, что создаваемая наукой, и только наукой, физическая картина мира представляет собой не одну лишь творческую способность нашего ума, а отражает подлинно существующие и независимые от нас процессы природы». По его мнению, необходимо такое «приближение к научному постижению вещи в себе, которое стремится освободить научную картину мира от всякого антропоморфизма». Материалистическая тенденция — доминирующая и определяющая черта мировоззрения Чижевского.

В контексте своего понимания критического, или научного, реализма Чижевский высказал интересные соображения о процессе познания мира. Например, обсуждая природу философских принципов, выходящих за границы как экспериментального, так и теоретического исследования (цель которых «разгадать внутреннюю сущность вещей и дали неба»), он отметил, что открытию этих принципов содействуют образы, возникающие либо при участии каких-нибудь внешних факторов, либо «исключительно с помощью углубленного мышления и творческой фантазии». При зарождении образа «имеет, очевидно, большое значение творческая интуиция», подчеркивал Чижевский2.

К числу сделанных таким путем открытий он относил ряд философских концепций, нашедших впоследствии блестящее научное оправдание — атомизм Лукреция, образные «предчувствия» средневековых алхимиков о возможности превращения химических элементов и другие. Образы содействуют поискам связей между различными явлениями природы, дают возможность «рассматривать невидимое под образом видимого», исследовать «явления, не поддающиеся опыту».

Достижения современного ему естествознания Чижевский интерпретировал так: «Идея неоплатоников о едином мировом субстрате и идея пифагорейцев о едином правящем принципе постепенно отрываются из недр времени и подготавливаются к более интенсивной жизни в грядущем». Рассматривая проблемы симметрии в природе, он склонялся к тому, что иногда называют «пифагорейской мистикой чисел». Например, симметрия в строении листьев на дереве или чешуек на сосновой шишке подчиняется строгим числовым закономерностям того типа, открытие которых приписывается пифагорейцам. «Золотому сечению» пифагорейцев, которое в эпоху Возрождения называли еще Божественной пропорцией, видя в ней меру мировой Гармонии, Чижевский придавал большое значение. Все эти соображения он связывал с существованием «точного, извечно-сущего космического закона», определяющего изучаемые нами явления природы.

Помимо материалистических, энергетистских, пифагорейских, неоплатонических идей, в концепции Чижевского немалое место занимают и астрологические представления, но коренным образом переосмысленные с позиций современной ему науки. Многочисленны обращения Чижевского и к древней мудрости Востока. Например, одна из центральных идей его концепции — идея ритма в космической эволюции — имеет своим истоком как античную, так и восточную философскую мысль. Идеи и образы, свойственные самым разным философским традициям, моделируют концепцию Чижевского, но это отнюдь не признак какой-то непоследовательности или эклектичности.

В связи с этим вспомним известные слова Альберта Эйнштейна о том, что естествоиспытатель не может при построении своего мира понятий слишком сильно ограничивать себя принципами какой-либо одной философской системы. Он будет казаться реалистом, говорил Эйнштейн, поскольку объект его исследований — внешний мир, идеалистом — поскольку научные понятия теории он рассматривает как «свободные творения человеческого духа», не вытекающие непосредственно из опыта, платоником и пифагорейцем — поскольку считает логическую простоту необходимым и действенным инструментом исследования и т.д.3

С большой искренностью это высказывание раскрывает отношение великого естествоиспытателя к мировоззренческим, философским основаниям научного поиска. Невозможность вывести принципиально новое знание из уже известного заставляла его выходить за пределы эмпирического и теоретического уровня науки, в мировоззренческую сферу — для формирования новых идеалов и норм познания, новой научной картины мира.

И таким был путь не одного только Эйнштейна. И Коперник, и Кеплер, и Ньютон, и Бор, и А.А.Фридман, создатель теории расширяющейся Вселенной, — все они шли аналогичным путем. Их творчество вдохновлялось теми философско-мировоззренческими идеями, которые были наиболее созвучны их собственным научным проблемам, причем, как правило, при этом более или менее органично сочетались взгляды разных мыслителей.

2. Формирование и сущность космического детерминизма Чижевского


Главной научной заслугой Александра Леонидовича Чижевского (1897-1964) является открытие всепроникающего влияния на динамику жизнедеятельности в биосфере и социосфере солнечной активности. В написанной для французского читателя книге он подчеркивал, что обрушивающиеся со всех сторон извне на Землю разнообразные радиации оказывают серьезное влияние на ее физическую и органическую жизнь, "они связывают наружные части Земли непосредственно с космической средой, роднят ее с нею, постоянно взаимодействуют с нею, а потому и наружный лик Земли, и жизнь, наполняющая его, являются результатом творческого воздействия космических сил"4.

Чижевский установил, что все земное пульсирует в ритмах Солнца, что все стихийно протекающие процессы на Земле, во всех ее взаимосвязанных оболочках (геосферах) развиваются в согласии с ними. "Мы привыкли, - писал он, - придерживаться грубого и узкого антифилософского взгляда на жизнь как на результат случайной игры только земных сил. Это, конечно, неверно. Жизнь же, как мы видим, в значительно большей степени явление космическое. Она создана воздействием творческой динамики космоса на инертный материал Земли. Она живет динамикой этих сил, и каждое биение органического пульса согласовано с биением космического сердца - этой грандиозной совокупности туманностей, звезд, Солнца и планет".

Подтверждения своим догадкам Чижевский искал в трудах современников и в свидетельствах далекого прошлого. " .Мысль об особом солнечном влиянии на организм принадлежит не одному мне, а сотням и тысячам тех летописцев и хроникеров, которые записывали необычайные явления на Солнце, глад, моровые поветрия и другие массовые явления на Земле. Но я облек древнюю мысль в форму чисел, таблиц и графиков и показал возможность прогнозирования".

Статистические исследования позволили Чижевскому убедиться в совпадении во времени колебаний рядов, казалось бы, не связанных друг с другом явлений: возмущениям солнечной активности сопутствуют возмущения в биосфере на всех уровнях ее сложной организации. Одиннадцатилетнему солнечному циклу отчетливо соответствуют периодически повторяющиеся вспышки массовых заболеваний человека, животных и растений. Таким образом, было установлено: подъемы и спады массовых распространений характерных нарушений нормальной жизнедеятельности организмов людей, животных и растений (как, например, вспышки эпидемий, эпизоотии, эпифитий) повторяются в ритме многолетней цикличности колебаний активности Солнца5.

Так, обнаружив явление метахромазии (изменения цветовой окраски) бактерий, вызываемое возмущениями солнечной активности, Чижевский сделал вывод, что это дает возможность предсказывать наступление неблагополучных в гелиогеофизическом отношении дней. Мы постоянно живем в окружении разнообразной микрофлоры, но подъемы и спады ее агрессивности подчиняются солнечному ритму. Азиатская холера, например, никогда не исчезает с лица Земли, а лишь по временам затихает, сосредоточившись в каком-либо участке, чтобы вспыхнуть снова. Эти периоды затишья и вспышек поразительно совпадают с успокоением и возмущением в пятнообразовательной деятельности Солнца. Именно в максимум солнечной активности холерные эпидемии иногда принимают катастрофически угрожающий характер. Текущая динамика физических процессов на Солнце сказывается также на статистически фиксируемых колебаниях сердечно-сосудистых, нервно-психических и прочих заболеваний, на надежности функционирования систем "человек - машина" (о чем свидетельствует статистика автодорожных, летных происшествий, а также производственных травм).

Чижевский показал, что не следует ограничивать рассмотрение механизма массовых, спонтанно возникающих на Земле явлений не только пределами планеты, но даже Солнечной системы. В формировании и развитии неблагоприятных для человека и животных возмущений не могут не участвовать и другие космические силы, пока еще скрытые от нас. С этим выводом научная мысль совершила принципиальный скачок, имеющий большое мировоззренческое и методологическое значение. "Быть может, - писал Чижевский в 1938 г., - и эрруптивная деятельность на Солнце, и биологические явления на Земле суть соэффекты одной общей причины - великой электромагнитной жизни Вселенной? Эта жизнь имеет свой пульс, свои периоды и ритмы. Наука будущего должна будет решить вопрос, где зарождаются и откуда исходят эти ритмы?". Им впервые была установлена связь динамики стохастических (стихийных) процессов в биосфере с динамичным воздействием космических факторов, в первую очередь - солнечной активности. Развитие вызванных этим открытием научных идей и многочисленные экспериментальные исследования медиков и биологов разных направлений привели к формированию специальной дисциплины - гелиобиологии6.

Чижевский доказал также, что механизм выявленной им связи сложен и неоднозначен ввиду вмешательства дополнительных, сугубо земных факторов. Существует определенное взаимодействие различных областей географической оболочки между собой, которое накладывает свой отпечаток на биосферные проявления статистически фиксируемых связей Земли с космосом. Так, колебания урожайности, произрастания семян, роста древесины, улова рыбы и т. д., хотя и связаны с периодами солнечной активности, для различных местностей обнаруживают отклонения от максимумов и минимумов этой активности. Такого же рода особенности ученый обнаружил и в распределении эпидемий в пространстве и во времени7.

Чижевский как бы завершил начатую еще создателем гелиоцентрической картины мироздания Н. Коперником ломку геоцентризма в науке. Он "взорвал" геоцентризм в его последнем прибежище - науке о жизни, - и это открыло космическую перспективу дальнейшего развития биологии и медицины. В его трудах термин "космический" служил адекватному обозначению сути качественного скачка в познании и практике человечества.

Космическая экология была главной "осью", вокруг которой преимущественно вращались научные помыслы Чижевского. Однако ученый установил, что и массовые, стихийно протекающие социальные (в том числе исторически значимые) процессы на Земле связаны с солнечной активностью. Он не игнорировал и не умалял при этом роли экономических и политических факторов, предвидя возможные нападки, отмечал, что в обществоведении и без него на детальное уяснение законов экономики и политики было обращено самое серьезное внимание, его же целью было вскрыть роль некоторых естественных факторов в социальных движениях человеческих коллективов, прояснить вопрос о влиянии такого мощного космического фактора, как периодическая пятнообразовательная деятельность солнца, на поведение организованных масс и на течение всемирно-исторического процесса. Причем свои работы автор рассматривал лишь как постановку нового вопроса: "Мы отнюдь не претендуем на безусловную достоверность и тем менее на категоричность наших соображений и высказываний по данному предмету. Они должны только показать, что объективное изучение связи между одними и другими явлениями природы, которые до сих пор считались независимыми друг от друга, может пролить свет на самые разнообразные случаи психологической и общественной жизни человека".

Чижевским было разработано учение, названное им гелиотараксией (от греческих слов "гелиос" - Солнце и "тараксио" - возмущаю). Суть его состоит в установлении постоянного влияния меняющейся гелиогеофизической обстановки на людей. Чижевский изучил структуру развития такого влияния во времени - от возникновения до завершения, спада - и установил, что солнечные возмущения как бы управляют энергетизмом человека и человеческих масс - Солнце не заставляет их делать что-либо конкретное (не оно вызывает бунты, революции и войны, как это пытались изобразить вульгаризаторы и недоброжелатели Чижевского), а обусловливает прилив или отлив спонтанной энергии в них, либо побуждая к какому-либо социальному действию (содержание его зависит от конкретно-исторических обстоятельств), либо способствуя спаду общей активности. Эта динамика связана с подсознательными и эмотивными нервно-психическими реакциями. Она особенно отчетливо наблюдается в поведении лиц с нервными и психическими отклонениями от нормы, а также у индивидов, находящихся в пограничном состоянии. Эта концепция Чижевского имеет значение для организации социально-психологического мониторинга в интересах прогнозирования поведения масс.

Обобщая все сказанное, можно сделать вывод, что если Коперник преобразил картину мира, сделав Землю рядовым небесным телом, то Чижевский ввел социум в космос, связав историю человечества с историей Вселенной.

Заключение


Конечные выводы А.Л.Чижевского зависят от принятых им устаревших предпосылок (пандетерминизм) лишь по своей форме, но не по содержанию. Они могут быть включены в современную постнеклассическую науку. Причинно-следственная связь спонтанных нестационарных процессов на Солнце с жизнедеятельностью биосферы и социосферы может быть понята в контексте вероятностного способа описания и объяснения.

Концепция Чижевского выступает необходимым фрагментом сценария самоорганизующейся Вселенной. Она имеет первостепенное значение для разработки проблем «Большой истории», непосредственно включая социально-исторические события в рамки процессов космической самоорганизации. Спонтанные проявления вспышечной активности Солнца играют роль спусковых механизмов, периодически вызывающих нелинейные по своей природе земные последствия.

Выявленные А.Л.Чижевским механизмы воздействия солнечной активности на социально-исторический процесс по своей сути совпадают с теми, которые сформулированы Г.-К.Юнгом в его аналитической психологии. Чижевский обнаружил влияние солнечной активности на сферу коллективного бессознательного и через нее - на человеческую историю.

Это влияние носит вероятностный, стохастический характер. Так, не во всех странах одновременно происходят эпидемии, войны, революции, но вспышки на Солнце нелинейным образом усиливают влияние земных факторов.

Отсюда следует, что концепция космических факторов биологических и социальных процессов является, вопреки распространенному равнодушию, одним из наиболее ценностно значимых достижений научной мысли XX века, сравнимым с разработкой квантовой механики или генетики. Она непосредственно затрагивает перспективы человечества в условиях нарастания глобальных проблем техногенной цивилизации.

Будем же надеяться, что русский космизм, открывший дорогу к пониманию будущего, — в том числе концепция А.Л.Чижевского, — поможет человечеству и нашей Родине, России найти выход из временного тупика, в котором оказалась современная цивилизация.

Список используемой литературы


  1. Артамонова, Т. А. Краткий курс философии и философии науки : учебное пособие / Т. А. Артамонова, С. М. Журавлева, А. В. Иванов. — Издание второе, дополненное. — Барнаул : АГАУ, 2019. — 187 с. 

  2. Коротков, Н. В. Философия : учебно-методическое пособие / Н. В. Коротков. — Киров : Кировский ГМУ, 2021. — 102 с.

  3. Лесовская, М. И. Концепции современного естествознания: рабочая тетрадь : учебное пособие / М. И. Лесовская, С. С. Юферев. — Красноярск : КрасГАУ, 2019. — 68 с. 

  4. Ондар, Н. Д. Отечественная философия: единство в многообразии : учебно-методическое пособие / Н. Д. Ондар, А. А. Данчай-оол. — Кызыл : ТувГУ, 2019. — 59 с.

  5. Чижевский А.Л. В науке я прослыл поэтом... Калуга, 1996.

  6. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. М., 1995.

  7. Чижевский А.Л. Основное начало мироздания. Архив РАН. Ф. 1703. Оп. 1.

1 Чижевский А.Л. В науке я прослыл поэтом... Калуга, 1996.

2 Артамонова, Т. А. Краткий курс философии и философии науки : учебное пособие / Т. А. Артамонова, С. М. Журавлева, А. В. Иванов. — Издание второе, дополненное. — Барнаул : АГАУ, 2019. — 187 с.

3 Коротков, Н. В. Философия : учебно-методическое пособие / Н. В. Коротков. — Киров : Кировский ГМУ, 2021. — 102 с.

4 Чижевский А.Л. Основное начало мироздания. Архив РАН. Ф. 1703. Оп. 1.

5 Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. М., 1995.

6 Лесовская, М. И. Концепции современного естествознания: рабочая тетрадь : учебное пособие / М. И. Лесовская, С. С. Юферев. — Красноярск : КрасГАУ, 2019. — 68 с.

7 Ондар, Н. Д. Отечественная философия: единство в многообразии : учебно-методическое пособие / Н. Д. Ондар, А. А. Данчай-оол. — Кызыл : ТувГУ, 2019. — 59 с.


написать администратору сайта